Федор чермный и федоровская икона божией матери. Молитва феодоровская икона божьей матери в чём помогает. История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

Икона Божьей Матери Феодоровская. История

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» – здесь и имя Феодороа Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Икона Божьей Матери Феодоровская – чудо

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество .

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Кому молиться перед иконой Божьей Матери Феодоровская

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:

  • Покровительница невест, семейного благополучия
  • Рождения детей у бездетных пар
  • Помогающая в трудных родах.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие Христово учение, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать и Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, страдая на древе, отдал Ей в наследие весь род человеческий в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни земной жизни Пресвятой Богородицы, и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы увидеть Ее, каждый почитал за великую радость получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы написанный образ Ее.

Множество раз от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником, и, чтобы удовлетворить желание первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще несколько икон и принес их Самой Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: "Отныне ублажат Мя вси роды, - и присовокупила, - Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением в честь Ее храмов, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы, а также нескончаемые чудотворения, совершающиеся перед ними по молитвам верующих. Сама Небесная Заступница, невидимо действуя через святые Свои образы, дарует верным обильные милости, источает неоскудеваемую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый "Федоровский". Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.

Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской , во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако, та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Увидев икону, все пали на колени, принося сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм . В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы, поэтому икону с этого времени стали именовать "Федоровской".

Протоиерей Иоанн Сырцов повествует: "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2 ? вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".

Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

"Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.

Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!". В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь "Федоровской" иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).

Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

В 1618 году царь Михаил Федорович прислал в Кострому для украшения иконы "рясные привески", жемчужную накладную ризу и небольшую икону Богородицы в серебряном окладе. В 1636 году радениями царя икону поновили и вновь богато украсили ризой.

Усердно заботились об украшении иконы и костромичи. В начале XIX века для иконы была изготовлена новая золотая риза, с оставлением на ней прежних драгоценных камней и украшений. Современник свидетельствует: "На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками, на коих изображена надпись…". В 1891 году для чудотворного образа была устроена новая золотая риза весом почти в 10 кг., которая и украшала его до 1922 года.

Грозные события начала XX столетия - не обошли стороной Кострому. Однако Промысл Божий сохранил великую святыню российской земли. Икона не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в храмах на протяжении всего XX века. Следует заметить, что, учитывая духовно-культурную ценность чудотворной "Федоровской" иконы и ее историческую связь с Царственным домом Романовых, данный случай уникален для Новейшей истории Церкви.

В начале декабря 1919 года чудотворный образ Богоматери исследовала в Костроме экспедиция музейного отдела Наркомпроса под руководством И.Э. Грабаря с целью раскрытия первоначального красочного слоя. Но, в отличие от других икон, ставших предметом внимания искусствоведов, костромская святыня не покинула церковных стен на долгие годы.

Весной 1922 года в ходе общероссийской компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворного образа "Федоровской" Богоматери была снята драгоценная риза. Летом того же года храмы Костромского кремля были захвачены обновленцами; таким образом, чудотворная икона оказалась в их руках. В 1928 году обновленческая община возила икону на реставрацию в Москву, но вскоре образ все же вернулся в Кострому.

В 1944 году после самоликвидации обновленческого раскола икона была возвращена настоятелем "обновленческого собора" протоиереем Николаем, в православный храм. Первоначально чудотворный образ, как и во время пребывания у обновленцев, не имел ризы, только в 1947 году на нее была надета медно-позолоченная риза с одного из списков.

7 августа 1948 года в ходе поездки по волжским городам, Кострому посетил Святейший Патриарх Алексей I. Поклонившись "Федоровской" иконе Богородицы, Патриарх выразил пожелание, чтобы чудотворный образ был украшен ризой, достойной духовного величия святыни. Для устройства новой ризы клирики и миряне кафедрального Иоанно-Златоустовского собора начали сбор пожертвований, который занял несколько лет. К весне 1955 года московскими мастерами была изготовлена новая серебряно-позолоченая риза.

