Общие сведения о науке биологии. Нынешнюю физику не следует брать в качестве образца науки. Развитие биологии как науки

Биология - наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция. Обсуждению этих и других критериев (или) свойств живого будет посвящена отдельная глава.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки - биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях .

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой. Например, у генетиков есть генеалогический метод изучения родословных человека, у селекционеров - метод гибридизации, у гистологов - метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками - химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод - это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

К основным методам науки относятся следующие:

Моделирование - метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель - двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. (См. раздел Нуклеиновые кислоты.)

Наблюдение - метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) - метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения - гипотезы . Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т.д. Эксперимент - это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

Проблема - вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации. Примером проблемы может служить, например, такая: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам в максимально короткие сроки?».

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза - предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Например, «Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т.к. кислород должен поддерживать горение». Гипотеза проверяется экспериментально. (См. раздел Гипотезы происхождения жизни на Земле.)

Теория - это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Например, теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой. Так, например генетическая теория Г. Менделя и хромосомная теория Т. Моргана подтвердились многими экспериментальными исследованиями в разных странах мира. Современная эволюционная теория хотя и нашла множество научно доказанных подтверждений, до сих пор встречает противников, т.к. не все ее положения можно на современном этапе развития науки подтвердить фактами.

Частными научными методами в биологии являются:

Генеалогический метод - применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический метод - установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Эволюционное учение развивалось в значительной мере благодаря этому методу.

Палеонтологический метод - метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование - разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Цитологический, или цитогенетический , - исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический - исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть свой объект , и свой предмет исследования. У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Носители жизни - живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения - обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов. Это важно понять, т.к. вопросы о том, что является объектом исследования той или иной науки встречаются в экзаменационных вопросах. Кроме того, это важно для тех, кто в будущем будет заниматься наукой.

С самого начала нашего существования мы постоянно видим вокруг себя проявления жизни. Маленькие дети учатся ходить и разговаривать, называя различных животных, насекомых, наблюдая за ними в природе. Становясь старше, каждый ребенок начинает понимать, что вокруг него огромный и очень богатый живыми существами мир. Ведь и растения, и животные, и насекомые, и грибы - все это живое. Познавая этот удивительный мир, мы становимся мудрее, взрослее и учимся быть ответственными.

Еще позже, когда дети идут в школу, они узнают, что биология - это наука, которая изучает все эти организмы, их жизнь, взаимодействие между собой и с окружающей средой. А также эта наука изучает то влияние, которое оказывают человек и живая природа друг на друга.

Этимология слова "биология"

Интересно, что корнями термин "биология" уходит к древним индоеврейским народам, у которых слово "leg" означало "собирать", "подбирать". Позже, претерпев множество преобразований, термин приобрел более близкое к настоящему звучание. Древние греки пользовались словом "bios", который означал "жизнь", и словом "logos", переводящимся как "учение". Несложно, совместив два понятия, получить практически Это наука, которая изучает жизнь, если говорить в общем и поверхностно. На самом деле понятие очень масштабно, а сама наука крайне увлекательна.

Что такое биология и что она изучает?

Вся наша планета состоит из нескольких оболочек. Одной из них является биосфера. В свою очередь, биосфера состоит из биомассы, а биомасса представлена всей совокупностью живых существ на планете, независимо от размеров и среды обитания. Так вот, именно биомасса и является объектом изучения биологии. Но так как она чрезвычайно разнообразно по количеству особей, по способам их взаимодействия между собой и по другим признакам, появилась необходимость в разделении биологии на отделы. А со временем они переросли в целые самостоятельные науки.

Какие науки изучает биология? Попробуем разобраться. Основных несколько, и все они имеют в жизни людей большое значение. Биология охватывает все стороны жизни живых существ, как внешние, так и внутренние. Поэтому наук, отпочковавшихся от нее, так много.

Молекулярная биология

Это наука, изучающая важнейшие процессы синтеза белка, механизмы хранения и передачи наследственной информации, генетический код и его структуру. Объектами изучения молекулярной биологии являются все живые системы, в которых хранятся белок, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). К таким системам можно отнести прокариот, эукариот и вирусы.

Современное состояние молекулярной биологии находится на уровне интенсивного развития. Уже получено множество сведений о строении белковых молекул, их свойствах и функциях, выполняемых в биомассе. Расшифрованы процессы транскрипции и трансляции, репликации молекулы ДНК, расшифрован генетический код. Но на этом современная молекулярная биология даже не думает останавливаться. Ведь, как оказалось, белковое многообразие настолько велико, что его хватит для тщательного анализа и лабораторного изучения еще на много лет вперед.

