Полезные советы школьникам для успешной учебы и личностного роста. Как наладить отношения с одноклассниками

Поведение на уроке

Основная цель школьников на уроке — получение знаний.

Когда учитель объясняет новый материал, нужно слушать очень внимательно.

Чем лучше вы поймёте новую тему, тем легче вам будет осваивать последующий учебный материал, тем быстрее вы будете выполнять домашние задания, тем выше будут ваши отметки.

Для того чтобы ничего не пропустить из объяснений учителя, надо быть предельно внимательными и сосредоточенными. А для этого необходима тишина.

Перед уроком достаньте из ранца все необходимые учебные принадлежности:

1) тетради; 2) дневник; 3) учебник; 4) ручку, карандаш, линейку и т. п.

Во время урока ведите себя тихо и спокойно; не разговаривайте с соседями и не отвлекайтесь на посторонние вещи.

Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.

Если вы хотите спросить что-либо у учителя, желаете ответить на его вопрос или вам необходимо выйти, поднимите руку.

✏ Не кричите с места, не перебивайте учителя. Не вставайте без разрешения учителя.

Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте то, что он говорит. Не подсказывайте ему, если он не знает ответа. Если он говорит неправильно, не кричите с места. Поднимите руку и ждите, когда учитель обратится к вам.

Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно. Правильная и уверенная речь вызывает уважение и свидетельствует о том, что вы готовы к уроку и знаете ответ на вопрос.

Не списывайте у своих соседей: это не только некрасиво и недостойно, но и отвлекает от работы других учеников.

Старайтесь поддерживать порядок на своём рабочем месте.

В тетрадях и в дневнике пишите разборчиво и аккуратно. Хороший почерк свидетельствует об уважении к тому, кто будет читать то, что вы написали.

Бережно относитесь к учебникам, независимо от того, ваши ли они собственные или вы взяли их в школьной библиотеке.

Не занимайте своими вещами всё пространство на парте; помните, что рядом сидит ваш одноклассник.

✏ Вежливость и уважение к другим людям обязательны на уроке и на перемене.

Когда учитель или другой взрослый входит в класс, учащиеся встают, приветствуя его. Когда кто-то из взрослых покидает класс, все ученики также должны встать.

Входя в класс, обязательно поздоровайтесь с учителем и своими одноклассниками. Уходя с урока, не забудьте попрощаться.

Не опаздывайте на урок без уважительной причины. Если вы всё-таки опоздали, постучитесь, прежде чем войти в класс. Затем поздоровайтесь, извинитесь за опоздание, тихо и быстро садитесь на своё место.

Если вам надо уйти с урока раньше его окончания, обязательно попросите разрешения у учителя.

Если во время урока вам нужно выйти из класса, поднимите руку. Только с разрешения учителя вы можете покинуть класс.

Услышав звонок, возвещающий об окончании урока, не вскакивайте с места. Покидать класс можно только с разрешения учителя.

Входя в класс или выходя из него, придерживайте за собой дверь, стараясь не хлопать ею, чтобы не отвлекать окружающих.

Ни в коем случае не пользуйтесь во время урока мобильным телефоном. Если вы забыли отключить телефон и он зазвонил на уроке, извинитесь и немедленно выключите его.

Никогда не жуйте жевательную резинку на уроке. Ничего не ешьте и не пейте, надеясь, что учитель не заметит этого. Даже если вы очень проголодались, дождитесь перемены.

В классе вы проводите большую часть учебного времени. Поэтому там необходимо соблюдать чистоту и порядок.

Бережно относитесь к мебели (партам, стульям, шкафам, полкам, школьной доске), технике, книгам, картинам, плакатам, схемам, портретам, которые находятся в классе: ни в коем случае не пишите на партах и стенах, не царапайте и не ломайте мебель, не раскрашивайте портреты и плакаты, не мните и не рвите книги. Ведь этими вещами вам придётся пользоваться ещё долгое время. Относитесь к имуществу школы как к своему собственному.

Как правильно выполнять домашнее задание.

