Смысл сказки щелкунчик. Урок литературы по сказке гофмана "щелкунчик и мышиный король"

Одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств."Щ. и М. к." представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история - история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.

Удивительная рождественская сказка является самой по себе загадочной - то ли история с Щ. всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле. В истории Щ. соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря...». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика. Главные герои произведения - Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари - маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она - единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце. Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство,а внутренний мир и его душа.Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика». В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как совсем рядом сосуществуют и взаимо-пересекаются миры и времена. Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза», и кто в состоянии увидеть «...всякие чудеса и диковинки».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

По мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский - музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета, но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства. Эта сказка привлекла внимание, поскольку она стала культовым явлением и неизменным атрибутом зимних праздников в западной культуре ХХ века, в первую очередь благодаря одноименному балету П. И. Чайковского.

Получившая широкую известность благодаря балету П.И. Чайковского (1892) сказка была написана Э.Т.А. Гофманом в 1816-м году. Название «Щелкунчик и Мышиный король» связано с сюжетной основой произведения, построенного на столкновении двух сказочных царств – Кукольного и Мышиного.

Главной героиней сказки становится дочь советника медицины – семилетняя Мари Штальбаум. Повествование ведётся в двух художественных пространствах – реальном (дом Штальбаумов) и фантастическом, распадающемся на две фантазии (Мари – преобразившаяся гостиная с ожившими игрушками и путешествие по Кукольному королевству; старший советник суда Дроссельмейер – «Сказка о твёрдом орехе») и объединяющемся в едином сказочном сюжете.

Происходящее с девочкой преподносится Гофманом как реальная история, объяснить которую каждый читатель может по своему. Авторские обращения в начале нескольких глав адресованы маленьким Фрицам и Мари, то есть детям, воспринимающим всё рассказываемое как правду. Взрослые могут удовлетвориться точкой зрения родителей девочки, считающих, что Мари видела чудесный сон. Скептикам придётся по душе мнение советника медицины и хирурга Вендельштерна, полагающих, что рассказ малышки – обычная горячка, вызванная болезнью. Фриц, как представитель старшего поколения детей, относится к истории сестры как к фантазии, с помощью которой он сам заставляет своих солдат оживать. Каждая версия происходящего имеет своё право на жизнь, но сам Гофман делает всё для того, чтобы читатель поверил Мари.

Один из взрослых героев сказки – крёстный девочки Дроссельмейер и, по мнению Мари, и, по его собственным словам, принадлежит сразу двум мирам: в реальном он – старший советник суда и одновременно искусный часовщик и механик, в фантастическом – придворный чудодей и часовых дел мастер. Поначалу Дроссельмейер воспринимается девочкой как враждебное, злое начало – она считает, что под видом совы он заглушил часы и призвал в гостиную Мышиного короля; она обижается на него за отказ помочь своему племяннику, превращённому Мышильдой в Щелкунчика; она в глубине души недовольна тем, что он не встаёт слишком явно на её сторону, когда взрослые поднимают её на смех, но «Сказка о твёрдом орехе» многое объясняет Мари, и она начинает действовать в рамках собственных сил и представлений о будущем Щелкунчика.

Фантастический мир сказки выведен в произведении в двух временных пластах – прошлом (история конфликта королевского семейства, любящего колбасы, и королевы мышей – Мышильды, превратившей прекрасную принцессу Пирлипат в уродину) и настоящем (история возвращения прежнего облика Щелкунчику и его борьба с семиголовым сыном Мышильды). Чудесные приключения Мари начинаются в Рождественскую ночь (с 24 на 25 декабря) и продолжаются на протяжении, как минимум, недели и трёх ночей: первые семь дней после ранения локтя девочка проводит в постели, слушая сказки; последующие ночи она отдаёт Мышиному королю свои сладости в обмен на жизнь Щелкунчика.

Сказочный мир произведения периодически проникает в реальный мир Штальбаумов: родители видят погрызенные сладости дочери, совершенно искреннее удивляясь тому, как это стало возможным, ведь у них в доме отродясь не водились мыши; Мари предъявляет взрослым семь золотых корон Мышиного короля, подаренных ей Щелкунчиком; крёстный Дроссельмейер приводит в дом своего племянника, удивительного похожего (внешность, одежда) на юношу из «Сказки о твёрдом орехе».

Кукольное царство, по которому Мари путешествует вместе со Щелкунчиком, представляет собой мир сладостей и является очередной гофмановской трактовкой классического романтического символа возвышенной мечты – в данном случае, мечты детской. Маленькая мадемуазель Штальбаум видит вокруг себя идеальное с точки зрения ребёнка пространство, чья основа состоит из леденцов, апельсинов, миндаля, изюма, лимонада, миндального молока, пряников, мёда и конфет. Жители Кукольного царства отличаются удивительной красотой и изяществом и выполнены либо из сладостей, либо драгоценных металлов и камней. Рождественская тема в сказочном мире воплощается в виде Рождественского леса и периодическом возникновении числа двенадцать (по количеству месяцев в году) – в начале в виде двенадцати арапчат, сопровождающих Мари и Щелкунчика на Розовом озере, затем – двенадцати пажей, встречающих детей около Марципанового замка. Третьим элементом детской мечты становятся цветы – к примеру, «роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, левкоев» , украшающих главное здание Кукольного царства.

