Осознание собственных эмоций. Принять и осознать: эмоции и свобода

Эмоциональный процесс у человека не только приводит к появлению определенных форм внешнего поведения, но бывает представлен также в особой инстанции контроля, в механизмах метарегуляции - в сознании.

Положение о том, что эмоции репрезентируются в сознании, с точки зрения традиционной интерпретации сознания представляется нелепым. Считалось, что эмоции являются одной из форм сознания; эмоции рассматривались в конечном счете как разновидность психических явлений, как определенные акты сознания.

Кажущаяся противоречивость приведенного положение легко, однако, устраняется, если учесть, что термин «психический» и «сознательный» не употребляются здесь в качестве синонимов. Психическим является любо процесс, регулирующий поведение, тогда как сознание - это высшая инстанция регуляции, существующая только у человека.

У человека образовалась и получила развитие особая контролирующая система, которая и «следит» за протеканием процессов регуляции. Так, человек не только воспринимает, эмоционально реагирует, вспоминает, мыслит, действует, но еще особо регистрирует все эти процессы, то есть знает о том, что он вспоминает, эмоционально реагирует, мыслит, действует. Это достигается благодаря действию особых, социально выработанных механизмов - благодаря сознанию.

Как известно, сознание представляет собой высокоинтегрированную систему, основанную на знаковой репрезентации мира (см. Tomaszewski, 1966).

Осознание эмоций . Таким образом, эмоциональные процессы, как и другие процессы регуляции, могут регистрироваться в сознании. Слово «могут» указывает на то, что в сознании регистрируется отнюдь не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Типичной, скорее, является определенная степень регистрации, то есть она может быть частичной, неопределенной, неправильной. Бывает и так, что эмоция вообще не регистрируется в сознании и о ее существовании можно узнать лишь по определенным особенностям поведения. У взрослого человека, сознание которого достигает высшей степени развития, эмоциональный процесс отражается, как правило, в знаковых формах. Человек не только гневается, печалится, радуется, любит, восхищается, ревнует, но одновременно отдает себе в этом отчет. Следовательно, эмоции проникают в сознание и способны оставить в нем след.

Однако способность осознания эмоций не дана человеку изначально. Это способность, которая вырабатывается в процессе развития. Формирование сознательной репрезентации эмоций является частным случаем возникновения способности к регистрации и регуляции различных внутренних процессов. Регистрация и регуляция внутренних процессов происходят на разных уровнях и могут осуществляться как в неосознаваемой, так и в осознаваемой формах. Примером неосознаваемой регистрации и регуляции внутренних процессов может служить поддержание биохимического равенства в организме. Так, хеморецепторы, расположенные в шейной артерии, сигнализируют об изменениях в содержании кислорода и углекислого газа в крови, а механизмы центральной нервной системы это регистрируют и изменяют скорость дыхания. В данном случае регистрация происходит на низших уровнях нервной системы, там же формируются и регулирующие сигналы. Неосознаваемые регистрация и регуляция могут совершаться также и на уровне коры; например, сигнал из внутренних органов (орошение - через фистулу - холодной водой кишечника собаки) может стать условным раздражителем, вызывающим оборонительно сгибание конечности (Быков, 1947).

Как показывают эксперименты по выработке условных рефлексов во время сна, корковая регистрация может происходить даже при значительном ограничении активности коры (см. Billewicz-Stankiewicz, 1954). Регистрируется не только информация из внутренних органов, но и функциональные изменения самого мозга. Об этом свидетельствуют известные эксперименты Павлова по образованию условных рефлексов «на время»; они показывают, что можно выработать условные реакции, которые возникают через определенные интервалы времени без каких бы то ни было внешних сигналов. Это означает, что пусковые факторы могут быть в самом мозгу в форме протекающего в определенном ритме биологического процесса, который соответственно регистрируется и создает возможность запуска реакции (Павлов, 1949а).