Микробиология

Занимается изучением самых мельчайших живых систем, не видимых невооруженным глазом (бактерии, вирусы, микрогрибы, микроводоросли, археи). Благодаря достижениям и трудам многих великих ученых данная наука сумела шагнуть далеко вперед.

Сегодня посевы бактериальной среды на специальных твердых питательных средах не являются чем-то уникальным. Получить чистую культуру бактерий - значит получить доступ к управлению ими. Естественно, это имеет огромное значение для медицины и фармацевтики. Это шанс найти способ избавления от вредоносных микроорганизмов.

Именно поэтому продукты микробиологических исследований пользуются такой популярностью в:

  • медицине;
  • сельском хозяйстве;
  • пищевой промышленности;
  • нефте- и газопереработке;
  • металлургической промышленности.

Биотехнология

Молодая наука, давшая начало еще более молодым и прогрессивным - генной и клеточной инженерии. Изучает и разрабатывает методики культивирования чистых культур, а также создание технологий in viva и in vitro, позволяющих использовать бактерии в качестве полезных человеку источников энергии, пищи, помощников в сельском хозяйстве и других промышленных отраслях.

Генная и клеточная инженерия, в свою очередь, тоже дают понять, что изучает Они также базируются на живых системах, однако их задачей является уже конкретно практическая направленность на результат, заведомо полезный человеку.

Методы встраивания в клетку посторонних генов, несущих заранее спланированную инженерами информацию, позволяют получать необходимые продукты более высокого качества и в гораздо большем количестве (например, если речь идет о растениях, то разработки генной инженерии позволяют получать по два-три урожая за сезон).

Генетика

Обширный и чрезвычайно важный раздел изучающий механизмы наследования признаков, суть изменчивости, наследственности, закономерности распределения и передачи генов от родителей к потомству, а также выявление хромосомных мутаций и последствий их влияния на организмы живых существ.

Генетика охватывает все разнообразие живых систем, начиная от насекомых и заканчивая растениями и животными. Она не касается только вирусов и бактерий, так как это объекты изучения уже другого раздела биологии.

Космическая биология

Свое начало она берет с 1930-х годов. Очень много ученых США, Франции, СССР, а в настоящем и России вложили свой многолетний труд в развитие этой интересной, загадочной, совсем еще молодой, но очень перспективной науки.

Главной задачей космической биологии является установление различий в функционировании живых на Земле и в условиях совершенно противоположных - космоса. Таким образом, - это наука, изучающая поведение, внутренние изменения, физиологию и морфологию живых существ в измененных условиях внешней среды - в космическом пространстве.

Основные факторы, отличающие условия космоса от земных, следующие:

  • иная газовая среда;
  • невесомость пространства;
  • ускорение;
  • ограниченная подвижность;
  • вибрация;
  • вакуум;
  • радиация;
  • измененное магнитное поле.

Космическая биология рассматривает, каким же образом все эти факторы сказываются на живых существах, выросших в земных условиях, и возможна ли жизнь землян на других планетах.

Космическая биология - наука комплексная, поэтому состоит из нескольких частей:

  1. Космическая физиология.
  2. Экобиология.
  3. Экзофизиология.
  4. Космическая медицина.

Общая биология, эмбриология

Наука, изучающая уровни организации всего живого и поэтапное происхождение и становление каждого живого существа - это общая биология. В данную науку входят следующие подразделы:

  • эволюционное учение;
  • антропология;
  • палеонтология.

Общая биология - это наука о жизни всего живого, его становлении и развитии в течение миллионов лет, о происхождении человека, становлении его в социуме и развитии как биологической единицы.

Основной курс общей биологии изучается в рамках школьной программы старших классов.

Как раздел общей биологии выделяется эмбриология. Она занимается изучением поэтапного внутриутробного формирования каждого живого существа. Также именно исследования эмбриологов доказали сходство и единство всех живых существ на планете.

Цитология, гистология, органология

Цитология (другое название - клеточная биология) - наука, изучающая животную, растительную, бактериальную клетку, вирусы и клетки грибов, строение, жизнедеятельность и функции любых живых в них.

Любые клетки в многоклеточных эукариотических системах складываются в ткани. И это уже объект изучения другого раздела обширной биологической науки - гистологии. Растительные и животные ткани, их формирование, взаимозаменяемость, функции и прочее - объект изучения гистологов.