В фантастический мир детской сказки Гофман вводит черты, присущие реальной, взрослой жизни: так образ Кондитера , с которым Мари сталкивается в Конфетенбурге, воплощает собой идею Бога , в чьей власти «сделать с человеком всё, что вздумается» .

Волшебное царство из «Сказки о твёрдом орехе» не имеет названия. Оно представляет собой мир классической волшебной истории о прекрасной принцессе, заколдованной злой ведьмой, с той лишь разницей, что Гофман уже на начальном этапе включает в него свою неподражаемую иронию (король – любитель колбас, королева – собственноручно готовит царственному супругу сало, придворный чудодей, чтобы вернуть принцессе прежний облик, в начале разбирает её на запчасти), а заканчивает и вовсе нетрадиционно – вторым превращением главного героя и отказом принцессы выходить замуж за уродца. Сказка разрушается внутренней чёрствостью Пирлипат, но становится реальностью благодаря доброму сердцу Мари Штальбаум. Обычная девочка – принцесса не по рождению, но по духу: не случайно она отражается в водах Розового озера в облике, который ей запомнился по рассказам крёстного, как принадлежащий сказочной принцессе.

Тонкая грань между реальным и фантастическим миром основывается на темноте, тишине и/или отсутствии взрослых персонажей: игрушки в гостиной оживают в полночь; Мышиный король и Щелкунчик приходят в комнату Мари, когда все спят; битва между игрушками и мышами заканчивается упавшим башмачком девочки; возвращение Мари из Кукольного царства происходит утром, после пробуждения; превращение Щелкунчика в племянника Дроссельмейера осуществляется, когда Мари говорит о том, что никогда бы не отказалась от него из-за непривлекательной внешности, и с резким грохотом падает со стула.

Гофман Э. сказка "Щелкунчик и мышиный король"

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Щелкунчик и мышиный король" и их характеристика

  1. Мари Штальбаум, девочка 7 лет. Добрая, мечтательная, ласковая. Честная и открытая, стремится к справедливости, влюбляется в Щелкунчика.
  2. Франц Штальбаум. Брат Мари, увлечен солдатиками, может быть задиристым и бесчувственным, но в трудную минуту готов прийти на помощь.
  3. Советник Дроссельмейер. Личность таинственная и немного волшебная. Мастер на все руки
  4. Щелкунчик, молодой племянник Дроссельмайер. Стал кукольным королем, полюбил Мари, и женился на ней.
План пересказа сказки "Щелкунчик и мышиный король"
  1. Вечер в ожидании подарков
  2. Куклы и солдатики
  3. Волшебный замок
  4. Щелкунчик
  5. Щелкунчик сломан
  6. Мыши возле шкафа
  7. Битва на полу
  8. Разгром
  9. Разрезанная рука
  10. Болезнь
  11. Сказка Дроссельмайера
  12. Сабля для Щелкунчика
  13. Последняя битва
  14. Мари в сказочной стране
  15. Знакомство с племянником.
Кратчайшее содержание сказки "Щелкунчик и мышиный король" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Среди всех подарков на рождество Мари больше всего нравится Щелкунчик и она заботливо ухаживает за ним, когда Щелкунчик ломает зубы
  2. Ночью на кукол нападают мыши, Щелкунчик возглавляет оборону и Мари сильно ранится стеклом
  3. Мари болеет, а советник Дроссельмайер рассказывает сказку про себя, своего племянника, страшную принцессу, королеву Мышильду и орех кракатук
  4. Щелкунчик получает новую саблю и убивает мышиного короля
  5. Щелкунчик ведет Мари в волшебную страну из сладостей и представляет ее во дворце
  6. Приезжает настоящий племянник Дроссельмайера и благодарит Мари за спасение, предлагая стать его невестой
Главная мысль сказки "Щелкунчик и мышиный король"
Настоящая любовь и благородное сердце могут сотворить любое чудо.

Чему учит сказка "Щелкунчик и мышиный король"
Эта сказка учит быть смелым и решительным. Учит ценить добро. Учить верности и преданности. Учит настоящей любви. Учит тому, что чудеса случаются и надо просто очень захотеть, чтобы с ними встретится.

Отзыв на сказку "Щелкунчик и мышиный король"
Эта сказка мне очень понравилась. Ее героиня девочка Мари была готова на любые жертвы, чтобы спасти Щелкунчика от мышиного короля. Как бы ей не было жаль своих кукол, она отдавала их злобному чудовищу. Но Щелкунчик получил саблю и разделался с врагом, как настоящий мужчина.
Мне особенно понравилось в этой сказке то, что она о хрупкой, но преданной девочке и сильном и верном Щелкунчике.