Другой пример регистрации внутренних состояний содержат исследования Дельгадо, в которых было установлено, что раздражение подкорковых центров эмоций может стать стимулом для инструментальной реакции: сочетание электрического раздражения гипоталамуса с определенным движением приводит к заучиванию данного движения как реакции на раздражение гипоталамуса (Delgado, Rosvold, Looney, 1956). Приведенные данные свидетельствуют о том, что процесс, протекающих в центральной нервной системе, может регистрироваться на уровне коры и тем самым включаться в систему других стимулов и реакций благодаря аналитико-синтетической функции коры. Очевидно, эмоции как специфическая организация нервных процессов на многих уровнях также может регистрироваться в коре мозга, а это значит, что у человека она может регистрироваться на том функциональном уровне, который отвечает сознательной ориентации.

Возникает вопрос: что представляет собой регистрация на уровне сознательной ориентации? Точное определен этого явления, понимаемого скорее интуитивно, вызывает известные трудности. Довольно распространенным является такое представление, что способность к сознательной ориентации - это способность к словесному выражению внутренних и внешних процессов. Однако такое понимание оставляет некоторые неясности. Как справедливо замечает Эриксен, невозможность дать словесное описание некоторого переживания не означает неосознаваемости этого переживания.

Когда, например, мы оказываемся не в состоянии описать лицо хорошо знакомого нам человека, означает ли это, что мы не осознаем это лицо? Ведь мы можем нарисовать это лицо или опознать его среди тысячи других лиц (Эриксен, 1958). Исходя и этого следует различать способность непосредственно чувственной репрезентации явлений (в форме восприятия, воображения) и способность ее передачи в определенные исполнительные системы. Поскольку существуют различные исполнительные системы, один и тот же образ восприятия или воображения может получить графическое, вокальное или иное выражение. Более того, не существует полного соответствия между восприятием или воображением и выражающим их действием; точность выражения не совпадает с точностью восприятия. Поэтому, зная, например, то, что человек описал или нарисовал, мы не имеем возможности с точностью указать, что именно он увидел или услышал.

Человек не только отражает мир в чувственной форме (восприятия, представления) и выражает это при помощи физических действий. Он еще располагает системой знаковой репрезентации и знаковых реакций, которая обеспечивает обобщенную, абстрактную, социально выработанную категоризацию и организацию информации в виде системы взаимосвязанных значений. В основе этой системы лежат, как правило, словесные знаки артикулированного языка (хотя эта функция может выполняться, по-видимому, также и знаками другой природы).

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду репрезентацию явлений по крайней мере на одном из двух уровней. Мы тем самым указываем либо на то, что у человека некоторый факт зафиксирован настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях (1), либо на то, что он способен выразит этот факт в знаковой форме (2). В первом смысле мы говорим, что человек осознает, например, свои действия, когда переходит улицу, обходит препятствия и достигает намеченного места, хотя все эти действия выполняются им автоматически, во втором смысле - когда он знает и может рассказать о том, что он воспринимает и что делает.

Теперь мы можем рассмотреть проблему осознания эмоций. Прежде всего следует различать два явления.

Во-первых, проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно, когда человек знает, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Во-вторых, собственно осознание, которое заключается в знании о своем состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях. Характерной особенностью осознания во втором значении этого слова является включение полученных сигналов в систему информации (о себе, о мире, об эмоциях), упорядоченную и организованную соответственно социально выработанной и усвоенной индивидом системе значений. Этот второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия. Следует, однако, добавить, что это является повседневным, а не научным опытом. Ведь человек познает эмоции не с помощью учебников психологии, а на основе жизненного опыта, произведений литературы и искусства, признаний и рассказов других людей. В дальнейшем обсуждении речь будет идти об осознании эмоций исключительно во втором из выделенных нами значений.

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И ещё реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей — столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключёнными в ней. Причём, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность.

Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живёт каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг — сама доброта, что всё вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди — злыми и настроенными против нас, а всё вокруг, не видится ли нам серым, грязным, чёрным, отвратительным?

Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение… Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся" . Но это ещё не всё, и это очень важно, — есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далёкую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гёте" . Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлечённости в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни , они позволяют нам почувствовать за игрой актёра или действием книжного героя реальную жизнь и пережить её так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстранённых свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из неё, мы реагируем и поступаем . Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится — "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек . В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределённые личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности — это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития.

В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания:

  1. На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает. Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребёнок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции — не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьёзная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо её уже ничего не воспринимаем, она — центр нашего инфантильного сознания, она — наше "я". Будь то зубная боль или нанесённая кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств".
  2. Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным . На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создаёт свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я" . Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом, созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нём мы путаем объективный мир и свои субъективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится всё то, о чём мы говорили об эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, всё ещё инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все ещё находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чём сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть. Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всём правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений… В целом, необходимо самопознание.
  3. Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить своё "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли… Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение — наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актёров, ораторов — делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять — как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души . Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трёх этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где всё взаимосвязано. Развитие сознания — это непрерывный процесс, не имеющий чётких и однозначных границ. В нём участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остаётся открытым лишь вопрос времени и желания.

(5)

Несмотря на то, что те или иные эмоции (пусть не всегда сильно и отчетливо выраженные) мы испытываем постоянно, разобраться в собственном эмоциональном состоянии, правильно распознать свои эмоции далеко не всегда бывает легко.

Недаром и в искусстве, и во многих психологических течениях господствует взгляд на эмоции как на «темную» сторону — нечто властное, но непознаваемое, захватывающее человека, буквально принуждающее его действовать так, а не иначе. Причины кроются в самих особенностях этого психологического феномена.

Во-первых , эмоции редко проявляются в чистом виде — почти всегда человек испытывает некое более или менее сложное сочетание различных эмоций.

Во-вторых , физиологические реакции, сопровождающие каждую из эмоций, имеют много общего: учащение дыхания и сердцебиения, мышечное напряжение могут быть «симптомами» и страха, и гнева, и радостного предвкушения. Поэтому телесные ощущения тоже не только не привносят ясности в опознание той или иной эмоции, но и могут, наоборот, давать ошибочные подсказки.

Не пропустите статью "".

В-третьих , каждого из нас с раннего детства учат управлять эмоциями. К сожалению, представления о том, как именно это нужно делать, обусловлены в основном культурой и традициями, но далеко не всегда соответствуют психологическому благополучию каждого конкретного индивида. Одной из первых подвергается атаке со стороны общества эмоция гнева: в большинстве современных культур (и уж во всяком случае в европейской!) гнев считается неприемлемым, вредным, опасным.

Понятно, что ограничение свободного выражения гнева — мера, необходимая для выживания общества. С другой стороны, уничтожить эту эмоцию насовсем, как вирус бубонной чумы или черной оспы, нельзя: это невозможно технически, а кроме того, найдись даже такое волшебное средство, все равно было бы недопустимо им воспользоваться — ведь гнев необходим человеку для выживания, для того, чтобы в нужный момент защитить себя или другого.

В результате получается очень двойственная ситуация: гнев знаком каждому из нас, но мы с младых ногтей усвоили, что «не должны» его испытывать, а тем более — проявлять.

Чуть менее резко, но тоже довольно активно не одобряется обществом и эмоция страха. Такие положительные вроде бы эмоции, как радость и интерес, тоже подвергаются гонениям: детям то и дело внушают, что они не должны проявлять чрезмерного любопытства, а также слишком бурно выражать свои восторги — особенно если повод, с точки зрения взрослых, того не заслуживает.

В результате многие свои эмоции мы «не узнаем» просто потому, что считаем их неприемлемыми.

И получается замкнутый круг: эмоции считаются «неразумными», с трудом поддающимися контролю, опасными. Поэтому их изо всех сил стремятся обуздать — подавить или полностью подчинить сознательной регуляции, запретив их свободное переживание и выражение. В результате мы все больше теряем контакт с собственной эмоциональной сферой, а из-за того, что плохо разбираемся в своих эмоциях, оказываемся беззащитными под их натиском.

