Сербы и албанцы. «Новый мировой порядок». Ущемление прав христиан края

17 февраля 2008 года мятежный сербский край Косово объявил о своей независимости. За десять лет до этого началась страшная война, ставшая кровавой кульминацией нерешенных проблем единой Югославии и прологом ее полного распада. Корреспондент вспоминает, как жило Косово в те роковые дни и какие надежды питали будущие жители де-факто независимого государства.

Ганди с исламским оттенком

В первый раз я приехал в Косово в 1998 году, приблизительно за полгода до начала натовских бомбардировок Югославии. На первый взгляд, столица автономии Приштина производила впечатление типичного провинциального балканского города: много зелени, несколько неплохих ресторанов. Местные никуда не спешили, проводили дни в кафе за чашечкой крепчайшего кофе: терпкий аромат этого напитка доминировал на улицах города. Казалось, ничто не предвещало войны.

Но при более пристальном рассмотрении становилось ясно, что Приштина - очень необычный город. Сербы и местные албанцы (их также называют косоварами) жили словно в параллельных мирах. Они ходили в разные магазины, рестораны, библиотеки. Даже система образования у албанцев была своя. Этот добровольный апартеид был изобретением албанского диссидента и мыслителя Ибрагима Руговы, прозванного «балканским Ганди». Ругова провозгласил принцип ненасильственного сопротивления югославским властям: жить так, как будто их не существует.

Такой апартеид пришелся по вкусу не только албанцам, но и сербам, которые не хотели иметь ничего общего «с этими дикарями». Как я убедился, взаимная ненависть просто зашкаливала. Так, все албанцы убеждали меня, что сербы - это оккупанты, которых нужно изгнать из Косово. У сербов была другая версия: по их мнению, дикие албанские мусульмане пытаются разрушить исконно сербскую святыню - Косово.

История одна - историографии разные

Справедливости ради стоит сказать, что своя правда есть и у албанской, и у сербской историографии. Действительно, в Косово находятся знаменитые монастыри и храмы сербского народа. Но и для албанцев Косово - совершенно особое место: в XIX веке здесь началась борьба за создание их государственности.

Впрочем, в то время, когда я побывал в Косово, многие албанцы решили, что ненасильственные методы борьбы можно дополнить и более традиционными: в середине 90-х годов прошлого столетия в автономии начала действовать вооруженная группировка «Освободительная Армия Косово» (), нападавшая на полицейские патрули и мирных сербов.

Первоначально ОАК противостояла только полиция, но после того как сепаратисты атаковали военные объекты и югославские погранзаставы, к борьбе с ними подключилась и армия. Между тем, как я могу засвидетельствовать, вплоть до начала бомбардировок реальной войны в автономии не было. Общая схема военных действий была такова: бойцы ОАК нападали на какой-нибудь важный объект и моментально пускались в бега, пытаясь скрыться от силовиков. То, что я видел, напоминало борьбу с террористами, но на войну похоже не было. По разным оценкам, из-за таких вылазок погибли от одной до двух тысяч человек - в подавляющем большинстве боевики ОАК. Для края с населением почти в два миллиона это не слишком большая цифра.

Разрушений тоже практически не было: чисто визуально автономия производила впечатление мирного края. После того, что я видел в Хорватии, Боснии и уж тем более в Чечне и Таджикистане, конфликт в Косово казался просто ничтожным. Надо сказать, что косовары очень грамотно поставили пропаганду своих взглядов среди зарубежных журналистов. В кафе, где собирались репортеры, целый день сидел молодой интеллигентный человек с бородкой и в очках. Это был представитель ОАК. На великолепном английском он снабжал журналистов «объективной информацией» и организовывал их встречи с полевыми командирами.

Самое забавное, что периодически в отдаленных албанских селах устраивались парады ОАК, на которые приглашались журналисты. Почему на эти скопления боевиков (о которых знали все!) не нападала сербская армия - для меня остается загадкой, хотя похожие «странности» я наблюдал и на первой войне в Чечне. Возможно, в Косово сербские власти чувствовали свою слабость и боялись спровоцировать эскалацию конфликта.

На одном из таких парадов побывал и я. Зрелище было впечатляющее. Казалось, против «сербских оккупантов» поднялся весь народ. В строю с автоматами стояли даже симпатичные 16-летние косоварки. После парада силами актеров местного самодеятельного театра был показан небольшой спектакль: cолдаты-сербы (лица у этих «полулюдей» были вымазаны черной краской) входили в албанское село и издевались над крестьянами. Конец злодейству смог положить только седобородый албанский старец в феске: он доставал из-за голенища нож, и «сербские трусы» мгновенно ретировались.

Зрители, включая западных журналистов, ликовали - коллективный энтузиазм албанцев захватывал даже бесстрастного наблюдателя. Казалось, что все просто: нужно изгнать сербских «оккупантов», и наступит мир и благодать.

«Нас и русских триста миллионов»

Стоит ли говорить, что сербы смотрели на происходящее иначе. «Против вас даже девушки-подростки сражаются!» - показывая фото «боевички», в шутку сказал я знакомой сербской журналистке. «Она не воюет, ее просто поставили постоять с автоматом, чтобы появились снимки в западных газетах. Убивают на войнах в бывшей Югославии все, но роль козла отпущения отведена именно нам, сербам», - как-то очень устало ответила мне коллега.

Надо сказать, что с сербами мне, в то время пламенному демократу, общаться было нелегко. Они, например, ненавидели первого президента России , но восхищались и другими русскими «националистами». При том что сербы плохо относились к нашим демократам, их любовь к русским как народу была почти иррациональной. В сербских кафе Приштины звучала песня: «Нас и русских 300 миллионов». Беседуя со мной, сербы часто упоминали, что у них есть поговорка: «Мы верим только в Бога и в Россию!»

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Но к этому обожанию примешивалось и недоумение, помноженное на обиду: «Почему вы не пришли нам на помощь во время войн в Хорватии, Боснии? Неужели вы допустите катастрофу и здесь, в Косово?» Косовские монастыри мне бесплатно показывала красивая молодая сербка и демонстрировала мне, как русскому, подчеркнутое внимание и доброжелательность. Увы, наши взгляды принципиально отличались: «Посмотрите на эти великолепные монастыри, храмы! Косово - это часть единого православного мира, центром которого является Россия. Сегодня Запад хочет уничтожить нашу цивилизацию. Нас пытаются поссорить между собой. Пытаются расколоть единые народы - сербов и черногорцев, русских и украинцев! Русские, опомнитесь!»

Туалет - везде

В 1999 году НАТО начало бомбардировки Сербии, в ответ на это сербы массово изгоняли из Косово албанцев. К этническим чисткам подключились полубандитские военизированные формирования сербов, совмещавшие убийства албанцев с элементарными грабежами. Резко активизировались и боевики ОАК, уничтожавшие сербские деревни.

Чтобы спастись, сотни тысяч албанцев были вынуждены бежать в соседние Македонию и Албанию. Увы, вина в трагедии этих людей лежит не только на сербах. Любой работающий в Косово журналист прекрасно понимал, что в случае бомбардировок сербы начнут этнические чистки; не могли не знать этого и американцы и их союзники по НАТО. Во время изгнания албанцев из Косово я был в Македонии и Албании. Зрелище было действительно жуткое: при мне через границу почти непрерывным потоком шли люди. Многие, пересекая границу, падали от усталости.

Я подошел к одной семье косоваров, они лежали прямо на траве. Отец и мать спали, а их 16-летняя дочь рассказала мне, что с ними случилось: «К нам в дом пришли вооруженные сербы в униформе (но они были не из югославской армии и не из полиции). Они объявили, что у нас полчаса на сборы, мы должны покинуть Косово. С собой нам разрешалось взять деньги, драгоценности и документы. Поскольку машины у нас не было, несколько десятков километров до македонской границы мы шли пешком».
Во время нашего разговора проснулась мать девочки. Посмотрела на нас осоловелым, полубезумным взглядом и вновь погрузилась в сон.

Кстати, в Македонии я попал в довольно неприятную ситуацию. Как-то ловил попутку на горной дороге в Македонии, и меня подобрал автобус, в котором ехали косовские беженцы - албанцы. Если бы я сказал беженцам, что я россиянин, меня могли бы просто разорвать на куски (все албанцы знали, что русские - близкородственный сербам народ), и я представился поляком. Увы, разговора избежать не удалось: беженцы просто жаждали рассказать «всю правду» польскому журналисту.

