Демонстрационный вариант огэ по биологии

В десятых и одиннадцатых классах в общеобразовательных учебных заведениях на такой предмет как биология может быть отведено всего-то один час. Отлично будет, если вы учитесь у самого требовательного преподавателя. Конечно же, такой учитель сможет заставить больше читать и даже зубрить некоторые термины, хотя в наше время это большая редкость. Но именно биологию многие стараются сторониться и выбирают немногие.

Если у вас нет дополнительных денежных средств, обратиться к репетитору, но при этом есть огромное желание добиться успеха в учебе, то вам все же придется проводить свое время за учебниками, или вычитывать множество разных учебных пособий. Благодаря такому эффекту получения знаний можно будет в реальности достичь невероятных высот.

Были необычные случаи, когда ученику старших классов приходилось знать единственную тему, которая, итак, всем знакома. Но помимо базовой тематики ничего более не знает. В результате упорная трудовая деятельность приведет к дополнительным баллам. Здесь выпускникам не стоит все откладывать на потом, а лучше всего твердо и решительно идти вперед. А чтобы успеть к сроку, нужно подготовиться к ЕГЭ заранее. Не нужно в лишний раз спрашивать о том хватит ли у них на это времени.

Основная структура


Любой вариант экзаменов может включить в себя сразу 28 разных заданий, но и состоит он из нескольких частей, которые в основном отличаются по своей форме и даже уровню сложности. К примеру, первая часть содержит всего 21 заданий, это:

1) семь заданий, которые состоят из множества разных рисунков, возможно и без них;

2) а вот шесть — предназначены для выбора ответа с соответствующим рисунком или же без него;

3) три — были установлены для последовательности некоторых систематических таксонов, в том числе, биологических терминов;

4) два задания коснутся решения по биологическим задачам, а именно по цитологии, а также по генетике;

5) одно задание коснется на дополнение за нехваткой информативных данных по определенной схеме;

6) одно задание коснется на любое дополнение информации по указанной таблице;

7) одно задание будет касаться информации, которая представлена в виде графики и таблицы.

Вторая часть состоит из семи дополнительных заданий, идущих с развернутым ответом.

Некоторые пояснения к оценке заданий


Любые задания для работы с несложной схематикой и некоторыми биологическими теоретическими задачами поможет повысить баллы в несколько раз больше. Любое задание, то есть 1, 3, 6 может подарить по одному баллу на любой из них. К тому же, задание будет считаться правильно выполненным, если любой ответ был вписан согласно требованиям, а также по некоторым меркам засчитывается ответ, который соответствующе был вписан согласно инструкции по написанию задания.

Если же выпускник смог выполнить любое задание из чисел: 2, 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21, то в данном случае будет начисляться сразу по два балла за любой правильно заполненный ответ. Также будет начисляться по одному баллу при единственной ошибке. Здесь необходимо учитывать неправильный вариант ответа, возможно, с теоретической стороны он оказывается правильным.

Любой неполный ответ выполненного задания будет начисляться отсутствием единственной цифры. И ноль баллов будет начисляться в любых других случаях. Если выпускник успел выполнить любое задание: 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 будет выставляться по двухбалльной шкале. Конечно, если в данном случае было правильно определена очередная последовательность необходимых цифр. Один балл назначается, если допущена всего одна-единственная ошибка. Ноль баллов начисляется во всех других моментах.

При выполнении любых заданий, это: 11, 14, 19 могут принести по два основных балла. Если же при этом указывалось несколько последовательных чисел, то будет начислено всего один балл. Если же при любой последовательности чисел была допущена ошибка, или же они были переставлены местами, то здесь начисляется всего один балл, и ноль баллов при любых других обстоятельствах.

Во второй части экзаменационного процесса было использовано всего 28 заданий, каждый из них оценивается в несколько баллов. К примеру, все задания до 22 — оцениваются в 2 балла. А вот с 23 по 28 баллы будут увеличены до 3 баллов. Общее количество баллов за все работы составляет всего 59.