Пословицы к сказке "Щелкунчик и мышиный король"
Крепко верить - значит победить
Верен - в деле проверен.
Не так страшен черт, как его малюют.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Щелкунчик и мышиный король" по главам
Елка
В канун рождества дети советника медицины Штальбаума Мари и Франц ждали подарков.
Они знали, что подарки будут замечательными, особенно сделанные их крестным, советником суда Дроссельмейером, который был человеком некрасивым и неказистым, но очень умелым мастером, способным создать самую совершенную механическую игрушку и починить любые часы.
От родителей Франц ждал новых солдатиков и коня, а Мари куклу.
Когда совсем стемнело, зазвенели колокольчики и детей пригласили в комнату с елкой.
Подарки.
Подарки, которые были сложены вокруг елки были великолепными - солдатики и конь, куклы и платья, посуда и многое другое.
Когда первый восторг детей прошел им показали и подарок Дроссельмейера - огромный замок в котором играла музыка и ходили игрушечные человечки. Даже сам Дроссельмейер там был, он выглядывал из дверей замка.
Правда Фрицу не понравилось, что человечки делают все время одно и то же.
Любимец.
В это время Мари заметила на столе с подарками замечательного человека. Одетого щегольски и с длинной косой. Эта игрушка Мари особенно понравилась и она спросила у папы, что за человек стоит под елкой.
Папа ответил девочке, что это человек из рода Щелкунчиков. Он будет разгрызать им орехи за столом.
Мари попробовала давать Щелкунчику небольшие орехи и он отлично разгрызал их.
Но Франц стал толкать в Щелкунчика самые большие и крепкие орехи и вдруг раздался треск и несколько зубов Щелкунчика выпали.
Мари пожалела Щелкунчика, подвязала ему челюсть ленточкой и подобрала выпавшие зубы.
Чудеса.
В гостиной Штальбаумов стоял огромный шкаф, в котором хранились все игрушки. На нижних полках куклы и гусары, а на верхних - замечательные игрушки Дроссельмейера.
В тот вечер, Мари укладывала Щелкунчика спать. Она попросила куклу Клархен уступить Щелкунчику место, потому что тот был раненым.
Мари уже собралась уходить, но вдруг часы стали бить полночь и играть странную песню про мышей. Из них вместо совы выглянул советник Дроссельмайер, а со всех щелей полезли серые мышки.
Мари прижалась к шкафу и с ужасом наблюдала. как из-под пола выбирается семиголовая мышь, каждая голова в золотой короне.
Она прижалась к стеклянной дверце шкафа рукой и та треснула. Осколки стекла посыпались на пол.
В это время игрушки в шкафу ожили. Щелкунчик стал собирать кукольное войско на войну с мышами. Куклы охотно ему подчинялись и называли своим королем.
Щелкунчик спрыгнул с полки на пол и мог бы разбиться, но кукла Клархен подхватила его на руки - она была влюблена в Щелкунчика.
Клархен хотела повесить на Щелкунчика свой кушак, но тот отстранился и повязал на руку ленточку Мари, которой была подвязана его челюсть.
Битва.
На полу разгорелось настоящее сражение. Солдатики Фрица маршировали и пушки обстреливали мышей драже и пряниками. Мыши атаковали, вводили в бой новые силы и вскоре смяли правый фланг.
Но на левом куклы держались и верили в победу. Там оборона возглавлялась китайскими императорами, в подчинении которых были тунгусы, обезьяны, трубадуры.
Но и там мыши прорвались, и вот уже мышиный король теснит Щелкунчика. Гусары Фрица трусливо бегут, а мыши окружают Щелкунчика.
Мари бросает туфельку в мышей, раздается сильный звон и она падет без чувств.
Болезнь.
Мари приходит в себя в постели. Она сильно порезалась стеклом от шкафа и могла умереть от потери крови, если бы мама вовремя не нашла девочку в гостиной.
Мари говорит о мышах и Щелкунчике, но все считают, что она просто бредит.
Когда приходит крестный Дроссельмайер, Мари набрасывается на него с упреками. Она считает, что крестный помогал мышиному королю, а крестный поет мышиную песню.
Все с недоумением смотрят на крестного, а тот поясняет, что эту песню он часто пел детям.
Потом Дроссельмайер достает Щелкунчика и Мари видит, что тот снова целый, а зубы у него лучше прежних.
Дроссельмайер не дал Щелкунчику сабли, но сказал, что саблю мужчина должен добыть сам.
Дроссельмайер рассказывает сказку.
Сказка о твердом орехе.
В одном королевстве родилась принцесса Пирлипат и все были счастливы. Принцесса росла очень красивой.
Однажды во дворце собралось много гостей и король попросил королеву приготовить ее фирменную колбасу. Королева пошла на кухню и занялась готовкой. Но когда она обжаривала сало, появилась Мышильда, мышиная королева, и попросила сала.
Королева была доброй женщиной и дала Мышильде немного сала, но тут набежало множество родственников Мышильды и растащили большую часть сала.
Королева кое-как распределила сало по колбасам и отнесла и королю. Но Король стал грустить, оттого, что в колбасе мало сала.
Он узнал, что виновата в том была Мышильда и велел советнику Дроссельмайеру создать мышеловки.
В эти мышеловки попались и семь сыновей Мышильтды, и ее тетушки, и кумовья. И все они были казнены. Мышильда пришла в ярость и обещала отомстить.

