Тесты в школе будущего первоклассника. Примерный тест для прохождения собеседования в школе

Скоро в школу. Поступление в первый класс - это дело особо ответственное.
Требования к подготовке детей возросли. Собеседование или психологическое тестирование играет главную роль в принятии решения о зачислении в школу.
Надо готовиться!

Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе. Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Строго говоря - нет, ведь согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки и проживания на территории, за которой закреплена школа.

Обязательное условие для зачисления в первый класс - достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне. Никто также не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать - все тесты и задания проверяют лишь интеллектуальное развитие малыша .

Основной задачей тестирования должно быть знакомство педагогов с поступающими в школу детьми и возможность корректировки программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Таким образом, результаты любых собеседований, проводимых с ребенком, имеют только рекомендательный характер, в противном случае это считают нарушением действующего законодательства.

Однако пренебрегать подготовкой к школе все же не стоит. Составив, после собеседования первое впечатление о ребенке, педагог не скоро его изменит. Данный процесс в каждом случае индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье, «опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т.д.). Родителям надо ориентироваться приблизительно на два-три месяца регулярных занятий на развитие логики, мышления и памяти. Подобная тренировка в любом случае окажется весьма полезной и обязательно пригодится будущему первокласснику. Любящие родители и сами великолепно подготовят ребенка к приемному тестированию в 1-й класс, причем в школу любого уровня. Тестирует ребенка, как правило, будущая первая учительница. Уверяем, у нее сложится самое благоприятное, положительное отношение к вашему «вундеркинду» после блестящих ответов на «каверзные вопросы» к которым малыш был подготовлен дома!

На собеседованиях обычно проверяют следующие аспекты: восприятие, память, внимание и концентрация, мышление, моторика, речь . Задают также вопросы по темам «Окружающий мир», «Город», «Распорядок дня». В тесты включают и несложные арифметические задачки.

В аспекте ВОСПРИЯТИЯ большое значение имеет визуальная память ребенка, его способность к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов. Задание на восприятие могут сформулировать, к примеру, таким образом: дорисуй стрекозу (рис.1).

ПАМЯТЬ - один из самых сложных аспектов. В качестве проверочного теста чаще всего предлагают ряд простых картинок или геометрических фигур, которые необходимо запомнить за 10-20 с и затем нарисовать на чистом листе. Здесь нередко требуется более длительная тренировка.

На ^ ВНИМАНИЕ и КОНЦЕНТРАЦИЮ существуют отдельные задания. Например: запомни рисунок с точками и попробуй повторить его (рис.2). Справа приведены возможные варианты выполнения теста).

^ Для проверки МЫШЛЕНИЯ будущего первоклассника предлагают следующие задания:

1. Назови как можно больше черт сходства и различия:

  • кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается/кусается, мяукает/лает, ловит мышей/сторожит дом и т.д.);
  • пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек/животное, говорит/мычит и т.д.);
  • ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица/рыба, летает/плавает, каркает/молчит и т.д.).

2. Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность (рис.3).

Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например: нарисуй человечка. Критериями оценки здесь служат адекватность и аккуратность изображения (рис.4).

Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ могут звучать следующим образом .

1. Назови одним словом:

  • Мальчик, который ходит в школу (ученик);
  • женщина, играющая в теннис (теннисистка);
  • человек, играющий на пианино (пианист).
  • Если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.)
  • Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый).
  • Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый).

2. Скажи правильно:

  • Одна варежка, а много (варежек).
  • Один мяч, а много (мячей).
  • Одно дерево, а много (деревьев).

Кроме того, необходимо знать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), уметь разбивать слова на слоги, различать гласные и согласные звуки и рифмовать слова (мишка - шишка) . Нередко детям дают заданиесоставить рассказ по картинке . Полезно разучить с малышом несколько коротких стихотворений и несложных скороговорок («Хорош пирожок - внутри творожок»), потренироваться в разгадывании популярных загадок («Сидит девица в темнице, а коса на улице»).

^ При беседе на тему «Окружающий мир» ребенок должен знать:

  • названия насекомых, животных, их детенышей, повадок и среды обитания;
  • уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
  • знать названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), а также о делении их на съедобные и несъедобные.

