Трагедия шаттла "Челленджер". А была ли катастрофа

1 февраля 2003 года американский космический челнок «Колумбия» полностью разрушился в воздухе при посадке спустя 16 суток полета. В инциденте, транслируемом в прямом телеэфире, погибло семь астронавтов. Вспоминаем, как это было и какие еще космические катастрофы привели к смерти людей.

Горящие обломки «Колумбии». Фото: CBS News

Последний полет шаттла

Проблемы у «Колумбии» начались уже на взлете — 16 января 2003 года. Примерно на 82-й секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». Позже было рассчитано, что подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15−25 см.


Вот как могла выглядеть пробитая панель из укрепленного углепластика на крыле «Колумбии». Результат получен в результате натурных испытаний, прошедших после трагедии.

1 февраля 2003 года в 08.15.30 (Североамериканское восточное время) «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08.44 челнок вошел в плотные слои атмосферы, именно тогда передняя кромка левого крыла стала нагреваться значительно сильнее, чем это было в прошлые полеты шаттла.

В 08.50.53 начался 10-минутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжелым тепловым нагрузкам, а уже в 08.53.46 от крыла начали отваливаться обломки.

В 08.59.32 с борта было отправлено последнее, оборванное сообщение командира корабля: «Roger, uh, bu…». Это была последняя связь с «Колумбией».

К 09.00.18, по данным любительской видеосъемки, челнок уже разваливался на множество обломков. Тогда же кадры разрушения шаттла в прямом эфире показал один из телеканалов в Хьюстоне (Техас). И они тотчас же разлетелись по миру. Вот как выглядел сюжет о трагедии на российском телеканале:

Кадры разрушения челнока были также сняты камерой вертолета AH-64 Apache:

Это был последний из 28 полетов «Колумбии», которые шаттл сделал с 12 апреля 1981 года. Но не единственный трагический инцидент в космосе.

«Союз-1»

Запуск корабля новой серии пилотируемых аппаратов «Союз» закончился первой в мире космической трагедией. Экипаж состоял из одного человека, Владимира Комарова. Интересно, что его дублером на этой миссии был Юрий Гагарин.

«Союз-1» не подготовили должным образом к полету. Перед началом миссии инженеры провели три беспилотных запуска для испытаний аппарата. Все они закончились неудачно. Было отмечено порядка двухсот недоработок в конструкции «Союза-1», которые перекочевали в финальную модель.

Однако руководство СССР настаивало на скорейшем запуске корабля. Американцы с марта 1965 по ноябрь 1966 года провели десять пилотируемых полетов, а также готовились к лунной миссии. При этом советские аппараты уже два года не поднимались в космос. Таким образом, несмотря на массу недоработок и отсутствие успешных испытаний, Комаров полетел на «Союзе-1».

После выхода на орбиту не раскрылась одна из двух солнечных панелей. Руководство на земле решило досрочно прекратить полет и приказало Комарову возвращаться на Землю. На высоте семи километров у «Союза-1» не сработал основной парашют. Запасной вышел, когда до поверхности планеты оставалось полтора километра. Но из-за спутавшихся строп купол не раскрылся, космический аппарат врезался в землю со скоростью 50 м/с.

От удара, после которого Комаров мгновенно погиб, загорелись емкости с пероксидом водорода. «Союз-1» почти целиком сгорел. Это первый в истории случай гибели космонавта.

«Союз-11»

Спустя четыре года и несколько удачных миссий аппаратов серии «Союз» произошла еще одна авария, в которой погиб весь экипаж — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

«Союз-11» стартовал в 1971 году. Корабль должен был состыковаться со станцией «Салют-1» и провести научные эксперименты. Добравшись до станции, космонавты увидели сильное задымление воздуха. Экипаж провел сутки в летательном аппарате, ожидая, пока отремонтированная ими система вентиляции очистит воздух.

Далее работа проходила в штатном режиме, пока на одиннадцатом дне миссии не начался пожар. Миссию было решено свернуть досрочно. После закрытия люка на «Союзе-11» продолжала гореть лампочка, предупреждающая о незакрытом люке. В центре управления полетами сказали, что неисправен сам датчик. Космонавты начали готовиться к спуску на Землю.

Вскоре пропала связь с экипажем. Посадка «Союза-11» проходила в автоматическом режиме: парашют раскрылся, приземление прошло успешно, однако космонавты на связь не выходили. Встречающая группа спасателей открыла люк и поняла, что спасать некого — экипаж погиб.


Фото: Rukosmos

Было установлено, что нарушенная герметичность кабины из-за неисправного клапана вентиляции привела к резкому снижению давления. Экипаж заметил угрозу, но не хватило времени на устранение проблемы, к тому же им мешал попавший в кабину туман. Космонавты погибли от декомпрессии.

Шаттл «Челленджер»

Шаттлы — первые многоразовые космические корабли. Американцы использовали их для полетов ровно тридцать лет, с 1981 по 2011 годы. Построено пять аппаратов: «Атлантис», «Дискавери», «Индевор», «Челленджер» и «Колумбия». Все названы в память о парусных кораблях, на которых ходили первооткрыватели. К сожалению, встречают старость в музеях космонавтики лишь три шаттла из пяти.

«Челленджер» в 1986 году готовился к своему десятому полету. Среди экипажа была Криста МакОлифф — школьная учительница, которая выиграла полет в космос (советские учителя могли выиграть только поездку в санаторий).