Известно, что условия проведения ЕГЭ на протяжении последних 6-7-ми лет не подвергались существенным изменениям. И вдруг летом 2016 года «как гром среди ясного неба» прошла информация, что мол всё — тестов больше не будет!

Слухи оказались сильно преувеличенными. Кроме Части 2 экзаменационной работы, сохранена и тестовая Часть 1 ().

Что же ждет абитуриентов в 2018 году?

В этом году уже в августе сотрудники ФИПИ опубликовали проекты Кодификатора, Спецификации и Демоверсию самой экзаменационной работы .

Стало понятно,что в этом году к счастью «сюрприза не будет».

Кто начал готовиться к сдаче экзамена по биологии с прошлого года может ничего не менять в своей стратегии подготовки. А кто приступит к подготовке с сентября этого года может быть уверенным, судя по опубликованной Демоверсии 2018 года , что экзаменационная работа и условия проведения экзамена будут полностью такими же .

Как и прежде, я советую всем абитуриентям не пренебрегать информацией, изложенной в Кодификаторе и Спецификации, чтобы стратегия подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии была наиболее оптимальной. Для этого у меня на блоге есть целая серия видеоуроков « «.

Многие вопросы Демоверсии экзаменационной работы 2018 года уже .

В этой статье, как и всегда, хотел разобрать какие-то «щекотливые», не очень хорошо составленные вопросы Демоверсии.

И вы знаете, претензий к Демоверсии 2018 года у меня просто нет !

Всё же прокомментирую некоторые задания.

12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
Даже совсем мелкие стрелочки на рисунке, позволяют дать четкие ответы .

27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТ ТЦЦ АЦТ ГТТ АЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода

.

Сейчас, когда этот тест повторяется уже , становится даже смешным. Как много «копий было сломано» в комментариях на моем блоге, когда мне пытались доказать от лица «экспертов», что мол нечего «изобретать велосипед» и раз дана цепочка ДНК будем строить по ней и-РНК . И на сайте Решу ЕГЭ целый год провисело неверное решение.
1. Участок центральной петли тРНК будет иметь следующую последовательность нуклеотидов: ЦГА АГГ УГА ЦАА УГУ.
2. Центральный триплет этого участка УГА является антикодоном к комплементарному ему кодону и-РНК. Следует найти этот кодон и-РНК, так как таблица генетического кода построена на соответствии кодонов (триплетов) и-РНК определенным аминокислотам, что и необходимо знать для установления трансляции молекулы белка. Этот кодон и-РНК будет АЦУ .
3. По таблице генетического кода находим, что этому кодону и-РНК соответствует аминокислота треонин .

Что же, абитуриенты, успешной вам подготовки к сдаче экзаменов. Трудиться придется много, но и отдыхать успевайте, чтобы «мозги не закипели».

**************************************************************************

Если у кого-то из учащихся или репетиторов по биологии будут вопросы по статье, пожалуйста, обращайтесь в комментарии

Для всех учащихся, кто в 2017-2018 учебном году планирует принять участие в борьбе за бюджетные места в самых популярных ВУЗах России, начинается один из самых непростых периодов в жизни – этап подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году обязательными к сдаче останутся русский язык и математика, а выбор профильных предметов, таких как биология, химия, физика, информатика, иностранные языки и др. зависит от специальности, которую для себя выберет будущий абитуриент. В данной статье мы поговорим о том, что в 2018 году ожидает всех тех, кто планирует подавать заявку на ЕГЭ по биологии.

