Аль-Фараби: биография, личная жизнь, достижения, фото. Аль-фараби: биография жизнь идеи философия: аль фараби

Аль-Фа-ра-би Абу-Наср Ибн Му-хам-мед - фи-ло-соф, уче-ный-эн-цик-ло-пе-дист, один из глав-ных пред-ста-ви-те-лей вос-точ-но-го арис-то-те-лиз-ма, пе-ре-пле-та-ю-ще-го-ся с не-оп-ла-то-низ-мом. Про-зви-ще – Вто-рой учи-тель (пос-ле Арис-то-те-ля). Жил в Баг-да-де, Алеп-по, Да-мас-ке. Ос-нов-ные со-чи-не-ния: "Гем-мы муд-рос-ти", "Трак-тат о взгля-дах жи-те-лей добро-де-тель-но-го го-ро-да", трак-тат о клас-си-фи-ка-ции на-ук, "Боль-шая кни-га о му-зы-ке".
Аль-Фа-ра-би ро-дил-ся в 870 го-ду в рай-о-не Фа-ра-ба, в го-род-ке Ва-сидж, у впа-де-ния ре-ки Арысь в Сыр-дарью (тер-ри-то-рия со-вре-мен-но-го Ка-зах-ста-на). Он вы-хо-дец из при-ви-ле-ги-ро-ван-ных сло-ев тюр-ков. Пол-ное имя – Абу-Наср Му-хам-мад Ибн Му-хам-мед Ибн Тар-хан Ибн Уз-лаг аль-Фа-ра-би ат-Тур-ки.

Стре-мясь по-знать мир, аль-Фа-ра-би по-ки-нул род-ные ме-с-та. По од-ним све-де-ни-ям, он ушел в юнос-ти, по дру-гим – в воз-рас-те око-ло со-ро-ка лет. Аль-Фа-ра-би по-бы-вал в Баг-да-де, Хар-ра-не, Ка-и-ре, Да-мас-ке, Алеп-по и дру-гих го-ро-дах Араб-ско-го ха-ли-фа-та.
Су-щест-ву-ет сви-де-тель-ст-во о том, что до сво-е-го увле-че-ния на-ука-ми аль-Фа-ра-би был судь-ей. Рас-ска-зы-ва-ет-ся так-же и о том, как он при-об-щил-ся к зна-ни-ям. Од-наж-ды один из близ-ких лю-дей от-дал аль-Фа-ра-би на хра-не-ние кни-ги, сре-ди ко-то-рых бы-ло мно-го трак-та-тов Арис-то-те-ля. Аль-Фа-ра-би и на-чал лис-тать эти кни-ги и увлек-ся ими.

Аль-Фа-ра-би до при-ез-да в Баг-дад вла-дел тюрк-ским язы-ком и не-ко-то-ры-ми дру-ги-ми, но не знал араб-ско-го, к кон-цу же жиз-ни вла-дел бо-лее чем семь-ю-де-сятью язы-ка-ми. Жи-вя в Баг-да-де, аль-Фа-ра-би на-чал за-ни-мать-ся раз-лич-ны-ми на-ука-ми, преж-де все-го ло-ги-кой. В это вре-мя в Баг-да-де на-ибо-лее по-пу-ляр-ным мыс-ли-те-лем был Абу-Бишр Мат-та бен-Йу-нис. Ря-ды его уче-ни-ков по-пол-нил аль-Фа-ра-би, ко-то-рый за-пи-сал со слов Абу-Бишр Мат-та ком-мен-та-рии к тру-дам Арис-то-те-ля по ло-ги-ке. Аль-Фа-ра-би уг-лу-бил-ся в изу-че-ние на-сле-дия Арис-то-те-ля, он об-ре-та-ет лег-кость вос-при-я-тия идей и со-во-куп-нос-ти за-дач и про-блем, по-став-лен-ных ве-ли-ким гре-ком.