Из сказанного уже, наверное, становится понятным, насколько важно все-таки научиться разбираться в своем эмоциональном мире, различать и осознавать свои эмоции. Независимо от того, как именно вы собираетесь поступать с ними — ставить под контроль разума или свободно выражать, — для начала все-таки надо понимать, что именно вы чувствуете. Психологи неустанно разрабатывают методы, позволяющие научить людей распознаванию и осознанию эмоций.

Один из таких методов — тренинг сензитивности (т. е. развития чувствительности).

Известный психолог Карл Роджерс описывал происходящее в рамках такого тренинга следующим образом.

Ведущий тренинга предлагает собравшимся поговорить о себе, своих чувствах, но сам ограничивается лишь некоторыми замечаниями время от времени, ни в коем случае не принимая на себя руководящую роль — чего, конечно, поначалу ожидают от него участники тренинга. Довольно быстро участники начинают испытывать замешательство и раздражение, поскольку сложившаяся ситуация непонятна им: ведь обычно люди, обращающиеся за психологической помощью, рассчитывают, что психолог будет их «лечить» — подробно расспрашивать, давать рекомендации. На самом же деле в условиях группового тренинга основное исцеляющее и развивающее значение имеют отношения, взаимодействия, возникающие между людьми. После того как ситуация в группе нагревается до некой высокой точки, участники начинают более или менее открыто выражать свои эмоции — пусть поначалу негативные, связанные с раздражением и непониманием происходящего.

Повышение общего эмоционального градуса приводит к тому, что участники группы становятся более откровенными, а это позволяет создать новые, доверительные отношения между ними. Постепенно возникает атмосфера искренности и взаимной заинтересованности, люди перестают прятать свои подлинные чувства.

Сензитивность участников действительно возрастает, они обучаются распознавать эмоции окружающих их людей, замечают и критикуют тех участников, которые пытаются лицемерить или скрыться под какой-то маской. Такой интенсивный обмен эмоциями, постоянная обратная связь между участниками группы приводят к тому, что люди начинают более точно осознавать и понимать и эмоции других людей, и свои собственные.

Важно отметить: погружение в такой кипящий «эмоциональный котел» для кого-то может оказаться не только не полезным, но и по-настоящему опасным!

Мы все нуждаемся в том, чтобы уметь понимать свои эмоции и переживания других людей, но далеко не каждый готов находиться в обстановке полной откровенности и подчас безжалостной критики. Тренинг сензитивности (как и любой другой психологический тренинг, подразумевающий крайне тесное взаимодействие с участниками группы) может принести огромную пользу, но человеку, обладающему обостренной чувствительностью к критике, не имеющему более или менее устойчивой самооценки, этот метод может причинить болезненную психологическую травму.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Трудно переоценить значение эмоций в человеческой жизни, они придают нашей жизни смысл, объединяют с другими людьми, а также являются основой для понимания самих себя и своего отношения к другим людям. Эмоции, в буквальном смысле, определяют образ нашего бытия, благодаря эмоциям, мы имеем возможность грустить и плакать, когда нам плохо, радоваться и смеяться, когда мы находимся в отличном настроении. Без них мы не были бы такими, какими мы являемся, не были бы людьми, в полном смысле этого слова. Без эмоций мы превратились бы в некое подобие роботов, наделённых разумом, но лишённых души. Однако, не смотря на столь огромное значение, которое мы придаём эмоциям, мы должны помнить, что мы являемся хозяевами своих эмоций, а не их марионетками. Человек, как «венец творения», находится на одну ступень выше всего животного царства. Это обязывает нас с ранних лет учиться осознавать и контролировать свои эмоции, быть выше их и уметь действовать вопреки эмоциональным порывам, когда это необходимо.

Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие. Проблемы и неприятности не затуманивают ему голову, но воспринимаются им как вызов. Он готов принять этот вызов и с лёгкостью направляет свои усилия на преодоление встающих перед ним препятствий. С другой стороны, теряя контроль над своими эмоциями, человек перестаёт в полной мере управлять собой и своей жизнью. Он действует вопреки здравому смыслу, вспыльчив, чрезмерно эмоционален, часто находится в плохом настроении и старается изолировать себя от внешнего мира. В результате, жизнь просто проходит мимо. Преимущества контроля над своими эмоциями очевидны, вряд ли кто-то откажется от возможности этому научиться. В этой статье мы покажем вам, как совершить один не очень сложный, но бесконечно важный шаг к контролю над своими эмоциями, речь пойдёт о развитии эмоциональной осознанности.

Что такое эмоциональная осознанность?

Всем нам, в силу своей природы, свойственно испытывать эмоции. Хорошие и плохие, они появляются в нас в ответ на внешние раздражители и оказывают влияние наш способ мышления и действий. Фактически, они руководят нами, особенно, если мы не осознаём их и не противостоим оказываемому ими влиянию. Ну а делаем мы это крайне редко. Мы наблюдаем появление той или иной эмоции, но не придаём этому значение – просто действуем, как действовали всегда. Лишь изредка задаёмся вопросами:

  • «Что послужило причиной появления этой эмоции?»
  • «Соответствует ли она реальному положению вещей или разрослась на фоне излишней впечатлительности?»
  • «Правильно ли я поступлю, если сделаю так, как хочу сделать в данный момент?»

В эти редкие мгновения мы можем обнаружить, что наше поведение продиктовано нам сиюминутными потребностями и разнится с основной жизненной линией, которую мы для себя выбрали. Но, к большому сожалению, этих проблесков сознания бывает недостаточно для того, чтобы направить свою жизнь в нужное русло. Будучи же эмоционально осознанными, мы обладаем полной осведомлённостью о своих чувствах и эмоциях, а также о чувствах других людей и причинах их возникновения. Таким образом, эмоциональная осознанность предполагает способность к определению и выражению возникающих эмоций. Это понимание связей между нашими чувствами и действиями и способность предсказать и предупредить нежелательное поведение.

Преимущества эмоциональной осознанности.

Одно из основных преимуществ эмоциональной осознанности состоит в том, что вы получаете больше контроля над своими собственными эмоциями, следовательно, и над всей своей жизнью. Гнев, депрессия, тревога и беспокойство, излишняя импульсивность, эмоциональная неустойчивость и чувство изоляции лишаются власти над вами. Приходит понимание, что это наши эмоции, а не мысли подталкивают нас и определяют наше поведение. Эмоциональная осознанность даёт нам множество рычагов управления над собой и обстоятельствами, чего не могут обеспечить большинство существующих техник саморазвития. Особо следует отметить такие преимущества эмоциональной осознанности:

  • Знание самого себя, своих симпатий и антипатий.
  • Понимание и сопереживание другим людям.
  • Открытое и эффективное общение.
  • Принятие мудрых решений, способствующих достижению долгосрочных целей.
  • Мотивация и высокая активность на пути к целям.
  • Построение крепких, здоровых и ценных отношений.
  • Создание эмоционального равновесия, без резких скачков настроения.
  • Способность отдавать отчёт своим действиям и словам.
  • Высокий уровень внутренней энергии, которая более не растрачивается попусту.
  • Устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Высокий уровень личной эффективности.
  • Здоровое выражение эмоций.

Список можно продолжать ещё и ещё, поскольку вместе с основными преимуществами вы получаете массу других, прямо или косвенно связанных с ними, преимуществ. Возможно, мы посвятим преимуществам эмоциональной осознанности отдельную статью, их перечисление в этой статье не входило в наши планы. Да и, в процессе повышения уровня эмоциональной осознанности, вы сами сумеете обнаружить в себе позитивные изменения.

Каков ваш уровень эмоциональной осознанности?

