Как происходит создание юридического лица? Создание юридического лица, порядок регистрации

Как проходит процесс создания юридического лица? Все должно быть произведено постепенно. Если кто-то пытается "перепрыгнуть" через какие-то этапы, то в дальнейшем возникнут определенные сложности. К чему они могут привести? К очень серьезным проблемам.

Какие существуют способы создания юридических лиц? Оно может быть создано с нуля или в процессе реорганизации. Если вы не в курсе, то поясним, что под реорганизацией понимается процесс, при котором определенное юридическое лицо (или лица) перестают существовать, а вместо них появляется новая организация (или права и обязанности передаются уже существующей фирме). Создание юридического лица имеет место быть при таких формах реорганизации, как выделение и разделение.

Поговорим непосредственно о том, как создаются компании с нуля.

Начинается с того, что принимается определенное решение. Принять его должны все учредители (или учредитель, если он один). Решение о создании юридического лица - важный документ, который будет подаваться в регистрирующий орган в дальнейшем.

Учредители перед совершением каких-то активных действий должны определиться с тем, в какой организационно-правовой форме будет существовать их фирма, а также выяснить то, какие основные цели она будет преследовать. Затягивать с этим нельзя, ибо эти данные должны будут отразиться в учредительных документах.

Что такое По традиции к ним относят Устав и Учредительный договор. Может быть еще договор об учреждении, однако, его используют реже. Важнее всего Устав. Будущая организация может заниматься только той предпринимательской деятельностью, коды которой отражены в ее Уставе. Данные коды - это ОКВЭД. Выбирают их из единого классификатора. Важно точно определить то, чем организация будет заниматься не только в первые месяцы работы, но и в будущем. Решите что-то изменить в дальнейшем - возникнут проблемы, так как достаточно сложно.

Создание юридического лица - это процесс, связанный с формированием уставного капитала. Каков его размер? Он напрямую зависит от того, какая у юридического лица организационно-правовая форма. К моменту начала регистрации его необходимо уплатить хотя бы на пятьдесят процентов.

Создание юридического лица - это процесс, который невозможно пройти до конца, если заранее не побеспокоиться о юридическом адресе (помещение, в котором теоретически должна будет в дальнейшем находиться фирма). Регистрация, кстати, осуществляется именно по юридическому адресу.

Полный пакет документов подается в налоговую. В какие-то бюджетные и сотрудники данной инспекции поставят фирму на учет самостоятельно, а в какие-то придется обращаться лично вам.

Не затянется, если все документы оформлены правильно. Что делать после регистрации? Создавать печать, обзаводиться кредиторами, думать о получении дополнительных лицензий и так далее.

Решение проблемы создания предпринимательской организации созвучно решению любой проблемы, поэтому в обобщенном виде представляет собой следующий процесс: осмысление потребности, определение цели, постановка задач, выработка вариантов решения задач, принятие решения (т.е. выбор оптимального сочетания вариантов решения), обеспечение исполнения задач и оценки результатов. Рассмотрим коротко каждый из этапов данного процесса.

Общее осмысление идеи предложения рынку товаров (услуг, работ). Осмысление должно основываться на оценке имеющихся ресурсов. Даже если полностью отсутствуют материальные, технологические, финансовые и кадровые ресурсы, то это не означает краха Вашего предприятия (в смысле «начинания»). Наличие у Вас организаторских ресурсов, предпринимательского таланта может возместить отсутствие иных резервов.

Разработка вариантов бизнес-плана будущего производства товаров (услуг, работ). Бизнес-план в условиях рынка, как известно, начинается не с того, что вы можете дать, а с того, что хочет взять потребитель, с рыночного спроса.

Проектирование организационно-правовой формы предпринимательской структуры. Исходя из бизнес-плана, т.е. из проекта содержания будущей предпринимательской деятельности, Вы можете проектировать организационно-правовую форму предпринимательской структуры. Процесс проектирования организационно-правовой формы предпринимательской структуры заключается в следующем.

Оценка ресурсов и вариантов. Следует оценить наличие и необходимость квалифицированных кадров, а также требуемую степень их привлечения (партнерство, сотрудничество). Нужно выяснить и сопоставить финансовые затраты на создание организации-предприятия и на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, а также определить источники финансирования. Нелишне определить, согласны ли будущие контрагенты работать с индивидуальным предпринимателем или предпочтут организацию. Уточнить, какие структуры производства и управления им предусмотрены бизнес-планом. Осмыслить свое чувство лидерства, определить свое место в управлении организацией. Проанализировать необходимость создания собственной организации или оформления относительно автономного филиала, отделения уже функционирующего юридического лица. Выявить возможность использования для Вашей предпринимательской деятельности одной из форм некоммерческих организаций.