  1. Своевременно записывай домашнее задание в дневник
  2. Не спеши сразу после школы садиться за уроки, отдохни, восстанови силы, побудь на свежем воздухе.
  3. Выполняй домашнее задание в специально оборудованном уголке.Все учебные принадлежности должны иметь своё место.
  4. Сначала следует выполнять те задания, которые вызывают наибольшую трудность.
  5. Не выполняй все уроки за один присест. Через каждые 30 -40 минут делай переменки по 10-15 минут.

6. Во время приготовления уроков думай только о задании, не отвлекайся на посторонние дела.

7. Задания читай вдумчиво, если надо, несколько раз.

8. Если ты испытываешь трудности при выполнении домашнего задания, не стесняйся обратиться за помощью к одноклассникам или к родителям.

9.Не отказывай в помощи одноклассникам, которые обратились к тебе за помощью, не забывай, что и тебе однажды может понадобиться их помощь.

10.К докладам, сочинениям готовься заранее, не оставляй такую работу на последний день.

11. Помни, что качественно выполненное домашнее задание, характеризует тебя как человека ответственного и самостоятельного, а полученная оценка позволит самоутвердиться в глазах учителя и одноклассников.

Надеюсь, что эти советы помогут вам учиться ещё лучше.

Правила обращения с памятью.

1. Любую информацию заучивай с желанием знать и помнить.

2. Внимательно слушай учителя на уроке, при подготовке уроков, эта информация тебе обязательно пригодиться.

3. Ставь перед собой цель запомнить надолго.

4. Не пытайся выучить всё сразу, делай короткие паузы, чтобы отдохнуть.

При сильном утомлении мозг работает хуже.

5. Заучивай и повторяй небольшими частями.

Короткие стихи заучивай целиком,

длинные - разбивай на части.

6. Если получил задание во вторник, а отвечать нужно в пятницу, не жди четверга, учи постепенно.

7. Твоя память любит разнообразие, чередуй выполняемые задания;

8. (математику с литературой, русский язык с природоведением)

9. Помни, лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд за один день.

Как правильно общаться.

1. Помни золотое правило:

"Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе".

2. Чаще улыбайся.

Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.

3. Во время разговора не перебивай собеседника.

4. Научись уступать другим.

5. Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.

6. Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.

7. Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.

Постарайся следовать этим советам, и у тебя всегда будет много друзей.

Как победить свой гнев.

1. Постарайся определить причину своего раздражения и попытайся избегать таких ситуаций.

2. Глубоко вдохни, сосчитай в уме до 100, и подумай о чём-нибудь хорошем.

3. Умойся холодной водой или взбрызни себе на лицо водой.

4. Если знаешь, что не сможешь сдержаться, постарайся уйти от конфликта.

5. Научись контролировать свои эмоции, сначала это будет трудно, а потом это войдёт в привычку.

6. Помни, что отрицательные эмоции наносят непоправимый вред здоровью.

7. Помни, что ты хозяин своих эмоций, они зависит от тебя, а не ты от них.

Плохие оценки не означают, что ребёнок не способен к усвоению элементарных знаний и до пенсии будет расклеивать объявления. Они лишь формальность. Чаще всего неожиданные тройки и двойки свидетельствуют о наличии других проблем. Возможно, ребёнок всё быстро схватывает и на уроках, вместо того чтобы слушать учителя, занимается своими делами. Бывает также, что оценки занижают искусственно. В этом случае родителям стоит принять меры: сходить в школу, поговорить с педагогом и при необходимости с директором.

Важно не ругать малыша за плохие оценки, а попытаться вместе с ним разобраться, с чем у него возникли трудности. Возможно, учитель недостаточно квалифицированно объясняет предмет или просто у ребёнка не лежит к нему душа.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как общаться с учителем, который вас недолюбливает

Причины для нелюбви могут быть разными, но не забывайте, учитель тоже человек. При всём желании соблюдать профессиональную этику, у него могут быть любимчики и «нелюбимчики». Возможно, преподаватель плохо относится к ребёнку, потому что у того хромает и уровень знаний. В таком случае придётся взяться за учебники. Если же учитель чересчур придирчив, то решить проблему должны родители. Помните, что дети, которые ладят с родителями, редко попадают в конфликтные ситуации с другими взрослыми.