Ре-зуль-та-том раз-нос-то-рон-них на-уч-ных изыс-ка-ний аль-Фа-ра-би явил-ся трак-тат "О клас-си-фи-ка-ции на-ук", в ко-то-ром в стро-гом по-ряд-ке бы-ли пе-ре-чис-ле-ны на-уки то-го вре-ме-ни, опре-де-лен пред-мет ис-сле-до-ва-ния каж-дой.
В Баг-да-де аль-Фа-ра-би ос-но-ва-тель-но по-пол-ня-ет свои зна-ния, вхо-дит в кон-такт с вид-ны-ми уче-ны-ми и до-воль-но быст-ро ста-но-вит-ся са-мым ав-то-ри-тет-ным сре-ди них. Но в сре-де дог-ма-ти-чес-ки на-стро-ен-ных бо-го-сло-вов воз-ни-ка-ет не-при-язнь ко все-му строю мыш-ле-ния аль-Фа-ра-би, на-це-лен-но-му на от-кры-тие ра-ци-о-на-лис-ти-чес-ких пу-тей по-зна-ния и по-ис-ки до-сти-же-ния для лю-дей счастья в зем-ной жиз-ни. В кон-це кон-цов аль-Фа-ра-би вы-нуж-ден по-ки-нуть Баг-дад.

Он на-прав-ля-ет-ся в Еги-пет че-рез Да-маск. В сво-ей кни-ге "Граж-дан-ская по-ли-ти-ка" он упо-ми-на-ет, что на-чал ее в Баг-да-де, а кон-чил в Ка-и-ре (Миср). Пос-ле пу-те-шест-вия аль-Фа-ра-би вер-нул-ся в Да-маск, где про-жил до кон-ца сво-их дней, ве-дя в нем уеди-нен-ный об-раз жиз-ни. Свои со-чи-не-ния он за-пи-сы-ва-ет на от-дель-ных лис-тах (по-это-му поч-ти все со-здан-ное им при-ня-ло фор-му от-дель-ных глав и за-пи-сок, не-ко-то-рые из них со-хра-ни-лись лишь в фраг-мен-тах, мно-гие не бы-ли за-кон-че-ны). Умер он в воз-рас-те вось-ми-де-ся-ти лет и был по-гре-бен за сте-на-ми Да-мас-ка у Ма-лых во-рот. Со-об-ща-ют, что мо-лит-ву по не-му на че-ты-рех па-пи-ру-сах чи-тал сам пра-ви-тель.

Фи-ло-соф-ская де-я-тель-ность аль-Фа-ра-би мно-гог-ран-на, он был уче-ным-эн-цик-ло-пе-дис-том. Об-щее ко-ли-чест-во ра-бот фи-ло-со-фа ко-леб-лет-ся меж-ду 80-ю и 130-ю.

Аль-Фа-ра-би стре-мил-ся по-стичь кон-струк-цию ми-ра сис-те-ма-ти-чес-ки. На-ча-ло вы-гля-дит впол-не тра-ди-ци-он-но – это ал-лах. Се-ре-ди-на – это иерар-хия бы-тия. Че-ло-век это ин-ди-вид, по-сти-га-ю-щий мир и дей-ст-ву-ю-щий в нем. Ко-нец – до-сти-же-ние под-лин-но-го счастья.

Боль-шое зна-че-ние аль-Фа-ра-би при-да-вал уяс-не-нию ме-с-та че-ло-ве-ка в по-зна-нии. Чув-ст-вен-но-го по-зна-ния не-до-ста-точ-но для по-сти-же-ния сущ-нос-ти. Это воз-мож-но толь-ко по-сред-ст-вом ра-зу-ма.

"Трак-тат о взгля-дах жи-те-лей добро-де-тель-но-го го-ро-да" – од-но из са-мых зре-лых про-из-ве-де-ний аль-Фа-ра-би. Он со-здан в 948 го-ду в Егип-те.

Здесь со-дер-жит-ся уче-ние о "добро-де-тель-ном го-ро-де", во гла-ве ко-то-ро-го сто-ит фи-ло-соф. Аль-Фа-ра-би по-ла-га-ет, что цель че-ло-ве-чес-кой де-я-тель-нос-ти – счастье, ко-то-ро-го мож-но до-стиг-нуть лишь при по-мо-щи ра-зум-но-го по-зна-ния. Об-щест-во мыс-ли-тель отож-дест-влял с го-су-дар-ст-вом. Об-щест-во – тот же че-ло-ве-чес-кий ор-га-низм. "Добро-де-тель-ный го-род по-до-бен здо-ро-во-му те-лу, все ор-га-ны ко-то-ро-го по-мо-га-ют друг дру-гу, с тем, что-бы со-хра-нить жизнь жи-во-го су-щест-ва".