Каждый из нас в той или иной степени обладает способностью осознания своих эмоций. Кто-то больше, кто-то меньше, но наверняка этого умения вам недостаёт, если вы целенаправленно не занимались его развитием. Время и жизненный опыт лишь отчасти увеличивает эту способность, и далеко не всегда и не у всех. Поэтому так важно взять инициативу в свои руки. Только, прежде чем вступить на путь развития эмоциональной осознанности, желательно определить, насколько этот навык у вас развит. Для этой цели вам следует присмотреться к себе лучше и задать себе несколько несложных вопросов:

  • Можете ли вы оставаться спокойными, испытывая такие сильные эмоции как гнев, печаль, страх, отвращение и радость?
  • Чувствуете ли вы присутствие эмоций в своём теле?
  • Умеете ли вы прислушиваться к голосу своего разума, не смотря на то, что вы чувствуете?
  • Доверяете ли вы сигналам своего тела, вызванным эмоциями?
  • Позволяете ли вы себе испытывать негативные эмоции?
  • Обращаете ли вы внимание на изменение эмоционального фона?
  • Меняются ли ваши эмоции в течение дня?
  • Считаете ли вы, что другие люди в целом с пониманием и сопереживанием относятся к вашим эмоциям?
  • Комфортно ли вам, когда другие люди знают о том, что вы чувствуете?
  • Чувствуете ли вы наличие эмоций у других людей и можете ли поставить себя на место этих людей?

Если на все вопросы вы честно можете ответить «да», ваш уровень эмоциональной осознанности довольно высок, вы вполне можете обойтись без его дальнейшего развития. Если же «да» вы можете ответить не на все вопросы или, «да» справедливо для всех вопросов, но не для всех ситуаций, вам следует над собой поработать. И, наконец, если на большинство вопросов вы отвечаете «нет», что же, вы далеко не одиноки, и вам непременно следует задуматься о развитии своей эмоциональной осознанности.

Следует иметь в виду, что ответы на перечисленные вопросы не могут с точностью предсказать, каков ваш уровень эмоциональной осознанности, поэтому вам будет полезно прочесть о существующих классификациях этих уровней. Так, довольно интересно об уровнях эмоциональной осознанности поведали доктора Ричард Д. Лэйн и Шварц. В своей работе они отразили спектр способностей человека осознавать свои эмоции в шести уровнях. Вкратце эти шесть уровней сознания выглядят так:

  • 1. Отсутствие эмоциональной осознанности.
  • 2. Осознанность телесных ощущений.
  • 3. Осознанность поведения.
  • 4. Осознанность текущего эмоционального состояния.
  • 5. Дифференцированная эмоциональная осознанность.
  • 6. Смешанная эмоциональная осознанность.

Существует и другая версия классификации уровней эмоциональной осознанности, найденная на сайте одной из миссионерских организации Испании. Знание этих уровней поможет вам определиться с тем, на каком уровне находитесь вы, и послужит неплохой отправной точкой для вашего дальнейшего развития.

Развитие эмоциональной осознанности.

Первое что вам следует понять, это то, что развитие эмоциональной осознанности это долгий процесс, требующий немало времени и усилий. Люди годами приручают свои эмоции, и не всегда справляются с этой задачей, особенно, если не знают, в каком направлении двигаться. У вас этот процесс может занять чуть меньше времени, но для этого вам нужно следовать рекомендациям, приведённым далее.

1. Научитесь снимать стресс.

Многие знают, что стресс это естественное состояние нашего организма, находящегося в неблагоприятных условиях. Он может быть столь же вреден, как и полезен. К примеру, людям каменного века и чуть более поздних периодов истории он помогал - активизировать внутренние резервы организма, чтобы справляться с врагами или убегать от них, быстро принимать решения и ловить добычу. Большинству же из нас, в условиях цивилизованного мира, он только вредит, поскольку нам некуда девать избыток энергии. Стресс затмевает наше сознание и мешает нам действовать адекватно, и, уж тем более, при возникновении стресса мы меньше всего способны распознать наличие в себе эмоций. О том, как правильно и быстро снимать стресс вы можете узнать из статей нашего сайта в разделе «Стресс».