Предлагаем обсудить такие темы:

ЕГЭ по биологии и поступление в ВУЗ

Итак, для тех, кто на протяжении долгих лет обучения в школе или лицее показывал высокие результаты по биологии, открываются такие направления:

  1. Биологические факультеты различных российский ВУЗов, выпускающие биологов и биотехнологов, зоологов и биофизиков, экологов и палеонтологов
  2. Медуниверситеты России.
  3. Факультеты ветеринарной медицины.
  4. Факультеты психологии, дающие возможность стать дипломированным психологом, дефектологом, психоаналитиком или психотерапевтом.
  5. Факультеты физической культуры, выпускники которых могут получить диплом тренера, спортивного инструктора или учителя физкультуры.

Все перечисленные направления требуют успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Но, во многих университетах помимо базовых предметов могут понадобиться также , физика или обществознание.


Даты проведения в 2018 году ЕГЭ по биологии

В 2017-2018 учебном году Единый Государственный экзамен будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный (4 апреля 2018 — основной и 11 апреля 2018 резервный день) – для выпускников прошлых лет и тех, кто предоставит документы, предоставляющие право на досрочную сдачу ЕГЭ.
  2. Основной (11 июня 2018 — основной, а также 26 и 29 июня 2018 резервные дни) – для выпускников 2017-2018 года.
  3. Дополнительный (в сентябре) – для тех, кто по уважительной (документально подтвержденной) причине не смог принять участие в основном этапе ЕГЭ.

Следите за новостями в официальных группах нашего сайта! Как только будут утверждены конкретные даты по всем предметам ЕГЭ, мы первыми расскажем об этом!

Нововведения, которые ожидаются в ЕГЭ по биологии

Реформирование системы образования продолжается, те или иные изменения в ЕГЭ происходят ежегодно. Потому, одним из важнейших вопросов, волнующих будущих абитуриентов 2018 года, их родителей и учителей, на плечи которых ложится подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ – какие изменения могут внести в ЕГЭ по биологии.

В 2017 году КИМы по биологии были доработаны.

  • Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  • Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40.
  • На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).
  • В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации.
  • Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.
  • Минимальный проходной порог составляет 36 баллов.

С учетом внесенных изменений структура КИМ предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как:

  1. множественный выбор;
  2. установление соответствия;
  3. установление правильной последовательности;
  4. дополнение схемы, таблицы;
  5. анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий потребует полного развернутого ответа.

Для выпускников прошлых лет эти изменения стали неприятным сюрпризом. Тот факт, что в этом году уже сейчас есть возможность ориентироваться на структуру экзаменационной работы – весомое преимущество. Нынешний министр не приветствует резкие и радикальные перемены, что дает надежду на то, что прошлогодний стандарт, признанный оптимальным, не будет сильно изменен в новом сезоне ЕГЭ.

Скорее всего, по результатам обсуждений билетов прошлого года в КИМы по биологии будут внесены некоторые изменения. Вероятнее всего они коснутся вопросов, вызвавших ряд негативных отзывов со стороны экзаменуемых.

Можно ли сдать этот экзамен на наивысший балл? Конечно! Это доказали выпускники, набравшие максимальные 100 баллов и успешно вступившие на бюджетные места в лучшие университеты страны. Главное – правильно организовать процесс подготовки и сосредоточится на достижении поставленной цели.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Хотя на первый взгляд биология кажется наукой интересной и не сложной, и тут существуют свои подводные камни, а также ряд сложностей, с которыми могут столкнуться ученики школ, в которых предмет не является профильным.

Согласно действующих КИМов единый государственный экзамен по биологии призван проверить знания по таким темам:

  • Биология как наука.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Экосистемы и их закономерности.
  • Эволюция живой природы.
  • Организм человека и здоровье.

Материал в этих семи пунктах заключен довольно объемный, поэтому не стоит откладывать подготовку на последние месяцы! Оптимально приступить к повторению всего пройденного в школе уже с июля-августа, если вы не начали заниматься раньше.

План подготовки достаточно прост:

  1. Ознакомление с теорией.
  2. Решение практической части и закрепление навыков.
  3. Проверка знаний путем решения тестовых заданий ЕГЭ.