Что в растениях, что в животных ткани образуют органы. То, как происходит этот процесс, на чем основывается и какими физиологическими, морфологическими и биохимическими процессами сопровождается, изучает наука органология.

Все вместе они являются составными частями общего единого целого. Их объединяет биология. Это наука, которая изучает буквально все. Масштабами и охватом изучаемых объектов она просто поражает воображение.

Зоология, ботаника, анатомия

Школьный курс биологии подразумевает изучение основ таких наук, как зоология, ботаника и анатомия. И это естественно. Ведь вся биология базируется именно на этих основных разделах.

Зоология изучает разнообразие, строение и поведение животных, всех представителей животного мира, начиная от одноклеточных и заканчивая млекопитающими.

Ботаника изучает все многообразие растительных организмов, их сообщества, физиологию и внешние признаки, а также распространение и происхождение.

Анатомия - наука, базирующаяся на изучении внутреннего строения всего живого, независимо от принадлежности к тому или иному царству природы.

Совокупность этих разделов и есть биология. Это наука, которая изучает все стороны биомассы планеты. Интересно, не правда ли?

Таким образом, несложно сделать вывод о чрезвычайном многообразии знаний, которые дает нам биология как наука. Роль биологии в жизни современного человека бесконечно велика и значима, что доказывается обширностью и комплексностью входящих в нее наук.

>> Биология - наука о жизни

1. Биология - наука о жизни

1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Биология - наука о жизни.

Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

Биология - одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология » для ее обозначения был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом. (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 г. начали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744- 1829), Л. К. Тревиранус (1779-1864).

Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.

В наши дни биология - комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.

Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины , биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.

Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости ученые -селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза . Ученые надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.

Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.

Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства -биотехнология. Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.

До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, вот почему значение биологических знаний возрастает с каждым годом.

Биологическая грамотность необходима каждому человеку - так же, как умение читать, писать и считать.

Биология. Биофизика. Биохимия. Микробиология. Генетика. Радиобиология.

1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 9 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Краткое содержание:

Биология – наука, изучающая живые организмы, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами.

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

Дополнительно:

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas - человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества.

Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения - животным, растениям, вирусам - существуют специальные науки, изучающие каждую из названных групп организмов :

  • зоология;
  • ботаника;
  • вирусология.

В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками являются :

  • микология (наука о грибах);
  • альгология (наука о водорослях);
  • бриология (наука о мхах) и т. д.

К зоологическим наукам относятся :

Классификацией живых существ занимается систематика.

Ряд биологических наук изучает морфологию, т. е. строение организмов, другие - физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой.

К морфологическим наукам относятся :

  • анатомия, изучающая макроскопическую организацию животных и растений;
  • гистология - наука о тканях и о микроскопическом строении тела.

История развития биологии насчитывает более 2000 лет. Еще античными врачами и философами были предприняты попытки познания живых объектов (Гиппократ, Гален, Аристотель), К эпохе Возрождения относятся исследования, положившие начало ботанике, зоологии, анатомии (Везалий). Из множества проведенных исследований необходимо упомянуть наиболее важные для понимания законов биологии.

· У. Гарвей (1578—1657) открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп;

· 1665 г. — Р.Гук описал клеточное строение пробки; ввел термин «клетка»;

· 1677 г. — АЛевенгук наблюдал под микроскопом (увеличивающим в 300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

· 1826 г. — К.Бэр наблюдал яйцеклетку млекопитающих;

· 1828 г. — Р.Броун открыл клеточное ядро;

· 1735 г. — К. Линней создал систему классификации растений и животных;

· XVIII в. — в России М.ВЛомоносов и Л.Эйлер создали современный по тем временам микроскоп, позволяющий вести наблюдения за разнообразными биологическими объектами;

· 1838, 1839 гг. — Т.Шванн, М.Шлейден независимо друг от друга сформулировали клеточную теорию, согласно которой клетки признавались элементарной единицей строения растений и животных;

· 1858 г. — Р.Вирхов создал учение о клеточной патологии, ввел постулат: «каждая клетка из клетки»;

· 1859 г. — Ч. Дарвин создал эволюционную теорию;

· 1900 г. — К.Ландштейнер открыл группы крови человека, был награжден Нобелевской премией;

· 1953 г. — Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуры ДНК, были награждены Нобелевской премией.

Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей. Наиболее общими методами исследована биологии являются наблюдение (позволяет описать биологические явления), сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент или опыт, моделирование (помогает изучать свойства биологических объектов в контролируемых условиях), (имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения), исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы. Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, закономерностей в строении и функционировании живых систем разных рангов, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения, составлении научной картины мира.