Продолжение сказки о твердом орехе.
Зная мстительный нрав Мышильды, королева приказала охранять принцессу Пирлипат нескольким нянькам, и обязательно с котами. Но однажды одна из нянек задремала, а когда проснулась, то кота на коленях не было. Няньки увидели, как Мышильда поднимается над принцессой и закричали.
Мышильда убежала, но принцесса превратилась в уродину.
Король почему-то обвинил в случившимся Дроссельмейера и приказал в течении месяца найти способ спасти принцессу. Месяц подходил к концу, а Дроссельмейер все еще не знал, как расколдовать принцессу.
И вот однажды он увидел как весело принцесса щелкала зубами орехи. Дроссельмейер пришел в восторг и обратился к своему другу, звездочету, который составил гороскоп принцессы и узнал, что спасти ее может только орех Кракатук, который невозможно раздавить, и молодой человек, который разгрызет этот орех, подаст его принцессе и отступит на семь шагов, не оглянувшись и не споткнувшись.
Дроссельмейер доложил о том королю, но так же сказал, что средство известно, но ни молодого человека, ни ореха пока нет. Король разгневался и отправил Дроссельмейера и звездочета в странствия за орехом.
Конец сказки о твердом орехе.
Пятнадцать лет скитались по разным странам Дроссельмейер и Звездочет, но никак не могли найти орех кракатук. Тогда им пришла в голову счастливая мысль, что чем странствовать где-то далеко, можно ведь поискать орех в родном Нюрнерге.
Они вернулись и Дроссельмейер рассказал о своей беде двоюродному брату. И тот сказал, что орех кракатук у него. Он купил его давным-давно, когда целый мешок орехов раздавила тяжелая фура и только один орех уцелел.
Это был действительно орех Кракатук, но оставалось найти молодого человека. К удивлению Дроссельмейера, этим человеком оказался сын его двоюродного брата, красивый молодой юноша.
И вот все было готово к тому, чтобы расколдовать принцессу. Множество молодых людей сломало себе челюсти, пытаясь расколоть кракатук, когда вперед выступил молодой Дроссельмайер. Он легко раскусил орех и подал его принцессе. Та съела орех и тут же стала красивой.. Дроссельмайер отступал на положенные семь шагов, когда ему под ногу бросилась Мышильда и молодой Дроссельмайер оступился.
И колдовство обратилось на него. Вместо красивого юноши он стал уродцем, Щелкунчиком. Он раздавил Мышильду, но было поздно.
Конечно же принцесса отказалась выйти замуж за такого урода. А король рассердился на Дроссельмайера и прогнал его.
В гороскопе Дроссельмайер прочитал, что Щелкунчик будет расколдован если убьет сына Мышильды и если его полюбит прекрасная дама.
Дядя и племянник.
Когда Мари выздоровела она стала много времени проводить возле шкафа и беседовала со Щелкунчиком, не ожидая, что он ей ответит. Но однажды тонкий голосок пропел ей колокольчиками "Мари, я буду твой".
Мари сказала Дроссельмайеру, что знает, что ее Щелкунчик - его племянник, рассказала о кукольной битве с мышами и спросила, почему Дроссельмайер не поможет Щелкунчику.
Дроссельмайер ответил, что только сама Мари может помочь Щелкунчику.
Победа
Мышиный король стал донимать Мари. Угрожая загрызть Щелкунчика, он требовал от Мари отдавать ему конфеты, марципан, сахарных куколок.
Родители Мари не знали что делать с мышами. Они поставили вокруг несколько мышеловок, которые принес Дроссельмайер, но мыши не исчезли.
Мари плакала и тоже не знала, что делать. Но однажды, она заметила на Щелкунчике кровавое пятно, которое осталось еще с той памятной битвы и начала оттирать его. Вдруг Щелкунчик потеплел и шевельнулся. Он с трудом попросил дать ему саблю.
Мари не знала где взять саблю, но ей помог Франц, который переживал из-за трусливого поведения своих гусар во время битвы. Он дал Мари саблю кирасирского полковника и Мари отдала саблю Щелкунчику.
На следующую ночь Мари услышала странный звук и подумала, что это мышиный король.Но это был Щелкунчик, который принес ей семь корон мышиного короля, и объявил,что убил чудовище.
Кукольное царство.
Щелкунчик пригласил Мари в кукольное царство. Они поднялись по лестнице через рукава шубы в платяном шкафу и Мари оказалась на Леденцовом лугу.
Мари и Щелкунчик прошли через Рождественский лес, Апельсиновый ручей, Пряничное село и многие другие прекрасные места сказочного королевства. Но Щелкунчик торопил Мари в столицу.
Столица.
Переправившись через Розовое озеро Мари и Щелкунчик оказались возле Конфетенбурга, столицы царства. Жители радостно встречали Щелкунчика, как своего принца. Много чудес было на улицах города, жители которого боялись только кондитера.
Наконец Мари подошла к Марципановому замку. Там Щелкунчика встретили четыре красивые принцессы - его сестры и он представил им Мари. Щелкунчик рассказал о своей победе и роли Мари и все решили, что Мари прекраснейшая из девочек в мире.
Заключение.
Мари проснулась в кровати и увидела свою маму. Она рассказала о чудесном замке, но конечно же все решили, что это сон. Мари показала семь корон мышиного короля и все удивлялись, но Дроссельмайер сказал, что это коронки от цепочки, которую он подарил Мари давным-давно.
А когда Мари прямо сказала Дроссельмайеру, что Щелкунчик его племянник, нахмурил брови - выдумки.
Мари больше не стала рассказывать про чудесную страну, но однажды, сидя возле шкафа сказала Щелкунчику, что она не отвергла бы его как принцесса Пирлипат, за то, что он потерял красоту из-за нее.
И раздался грохот. Мари упала со стула. К ней подбежала мама и сказала, что приехал молодой племянник Дроссельмайера, очень красивый молодой человек, который замечательно грыз орехи.
Когда молодой Дроссельмайер увидел Мари и остался с ней наедине, он поблагодарил девочку за свое спасение и предложил стать его женой.
И Мари стала невестой Дроссельмайера, а вскоре он увез ее на золотой карете с серебряными лошадьми.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Щелкунчик и мышиный король"