Принятие решения. Определить, коммерческая или некоммерческая организация создается. Выбрать для нее организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.

Обеспечение создания организации.

Подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов:

  • - наименование и организационно-правовая форма;
  • - место расположения органа управления («юрадрес»);
  • - величина уставного капитала;
  • - распределение уставного капитала между учредителями;
  • - порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда);
  • - схема управления организацией, компетенция органов управления;
  • - данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического лица).

Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ.

Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.

Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе трудовых.

Основные этапы создания организации:

  • - проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;
  • - заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;
  • - утверждение устава (на основе разработанного проекта);
  • - оформление протокола общего собрания учредителей;
  • - оплата госпошлины за регистрацию организации;
  • - оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);
  • - передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение министерства юстиции);
  • - получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;
  • - нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;
  • - постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;
  • - заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;
  • - открытие в банке расчетного счета.

Учредительные документы юридического лица

Из перечисленных этапов создания предпринимательской организации наиболее трудоемкими и ответственными являются этапы составления учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован ст. 51-54 ГК РФ.

Статья 52 ГК РФ гласит:

1. Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Ряд положений этой статьи требует пояснений.

Статья в качестве учредительных документов называет либо устав, либо учредительный договор и устав, либо только договор. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Это означает недопустимость требования иных документов (например, решения учредителя), что, к сожалению, нередко практикуется. Регистрирующие органы не вправе своей волей устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, и, ориентируясь на него, задерживать регистрацию.

Заслуживает внимания указание статьи относительно возможности действия юридического лица - некоммерческой организации на основании общего положения об организациях данного вида. Следовательно, для ее регистрации индивидуальных учредительных документов не требуется.

Серьезного изучения (особенно в практической деятельности) требует п. 2 статьи. Здесь сказано, какие сведения должны содержаться в учредительных документах. Игнорирование их может привести как к бесспорному отказу в регистрации юридического лица, так и к осложнениям в процессе его деятельности. Одновременно с п. 1 ст. 52 ГК РФ следует руководствоваться законами о юридических лицах соответствующего вида.

Учредительный договор должен заключаться обдуманно, поскольку применительно к различным видам юридических лиц законодатель определяет условия учредительного договора в ряде случаев диспозитивно. В меньшей мере это касается и уставов. Поэтому нежелательно механическое копирование чужих документов, которое весьма распространено.

Хотя, согласно п. 3 указанной статьи, изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации (или с момента уведомления регистрирующего органа), они распространяются на отношения с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений даже при отсутствии их регистрации. В этих случаях юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации.

Положение п. 3 (о том, что изменения учредительных документов приобретают силу с указанного выше момента для третьих лиц) позволяет сделать вывод об обязательности изменений для самого юридического лица и его учредителей (участников) и до их регистрации.

Статья 53 ГК РФ регламентирует состав и порядок деятельности органов юридического лица, которые обязательно отражаются в учредительных документах:

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

  • 2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
  • 3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Таким образом, в Гражданском кодексе РФ нет специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 законодатель определяет порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав - это может быть осуществлено через его органы, а в предусмотренных законом случаях - через участников (такой порядок приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).

В пункте 3 статьи содержатся требования относительно поведения лица, действующего от имени юридического лица: его действия должны быть добросовестны и разумны. Такой критерий страдает известной степенью неопределенности, но зато ориентирует на проявление максимальной меры внимания и заботы к интересам представляемого во избежание ответственности в виде возмещения убытков, причиненных юридическому лицу.

Статья 54 ГК РФ регламентирует вопросы, касающиеся наименования и местонахождения юридического лица:

  • 1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
  • 2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
  • 3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
  • 4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

В пункте 1 статьи подчеркнуто, что юридическое лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а унитарные предприятия, в предусмотренных законом случаях другие коммерческие организации и некоммерческие организации - указание на характер деятельности. Последнее ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия.

Как сказано в п. 4 статьи, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. По смыслу этого пункта такое наименование в обязательном порядке обособленно не регистрируется, но оно может быть зарегистрировано, и тогда юридическое лицо становится носителем исключительного права на его использование, т.е. третьи лица могут пользоваться им только с согласия правообладателя - в противном случае они обязаны по требованию обладателя права на фирменное наименование прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Характерно, что фирменное наименование (по Гражданскому кодексу РФ) относится к средствам индивидуализации юридического лица и его продукции, входящим в состав интеллектуальной собственности организации (ст. 139 ГК РФ).

В случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими законами, признается исключительным право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется ст. 51 ГК РФ:

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или в налоговой инспекции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Эта статья определяет порядок регистрации юридического лица - в органах юстиции, с включением данных о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким образом, отказ в регистрации допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ по иным основаниям либо уклонение от регистрации - противоправны и могут быть обжалованы в суде. Таким образом, должны быть устранены злоупотребления со стороны должностных лиц, производящих регистрацию, поскольку здесь не исключается также возможность требований о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями соответствующего органа.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Порядок регистрации коммерческих юридических лиц (ООО, ОАО, ЗАО, полные товарищества, коммандитные товарищества, др.) регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Процесс создания юр. лица, можно представить в виде пошаговых действий - алгоритма: Подготовительная стадия – непосредственная регистрация в ИФНС – изготовление печати – постановка на учет во внебюджетных фондах – открытие расчетного счета в банке Документальное оформление решения о создании: – выбрать фирменное наименование организации (полное и сокращенное) – подобрать помещение под офис (определить место нахождения юридического лица) – определить размер уставного капитала и способ его оплаты – определить структуру органов управления организации – указать виды деятельности создаваемой компании – выбрать и (или) назначить кандидатов в органы управления

Определение: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - организационно-правовая форма коммерческой организации. ООО может быть учреждено одним или несколькими лицами. Уставный капитал общества разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, включая их неоплаченную часть. В ряде стран фирменное наименование должно включать полное или сокращенное указание на общество с ограниченной ответственностью: SA и SARL во Франции, AG и Gmbh в Германии, Ltd. в США и Англии.

Алгоритм регистрации: Подготовить учредительные документы: проект устава, проект учредительного договора и протокол учредительного собрания или решение учредителя ООО. Открыть временный счёт в банке (для внесения уставного капитала) + оплатить государственную пошлину (2000 р.) Написать заявление о государственной регистрации установленной формы (подпись необходимо заверить у нотариуса). Сдать документы в районную налоговую инспекцию: 2 комплекта учредительных документов, квитанция об оплате госпошлины, заявление установленной формы о создании юридического лица, распорядительный документ о создании (протокол или решение учредителя). Если выбрана в качестве объекта налогообложения упрощенная система налогообложения, то одновременно с заявлением о государственной регистрации сдать и заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Открыть расчётно-кассовый счёт (сообщить об открытии банковского счета вы обязаны письменно в налоговый орган по месту учета в десятидневный срок. Невыполнение данного обязательства влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей). Теперь, когда вы официально зарегистрированы, можете подавать заявление на получение лицензии (для тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию) и начинать работать.

Недостатки ООО: При регистрации ООО, его последующей деятельности, учредители и вновь вошедшие участники могут столкнуться и с другими недостатками этой опф: количество участников не может превышать 50 человек (ст. 7 ФЗ N 14 -ФЗ) по общему правилу, установлено право преимущественной покупки уступаемой доли (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 14 -ФЗ) осуществление регистрации ООО исключает возможность выпускать акции для регистрации ООО, по общему правилу, необходимо подготовить два учредительных документа (ч. 1 ст. 89 ГК РФ) проведение регистрации ООО запрещено, если оно имеет в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ч. 2 ст. 88 ГК РФ) Положительные стороны регистрации ООО в том, что: регистрация ООО требует минимум времени и денег, а последующая хозяйственная деятельность по сравнению с АО значительно упрощена (не требуется вести реестр акционеров, регистрировать проспект эмиссии в ФСФР) осуществив регистрацию ООО, учредители полностью сохранят контроль над предприятием (компетенция общего собрания участников не ограничена - ст. 33 ФЗ N 14 ФЗ) регистрация ООО позволяет участникам ограничить размер своей имущественной ответственности по долгам ООО вкладом в уставный капитал общества (ч. 1 ст. 87 ГК РФ) после завершения регистрации ООО общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (ст. 31 ФЗ N 14 -ФЗ)

Положительные стороны регистрации ООО: регистрация ООО требует минимум времени и денег, а последующая хозяйственная деятельность по сравнению с АО значительно упрощена (не требуется вести реестр акционеров, регистрировать проспект эмиссии в ФСФР) осуществив регистрацию ООО, учредители полностью сохранят контроль над предприятием (компетенция общего собрания участников не ограничена - ст. 33 ФЗ N 14 ФЗ) регистрация ООО позволяет участникам ограничить размер своей имущественной ответственности по долгам ООО вкладом в уставный капитал общества (ч. 1 ст. 87 ГК РФ) после завершения регистрации ООО общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (ст. 31 ФЗ N 14 -ФЗ)

Определение: Законодательство определяет, что ОАО - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций; акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

Регистрация ОАО включает в себя: Выбор кодов ОКВЭД по направлениям деятельности ОАО Разработку или подготовку учредительных и иных документов, необходимых для регистрации ОАО в налоговой инспекции Оплату госпошлины Подачу пакета документов для постановки на налоговый учёт и регистрации ОАО; получение свидетельства о гос. регистрации и о постановке на учёт, заверенного регистрирующим органом экземпляра устава ОАО, выписки из ЕГРЮЛ Получение соответствующих писем и извещений из внебюджетных фондов (пенсионного, фондов обязательного медицинского и социального страхования), из органов статистики (Госкомстата) Изготовление печати Подготовку документов для открытия расчётного счёта в банке Регистрацию выпуска акций в ФСФР

Для регистрации необходима следующая инф-ия: Наименование предприятия Сведения об адресе регистрируемого ОAО, правоустанавливающие документы: свидетельство на право собственности, а также договор аренды для арендатора и т. п. Определённый размер уставного капитала, способ его оплаты: деньгами или имуществом; размер долей уставного капитала (при необходимости) Наименование банка для открытия расчётного счёта Паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства исполнительного органа (директора) Документы от учредителя - физического лица: паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства Документы от учредителя - юридического лица: свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе и о государственной регистрации, учредительные документы, документы о назначении руководителей организации, письмо госкомстата о присвоении кодов, реквизиты организации

Определение: ЗАО является разновидностью акционерных обществ, поэтому статус и порядок регистрации ЗАО определяет та же правовая база, что и ОАО. Законодательство определяет ЗАО как общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников для регистрации ЗАО не должно превышать 50 (ст. 97 ГК, ст. 7 ФЗ N 208 -ФЗ).

Регистрация ЗАО включает в себя: Выбор кодов ОКВЭД по направлениям деятельности ЗАО Разработку или подготовку учредительных и иных документов, необходимых для регистрации ЗАО в налоговой инспекции Оплату госпошлины Подачу пакета документов для постановки на налоговый учёт и регистрации ЗАО; получение свидетельства о гос. регистрации и о постановке на учёт, заверенного регистрирующим органом экземпляра устава ЗАО, выписки из ЕГРЮЛ Получение соответствующих писем и извещений из внебюджетных фондов (пенсионного, фондов обязательного медицинского и социального страхования), из органов статистики (Госкомстата) Изготовление печати Подготовку документов для открытия расчётного счёта в банке Регистрацию выпуска акций в ФСФР

Для регистрации необходима следующая инф-ия: Наименование предприятия Сведения об адресе регистрируемого ЗАО, правоустанавливающие документы: свидетельство на право собственности, а также договор аренды для арендатора и т. п. Определённый размер уставного капитала, способ его оплаты: деньгами или имуществом; размер долей уставного капитала (при необходимости) Наименование банка для открытия расчётного счёта Паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства исполнительного органа (директора) Документы от учредителя - физического лица: паспорт и свидетельство ИНН (при наличии), индекс места жительства Документы от учредителя - юридического лица: свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе и о государственной регистрации, учредительные документы, документы о назначении руководителей организации, письмо Госкомстата о присвоении кодов, реквизиты организации

Регистрация ЗАО позволяет… …использовать некоторые преимущества акционерной формы для тех же целей, что и ООО - для объединения мелких и средних капиталов. Например: Регистрация ЗАО гарантирует от уменьшения имущества общества в результате выхода из него акционеров: в этом случае им выплачивается лишь номинальная стоимость акций, а не стоимость части имущества общества, соответствующего их доли в уставном капитале Кроме права преимущественной покупки, регистрация ЗАО не позволяет устанавливать какие-либо другие ограничения на переход акций. С другой стороны, сама по себе эта организационно-правовая форма позволяет достаточно эффективно ограничить появление в ЗАО посторонних участников Регистрация ЗАО может осуществляться в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий; Регистрация ЗАО позволяет участникам ограничить размер своей имущественной ответственности по долгам ЗАО вкладом в уставный капитал общества Регистрация ЗАО не допускает в дальнейшем исключение участника из общества по каким - либо причинам (в отличие от ООО) Общество вправе проводить закрытую подписку на акции, выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги

Недостатки ЗАО: При регистрации ЗАО, его последующей деятельности, учредители и вновь вошедшие участники могут столкнуться и с недостатками этой организационно-правовой формы: Право преимущественной покупки акций и ограничение максимального количества участников (50 человек) полностью лишают регистрацию ЗАО тех преимуществ, которые имеет ОАО (быстрый переход крупного капитала и возможность его объединения) После регистрации ЗАО в налоговых органах предусмотрена достаточно длительная процедура регистрации акций в федеральной службе по финансовым рынкам (1 месяц) Наличие акций в ЗАО усложняет внутрикорпоративные отношения: необходимо вести реестр акционеров, любые изменения уставного капитала регистрировать, кроме налоговых органов, также в ФСФР под угрозой признания операций с уставным капиталом ничтожными Регистрация ЗАО потребует подготовки ряда документов, любые юридические оплошности в которых могут сильно осложнить или сделать невозможной дальнейшую хозяйственную деятельность организации: устава, договора о создании, протокола общего собрания учредителей и пр. Современное российское законодательство предусматривает неадекватную организацию управления ЗАО: в состав контролирующего органа могут входить представители исполнительного органа, а компетенция общего собрания определена исчерпывающим образом, т. е. оно не имеет права принимать к рассмотрению вопросы, прямо не отнесённые к его исключительной компетенции. Эти обстоятельства позволяют исполнительному органу в значительной степени бесконтрольно распоряжаться чужими средствами (средствами акционеров)

Определение: Товарищества собственников жилья - это объединение жителей дома - собственников жилых и нежилых помещений, для городских квартир членом товарищества должен выступать город (Департамент муниципального жилья и жилищной политики в отношении жилых помещений). Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит также и общее имущество дома (лестничные клетки, чердаки, подвалы, крыши, вестибюли, холлы и др.), которое они обязаны содержать. Товарищества создаются на добровольной основе, на общих собраниях жителей дома (нескольких домов). Товарищества собственников жилья это некоммерческие организации. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, а всю полученную прибыль тратить на содержание и обслуживание дома и придомовой территории.

Алгоритм регистрации 1. Создание инициативной группы состоящей из собственников жилья в доме или будущих собственников. Именно инициативная группа и начинает деятельность направленную на создание товарищества собственников жилья. 2. Созданная инициативная группа, занимающаяся сбором информации для подготовки устава ТСЖ, системы распределения голосов участия всех собственников жилья, разрабатывает повестку первого собрания собственников. После чего, извещает всех домовладельцев о времени проведения общего собрания. 3. Следующим этапом создания товарищества собственников жилья является проведение общего собрания, которое может проходить как один, так и несколько дней, в зависимости от количества вопросов стоящих на повестке. Основными вопросами которые решаются на общем собрании домовладельцев являются: выбор способа управления жилым домом, выборы правления, управляющего и ревизора (ревизионной комиссии) ТСЖ, утверждение устава ТСЖ и другие вопросы, решение которых может быть необходимо для дальнейшей деятельности. 4. После проведения общего собрания, утверждения устава ТСЖ начинается работа по регистрации товарищества собственников жилья, с целью получения свидетельства о регистрации ТСЖ. 5. Заключительным этапом создания ТСЖ является получение свидетельства о регистрации ТСЖ, открытие банковского счета, извещение о регистрации товарищества собственников жилья домовладельцев и принятие дома в управление созданным ТСЖ.

Создание юридического лица – это корпотливый процесс, который регулируется гражданским законодательством, а так же специальными нормативными актами, которые призваны обеспечивать законный порядок деятельности различного вида юр. лиц.

Прежде чем создать такой субъект правоотношений, необходимо соблюсти конкретные правила и условия, определяющие способы и порядок создания юридических лиц.

Для правильного создания ЮЛ нужно изучить нормативную базу, а так же подготовить перечень нужной документации.

Нормативная база

Перед созданием ЮЛ обязательно изучите правовую базу, регламентирующую этот процесс.

Создание организации регламентируется различными правовыми документами, среди которых:

  1. Гражданское законодательство;
  2. Федеральный закон о гос.регистрации ЮЛ и ИП;
  3. Иные документы.

К последней группе относятся такие нормативные акты, которые регулируют не создание организации в целом, а образование конкретного вида субъекта. Так, например, к таким законам относятся: закон об акционерных фирмах; о некоммерческих предприятиях; о производственных кооперативах и другие.

Создание и порядок деятельности государственных учреждений может регулироваться так же ведомственными приказами и распоряжениями высших должностных лиц.

Необходимая документация

Главный документ при создании ЮЛ -учредительных договор

Создание каждого конкретного юридического лица начинается с принятия решения его учредителями. Такое решение должно быть оформлено документально. Именуется оно учредительным договором.

Еще одним обязательным актом является устав ЮЛ, без которого невозможно осуществление его деятельности.

После чего необходимо осуществить регистрацию, которая и проводится на основании вышеописанных документов. Она подтверждается свидетельством о государственной регистрации, которое так же является важнейшим актом в деятельности .

Порядок действий при создании и узаконивании юридических лиц

Для того, что бы ЮЛ было создано, нужно принять соответствующее решение. Для этого проводится собрание учредителей, т.е. лиц, которые хотят вложить свой в совместную деятельность предприятия или некоммерческой организации.

Законом не установлено необходимое число учредителей. Это может быть и одно лицо. В любом случае, распоряжение на образование фирмы нужно документально оформить. Вариантами такого оформления могут служить договоры, протоколы и другие акты, которые свидетельствовали бы об этом действии. После того, как решение оформлено, необходимо принять устав.

Уставом именуется акт, в котором предусмотрен порядок деятельности ЮЛ, размер начальных вложений, порядок принятия новых членов в число правящего состава, а так же порядок их выхода.

После того, как все вышеперечисленные действия были выполнены, необходимо произвести регистрацию. Только после этого ЮЛ будет считаться созданным. Для регистрации необходимо собрать и подать комплекс документов:

  • заявление, в котором содержится прошение о проведении регистрации;
  • документ, подтверждающий решение о создании;
  • устав;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Пошлина определяется налоговым законодательством РФ. Так, на сегодняшний день, для регистрации юридического лица необходимо уплатить сумму, равную четырем тысячам рублей.

Регистрирующий орган рассматривает полученное заявление, а так же полученную документацию в течение тридцати дней, после чего принимает соответствующее решение. Отказ в проведении регистрации подлежит обжалованию, как в вышестоящую инстанцию, так и в суд.

Способы создания юридического лица

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов создания юридических лиц, каждый из которых обладает своими отличительными особенностями, а так же порядком действий. На сегодняшний день предусмотрены такие способы как: разрешенный, явочно-нормативный, распорядительный.

Разрешительный

Разрешительным способом создания ЮЛ пользуются, к примеру, представители банковской и медицинской сфер

Этот порядок создания юридического лица предусматривает помимо согласия на создание учредителей, получение разрешения и от уполномоченных органов. Как правило, такое разрешение дается органами государственной власти.

Для примера, можно привести создание ЮЛ в сфере банковского сектора. Для того, что бы банк мог осуществлять свою деятельность, ему необходимо получить лицензию, которою уполномочен выдавать Центральный банк РФ. Без такой лицензии осуществление деятельности данным ЮЛ невозможно. При отзыве такого разрешения, юридическое лицо прекращает свою деятельность.

В качестве еще одного примера можно привести частные клиники, оказывающие медицинские услуги. Для осуществления такой деятельности необходимо получение разрешения от министерства здравоохранения или его территориальных подразделений.

Распорядительный

Такой способ создания юридического лица предполагает, что оно образовывается исключительно на основании решения представителей властей. То есть, такое решение заменяет учредительный договор или собрания.

Как правило, данный способ применяется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Явочно-нормативный

Явочно-нормативный — самый простой способ создания ЮЛ

Этот способ именуется еще и общим. Он заключается в том, что для создания ЮЛ необходимо лишь пройти регистрацию.

Это связано с тем, что законом уже предусмотрено разрешение создавать юридические лица, поэтому учредителям на основании такого разрешения нужно лишь явиться для . Однако такое право дано не всем. Например, решением суда может быть предусмотрен запрет на деятельность гражданина в определенной сфере. Тогда в регистрации ему будет отказано.

Таким образом, законодатель предусмотрел несколько способов, используемых при создании юридического лица. Выбор того или иного способа зависит от специфики деятельности организации. Для создания ЮЛ нужно соблюсти конкретную процедуру, которая указана в гражданском законодательстве, а так же в ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП.

Смотрите видео о последних изменениях в процессе создания юридических лиц:

Согласно действующему законодательству юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. То есть, хотя юридические лица и учреждаются по волеизъявлению учредителей, государство в интересах всех участников гражданского оборота, в лице специально уполномоченных органов осуществляет надзор за соблюдением законодательства при создании новых субъектов права. Это означает, что между решением учредителей и созданием юридического лица проходит определенный срок, в течение которого не только учредители, но и государственные органы осуществляют определенные фактические и юридические действия. Исходя из этого, создание юридического лица - это многостадийный процесс, который закрепляется действующим законодательством и составляет систему фактических и юридических действий учредителей (участников) и государственных органов.

Учредителями юридических лиц могут быть физические лица при достижении ими дееспособности, юридические лица, а также государство, АРК и территориальные общины. Причем публично-правовые образования, в отличие от физических и юридических лиц частного права, могут не только создавать юридические лица публичного права, но и юридические лица частного права (части 2, 3 ст. 167, статьи 168, 169 ГК).

единственный способ создания для всех видов и организационно-правовых форм юридических лиц невозможно. Различаются способы, что применяются при создании публичных и частных юридических лиц, при создании юридических лиц, которые возникают в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения уже существующих юридических лиц. Вместе с тем общими признаками, присущими сегодня всем способам создания юридических лиц, является то, что они возникают по воле учредителей и подлежат государственной регистрации.

Традиционно принято выделять следующие основные способы создания юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный (явочно-нормативный регистрационный), разрешительный и договорный. Впрочем в условиях рыночной экономики применяются только и распорядительный нормативно-явочный способы. Если первый характерен для создания юридических лиц публичного права1, то второй применяется для создания юридических лиц частного права.

Нормативно-явочный способ возникновения юридического лица означает, что последняя создается на тех условиях и по тем правилам, которые указаны в законе (нормативном акте) в виде общего разрешения государства, а соответствующий орган обязан зарегистрировать организацию как юридическое лицо при наличии не только проявления инициативы со стороны учредителя (учредителей), но и выполнение последними определенных условий и соблюдения ими определенных правил. Государство, применяя такую форму как регистрация, признает организацию субъектом права, подтверждая факт создания юридического лица выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Как уже указывалось, в науке гражданского права выделяют также и другие способы создания юридических лиц, в частности разрешительный. Он предусматривает наличие обязательного предварительного получения разрешения от уполномоченного на то органа на создание юридического лица (например, страховой компании и прочее). Однако даже тогда, когда основатели стремятся создать банковское учреждение или общество, которое будет заниматься страховой деятельностью, и сначала должны получить разрешение от соответствующих органов на это, не может идти речь о разрешительный способ создания, поскольку разрешение не является основанием возникновения у организации статуса юридического лица. Это лишь обязательное предварительное условие, стадия, которую должны пройти учредитель для законного создания определенной организационно-правовой формы лица, то есть придерживаться установленного порядка. В дальнейшем создание юридических лиц может осуществляться одним из тех способов, которые предусмотрены на сегодня правовой системой Украины, или распорядительным (так, в случаях, установленных законодательством, страховщиком признается государственная организация), нормативно-явочным. Но в данном случае, хотя речь идет о указанный способ, объем действий учредителей растет, потому что устанавливается несколько иной порядок их совершения.

Обращает на себя внимание точка зрения профессора А. С. Довгерта, который считает, что на сегодня есть только один способ возникновения юридических лиц: обособление имущества, что может происходить как вместе с объединением лиц, так и без такового. Согласиться с этим трудно, потому что скорее всего здесь речь может идти не о способе возникновения юридического лица, а о ее сущности, о теории целевого имущества, которую разделяет автор.

Создание юридического лица происходит в определенном порядке. Порядок - это правила, по которым осуществляются юридические или фактические действия соответствующих лиц. Так, фактическими действиями учредителей при создании юридического лица является разработка учредительных документов, резервирование ее наименование, заполнение регистрационной карты, внесение регистрационного сбора и тому подобное. А государственный регистратор осуществляет проверку комплектности документов, которые ему подаются, проверяет полноту сведений, указанных в регистрационной карточке, проверяет документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации. Указанные лица осуществляют также и юридические действия.

Государственная регистрация-последняя стадия, завершающая процесс создания юридического лица, которая до этого существовала фактически, а с момента государственной регистрации возникает юридически. То есть это засвидетельствование факта создания юридического лица, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. На сегодня этот процесс регулируется Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (далее - Закон)2. Государственная регистрация проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица.

То, что в соответствии с Законом государственной регистрации подлежат все юридические лица независимо от порядка создания, организационно-правовой формы, подчинения, то есть и публичные юридические лица, момент возникновения которых по действующим ранее законодательством определялся вынесением решения об их создании, ни в коем случае не свидетельствует о том, что не может существовать никаких особенностей при регистрации определенного вида или организационно-правовой формы юридического лица. Согласно ч. 2 ст. Из указанного Закона могут устанавливаться особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональных союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов, бирж, а также других учреждений и организаций).

Таким образом, государственная регистрация - одна из стадий возникновения любого вида юридических лиц независимо от того, каким образом последние будут создаваться. Учредители должны юридически оформить возникновение нового субъекта права, для чего и предполагается его регистрация. Причем сам факт подачи учредителем (учредителями) соответствующих документов в органы регистрации нужно расценивать только как намерение последнего (последних) реализовать субъективное право, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью в определенной организационно-правовой форме юридического лица, на создание благотворительной организации и т. п, то есть желание получить признания государством нового субъекта права, который будет отличаться от самого основателя и сможет стать участником гражданского оборота. Отсюда, согласно действующему законодательству, государственную регистрацию следует рассматривать как "универсальную" завершающую стадию порядка создания юридического лица независимо от установленного законом способа ее возникновения. Государственная регистрация предназначена гарантировать соответствие тех требований, которые относятся к юридическим лицам определенного вида, их реальным возможностям. То есть речь идет не о разрешительном, а о нормативно-явочный способ.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону есть основанием для отказа в государственной регистрации этого юридического лица. Отказ по другим мотивам не допускается. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также участника юридического лица по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить (п. 2 ч. 1 ст. 110 ГК).

Юридическим основанием деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы, которые должны излагаться в письменном виде и подписываются всеми участниками (основателями), если законом не установлен другой порядок их утверждения. Они являются комплектом документов установленной законом формы, согласно которым достигается внешнее отделение юридического лица от других субъектов права посредством определения наименования, места нахождения, органов управления, цели деятельности.

Статья 88 ГК императивно устанавливает те требования, которым должны отвечать учредительные документы, исходя из того, что они имеют разную правовую природу. Устав в отличие от учредительного договора, не заключается между учредителями, а утверждается ими. Но устав так же, как и учредительный договор, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между учредителями и юридическим лицом, хотя и приобретает юридическую силу только с момента регистрации последней.

Устав - это особый локальный нормативный акт, положения которого обязательны не только для юридического лица, но и для ее контрагентов. Содержание устава должно соответствовать требованиям закона, а именно содержать следующие данные: наименование юридического лица, его местонахождение, адрес, органы управления, их компетенцию, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него, хотя дополнительные требования к уставу могут устанавливаться и ГК и специальным законодательством. Так, согласно ст. 154 ГК устав акционерного общества должен содержать сведения: о размере уставного капитала; условиях о категориях акций, выпускаемых акционерным обществом, и их нарицательную стоимость и количество; права акционеров и тому подобное.

Учредительный договор-это гражданско-правовой договор, по правилу, многосторонний, правовой целью которого является создание нового участника гражданского оборота - юридического лица и регулирующего отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Учредительный договор является обязательным не только для учредителей (участников), но и для самого юридического лица, на основании которого она действует. В данном договоре определяются обязательства участников создать общество, порядок их совместной деятельности относительно этого, условия передачи обществу имущества участников и тому подобное. Впрочем и ГК и специальное законодательство может установить и дополнительные требования. Так, согласно ст. 120 ГК учредительный договор полного товарищества должен также содержать сведения о: размер и состав составленного капитала общества; размер и порядок изменения долей каждого из участников в составленном капитале; размер, состав и сроки внесения ими вкладов. При этом следует различать учредительный договор, договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью (ст. 142 ГК) и договор о создании акционерного общества (ч. 2 ст. 153 ГК). Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью и договор о создании акционерного общества заключается только в том случае, когда указанные предпринимательские общества создаются несколькими лицами. Они не относятся к учредительным документам, атома представления при осуществлении государственной регистрации не обязательна. Указанные договоры тоже гражданско-правовые, но в отличие от учредительного договора имеют совсем другую цель - определение взаимоотношений, которые возникают и продолжаются между учредителями до момента государственной регистрации нового участника гражданских правоотношений - общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. По своей правовой природе они являются договорами о совместной деятельности, но цель их совсем другая - организовать учредителей на создание юридического лица.

Учредительный акт (индивидуальный или общий) - это односторонний или многосторонний правочин (в зависимости от количества лиц, его укладывают), направленный на создание учреждения. В указанном учредительном документе указываются: наименование учреждения, учредитель (-ки), цель, имущество, которое необходимо для достижения этой цели, структура управления, порядок и основания прекращения деятельности учреждения, судьба имущества, которое останется после этого.

ГК позволяет создание учреждения на основании учредительного акта, который содержится в завещании. При этом предполагается, что когда в таком учредительном акте отсутствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавливает орган, который осуществляет государственную регистрацию (ч. Ст. 88 ГК). Такой подход не является бесспорным, поскольку если учредительный акт не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к его содержанию законом, то учреждение вообще не должна быть зарегистрирована как юридическое лицо. Поэтому нельзя вести речь о возможности исправления определенных недоработок в учредительном акте ни со стороны органа государственной регистрации, ни даже со стороны суда.