2. Получите знания о человеческих эмоциях.

Изучите вопросы о том, какие существуют эмоции, как они создаются в нашем организме и какое влияние на него оказывают. Узнайте, как наше окружение становится причиной для возникновения тех или иных эмоций, какое влияние они оказывают на наше восприятие окружающей действительности, на наши мысли и действия. Чем больше знаний о своём организме вы получите, тем проще вам будет собой управлять, и тем выше будет ваша способность к осознанию своих эмоций. И нет, вам не обязательно получать дополнительное образование, или штудировать гору литературы по психологии и физиологии человека, достаточно будет поверхностных знаний – основных идей, имеющих наибольшее значение.

3. Наблюдайте за собой.

Отслеживайте присутствие эмоций и постарайтесь определить для себя, что вы чувствуете. Каково это, пребывать в гневе? Что вы чувствуете, когда злитесь на кого-то или что-то? Что для вас испытывать печаль? Как действует на вас страх? Как проявляется ваша грусть? Как вы радуетесь и смеётесь? Какими физическими ощущениями сопровождаются ваши эмоции? Насколько вы продуктивны, когда испытываете те или иные эмоции? Сколько по времени может длиться пребывание в вас эмоции? Прислушивайтесь к себе и постарайтесь развить способность к определению эмоций, которые вы испытываете. Узнайте, насколько велик и разнообразен спектр ваших эмоций? Сколько видов эмоций вы обнаруживаете в себе? Вместе с наблюдением эмоций к вам придёт понимание самих себя, а также увеличится уровень вашей эмоциональной осознанности.

4. Научитесь принимать свои эмоции.

Не нужно избегать или подавлять свои эмоции, это может негативно сказаться на всех областях вашей жизни. Так, избегание эмоций лишает вас возможности понять себя. Подавляя негативные эмоции, вы блокируете позитивные эмоции, ну и, помимо всего прочего, эта деятельность требует слишком много энергии и мешает вам развивать отношения с другими людьми. Но, позвольте себе испытывать эмоции любого характера и ситуация изменится в лучшую сторону. Просто примите свои эмоции, пусть эмоции наполнят ваше тело. Не задерживайте своё внимание на них слишком долго, не придавайте им значения, дабы не продлевать их существование. Они сами покинут вас, так же быстро, как и пришли. Их место вскоре займут другие эмоции, потом ещё и ещё.

5. Проследите путь своих эмоций.

Обнаружив в себе какую-либо эмоцию, будь то гнев, страх или радость, постарайтесь выявить причину её появления, не пропуская при этом ни одной мелочи. Что в вашем окружении стало причиной для возникновения этой эмоции? Какие мысли в своей голове вы обнаруживаете, когда испытываете эти эмоции? Какими способами вы обычно выражаете эти эмоции? Проследите за своей мимикой, жестами, голосом, интонацией и словами. Какие сознательные или бессознательные действия вы можете выявить? Что вы обычно делаете, чтобы избавиться или, наоборот, продлить пребывание в вас какой-либо эмоции. Насколько результативны ваши действия по устранению или продлению эмоций? На начальных этапах развития эмоциональной осознанности будет полезным ведение записей, это позволит вам проводить более качественный самоанализ.

Развитие эмоциональной осознанности, это один из важнейших шагов к управлению собой и своей собственной жизнью. С улучшением этого навыка вы научитесь выявлять в себе нежелательное поведение и движущие вами мотивы, вы придёте к пониманию самих себя, получите полное представление о том, что в вашем окружении вызывает вас радость, грусть, страх, гнев и другие эмоции. В дальнейшем, эмоциональная осознанность позволит вам корректировать своё поведение, использовать свои эмоции и их энергию в качестве источника сил для преодоления препятствий, управлять другими людьми, если это необходимо, а также многое - многое другое. Станьте единственными и полноправными хозяевами своей жизни и сделайте её такой, какой хотите видеть, успехов вам и всех благ!

© Олег Акван
metodorf.ru