Для работы с теорией подойдут любые учебники, рекомендованные Минобрнауки. Но, просто читать и пытаться запомнить мало. Такой формат не даст высокой эффективности при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Педагоги с большим опытом рекомендуют:

  1. Учите терминологию . Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
  2. Визуализируйте понятия . Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
  3. Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
  4. Поддерживайте систематичность занятий .
  5. Задавайте вопросы . Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора.

Главное же правило подготовки к ЕГЭ по биологии 2018 и успешной сдачи экзамена – это начинать готовиться не за несколько недель до «часа Х», а с самого начала учебного года.


Каждый год в демонстрационных вариантах тестов ЕГЭ по биологии нахожу ошибки! Пишу везде об этих ошибках, а всё зря. Опять нашла ошибки в новой демоверсии КИМ ЕГЭ 2018!
Казалось бы, самый простой вопрос о роли корня и листа в жизни растения?
10. Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ 1) корень 2) лист Ответ: А1, Б1, В2, Г2, Д1, Е2.
Но разработчики забывают или не знают, что в сложных системах живых организмов растений происходит иногда перераспределение функций между органами растений.
В) Например, не только в листе синтезируются органические вещества, но и в корне! В корне часто синтезируются такие органические вещества, как фитогормоны, цитокинины, гиббереллины, витамины. Воздушные корни способны синтезировать аминокислоты. Синтез в корне происходит, частично, путём «переработки» уже готовых органических веществ, образованных в результате фотосинтеза в листе и поступивших оттуда. Но также в корне происходит и переработка поступивших в него из почвы ионов неорганических веществ, и включение их в синтезируемые органические соединения. (ссылка). Наконец, в редких случаях иногда бывает, что воздушные корни представляют из себя зелёные ассимилирующие воздушные корни, исполняющие функцию листьев и соответственно этому принимающие иногда плоскую форму. (ссылка:)
Д) Сохранение питательных веществ во время зимовки растений возможно в любом из органов растения (а не только в корне). Даже - в листе, если это лист вечнозелёного растения,- он сохраняется под снегом, а в нём сохраняются накопленные питательные вещества во время зимовки растения. У некоторых травянистых двулетних растений надземные органы отмирают на зиму, а запас питательных веществ хранится в подземной части растений: в корневищах, корнеплодах, клубнях, луковицах. Запасающую функцию часто выполняют сочные чешуи луковиц, например лука, чеснока. Но разработчики забыли, наверное, что сочные чешуи луковиц - это и есть ЛИСТЬЯ, а не корни! (ссылка:). У диких родственников капусты, например, у сурепки обыкновенной, часто называемой капустой полевой, питательные вещества запасаются в листьях, как и у капусты белокочанной. В первый год жизни у сурепки обыкновенной образуется только прикорневая розетка листьев со стержневым корнем, которая и перезимовывает,- там сохраняются питательные вещества до весны. Растения, у которых 8-10 листьев – зимостойки, выдерживают до -16...-26 С, что обусловлено высоким содержанием сахаров в тканях растения. (ссылка:).
Б) Поглощение воды – обычная функция корня. А если у растения нет корня? Тогда, очевидно, эту функцию берёт на себя лист. В засушливых областях, даже при наличии корня, некоторые растения способны поглощать воду прямо из воздуха и тумана. Например, описано хитроумное приспособление у бромелиевых. Для поглощения влаги непосредственно из воздуха бромелиевые выработали особые приспособления. Это - микроскопические чешуйки, расположенные на листьях. При высыхании они сморщиваются, но это не мешает нормальному газообмену через устьица. Чешуйки имеют форму воронок, середина которых погружена в ткань листа, а края свободно лежат на поверхности, не срастаясь с ней. Каждая воронка - это особая пустотелая клетка, которая в сухую погоду сжимается. При увлажнении ее стенки быстро набухают и распрямляются. Одновременно внутри клетки образуется разреженное пространство, благодаря чему влажный воздух и конденсационная влага всасываются внутрь. Поступившая в клетку-воронку влага не остается в ней, а тут же отсасывается живыми клетками, находящимися с нижней стороны пластинок, и уже через них поступает внутрь листа. Одна сухая клетка-воронка может поглотить каплю воды. Неудивительно, что целое растение способно впитать значительное количество влаги, приносимой туманом или росой, так как воронки располагаются на листе довольно плотно. (ссылка)
В живой природе есть множество исключений из правил и почти невозможно дать однозначный ответ на некоторые вопросы. Ведь основная суть жизни на земле – суметь приспособиться разными способами, чтобы выжить. Отсюда такое разнообразие форм жизни на земле и способов выживания! Чего хотят добиться составители вопросов? Чтобы дети мыслили в рамках правил, схематично? Или, чтобы дети были знатоками-ботаниками и знали множество живых и наглядных примеров исключения из правил?
Уф! Это я разобрала только один вопрос КИМ ЕГЭ по биологии новой версии, но при беглом взгляде заметила ещё парочку. Кому интересно, то могу написать!