В канун Рождества, Мари и Фриц в атмосфере таинственности «… в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник » мечтали о подарках крестного. Мари – «…крестный рассказывал мне о прекрасном саде… там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее,…потом из сада выйдет девочка, и будет кормить их…» Сад – образ идеального мира, гармонии и порядка. Озеро, согласно мифам и легендам, магическое место. Вода символизирует женское начало. Лебедь — романтический символ чистой любви, неразлучности, но в то же время — смерти, преображения. По Фридель Ленц «инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила». Дроссельмейер обращается к внутренним, духовным силам Мари. Закладывает веру в чудо, ожидание и предвкушение его. Создает красивый образ будущего (все предсказанное Дроссельмейером Мари найдет в волшебном Кукольном мире принца Щелкунчика). Сам Дроссельмейер символизирует сложный путь, который необходимо пройти до чудесного озера « это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом…» История озера и лебедей встречается в немецких сказках, например у Музеуса «Лебединый пруд» (по одной из версий, сюжет этой сказки в основе балета « Лебединое озеро») говорит о причастности Мари к миру тонкой реальности, об ее избранности.

Гофман был художником в самом широком смысле. Главной его страстью была музыка. Он был не просто талантливым исполнителем и дирижером, но и автором нескольких музыкальных произведений. Не случайно, по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский — музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета, но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства.

Самым первым подарком Дроссельмейера в этот Рождественский вечер был « замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен внутри которого двигались крошечные изящные фигурки. Детям очень хотелось поиграть с замком, изменить порядок движения человечков. Но Дроссельмейер говорит: «Ничего этого нельзя. Механизм сделан раз навсегда, его не переделаешь.» Такой подарок не для игры, можно сломать, он для разглядывания, любования. Это урок на принятие – в жизни так бывает – ничего не изменишь, но зато можно понять закономерности.

Дроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов, старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен. В преддверии всех необычайных событий Мари видит его на часах вместо совы и очень пугается. Своим появлением он обозначает границу между мирами. В обыденной реальности на часах сидит золоченая сова, как только часы бьют 12, там оказывается Дроссельмейер. Сова – символ мудрости, но так же и колдовства, ночная птица, в средневековой Западной Европе считалось, что в сов могут превращаться ведьмы. Дроссельмейер появляется вместо совы и словно предупреждает Мари: « Не надо бояться, но будь внимательна!» Для Мари Дроссельмейер – крестный, и так же как фея-крестная дарит Золушке королевский бал и счастливую встречу с принцем, Дроссельмейер дарит Мари сказочный мир и встречу со Щелкунчиком. Он воплощает собой образ Мудреца.

Дроссельмейер рассказывает детям « сказку о твердом орехе». В сказке описывается конфликт между королевством родителей принцессы Пирлипат и миром мышей Мышильды. Мышильда съедает сало, предназначенное для «колбасного пира», король мстит ей, а Мышильда накладывает заклятье на принцессу. Но внешность принцессы удивительна с самого начала «…не появлялось на свет младенца прекраснее принцессы,…при этом родилась она с двумя рядами беленьких, как жемчуг, зубок, которыми два часа спустя после рождения впилась в палец рейхсканцлера…» Зубы — древнейшая эмблема агрессивной силы. Гофман очень тонко объединяет всех этих персонажей (и мышей и людей) в « мир зубастиков», обожающих « колбасные пиры» и дает понять, что, в сущности, между ними нет никакой разницы.