В отличие от советских запусков космических аппаратов, которые проходили только в присутствии работников ЦУП и партийного руководства, старт «Челленджера» транслировался в прямом эфире, к тому же на площадке у мыса Канаверал было множество зрителей.

Шаттл взорвался на 73-й секунде полета. Причина — разрушение уплотнительного кольца, которое привело к прогоранию отверстия в стенке ускорителя, а из него в свою очередь реактивная струя попала прямо на один из топливных баков.

Отлетевшая кабина экипажа ударилась о воду со скоростью 333 км/ч. Эксперты установили, что часть астронавтов пережила взрыв «Челленджера», но спастись от столкновения с водой шансов у них не было.

После аварии программу шаттлов свернули на три года.

Virgin Galactic

Космический корабль британской компании Virgin Galactic, предназначенный для туристических полетов по суборбитальной траектории, в США при испытательном полете 31 октября 2014 года.

На борту корабля находились два пилота. Один из них погиб, второй выжил. Авария произошла в американском штате Калифорния.

Считается, что в 1986 году при запуске США шаттла "Челленджер" в космос шаттл взорвался, весь экипаж погиб.

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.
{МОДУЛЬ=240&style=margin:20px;float:left;}
Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной разрыва швов ускорителя, вслед за чем горячие газы высокого давления прорвались из твердотопливного двигателя наружу, проникли в примыкающие конструкции ускорителя и достигли внешнего топливного бака. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя, повреждению и взрыву внешнего топливного бака. Разрушение основного топливного бака высвободило весь находившийся в нем жидкий водород и кислород. Элементы топлива, соединившись в воздухе, образовали огненную вспышку в сотни метров.

В этот момент повреждённый корабль еще продолжал набор высоты, однако вскоре его полет стал неустойчивым. В результате сочетания повреждений и несимметричного действия аэродинамических нагрузок оторвалась хвостовая часть корабля и двигательный отсек. Произошло отделение крыльев, а затем кабины с экипажем от грузового отсека. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

Позже, в результате длительной поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторым его членам удалось выжить при основном взрыве. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного покидания, и астронавты не пережили столкновения отсека с поверхностью океана.

Катастрофа шаттла «Челленджер» 1986 год


Но так ли это?

Трагедия шаттла «Челленджер» произошла в 1986 году в прямом эфире, на глазах всего мира. Интересно, что именно в этом запуске США были уверены на 200%, и было принято решение транслировать запуск в прямом эфире на весь мир. Этому событию посвящены книги, пространные статьи в серьезных журналах и газетах. И вот внезапно выяснилось, что астрономы с «Челленджера» живы и спокойненько живут в США, причем некоторые даже не стали менять документы и живут под своими именами и фамилиями.

Michael J. Smith не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madison. Любопытно, что профессором промышленной инженерии и психологии Майкл Джей Смит стал именно в 1986 году, и служит им по сей день.

Richard Scobee тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании (Cows in Trees ltd). Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, поэтому выдают себя за братьев-близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья-близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, чтобы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами-братьями. По статистике, вероятность рождения близнецов - 1/250. Несложно догадаться, что вероятность рождения близнецов дважды - 1/62500 для команды из двух человек, и 1/17857 для команды Шаттла из 7 человек. Короче - это фантастика, уважаемые.

Современные фото "космонавтов Челленджера". Они живы

{МОДУЛЬ=241&style=margin:20px;float:left;}
RONALD MC NAIR выдает себя за Carl Mc Nair, ELLISON ONIZUKA выдает себя за Claude Onizuka.

Живы и женщины Чалленджера. Обе преподают юриспруденцию - в Йельском и Сиракузском университетах соответственно. Следов 7-го астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71, вполне возможно, что он умер своей смертью, или его просто грохнули, чтобы не болтал лишнего. Либо он был единственным, кто реально находился на борту Шаттла.

Весь мир видел, что шаттл взорвался, развалился на куски, его обломки упали в океан. Выжить никто не мог. Из этого очень простой вывод - в шаттле никого из уцелевших и не было. Это всё Голливуд. США показывает старт пустой консервной банки, а потом транслирует картинку из студии.

Некоторые конспирологи, кстати, считают, что «Челленджер» США взорвали сами, нарочно. Зачем это им было надо - есть множество версий, например программа челноков оказалась гораздо менее эффективной, чем та, что применяется Россией и США на данный момент. Но признать это - катастрофическая потеря лица. А постановочная "катастрофа", транслируемая на весь мир (какой ещё пуск так широко освещался?) - это очень подходящий повод свернуть невыгодную программу и перейти на более перспективную и экономичную на данный момент с одноразовыми пусками.

Как бы там ни было факт остается фактом: экипажа Челленджера не было на его борту в момент взрыва. И США это скрыли от всех.

N.B. Это из той же серии, как "американцы на Луне были"... Страна обманов, фейков и Голливуда...

Я думаю почти все те, кто читает этот сайт, хотя бы раз в жизни слышали про космическую программу США, под названием «Space Shuttle «. Это была программа запуска космических самолётов, многоразовых челноков для исследовательских и транспортных целей в Космосе, которые могли сами потом садиться на взлётную полосу аэродрома, а не падали в море или степи, как обыкновенная жестяная банка, что практикуется по сегодняшний день. Как ни странно, да?