Домашнее задание: параграф 1, 2. Составить синквейн "Биология" или письменно ответить на вопрос "Биология - наука ХХI века?"

Первый вопрос у школьника, прочитавшего название этого предмета: "Что изучает биология?". Как это следует из названия ("био" - жизнь, "логос" - учение), биология как наука изучает происхождение, строение, жизнедеятельность живых существ, их взаимоотношения с окружающей средой и между собой. В общем, предмет "биология" - наука о живой природе. Биология, как наука, широко исследуемая до сих пор, делится на три раздела.

1. Антропология

Антропология ("антропос" - человек) - изучает человека, его развитие, происхождение и существование в культурной и природной среде. Направления в антропологии:

  • Философская - учение о сущности и природе человека, которое рассматривает последнего как особый род бытия.
  • Религиозная - учение о сущности человека, которое развивается в русле теологии и рассматривает его происхождение и природу с религиозной точки зрения.
  • Физическая - включает в себя такие прикладные дисциплины, как судебная антропология и палеоантропология, рассматривает человека как биологический вид с точки зрения его эволюции и сравнения с его ближайшими родственниками - приматами семейства человекообразные.
  • Социальная и культурная - достаточно близки к этнологии, занимаются сравнением человеческого общества в разные времена и эпохи.

2. Ботаника

Ботаника ("ботанэ" - зелень) изучает растения и их жизнедеятельность. Направления в ботанике:

  • Систематика растений - разделяет растения на группы, устанавливает систему их названий и выясняет родственные взаимоотношения между ними.
  • Морфология растений - изучает форму растений на протяжении их индивидуального и исторического развития.
  • Экология растений - изучает взаимоотношения растений с их средой обитания.
  • География растений - изучает распространение определенных видов на Земле.


3. Зоология

Зоология ("зоон" - животное) изучает представителей мира животных. Направления в зоологии:

  • Систематика животных - занимается распределением их по систематическим единицам: видам, типам, классам, семействам и т. д.
  • Морфология животных - изучает внешнее и внутреннее строение.
  • Эмбриология животных - изучает развитие зародышей в организме представителей мира Животные.
  • Физиология - изучает сущность, жизнь в норме и при патологиях.
  • Этология животных - изучает инстинкты четвероногих и птиц.
  • Экология - изучает взаимодействие животных с окружающей средой.
  • Зоогеография - изучает распространение животных на Земле и его общие закономерности.




Развитие биологии как науки

Как видите, на сегодняшний день в сфере биологии известно немало. Естественно, то, что мы знаем сегодня по биологии, открывалось и узнавалось человечеством не сразу. Биология как наука развивается в течение многих веков. Что открыли в начале и что исследуется сейчас? Какие ученые стали первооткрывателями биологических явлений? Изучать биологию начали еще в древности и продолжают сейчас. Многие биологи внесли огромнй вклад в развитие той науки, которую сегодня изучают в школах и университетах. Самые известные и из них и их открытия приведены ниже.

Имена ученых Исследования
Гиппократ Дал первое описание строения животных и человека, указал на роль наследственности и среды в возникновении болезней. В его работах начала развиваться биология как наука.
Аристотель Основал систематику, описав многих животных. В его четырех трактатах содержались все известные животные того времени.
Теофраст Описал более 500 видов растений, дал сведения о размножении и строении многих из них, ввел много ботанических терминов.
Гай Плиний Старший Собрал все известные тогда сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история».
Клавдий Гален Первым создал сравнительно-анатомическое описание обезьяны и человека, изучал центральную и периферическую нервные системы.
Карл Линней Предложил систему классификации растений и животных.
Карл Бэр Сформулировал основные положения закона зародышевого сходства, а также гомологичных органов.
Жан Батист Ламарк Написал статью о механизмах и причинах эволюционных превращениях, изложил первую по времени теорию эволюции.
Теодор Шванн & Маттиас Якоб Считаются авторами клеточной теории.
Чарльз Дарвин Предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов, сформулировал основные положения теории эволюции.
Луи Пастер, Роберт Кох, Илья Ильич Мечников Благодаря своим работам оформили микробиологию как самостоятельную науку.
Грегор Мендель Открыл основные законы наследственности и первым начал развивать генетику как самостоятельную науку.

И эти важнейшие открытия были совершены только до конца ХІХ в. А что узнали после Первой мировой войны, становления и распада Советского Союза, какие открытия сделаны сейчас? Не сомневайтесь, их еще больше.