Ли-те-ра-ту-ра

Со-чи-не-ния
Аль-Фа-ра-би. Фи-ло-соф-ские трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1970.
Аль-Фа-ра-би. Ма-те-ма-ти-чес-кие трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1972.
Аль-Фа-ра-би. Со-ци-аль-но-эти-чес-кие трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1973.
Аль-Фа-ра-би. Ло-ги-чес-кие трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1975.
Аль-Фа-ра-би. Ком-мен-та-рии к «Аль-ма-гес-ту» Пто-ле-мея. Ал-ма-Ата, 1975.
Аль-Фа-ра-би. О ра-зу-ме и на-уке. Ал-ма-Ата, 1975.
Аль-Фа-ра-би. Ис-то-ри-ко-фи-ло-соф-ские трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1985
Аль-Фа-ра-би. Ес-тест-вен-но-на-уч-ные трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1987
Аль-Фа-ра-би. Трак-та-ты о му-зы-ке и по-э-зии. Ал-ма-Ата, 1993.

О нём
Га-фу-ров Б. Г., Ка-сым-жа-нов А. Х., Ал-Фа-ра-би в ис-то-рии куль-ту-ры. М., 1975.
Да-у-ке-е-ва С. Фи-ло-со-фия му-зы-ки Абу Нас-ра Му-хам-ма-да аль-Фа-ра-би. Ал-ма-ты: Фонд Со-рос - Ка-хах-стан, 2002.
Ка-сым-жа-нов А. Х. Абу-Наср аль-Фа-ра-би. М.: Мысль, 1982.
Ку-бе-сов А. Ма-те-ма-ти-чес-кое на-сле-дие ал-Фа-ра-би. Ал-ма-Ата, На-ука, 1974.
Са-га-де-ев А. В. Уче-ние Ибн Руш-да о со-от-но-ше-нии фи-ло-со-фии, тео-ло-гии и ре-ли-гии и его ис-то-ки в тру-дах ал-Фа-ра-би. В кн.: Ал-Фа-ра-би. На-уч-ное твор-чест-во. М., 1975.
Хай-рул-ла-ев М. М. Фа-ра-би, эпо-ха и уче-ние. Таш-кент, 1975.
Хай-рул-ла-ев М. М. Абу Наср ал-Фа-ра-би: 873-950. М., 1982.
Шай-му-хам-бе-то-ва Г. Б. Уче-ние Пла-то-на об иде-ях и те-о-рия ра-зу-ма ал-Фа-ра-би. В кн.: Ал-Фа-ра-би. На-уч-ное твор-чест-во. М., 1975.
Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.
Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996.
Fakhry M.Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002.
Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. In Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge UP, 2005.
Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993.

Краткая биография аль-Фараби на русском, пересказанная в этой статье, поможет читателю лучше понять этого загадочного мыслителя. В арабской философской традиции он упоминается под величественным прозвищем «Второй Учитель», в то время как Аристотель был известен на Востоке как «Первый Учитель». Аль-Фараби приписывают сохранение оригинальных греческих текстов в Средние века. Он повлиял на многих видных философов, таких как Авиценна и Маймонид. Благодаря своим работам он стал известен как на Востоке, так и на Западе.

Общие сведения

Историки классифицируют аль-Фараби как представителя восточной группы мусульманских философов, на которых повлияли арабские переводы греческих философов несторианскими христианами в Сирии и Багдаде. В течение своей жизни он уделял большое внимание логике и считал, что каждый человеческий индивидуум обладает способностью различать добро и зло, что он считал основой всей морали. Историки приписывают ему сохранение произведений Аристотеля, которые иначе могли быть забыты и впоследствии уничтожены во времена Темных веков. Он получил прозвище Маллим-э-Сани, которое часто переводится как «второй мастер» или «второй учитель» после Аристотеля, которого считали первым мастером.