Посочувствовав, что моя родина находится рядом «с такой неприятной страной, как Россия» («Будьте очень осторожны!»), косовары раскрыли мне страшную тайну. Оказалось, что «сербы - это плохие русские». Как объяснили мне новые знакомые, несколько веков назад русские изгнали со своей земли воров, проституток и бандитов. Эти люди отправились в Юго-Восточную Европу и обосновались на территории современной Югославии. Так, согласно этой «исторической версии», образовался сербский народ. «Вы хотите, чтобы мы жили вместе с людьми, которые не смогли ужиться даже с медведями?» - доказывали мне свою правоту косовары.

И Албания, и Македония были совершенно не готовы к массовому наплыву беженцев. Людей размещали в палатках буквально в чистом поле. В одном из таких лагерей я спросил натовского офицера, где туалет. Он мне ответил: «Везде». Потом туалеты все же построили, но это были просто ямы, спрятанные за небольшим брезентовым заборчиком, даже лицо присевшего человека было видно. Репортеры обожали фотографировать затравленные лица справлявших нужду косоварок.

Если в Македонию бежали только мирные беженцы, то в Албанию в массовом порядке отступали боевики ОАК. Здесь они создали военные лагеря, откуда совершали «марш-броски» в Косово. Как-то в одном из местных баров, приняв меня за американского репортера (я не возражал), боевики ОАК поделились со мной своим взглядом на происходящее: «Посмотрите, что делают эти сербские звери - они не жалеют ни детей, ни женщин. Нет, мы были с ними слишком мягки. Теперь мы сделаем все возможное, чтобы в Косово не осталось даже напоминаний о том, что здесь жили сербы».

Новый мир

Увы, мечта албанских боевиков практически осуществилась. В следующий раз я попал в Косово, когда оно уже находилось под контролем натовской армии. Дорога от черногорской границы до ближайшего косовского города Печа совершенно пустынна. Пожалуй, единственное разнообразие горного пейзажа - обгоревшие останки автобусов. «У албанцев нет никаких дел в Черногории, а у черногорцев - в Косово. Даже до войны на этой трассе редко можно было встретить машину», - сказал мне немецкий журналист, на чьем бронированном джипе мы добирались в Косово.

Первое впечатление от Печа было тягостным. Во время войны здесь разрушили 75 процентов зданий, руины домов исписаны лозунгами. Наиболее часто встречаются надписи: «Да здравствует Албания!» и «ОАК» (Освободительная армия Косово). Практически на каждом уцелевшем доме развевается албанский флаг. Однако полустертые надписи «Косово - земля сербов» и «Хороший албанец - мертвый албанец» служат напоминанием, что недавно здесь были другие хозяева.

В ресторане, куда мы зашли перекусить, нас приняли с распростертыми объятиями. Хозяин-албанец отказался брать деньги за обед и на хорошем немецком не переставал благодарить Германию за помощь в освобождении от «сербского ига». После обеда немецкий коллега распрощался со мной, дав на прощание несколько ценных советов: «На улицах города ни в коем случае не говори ни по-русски, ни по-сербски - это может стоить тебе жизни. Спрашивать, где находится Печская патриархия, можно у итальянцев (Печ находился в итальянском секторе НАТО), албанцам этот вопрос задавать не рекомендуется».

«Новый мировой порядок»

Слегка пахнущий с утра вином итальянский капитан откровенно удивлялся моим страхам: «Почему вы боитесь, что вы русский? У вас что, на лице написана национальность? Не опасно ли брать такси до патриархии? А зачем вам ехать в душной машине в такую великолепную погоду? Прогуляйтесь пешком три километра, а там вас встретят наши ребята».

Вооруженные до зубов итальянские солдаты на КПП в полукилометре от патриархии были безукоризненно вежливы, но непреклонны. Сначала меня тщательно с ног до головы обыскали, затем долго расспрашивали, с какой целью я отправляюсь к сербским монахам, и лишь потом в сопровождении четырех солдат повезли в монастырь.

Неожиданно на пути появился грузовик с албанскими подростками. Итальянцы тотчас же на ходу повыпрыгивали из джипа и направили автоматы на албанцев, те - как мне показалось, очень привычно - подняли вверх руки. Выяснив, что албанцы всего лишь направляются в свою деревню, итальянцы пропустили машину, и джип отправился дальше.

К слову, натовцы действовали в Косово достаточно жестко. Я был свидетелем того, как водитель автобуса отказался выполнять требования военных. Итальянский офицер отреагировал мгновенно: выхватив из кобуры пистолет, направил его на водителя со словами: «Ты уже все понял или будешь продолжать спорить?»

При этом натовские солдаты в Пече все же оставались итальянцами. Степень их разгильдяйства (по сравнению с американскими или немецкими военными) просто зашкаливала: на посту они стояли с неизменной бутылочкой пива и совмещали боевое дежурство с флиртом с проходящими мимо женщинами.

Патриарший монастырь в Пече - один из древнейших в Сербии. Косово сербы считают цитаделью своей родины, а этот монастырь - его сердцем. До конца XIX века здесь постоянно проживал сербский патриарх, до того как его основная резиденция была перенесена в Белград.

После начала ввода югославских сил безопасности в сектор Б буферной зоны вокруг Косово албанские сепаратисты в спешном порядке покинули село Мадзгаре, где был расположен один из штабов «Освободительной армии Прешево, Буяновца и Медведже» (ОАПБМ).

«Монастырь - это единственное место в окрестностях Печа, где сербы чувствуют себя в относительной безопасности. В самом же Пече не осталось ни одного серба. Такая же ситуация во всем Косово за исключением его северо-западных районов, где сербы и до войны составляли большинство населения. Албанцы не только изгоняют сербов, они пытаются уничтожить все свидетельства того, что этот край - сербский. Сорок православных церквей уже разрушено. Один старейший храм в Призрене албанцы пытались взорвать дважды. Прежде чем выбраться из Косово, сербы из Печа и его окрестностей живут у нас, ожидая, пока в сопровождении конвоя их вывезут за пределы края», - рассказывает мне настоятель монастыря иеромонах Иоанн.

Когда я закурил во дворе монастыря, мужчины с жадностью смотрели на дымящуюся сигарету. Выяснилось, что эти сербские крестьяне заядлые курильщики, но выйти за ограду монастыря, чтобы пройти 300 метров до ближайшего киоска, они не рискуют - боятся, что их убьют албанцы.

Но и в обители беглецы чувствовали себя не слишком комфортно. По вечерам вдоль монастырских стен с ревом проносились на мотоциклах албанские подростки. Они кидали за ограду обители камни и кричали, что отомстят проклятым сербам. Мой вопрос, помогают ли им итальянцы, вызвал у окружающих откровенное удивление. «Все, что они могут, - это защитить нас в монастыре. За его стенами они не гарантируют нам безопасности. Мы живем в настоящем гетто. Наступил новый мировой порядок, и в нем нет места для сербов», - признавались собеседники.

Кровь на серпантине

На следующее утро к стенам монастыря прибыло два маршрутных такси из Черногории. «Нанимать албанцев для перевозки беженцев небезопасно, поэтому мы вызываем транспорт из-за пределов Косово», - объяснил иеромонах Иоанн. Погрузка беженцев шла нелегко. Иеромонах даже ударил крестьянина, безуспешно пытавшегося затащить двух коней на тележку трактора. Выяснилось, что священнослужитель был против того, чтобы беженец брал с собой скотину: животные не выдержат трудностей дороги и умрут в мучениях. Однако старик серб был непреклонен: это его любимые кони, и без них он покидать Косово отказывался.

Наконец мы тронулись. Впереди ехала военная машина с итальянскими солдатами, за ней следовал трактор с прицепом, на который упрямый серб все-таки затащил своих коней, потом шли два микроавтобуса и, наконец, завершал колонну джип с итальянцами. Я ехал в первом микроавтобусе, рядом со мной сидела жена хозяина коней. Из нашего окна прекрасно было видно тележку трактора, где пытаются выбраться из сковывающих их пут обалдевшие от тряски животные. Крестьянка все время плачет и молится, чтобы ее скотина выдержала дорогу.