В апреле 1964 года, в связи с вынужденным перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же был перенесен и чудотворный образ.

Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. 29 августа 1990 года - впервые после многих десятилетий, в день празднования явления "Федоровской" иконы Богородицы, многотысячный крестный ход прошел, после Божественной литургии, от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени, как и прежде, совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года чудотворная икона "Федоровской" Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 мая 2001 года, впервые после 1928 года, чудотворный образ "Федоровской" Богоматери был доставлен в Москву, в храм Христа Спасителя, в октябре того же года для поклонения верующих, икона была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году "Федоровскую" икону встречали в Архангельской и Санкт-Петербургской епархиях. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году чудотворный образ вновь был доставлен в Москву, где находился в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

В 2003 году Костромская епархия начала сбор пожертвований для воссоздания драгоценной золотой ризы. 23 июня 2003 года благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной ризы (1891 г.) преподал Святейший Патриарх Алексий II.

Ныне чудотворная икона "Федоровской" Пресвятой Богородицы пребывает в костромском кафедральном соборе, в отдельном золоченом киоте под балдахином, справа от Царских врат.

Она издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

Название монастырь получил по близь лежащему городу Городцу.
В последствии великий князь Владимирский.
Храм был освящен в честь великомученика Федора Стратилата.
Сырцов В.А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Кострома, 1908 , с. 6.
Икона "Федоровской" Богоматери до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Успенского собора Костромы.
Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. СПб., 1820, с. 17-18.
Некоторое время икона находилась в руках раскольников-обновленцев.


17 / 09 / 2004

На Руси многие иконы, имеющие византийское происхождение, получали собственную историю, полную чудес, исторических побед, трагедий. Такова и Феодоровская икона, по типу изображения относящаяся к «Милостивой». Покровительство ее не ограничивается какими-то определенными случаями - это поистине всенародная святыня. К ней прибегают как к защитнице от врагов, покровительнице домашнего очага, в скорбях и затруднениях.


Происхождение

Сам иконографический тип очень древний, автором его считается апостол Лука, один из авторов Евангелических текстов. Но происхождение именно Федоровской иконы довольно трудно определить точно, потому что имеется несколько взаимоисключающих версий. В любом случае, образ тесно связан с князьями из рода Рюриковичей. Первые упоминания иконы в летописях встречаются в 12 в. Вот разные варианты происхождения:

  • Образ был написан по приказу Андрея Боголюбского. Пребывал он в Городецком монастыре, пока тот не сгорел дотла. Сама икона потом явилась в другом месте.
  • Князь Ярослав заказал Феодоровскую икону Божией Матери как подарок на свадьбу.
  • Икона была найдена князем Юрием в старой часовенке, где потом в память об этом был устроен монастырь.

После исчезновения Феодоровская икона была вновь найдена Василием, младшим братом Александра Невского. Жители города видели, как образ пронес по городу святой Федор Стратилат (он к тому времени уже отошел к Богу). Вскоре после этого икона появилась в лесу на дереве перед удивленным князем. Так и получила она свое название - в честь чудесного явления. Достать ее удалось только после молебна, возглавляемого местным архиереем.

Вторая волна почитания Феодоровской иконы Божией Матери началась в 17 в. Закончилась междоусобица, был выбран царь. Именно этой иконой благословляли Михаила Романова. В этот день был установлен и церковный праздник в честь образа. С тех пор он имеет особую связь с царской семьей. Первые списки из Костромы попали в Москву благодаря инокине Марфе (мать царя). Уже в конце 17 в. было написано сказание о чудесах, которые происходили благодаря иконе.

  • На самом деле Федоровская икона является двухсторонней. На обороте написана св. Параскева Пятница. Отсюда, видимо, появилась версия, что образ писался как подарок на свадьбу.

Считается, что икона Божией Матери Феодоровская помогает в устройстве семейной жизни. Люди верили, что благословение на брак перед этим образом обязательно принесет счастье. Многие немецкие аристократки, желая сделать хорошую партию в России, вынуждены были принимать Православие. Чтобы семья была крепкой, принцессы брали себе отчество «Федоровна» - как, например, жена последнего императора. Молились ей и во время тяжелых родов.