Важное место в беседе педагога с дошкольником занимает тема «Город». Малышу надо уметь хорошо ориентироваться в правилах поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта, соотносить ма­газины и продаваемые в них товары, различать про­фессии. Ребенку обязательно нужно выучить свой домашний адрес и телефон . Знание времен года и суток, умение определять время как по электронным, так и по обычным часам пригодится при ответах на вопросы темы «Распорядок дня». Чтобы в дальнейшем смело решать задачки по математике, будущий первоклассник должен считать от 1 до 20, решать простейшие примеры на вычитание и сложение (типа 3-1 =…; 4 + 4 =…; 15-2 =…; 20-9 =…; 10 + 1 =…) и распознавать знаки «больше», «меньше» и «равно». Малышу могут предложить такую картинку с заданием: где мячиков больше? (рис.5).
По правилам собеседования засчитывают только полные, ясные и конкретные ответы на поставленные вопросы. Например, если требуется назвать фамилию, имя и отчество папы, то правильный ответ звучит так: «Моего папу зовут Михаил Васильевич Иванов», а ошибочный: «Папа Миша».

Детям нужно достаточно быстро реагировать на задания - времени на размышление дают немного. Имеет смысл предварительно потренироваться дома , даже если в целом ребенок неплохо подготовлен.

Следует учитывать, что, попадая в непривычную обстановку, дети нередко начинают нервничать и часто, обладая необходимыми знаниями, они не в состоянии сосредоточиться и дать правильный ответ .

Незнакомое место, чужие люди - все это создает стрессовую ситуацию, в особенности для малышей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Поэтому родителям надо позаботиться и о морально-психологической подготовке дошкольника. Проверить, расширить и укрепить знания ребенка родители вполне могут самостоятельно: методические пособия и сборники тестовых заданий широко представлены в книжных магазинах. Такого рода пособия обычно содержат многочисленные варианты упражнений и логических задач, сформулированных в доступной для восприятия дошкольника форме и снабженных иллюстративным материалом.

Простой тест для будущих первоклассников

Минимальные знания будущего первоклассника оцениваются не по количеству слов, которые он может прочитать в минуту, и не по знанию таблицы умножения. Чтобы оценить подготовленность ребенка к получению начального образования, ему могут задать такие вопросы:

    Назови свою фамилию, имя, отчество.

    Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

    Как зовут твоих родителей?

    Утром ты завтракаешь, а днем...?

    Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

    Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?

    Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

    Нож - что это? Велосипед - что это? Килограмм - что это?

    Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

    В какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

    Береза, дуб, осина - это...?

    Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

    У коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?

    Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

    Огурец, помидор, морковь, свекла - это...?

Рисовать, а также проводить на бумаге разные черточки умеет каждый дошкольник. Вот только его умение это делать чаще всего проверяется весьма конкретными способами. Например, тестом Керна-Йирасека.

Он состоит из трех заданий, во время выполнения которых ребенку нельзя подсказывать:

    Нарисовать фигуру человека (чем больше деталей воспроизвел ребенок - пальцы, ресницы, волосы, - тем лучше);

    Скопировать небольшую фразу (например, написать на листе «Он ел суп» и попросить ребенка максимально точно переписать фразу на чистый лист);

    Скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Еще один «рисовательный» тест, показывающий развитие мелкой моторики у ребенка, состоит в следующем: нарисуйте циркулем круг диаметром 2,5-3 см. Пусть ребенок обведет его по контуру, не отрывая руки от бумаги. Обратите внимание, насколько точно он выполнит задание.

Педагоги также предлагают родителям как минимум за год до школы посещать курсы подготовки к школе либо самостоятельно развивать внимательность, наблюдательность и усидчивость своего малыша, предлагая ему выполнение различных упражнений… Например:

«Десять треугольников». Предложите ребенку цветными карандашами нарисовать в ряд десять треугольников. Когда работа будет завершена, попросите его заштриховать третий, седьмой и девятый треугольники. Задание повторяется только один раз. Ребенок выполняет его, как понял с первой попытки.

«Как это можно использовать?». Любой предмет можно сделать объектом развития мышления и сообразительности ребенка. Например, обычный карандаш. Спросите у малыша, как его можно использовать? Пусть он придумает не менее 10 вариантов (рисовать, как палочку, удочку, градусник и пр.).

«Нелепицы». Для этого задания необходимо подготовить картинки с нелепицами - например, висящими на деревьях овощами и растущими на грядках фруктами. В течение двух минут ребенок должен найти все изображенные на картинке несоответствия.

Психологи утверждают, что ребенок должен не только уметь многие вещи, но также хотеть идти в школу. Хочет ли стать первоклассником ваш ребенок? Это можно проверить, задав ему несколько вопросов. Правда, предлагаемый на многих образовательных сайтах тест наверняка вызовет улыбку у родителей, которые, положа руку на сердце, выбрали бы «неправильные» варианты ответа…

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает

    Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы было две школы - в одной за хорошие ответы ставили бы десятки и девятки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

    Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?

    Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?

    Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Впрочем, отстанем от ребенка. Ведь часто наше, родительское мнение о собственном ребенке кажется нам гораздо более объективным. В этом случае можно попробовать оценить готовность малыша к школе, ответив на вопросы…

Тест для родителей будущих первоклассников

    Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

    Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

    Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

    Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

    Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

    Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

    Умеет ли он изменять существительные по числам?

    Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

    Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

    Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

    Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

    Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

    Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

    Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

    Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

    Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Продвинутый тест для будущих первоклассников

Родители, которые сомневаются, отдавать ребенка в школу с 6 или 7 лет, могут воспользоваться советами, которые портал interfax.by публиковал в статье и в материале . Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку - тому самому, который идет в первый класс…

    Сколько лет папе (маме, сестре, брату)? Когда их дни рождения?

    Где и кем работает папа (мама)?

    Какой размер обуви у тебя?

    Как вдеть нитку в иголку?

    Как пришить пуговицу?

    Что делать, если ты порезал себе палец?

    Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит?

    Как звонить по телефону?

    Ты купаешься (в реке, в озере, море). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды?

    Где нельзя есть мороженое?

    Как вести себя за столом?

    Когда пчела кусает? Отличие пчелы от осы.

    Что можно есть, если болит живот?

    Чего нельзя есть, если болит зуб?

    После какой еды хочется пить?

    Сколько и когда можно пить в жару?

    Как вымыть грязную посуду?

    Какая картошка быстрее варится - целая или резаная? Как ее жарить?

    Как правильно почистить картошку старую и молодую? Как чистить морковь?

    Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению?

    Как заварить чай? Сколько сахара надо положить в стакан чая?

    Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?

    Можно ли купать собаку так же, как кошку? Если можно, то как?

    В квартире запахло газом. Что делать?

    Как почистить обувь, постирать рубашку?

    Где лед толще - у берега или в середине водоема?

    На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду - сухой или влажной?

    Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей?

    Какой мусор нужно подметать мокрым веником?

    Как вести себя в гостях?

    Что больше всего любит папа (мама)?

    Почему нельзя играть на строительной площадке?

    Сколько кусочков хлеба тебе нужно на обед?

    За сколько минут ты добираешься в школу пешком?

    Как бороться с мухами, комарами, тараканами?

    Какой твой адрес (номер домашнего телефона)?

    Как ухаживать за комнатными цветами?

    Электрический прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?

    Стеклянная вещь (стакан, графин) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?

    Мяч полетел на мостовую. Как поступить?

    Землетрясение произошло ночью. Что делать?

    Укусила собака. Что делать?

    Перед тобой раненая птица. Как поступить?

    Как без циркуля нарисовать правильный круг?

    Как без линейки провести прямую линию?

    Во время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?

    Что делать со старыми газетами и тетрадями?

    В кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?

    Во время дождя перед подъездом дома образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход?

Записывая своего малыша в первый класс, родители неизбежно задают себе вопрос: «А готов ли мой ребёнок к школе, всеми ли знаниями и навыками он обладает?» В сегодняшнем материале мы расскажем, какие существуют тесты для поступления в школу для первоклассников, и дадим некоторые советы и рекомендации.

Какова цель тестирования и как оно проводится?

Многие родители считают тестирование своеобразным экзаменом и заранее настраивают ребёнка на то, что если он будет давать неверные ответы, его не примут в школу.

Такая позиция крайне неправильна. Тестирование - это не экзамен, его основной задачей является знакомство учителей с будущими учениками и возможность корректировки программы обучения в зависимости от возможностей и уровня развития детей.