К 832 году в Багдаде была группа переводчиков, занятая переводом греческих текстов Платона, Аристотеля, Фемистия, Порфира и Аммониуса на арабский язык. Эти усилия привели к тому, что прародители исламской философии приняли неоплатонический подход к религиозной мысли, и аль-Фараби в этом отношении считается первопроходцем. Под влиянием исламского суфизма и чтения Платона Фараби также исследовал мистику и метафизику, поместив созерцание выше действия. Аль-Фараби попытался обеспечить рациональное объяснение таких метафизических концепций, как Пророчество, Рай, Предопределение и Бог. Он писал об этом в своих интерпретациях исламских религиозных теорий, основанных на чтениях Платона и Аристотеля. Аль-Фараби также считал, что пророки развили свой дар, придерживаясь строго морального образа жизни, а не просто рождаясь с божественным вдохновением. Фараби также считается выдающимся музыкальным теоретиком. Среди его работ по музыкальной теории - Китаб Маусики аль-Кабир (Великая гармоничная музыка), «Стили в музыке» и «О классификации ритмов», в которых он определил и представил подробные описания музыкальных инструментов и изучил акустику. Он также писал серьезные работы по математике, политологии, астрономии и социологии.

Аль-Фараби: биография

Существуют различия в версиях, касающихся происхождения и родословной ученого. Сведения об аль-Фараби свидетельствуют о том, что при жизни он не проявлял интереса к составлению своей официальной биографии или написанию мемуаров, а все факты о его жизни основаны на слухах или догадках (как это происходит с другими современниками великого философа). Мало что известно о его жизни. Ранние источники включают автобиографический отрывок, в котором аль-Фараби прослеживает историю логики и философии вплоть до своего времени, а также краткие упоминания аль-Масуди, ибн аль-Надима и ибн Хакала. Саид аль-Андалуси написал в свое время написал биографию этого незаурядного философа. Но у арабских биографов XII-XIII веков было мало фактов о жизни аль-Фараби, и аль-Андалуси использовал вымышленные истории о его жизни.

Этнические корни

Из различных случайных источников известно, что он провел значительное время в Багдаде с христианскими учеными, включая священнослужителя Юхана ибн Айлана, Яхья ибн Ади и Абу Исхака Ибрагима аль-Багдади. Позже философ жил в Дамаске, Сирии и Египте, прежде чем снова вернуться в Дамаск, где он умер в 950 году.

Его звали Абу Наур Мухаммад Фараби, иногда с фамилией семьи аль-Ṭarḵānī. Его дедушка не был известен среди его современников, но его имя, Awzalaḡ, внезапно появляется позже в трудах ибн Аби Уайбии и его прадеда в ибн Халликане.

Его родиной могло быть любое из многих мест в Средней Азии - многие считают, что это был Хурасан. Название «parab / farab» является персидским термином для региона, который орошается сточными источниками или вытекает из близлежащей реки. Существует много мест, которые носят это название (или его различные формы) в Средней Азии, такие как Фараб на Джаксартесе (Сырдарья) в современном Казахстане, Фараб (современный Туркменабат) в Туркменистане, или даже в Фарябе в Большом Хорасане (современный Афганистан). Более древний и распространенный персидский топоним Pārāb (в Лудуд аль-Алам) или Fāryāb (также Pāryāb) переводится как «земли, орошаемые утечкой речной воды». К XIII веку город Фараб на Джаксарте был известен как Отрар.

Ученые сходятся на том, что этническая принадлежность Фараби на данный момент не может быть установлена. Тем не менее многие биографии аль-Фараби на казахском языке (с переводами) утверждает, что легендарный персидский философ был казахом.

Возможное иранское происхождение

Мухаммад Джавад Машхор утверждает, что Фараби происходил из ираноязычного населения Средней Азии. Биографии аль-Фараби на английском также сходятся на том, что он был персом или туркестанским иранцем.