Судьба иконы

Долгое время Феодоровская икона продолжала находиться в Костроме. Жители города очень ее почитали, о чем говорило наличие тяжелой золотой ризы: рубины, бриллианты, изумруды украшали оклад, отделанный кольцами из драгоценных металлов. В годы революции все было реквизировано. К счастью, сама икона осталась в храме. Она даже раставрировалась, для чего ее вывезли в Москву.

  • Под окладом лицевая часть древнего образа, датируемого 13 в., практически стерлась от времени. Лучше всего сохранились одеяния святой Параскевы, написанной на обороте.

Поскольку храм Феодоровской иконы был полностью разрушен, ее перенесли в храм св. Иоанна, затем в кафедральный собор г. Костромы. После войны жители города собрали средства на новый оклад, чтобы украсить святыню так, как она того заслуживает. Сегодня образ находится в монастыре св. Анастасии. Чтимый список был подарен Николаю, последнему императору России, хранился в Царском селе. Сейчас он находится там же.


О чем говорит образ

Хотя каким-то чудом икона дошла до наших дней, состояние ее довольно среднее. Лики Богородицы и Христа практически не видны. Композиция очень напоминает «Владимирскую», с той разницей, что левая нога Христа является приоткрытой. Ведь такое иногда случается, когда малыш льнет к матери - именно этот момент показан на иконах типа Елеуса (Умиление).

Феодоровская икона имела очень большое значение для царской семьи, поэтому праздник ее отмечался очень пышно, несмотря на постное время (март). В этот день даже служили Литургию Василия Великого, значит, было разрешено постное масло и вино. Современная Церковь не отличает таким особенным образом этот день, послабление в посте не делается.

Святыня тесно связана с российской историей, но также она считается чудотворной. Дважды полностью были уничтожены огнем храмы, где располагался образ, но однако он оставался цел. Еще одно великое чудо было явлено во время битвы с татарами. Враги, окружившие Кострому, не смогли выдержать сияния, которое стало исходить от лика Матери Божией.

О чем можно просить

Как покровительница невест, Феодоровская икона Божьей Матери поможет найти достойную партию. Относиться к выбору жениха следует очень серьезно - ведь церковный брак - это навсегда. Необходимо усердно молиться о том, чтобы Бог послал достойного человека. Мудрые родители сами беседуют с претендентом на руку дочери. Если у отца есть сомнения, он может назначить испытательный срок. Обижаться молодым на это не следует - настоящее чувство пройдет проверку временем.

Акафист Феодоровской иконе следует читать, если женщина не может зачать ребенка. Конечно, надо посещать врачей, принимать необходимые лекарства - делать все, что во власти самого человека. Остальное возложить на Бога, поменьше нервничать, ведь это отражается и на будущем отце. Господь обязательно пошлет свое благословение тем, кто проявит терпение и настойчивость.

Молитвы должны носить постоянный характер. Это показывает Богу, что человек тверд в своем намерении. Ведь иногда проходит время, он и думать забывает, о чем недавно молился у Феодоровской иконы Божией Матери. В таком случае, возможно, стоит лишь радоваться тому, что желание не исполнилось. Поэтому не следует обижаться или отчаиваться, если кажется, что обращение не услышано. Скорей всего Господь готовит такой вариант, который больше порадует просителя.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист Феодоровской иконе

Феодоровская икона божией матери - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Свято почитается верующими Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня , находящаяся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Образ Богородицы — эта древняя реликвия — является Помощницей и Заступницей всех обращающихся к ней с молитвой и помогает во многих жизненных обстоятельствах.

Появление иконы на Руси

По существующей старинной легенде, это изображение написал сам апостол Лука — первый иконописец, покровитель врачей и художников. Но о том, как образ оказался на русской земле, никаких точных сведений нет.