Немецкое Рождество немыслимо без традиционных сочных колбас. Колбаса для жителей Германии – пришедший из средних веков символ дома, достатка, устойчивости. Съев сало для колбас, Мышильда тем самым посягнула на устои королевства. Другая традиция – разнообразные Рождественские сладости, упоминаниями о которых заполнена вся сказка. В состоятельных немецких семьях сахарные фигурки задерживались надолго, они стояли как статуэтки в высоких буфетах. Марципан, сахарные куколки, драже, имбирные пряничные человечки, карамельки и в заключении сказки целый сладкий волшебный мир – Кукольное королевство с Миндально – Изюмными воротами, Рождественским лесом, озером Миндального молока с рыбками ломбардских орехов, Цукатной рощей, Леденцовым лугом и селом Пряничное. Все это – верх кондитерского искусства. Гофман противопоставляет сытость «колбасного пира» красоте и изяществу « страны сладостей», которая является настоящим произведением искусства.

Дроссельмейеру, придворному часовщику и чудодею было приказано « вернуть прежний облик принцессе или, по крайней мере, указать верное к тому средство – в противном случае он будет предан позорной смерти от руки палача». Совместно с придворным звездочетом они находят средство избавления принцессы. «Пирлипат достаточно съесть ядрышко ореха Кракатук. Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза». Орех – символ мудрости, но также и сверхъестественных сил, используется в колдовстве, считается, что приносит удачу влюбленным. Пройдя через множество испытаний, Щелкунчик действительно обретет свою любовь, но в истории с Пирлипат удача отвернется от него.

Одним из условий является — «не брившийся и не носивший сапог». Обувь вообще ассоциируется с наличием какой-то точки зрения, т. е. нужен совсем молодой, неопытный, наивный юноша, с другой стороны, способный разгрызть очень твердый орех.

Условие, касающееся 7 шагов, возможно, указывает на 7 главных мужских архетипов. Согласно Пифагору, который сказал: « Все в мире есть числа», числа могут собирательно рассматриваться как действующие силы, которые упорядочивают и регулируют Вселенную. В общем толковании нечетные числа являются олицетворением мужского начала, позитивного и активного. В Библии 7 олицетворяет целостность и управляет временем и пространством. Для каббалистов – это твердость, олицетворяющая победу. Щелкунчик спотыкается на седьмом шаге – не проходит последнее испытание, и уродство принцессы переходит на него самого. Какое же испытание оказывается самым сложным? Судя по тому, что теперь его судьба зависит от исхода битвы с мышиным королем, Щелкунчику не хватает твердости — « силы война». То, что Пирлипат отворачивается от него к лучшему, зачем Щелкунчику внешне-красивая, но духовно-уродливая принцесса.

Цифра 7 в этой сказке встречается и дальше – семиголовый мышиный король, 7 золотых корон, подаренных Мари в знак победы Щелкунчика над мышиным королем. Поскольку в число «семь» (гептада) входят триада и тетрада – небо (божественность) и земля (человечество), оно означает космический порядок и Щелкунчик своими действиями восстанавливает нарушенный всевластием мышей порядок.

В этой истории есть еще одна тонкость. Дроссельмейер и звездочет находят и орех и того, кто его разгрызет, но королю сообщают только про орех. У них созревает хитроумный план «…после того, как многие сломают себе на орехе зубы без всякого толку, король отдаст принцессу, а после смерти и королевство в награду тому, кто разгрызет орех…» За действиями Щелкунчика оказывается корысть и расчет, Зло торжествует – Щелкунчик заколдован, вместо Мышильды появляется семиголовый мышиный король. Семиголовость – это усиление образа, «семь» также и символ мести, Мышильда говорит: «…мой сынок, король мышиный, не простит моей кончины – отомстит тебе за мать мышья рать…» Образ мыши несет в себе древние архетипические силы. В мышь часто превращались людоед, дьявол. Возможно, семь голов мышиного короля воплощают в себе семь смертных грехов. Но в христианстве число смертных грехов и главных добродетелей равно. Таким образом, Мышиный король – Щелкунчик образуют пару противоположностей – «зло-добро».

Щелкунчик сумел разгрызть твердый орех Кракатук, здесь символизм – «познание сути». Образ ореха часто встречается в мифологической литературе. Характерное свойство орехов заключается в том, что у них очень твердая скорлупа, а потому их не возможно съесть, не проникнув сквозь нее. Это один из самых первых видов пищи человечества. В средневековой мифологии орех был символом Христа, Его Учения, т. к. внешне оно казалось очень жестким, но если человеку удавалось глубже вникнуть в него, оно становилось благодатным и полезным. Так в средние века служители церкви интерпретировали образ ореха. « Образ ореха в определенном контексте можно ассоциировать с Самостью или с аспектом целостности бессознательного» (Мария-Луиза фон Франц)

Немецкое выражение « твердый орех » обозначает трудную задачу, трудное положение или обстоятельства. В Англии и Германии есть такая метафора: решить проблему – значит расколоть орех. Это важное умение и платой за него становится внешность. Щелкунчик мужественно принимает ограничения, сохраняя при этом твердость, уверенность, королевское достоинство и веру в будущее.