«Челленджер » — это был 2 (второй) построенный шаттл из 5 шаттлов. Вот они ниже.

1. Колумбия.
2. Челленджер .
3. Дискавери.
4. Атлантис.
5. Индевор.

Чтобы вы понимали, что такое «Шаттл» — то это типа ракета с крыльями, которая выглядит как самолёт, садится как самолёт, но взлетает с места вертикально вверх.

И ещё, он не такой уж и маленький. Длина — 37 метров. Как ракета Союз по длине, варианта 1967 года.

Тут он на спине специального Боинга-перевозчика, чья длина 70 метров. Короче, он очень немаленький самолёт.

Но, сегодня нас интересует 1 из 2 катастроф Шаттла, которая случилась с ними за всё время использования.

Это — взрыв «Челленджера «, его катастрофа, в январе 1986 года. В том году ещё шутили, что у США своя катастрофа на букву «Ч » в 1986 году, а у СССР — своя «Ч «, в том же 1986, чтобы не было так смешно.

А сейчас всё самое интересное.

Тема 1 . «Погиб экипаж или нет»?
Тема 2 . «Детальное изучение дела коммандира Ричарда Скуби».
Тема 3 . «Почему НАСА постоянно лжёт». Версии.

Итак, что нас интересует: в январе 1986 году произошёл взрыв ракеты на 73 секунде полёта. Погибло 7 членов экипажа . Это — официальная версия на Википедии .

Взрыв все видели, экипаж официально погиб, его похоронили, выдали пару медалек, президент на камеру пустил слезу. Тема закрыта.

Была закрыта.

До 2015 года

Потому что в 2015 году кто-то слил информацию в сеть, что все члены экипажа сейчас живы, трудоустроены и отлично себя чувствуют в качестве нормальных членов американского общества. Работают в престижных компаниях, зарабатывют свои денюжки и даже имён не стали менять. Оставили свои «мёртвые» инициалы.

Хотите посмотреть на Призраков из Могилы ?

Экипаж «Челленджера «: 7 людей. 5 мужчин и 2 женщины.

1. Коммандир — Фрэнсис Ричард Скуби (по центру внизу).
2. Второй пилот — Майкл Дж. Смит (слева от коммандира).
3. Научный специалист — Эллисон Онизука (японец слева).
4. Научный специалист — Джудит Резник (еврейка справа).
5. Научный специалист — Рональд МакНейр (негр справа).
6. Специалист по нагрузке — Грегори Джарвис (сверху между женщинами).
7. Специалист по нагрузке — Шэронн Макколиф (сверху между мужчинами). Вообще она была учительницей в школе, но для неё придумали какую-то левую должность на корабле «специалист по нагрузке «. Наверное потому, что она и была — «нагрузкой «.))

Окай.

Кого нашли в Интернете? Смотрите ниже. И сделайте скидку, что им всем возраст +30 лет прибавились с 1986 года.

Теперь по пунктам:

1. Коммандир — Фрэнсис Ричард Скуби (по центру внизу). Справа от него — Ричард Скуби . Бессменный глава рекламной компании Cows & Trees в Иллинойсе, США. Батрачит там уже 10 лет. О нём детально поговорим во второй части. Страница профиля на LinkedIn .

2. Второй пилот — Майкл Дж. Смит. Справа от него — профессор Майкл Дж. Смит университета Висконсина в Мэдисоне, США. Специальность — Промышленная и Системная Инженерия.

3. Научный специалист — Эллисон Онизука (японец слева). Справа от него — его брат-близнец (ну, конечно-конечно:))))) Клод Онизука .

Первый американо-японский астронавт Челленджера , у которого идентичный брат-близнец. Теперь, в свои 68 выглядел бы так, правда? Те же брови, глаза, морщины уголков глаз, широкий нос, та же причёска. Работает в Алкогольном Контроле на Гаваях.

4. Научный специалист — Джудит Резник (еврейка справа на групповом фото). Справа на фото — Джудит Резник , профессор права в Йельском Университете. А ещё актриса в фильмах Fair Game, Born Survivor: American Hero.

5. Научный специалист — Рональд МакНейр (негр справа на групповом фото). Справа — его брат-близнец (второй уже братиш-близнец) Карл МакНейр . Прям совпадение на совпадении с близнецами:))))

Карл МакНейр — автор, консультант по образованию, работник ртом. Почётный президент Фонда имени себя, в честь самого себя, то есть, Фонда Рондальда МакНейра. Страница на LinkedIn .

2 года проработал по специальности, а потом 23 года ездил лекции читал от Фонда имени Себя о науке и космосе.

6. Специалист по нагрузке — Грегори Джарвис (сверху между женщинами). Не найден под своим именем и фамилией. может умер, может поменял инициалы. Хотя бы кто-то из всего экипажа.

7. Специалист по нагрузке — Шэронн Макколиф (сверху между мужчинами). Была учительницей истории в школе, прошла национальный отбор и должна была провести 1 урок с орбиты над Землёй. Справа — Шэронн Макколиф , профессор права в Университете Сиракуз, США.

Итак, что у нас в итоге.

Январь 1986 — взорвался шаттл. Все это видели. Погибли ли люди? Нет, конечно же. Людей в нём не было, по крайней мере тех, которые официально заявлены мёртвыми. Потому что 6 из 7 с теми же именами и фамилиями живут и работают на серьёзных работах, не скрываются, не избегают публичности. Одним словом, ведут нормальную активную жизнь.