Теория о тюркском происхождении

Димитрий Гутас, американский арабист греческого происхождения, критикует версию о тюркском происхождении философа. Он утверждает, что отчет Ибн Халликана, в котором она обосновывается, направлен на более ранние исторические рассказы Ибн Аби Уайиби и служит цели «доказать» тюркское происхождение аль-Фараби, например, упоминая дополнительную "нисбу" (фамилию) «аль-турк» (араб. «турок»). На самом деле эта фамилия никогда не была частью имени Фараби. На сегодняшний день тюркское происхождение философа доказывается лишь в биографиях аль-Фараби на казахском языке и на других тюркских языках.

Жизнь и образование

Прославленный философ провел почти всю свою жизнь в Багдаде. В автобиографическом пассаже, хранящемся а архиве ибн Аби Ушайбии, аль-Фараби заявил, что изучал логику, медицину и обществознание вплоть до и Аристотелевской аналитики. Его учитель, бин-Хайлан, был несторианским священнослужителем. Этот период обучения, вероятно, проходил в Багдаде. Фараби был в этом городе, по крайней мере, до конца сентября 942 года, если верить его биографическим запискам. Он закончил свою первую книгу в Дамаске в следующем году, т. е. к сентябрю 943 года. Он также учился в Тетуане, Марокко, некоторое время жил и преподавал в Алеппо. Фараби позже посетил Египет, закончив шесть произведений, вошедших в сборник «Мабаде», который был опубликован в Египте в июле 948 года. После этого он вернулся в Сирию, где ему покровительствовал правитель Хамданид Сайф аль-Даулла. Аль-Масуди, утверждал, что Фараби умер в Дамаске в Раджабе между 14 декабря 950 и 12 января 951 года. Точные годы жизни аль-Фараби, однако, окончательно так и не установлены.

Философия

Будучи философом, он был основателем собственной школы ранней исламской философии, известной как «фарабизм», которая стала предтечей авиценнизма. Эта школа пересекается с философией Платона и Аристотеля и переходит от метафизики к методологии, опережая таким образом то время. На уровне философии аль-Фараби теория впервые в истории объединилась с практикой в политической сфере. Его неоплатоническое богословие также не столько связано с метафизикой, сколько с риторикой. В своей попытке осмыслить природу Первопричины Бытия аль-Фараби обнаруживает пределы человеческого знания.

Он оказывал большое влияние на науку и философию на протяжении нескольких столетий и был признан вторым после Аристотеля по части мудрости (о чем говорит его гордый титул «Второго Учителя»). Его работы, направленные на синтез философии и суфизма, проложили путь для работы ибн Сины (Авиценны).

Влияние Платона и Аристотеля

Аль-Фараби также написал комментарий к работе Аристотеля, и одна из его наиболее заметных работ - Аль-Мадина аль-Фадила (اراء اهل المدينة الفاضلة و مضاداتها) - посвящена поиску идеального государственного устройства вслед за Платоном. Фараби утверждал, что религия передавала истину через символы и убеждения, и, подобно Платону, он считал обязанностью философа давать указания государству. Аль-Фараби использовал платоновский метод, проводя параллель изнутри исламского контекста. Его идеалом было теократическое государство под управлением имамов. Аль-Фараби утверждал, что идеальным государством всех времен является город-государство Медина во времена правления в нем Пророка Мухаммада. Правитель Медины и основатель Ислама, по мнению Фараби, был идеальным государем, поскольку находился в прямом контакте с Аллахом.

Метафизика и космология

Процесс эманации бытия по Фараби начинается (метафизически) с Первопричины, основной деятельностью которой является самосозерцание. И именно эта интеллектуальная деятельность лежит в основе ее роли в создании Вселенной. Первопричина, думая о себе, наполняется собственной эманацией, и из нее исходит бестелесная сущность второго разума. Как и его предшественник, второй разум также думает о себе и тем самым создает свою небесную сферу (в данном случае сферу неподвижных звезд), но помимо этого он также должен размышлять о Первопричине, и это вызывает эманацию следующего вселенского разума. Каскад эманаций продолжается до тех пор, пока не достигнет десятого разума, под которым находится материальный мир. И поскольку каждый разум должен рассматривать как себя, так и все большее число предшественников, каждый последующий уровень существования становится все более сложным. Следует отметить, что этот процесс основан на необходимости, а не воле. Другими словами, у Бога нет выбора, создавать ли вселенную или нет, но в силу Его собственного существования Он исторгает ее из себя. Эта точка зрения также предполагает, что Вселенная вечна, и оба эти пункта были подвергнуты критике аль-Газзали в его нападении на философов. История аль-Фараби и его философии показывает, что интеллектуализм средневековых арабов сильно переоценен в современной историографии и массовой культуре.

