М. Ю. Лермонтов "Утес": анализ стихотворения

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
 Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно­
выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки
первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
 Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с
романсом на его стихи.
 Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку,
оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно­деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска.
Также использованы были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети
доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока
Организационный
момент.
Проверка домашнего
задания.
Действия учителя
Действия учеников
Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы
активно поработать? С чем вы уходите с каждого
урока, ребята?
Приветствуем друг
друга (слайд
1) Презентация
Самостоятельная
работа по домашнему
заданию. Способ
проверки:
взаимопроверка и
проверка по
эталону. (Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть
перед собой табличка со словами, значение которых
мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача –
соединить термины и их определения линиями.
Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте
листочками. На слайде вы видите подобную табличку,
кто уверен, что справился с работой и может
выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам
ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте
оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и
отметь те в оценочном листе, как вы справились с
заданием.

Актуализация
знаний.
Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы
будем и на сегодняшнем уроке.
Целеполагание и
планирование
работы.
Мотивация.
А теперь переходим к главному – к теме
сегодняшнего урока. Тема звучит следующим
образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
“Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок,
выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного
листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать
спланировать нашу работу. В оценочном листе вы
видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок
так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить,
что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого
верно? (Слайд 4)
Ребята, что такое утес?
На слайде вы видите картину… Называется она
“Окрестности села Караагач”. автор ее –
М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это
и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож
на него. Послушайте,
пожалуйста, стихотворение (читаю).
Это небольшое стихотворение так вдохновило его
читателей, что более шестидесяти композиторов
написали музыку и появились прекрасные романсы на
эти стихи. Послушайте один из них в исполнении
Александра Матюхина.
Озвучивают понятия –
изобразительно­
выразительные средства
языка и “лирический
герой”.
Выполняют учебную
задачу: выбор цели,
затем – следующую,
планирование.
Обсуждаем в классе,
если есть варианты, и
приходим к одному
выводу.
(Слайд 3­4)
Отвечают на вопрос.
Лексическая работа.
(Слайд 5)
Слушают
стихотворение.
Слушают романс
Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев
(утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
Беседа о фигурирующих
в стихотворении
образах утеса и тучки.

В стихотворении два образа, которые символизируют
непрочность человеческих отношений.
Давайте составим лексические цепочки к каждому
образу и подберем ассоциации к ним (в результате
работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке
как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения?
(Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они
противопоставлены друг другу. Какой приём здесь
использовал автор?
Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы
стихотворения.
Какую роль играют выразительные средства в
стихотворении? (они помогли оживить героев
произведения, помогли показать чувства, которые эти
герои переживают, помогли представить в цвете
образы стихотворения)
Давайте ближе познакомимся с героями
стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым
цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли
о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти
Делятся впечатлениями
о прочитанном
стихотворении и
возникших ассоциациях.
Составляем
лексические цепочки,
заполняем таблицу 1.
(Слайд 6)
Работают над
понятиями
“олицетворение” и
“контраст”
Ищут контрасты в
тексте стихотворения.
Рассуждают о роли
выразительных средств
в тексте стихотворения.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
(Слайд 7)

Физкультминутка.
Работа с образами
главных героев.
Выполняют движения,
те, которые показывает
учитель.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
Отвечают на вопросы,
опираясь на личный
опыт.
Вспоминают понятие
“лирический герой”.
действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая,
способная к движению, путешествиям девушка. Она
веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим­ка мы с тобою!
Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было
плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь,
поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту,
недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого
утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался
глубоко? После встречи особенно остро
переживаются чувства одиночества и обреченность на
невостребованность.
– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто­то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями.
Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ?
Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о
своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.
Самостоятельная
работа: составление
настроения текста.
А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно.
В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет,
какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что
характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть
просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на
доске, которая закрывается к стене)цветными
Выполняют
самостоятельную
работу по созданию
таблицы “настроение
текста”
Один человек рисует на

доске утес и тучку,
затем решаем,
соответствует ли
нарисованное тексту.
Отмечают после
проверки результат в
оценочном листе.
(Слайд 8)
Выразительно читают
стихотворение.
Ответы детей. (Слайд
9–10)
Подводят итоги урока,
проговаривают, удалось
ли достичь цели.
Записывают домашнее
задание.
мелками
Приступайте. В это время рисуют на доске.
А теперь проверим.
Поставьте плюсы в оценочном листе.
Выразительное
чтение.
Кто попробует прочитать стихотворение в
соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.
Рефлексия.
Домашнее задание.
В чем же главный смысл стихотворения?
(Одиночество.)
Достигли ли мы запланированной цели урока?
Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе
оценку и передайте оценочные листы на первые
парты.
Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни
человека, но его нужно преодолевать. Если человек
одинок, как ему помочь?
И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята,
что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть
внутренний мудрый голос подскажет вам, как
поступить.
Домашнее задание – на слайде.
Спасибо за урок, до новых встреч.
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ Текст задания
Резуль
тат
1
2
Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1­2 ошибки –
ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам
есть, что повторить!
1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.