Либо, это просто 16 совпадений у 6 людей одновременно …?

1. Имя - Ричард (совпадает)
2. Фамилия — Скуби . (совпадает)
3. Внешность — Ричард Скуби. (+30 лет)

4. Имя — Майкл (совпадает)
5. Фамилия — Смит . (совпадает)
6. Внешность — Майкл Смит. (+30 лет)
7. Профессия астронавта — «инженер». Профессия «живого» — «профессор Инженерии» в Университете Висконсина у живущего Майкла Смита.

8. Японский брат-близнец Клод Эллисона Онизуки . (совпадение 2 близнецов в группе из 7 человек).

9. Американский брат-близнец Карл , с идентичной внешностью (+30 лет), как у погибшего астронавта Рональда МакНейра . (совпадение, 2 близнецов в случайной группе из 7 человек).

10. Имя — Джудит (совпадает).
11. Фамилия — Резник . (совпадает).
12. Внешность — Джудит Резник . (+30 лет)
1 3 . Профессия астронавта — инженер-электрик, интересовалась ораторским искусством, выступлениям на публике . Профессия «живого» — «предподаватель права» Йельского Университета, публичные выступления в судах.

14. Имя — Шеронн. (совпадает)
15. Фамилия — Макколиф . (совпадает)
16. Профессия астронавта — учитель. Профессия «живого» — предподаватель права в Сиракузском Университете. (совпадает).

Знаете, как это называется? Называется «слишком много совпадений, чтобы быть совпадением».

1 факт — случайность!
2 факта — совпадение <<<=== !
3 факта ===>>> ЗАКОНОМЕРНОСТЬ !

А у нас — 16 фактов совпало?

Выводы :

Сначала я подумал, что это шутка такая, для дурачков в интернете, которые ничего не проверяют, а едят всё подряд.

Как минимум 1 факт можно объяснить компьютерным моделированием внешности, типа через программы, которые сейчас есть даже на смартфонах. Там можно состарить ваше лицо за 1 секунду. Вот примеры из приложения FaceApp :

Но, это если мы берём 1 конкретную фотографию и старим её . А если есть сотни фотографий человека? Их тоже все старить придётся? А если есть ещё записи в других источниках, в базах данных, если есть упоминания других людей о Вас? Что тогда?

Короче, перед нами либо какое-то жуткое совпадение, либо экипаж Челленджера в 1986 году не погиб . Но, для этого надо найти что-то большее, чем 1 фото.

Я решил изучить коммандира экипажа — Ричарда Скуби . Вот этого красавца.

Тема 2 . «Детальное изучение дела Ричарда Скуби» .

Итак, я решил начать с поиска Гугла. Что он нам выдаст по запросу — Richard Scobee . В эпоху Интернета можно найти ВСЁ

Он выдаёт нам сразу несколько страниц. Пойдём по-очереди, и проверим, если это не фейк.

Объявляется — «Охота на Приведений-Астронавтов «.

Погнали.

Гугл нам выдаёт.

1. Страница в социальной сети Facebook .
2. Страница в социальной сети LinkedIn .

1. Имя — Ричард Скуби. Есть фото.
2. Работает в маркетинговой компании Cows and Trees . Исполнительным директором. СЕО .
3. На его странице есть комментарий от женщины с именем Jill Friedman . Запомните этот факт.
4. Последний пост за сентябрь 2015 года , в котором он говорит, что запрещает Фейсбуку использовать любые материалы на его странице без особого разрешения.
П.С. В 2015 году как раз и начался Интернет-Шторм, что вся эта катастрофа Челленджера 1986 года — фейк от НАСА и экипаж жив. После 2015 года — ни одного поста на странице больше нет.
5. Он пишет, что любит некую Линду! Запомните этот факт

4 августа 2012 года пишет, что 38 лет женат на Линде, и она лучшее, что у него было в жизни. То есть, Линда — его жена. И женились они в 1974 году.

Пост за 29 декабря 2011 года. Он пишет, что публикует фотографию своей внучки Риз Кристины Фридман , которая родилась в день его рождения. И следующие их дни рождения будут «Р в Квадрате » (его зовут — Ричард, а внучку — Риз).

Отсюда. У него есть дочь или сын, которые носят фамилию Фридман. В первом посте фигурирует — женщина Джилл Фридман. Так что, скорее всего она поменяла фамилию со Скуби на Фридман, и является его дочерью.

Тут нас ждёт такая страница .

Оба из них работают в «Cows and Trees » c мая 2007, оба — директора. А до этого был директором компании «Marketing Edge, Inc » с января 1982 до 2007. Вот их фотографии рядом. Это один и тот же человек?

Директоры "Cows and Trees".

    Нет, это - разные директора. 15%, 86 голосов

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Идём на американский сервис InstantCheckMate — (перевод. «Моментальный Шах и Мат»).

Сервис созданный для того, чтобы отслеживать, если человек, который вас интересует, не привлекался к уголовной ответственности, если привлекался, то есть ли выписка из суда, какой у него реальный возраст, какие родственники и т.д. Короче, много информации о каждом жителе США. Вбиваем «Richard Scobee» и смотрим результаты. Найдено 12 людей с такими именем и фамилией. Изучаем всех 12 человек.

Один нам подходит по описанию.