Практическая философия (этика и политика)

Практическое применение философии было главной проблемой, выраженной Фараби во многих его работах, и, хотя на большинство его философских работ влияла аристотелевская мысль, его практическая философия была безошибочно основана на Платоне и платонизме как таковом. Подражая великому греку, Фараби всегда подчеркивал, что философия является одновременно теоретической и практической дисциплиной. Он называл философов, которые не применяют свою эрудицию к практическим занятиям, «бесполезными».

По заветам Платона

Идеальное общество, писал он, стремится к осознанию «настоящего счастья» (которое можно понимать как философское просвещение), и как таковой идеальный философ должен оттачивать все необходимые искусства риторики и поэтики для передачи абстрактных истин простых людей, а также добиться самого просветления. Аль-Фараби сравнивал роль философа в отношении общества с ролью врачей по отношению к телу. Долг философа, писал он, состоял в том, чтобы создать «добродетельное» общество, исцеляя души людей, устанавливая справедливость и направляя их к «истинному счастью». Годы жизни и смерти аль-Фараби доказывают, что сам он до последнего следовал собственным идеалам.

Арабских ученых древности, которые оставили после себя великое научное и творческое наследие, чтут и в современном мире. Возможно, некоторые их взгляды и понятия кажутся сегодня устаревшими, но в свое время они направляли людей в сторону наук и просвещения. Одним из таких великих ученых был Аль-Фараби. Биография его берет свое начало в городе Фараб (территория современного Казахстана) в 872 году.

Жизнь великого философа

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам.

Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель. Биография Аль-Фараби дает очень скудную информацию, так как при жизни ученого никто не уделял этому внимания, а все имеющиеся данные были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти.

Точно известно:

  • Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе.
  • Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода.
  • Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона.
  • Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где учился и работал одновременно.
  • Закончить образование Аль-Фараби (биография рассказывает об этом более подробно) решил в Багдаде. В то время это была столица и крупный культурный и научный центр.
  • По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическими, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран).
  • Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби (биография не дает более точных данные) изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно.
  • Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым.

Жизнь в Дамаске и мировая известность

Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно.

  • В 941 г. философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты.
  • В свое время Абу Насыр Аль-Фараби (биография не указывает точных дат) посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени.
  • Известно, что в 949 году ученый был в Египте.
  • Существует 2 версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим - был ограблен и убит по пути в Аскалан.

Такой была жизнь Абу Наср Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

Научный подход к обучению

Так уж был устроен ум Аль-Фараби (биография об этом не рассказывает), что мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел.

Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби - это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где арабский ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на 3 типа:

  • Пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата.
  • Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы.
  • Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии.

Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовал продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

Вклад в развитие наук

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на таких ученых средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие. На сегодняшний день известно порядка 130 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

Биография Аль-Фараби на русском языке указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений - это его умственные изыскания и практические опыты.

Философские труды Аль-Фараби

Все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

  • Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям.
  • Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира.
  • Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии.
  • Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.
  • Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно-политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время.

Основа бытия по учению Аль-Фараби

Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на 6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:

  • Первая ступень - это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано.
  • Вторая - появление всего.
  • Третья ступень - это деятельный и находящийся в развитии разум.
  • Четвертая - душа.
  • Пятая ступень - это форма.
  • Шестая - материя.

Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека, и ученый разделяет их на 2 вида:

  • Вещи и состояния, которые он называл “возможно сущими”, так как их природа не всегда вызвана необходимостью их существования.
  • Вторые, наоборот, всегда существуют сами по себе и называются “необходимо сущими”.

Первопричиной всего Аль-Фараби (краткая биография и знакомство с его работами указывают на это) называл Бога, так как только ему присущи цельность и единственность, тогда как остальные ступени имеют множественность.

Вторая причина - это возникновение планет и других небесных тел, которые по своей природе отличаются от земных форм. Третью ступень Аль-Фараби определил космическому разуму, который заботится о живой природе и стремится довести мир до совершенства.

Последние 3 ступени связаны с нашим миром, и им ученый уделил самое пристальное внимание. Он отделил функции Бога от того, что происходит в материальном мире, тем самым ограничив его вмешательство в жизнь людей, дав им свободу воли. Он смог утвердить силу материи, наделив ее вечностью.

Взаимосвязь формы и материи

Немало внимания ученый уделил взаимоотношениям формы и материи. Например, он дает трактовку формы как цельность структуры, а материи - как сущность и основание всех вещей. Именно он указал на то, что форма может существовать только благодаря наличию материи и не может находиться вне тела. Материя, в свою очередь, - это субстрат, который обязательно должен быть наполнен содержанием (формой). Об этом великий ученый пишет в своих работах “О материи и форме” и в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”.

Бог

Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него.

Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства. Слишком смелыми были высказывания Аль-Фараби о строении мира и всего сущего.

Учение об идеальном городе-государстве

Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы:

  • “Трактат о достижении счастья”;
  • “Пути счастья”;
  • “Трактат о войне и мирной жизни”;
  • “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”;
  • “Гражданская политика”;
  • “Трактат об изучении общества”;
  • “О добродетельных нравах”.

Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему своему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью.

Если объединить эти работы, то можно сделать такой вывод из философии автора: люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховность. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды.

О музыке

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби (биография на казахском языке это подтверждает) уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

Это вывело изучение и сочинение музыки на новый уровень. Он познакомил другие народы с музыкой Востока, оставив после себя трактаты “Слово о музыке” и “О классификации ритмов”. В отличие от школы пифагорейцев, по которой слух не имел значения для различения звуков, а главным в этом являются вычисления, Аль-Фараби считал, что именно слух позволяет определять звуки и соединять их в гармонию.

Учение о познании

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание.

Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

Логика, как форма познания

Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби - это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям.

Ученые Востока и других стран поддержали его работы “Введение в логику” и “Вводный трактат по логике”. Логика - это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый.

Память о великом ученом

В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Например, есть об Аль-Фараби биография на казахском, ему посвящены улицы городов и даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники, а 1975 году широко отмечался 1100-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Биография (казакша) не передает всего величия мудрости этого человека.

Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872-951) – знаменитый восточный учёный и философ, теоретик музыковедения, математик. Он комментировал труды Аристотеля, откуда получил звание «Второй Учитель».

Рождение и образование

Ввиду того, что проживал великий мудрец слишком давно, достоверных сведений о его жизненном пути очень мало. Многие даты в его биографии приблизительны. Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную этническую принадлежность.

В районе Фараба, в месте соединения реки Арысь с Сырдарьей, в 1-ом веке нашей эры располагался городок Васидж (сейчас эта территория принадлежит современному Казахстану). В этом месте в 872 году появился на свет Аль-Фараби. Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует слово «тархан».

Азы образования Аль-Фараби получил у себя на родине. В разное время он жил в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш), Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть и познавать мир, и Аль-Фараби уехал из родных мест.

Жизнь в Багдаде

Он принял решение отправиться в Багдад, который на тот момент в Арабском халифате был столицей и считался культурным центром. Путь его был долгим, за время путешествия он посетил несколько иранских городов – Тегеран (тогда он именовался Рей), Исфахан и Хамадан. Аль-Фараби добрался в Багдад в 910 (912) году, поселился в этом городе и принялся изучать науки, языки и различные отрасли. Наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике.

Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.

Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно контрастировали в нём добро и зло.

Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда Аль-Фараби проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу. В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из Аль-Фараби получился великий учёный.

Интересен факт, что приехав в Багдад, Аль-Фараби владел лишь тюркским языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.

Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником.

Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту.

В Харране в то время проживал христианский мыслитель Йуханна бен-Хаилан. Прослышав об этом, Аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам.

По возвращении в Багдад Аль-Фараби занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником» .

Аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.

Жизнь в Дамаске

В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью занимался наукой при этих свечах.

Но спустя пару лет ему повезло: для Аль-Фараби нашёлся покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял искусство с наукой, старался всячески помогать придворным учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.

В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками. Человек он был вовсе не притязательный, ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани выделялось четыре дирхема для философа, этих денег ему было достаточно на жизненные потребности.

В 949 году Аль-Фараби совершил путешествие в Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал это место.
Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии, по одной из которых уход из жизни был естественным. Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он был убит грабителями. Философ скончался в 951 году, его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска. Сам правитель читал молитву по великому учёному, которая была написана на четырёх папирусах.

Память о мыслителе

В память о великом мыслителе Аль-Фараби названы несколько казахских улиц. Его имя присвоено Педагогическому институту культуры в Шымкенте и Казахскому национальному университету в Алма-Ате, имеются памятники философу в казахских городах Алма-Ата и Туркестан.

В 1972 году с международным размахом был отмечен 1100-летний юбилей со дня рождения учёного, центром мероприятий стали Москва, Багдад и Алма-Ата.

Наследие великого философа

Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции.

Разносторонние изыскания Аль-Фараби в научной области вылились в «Трактат о классификации наук». Существовавшие на тот период науки он перечислил в строгом порядке и к тому же определил предмет, который исследует каждая из них. Такой трактат был незаменим для тех, кто занимался научной деятельностью, до Аль-Фараби никто ничего подобного не писал.

Аль-Фараби – основоположник мусульманского философского направления, которое называется восточный перипатетизм и опирается на авторитет Аристотеля. В своём изучении бытия Аль-Фараби идейно был близок к системе мышления Аристотеля (аристотелизму) и идеалистическому направлению, которое опиралось на терминологию Платона (неоплатонизму).

Мыслитель сочинил и оставил потомкам множество трудов по философии:

  • слово о субстанции, о смысле разума, о сновидениях;
  • книги о том, что нужно знать для изучения философии, о разуме юных, о законах, о постоянстве движения вселенной, о смысле философии;
  • трактаты о взглядах жителей добродетельного города и о сущности души.

Среди его работ имеются труды, которые составляют всего 2-3 страницы, но есть и многотомные трактаты.

Много трудился философ над изучением общества и его жизни. Он утверждал, что править добродетельными городами должны предводители религиозной общины и одновременно философы. Все проживающие в добродетельных городах люди должны иметь стремление постичь истинное счастье. Зло и несправедливость должны быть осуждены, а добру и справедливости надо дать господствовать. Мыслитель говорил о том, что у добродетельных городов есть противопоставление – города невежественные. Их народ и правители не имели ни малейшего понятия об истинном счастье, у них не было стремления к счастливой жизни, а интересовало лишь богатство, здоровье тела и наслаждение.

Добродетельный город философ сравнивал с совершенным здоровым телом, все органы которого работают слаженно и помогают друг другу. Руководить таким городом должен человек, обладающий всеми добродетелями – здоровье и знания, совесть и проницательный ум. Со своими подданными глава такого города должен обращаться ласково.

Также увлекался мыслитель астрономией, математикой, филологией и естественными науками, комментировал сочинения Птолемея и Евклида. Аль-Фараби принадлежат следующие сочинения в этих областях наук:

Сочинения Аль-Фараби

Математика

«Руководство по геометрическим построениям»

Астрономия

«Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд»

Естественные науки

«Об органах человека»

«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»

«Об органах животных»

«Слово о пустоте» (эта работа считается первой в истории о вакууме)

«О необходимости искусства химии»

Филология

«О словарях»

«Книга о стихах и риторике»

«Книга об искусстве письма»

«Книга о каллиграфии»

«О буквах и произношении»

Значительным считается вклад Аль-Фараби в музыковедение. В этом направлении он создал «Большую книгу о музыке», в которой систематизировал сведения о восточной и древнегреческой музыке. В этом сочинении философ дал понятию музыки развёрнутое определение, раскрыл её категории, а также описал составляющие элементы музыкальных произведений. Также к музыковедению относятся его работы «Книга о классификации ритмов» и «Слово о музыке».

Великий ученый-философ, астроном, математик, медик средневекового Востока.


Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".

Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.

Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.

И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.

Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.

Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.

Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. "Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ".

Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.

Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.

Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.

9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".