Из Википедии: «Щелкунчик – кукла, исполненная из металла или дерева, предназначенная для раскалывания ореховой скорлупы» Материал из которого сделан Щелкунчик в сказке – дерево. Его основные свойства – одушевленный, прочный, здоровый, поддающийся обработке. Свойства эти скорее духовного порядка, поскольку физически герой испытывает боль, холод, усталость. Во многих сказках упоминаются куклы, сделанные из дерева – Буратино, Пиноккио, деревянные солдаты Урфина Джуса. Существуют мифы о сотворении человека из дерева и о боге, слившемся с мировым деревом. Возможно, Щелкунчик в силу происхождения является частью мирового дерева, оттого правота героя в сказке чувствуется изначально.

Мировое дерево служит соединению разных миров. Перемещение Мари и Щелкунчика в Кукольное царство происходит через «старый огромный платяной шкаф». «Щелкунчик очень ловко вскарабкался по выступу шкафа и резьбе…тотчас из рукава шубы спустилась изящная лесенка кедрового дерева». В конце сказки идеалом выступит не красота и гармония, а заложенные природой в человеке начала добра и стойкости.

Произведение Гофмана напоминает расписную матрешку – внутри одной сказки обнаруживается еще одна, а в ней еще…События сказки разворачиваются в нескольких реальностях одновременно (Типы реальности. Пронина Е.Е.).Используя типологию реальностей и образ часов развитие сюжета сказки можно представить как движение по часовой стрелке.

1. Это реальная реальность. Здесь присутствуют люди – Мари, ее родители, Дроссельмейер… куклы – Щелкунчик, солдатики …звери – обыкновенные домашние мыши, которые грызут все подряд.

2. Это реальная виртуальность. У нее есть свое особое место в сказке –высокий стеклянный шкаф для игрушек, стоящий в гостиной. Мари играет с рождественскими подарками, и в полночь с боем часов перемещается в мир сказки.

3. Это виртуальная виртуальность. Здесь обыденные вещи преображаются в особый мир волшебства и тайн. Маша уже не просто девочка – она обладает волшебным даром – способна противостоять всемогущему мышиному королю. Щелкунчик – заколдованный принц. Мышиный король, не просто грызун, — фантастическое звероподобное существо, несущее угрозу людям.

4. Это виртуальная реальность. После участия в битве кукольного и мышиного миров, Мари убеждена, история Щелкунчика – подлинная, в противостоянии с мышиным королем многое будет зависеть и от нее.

Родители Мари всегда действуют в реальной реальности. Они не верят необыкновенным историям, которые рассказывает Мари, относя их к фантазиям, болезни или снам; в конце концов, запрещают «выдумки и глупые шутки» называя Мари лгуньей. Дроссельмейер, это тот, кто сам умеет создавать мир игры, искусный мастер, умеющий делать « замысловатые игрушки». Фигура Дроссельмейера самая загадочная, он появляется и в реальности и в сказке, везде обладая особыми знаниями и возможностями. Мари постепенно перемещается из мира реальности в сказку и в конце осуществляются ее самые несбыточные мечты: «…через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми… а Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки.»

Заключение

Мужской архетипический сюжет, содержащийся в сказке – обретение силы война. По классификации Т.Д. Зинкевич–Евстигнеевой выделяется семь основных мужских архетипов – Воин, Философ (учитель), Купец (охотник), Крестьянин, Монарх, Монах, Раб (слуга). Это древние модели мужского поведения, способы мужской самореализации в социуме.

Воин формирует в мужчине желание бороться и побеждать. Сила война в мужчине дает возможность женщине почувствовать себя защищенной – он будет оберегать, охранять и приносить к ее ногам военные трофеи. Так и происходит в сказке. Решающую схватку между Щелкунчиком и мышиным королем Гофман описывает коротко: «В полночь ей (Мари) послышалась в гостиной какая-то странная суматоха – звяканье и шорох…Мари в ужасе соскочила с кровати. Все было тихо…» Здесь нет парадности и масштабности описаний самого первого боя. Это уже чисто мужской мир и его – Щелкунчика победа. 7 золотых корон мышиного короля – военный трофей — Щелкунчик дарит Мари и ей посвящает свой триумф.

Женский архетипический сюжет сказки – Спасительница. В этой истории героиня слушает свое сердце, в нем уже есть образ партнера и программа отношений. Не случайно среди многообразия Рождественских подарков, Мари безошибочно выделяет нескладную куклу — Щелкунчика. В первой битве с мышиным королем, когда Щелкунчик оказывается на краю гибели, она спасает ему жизнь, но отнюдь не одерживает победу. Это лишь передышка для Щелкунчика. Затем поддавшись на шантаж мышиного короля, она отдает за жизнь Щелкунчика все свои ценности — сахарных куколок, книжки с картинками, новое платье…И это может являться ловушкой данного сюжета – желание сделать за него, когда героиню ведет не любовь, а идея спасти. Благодаря тому, что в сердце Мари было мало страха и много любви она поступает иначе. Этот сюжет о Любви без притязаний.

Дроссельмейер рассказывает историю Принцессы Пирлипат, и это еще один женский сюжет – Разборчивая невеста. Потенциальные женихи проверяются на соответствие определенным требованиям. В сюжете «разборчивая невеста» заложена оберегающая женщину идея: каким бы сложным ни было испытание, если герой является тем единственным, он справится – и обязательно будет свадьба.