1. Ричард Скуби. Из Иллинойса, США. (подходит человеку с фейсбука).
2. Возраст 65 лет.
3. Родился в декабре 1951 года. (подходит запись с фейсбука, что у него в декабре родилась внучка).
4. Его родственники Джилл Фридман (подходит), Браян М , Кристина А , и Денон . А также Линда Скуби (подходит).

Уже есть от чего отталкиватся! Живые это люди или все вымышленные.

Итак, Джилл Фридман .

Фейсбук даёт нам её фото. Ведь именно она комментировала посты на странице Ричарда Скуби . Значит, именно она его знает. Ещё Фейсбук сказал, что она работала в компании «Children’s Memorial Hospital». Больше информации нет.

Вот тут, под цифрой 3 — её фото . Видно, да?

Как вам такой выбор анимации? Норм?

Тема 3 . «Почему НАСА постоянно лжёт». Версии.

Мы уже писали о том, что не было. Была статья с разбором множества доказательств. Хотя самое очевидное доказательство прямо перед Вами. Мы сейчас можем полететь на Луну? Нет. Где успешные технологии 1960х годов? Будь это правдой, то через 50 лет после успешных Лунных высадок там бы уже готели стояли!

Мы уже писали о том , что - тоже ложь. И никакие марсоходы никуда не летали, а стоят в ангарах НАСА. А фотографии клепают на Земле из Земных фото, только обработанных в красный фон.

Мы уже писали о том , что - подделки. Расссказали, как их делают, из чего их делают и привели доказательства.

Так что ещё один факт в копилку, что взрыв и катастрофа Челленджера — это фейк и грандиозный обман — ничего не поменяет. НАСА и так лжёт с самого начала своей работы. А так же врут и другие «национальные космические агентства», покрывая ложь друг друга.

Даже если только 1 из этих живых «астронавтов» окажется тем парнем или девушкой, который был в экипаже «Челленджера», то это всё равно ставит крест на ВСЕЙ истории. Потому что хоронили ВСЕХ без исключения!

Почему такие проблемы и некончаемое враньё о Космосе?

Версии:

Первая. 1 . Ну, может потому, что и никакого Космоса с миллионами и миллиардами планет не существует? Потому что выйти за Купол — нереально. Это как Рыбке попытаться убежать из Аквариума со стеклянной крышкой сверху. Невозможно в принципе. Аквариум не для этого строился.

Вторая. 2 . Прозаическая версия о взрыве Челленджере. Просто надо показать пару «неудачных пусков «. Потому что когда всё проходит гладко, ровно , без сучка и задоринки, то это вызывает минимум подозрение у людей . Поскольку на 135 пусков Шаттла пришлось только 2 катастрофы, то это отличный результат для НАСА. 1% брака!

Третья. 3 . Это был особый военный запуск шаттла с засекреченым грузом для тестов. Поэтому, там и не могло быть официального экипажа с гражданскими, типа учительницы Шэрон Макколиф , а был совсем другой экипаж из профессиональных военных, который и погиб. А гражданских оставили в покое, только перед этим «похоронив» их для виду.

4. Ваша версия . Пишите, что вы думаете. Присылайте ссылки и комментарии, если они будут интересными, то я их добавлю в статью. С указанием на Вас

На этом наша Лунная тематика подходит к концу, и если у Вас остались вопросы — озвучивайте.

А тем, кому всё равно хочется верить, что Вас никогда не обманывало Правительство, НАСА, Роскосмос и Военные , c Космосом, с полётами к МКС, с полётами в невесомости, то можете посмотреть это видео.

Всех благ на Плоской Земле.


Шаттл Челленджер

Год: 1986

Страна: США

Суть: космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе после старта

Официальная причина: разгерметизация элементов твердотопливного ускорителя/низкокачественная технология

В середине 80-х программа «Спейс-Шаттл» переживала небывалый взлет. Успешные миссии шли одна за другой, а запуски аппаратов осуществлялись настолько часто, что перерывы между ними порой не составляли более 20 дней. Миссия шаттла «Челленджер STS-51-L» была несколько необычной: на космическом корабле помимо астронавтов находилась школьная учительница Криста МакОлифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе» должна была провести пару уроков прямо из космоса. Поэтому за трансляцией запуска шаттла по телевидению наблюдало огромное количество людей – до 17% населения страны.

Утром 28 января шаттл взмыл в небо с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики, но уже через 73 секунды взорвался, а отваливающиеся от корабля обломки устремились на землю. Астронавты пережили взрыв, но погибли при приземлении от удара кабины об воду на скорости 330 км/ч.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее через многочисленные камеры, и в кадр попали лица людей, следивших в этот момент за запуском с наблюдательной площадки космодрома. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

Тут же был объявлен запрет на использование шаттлов на 32 месяца. После этого инцидента технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Количество погибших: 7 человек

Год: 2003

Страна: США

Суть: космический корабль сгорел при входе в атмосферу с полным экипажем на борту

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата/игнорирование техническим персоналом легких неполадок

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Поначалу вхождение в атмосферу шло в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры на левой плоскости крыла аппарата передал в Центр управления полетами аномальные значения. Затем четыре датчика гидравлической системы корабля в том же крыле зашкалили за минимум, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, что же случилось с датчиками, один из телеканалов уже демонстрировал в прямом эфире объятый пламенем силуэт шаттла, разваливающегося на части. Весь экипаж погиб.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики, что на полеты Шаттлов был тут же наложен временный запрет, а тогдашний президент США Джордж Буш через некоторое время объявил, что программа «Спейс Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы NASA следует направить на создание нового пилотируемого корабля. Именно во время моратория на полеты Шаттлов в 2003 году американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС с помощью российских «Союзов». Так совпало, что в тот же самый год, через 9 месяцев, впервые в истории в космос вышли китайцы, успешно осуществившие пилотируемый запуск своего аппарата «Шэньчжоу-5». На фоне трагедии с Колумбией это было очень болезненно воспринято американским руководством.