Вариант № 2004478

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2018 по биологии.

Ответом на каждое из заданий 1—21 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов без пробелов, запятых и других символов; если не указано иное, указывайте цифры по возрастанию.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Ответ:

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения

1) степени влияния среды на формирование фенотипа

2) наследования сцепленных с полом признаков

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) возможности проявления признаков у потомков

Ответ:

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.

В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ:

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наличие хлоропластов

2) наличие гликокаликса

3) способность к фотосинтезу

4) способность к фагоцитозу

5) способность к биосинтезу белка

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна самоудваиваться

5) в комплексе с белками образует хромосомы

Ответ:

Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ:

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3) оплодотворение

4) овогенез

5) почкование

Ответ:

Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

1) четырёхкамерное сердце

2) наружное оплодотворение

3) кожные покровы с чешуйками или щитками

4) постоянная температура тела

5) ячеистые лёгкие

6) развитие зародыша в матке

Известно, что бактерия туберкулёзная палочкааэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

Ответ:

Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Мятлик луговой

3) Покрытосеменные

4) Однодольные

5) Растения

6) Злаковые

Ответ:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Во время бега в организме человека

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) растёт синтез желчи клетками печени

2) ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах

3) снижается количество лейкоцитов в плазме

4) усиливается приток крови к коже

5) возрастает потоотделение

6) повышается возбудимость нервной системы

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) наружный слуховой проход

2) барабанная перепонка

3) слуховой нерв

5) полукружный канал

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

Ответ:

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Сосна обыкновенная - светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Ответ:

Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) большим видовым разнообразием

2) отсутствием редуцентов

3) большой численностью хищников

4) разветвлёнными пищевыми сетями

5) колебанием численности популяций

6) замкнутым круговоротом веществ

Ответ:

Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) выход организмов на сушу

2) возникновение фотосинтеза

3) формирование озонового экрана

4) абиогенный синтез органических веществ

5) появление клеточных форм жизни

Ответ:

Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1) идиоадаптация

2) мимикрия

3) конвергенция

4) движущая

5) ароморфоз

6) маскировка

7) стабилизирующая

Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Структуры клетки

Список терминов:

1) гликолиз

2) хлоропласт

3) биосинтез белка

4) митохондрия

5) транскрипция

7) цитоплазма

8) клеточный центр

Ответ:

Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке

Количество яиц в Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5.

2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.

3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.

4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Скорость размножения бактерий

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

3) зависит от генетической программы организма.

4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.

5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.

Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.

По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.

Животное Z относят к

1) всеядным животным

2) консументам II порядка

3) производителям органических веществ

4) полуводным животным

5) обитателям тундры

Ответ:

Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b . Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?

Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С - 11%, между генами С и В - 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А , В , С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?