3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4
5
Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ­трех ошибок.
Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!
Ты молодец! Спасибо за урок!
Таблица 1
тучка
эпите
т
олицетворе
ние
метаф
ора
Ассоциации к образу тучки
утес
эпитет
олицетворени
е
Ассоциации к образу утеса

Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не может последовать вслед за тучей. Все это заставило его глубоко заду­маться. И он тихонько плачет в пустыне.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В этом стихотворении Лермонтов выражает еще одну грань одиночества. Оно заключается в том, что в мире очень одиноко тем, кто остался один: без друга или соратника. В памяти остают­ся только светлые воспоминания, связанные с покинувшим тебя товарищем. Это ярко пред­ставлено поэтом в образах легкомысленной и иг­ривой тучки и неподвижного и теперь одинокого утеса-великана.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • лермонтов утес краткое содержание
  • лермонтов тучи краткое содержание
  • краткое содержание утес
  • сочинение по стихотворению лермонтова Утёс
  • доклад про лермонтова краткое содержание

Тема: «М. Ю. Лермонтов «Утёс» 3 класс

Программа: УМК «Школа России»

Учебник: Литературное чтение. Ч.-1. М.: «Просвещение», 2013., рабочая тетрадь.

Выполнила:

Савельева Светлана Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 145

Цель : осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

1) раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);

2)формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи; о приёме олицетворение, эпитета, метафоре и контрасте; расширять литературный кругозор учащихся;

3) воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.

5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД):

формирование умение анализировать лирические стихотворения;

понимание важности умения выразительно читать лирические произведения

повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

1. Цель для ученика:

1. Знать биографию поэта.

чувствовать связь стихотворения с жизнью автора.

3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.

2. Цель для учителя:

1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);

3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);

4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения. Отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

Оборудование:

1. Учебник по литературному чтению Ч.1 (с.46-147), тетрадь.

2. Портрет М.Ю. Лермонтова

3. Проектор (презентация)

4. Выставка книг писателя

5. Карточки (текст речевой разминки, задания)

6. Иллюстрации к стихотворениям «Горные вершины», «На севере

диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтова

Методы обучения на уроке:

Практический метод (упражнения, рисование образов, работа в тетради);

Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);

Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);

Работа с книгой (чтение, цитирование);

Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Образовательные технологии: Информационные и коммуникативные технологии, технология уровневой дифференциации «Лестница достижений», технология продуктивного чтения.

Ход урока

    Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Коммуникативные УУД : Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству.

Регулятивные (организация своего рабочего места)

Вступительное слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

    Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм.

О чём скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить)

Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.)

Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова; в ускоренном темпе.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Коммуникативные (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные УУД (общеучебные, логические: умение анализировать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Технология продуктивного чтения.

(Выразительное чтение стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили. (Возвышенности в горах в ночной тьме; На вершине стоит одинокая сосна. Мы изобразили природу, как она выглядит в ночное время. На рисунках старались по словам автора показать красоту деревьев, восхода солнца, красоту горного Кавказа.)

Что связывает эти картины? Что общего в них? (Характер у картин хоть и спокойный, но одинокий и грустный.)

Почему вы изобразили на картине грусть, печаль, одиночество?

(Детство Михаила было лишено любовью родителей. Мать умерла, когда Мишелю исполнилось 2,5 года. Отец уехал, оставив его на воспитание бабушки. Хотя его воспитывала бабушка, он всё равно был одинок: не хватало материнской любви, отцовского внимания. Свои чувства, свою внутреннюю боль одиночества Михаил перенёс в свои стихотворения.)

Вывод: Стихотворения наполнены грустью, одиночеством, печалью.

IV . Введение в тему. Работа с репродукцией

Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно)

Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины)

Дидактическая задача этапа:

Обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с.146 учебника.

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.

Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину? (На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно и они все в снегу. Возможно, луна их освещает. Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. Мы догадываем, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков.)

Можно ли по картине догадаться, о чём пойдёт речь в стихотворении?

(Зная биографию писателя, мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.)

Значит тема нашего урока Михаил Юрьевич Лермонтов и его ещё одно стихотворение «Утёс» о грусти, печали и одиночестве.

V . Работа по теме урока

Дидактическая задача этапа : подготовка к восприятию нового материала;

обобщение результатов анализа стихотворения.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, умеют строить в коммуникации понятные высказывания.

1. Краткая биография поэта.

Наш урок посвящается творчеству великого русского писателя М. Ю. Лермонтова. В октябре 2014 года мы отмечали 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Какие сведения вы можете назвать из биографии поэта? (Презентация).

Лермонтов увлекался поэзией, прозой, драмой, музыкой, живописью, историей, философией. Он хорошо говорил на французском, немецком, английском языках. Знал латынь. На Кавказе научился говорить на грузинском языке. «Как сладкую песню люблю я Кавказ», - говорил поэт. Кавказ был для него второй родиной.

Как я любил Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь.

У него была великолепная память. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов, особенно любил А.Пушкина и Байрона. Любил стихи А.Пушкина и его роман «Евгений Онегин».