Аполлон-1

Год: 1967

Страна: США

Суть: экипаж сгорел заживо во время имитационной тренировки в командном модуле корабля

Официальная причина: искра, ток короткого замыкания/вероятно, плохо изолированная проводка

В самый разгар лунной гонки между сверхдержавами главнейшим приоритетом стала скорость. Американцы знали, что СССР тоже строит лунный челнок, и очень спешили с реализацией своей программы «Аполлон». К несчастью, от этого пострадало далеко не только качество технологии.

В 1966 году были успешно проведены запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года были запланированы уже первые запуски пилотируемой версии аппарата. Для начала тренировок экипажа на Мыс Канаверал была доставлена первая версия командного модуля корабля. Проблемы начались с самого начала – модуль был серьезно недоработан, и необходимые изменения инженеры делали уже на месте. На 27 января была назначена имитационная тренировка экипажа в командном модуле; предполагалось проверить работоспособность приборов перед условным запуском.

Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи вошли в модуль приблизительно в час дня. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород, вскоре началась тренировка. Проходила она при постоянных неполадках – то связь отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине, и тренировку приходилось останавливать. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком замыкании). Через 10 секунд, в 18:31 по местному времени, Уайт прокричал в динамики «У нас пожар в кабине!». Некоторые очевидцы утверждают, что камеры запечатлели, как Уайт пробрался к люку в отчаянной попытке его открыть. Через несколько секунд работники космодрома услышали из динамиков крик Чаффи «Я горю!», связь прервалась, а модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул. Подоспевшие к нему люди уже не смогли ничем помочь – весь экипаж был мертв.

Кабина Аполлона-1 после пожара

После трагедии был предпринят целый ряд мер: замена всех материалов в модуле на негорючие, покрытие проводов тефлоном, замена люка на модель, открывающуюся наружу, а также изменение состава искусственной атмосферы перед запуском – с чистого кислорода перешли на его долю в 60%, остальные 40% занял азот.

Союз-1

Количество погибших: 1 человек

Год: 1967

Страна: СССР

Суть: космический корабль не смог затормозить падение после входа в атмосферу и разбился от удара об землю

Официальная причина: не раскрылся основной тормозной парашют/недоработка технологии или ошибка на производстве

23 апреля предполагалось первое в истории испытание пилотируемого корабля серии «Союз». СССР в последние годы сильно отставал от США, в то время как по другую сторону Атлантики каждые несколько месяцев ставили новые космические рекорды. Несмотря на фатальную недоработку конструкции аппарата, руководство космической отрасли решило все-таки провести испытания в обозначенный день.

«Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым вышел на орбиту. Предполагалась стыковка в космосе с другим кораблем – «Союзом-2», который должен был быть запущен со своим экипажем из трех человек позже. Однако у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, и экипаж второго корабля не полетел. Комарову было приказано вернуться на Землю, что он и сделал практически вручную из-за недостаточной проработки ориентационных возможностей корабля.

Благодаря профессионализму пилота, вхождение в атмосферу прошло нормально, однако на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался, и корабль вскоре врезался в поверхность планеты со скоростью 50 м/c. Комаров погиб.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, система торможения была отработана на 6 беспилотных запусках, произведено множество доработок конструкции.

Союз-11

Количество погибших: 3 человека

Год: 1971

Страна: СССР

Суть: экипаж корабля погиб при входе в атмосферу из-за декомпрессии

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана, разгерметизация кабины аппарата/вероятно, недоработка технологии клапанов

Миссия экипажа «Союза-11» заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и различных работах на ее борту. Несмотря на некоторые трудности, экипаж смог проработать на станции 11 дней. Потом было зафиксировано серьезное возгорание, и космонавтам приказали вернуться на Землю.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление – внешне все прошло в штатном режиме, однако на вопросы ЦУПа космонавты не отвечали. Когда люк аппарата открыли, все члены экипажа были мертвы. Вскоре выяснилось, что они пострадали от декомпрессионной болезни – произошла разгерметизация корабля на большой высоте, отчего давление резко понизилось до недопустимого уровня. Скафандров в космическом корабле не было – такова была его конструкция. Из-за невыносимой боли космонавты не смогли вовремя устранить неполадку, по некоторым версиям, это было невозможно.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего пришлось запускать экипажи по два человека вместо трех (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию усовершенствовали, и на «Союзах» вновь стали летать тройками.

Это все катастрофы в истории, связанные с полетами космонавтов, либо с подготовкой к ним (в случае с «Аполлоном-1 »). Однако есть еще один тип трагедий, которые, с некоторыми оговорками, тоже можно отнести к космическим катастрофам. Он унес в десятки раз большее количество жизней. Речь идет об аварийных запусках ракет.

Катастрофа на Байконуре

Количество погибших: 78-126

Год: 1960

Страна: СССР

Суть: возгорание топливных баков ракеты перед запуском, сильнейший пожар

Официальная причина: преждевременное включение одного из двигателей ракеты/нарушение мер безопасности

Всего за полгода до легендарного полета Гагарина на космодроме Байконур произошла трагедия столь ужасная, что все данные были надежно засекречены, несмотря на огромное количество жертв, и мир смог узнать о ней лишь незадолго до распада СССР, в 1989 году.

В связи с обострением международных отношений из-за «Берлинского кризиса», Хрущев в 1959 году приказал ускорить разработку межконтинентальных баллистических ракет. На 24 октября 1960 года было назначено испытание на космодроме Плесецк ракеты Р-16. Ракета, по заверениям многих, требовала значительных доработок, шли споры о том, стоит ли откладывать испытания. Большинство высказалось за продолжение работ, а глава РВСН маршал Неделин, руководивший запуском, по заверениям очевидцев, ответил на возражения фразой – «Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждёт нас».

Неделин с некоторыми другими участниками проекта расположился всего в 17 метрах от ракеты, давая пример того, что бояться запуска не стоит. Была объявлена 30-минутная готовность, но вскоре произошел внештатный запуск двигателя второй ступени, пламя которого смогло прорвать и без того неготовые к запуску пиромембраны топливных баков. Начался лавинообразный пожар, волны огня расходились во все стороны, очевидцы отмечают, что видели горящих людей, бежавших с криками от ракеты. Аварийно-спасательные работы удалось начать лишь через два часа, когда пламя поутихло.

Слева - взрыв Р-16, справа - обломки ракеты на стартовом столе

©Wikimedia Commons

После трагедии режим безопасности на космодроме, а также организация ракетных запусков были серьезно доработаны.

Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас

Количество погибших: 53

Год: 1965

Суть: пожар в закрытой ракетной шахте

Официальная причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга

8 августа в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE . При модернизации 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную баллистическую ракету LGM-25C Titan-2 внутри, но в целях безопасности с нее сняли боеголовку.

Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг, из него начала вытекать горючая жидкость. Пары распространились по шахте, те, кто это почувствовал, устремились к верхним этажам, где находился выход. Впоследствии произошло стихийное возгорание, и сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Лишь двоим удалось покинуть шахту и спастись.

Ракета так и не взорвалась, шахта была восстановлена только 13 месяцев спустя.

Ракета Titan-2 в пусковой шахте

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Плесецк

Количество погибших: 48

Год: 1980

Страна: СССР

Суть: взрыв топливных баков ракеты перед запуском

Официальная причина: присутствие каталитически активных материалов в фильтрах топливных баков/халатность конструкторского бюро

18 марта на космодроме готовилась к запуску ракета «Восток» со спутником-шпионом «Икар» на борту. Шла заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом, азотом. На последнем этапе заправка осуществлялась перекисью водорода.

Именно на этом этапе произошло возгорание, в результате которого 300 тонн топлива детонировали. Начался сильный пожар, который убил на месте 44 человека. Еще четверо скончались от получения ожогов, количество выживших раненых – 39.

Комиссия обвинила во всем халатность боевого расчета, осуществлявшего запуск. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия

Количество погибших: 21

Год: 2003

Страна: Бразилия

Суть: взрыв ракеты в результате незапланированного запуска одного из двигателей

Официальная причина: «опасное сосредоточение летучих газов, повреждение датчиков и электромагнитные помехи» (отчет госкомиссии)

На 25 августа был назначен запуск ракеты VLS-3. Место проведения – космодром Алкантара на севере страны, очень удобный для запусков космических аппаратов из-за своей близости к экватору. При удачном запуске ракета с двумя спутниками на борту должна была превратить Бразилию в первую космическую державу Латинской Америки. Это была уже третья попытка страны получить этот статус, после двух предыдущих неудачных запусков.

22 августа проводились уже заключительные тесты, вблизи от ракеты работало около 100 человек. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, а впоследствии произошел взрыв топливных баков. Ракета и 10-этажная конструкция стартовой площадки были полностью уничтожены взрывом.

После инцидента бразильская космическая программа была на время парализована – многие ученые и инженеры, работавшие над ракетой, погибли в результате взрыва, к тому же началось полномасштабное расследование. Точная техническая причина аварии, однако, установлена так и не была.

Руины стартовой плошадки на космодроме Алкантара

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Сичан, Китай

Количество погибших: 6-100

Год: 1996

Страна: Китай

Суть: падение ракеты после запуска на населенную деревню

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей

Во второй половине 1990-х годов Китай приступил к активному развертыванию собственной космической программы. Именно в 1996 было заключено соглашение между Россией и Китаем по сотрудничеству в области пилотируемой космонавтики, которое, по мнению экспертов, обеспечило КНР необходимой технологической базой для рывка в развитии своей космической отрасли.

Сотрудничество велось и с США – в 1996 году китайская ракета семейства «Великий поход» должна была вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 708. Запуск был назначен на 15 февраля по местному времени. Местом старта был выбран космодром Сичан на юго-западе Китая.

Ракета стартовала в положенное время, однако вскоре начала крениться и уже через 22 секунды упала на деревню недалеко от космодрома и взорвалась.

Комиссии по расследованию инцидента были созданы как в США, так и в Китае. И если обе экспертные группы согласились друг с другом в технической причине аварии, то в оценке погибших их результаты сильно разнятся. Китайское руководство заявило о 6 смертях, американские эксперты – о сотне.