Эта сказка содержит и сюжет отношений. Герой и героиня встречаются, строят отношения, но они не могут быть вместе. Щелкунчик – лишь кукла, Рождественский подарок детям, а не живой человек. Он находится отношению к Мари в другой реальности. Каждый из них проходит свой путь, свой урок. На пути героев множество испытаний, но они окажутся вместе, уже будучи более зрелыми. В финале сказки есть интересный момент. Когда Мари оказывается на том самом озере с лебедями, которое описывал ей Дроссельмейер, выясняется, что она и принцесса Пирлипат одно и то же лицо. «Как чудно было плыть в раковине, овеваемой благоуханием роз…золоточешуйчатые дельфины подняли морды и принялись выбрасывать хрустальные струи …Мари смотрела в благоуханные волны — Ах,- радостно закричала она, хлопая в ладошки, — поглядите-ка, милый господин Дроссельмейер: там принцесса Пирлипат! Она так ласково мне улыбается…Щелкунчик печально вздохнул и сказал: — О бесценная мадемуазель Штальбаум, это не принцесса Пирлипат, это вы. Только вы сами, только ваше собственное прелестное личико ласково улыбается из каждой волны » Таким образом, можно предположить, что история Пирлипат и племянника Дроссельмейера это предыстория Мари и принца Щелкунчика. Поэтому завершение данного сюжета – это переход отношений в новое качество.

В сказкотерапевтическом смысле сказку Гофмана можно использовать для решения множества задач. В сказке существует замечательный образный ряд, который можно оригинально идентифицировать, в зависимости от проблемы клиента. Например, образ мышиного короля можно использовать для работы со страхами и агрессией. Семь голов мышиного короля – 7 конкретных страхов клиента, их перечисление — осознание и затем поиск способов преодоления в психологической песочнице.

Пару принцесса Пирлипат – Мари можно использовать как пример интеграции личности. Любое качество характера является двойственным и придает нашим действиям определенную энергию. Энергия эта может быть использована для реализации как созидательной, так и разрушительной стороны определенной черты нашего характера. Упражнение « Разговор с тенью»

В сказке даны пути героев и их варианты решения проблем, а также показаны ресурсы, которые они использовали. Здесь можно использовать упражнение « карта сказочной страны», где обозначаются главные точки сюжета и «волшебные» предметы, которые могут помочь.

В семейном консультировании можно обратиться к сюжету отношений и идее о том, что завершение сюжета – это перевод отношений в новое качество.

Женские сюжеты позволяют точно идентифицировать свои чувства. Упражнение « 3 любимых и 3 нелюбимых героя сказки».

В сказке заложена идея трансформации — образ Щелкунчика. Она может символизировать и смену социальных ролей-масок.

Сказка описывает сюжет мужской инициации, которую проходит герой. Его можно использовать в работе с подростками. Различные варианты мужских архетипических испытаний содержатся в игре «Рыцари круглого стола», по мотивам историй о легендарном Короле Артуре (автор Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева) Игра позволяет решать диагностические и терапевтические задачи в работе с подростками.

«Чайковский «На тройке»» - Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. И только ты молчала, молчала, молчала. Сколько разных образов объединяет содержание пьесы П.Чайковского. Сравните. Охарактеризуем содержание каждого раздела пьесы. Ноябрь – «На тройке». Обобщение. Кто он. Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко. И стало нам так ясно, так ясно, так ясно.

«Балет Щелкунчик» - Но уже поздно. Наполним музыкой сердца. Действие второе. Комната опустела. Действие происходит в старинном немецком городке в начале XIX века. П.Чайковский балет «Щелкунчик». Елка зажигается веселыми, разноцветными огоньками. Знакомство с фрагментами балета «Щелкунчик». Щелкунчик спасен. Мыши заполняют всю комнату.

«Пьесы Чайковского «Детский альбом»» - Болезнь куклы. Марш деревянных солдатиков. Чайковский уехал за границу. Мазурка. Утренняя молитва. Баба-Яга. Мужик на гармонике играет. Итальянская песенка. Русская песня. Сборник. Пётр Ильич Чайковский. Чайковский. Профессор Московской консерватории. Неаполитанская песенка. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом».

«Чайковский «Щелкунчик»» - «Щелкунчик». Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик». История создания «Щелкунчика» незатейлива. Юную героиню станцевала одна из учениц Балетной школы. Современная сказка для взрослых и детей. Величественный фасад Большого театра. Успешная премьера. Исполнители. Либретто и хореография. Екатерина Максимова.

«Времена года Чайковский» - Август. Декабрь. И.Э. Грабарь «Иней», XX в., Государственная Третьяковская галерея П.И. Чайковский «Времена года» (У камелька). Октябрь. Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Май. Вывод. Основополагающий вопрос. Апрель. Можно ли увидеть музыку? Что первично и что вторично? Январь. Сентябрь. Музыка и живопись.

«Творчество Чайковского» - П. Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. Испанский период. Вообще в Италии я испытал приятные музыкальные впечатления». Неаполь. Столица - город Париж 49° с. ш. 2° в. д. Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора.

Всего в теме 18 презентаций