Увы, один из коней погиб. Кровь полилась из его рта и еще несколько километров оставляла след на горном серпантине. Наконец мы прибыли на косовско-черногорскую границу. Пока крестьянин вытаскивал труп своего коня, водители прикрепляли к машинам таблички с черногорскими номерами: теперь уже можно не опасаться, что кто-нибудь из албанцев даст автоматную очередь по сербскому автомобилю.

Что впереди?

Эти мои записки не претендуют на детальное описание того, что происходило в стране в ту трагическую пору. Я уверен, что был свидетелем лишь малой толики ужасов, которые происходили в те дни в Косово. Но даже из того, что я увидел, было ясно: взаимные грехи и обиды столь велики, что на преодоление последствий этого конфликта уйдут многие годы.

Сегодня Косово стало независимым государством, признанным ведущими западными странами. Подавляющая часть сербов покинула новую частично признанную страну. Не нужно быть пророком, чтобы понять: после того, что произошло, шансы на возвращение Косово в состав Сербии близки к нулю. В то же время власти Сербии не признают в обозримом будущем потерю «исконных земель», а следовательно, пусть и в тлеющем состоянии, конфликт будет еще длиться долгое время. Недавнее убийство одного из лидеров косовских сербов - еще одно этому подтверждение.

Независимость Косово провоцирует албанский сепаратизм в Македонии и Черногории, где тоже есть районы компактного проживания албанцев. Наиболее серьезная опасность повторения косовского сценария в этих странах возникла сразу после потери Белградом контроля над албанской автономией. Если македонские и черногорские албанцы не восстали тогда, вряд ли они это сделают теперь. К тому же и Македония, и Черногория - преданные союзники Запада, а без помощи извне местные сепаратисты слишком слабы.

Только ленивый не писал о том, что признание Косово на Западе создало опасный прецедент, и теперь территориальная целостность государства уже не является, как раньше, незыблемым и признаваемым всеми странами мирового сообщества обстоятельством. На «косовской прецедент» ссылался и , обосновывая присоединение Крыма к России.

В то же время уникальность произошедшего в Косово не только в этом. Впервые после Первой мировой войны ведущие страны мира взяли на себя функции миротворцев во внутреннем этническом конфликте другого государства и силой навязали ему свое «решение проблемы». Такое поведение Запада дает Кремлю моральный повод защищать русское меньшинство не только в Донбассе, но и в других странах распавшегося Союза.

Конфликт в далекой сербской автономии и последовавшие за этим натовские бомбардировки Югославии впервые после распада СССР вызвали в России мощные антиамериканские настроения. Многие соотечественники, раньше восхищавшиеся США, пересмотрели свое отношение к американцам.

После распада СССР локальные войны начались во многих странах бывшего социалистического лагеря. Война в Косово не была самой масштабной и кровопролитной, но именно здесь в вооруженный конфликт открыто вмешались крупные страны Запада. Это сделало ситуацию в бунтующей сербской автономии уникальной. Можно с уверенностью сказать: мир после косовской трагедии стал другим.

15 июня 1389 года сербское войско во главе скнязем Лазарем Хребеляновичем приняло сражение с армией османского султана Мурада I на Косовом поле. В той кровавой битве погибли лучшие сербские воины, которые даже ценой своей жизни не смогли предотвратить наступление османского ига, растянувшегося на пять веков.

Косово — не географическое, но историческое сердце Сербии, духовный центр сербского православия. Сегодня это сердце вырвали из груди сербов.

«Великое переселение»: как все начиналось

Трагедия, которую ныне переживает сербский народ, была предопределена целой цепью исторических событий.

В конце XVII — начале XVIII веков сербы, пытаясь сбросить себя цепи османского владычества, решили опереться на Габсбургскую монархию. Поражение в борьбе с Османской империей заставило сербов уходить с родных земель под страхом массового истребления.

Этот процесс, известный в истории как «Великое переселение сербов», привел к тому, что такие исторические области как Рашка, Косово и Метохия лишились большинства своего исторического населения. Дабы закрепить эту ситуацию, власти Османской империи переселяли в южные районы Сербии албанцев-мусульман, действуя согласно древнему принципу «разделяй и властвуй».

К моменту обретения Сербией независимости в XIX веке проблема взаимоотношений сербов и албанцев стояла уже во весь рост. Мирного сосуществования не получалось — Сербия, получившая в начале XX века контроль над землями Косова, поощряла переселение в регион сербских крестьян, стараясь изменить демографическую ситуацию в свою пользу. Эти попытки встречали ожесточенное сопротивление албанцев, которые не брезговали методами террора в отношении сербского населения.

Автономный край Косово

Внешний фактор тоже играл большую роль. Например, в годы Второй Мировой войны Италия включила большую часть территорию Косова в свой протекторат под названием «Албанское королевство». Албанские вооруженные группировки с полного одобрения Италии развернули в регионе кампанию террора против сербского населения, конечной целью которой было полное изгнание сербов. Жертвами геноцида времен Второй Мировой войны в Косове стали от 10 до 40 тысяч сербов, около 100 тысяч стали беженцами. Одновременно продолжалось переселение в регион албанцев.

После окончания войны, согласно Конституции Югославии 1946 года, был образован автономный край Косово и Метохия в составе Социалистической республики Сербия. В ноябре 1968 года он был преобразован в Социалистический автономный край Косово.

Югославия к 1970-м годам превратилась в одну из наиболее успешных европейских стран, которая, несмотря на свою социалистическую ориентацию, поддерживала взаимовыгодные отношения с Западом.

Но Косово оставалось для Белграда большой головной болью. Во второй половине 1970-х регион получал больше дотаций из центра, чем, к примеру, союзные республики Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Албанское население Косова продолжало увеличиваться за счет притока из самой Албании, где условия жизни были на порядок хуже. Но прибывающие албанцы ориентировались не на Белград, а на лидера Албании Энвера Ходжу, и мечтали о создании «Великой Албании».

Все держалось на Тито

Мощная фигура югославского лидера Иосипа Броз Тито, цементировавшая страну в целом, не давала разгораться и этническому конфликту в Косове.

Но ситуация продолжала осложняться. Если по данным 1948 года в Косове проживало около 500 тысяч албанцев против 172 тысяч сербов, то к 1981 году албанцев стало более 1, 225 млн, в то время как сербов — 0,209 млн.

Пролетарский интернационализм сдерживал межнациональный конфликт как мог, но усилия радикалов даром не пропадали.

4 мая 1980 года умер Тито — пожалуй, единственный человек, который и сегодня пользуется одинаковым уважением у людей на всей территории бывшей Югославии. Заменить Тито не мог никто. Вспышка в Косове стала вопросом времени.

Фадиль Ходжа, один из лидеров косовских албанцев, в годы Второй Мировой войны был не просто соратником Тито. Он возглавлял штаб Народно-освободительной армии Югославии в Косово и Метохии. В послевоенные годы Ходжа был главой правительства региона, входил в Президиум СФРЮ в качестве представителя автономного края Косово, и даже занимал пост вице-президента Югославии. Все это не мешало ему открыто рассуждать о необходимости объединения албанцев в Косове и Албании в одном государстве.

В обстановке, когда даже албанская элита Косова проводила националистическую и сепаратистскую линию, радикалы готовы были взяться за оружие.

Кровавая весна 1981-го

11 марта 1981 года в столице Косова Приштине прошли стихийные выступления студентов, недовольных бытовыми условиями в общежитии и столовой.

Несанкционированную манифестацию пресекли милиционеры, что, в свою очередь, вызвало возмущение граждан.

Поначалу, как водится, лозунги были безобидные — «За свободу и равноправие», «За лучшую жизнь», «Да здравствует марксизм-ленинизм, долой ревизионизм». Но вскоре стали звучать призывы к соединению с Албанией, к изгнанию сербов из края.

Вслед за этим начались погромы сербских домов по всему Косову. 16 марта 1981 года албанцы подожгли православный монастырь, что сделало конфликт уже не только национальным, но и религиозным.

Остановить погромы не удавалось три недели. Тысячи сербов в страхе бежали из региона. На стол руководству Югославии лег рапорт спецслужб: обстановка критическая, милиция не может остановить волнения, возможна полная потеря контроля над Косово.

В начале апреля 1981 года для пресечения беспорядков были задействованы силы Югославской народной армии. Только благодаря этому волнения удалось подавить.

Количество жертв противостояния 1981 года до сих пор точно неизвестно. По официальным данным, погибло 5 сотрудников сил правопорядка и около десятка протестующих. По мнению ряда историков, общее число погибших может измеряться десятками и даже сотнями.

Тлеющий костер

Конфликт удалось погасить, но не удалось решить. Более того, общеюгославский кризис еще усугубил проблему.

В 1987 году новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич выступил с лозунгами в защиту прав сербского населения Косова. В марте 1989 года, стремясь укрепить центральную власть, Милошевич добился резкого ограничения прав, которые были предоставлены автономии Косово при Тито. Это вызвало новые волнения, переросшие в уличные столкновения, унесшие жизни более чем двух десятков человек.

Кровавый распад Югославии на какое-то время оставил проблему Косова в тени. Но ситуация там продолжала ухудшаться. В среде албанцев-мусульман стали активно работать эмиссары радикальных террористических группировок. Новоявленные боевики проходили первоначальную подготовку и приобретали боевой опыт в соседних республиках, где кипела война. Оружие поступало в Косово как из соседней Албании, где в нем никогда не было недостатка, так и из других стран.

Югославская «Чечня»

С начала 1990-х годов в Косове началось создание бандформирований, действовавших как против югославских силовиков, так и против мирного сербского населения.

К середине 1990 годов югославские силовики были вынуждены де-факто вести войну с албанскими террористами. Полностью разгромить террористическое подполье не удавалось, так как это требовало привлечения очень серьезных военных сил. Власти Югославии, и без того находившиеся под западными санкциями, не хотели обострять обстановку, прекрасно понимая, какой будет реакция мирового сообщества.

В итоге к началу 1998 года была сформировано объединение вооруженных террористических группировок, которое получило название «Армия освобождения Косова» (АОК). 28 февраля 1998 года АОК официально объявила о начале вооруженной борьбы за независимость Косова. Боевики атаковали полицейские участки и помещения государственных органов.

5 марта 1998 года Специальной антитеррористической группе Югославии в местечке Преказ удалось уничтожить более 30 боевиков АОК, включая братьев Адема и Хамеза Яшари , основателей террористической группировки. Международное сообщество, однако, обвинило власти Югославии в репрессиях против гражданских лиц.

Косовская война — яркий пример политики «двойных стандартов». Не замечая терактов и преступлений со стороны АОК, представители США и стран Евросоюза во всем обвиняли официальный Белград. Чем эффективнее были удары югославских военных по террористической инфраструктуре, тем жестче звучали угрозы в адрес сербов.

Бомбы НАТО решают все

К началу 1999 года стало ясно, что, несмотря на поставки вооружений и помощь иностранных инструкторов, АОК не может успешно противостоять действиям силовиков Югославии. Тогда страны НАТО предъявили Белграду ультиматум — обвинив сербов в проведении этнических чисток, они потребовали полного вывода армии с территории Косова под угрозой военной интервенции.

Фактически речь шла об отделении Косова от Югославии. Президент Слободан Милошевич отказался пойти на этот шаг.

К концу марта 1999 года подразделения армии Югославии загнали террористов в горные и лесистые районы края. 24 марта 1999 года, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана , спасая боевиков от разгрома, отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии.

Впервые со времен Второй Мировой войны на европейские города посыпались авиабомбы.

Почти три месяца бомбардировок, направленных на уничтожение инфраструктуры страны, дали свой результат — 9 июня 1999 года было заключено соглашение о выводе войск Югославии с территории Косова и передаче его под контроль сил KFOR.

Конец Сербского Косова

Окончание войны стало фактическим окончанием истории Сербского Косова. Вместе с югославскими военными регион покинули около 200 тысяч сербов и представителей других этнических меньшинств.

Нынешняя сербская диаспора, которая составляет около 5-6 процентов от населения Косова, сосредоточена в северных районах края, непосредственно граничащих с территорией Сербии.

В Косове, с момента перехода его под международный контроль, происходит планомерное уничтожение всего, что напоминает о сербском прошлом региона. Счет уничтоженных православных храмов идет на десятки, бывшие сербские села заселяются албанцами или приходят в полное запустение.

В 2008 году Республика Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость. Ее нынешний президент Хашим Тачи — один из полевых командиров АОК, которого бывший прокурор Международного трибунала ООН Карла дель Понте обвиняла в торговле органами, изъятыми у живых людей. Нынешний премьер Косова Рамуш Харадинай обвинялся Гаагским трибуналом в массовых убийствах сербов, однако был оправдан после того, как свидетели его преступлений стали гибнуть либо отказываться от дачи показаний.

Процесс, некогда начатый карателями османского султана, был успешно завершен под лозунгами сохранения демократических ценностей.

В свое время я довольно сильно интересовался данной проблемой, т.к. у меня в Сербии есть родственники. Однозначного ответа на этот вопрос сам никто не даст, так же как и установить сейчас кто прав, а кто виноват невозможно. Но конфликт есть, а значит есть и причины вражды между Сербией и Албанией. Попробую разобрать их.

Причина № 1. Косово

Первая и наверное основная причина данного конфликта это дележ территории. Именно Косово стала камнем преткновения между двумя соседствующими народами. В данный момент является независимой (хотя и частично признанной) республикой, а еще несколько лет назад это была область в составе Сербии. Исторически сложилось так, что Косово была всегда населена преимущественно албанцами, и еще во времена Османской империи была наиболее уязвимым местом на карте Сербии. Османы пользовались этим, нанося христианской Сербии огромный урон.

Проблема Косовских албанцев, не желавших жить в составе Сербии, всегда стояла особняком для сербского правительства. Конечно же косовские албанцы получали поддержку из самой Албании, а это означало что речь идет уже не гражданской войне (как было у нас Чечне), а о международном конфликте.

Т.е. косовцы требовали независимость, а в свою очередь в этом им отказывала, всячески подавляя (порой очень жестоко) попытки проведения референдума или выборов в Косово. Главными требованиям косовских албанцев на протяжении долгого времени были следующие:

1. Выход из состава Сербии.

Албанцы просто отказывались жить по сербским законам;

2. Создание независимой Косовской Республики со столице в Приштине;

Причина № 2. Религия

Наверное ничто так не подогревало этот конфликт, как религиозные взгляды сторон. Албанцы являясь мусульманами, не желали жить "под гнетом кафира", т.е. неверных.

Война в Косово закончилась два с половиной года назад. Однако это событие до сих пор не потеряло значения, и не только как новейший пример империалистической агрессии. История этого конфликта служит подтверждением теории государственного капитализма, а война заставляет еще раз вспомнить о пролетарском интернационализме. Кроме того, она стала лакмусовым листком, выявившим суть многих левых партий Украины.

Чтобы понять, откуда в Югославии развился национализм, нужно четко уяснить каков был ее общественный строй. Как и в Советском Союзе никакого социализма в Югославии не было, ее общественный строй — капитализм, тот его вариант, где государство играет роль совокупного капиталиста. Правда, в отличие от нашей страны, у югославов государственный капитализм почти никогда не существовал в чистом виде. С первой половины 50-х годов в среде господствующего класса появились прослойки, не относящиеся к государственной буржуазии.

Причиной, вызвавшей к жизни национализм, стала политика децентрализации, которая проводилась в первой половине 50-х годов во время введения системы самоуправления. Предполагалось, что путем передачи функций федерации республикам, республик — областям (срезам), а срезов — районам (общинам) при одновременном развитии общественного самоуправления будет достигнуто отмирание государства, на смену которому придет прямое народовластие самоорганизованного пролетариата. Планы были хорошие, но осуществить их не удалось. Государство проявило завидную живучесть и успешно устояло: при капитализме оно не отмирает. Зато политика децентрализации в условиях государственного капитализма привела к перераспределению государственной собственности. Часть общесоюзной государственной собственности сохранилась, а большая часть ее была передана республикам и автономным краям. Передача предприятий в подчинение республик и нижестоящих административных единиц началась еще весной 1950 года и единовременным законодательным актом не оформлялась.

Уже в середине 50-х годов сложились республиканские и краевые группировки государственной буржуазии, которые повели борьбу за прибавочную стоимость, как с общесоюзным государственным капиталом, так и между собой. При этом в борьбе они успешно использовали социалистическую фразеологию. Уже в конце 60-х годов она стала внешним прикрытием идеологии национализма. И это не удивительно. Именно под знаменами национализма буржуазия объединяется для борьбы с буржуазией других национальностей. В Югославии каждая группа государственной буржуазии имела четко выраженную этническую принадлежность, за исключением, пожалуй, Боснии — Герцеговины и края Воеводина. В Хорватии государственная буржуазия по национальности в основном хорватская, в Сербии — сербская, в Македонии — македонская и т. д. Поэтому в Югославии сложились исключительно благоприятные условия для развития национализма и обострения межнациональных отношений.

Строя на словах социализм, буржуазия национальных республик грызлась за каждую копейку. Примеров можно приводить много, но остановимся на одном из самых ранних.

У развитых республик еще до централизации забирали часть средств и распределяли их на нужды развития таких отсталых территорий как Македония, Черногория, Косово. Когда началась децентрализация и появилась республиканская и местная госбуржуазия, перед ней встал «естественный» вопрос: ради чего жертвовать деньги на создание промышленности в Косове или обеспечивать старость македонских пенсионеров. Исходя из этих соображений в декабре 1956 г. депутат Владо Майхен предложил децентрализовать в пользу общин и срезов союзный фонд по повышению квалификации кадров, и привел пример «несправедливости» существующего порядка. Мариборский срез, расположенный в Словении и имевший вероятно один из самых высоких уровней квалификации рабочих и служащих в Югославии, внес в союзный фонд 388 млн. динаров, а получил на соответствующие цели 53.

До 1965 г. союзная государственная собственность в Югославии преобладала. Через общий инвестиционный фонд и другие фонды федерация осуществляла более 60% капиталовложений. Но в ходе внутрипартийной борьбы сторонников и противников децентрализации федерации 1961-1964 гг. республиканская буржуазия сумела одержать важную победу. В 1964-66 гг. прошла так называемая общественно-экономическая реформа, целым рядом законов и постановлений закрепившая новую расстановку сил. Достаточно сказать, что весной 1964 г. Союзная скупщина упразднила Общий инвестиционный фонд. В итоге участие федерации в капиталовложениях упало до 2-3%. В 1974 году госбуржуазиязакрепила за собой свои национальные вотчины, добившись принятия новой конституции, сводившей к минимуму функции федерации. Параллельно шел распад внутреннего рынка и обособление республиканских экономик: в 1970 году товарооборот внутри республик охватывал 59,6% общеюгославского, а в 1976 году уже 65,7%, т.е. две трети товаров не покидало пределы своих республик. Но основания для недовольства у республиканской буржуазии сохранялись: требовалось оградить «свою» прибавочную стоимость от покушений со стороны других республик и федерального центра. Лишь в начале 90-х годов буржуазия смогла вздохнуть облегченно. С распадом Югославии она взяла под контроль всю прибавочную стоимость в своих республиках, а по пути к своей цели даровала народу Югославии войну, разруху и горе.

Нельзя сказать, что общесоюзная буржуазия в лице партийного руководства оставалась безразличной к распространению национализма и попыткам под таким флагом лишить ее собственности. В 1971-1972 годах были сняты некоторые руководители республиканских парторганизаций Сербии и Хорватии, явно проявлявшие националистические взгляды. Но что можно сделать против объективной действительности? Подобно Черному морю, где под тонким стометровым слоем воды покоится зловонный океан сероводорода, в Югославии 70-х — 80-х годов тонкий слой коммунистической фразеологии скрывал бездну национализма, и как в Мертвом море, сероводород которого однажды вышел на поверхность, уничтожив чистую воду, так и там националистическая идеология рано или поздно должна была избавиться от коммунистической словесной шелухи. Это произошло во второй половине 80-х годов. Тогда же Союз коммунистов освободился от остатков коммунистических взглядов, и когда в 1990-91 году он распался на независимые республиканские организации, это «освобождение» было оформлено. Самостоятельные республиканские партии сменили свои названия и программы, взяв за образец западноевропейскую социал-демократию.

В разных республиках этот процесс протекал неодинаково. Там, где перекрасившиеся наследники Тито не смогли возглавить националистическое движение, их оттеснили от власти (например, в Хорватии), но там, где они оказались авангардом националистов, власть им удержать удалось (например, в Сербии). Успех сербских «коммунистов» неразрывно связан с именем Слободана Милошевича. Здесь нелишне сделать отступление и сообщить о вехах трудовой биографии нынешнего югославского президента. Вождь сербских националистов родился в Пожареваце в 1941 году. Родители Милошевича — школьные учителя. В 1964 году Милошевич закончил юридический факультет Белградского университета и вскоре сделал стремительную карьеру. В 1966 году он стал советником председателя скупщины Белграда (Белградского горсовета) по экономическим вопросам и руководителем службы информации скупщины, а уже с 1969 года Милошевич является заместителем генерального директора объединения «Техногас». В 1973-78 гг. он был генеральным директором этого объединения. В 1978-1983 гг. он возглавлял объединенный банк Белграда. В те времена банкир был едва ли не самым богатым человеком «социалистической» Югославии. Так что Милошевич даже по своему статусу является представителем югославской буржуазии. В банке он проработал до 1984 года, когда его призвала партия. На призыв он отозвался так активно, что в 1986 г. стал председателем президиума ЦК Союза коммунистов Сербии.

Звездный час Слободана Милошевича наступил в 1987 году, когда в очередной раз обострилась обстановка в крае Косово. В сентябре 1987 г. Милошевич прибыл в Приштинуи объявил местным сербам: «Никто больше не посмеет тронуть вас». Отныне Милошевич открыто взял на вооружение великодержавные лозунги сербской буржуазии. 23 сентября 1987 года на открытом пленуме ЦК Союза коммунистов Сербии он нанес поражение противникам нового курса, а зимой 1987/88 годов, в условиях национал-патриотической шумихи, очистил руководство партии от несогласных. Обозреватель Алекса Джилас прокомментировал происходившее так: «Это был акт политического каннибализма. Оппонент — сербский националист был сожран, а его дух пропитал едока. Милошевич влил в партию новые жизненные соки, заставив ее принять в свои объятия национализм». Теперь Милошевичу предстояло выполнить обещание, данное косовским сербам.

Косово — самая отсталая область Югославии. До второй мировой войны там вообще не было промышленности, а крупнейший город Приштина скорее походил на большую деревню. Несмотря на послевоенную индустриализацию Косово продолжало быть самым отсталым районом страны. Производительность труда, зарплата и уровень жизни населения были самыми низкими в Югославии. В крае был также самый низкий удельный вес городского населения и как следствие — самый низкий удельный вес пролетариата. Например, в 1957 году сельское население Югославии составляло 60,9%, в Косово — 86%. Типичной фигурой Косова был крестьянин-единоличник, вместе с членами своей семьи обрабатывающий надел, средний размер которого в 1960 г. составлял 4,2 га, и с течением времени, сокращался. Зачастую один член семьи такого крестьянина регулярно ездил на заработки в близлежащий город или за границу. Большинство населения Косова составляли частные собственники, зарабатывающие на жизнь своим трудом, т.е. мелкая буржуазия.

Мелкая буржуазия чрезвычайно восприимчива к национализму в силу своей классовой природы. В условиях Югославии эта восприимчивость усиливалась темнотой и забитостью крестьян. У них сохранялись традиционные предрассудки. Например, среди сербских крестьян все еще встречается убеждение, что албанцы и мусульмане-босняки — это турки. Устойчивости культурной темноты способствует сохранение неграмотности. Даже в 80-е годы 9,5% населения Югославии не умело читать и писать. Это преимущественно крестьяне. В 1971 году по всей Югославии было 15,1% неграмотных, а среди албанцев грамоты не знало 34,9%. Югославское правило – чем более отсталая область, тем крепче связан крестьянин со своим частным наделом, тем сильнее в нем сидят предрассудки. Все эти особенности социальной структуры края Косово создали исключительно благоприятные условия для укоренения национализма. Кроме того, все экономические неурядицы Югославии наиболее сильно проявлялись именно в Косово. Если в среднем по стране в 1972 году на каждые 1000 занятых в «общественном» секторе приходилось 75 безработных, то в Косово — 216! Такое положение подогревало недовольство местного населения, а буржуазия сумела направить его в нужное русло. Именно там в 1969 г. произошли первые в Югославии массовые выступления националистов. Выступления усмирили, но союзные власти пошли на уступки: дали краю свой флаг и расширили автономию.

В 70-е годы албанские националисты начали преследовать косовских сербов, создавать им невыносимые условия жизни. Портили имущество, мешали торговать на рынке, ущемляли при приеме на работу, сербов могли избить, изнасиловать. Сербы ожесточились. В марте 1981 года произошел очередной взрыв албанского национализма. В Приштиненачались беспорядки, охватившие весь край. Погибло 9 человек и более 200 было ранено. Националисты требовали теперь предоставления краю статуса республики, так как республика имела право на выход из состава Югославии. В Косово ввели чрезвычайное положение, но обуздать националистическое движение не удалось. Чрезвычайное положение то отменяли, то опять вводили, а Косово продолжало бурлить.

С албанцами пытались как-нибудь договориться, однако пришел Милошевич. Укрепив свои позиции в государственном аппарате, он взялся за Косово. Сербские националисты перешли в наступление и одержали победу. В край направили дополнительные подразделения федеральной милиции, и, пользуясь беспорядками, возникшими в марте 1989, когда погибло более 20 человек, сербские власти ввели чрезвычайное положение и в 1990 г. ликвидировали косовскую автономию. 5 июля 1990 г. была распущена краевая скупщина, а в октябре того же года принята новая конституция Сербии, по которой сербские автономные края потеряли почти все права, сохранив преимущественно культурную автономию. Албанцы стали угнетаемой нацией. В заключение остается только привести сказанные Слободаном Милошевичем слова в интервью американской телевизионной сети CBS: «У нас никогда не было проблем ни с одним национальным меньшинством в Сербии, включая албанцев”.

Победа сербских националистов была непрочной. Силой «умиротворив» албанцев, они не уничтожили причин конфликта, зато, уничтожив возможности для легальной борьбы за независимость края, они толкнули албанских националистов к вооруженной борьбе. Албанские националисты, как умеренные, так и крайние, активизировались. Возникла армия освобождения Косова, и началась партизанская война, а в 1999 г. в нее вмешались внешние силы в лице НАТО.

Существующие на Украине левые партии по-разному прореагировали на войну НАТО против Югославии. Истоки этой трагедии они, разумеется, не анализировали, но определенную позицию заняли. Вот два характерных примера. Первый секретарь ЦК КПУ Петр Симоненко заявил, что агрессия НАТО против Югославии расколола Европу по религиозному признаку: все православные страны поддержали Сербию, католики — НАТО. По сути дела, П. Н. Симоненко, хотя и именует себя коммунистом, осмыслил балканскую войну как конфликт цивилизаций и оказался впереди планеты всей, взяв на вооружение модную сейчас теорию Хантингтона о конфликтах цивилизаций, и Симоненко это знает: «Американский профессор С. Хантингтон выдумал целую теорию о непримиримой враждебности католических и православных обществ…» («Коммунист», 1999, июль №26). Симоненко фактически отказался от применения марксизма, который требует в любых конфликтах выявлять классовую основу, и проигнорировал очевидные факты: православные Румыния и Болгария выступили на стороне НАТО, предоставив натовским самолетам свое воздушное пространство, при равнодушии своего населения, а католики — итальянцы протестовали против использования своей земли агрессорами. А вот православное государство Украина осудило агрессию скорее ради приличия. При этом протесты украинской общественности против НАТО были слабы и вполне сопоставимы по размаху с антивоенными протестами в Британии. Водораздел в отношении к этой войне не проходит по религии. Ради отказа от марксизма Симоненко идет на явную ложь.

Второй подход ярко представлен в сталинистской «Рабоче-крестьянской правде», объявившей, что Сербию нужно защищать, потому что это равнозначно защите социализма. Как назвать такую позицию? Не сразу и сообразишь. Это не социал-шовинизм, потому что социал-шовинисты выступают в защиту своей буржуазии, а здесь поддержка предлагается буржуазии, которая к советским республикам касательства не имеет. Это буржуазный интернационализм: эксплуататоры всех стран, соединяйтесь. Но к объединению приглашается не всякая буржуазия, а лишь носящая красный камуфляж. Правящая партия сербской буржуазии называется социалистической? Все на ее защиту. Престолонаследник живого бога Ким Ир Сена продолжает говорить о социализме в Корее? Значит он наш товарищ и т. д.

Косовский конфликт представляет собой один из завершающих актов процесса распада Югославии. Это завершающий этап борьбы буржуазии национальных республик за независимость, за возможность эксплуатировать своих рабочих не делясь с чужаками, будь то соседняя республика или общесоюзная власть. Поэтому ответственность за косовскую трагедию целиком лежит на албанокосовской и сербской буржуазии. И бессмысленно спрашивать кто не прав: сербы или албанцы? Не права буржуазия. Трагедия Косова очень глубока. Она даже не в том, что албанцы и сербы режут друг друга за чуждые им интересы, а в том, что они не могут этого осознать. Конфликт зашел настолько далеко, межэтнические отношения так обострились, что чуждые им интересы стали их интересами и иначе не воспринимаются. Отделиться от Сербии вооруженным путем хочет албанская буржуазия, удержать Косово вооруженным путем хочет сербская. Зачем это нужно трудящимся Югославии? Что они забыли? Ведь разве хочется кому-нибудь гибели своих родных просто так, не ради кровных интересов? Но в том-то и беда, что ненависть буржуазии стала ненавистью трудового народа. Не убьешь серба, он убьет тебя; не убьешь албанца, он с тобой расправится; и это самое действенное средство поддержания националистического угара.

Национализм в ближайшее время преодолен не будет. Во-первых, коммунистическое движение в югославских республиках находится в таком же паралитическом состоянии, как и у нас, поэтому распространение идей интернационализма встречает препятствие в виде отсутствия их носителей, а во-вторых, к слабости коммунистов добавляется необычайная крепость фактора, поддерживающего национализм. Взаимные обиды сербы и албанцы забудут нескоро. Но, несмотря на это, изменить ситуацию на Балканском полуострове может только пролетарский интернационализм. Сербы и албанцы смогут помириться, только осознав, что у них общий враг — буржуазия, и став на совместную борьбу против нее, независимо от своей национальности. Утрата Сербией контроля над краем Косово будет способствовать скорому прозрению албанцев, которые остались один на один со своей буржуазией, а у сербов, утерявших привилегированный статус в стране, появляется возможность избавиться от великодержавных настроений, которые всегда возникают у привилегированных этнических групп. Если кто им может помешать, то это албанские националисты, угнетающие сейчас косовских сербов. К сожалению, только будущее сможет дать ответ, когда же народы Югославии пройдут путь к пролетарскому интернационализму.

Косовские албанцы провозгласили Республику Косово.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Косовская война и война НАТО против Югославии (1996-1999)

    Вооружённые конфликты Грузии (1991-1993)

    ✪ КОСОВО. История Косово в полной Хронологии.

    ✪ Война в Югославии 1994 -1995 год. Удивительно, что я там тоже была и теперь это прошлое...

    ✪ Карабахская война (1992-1994)

    Субтитры

Предыстория

Напряжённость в Косове негативно сказывалась на югославской экономике и подпитывала политико-идеологический кризис. Кроме албанских выступлений, внимание привлекали также косовские сербы, чье положение в крае постепенно ухудшалось. Для того, чтобы обратить на себя внимание, представители живущих в Косове сербов начали инициировать коллективные петиции в вышестоящие органы власти и организовывать марши протеста на Белград. Спустя некоторое время югославские власти сформировали рабочую группу во главе с представителем Словении в Президиуме ЦК СКЮ Миланом Кучаном. В апреле 1986 года край также посетил Иван Стамболич, глава Президиума СР Сербии. Он отметил, что протесты местных сербов оправданы, но в то же время предостерег их от связи с теми, кто ими манипулирует .

24 апреля 1987 года край посетил новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич. Во время его встречи с краевым руководством в Косово-Поле близ здания, где шли переговоры, произошла стычка между сербскими демонстрантами и состоящей из албанцев милицией, охранявшей встречу. Милошевич вышел к демонстрантам и произнес ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Никто не смеет вас бить». Выступая перед сербскими демонстрантами, Милошевич критиковал как албанский, так и сербский национализм, однако с того момента в глазах многих сербов он стал выглядеть главным защитником сербских интересов в Югославии и в Косове в частности. По мнению К. В. Никифорова, встречи Милошевича с косовскими сербами оказали на него значительное влияние, с этого момента он встал во главе массового национального движения сербов .

Осенью 1988 - зимой 1989 года благодаря в значительной степени инспирированных акций протеста против местной бюрократии Милошевич поменял руководство Воеводины, Косова и Черногории на своих ставленников. В конце марта 1989 года новые краевые скупщины приняли поправки к конституциям своих автономных краев. 28 марта их одобрила Скупщина СР Сербии. Согласно принятым поправкам, автономные края Воеводина и Косово и Метохия потеряли атрибуты государственности, были сужены полномочия их органов власти. Фактически произошёл возврат к нормам югославской конституции 1963 года. Между тем, сербские автономные края сохранили полномочия в отношении вопросов культуры, образования, здравоохранения и т.д. Изменение положения Косова спровоцировало усиление непрекращающихся волнений албанского населения края. 1989 год ознаменовался самыми значительными беспорядками в крае с 1945 года . По данным Human Rights Watch, жертвами столкновений с полицией стали 24 человека .

Бутрос Бутрос-Гали так описывал последствия поправок к конституциям СР Сербии и её автономных краев :

После завершения войн в Хорватии и Боснии и Герцеговины напряжённость в Косове возросла. После убийства сербом албанского юноши начались нападения албанцев на полицейские патрули, произошел расстрел посетителей кафе. В ответ полиция провела массовые аресты подозреваемых. Это вызвало всплеск внимания к косовской проблеме со стороны международной общественности, которая обвинила власти СРЮ в нарушении прав человека и пытках арестованных албанцев. Схожее заявление сделала Комиссия по правам человека ООН, отмечавшая, что «к албанцам в Югославии применяются пытки, убийства, этнические чистки и геноцид». Однако после посещения Югославии специальным представителем Генерального секретаря ООН Комиссия по правам человека сообщила, что эта информация не нашла подтверждения .

30 декабря 1997 года в результате разгона демонстрации в столице Косово Приштине были ранены 15 человек .

Весной 1998 года в крае начала свою деятельность Армия освобождения Косова, которую пополняли радикально настроенные албанцы, проходившие подготовку в специальных лагерях на территории Албании. Они нападали на полицейские и армейские патрули, атаковали населенные сербами села, захватывали в заложники мирных жителей. Кроме сербов, от их действий страдали и те албанцы, которых АОК считала лояльными Югославии .

Силы и позиции сторон

Югославские армия и полиция

В боях с АОК, особенно на начальном этапе конфликта, широкое участие принимали Отдельные подразделения полиции МВД СРЮ. Они были созданы 3 января 1997. Организационно состояли из шести бригад, которые насчитывали 5000 бойцов и 8000 резервистов. Во время Косовской войны ими командовал генерал Обрад Стеванович. Кроме стрелкового оружия они оснащались миномётами и БТР .

Опорой югославских вооружённых сил были населённые пункты с сербским большинством . Кроме того, на югославской стороне выступили горанцы -мусульмане, проживающие на стыке Албании, Македонии и Сербии .

Армия освобождения Косова

Точное время создания Армии освобождения Косова неизвестно. Один из лидеров АОК Рамуш Харадинай утверждал, что она начала деятельность в 1994 году с объединения нескольких албанских вооружённых группировок. Гаагский трибунал датировал создание АОК серединой 1990-х гг., а в 1996 году произошли первые нападения на югославскую полицию. Югославские генералы Вилич и Тодорович писали, что она была сформирована в 1992 году, когда косовские албанцы приняли решение о формировании подпольных отрядов. Согласно воспоминаниям полковника Тахира Земая, подготовка кадров для вооружённых формирований первоначально велась в самом Косове в местных спортивных клубах. В 1993 году албанцами была сделана попытка создать Министерство обороны Косова, однако многие организаторы данной акции были арестованы югославской полицией .

В организационном плане АОК состояла из Штаба, расположенного в Кукеше в Албании, и семи оперативных зон на территории Косова и Метохии. 1-я оперативная зона занимала северную часть Центрального Косова, 2-я - северо-восток Косова, 3-я - запад Косова, 4-я - север Косова, 5-я - южную часть Центрального Косова, 6-я - восток Косова, 7-я - юг Косова. В каждой оперативной зоне АОК было несколько «бригад», каждая из которых в реальности была размером в батальон. Официально они насчитывали тысячу бойцов, разделённых на 20 рот по 50-60 человек каждая, однако в действительности они были меньше .

В 1998-1999 гг. членов АОК тренировали инструктора из ЦРУ и британской Специальной авиадесантной службы. Их подготовка осуществлялась на территории Албании в лагерях в Кукеше, Тропойе, Байрам Курри и Лабиноте .

По некоторым сведениям, АОК была замечена в связях с Аль-Каидой ещё в конце 1990-х . Как утверждает «The Washington Times», западные разведслужбы сообщали о том, что её члены проходят подготовку в учебных лагерях Аль-Каиды .

В составе АОК против югославских силовиков воевали несколько подразделений, которые слабо контролировались албанским командованием. Среди них: отряд «Черные лебеди» ветеранов армии боснийских мусульман, 400 человек в Албанско-Американской Атлантической бригаде под командованием Гарни Шеху, 120 бойцов в отряде из Ирана, боснийско-албанский отряд под командованием египтянина Абу Исмаила, а также многочисленные моджахеды из Афганистана, Алжира, Чечни, Египта, Саудовской Аравии и Судана .

НАТО

Ход конфликта

Начало боевых действий в Косове

В январе 1998 года АОК начала нападения на мирных жителей и полицейские патрули на территории автономного края. 28 февраля 1998 года она провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края . Тогда же произошло первое серьезное столкновение между вооружёнными албанцами и силами югославского МВД в районе Дреницы. Этот район считался «вотчиной» радикальных сторонников АОК. В ходе полицейской операции был убит один из лидеров АОК Адем Яшари . Этот инцидент привлёк внимание международной общественности к конфликту и стал причиной его интернационализации . Уже в марте 1998 года Совет безопасности ООН ввёл военные санкции против Югославии . В этом бою были убиты несколько десятков членов АОК, силы МВД также понесли потери .

Вплоть до апреля 1998 года силы югославской армии в лице дислоцированного в крае 52-го Приштинского корпуса дистанцировались от боевых действий. Однако с началом атак албанцев на военные объекты они были вовлечены в бои. В апреле часть армейских подразделений приостановили повседневную боевую подготовку, провели мобилизацию личного состава и начали принимать участие в операциях против АОК. В этот период также начались нападения на югославские пограничные заставы .

Весной 1998 года большую часть операций по уничтожению повстанцев вели силы югославской полиции. С увеличением частоты столкновений армия привлекла к участию в боях силы военной полиции, а сводные отряды полиции были усилены бронетехникой. В рамках 52-го корпуса было создано несколько групп быстрого реагирования, которые состояли из 5-15 единиц бронетехники и зенитных самоходных установок, а в роли пехоты выступали бойцы МВД. Кроме того, боевые группы начали создаваться в бригадах корпуса, их число постоянно росло вплоть до начала бомбардировок Югославии силами НАТО. Кроме сводных отрядов полиции в автономный край были отправлены также силы специального назначения .

Весной-летом 1998 года численность АОК росла. В начале мая силы МВД близ Джяковицы были атакованы группой уже из 200 человек. В связи с ростом числа атак и численности бойцов АОК армия была вынуждена применять бронетехнику и артиллерию. В начале июня силы армии и полиции предприняли операцию по ликвидации формирований АОК в окрестностях Дечан и Джяковицы. Район боев был закрыт для представителей прессы, однако в сообщениях журналистов говорилось о «настоящей войне между террористами и полицией». Участие армии в боях возросло, так как армейское командование посчитало, что полиция не может самостоятельно справиться с повстанцами .

25 июля силы армии и МВД предприняли крупную операцию против АОК в районах Дреницы и по всей Метохии. Она продолжалась до 29 сентября. В момент ее начала до половины территории края контролировалось членами АОК, чья численность в районах операции, по югославским оценкам, достигала 20 000 бойцов. Югославским силовикам удалось нанести поражение повстанцам, после чего их активность в этих районах была существенно снижена .

Интернационализация конфликта

Конфликт в Косове сопровождался систематическим нарушением прав человека и к осени 1998 года стал причиной около 1000 жертв и появления более 230 000 албанских беженцев среди гражданского населения региона .