Тестирование проводится в классе в присутствии родителей малыша. Так что, если ребёнок испугается, разволнуется или будет стесняться, родные люди смогут приободрить карапуза, поддержать его, а может, даже и подсказать.

На тестирование одного ребёнка отводится 15–20 минут, за это время малышу будет предложено несколько заданий на логику, внимание, математику, развитие речи. Также будут заданы вопросы, позволяющие составить представление об общем развитии карапуза.

Мы предлагаем вам ознакомиться с примерными заданиями на различные навыки и умения.

Общие знания

Ребёнок должен уметь связно рассказать о себе и своей семье, отвечая на вопросы учителя:

  1. Назвать своё полное имя и фамилию.
  2. Назвать свою полную дату рождения.
  3. Назвать полный домашний адрес (номер дома и квартиры, улицу, город, область, страну).
  4. Назвать полные имена родителей, их возраст, где и кем они работают.
  5. Назвать своих братьев и сестёр, если такие есть, их возраст, а также сказать, чем они занимаются - школьники, дошкольники, студенты и т.д.

Кроме того, малыш должен уверенно назвать:

  1. Части суток, дни недели, месяцы, времена года, уметь назвать месяцы конкретного времени года.
  2. 5 мужских и 5 женских имён.
  3. Несколько музыкальных инструментов.
  4. 5 диких и 5 домашних животных.
  5. 5 диких и 5 домашних птиц.
  6. По 5 названий деревьев, кустарников, грибов.
  7. Цветы, которые растут в саду и в комнате, тоже минимум по пять.

Также ребёнок должен уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы, волосы и т. п.

Знания по математике

Эта серия вопросов позволит преподавателю составить суждение не только об уровне математической подготовки малыша, но и о его пространственном мышлении.

  1. Цифры от нуля до двадцати и обратный счёт.
  2. Чётные цифры от нуля до десяти и назад.
  3. Нечётные цифры от единицы до девяти и назад.
  4. Соседние числа.
  5. Состав числа.
  6. Простые арифметические действия с числами - сложение, вычитание.
  7. Основные двухмерные геометрические фигуры - квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, умение их нарисовать.
  8. Знание нескольких объёмных фигур - шар, пирамида, цилиндр, конус.
  9. Понимание и умение показать направления сторон (право, лево, верх, низ).
  10. Умение сравнивать: «больше» - «меньше», «выше» - «ниже», «короче - длиннее».

Знания по грамоте и развитию речи

Малыш должен уметь составить связный рассказ по нескольким картинкам, предварительно разложив их в правильном порядке. Кроме того, ребёнок должен обладать такими навыками:

  1. Знать алфавит, уметь прочитать (хотя бы по слогам) небольшой отрывок из нескольких простых предложений.
  2. Уметь писать печатными буквами простые слова.
  3. Уметь отличать гласные звуки от согласных.
  4. Уметь отличать твёрдые от мягких звуков.
  5. Уметь определять количество звуков в слове.
  6. Уметь составлять простые предложения с заданным словом.
  7. Рассказать небольшое стихотворение.
  8. Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.
  9. Уметь подбирать синонимы и антонимы к заданному слову.

Задания на логику, память и внимание

Во время тестирования преподаватель может предложить ребёнку следующие вопросы и задания:

  1. Запомнить 5–7 из 10 чётко названных простых слов.
  2. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно показанных малышу в течение 30 секунд.
  3. Находить сходство и различия между предметами. Например, на вопрос, что общего между грушей и яблоком, карапуз должен сказать, что это фрукты, их едят, из них варят компот и варенье, и то и другое растёт на дереве, они имеют кожуру, мякоть и семечки и т. д. А отличаются они формой - яблоко круглое, а груша состоит как бы из двух шаров, и т. п.
  4. Владеть навыком исключения из ряда. Например, малышу предлагают ряд слов или картинок: сыр, масло, сметана, песок. Ребёнок должен не только исключить лишнее слово (песок), но и объяснить, почему лишним является именно оно. «Песок лишний, потому что он несъедобный. А всё остальное - это еда».
  5. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше: завтрак или обед? Что наступает после зимы: весна или лето? Кто больше: корова или коза? Как называют детёныша коровы, лошади, собаки?»
  6. Уметь обобщать предметы по признаку: из предложенных картинок карапуз должен выбрать те, которые что-либо объединяет. Например, если перед ним лежат картинки с машиной, чашкой, яблоком, кошкой и автобусом, то ребёнок должен отложить в сторону машину и автобус и сказать, что это транспорт. Если на карточках нарисованы пальто, перчатки, шапка, носки, то малыш должен сказать, что это одежда и т. п.
  7. Выполнить определённую последовательность из 3­–5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).
  8. Уметь давать объяснения простым явлениям (например, почему снег тает в комнате).