Достоверно известно только, что в 12 веке она уже находилась в небольшой деревянной часовенке возле поволжского города, который так и назывался — Городец. Чуть позже на этом месте построили монастырь, где и находилась икона.

Но при нашествии татар многие города древней Руси были уничтожены. Такая же участь постигла и Городец. Город был разрушен, а место, где хранилось изображение, полностью сожжено. Образ Богоматери пропал неведомо куда. Только через несколько лет произошло чудесное повторное обретение иконы.

Обретение иконы жителями Костромы

Однажды костромской князь, охотясь, увидел её на дереве. Когда он протянул к ней руки и хотел снять, икона поднялась вверх. Удивлённый этим чудом, князь позвал простых людей и служителей церкви. После торжественной молитвы образ осторожно сняли и поместили в один из храмов города Костромы.

Позже выяснилось, что очень многие городские жители видели воина в красивой, богатой одежде, который перед этим шёл по городу с образом в руках. По изображениям, находящимся в костромских церквях, в нём признали святого Феодора Стратилата.

Вот поэтому, в его честь и стали называть икону Феодоровской. А жители разграбленного ранее Городца, пришедшие помолиться новоявленному образу, признали в нем тот, что находился ранее в обители их города.

Современные варианты появления святого образа

Учёные нашего времени предполагают 3 версии происхождения этого изображения Богородицы:

  • она была написана в 1164 году специально для монастыря в Городце;
  • ещё по одной версии икону написали в 1218 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича в честь того, что ему возвратили жену — Феодосию, которую из-за разногласий отнял у него свёкор. И в честь знаменательного для семьи события — появления на свет сына Феодора;
  • икону написали специально к свадьбе Александра Невского в 1239 году. Эта версия подтверждается тем, что с обратной стороны образа изображена святая Параскева, которая считается покровительницей невест.

Святыня династии Романовых

Образ Федоровской Божией Матери также связывают в России с окончанием Смутного времени — времени войн, разрухи и засилья чужеземцев. Она сыграла огромное значение в истории русских правителей. Именно этой, ставшей особо почитаемой в царском Доме Романовых иконой, благословили на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила.

Шестнадцатилетний царь взял список иконы в Москву и торжественно поставил его храниться в придворной церкви. С тех самых пор, по традиции, все иностранные принцессы, выходившие замуж за русских князей и императоров, после крещения принимали отчество — Феодоровна.

Существует даже такой факт, что при заключении брака царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Салтыковой, отца которой звали Александром, изменили не только отчество невесты, но и имя её отцу. Его стали звать Фёдором.

Чудесные животворящие силы костромской иконы

Чудотворной икона стала называться после того, как чудесным образом уцелела при двух страшных пожарах.

Следующим чудом иконы стала её помощь в победе русских войск над татарами в битве на Святом озере. Своим необычным сиянием Образ Богородицы ослепил татарского военачальника и обратил в бегство воинов-татар. На месте, где произошла битва, сначала поставили памятный крест, а позже возвели каменную часовню.

Говорят даже, что в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина самолёт с образом Заступницы трижды облетел Москву своеобразным крестным ходом. После такой молитвы русских людей о помощи внезапно изменилась погода: сильно похолодало, что парализовало движение вражеских сил.

Молитва к Богородице

По традиции жители Костромы, каждый год 29 августа совершают крестный ход, неся перед собой чудотворный образ Богоматери.

Со всего мира приезжают в Кострому люди, чтобы посмотреть и помолиться чудотворной иконе. Почему это происходит? О чем молятся и в чем помогает Пресвятая Дева?

Особенно Феодоровская икона Божией Матери помогает обратившимся к ней за помощью о зачатии и семейном счастье. Для беременных важна молитва о рождении и воспитании детей.

История иконы Пресвятой Богоматери Феодоровская связана со многими важными для страны событиями, она считалась заступницей рода Романовых и сегодня почитается как святыня. Много веков этот чудотворный образ спасает людей и помогает обрести семейное счастье.

Обретение образа

Существует несколько версий происхождения иконы. Первые упоминания образа встречаются еще в летописях XII века. Однако до XIII века его история точно неизвестна.

По одной из версий, икона была написана еще по приказу Андрея Боголюбского (XII век), когда тот пребывал близ Костромы. По другой версии, икона была обретена старшим братом Александра Невского Юрием. Князь случайно нашел ее в 1238 году в деревянной часовенке недалеко от Городца, позже на этом месте появился монастырь. Здесь и хранился святой образ.

После пожара 1239 года, который уничтожил многие строения города и сам храм, лик был утерян. Найден он намного позже младшим братом Александра Невского Василием Костромским. Во время охоты князь случайно увидел на дереве икону, а когда попытался ее снять, та поднялась в воздух. В это же время жители Костромы видели, как по улицам какой-то воин нес икону. По заверениям многих очевидцев, это был сам великомученик, христианский святой Феодор Стратилат. После возвращения в город князь Василий тут же рассказал о случившемся священникам, которые после проведенного молебна сняли икону с дерева и перенесли в костромской храм. А на месте второго обретения Феодоровской иконы был возведен Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

История образа в XIII веке

XIII век – время, когда икона Пресвятой Богородицы Феодоровская очень почиталась русским народом. Свое название она получила в честь князя Ярослава-Феодора (Феодор – имя в крещении, дань святому Феодору Стратилату), отца Александра Невского. По преданию, именно этим образом князь благословил в день венчания молодоженов, Александра и его супругу. Это событие породило еще одну версию возникновения иконы – некоторые историки считают, что Ярослав заказал ее написание как подарок к свадьбе сына.

После венчания Александр Невский не расставался с чудотворной иконой и везде возил ее с собой, она стала его мо­лен­ным об­ра­зом. Считается, что именно ее сила помогала князю в его правлении, поддерживала при битвах и уберегала от бед.

После смерти князя в 1263 го­ду (умер Невский при монастыре, возведенном его отцом) святыня перешла к младшему брату Василию. Именно с ним связано одно из знаменитых чудес, которые явила чудотворная икона. 1272 го­д стал особенно тяжелым – постоянные набеги татар опустошали русские земли. По примеру своего деда Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, который во все свои битвы брал чудотворный образ Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, Василий выступил на защиту Костромы с Феодоровской иконой. Как только войска приблизились друг к другу, от образа начали исходить яркие сильные лучи. Они испепеляли и ослепляли врагов, так князь с Божьей помощью смог победить татар.

XIII век явил и другие чудеса святого образа. Дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой. Не были обожжены даже края досок, а все краски не потеряли яркости. Более того, Феодоровская икона многие столетия оставалась чистым ликом, не подвластным времени. Потемнел образ намного позже, уже в нач. ХХ века, незадолго до отречения царя Николая II.

История иконы: XVII век – наши дни

После XIII века икона хранилась при Костромском соборе и на некоторое время была почти забыта. Вторая волна почитания образа пришлась на XVII век, когда на российский престол взошел первый представитель рода Романовых – Михаил Федорович Романов. Случилось это 14 марта 1613 года. Тогда в Ипатьевский костромской монастырь прибыли послы Земского Собора с извещением об избрании Михаила на престол.

Род Романовых был тесно связан с церковной жизнью – отцом Михаила был будущий на то время Патриарх Московский, а мать служила монастырю и прославилась как инокиня Марфа. Именно она благословила сына на достойное царствование Феодоровской иконой. С тех пор и до ХХ века образ считался фамильной святыней дома Романовых. С ее чудотворной силой также связывают окончание Смутного времени на Руси.

14 марта стало всероссийским праздником почитания образа Богоматери Феодоровской, слава об иконе снова пошла по всей стране. К XVII веку относятся и многочисленные списки образа, некоторые из них были сделаны самой инокиней Марфой.

Феодоровская Божья Матерь настолько почиталась, что даже существовал канон, по которому при венчании русских князей с немецкими принцессами принявшие православие невесты брали себе отчество Федоровна. Так известными на Руси стали Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III, мать Николая II), Александра Федоровна (жена Николая II) и другие представительницы царского рода.

С XVII века установилась традиция, по которой члены знатных семей обязательно посещали колыбель дома Романовых – Кострому. Нужно сказать, что Феодоровская икона никогда не покидала город, оригинал всегда оставался здесь. В Москве хранился один из наиболее почитаемых списков, написанный инокиней Марфой, пред которым и молились Романовы.

Вплоть до ХХ века икона была одним из самых почитаемых образов русского православия. Торжественные празднования в ее часть воспринимались как церковный канон и всегда проводились с большим размахом. С приходом советской власти и уничтожением царского рода Романовых о святом образе забыли. Однако в отличие от многих других православных святынь, которые были бесследно утеряны в эти годы, Феодоровская икона сохранилась. Сегодня оригинал образа находится при костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Сюда он был перенесен 17 августа 1991 года.

Сейчас установлено два праздника в честь Феодоровской Божьей Матери – 29 августа отмечается Явление святого образа, а 27 марта является днем памяти об избрании Михаила Романова на царство.

Описание образа

Иконографический канон Феодоровской Богородицы считается одним из самых древних и распространенных. По преданию, его создал еще евангелист Лука. Умиление (или Елеуса, Милостивая) – тип изображения, на котором Богородица держит на руках Иисуса Христа, а он нежно прижимается лицом к ее щеке.

Характерная особенность именно Феодоровского образа, которая повторяется на всех его списках – Богомладенец изображается в полный рост, а на его левой ножке чуть приподнялась туника, поэтому колено обнажено.

Икона уникальная еще и тем, что это один из немногих двухсторонних образов. На обратной стороне оригинала изображена святая мученица Параскева (Пятница), являющаяся покровительницей свадеб и невест. По мнению историков, этот лик был дописан на иконе перед знаменательным событием – венчанием Александра Невского.

Сегодня оригинал существенно пострадал от времени. Православные верят, что потемнения красок и потертости начали проявляться лишь в ХХ веке, незадолго до окончания правления дома Романовых.

Икона находится в окладе, который сейчас снимают достаточно редко. Нужно сказать, что этот образ за время своего существования украшался очень богатыми ризами. Так, еще в нач. XIX века жители Костромы пожертвовали на ее создание золото и драгоценные камни. Общий вес ризы составлял тогда 10 кг. Сейчас он утерян – в 1922 году его изъяла новая власть.

Начиная с XVII века, когда появилось множество списков образа, иконографический канон написания Феодоровской иконы немного меняется. Вместе со святым ликом начали изображаться также сказания о чудесах, клейма – «история» чудотворного образа, размещенная по периметру иконы.

О чем молиться Феодоровской Богоматери

Феодоровская Пресвятая Богородица является чудотворной иконой, даже ее списки обладают большой силой. На протяжении многих веков она была защитницей Руси, помогала при сражениях и оберегала царский род. Однако во все времена она считалась, прежде всего, покровительницей семейной жизни. Недаром на обороте изображена заступница молодоженов Параскева.

Перед иконой молодые девушки молятся о счастье в браке, Феодоровская Божья Матерь помогает найти достойного спутника, сделать правильный выбор. Часто образ используется как венчальная икона – считается, что так Дева Мария поможет создать крепкую семью. Эта традиция восходит еще к XIII веку, когда иконой благословлялась пара Александра Невского и его невесты.

Прославилась сила святых ликов Богоматери и Младенца среди рожениц. Живший в XIX веке преподобный иеромонах Амвросий Оптинский советовал беременным женщинам молиться Феодоровской Божьей Матери об удачных легких родах и рождении здорового ребенка.

Есть множество свидетельств о том, что чудотворная икона помогает тем, кто просит у нее рождения первенца. Это один из образов Девы Марии, который прославился на Руси как избавляющий от бесплодия.