Помогите ребёнку идеально подготовиться к тому уроку, который преподает «вредный» педагог, и, возможно, ситуация изменится в корне. Как правило, так и происходит.

Как давать сдачи (и надо ли)

Платить школьным хулиганам той же монетой - плохая стратегия. Получив пару шишек и синяков в драке, ребёнок рискует потерять остатки авторитета в глазах одноклассников. ИсследованияA multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence показывают, что снижает популярность мальчиков среди девочек, и наоборот. Ябедничать и мстить - тоже плохая идея. Проучить недоброжелателей можно только мирным способом. Например, повысив свою успеваемость.

Ребёнку важно дать понять, что авторитет в школе заслуживается не пинками и толчками, а уровнем знаний. Придирки и насмешки хулиганов очень просто игнорировать. Важно обзавестись единомышленниками - теми, кто стремится получить как можно больше полезных знаний и навыков.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Что делать, если над ребёнком издеваются одноклассники

Школьная травля может иметь долгоидущие последствия для всех её участников. ИсследованияAdult Psychiatric Outcomes of Bullying and Being Bullied by Peers in Childhood and Adolescence показывают, что жертвы и инициаторы школьной травли, достигнув 19–26 лет, чаще страдают от , тревожного расстройства, диссоциального расстройства личности, принимают наркотики и даже пытаются покончить жизнь самоубийством.

Родители и учителя должны разобраться в ситуации при первых признаках травли. Если пустить всё на самотёк, против ребёнка может ополчиться весь класс и его придётся перевести в другую школу.

Если никто в течение долгого времени не замечал, что ребёнок находится в состоянии стресса, не успевает по предметам и сторонится одноклассников, толку от классных собраний и дальнейших переговоров с учениками и их родителями не будет. Ребёнок останется изгоем среди сверстников.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как помочь застенчивому ребёнку проявить себя

Застенчивые дети считаютShy Children in the Classroom: From Research to Educational Practice себя физически непривлекательными, с трудом заводят , обладают низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности. Кроме того, они кажутсяPerceptions of intelligence in leaderless groups: The dynamic effects of shyness and acquaintance менее умными и способными, чем разговорчивые дети.

Чтобы побороть у ребёнка застенчивость, учёные советуютHelping young children overcome shyness почаще рассказывать о преимуществах общения, поощрять любые попытки вступить в разговор, знакомить с новыми людьми и учить описывать свои эмоции.

Что делать, если ребёнка раздражает школа и одноклассники

Для начала выясните, что вызывает раздражение. Если ребёнку неинтересно на уроках, пора искать новую школу. Если причиной тому конфликты с одноклассниками или учителями, идите и разбирайтесь. Если явных причин для неприязни нет, отведите ребёнка к психологу.

Родителям стоит проконтролировать ситуацию: в течение некоторого времени провожать и встречать ребёнка из школы, понаблюдать, как он общается со сверстниками, поговорить с учителями. Если явных причин неприязни к одноклассникам не обнаружится, стоит посетить детского психолога.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как научить ребёнка решать любые конфликты

Один из способов - овладеть набором гибких навыков. В отличие от большинства навыков, которые дети получают в школе на уроках, гибкие навыки не имеют специализации. Они требуются везде и помогают решать многие профессиональные и жизненные задачи. Вот основные из них:

  • Коммуникативные навыки. Сюда входит умение общаться и слушать окружающих, умение вести себя адекватно ситуации, регулировать конфликты и поддерживать отношения.
  • Системное мышление. К нему относится умение утрясать конфликты, критически мыслить и , умение собирать информацию из различных источников и находить оптимальный вариант.
  • Самоконтроль. Это умение контролировать импульсы и эмоции, различать их, направлять внимание, достойно вести себя в любой ситуации.
  • Мотивация. Сюда входит умение мотивировать себя, понимать, чем отличается мотивация разных людей.
  • Стойкость и психологическая адаптация. Это умение приспосабливаться к любой ситуации, справляться со стрессом и жизненными неурядицами.

Развить эти умения можно с помощью специализированной литературы и на тренингах.


Ребёнку нужно помогать овладевать навыками, которые будут полезны как в школе для решения проблем с одноклассниками или учителями, так и в жизни. Стоит уделять развитию гибких навыков больше внимания, чем попыткам механически вложить в голову ребёнка учебник.

Варвара Чуйкова, исполнительный директор фонда «Будущие лидеры».

Овладение гибкими навыками позволит не только выжить в школе, но и преуспеть после выпускного. ИсследованияSocial and emotional skills in childhood and their long-term effects on adult life показывают, что дети, имевшие развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, с большей вероятностью устраивались на хорошо оплачиваемые должности.

Рюкзаки собраны, тетради куплены, белые рубашки и блузки выглажены – новый учебный год успешно начался. Но, несмотря на все приготовления и долгожданную встречу с друзьями, сентябрь для студентов и школьников – это всегда стресс. Новые занятия, люди, расписание… Надеемся, что эти лайфхаки помогут быстрее и легче втянуться в учёбу, а заодно получить немало хороших оценок. Кстати, и взрослым эти советы вполне могут пригодиться.

1. Никак не можете запомнить новое расписание? Сфотографируйте его на смартфон и поставьте фото на экран блокировки или «Домой»


Да, это не фотография любимой рок-звезды или просто любимой (-ого). Зато уже через пару дней вы будете без ошибок и малейших усилий находить нужную аудиторию и всегда помнить, какие пары или уроки в четверг после обеда. Визуальная память – это сила.

2. Привыкли подчёркивать нужные места в конспекте? Делайте это «радужным» маркером








Простой, но такой милый лайфхак. Кастомизируйте любой маркер, поставив на кончике его стержня несколько точек маркерами других цветов. Теперь он подчеркивает сразу несколькими оттенками. Кстати, такой апгрейд очень даже обратим: просто хорошенько «распишите» маркер, и он вернет свой первоначальный цвет.

3. Нужно быстро заточить много карандашей? Используйте…дрель!





Эффектно, но об уроках труда, ОБЖ и просто технике безопасности забывать не стоит.

4. Носите спортивную форму в рюкзаке? Не дайте аромату «кроссовки после кросса» поселиться в нём навечно




А помогут в этом чайные пакетики. Конечно же, сухие и неиспользованные. Просто положите их вовнутрь обуви, и они абсорбируют неприятные запахи.

5. Сломалась молния на рюкзаке или пенале? Скрепка в помощь!






6. Чтобы сразу вытаскивать нужную тетрадь из рюкзака или сумки, пометьте корешки конспектов маркерами разных цветов.


7. Чтобы лучше запомнить материал урока или лекции, перечитайте его в тот же день. К примеру, вечером перед сном.


Это куда эффективнее, чем «первое знакомство» в ночь перед зачётом или контрольной.

8. Чтобы не забыть о дополнительных занятиях или тренировках, делайте себе расписание на неделю с помощью стикеров для заметок

Не такое легкое дело подготовить ребенка к школе. Да и самому школьнику не всегда удается справиться со всеми трудностями и проблемами, возникающими в процессе учебной деятельности. С этой целью и были разработаны советы школьникам.

Когда малыш собирается в первый класс, родители всегда сопровождают его и находятся рядом. Они помогают ему в выполнении домашнего задания, подсказывают, как себя вести на уроках, с учителями, одноклассниками, провожают в школу и встречают из школы. Однако наступает момент, когда ребенок должен стать самостоятельным, сам ходить в школу, делать уроки, одним словом, соблюдать определенные правила.

В силу своего характера, большинство школьников не любит учиться и бывает невнимательным во время занятий. Такое их поведение зависит от множества факторов, среди которых наиболее распространенными являются атмосфера в доме, отсутствие контроля со стороны родителей, неосознанность поступков. Но во время школьных занятий можно не только получить знания в области определенных предметов, но и узнать много чего полезного.

Например, о том, как поступать в новой ситуации, как вести себя с незнакомыми людьми, каковы должны быт первые действия, в неадекватных и непривычных случаях. Все эти вещи нужно обязательно знать. Кроме того, они должны преподноситься школьнику не только со стороны родителей, но и учителей. Это поможет ребенку избежать непредвиденных обстоятельств и возможных неприятностей.

Итак, в чем же заключаются полезные советы для школьников? Если речь идет об учебе, то в данном случае акцент следует уделять таким вещам, как внимание во время занятий, успеваемость, общение с одноклассниками, взаимоотношение с учителями.

Внимание во время занятий — это один из факторов успешной учебы. Многие школьники не придают этому особого значения и довольно лояльно ведут себя на уроках. Разговаривают с одноклассниками по парте, поворачиваются, отвлекаются на шутки, мечтают, занимаются чем-то другим.

В итоге, пропускают новую тему. Нет гарантии, что дома они постараются наверстать упущенное. Они не выполнят домашнее задание. Все это приводит к тому, что ученик начинает отставать, он все больше запутывается и в результате вообще не участвует в выполнении каких-либо заданий.

Чтобы избежать этого, во время занятий нужно быть предельно внимательным. Если что-то из сказанного было упущено, нужно поднять руку и переспросить. Если это не удалось сделать во время урока, необходимо обязательно подойти на перемене или после занятий к учителю и попросить объяснить или преподнести упущенную часть новой темы. Если школьник поймёт новую тему, то ему намного легче будет осваивать последующий учебный материал.

А чтобы не упустить что-либо из того, что было преподнесено учителем, всегда нужно пользоваться ручкой, тетрадкой, учебником. Иногда во время урока у ученика возникает необходимость в том, чтобы покинуть класс. Не стоит стесняться, терпеть и приносить себя в жертву. Для этого достаточно поднят руку и попросить учителя выйти из класса. В противном случае, можно нанести ущерб себе, при этом не освоив нового материала.

Что касается успеваемости, то в данном случае не факт, что ученик был невнимательным во время уроков. Иногда такие факторы, как генетическая предрасположенность, плохой слух или нехорошее зрение, заболеваемость, вынужденные пропуски, могут стать причиной неуспеваемости ученика. Чтобы решить этот вопрос, сам школьник должен подойти к учителю и начистоту поговорить с ним о возникших или имеющихся проблемах.

Учитель всегда поймет и пойдет навстречу. Кроме того, существуют и другие правила успеваемости, которые каждый ученик должен для себя учесть. Во-первых, каждый раз, придя домой, нужно открыть дневник и посмотреть, какие уроки ждут его на завтра. Не откладывать их выполнение на вечер, а приступить к ним тотчас же.

Во-вторых, необходимо провести приоритизацию предметов, то есть выяснить, какие уроки нужно сделать в первую очередь, какие потом. В-третьих, во время выполнения уроков не отвлекаться на просмотр фильмов и передач, прослушивание музыки в наушниках, пустые переговоры с членами семьи. Учебная атмосфера в школе и тем более в классе имеет важное значение и может влиять на психику ребенка.

Очень важно уметь вести себя с одноклассниками, друзьям и учителями. Ведь от этого во многом зависит, захочет ли ребенок и дальше учиться в этой школе. Поэтому нужно уметь общаться с детьми, не замыкаться в себе, быть более дружелюбным и открытым, уважительно относиться как к одноклассникам, так и к учителям. Очень важно знать, как вести себя вне уроков и вне класса.

Обязательно следует учесть следующие правила и советы. Всегда нужно держать телефон при себе и не отключать его не при каких условиях и обстоятельствах. Это нужно для того, чтобы близкие люди (родители, соседи, друзья и одноклассники) имели возможность связаться в случае непредвиденных факторов.

Кроме того, нужно проследить за тем, заряжен ли телефон или нет. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, лучше каждый вечер ставить его на зарядку. Кроме того, обязательно нужно помнить, что ходить ходить в школу и возвращаться из нее стоит только со знакомыми людьми. Если не получатся сделать это с родителями или членами семьи, можно воспользоваться услугами соседских детей и ходить в школу с ними.

По дороге никогда не связываться и не разговаривать с незнакомыми людьми. Если по какой-то причине, не удается идти с кем-либо из вышеперечисленных лиц, нужно стараться всегда быть на виду у людей, то есть выбирать такую дорогу, на которой всегда людно и светло.

Если по дороге в школу случилась какая-то неприятная ситуация, обязательно позвонить родителям и предупредить их об этом или же оповестить непосредственного учителя. Если школе произошел какой-то инцидент между школьниками или драка, ни в коем случае не стоит принимать в этом участие. Это может еще больше раскалить атмосферу и, кроме того, есть вероятность получить повреждение во время выяснения отношений.

Всегда нужно быть внимательным к своим вещам. Естественно, что во время перемены не удается сидеть рядом со своими вещами, приходится отлучаться по каким-либо вопросам. Поэтому, чтобы избежать неприятных моментов с пропажей некоторых элементов из личных вещей, не стоит брать с собой в школу ценные вещи. Если случилось так, что школьник пришел в школу раньше времени и никого еще нет, то ему следует держаться вблизи от учительской или классного кабинета.

В любом случае, в скором времени кто-либо из одноклассников или учителей подойдет, и существует вероятность не оставаться одному долгое время. Никогда не стоит переходить дорогу, не соблюдая элементарные правила поведения на пешеходной дороге. Улицу нужно переходить только на зеленый цвет, не стоит не торопиться, не отвлекаться.

Что касается элементарных правил поведения, то их также нужно соблюдать. При входе в класс, стоит обязательно поздороваться как с учителем, так и с одноклассниками. Некрасиво пренебрегать этим правилом, тем самым выказывается отношение и уважение к окружающим. Если прозвенел звонок, не стоит сразу вскакивать с места, роняя все и всех на ходу. Следует дождаться того момента, когда учитель докончит свое предложение, дойдет до логической кульминации и даст разрешение выйти на перемену.

Войдя в класс или выходя из него, некрасиво хлопать дверью. Лучше попридержать ее и тихо прикрыть, чтобы не мешать окружающим и не пугать их. Если во время урока возник какой-то вопрос, не стоит кричать с места и перекрикивать остальных. Для этого достаточно поднять руку и задать вопрос учителю. Кроме того, нужно бережно относиться как к своим учебникам, таки к предметам обихода в классе.

Многие школьники имеют привычку рисовать в книжках, на парте, на линейке. Это очень некрасиво и говорит о воспитании человека. Не следует во время уроков отвлекать других, тянуть за волосы девочек, смеяться над теми, кто не смог ответит на вопрос, громко кого-либо звать. Что же касается правила поведения дома, то и здесь существует ряд советов.

В случае, если школьник остался дома один, то ему следует придерживаться следующих обязательных советов. Никогда не открывать дверь незнакомым людям, даже если они уверяют, что приходятся родителям близкими друзьями и знакомыми. Стоит спросит имена вламывающихся и рассказать об этом членам семьи. Ни в коем случае не пытаться самостоятельно починить электрические приборы.

На первый взгляд может показаться элементарным и несложным сделать что-либо, однако незнание правил физики может привести к плачевным обстоятельствам. Если вдруг на телефон приходят звонки от незнакомых людей, не стоит отвечать на них либо не говорить том, что в доме никого нету.

В случае, если звонки не прекращаются, стоит предупредить об этом членов семьи или же набрать номер спасательной бригады. Таким образом, все вышеперечисленные советы школьникам и рекомендации позволят им избежать неприятных моментов как в процессе обучения в школе, так и вне ее. Эти советы и правила должны преподноситься со стороны родителей дома и учителей в школе. Крайняя осторожность на улице и дома, внимание на уроке, успеваемость и манера поведения позволят сделать из обычного школьника порядочного и успешного человека.

Итак, в статье были рассмотрены и освещены основные советы и моменты, которые следует учитывать и иметь в виду каждому школьнику, независимо от того, в каком классе он учится. Это касается всех, как мальчиков, так и девочек.

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 19 317 раз(a).