На протяжении всего 1998 года страны НАТО усиливали давление на Белград с целью вынудить его прекратить военные действия в Косове и Метохии. 23 сентября 1998 года Совет безопасности ООН принял резолюцию под номером 1199, призывающую стороны к прекращению огня. 24 сентября НАТО приступил к планированию воздушной кампании против Югославии, чтобы принудить Белград к миру. 13 октября Совет НАТО отдал приказ о начале операции в течение 96 часов. Югославские власти уступили, и 15 октября под эгидой НАТО было заключено перемирие в Косове, предполагавшее отвод югославских армейских частей в места постоянной дислокации. Перемирие вступило в силу 25 октября. Мониторинг перемирия НАТО осуществляло в рамках операции «Eagle Eye». По мнению сербской стороны, во время данной операции велась разведка состояния и позиций югославской армии.

Однако перемирие оказалось неэффективным, насилие над мирным сербским и албанским населением продолжалось. В январе 1999 года югославские армия и полиция возобновили операции против АОК.

Непосредственным поводом для вмешательства НАТО в конфликт стал инцидент в Рачаке , когда во время атаки на удерживаемую бойцами Армии освобождения Косова деревню югославские силы, по утверждениям западных наблюдателей, казнили 45 албанцев . Югославские власти утверждали, что албанцы в Рачаке погибли в бою. 30 января НАТО пригрозило авиационными ударами по территории СРЮ в случае, если её руководство продолжит отказываться от переговоров с косовскими лидерами .

В феврале под эгидой Контактной группы (страны НАТО и Россия) прошли переговоры между югославскими властями и косовскими албанцами в замке Рамбуйе под Парижем . Переговоры закончились безрезультатно . 18 марта США и Великобритания представили на рассмотрение проект урегулирования, предусматривавший полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД . Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово спустя три года «волей народа», что для югославской делегации было неприемлемо. Также вывод югославских сил расценивался сербами как сдача края албанским сепаратистам . Проект был принят албанской стороной, но отвергнут югославской стороной и Россией. 23 марта югославская делегация согласилась принять политическую часть предложения, но отказалась позволить войскам НАТО занять Косово и Метохию. В тот же день вечером НАТО приняло решение начать военную операцию, чтобы заставить Югославию принять проект целиком .

Боевые действия в Косово в период войны НАТО против Югославии

В начале марта 1999 года югославские силы начали наступление и к началу апреля того же года смогли захватить большинство позиций АОК . Однако полностью подавить албанское сопротивление югославской стороне не удалось: силы АОК продолжали вести партизанскую войну в некоторых горных и лесных районах края .

Кроме того, на протяжении конфликта происходили стычки в полосе албанско-югославской границы. В апреле 1999 года АОК взяла пограничный караул «Кошары», но была остановлена югославскими частями и иностранными добровольцами . Попытки продвинуться вглубь Косова, предпринятые в мае того же года при поддержке авиации НАТО, были отбиты . В апреле 1999 года югославские силы вступили на территорию Албании и заняли село Каменица (около города Кукес) .

Результатом операции НАТО было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и албанской администрации. Прошли этнические чистки среди сербского населения Косово и Метохии.

Дальнейшие события

Ввод миротворческого контингента

Преследование неалбанского населения и уничтожение религиозных и культурных объектов

После ввода миротворческих сил НАТО по Косову прокатилась волна убийств и уничтожения сербских религиозных и культурных объектов. С июня по декабрь 1999 года край покинуло до 200 000 сербов, черногорцев, цыган и т. д. В Призрене число сербов сократилось до 11 человек, в Приштине до 300. По данным сербских властей, с 10 июня 1999 года по 30 марта 2000 года в Косове совершено 4564 террористических акта и атак, убито 936 человек (из них 835 сербов и черногорцев), похищены 867 человек (из них 824 серба и черногорца). Было уничтожено более 50 000 домов, большинство которых принадлежало неалбанскому населению (сербам, черногорцам, цыганам и др) .

Согласно письма патриарха Сербской православной церкви Павла от 2002 года к специальному представителю Генерального секретаря ООН в Косове Михаэлю Штайнеру и главнокомандующему Международными миротворческими силами в Косове (КФОР) генералу Марселю Валентину, уже после ввода в Косово миротворцев местными албанцами было разрушено более 120 православных храмов, ряд из которых имеют средневековое происхождение и являются частью всемирного культурного наследия .

17-19 марта 2004 года в Косове произошли массовые беспорядки, направленные против оставшихся в крае сербов. Погибли 35 человек, более 900 были ранены. По разным оценкам, от 29 до 35 православных церквей и монастырей были уничтожены либо частично разрушены.

Вопрос сербских беженцев

За время бомбардировок Союзной Республики Югославии авиацией НАТО в марте - июне 1999 года Косово и Метохию покинули около 100 000 сербов и черногорцев . Летом 1999 года, после того как край перешёл под контроль сил Североатлантического альянса и косовских албанцев, произошло массовое переселение сербов и черногорцев в Сербию и Черногорию. Всего в конце 1999 года там находилось 250 тысяч сербов и черногорцев, покинувших Косово и Метохию . При этом, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2009 году в край вернулись примерно 700 человек, в 2010 году - около 800. Затем количество вернувшихся в Косово и Метохию значительно уменьшилось, например в 2013 году в край вернулись только 54 человека .

В июне 2013 года в Сербии находились 210 000 перемещённых лиц из Косова и Метохии .

Захоронения албанцев

После войны на территории Сербии за пределами Косова стали находить и исследовать массовые захоронения убитых югославскими силовиками косовских албанцев в ходе этнических чисток. Крупнейшими из них стали братские могилы на полицейском полигоне в Батайнице , где были погребены останки более 700 албанских жертв . Тела жертв автотранспортом доставлялись из Косова. Сербские власти утверждали, что Слободан Милошевич отдавал приказы избавиться от улик, которые в будущем могли служить доказательствами его причастности к военным преступлениям .

Провозглашение независимости

Уничтожение христианских кладбищ

После конфликта, в том числе после провозглашения независимости в 2008 году, косовские албанцы продолжили уничтожать сербские кладбища в Косове. В ряде мест посещение могил сербами возможно только в сопровождении миротворцев KFOR либо местной полиции . Также от действий вандалов пострадали католические надгробия .

См. также

Примечания

  1. ВОЙНА Добровольцы в Косово (неопр.) . Андрей Мартынов журнал «Солдат удачи» № 12 / 1999 г.. Архивировано 12 февраля 2012 года.
  2. Украинские националисты собираются в Грузию воевать против России // Newsru.com , 24.04.2008
  3. Марш-бросок из Киева - Взгляд , 24 апреля 2008
  4. Воздушное пространство или территорию для развертывания сил НАТО предоставили нейтральные государства: Албания, Болгария, Македония, Румыния
  5. Финансовая помощь, поставки оружия, учебные лагеря для боевиков, бои между боевиками и сербской армией на албанско-сербской границе
  6. В Европе появится государство джихадистов?, The Washington Times (inosmi.ru), 19 февраля 2008 (рус.)
  7. , с. 750.
  8. , с. 751.
  9. Savremena istorija Kosova (серб.) . Проверено 27 августа 2015.
  10. , с. 752.
  11. , с. 657.
  12. , с. 850.
  13. Russian Service: Daily News
  14. , с. 851.
  15. , с. 41.
  16. , с. 117.
  17. , с. 43.
  18. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 21
  19. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 21 - 22
  20. , с. 38.
  21. , с. 46.
  22. , с. 115.
  23. , с. 660.
  24. Хьюман Райтс Вотч . Under Orders: War Crimes in Kosovo . - 2001. - P. 38-39.
  25. Хортов А.А. Политика США и «мирная фаза» Косовского кризиса // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2009. - № 51. - С. 41
  26. , с. 322.
  27. , с. 323.
  28. , с. 324.
  29. Independent International Commission on Kosovo. (англ.) . - 2000. - P. 2 . - DOI :10.1093/0199243093.001.0001 .
  30. Хьюман Райтс Вотч . The crisis in Kosovo .
  31. , с. 7.
  32. , с. 8.
  33. Central, Southern and Eastern Europe. 2004. P. 536.
  34. , с. 13-15.
  35. , с. 116.
  36. Мир для Косово - Совета Безопасности: oтчёты о заседаниях, резолюции и заявления Председателя (недоступная ссылка - история , копия )
  37. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен. С. 317.
  38. (англ.) Ноам Хомский о причинах войны НАТО против Югославии (видео)
  39. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 12
  40. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 12 - 13