Холмы Челленджер на Плутоне .

Полёты

«Челленджер» десять раз стартовал в космос. Провел в космосе 69 суток, совершил 987 витков вокруг Земли, прошёл 41 527 416 км.

Дата Обозначение Программа полёта
1 4 апреля Челленджер STS-6 Запуск трансляционного спутника. Первый выход в открытый космос во время полёта шаттла.
2 18 июня Челленджер STS-7 Салли Райд - первая американская женщина-астронавт. Запуск двух коммуникационных спутников.
3 30 августа Челленджер STS-8 Гайон Блуфорд - первый ночной старт и ночная посадка шаттла. Запуск спутника Insat-1B.
4 3 февраля Челленджер STS-41B Неудачный запуск двух коммуникационных спутников.
5 6 апреля Челленджер STS-41C Первый ремонт спутника на орбите (Solar Max ). Запуск модуля исследования длительной экспозиции LDEF
6 5 октября Челленджер STS-41G Впервые в экипаже две женщины. Первый выход в космос американской женщины-астронавта. Снятие с орбиты спутника (Earth Radiation Budget Satellite).
7 29 апреля Челленджер STS-51B Эксперименты с космической лабораторией (Spacelab-3).
8 29 июля Челленджер STS-51F Эксперименты с космической лабораторией (Spacelab-2).
9 30 октября Челленджер STS-61A Эксперименты с немецкой лабораторией (Spacelab D-1).
10 28 января Челленджер STS-51L Гибель «Челленджера» и семи астронавтов .

Катастрофа шаттла

Последний старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 года, затем запуск перенесли на два часа дня из-за того что были найдены мелкие поломки, которые устраняли инженеры. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал . Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее. За стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами. Как потом выяснилось, некоторые астронавты были ещё живы, так как носовую часть, где они находились, просто оторвало от остальной части корабля, и как минимум к трём из них началась индивидуальная подача кислорода в шлемы, предусмотренная на случай аварии, но падение с 20 км высоты и колоссальной силы (перегрузка около 200G) удар о воду сделали своё дело, все находившиеся на борту астронавты погибли. Первое время многочисленные очевидцы не понимали, что происходит.

Кто-то, стоявший в толпе передо мной, обернулся и сказал: «Это взрыв!» Я помню, как взрослые говорили детям: «Не бойся, это неправда, всё хорошо». Многие аплодировали, потому что думали, что это отсоединились ускорители.

Бен Провенсал, очевидец

Погиб весь экипаж - семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала - бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.

Причиной трагедии называют неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскалённых газов, которые разрушили крепление, а также и то, что запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. В связи с этой катастрофой США понесли большие убытки - около 8 млрд долларов, включая и стоимость самого челнока, которая оценивается в 3 млрд. Гибель «Челленджера» - самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.

Эмблемы полётов

Эмблемы полётов «Челленджера»



STS 6 STS 7 STS 8 STS 41-B STS 41-C



STS-41-G STS-51-B STS-51-F STS-61-A STS-51-L

См. также

  • Ричард Фейнман - учёный-физик, участвовавший в расследовании гибели «Челленджера».

Напишите отзыв о статье "Челленджер (шаттл)"

Ссылки

  • (youtube)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Челленджер (шаттл)

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.
Побуждения людей, стремящихся со всех сторон в Москву после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время большей частью – дикие, животные. Одно только побуждение было общее всем – это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей деятельности.
Через неделю в Москве уже было пятнадцать тысяч жителей, через две было двадцать пять тысяч и т. д. Все возвышаясь и возвышаясь, число это к осени 1813 года дошло до цифры, превосходящей население 12 го года.
Первые русские люди, которые вступили в Москву, были казаки отряда Винцингероде, мужики из соседних деревень и бежавшие из Москвы и скрывавшиеся в ее окрестностях жители. Вступившие в разоренную Москву русские, застав ее разграбленною, стали тоже грабить. Они продолжали то, что делали французы. Обозы мужиков приезжали в Москву с тем, чтобы увозить по деревням все, что было брошено по разоренным московским домам и улицам. Казаки увозили, что могли, в свои ставки; хозяева домов забирали все то, что они находили и других домах, и переносили к себе под предлогом, что это была их собственность.
Но за первыми грабителями приезжали другие, третьи, и грабеж с каждым днем, по мере увеличения грабителей, становился труднее и труднее и принимал более определенные формы.
Французы застали Москву хотя и пустою, но со всеми формами органически правильно жившего города, с его различными отправлениями торговли, ремесел, роскоши, государственного управления, религии. Формы эти были безжизненны, но они еще существовали. Были ряды, лавки, магазины, лабазы, базары – большинство с товарами; были фабрики, ремесленные заведения; были дворцы, богатые дома, наполненные предметами роскоши; были больницы, остроги, присутственные места, церкви, соборы. Чем долее оставались французы, тем более уничтожались эти формы городской жизни, и под конец все слилось в одно нераздельное, безжизненное поле грабежа.
Грабеж французов, чем больше он продолжался, тем больше разрушал богатства Москвы и силы грабителей. Грабеж русских, с которого началось занятие русскими столицы, чем дольше он продолжался, чем больше было в нем участников, тем быстрее восстановлял он богатство Москвы и правильную жизнь города.
Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.