По результатам тестов преподаватель сможет сделать выводы об уровне подготовки конкретного ребёнка и даст его родителям рекомендации о том, на какие навыки и умения нужно обратить наибольшее внимание в оставшееся до школы время.

Cоветы по подготовке ребёнка к тестированию

Чтобы тестирование прошло без лишних волнений для вас, уважаемые родители, и без слёз для малыша, воспользуйтесь при подготовке к нему нашими советами:

  • Расскажите карапузу про свои школьные годы, покажите фотографии, вспомните забавные случаи из своей школьной жизни.
  • Не настраивайте заранее малыша против учителей, не пугайте «страшным директором школы», двойками и наказаниями. Напротив, скажите, что в школе все ждут появления нового ученика, ему будут рады. Школа - это интересные уроки, много новых друзей, доброжелательные учителя.
  • Занимаясь с ребёнком подготовкой к тестированию, хвалите его за любые правильные ответы, говорите: «Ты молодец! Ты отлично справишься! Вот увидишь, у тебя всё получится!» Малыш должен поверить в свои силы и не бояться тестов.
  • Займитесь физическим развитием карапуза: играйте с ним в подвижные игры, учите кататься на велосипеде или роликовых коньках, запишите в секцию по плаванию или гимнастике. Во-первых, малышу так или иначе придётся пройти «медицинское тестирование» в поликлинике, а во-вторых, здоровому, крепкому и физически развитому ребёнку легче будет адаптироваться к школьной жизни.
  • Уделите внимание социальному воспитанию малыша. Коммуникабельному ребёнку легче будет общаться с незнакомыми людьми во время тестирования. Учите карапуза разговаривать со сверстниками и взрослыми, организовывайте во дворе или дома коллективные игры, водите малыша на выставки, в театр, на другие интересные мероприятия.

Подготовка ребёнка к прохождению тестов - задача не из лёгких. Чтобы эффективность была как можно выше, а занятия - как можно более результативными, их можно организовать по-разному:

  • Записать малыша в детский развивающий центр.
  • Обратиться к частным преподавателям.
  • Заниматься с карапузом самостоятельно дома, вооружившись методической литературой и рекомендациями специалистов, которые, кстати, в большом количестве есть на сайте НИИ «Эврика».

Мы желаем вам удачной подготовки и благополучного прохождения тестов. Ни пуха ни пера тебе, малыш! До новых встреч!

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:

  • В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире
  • Полные имена членов семьи, их профессии
  • Правила поведения в общественных местах и на улице

В области развития речи и готовности к овладению грамотой

  • Уметь четко произносить все звуки речи
  • Уметь интонационно выделять звук в словах
  • Уметь выделять заданный звук в потоке речи
  • Уметь определять место звука в слове
  • Уметь произносить слова по слогам
  • Уметь составлять предложения из 3-5 слов
  • Уметь использовать в речи обобщающие понятия
  • Уметь составлять рассказ по картинке
  • Уметь составлять несколько предложений о предмете
  • Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  • Уметь наизусть читать любимое стихотворение
  • Знать автора прочитанного стихотворения
  • Уметь передавать содержание сказки

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления :

  • Знать цифры от 0 до 9
  • Уметь считать до 10 и обратно
  • Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • Знать знаки +, -, =, <, >
  • Уметь сравнивать числа первого десятка
  • Уметь соотносить цифру и число предметов
  • Уметь сравнивать 2 группы предметов
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между»
  • Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности
    (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.)
  • Уметь различать диких и домашних животных
  • Уметь различать по внешнему виду птиц
  • Иметь представление о сезонных признаках природы
  • Знать 1-3 комнатных растения
  • Знать названия 12 месяцев года>
  • Знать названия дней недели

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники” Если ребенок переспрашивает, ответить – пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: “Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность”. Ребенок называет предметы – часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности “Как это можно использовать?”

Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово “карандаш”, а ребенок придумывает, как его можно использовать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест “Нелепицы” – для оценки образно – логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

– назови свою фамилию, имя, отчество;
– сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
– как зовут твоих родителей?
– утром ты завтракаешь, а днем…?
– сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
– футбол, гимнастика, теннис, плавание – это…?
– что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
– нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
– сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
– в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
– береза, дуб, осина – это…?
– каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
– у коровы – теленок, у собаки – …, у лошади – …?
– почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
– огурец, помидор, морковь, свекла – это …?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
– нарисовать фигуру человека;
– скопировать небольшую фразу;
– скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу “Он ел суп”, вертикальный размер букв – 1 см, а заглавной – 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: “Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь”. Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: “Рисуй как умеешь”. Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: “На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа” (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 – лучшая оценка, а 5 – худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове – волосы, на лице – глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов – когда на рисунке “нечто” головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла — предложение можно прочитать, 3 балла – можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла – с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов – каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл – достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла – группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла – точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов – каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации – все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, – в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, – в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, – в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, – в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: “Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год”, – согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: “Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу”, – согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ)
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть “по правилам” не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.

Любящие и заботливые родители всегда хотят, чтобы их ребенок хорошо учился в школе, и все уроки давались ему легко и просто. Чтобы школьная программа не оказалась для новоиспеченного ученика слишком сложной, его необходимо хорошо к поступлению в первый класс.

В процессе подготовки к зачислению в школу родители должны контролировать то, насколько хорошо развивается их ребенок. Сегодня существует множество тестов для детей-шестилеток перед школой, которые позволят убедиться, что ваш малыш хорошо усваивает необходимую информацию, или выявить существующие проблемы и вплотную заняться их освоением.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию один из таких тестов, с помощью которого можно понять, перед школой, и определить уровень развития вашего сына или дочери.

Тест для будущих первоклассников перед школой

Чтобы оценить, готов ли ваш отпрыск к поступлению в школу и сможет ли он освоить школьную программу, необходимо задать ему несколько вопросов, а именно:

  1. Назови свое имя, фамилию и отчество.
  2. Назови имя, фамилию и отчество папы, мамы.
  3. Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь – дядей или тетей?
  4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько тебе исполнится через год? Через два года?
  6. Сейчас вечер или утро (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь - утром или вечером? Когда ты обедаешь - днем или утром?
  8. Что бывает раньше - ужин или обед?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твоя мама, твой папа?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта ручка (карандаш, терка)?
  12. Какое сейчас время года - лето, зима, весна или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках - летом или зимой?
  14. Почему снег выпадает зимой, а не летом?
  15. Что делает врач, почтальон, учитель?
  16. Зачем в школе нужен звонок, парта, доска?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свое левое ухо, правый глаз. Для чего нужны уши, глаза?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше - коза или корова? Пчела или птица? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  22. Что больше: 5 или 8; 3 или 7? Посчитай от двух до семи, от восьми до трех.
  23. Что нужно сделать, если ты нечаянно сломал чужую вещь?

Во время проведения анкетирования запишите на листочек бумаги все ответы своего чада, а через некоторое время оцените их. Так, если малыш полностью и правильно ответил на любой вопрос, кроме тех, которые перечислены под номерами 5, 8, 15, 16, 22, он получает 1 балл. Если на любой из этих вопросов ребенок дал правильный, но не полный ответ, он должен получить 0,5 балла. В частности, если будущий первоклассник не смог полностью указать ФИО своей матери, а сказал лишь «Маму зовут Таня», - он дал неполный ответ, и ему полагается только 0,5 балла.

При оценке ответов на вопросы № 5, 8, 15, 16 и 22 необходимо учитывать следующее:

Оценив все полученные ответы, необходимо рассчитать сумму баллов, которая и укажет, готов ли ваш ребенок к поступлению в школу. Так, если в итоге он получил более 25 баллов, малыш полностью готов к переходу на новый жизненный уровень. Если итоговая оценка составляет 20-24 балла, готовность вашего чада находится на среднем уровне. Если же ребенок не получил и 20 баллов, к школе он не готов, и с ним необходимо тщательно заниматься.