Он был одарён музыкальностью – играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Сочинил «Казачью колыбельную песню».

Что написал писатель за свою короткую жизнь? (на доске запись)

Стихи: «Москва», «Парус», «Утёс», «Осень», «Горные вершины», «Сосна», «Бородино», « Тучки небесные».

Сказка: «Ашик -Кериб», сказание «Три пальмы»

Поэмы: «Демон», «Мцыри», «Беглец»

Повести: «Бэлла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери» («Герой нашего времени»)

Песни: «Казачья колыбельная песня»

2. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»

Вспомните, что такое утёс? (Утёс – это высокая скала.)

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Утёс стоит одиноко и плачет.)

Сравните два стихотворения Лермонтова – «На севере диком стоит одиноко…» и «Утёс». Перечитайте их, чтобы выполнить задание в тетради.

Вывод: В этих стихотворениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.

М. Ю. Лермонтов - известный русский поэт. Его жизнъ была короткой и яркой, как вспышка молнии, - он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная болъ поэта.

Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя.

Какие два образа запомнились вам? (Образ лёгкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утёс. Одинокий утёс, мрачный. Старый утёс.)

3. Разгадка всех пейзажных тайн стиха .

Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

Почему тучка "золотая"? Она из золота? (Это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась.)

Почему "на груди утёса-великана"? (Спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова.)

Почему "по лазури, играя"? (Утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась.)

Почему остался "влажный след в морщине"? (По утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды.)

Почему "тихонько плачет он в пустыне"? (Горы, утёсы покрыты снегом, как на картине А. Куинджи, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться.)

Вывод: В чём же особенность стихотворения?

Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нём яркие картины, в нём звучит музыка!

    Физкультминутка (с линейкой)

Линейку на пол положу

И выпрямлюсь с ходу.

Потом достать её могу

И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

5. Обсуждение контрастов в стихотворении

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контрасты есть: ночь - утро, неподвижность утёса - движение тучки, весёлость - грусть, великан-утёс - маленькая тучка).

6. Приём олицетворение. Метафора. Эпитет.

Старый утёс и маленькая тучка – это неживые предметы. Можно ли предположить, что эти предметы оживают в стихотворении?

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи и определил их характер.

Поэт использует приём : о - лице – творение

В стихотворении М.Ю. Лермонтова “Утес” действия, свойства, переживания человека переносятся на двух “персонажей” произведения - “старый утес” и “тучку золотую”. Такой перенос называется метафорой. Метафора (греч. metaphorá – «перенос») – троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Вывод: Поэт использует эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»), метафору.

7. Работа по тексту произведения

Тучку поэт изображает как живую. Докажите. Прочитайте. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

После посещения тучки как чувствовал себя утёс? (Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась.) Найдите в стихотворении и прочитайте.

Вывод . Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная. Ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.

Судьба старого утёса напоминает вам судьбу самого Лермонтова? Ведь после ссоры отца с бабушкой по матери, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. О чувствах и интересах отца бабушка не заботилась. Хоть маленького Мишу и окружали любовью и заботами - но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

Вывод: Хоть и бабушка и окружила Мишеля своей заботой, но она отобрала у него отца, который был так ему нужен. Он очень страдал, он был одинок. А судьба ещё отняла у него и маму.

Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:

«...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

V . Практическая работа

Дидактическая задача этапа : расширение межпредметных связей.

Звучит грамзапись произведения. Учащиеся делают рисунки в тетрадях.

Вывод : Какое настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинокая старость)

VI . Физкультминутка. Сейчас попробуем прочитать стихотворение стоя. Встали, взяли в руки книгу, приготовились. Читаем вслух, медленно и с выражением.

VII . Творческое задание.

Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»

Это задание по выбору. Распределение учащихся по группам.

1 группа будет отвечать на первый вопрос с. 147 (базовый уровень)

2 группа . Нарисуйте картину вашего воображения к стихотворению «Утёс» (повышенный уровень)

3 группа. Давайте попробуем составить рассказ к этому стихотворению. (задание максимального уровня)

Проверка всех групп. Ответы учащихся 3 группы.

В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

Утром в путь она умчалась рано.

По лазури весело играя…

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса…

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Выводы по составленному рассказу.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне». Стихотворение мы можем рассматривать как размышления поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве.

VIII Рефлексия

Закончите предложения:

Я сегодня узнал….

Я научился…

Мне было….

Я рад…..

В заключении мне хочется произнести слова В. Воскобойникова «Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти – словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны».

IX . Домашнее задание

Домашнее задание будет необычное. На следующем уроке проведём конкурс «Лучший чтец стихов М. Лермонтова».

Как вы думаете, как выбрать нужное стихотворение? (Нужно прочитать несколько стихотворений и выбрать одно, которое больше всего понравилось).

Я буду рада, если вы выберете другие произведения, которые не даны в учебнике. Вы мне расскажите, где вы их нашли.

Спасибо, ребята, за урок.

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения . Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя» , то утес «одиноко стоит» , «задумался глубоко» , «тихонько плачет» . Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка» , уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки . Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне» . Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем , двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова