Альтернативная версия происхождения человека. Человек прямо ходящий сформировался как вид в воде происхождение человека. Самые странные археологические находки

Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

До XX века в европейской мысли господствовала теическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил» (Бытие I, 26, 27). Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее, точно такое же, как настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так повелел Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает ее научной, -- объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека. Кроме того, можно ведь задавать вопрос (нельзя исключить, что кощунственный) -- а Кто сотворил Бога?, а кто сотворил Того, Кто сотворил Бога? и т. д. до бесконечности.

Эволюционные концепции происхождения человека

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX веке, и главное достижение в этой области связано с утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Чарльз Дарвин высказал предположение о животной связи человека с высшими приматами. О прямой связи человека с обезьяноподобными предками несколько позже стал говорить и писать его преданный сторонник и пропагандист немецкий биолог Эрнст Геккель, автор, кстати, и знаменитой дарвинской наследственной эволюционной триады. Эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора, это и есть якобы дарвинская триада, но на самом деле геккелевская. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов. Э. Геккель (1834-1919 гг.) выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом («обезьяночеловек»). Он же предположил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древние обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая -- к человеку. Двадцать миллионов лет назад, под влиянием похолодания, джунгли с северных территорий отступили на юг, и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», останки которых найдены в Индии и названы в честь бога Рамы).

В 1960 г. английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 см3. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки. Позже, на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрастом 5,5 млн. лет. После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразных обезьян, т. е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам». Скорость изменения генов за счет точечных мутаций устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки ответвления данной эволюционной ветви от общего ствола.

Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место открытые выходы урановых пород, т. е. на поверхность суши, и существует повышенная радиация. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» относят к австралопитекам (переводится как «южная обезьяна»), останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он уже был способен к созданию орудий труда.

Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы останки, обнаруженные в 1891 г. на острове Ява (Юго-Восточная Азия). Существа, жившие 500 тысяч лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см3, использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы XX века П. Тейяром де Шарденом в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не имел речи.

В 1856 г. в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 150--40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальца впервые обнаружены захоронения трупов.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа, близкого по облику и объему черепа к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть Homo sapiens, или «человек разумный». В эту же эпоху появились расовые различия людей.

У. Хавеллз утверждает, что человек современного типа возник 200 тыс. лет назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя -- Сима, Хама и Иафета. В соответствии с этой версией питекантроп, синантроп и неандерталец -- не предки современного человека, а различные группы гоминид, вытесненные «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу данной гипотезы существуют генетические исследования, которые, однако, не всеми антропологами и палеонтологами признаются достаточно надежными.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человечества утверждает, что только архаичные люди возникли в Африке, а современные -- там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн. лет назад. Эта гипотеза основывается на палеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, живущими в местах их обитания.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна и промежуточные виды между человеком и обезьянами до сих пор в полном объеме неизвестны.

Вся цепочка предшественников современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания, будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян -- рамопитек -- жил на территории от Индии до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга -- сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (изготовленные 2,5 млн. лет назад) и остатки жилья (возраст 1,75 млн. лет). В Африке найдены останки «человека умелого» -- зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал уже такими человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовить и применить первобытные каменные орудия труда. От «человека умелого» прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом -австралопитеком, жившем от 4 до 2 млн. лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (1,9-0,65 млн. лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад), неандерталец, появившийся по разным данным от 200 до 150 тыс. лет назад, и, наконец, кроманьонец, наш непосредственный предок, возникший от 200 до 40 тысяч лет назад.

Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению отечественного ученого Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, -- пишет он, -- что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим». Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений (бифуркаций), большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.

Высокую научную ценность получили обнаруженные в 1974 г. английским палеонтологом Л. Лики останки Australopithecus afarensis -- «южной обезьяны с Афора». Останки женского пола, отчего они получили собственное имя «Люси». Она умерла около 3,7 млн. лет назад и долго считалась антропологами самым древним нашим предком на древе эволюции. Два десятилетия спустя, летом 1995 г., на берегу озера Туркана, в той же Восточной Африке, был найден Australopithecus anamensis -- «южная обезьяна с озера». Возраст останков -- от 3,9 до 4,2 млн. лет, т. е. старше, чем Люси. Это существо было прямоходящим и по своему строению находится на прямой линии общего развития гоминидов -- далеких предков человека, но также и человекообразных обезьян.

В том же 1995 г. в результате раскопок французских исследователей в Чаде -- примерно в 2500 км западнее мест, где были сделаны все предыдущие находки в Восточной Африке, был открыт новый вид австралопитеков, который получил имя Australopithecus bahrekgazali -- «южная обезьяна с реки Газелей». Как из потомков Australopithecus anamensis и «Люси» позже развились другие формы предчеловека -- вопрос, вызывающий большой спор. Уже теперь известно много линий, а палеонтологи находят все новые. Известный немецкий специалист в этой области Ф. Шрек проповедует такую мысль: существовавший от 2,5 до 1,9 млн. лет назад Homo rudolfensis, нижнюю челюсть которого его группа нашла в 1991 г. около озера Малави, занимает центральное место в линии становления человека. Вместе с этим представителем рода «человек» его единоплеменники из Восточной Африки могут быть отнесены к первым в истории людям. Возможно, ближайшие потомки Homo dolfesis начали примерно 2 млн. лет назад цепочку переселения из Африки. Возможно, и переселенцами на Яву могли быть потомки рода Homo rudolfesis, и тогда становится ясно, что это существо появилось в Азии около 1,8 млн. лет назад.

В середине прошлого столетия выдвигалась гипотеза прихода готового Homo sapiens в Европу из Азии, однако она не нашла необходимой поддержки, так как опиралась на довольно скудный материал (черепа из Сванскомба и Фонтешевада). Российский археолог Юрий Мочанов в Центральной Якутии нашел 400 предметов, изготовленных, по-видимому, рукой человека. По предварительным данным, стоянка имеет возраст 2,5-1,8 млн. лет. Позднее там был найден даже череп. Если принять за отправную точку существование древних людей 2,5-1,8 млн. лет назад в Якутии, то следующим логическим шагом должно быть признание того, что возникновение рода человеческого произошло в западной части Северо-Восточной Азии, а не в Африке, как считается общепризнанным сейчас, или допустить возможность очень быстрой миграции ранних предков человека лз Африки на север Сибири. С этой новостью археологи не могут так легко и сразу примириться. В числе скептиков -- видный антрополог Ричард Клейн из Стенфордского университета, не допускающий возможности «переписать наново историю эволюции человека на основании данных, полученных всего в одном месте раскопок».

Так или иначе, перед учеными -- новая загадка, которую им предстоит решить. Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наше ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники -- шимпанзе и горилла -- были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад.

Мутационные гипотезы происхождения человека

В антропологии выдвинут ряд гипотез, которые пытаются разрешить эту Проблему, предполагая, что человек стал человеком благодаря: жизни в воде; мутации в клетках мозга гоминид, вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды, либо инверсиями геомагнитного поля; мутант в сообществе гоминид появился в результате теплового стресса. Рассмотрим эти гипотезы в изложенном порядке.

Весьма оригинальной является гипотеза шведского исследователя Я. Линдблада. Согласно ей, южноамериканские индейцы, живущие в тропическом лесу, являются самыми древними людьми на Земле, причем предшественником человека была «безволосая обезьяна», или «икспитек», ведущая водный образ жизни. Именно редуцированная волосатость, прямохождение, длинные волосы на голове, присущие только человеку эмоциональность и сексуальность обусловлены особенностями образа жизни водяного гоминида (меньшую часть суток он проводил на берегу). «Как всегда, когда новый образ жизни повышает процент выживания, -- пишет Я. Линдблад, -- мутационные изменения наследственных структур влекут за собой приспособление к водной среде. Здесь это выражается в уменьшении волосатости тела и развитии слоя подкожного жира. Однако на голове волосы длинные -- важный фактор для выживания детенышей. У детенышей первые годы жизни особенно мощный слой подкожного жира. Ноги икспитека длиннее рук, большие пальцы ног не противопоставляются и направлены вперед. Осанка при ходьбе более прямая -- возможно, такая же, как у нас. Другими словами, у икспитека вполне человеческий вид, во всяком случае, на расстоянии». Дальнейшее развитие черепа и мозга привело к появлению человека современного типа. В рамках сформировавшегося в последнее время такого направления научных исследований, как «космический катастрофизм», выдвинута гипотеза о возникновении современного человека в связи со вспышкой близкой сверхновой звезды. Зафиксировано то весьма удивительное обстоятельство, что вспышка близкой сверхновой в нашей Галактике звезды по времени (происходящая один раз в 100 млн лет) приблизительно соответствует возрасту древнейших останков человека разумного (35-60 тыс. лет назад). К тому же некоторые из антропологов считают, что появление современного человека обусловлено мутацией. А импульсы гамма- и рентгеновского излучения от вспышки сверхновой звезды, как известно, сопровождаются кратковременным увеличением числа мутаций. В этом случае на поверхности Земли резко увеличивается интенсивность ультрафиолетового излучения, являющегося мутагенным агентом, который, в свою очередь, инициирует появление других мутагенов. В конечном счете, можно сказать, что жесткое излучение, порожденное взрывом сверхновой, могло вызвать необратимые изменения в клетках мозга, что привело к формированию разумных мутантов вида?человека разумного». Во всяком случае, со вспышками сверхновых современная наука связывает: образование Солнечной системы, происхождение жизни и, возможно, происхождение современного типа человека с его цивилизацией.

Другая гипотеза исходит из того, что современный человек-мутант, возникший вследствие инверсии земного магнитного поля. Установлено, что земное магнитное поле, которое в основном задерживает космические излучения, по неизвестным до сих пор причинам иногда ослабевает; тогда и происходит перемена магнитных полюсов, т. е. геомагнитная инверсия. Во время таких инверсий степень космических излучений на нашей планете резко возрастет. Исследуя историю Земли, палеомагнетологи пришли к выводу, что в течение последних 3 млн. лет магнитные полюса Земли четырежды менялись местами. Некоторые обнаруженные останки первобытных людей относятся к эпохе четвертой геомагнитной инверсии. Такое необычное стечение обстоятельств приводит к мысли о возможном влиянии космических излучений на появление человека. Эту гипотезу усиливает следующий факт: человек появился в то время и в тех местах, в которых сила радиоактивного излучения оказалось наиболее благоприятной для изменения человекообразных обезьян. Именно такие условия возникли около 3 млн. лет назад в Южной и Восточной Африке -- в период отделения человека от мира животных. По мнению геологов, в этом регионе в силу сильных землетрясений обнажились залежи радиоактивных руд. Это, в свою очередь, вызвало мутацию у какого-то вида обезьян, который был наиболее предрасположен к изменению генетических черт. Вполне возможно, что около 3 млн. лет назад длительное воздействие радиоактивного излучения настолько глубоко изменило австралопитека, что он стал способен совершать действия, необходимые для его безопасности и обеспечения пищей. В соответствии с этой гипотезой питекантроп появился около 700 тыс. лет назад, когда же наступило второе изменение геомагнитных полюсов Земли (250 тыс. лет назад), появляется неандерталец, возникновение же современного человека приходится на четвертую геомагнитную инверсию. Такой подход вполне правомерен, ибо известна роль геомагнитного поля в жизнедеятельности организмов, в том числе и человека.

Следующая гипотеза сообщает, что все мы принадлежим к одному подвиду «человека разумного» и происходим от одной праматери и одного праотца, вполне конкретные мужчина и женщина (точнее, как теперь считается, группа из примерно 20 мужчин и 20 женщин), потомками которых являемся мы, ныне живущие люди. Более строго, как мы увидим, их следует называть генетическими Адамом и Евой. Их реальное существование признается научным большинством, но некоторые ученые в этом пока сомневаются. Адам и Ева жили приблизительно 150-200 тыс. лет назад в Африке, и их еще нельзя относить к человеку разумному, а скорее, к человеку прямоходящему. Они жили в разных местах и в разное время. Естественно, что они были не одни -- вокруг них и одновременно с ними жили еще десятки тысяч других вполне таких же людей. Определенно некоторые из них также являются нашими предками. Разница в том, что эти другие были предками кого-то из нас, может, даже многих из нас, но, что принципиально, не всех. Понятие же о генетических Адаме и Еве предполагает, что эти два «человека» являются прямыми предками ВСЕХ людей, живущих сейчас на Земле.

Такова общая гипотетико-теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Но в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы -- человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек -- это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным ребенком.

Концепции этнологии

Этнология -- (от греческого ethnos -- нация, народ, логия) народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этнография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как наука в XIX веке с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л. Г. Моргана и книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), в которой сформулированы основы учения о первобытнообщинном строе. Большие заслуги в развитии этнологии в России принадлежат Н. Н. Миклухо-Маклаю, М. М. Ковалевскому, Д. Н. Анучину. Этнология -- это рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь во второй половине XX века, когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превратится в бессмысленное коллекционирование. И вот возникли на наших глазах обществоведение и этнология -- две дисциплины, интересующиеся одним, на первый взгляд, предметом -- человеком, но в совершенно разных аспектах. И это закономерно. Каждый человек одновременно член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же.

Человечество, существующее на Земле совсем немного, каких-нибудь 30-50 тыс. лет, тем не менее, произвело на ее поверхности перевороты, которые В. И. Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. Эта проблема актуальна для нашего поколения, а особенно актуальной станет она для наших потомков. Человек как существо биологическое относится к роду Homo. Для этого рода при его появлении на Земле было характерно довольно большое разнообразие видов. Это касается и тех видов Homo, которых мы, строго говоря, не вправе считать людьми, а именно: питекантропов и неандертальцев. Этнос у человека -- это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.

В количестве рас мнения ученых-антропологов расходятся -- четыре или шесть. И по внешнему виду, и по психофизическим особенностям представители различных рас весьма отличаются друг от друга. Раса -- относительно стабильная биологическая характеристика вида людей, но при этом никак не форма их общежития, способ их совместной жизни. Расы различаются по чисто внешним признакам, которые можно определить анатомически. Так же как не совпадает этнос с расой, не совпадает он и с другой биологической группировкой особей -- популяцией. Популяция -- сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно между собою скрещивающихся. В этносе всегда есть брачные ограничения. Два этноса могут сосуществовать на одной территории веками и тысячелетиями. Могут взаимно друг друга уничтожать или один уничтожит другой. Значит, этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. «Вот почему предлагаю этнос считать явлением географическим, -- писал отечественный этнолог С. Лурье, -- всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос». А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее, от географической среды, не оспаривалось никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась разными учеными различно. Но, в любом случае, хозяйственная жизнь народов, населяющих и населявших Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий. Подъем и упадок экономики древних эпох проследить довольно трудно из-за неполноценности информации, получаемой из первоисточников. Но есть индикатор -- военная мощь.

О значении географических условий, например, рельефа для военной истории, говорилось давно, можно сказать, всегда. Однако останавливаться на такой ясной проблеме в XX веке нецелесообразно, потому что и история ныне ставит куда более глубокие задачи, чем раньше, и география отошла от простого описания диковинок нашей планеты и обрела возможности, которые нашим предкам были недоступны.

Поэтому вопрос стоит иначе. Не только как влияет географическая среда на людей, но и в какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой. На какие именно закономерности жизни человечества влияет географическая среда и на какие не влияет? Эта постановка вопроса требует анализа. Говоря об истории человечества, обычно имеют в виду общественную форму движения истории, т. е. прогрессивное развитие человечества как целого по спирали. Это движение спонтанное и уже из-за одного этого этому не может быть функцией каких бы то ни было внешних причин. На эту сторону истории ни географические, ни биологические воздействия влиять не могут. Так на что же они влияют? На организмы, в том числе и людские. Этот вывод сделан уже в 1922 г. выдающимся русским физиогеографом Львом Бергом для всех организмов, в том числе и для людей: «Географический ландшафт воздействует на организмы, принудительно заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т. д. -- все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переместиться в другой географический ландшафт или вымереть». А под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Берг в своих трудах сформулировал эволюционную концепцию номогенеза как процесса, протекающего по определенным внутренним закономерностям, не сводимым к воздействиям внешней среды. В отличие от Дарвина, Берг полагал, что наследственная изменчивость закономерна и упорядочена (например, гомологическими рядами), а естественный отбор не движет эволюцию, но лишь «охраняет норму». Он полагал также, что всему живому присуща изначальная целесообразность (так думал и Аристотель, строя свою лестницу существ) реакций на воздействие внешней среды, развитие же совершается за счет некой независимой от среды силы, направленной в сторону усложнения биологической организации. В наше время идеи номогенеза развивали выдающиеся русские ученые биологи А.А. Любищев и С. В. Мейен.

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева

Выдающимся русским историком Львом Гумилевым (сыном великих русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой) представлена исключительно биологизаторская концепция этноса (нации). Он рассматривает этносы как часть биосферы Земли, подверженной влиянию взаимодействующих космических и земных электромагнитных полей и излучений, но он вместе с тем подчеркивает, что этнос не может считаться только биологическим, равно как и только социальным явлением. Гумилев соединил, как он сам об этом неоднократно говорил, служение Прекрасной Даме Истории с признанием несомненных достоинств ее Мудрой Сестры Географии, которая роднит людей с их праматерью -- биосферой планеты Земля. В этой связи он предлагает считать этнос явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который питает адаптированный этнос. По мнению Гумилева, этнос является системной целостностью и возникает в определенное историческое время. Этнос -- система закрытая, т. е. замкнутая, поскольку нет жесткой связи частей, но эти части нуждаются друг в друге. Этнос в какую-то историческую эпоху получает свою энергию, с помощью которой начинает существовать, живет примерно 1200-1500 лет, и, растратив ее путем рассеивания (диссипации, как и природные системы, которые мы исследовали в предыдущих главах книги), этнос распадается или образует гомеостаз. Этапы указанного этногенеза таковы:

подъем, или динамическая (завоевательная) фаза;

«перегрев», надлом, акматическая (от французского «акмэ» -- «вершина») фаза;

переход в нормальное состояние, или инерционная фаза;

обскурация (от латинского obscurans -- затемняющий, враждебный), или фаза затухающих колебаний.

На фазе подъема «интересы этноса выше всего»; ведутся войны; интересы индивида подчинены обществу; ведется интенсивное преобразование природы. В акматической фазе этнос достигает своей вершины, после которой неизбежен спад вниз. В инерционной фазе основной лозунг индивида «будь самим собой», т. е. процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, растранжириваются богатства и слава, накопленные предками. В фазе обскурации, враждебности основные лозунги «будь как все», «мы устали от великих»; каждый думает только о себе; продолжается рост культуры. Этнос достигает гомеостаза. В конце развития этноса -- футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200-1500 лет настигает этнос под влиянием собственного разложения или нашествия других более молодых этносов. Последние стадии -- мемориальная (остается только память как совокупность того, что было познано) и реликтовая (память исчезает).

Начало же всему этногенезу дает некий пассионарный толчок, приводящий к появлению некоторого числа энергичных (пассионарных) личностей, которые ведут людей за собой. Пассионарностъ -- это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Пассионарностъ происходит от латинского слова passio -- страсть.

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, благо и зло, творчество и разрушения, исключая только равнодушие; она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы (вид, проявление, разновидность) пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жесткость и охрану.

Большая система может быть создана и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу (в физическом смысле), благодаря которой система имеет внутренние развитие и способность сопротивляться окружению. Л. Гумилев этот эффект энергии в этносе называл пассионарным толчком и проанализировал историко-географические условия, облегчающие его активизацию. Он писал, что, согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта. Наличие субпассионариев для этноса также важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такой пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и он забывает обо всем.

Пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно: она заразительна. Пассионарность ведет себя, как электричество при индуцировании соседнего тела: «Это еще Толстой отметил в «Войне и мире», что когда в цепи солдат кто-то крикнет: «Ура!», то цепь бросается вперед, а когда крикнут: «Отрезаны!», то все бегут назад» -- писал Гумилев.

Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, можно рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.

Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, следует отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть разделены на два разряда: 1) импульсы, направленные к сохранению жизни, 2) импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу -- далекому прогнозу, часто иллюзорному. Для удобства отсчета обозначают импульсы «жизнеутверждающие» знаком плюс, а импульсы «жертвенные» -- знаком минус. Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на систему декартовых координат. Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для осуществления себя как цели наличие рассудка и воли. Под рассудком понимают способность выбора реакции при условиях, допускающих это, а под волей -- способность производить поступки согласно сделанному выбору. «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. «Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый разряд», -- отмечал Л. Гумилев. У всех людей имеется искреннее влечение к истине, к красоте и справедливости. Это влечение существенно варьируется в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность.

Из сказанного, конечно, не следует, что все положения теории Л. Н. Гумилева будут приняты научной общественностью. Остаются спорными вопросы происхождения пассионарности и понятий «пассионарный перегрев», «пассионарный генофонд» и некоторые другие.

Стоит отметить, что, обсуждая все это, Гумилев выступает как ученый с оригинальными, напрочь лишенными стереотипности и казенщины идеями. И это именно сейчас, когда этнография и история нуждаются в таком подходе. Не слепое ли следование канонам привело к тому, что отдельные положения исторической науки нуждаются в пересмотре? Книги Гумилева актуальны на сегодняшний день потому, что, вскрывая генетические корни этногенеза, автор рассматривает этнос как природное явление, анализирует нравственные болезни этносов, возникшие на почве социальных явлений, показывает губительные последствия борьбы человека с ландшафтами, аналогичные по своим масштабам современным. И этого не следует забывать, оценивая современное состояний окружающей среды и биосферы.

Совместная эволюция человека и биосферы

Еще раз зададимся вопросом: так что же такое человек? Поисками предков современного человека, поисками разных «недостающих звеньев» в цепочке от обезьяны к человеку ученые занимаются давно. Мы знаем питекантропов, синантропов, австралопитеков, зинджантропов, неандертальцев. Возраст «первочеловека» отодвигался чуть ли не до 3 миллионов лет, а ответвление наших предков от предков современных обезьян -- до 15 миллионов лет.

Однако последние исследования (с 1987 г. и позднее), основанные на изучении генетического материала (ДНК митохондрий клетки), показали, что род человеческий, по-видимому, начался всего лишь примерно 200 тысяч лет назад от общей праматери. Все люди генетически практически тождественны, а такие «предки», как неандерталец и синантроп, оказались тупиковой ветвью генеалогического древа, не приведшей к человеку разумному. Все указывает, что человека породила некая единственная эпохальная мутация, запустившая механизм нового мышления, которая произошла не очень давно.

Мышление выделило человека из остальной живой природы. Человек -- это живой организм, впервые осознавший сам себя, свою самоидентичность и отличие от всего остального мира. Животное находится в гармонии с окружающим миром, и эта гармония устанавливается на инстинктивном уровне, животное автоматически встраивается в естественную сбалансированную систему. Человек же, осознав самого себя, оказался в изоляции, и ему пришлось заново, сознательно, «строить мир», чтобы найти свое место в нем и снова соединиться с ним. В результате человек создал новый уровень организации, называемый человеческим обществом, занялся познанием мира и самопознанием и начал покорять и переделывать природу, создавать техносферу.

естествознание пассионарность познание эволюционный

В настоящее время существует множество теорий происхождения человека на нашей планете. Вопрос о появлении разумной жизни на Земле всегда привлекал к себе внимание ученых разных областей. В данной лекции будут рассмотрены основные версии происхождения человека, хотя ни одна из них не имеет 100% гарантию своей правдивости. Ученые-археологи вместе с астрологами из разных стран исследовали самые разнообразные источники зарождения жизни (морфологические, биологические, химические). Но все эти усилия, к сожалению, не помогли узнать в каком именно столетии до н.э. появились первые люди.

Теория Дарвина

Самой вероятной и близкой к истине, версией происхождения человека, является теория Чарльза Дарвина (британского ученого). Именно этому ученому удалось внести огромный вклад в биологическую науку. Теория Дарвина основывается на определении естественного отбора. По его мнению, естественный отбор играет большую роль в эволюции. Фундамент теории Дарвина создавался из многочисленных наблюдений за природой, в процессе путешествия вокруг света. Проект начался в 1837 году и длился на протяжении более 20 лет. Другой ученый А. Уоллес поддержал Дарвина в конце 19 века. На своем докладе в Лондоне он заявил, что именно Чарльз являлся его вдохновителем, после чего появилось направление, которое имело название "дарвинизм".

Все последователи такого движения утверждают, что каждый представитель флоры и фауны изменчив и происходит из ранее существовавших видов. Получается, что теория Дарвина основана на непостоянстве живого в природе, а причиной такому процессу является естественный отбор. Получается, что на планете выживают исключительно сильнейшие формы, способные быстро приспосабливаться к окружающей среде. К таким существам относится и человек. Эволюция и стремление выживать способствовали развитию разнообразных навыков и умений.

Эволюционная теория

По мнению последователей данной теории, появление людей на Земле связано с видоизменением приматов. В наше время эволюционная теория является одной из самых обсуждаемых и распространенных. Ее суть заключается в том, что люди являются потомками некоторых видов обезьян. Что касается самой эволюции, то она началась еще с незапамятных времен под влиянием естественного отбора и других внешних факторов. Эта версия происхождения человека подтверждается многими свидетельствами и доказательствами (психологическими, палеонтологическими, археологическими). С другой стороны неоднозначность многих фактов не дают право считать ее верной на 100%.

Рис. 1 - Эволюционная теория происхождения человека

Аномалии пространства

Данная теория является наиболее фантастической и спорной. Ее последователи уверены, что человек появился на планете Земля случайно. Ее суть заключается в том, что человек - это плод параллельных аномальных пространств. Праотцами современных людей были представители других цивилизаций, представляющие собой сочетание энергии, ауры и материи. Теория предполагает, что во Вселенной существует огромное количество планет с такими же биосферами как Земля, которые создавались информационной субстанцией. Если условия для этого были благоприятными, то они способствовали возникновению жизни.

Такое ответвление имеет название "креационизм". Все его последователи отрицают главные теории появления человека. Они уверены, что всех людей сотворил именно Бог, который представляет собой высшее звено. При этом человека он создавал по своему подобию.

Рис. 2 - Теория творения

Если рассматривать библейскую теорию происхождения человека на Земле , то первые люди - это Адам и Ева. Например, в таких странах как Египет религия уходит глубоко в античные мифы. Большое количество скептиков считают такую версию невозможной. Эту версию не подтверждают какие-либо доказательства, она просто есть.

Основой это версии является деятельность посторонних цивилизаций. Другими словами, люди - это потомки инопланетных созданий, которые прилетели на нашу планету миллионы лет назад. В этой версии происхождения человечества имеется несколько развязок. Одна из них заключается в скрещивании прародителей с инопланетянами. В других развязках виновата генная инженерия высшего разума, который создал мыслящего человека из собственного ДНК. Очень интересной считается версия про вмешательство инопланетян в эволюционное развитие людей. Археологи до сих пор находят разные свидетельства (записи, рисунки), что античным людям помогали сверхъестественные силы.

Рис. 3 - Теория вмешательства

Этапы эволюции

Какой бы не была история происхождения человека, большинство ученых соглашаются в идентичности стадий развития. Первыми прообразами людей считаются австралопитеки. Они общались между собой при помощи рук, а их рост не превышал 130 см.

В следующем этапе эволюции появляется питекантроп, который уже научился пользоваться огнем и пользоваться дарами природы для собственных нужд (кости, шкуры, камни). Следующим этапом эволюции является палеоантроп. Такие прообразы людей уже умели мыслить коллективно и общаться при помощи звуков.

До появления мыслящего человека, последним этапом в эволюции считаются неоантропы. Визуально они были очень похожими на современных людей, создавали орудия труда, выбирали вождей, соединялись в племена и т.д.

Прародина людей

Пока идут споры относительно того какая теория происхождения человека является верной, удалось установить где именно зародился разум. Речь идет о африканском континенте. Большое количество археологов полагает, что локацию можно смело сузить до северо-восточной части материка. Хотя, есть ученые, которые предполагают, что человечество начало свое развитие с Азии, а именно с Индии и других соседних стран.

Тот факт, что первые люди обитали, именно, в Африке подтверждают многочисленные находки в масштабных раскопках. Можно отметить и то, что в то время существовало несколько типов прообраза человека.

Считается, что первые люди жили в Африке. На это указывают найденные окаменелости и результаты генетических исследований. Однако ученые из Китая придерживаются другой точки зрения. Они пересмотрели теорию эволюции, создав свою версию. разбирается, заслуживает ли их исследование серьезного внимания или это очередной пример маргинальной науки.

Гомо везде

Существуют две основные гипотезы происхождения современного человека. Первая - мультирегиональная - была предложена в 1984 году. По ней непосредственный предок человека - архантроп, или Homo erectus, - пришел из Африки и расселился по всей Евразии во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные его популяции дали начало всем современным расам сапиенсов: европеоидам, негроидам, монголоидам и австралоидам. Кроме того, сторонники мультирегиональной гипотезы считают, что неандертальцы, эректусы, денисовцы относятся к одному виду - люди (Homo) - и представляют собой просто его отдельные формы. А сам общий предок людей жил примерно 2,3-2,8 миллиона лет назад.

Главный аргумент в пользу этой гипотезы - окаменелости сапиенсов, архантропов (тех же эректусов) и других древних людей. Найденные по всей Евразии останки, по мнению сторонников этой теории, свидетельствуют о региональной преемственности определенных человеческих черт. Иными словами, современный человек возникал несколько раз.

Но имеется существенная проблема - мультирегионализм противоречит научным представлениям об эволюции. Да, в эволюционной теории есть понятие параллелизма, когда у разных видов животных независимо друг от друга возникают общие черты. Например, обтекаемая форма тела и плавники у акул и дельфинов. Это делает животных похожими, но никак не близкими родственниками. Или глаза: у кальмаров, млекопитающих и насекомых они настолько анатомически разные, что нельзя даже предполагать существование какого-то общего «предкового» органа. Однако с людьми все иначе.

Мультирегиональную гипотезу безжалостно опровергают генетические данные. Еще в 1987 году анализ митохондриальной ДНК (она наследуется только от матерей) человека показал, что мы все - потомки одной женщины, жившей около 200 тысяч лет назад, так называемой Митохондриальной Евы (не имеет ничего общего со своей тезкой из Библии). Естественно, она жила среди других людей, но только ее митохондриальная ДНК была унаследована всеми живущими сейчас Homo sapiens, в том числе азиатами, австралийцами и африканцами.

Это открытие несовместимо с мультирегионализмом. У людей был один предок, а не несколько, разбросанных по планете. Да и 200 тысяч лет - гораздо меньше, чем два миллиона лет. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда возникли сапиенсы: Митохондриальная Ева сама была сапиенсом, как и ее родители. Однако новые сведения говорят в пользу второй основной гипотезы происхождения человека - африканской.

Все были неграми

Эта гипотеза предполагает, что первые люди анатомически современного типа появились в Африке. Отсюда пошли разные ветви сапиенсов, в том числе пигмеи и бушмены. По мнению Александра Козинцева, научного сотрудника Музея антропологии и этнографии , именно на этом континенте могла реализоваться своеобразная мини-версия мультирегионализма. По-видимому, тут образовалось множество различных африканских групп, и некоторых из них дали начало сапиенсам. Причем представители разных ветвей контактировали, что привело в конечном итоге к формированию современного человека как единого вида.

Мультирегионализм в своей более глобальной версии не способен обеспечить генетическое единство всех Homo sapiens. Иначе сторонникам этой архаичной гипотезы пришлось бы предположить, что популяции древних людей на различных континентах как-то взаимодействовали между собой. Но свидетельств таких межконтинентальных контактов в плейстоцене нет.

Сапиенсы вышли из Африки примерно 70-50 тысяч лет назад. Расселяясь по Евразии, они вытесняли неандертальцев и денисовских людей, изредка скрещиваясь с ними. Если бы современный человек произошел от неандертальцев, как предполагают мультирегионалисты, то их митохондриальная ДНК мало отличалась от нашей. Однако, как показала расшифровка генома Homo neanderthalensis, между нами и ними глубокая генетическая пропасть.

Война с дарвинизмом

Тем не менее попытки реабилитировать эту гипотезу продолжаются. Так, генетик Ши Хуан (Shi Huang) из Центрального южного университета в Китае и ярый противник дарвинизма решил нанести удар по генетическим доказательствам. Препринт статьи он опубликовал в репозитории bioRxiv.

Китайский ученый подверг критике метод молекулярных часов, применяемый для оценки генетического расстояния между различными видами. Суть в следующем. Со сменой поколений в ДНК у определенного вида с постоянной скоростью накапливаются нейтральные мутации, которые никак не влияют на его выживаемость (это имеет значение, поскольку вредные мутации отбраковываются, а полезные происходят достаточно редко). У родственных видов также накапливаются мутации с той же самой скоростью. Поэтому виды одного рода более менее одинаково отличаются друг от друга, а у видов различных родов отличий больше.

Таким образом, молекулярные часы - не только инструмент выявления родственных связей между видами. По ним можно примерно определить, когда один вид отделился от другого. «Примерно» - ключевое слово.

Дело в том, что при всей своей полезности молекулярные часы имеют ряд недостатков. Главный из них - темпы мутаций не всегда постоянны. На это влияют определенные факторы, способные замедлять или ускорять мутации. Например, могут возникать новые повторные последовательности ДНК, представляющие собой «горячие точки» случайных изменений. В результате виды, близкие в эволюционном плане, по молекулярным часам оказываются более далекими, чем виды не столь родственные. Так, мультирегионалисты любят указывать на то, что между мтДНК различных шимпанзе больше отличий, чем между мтДНК людей и неандертальцев. То есть генетическая пропасть, разделяющая нас и H.neanderthalensis, якобы перестает что-то значить.

Ши Хуан идет дальше и пытается доказать, что не работает общепринятый механизм эволюции. Чтобы объяснить, почему отказывают молекулярные часы, он предлагает спорную и чисто умозрительную теорию, названную им гипотезой максимального генетического разнообразия. По Ши Хуану мутации в генах выступают движущей силой лишь микроэволюции, то есть возникновения небольших изменений на внутривидовом уровне. При макроэволюции, когда образуются новые группы организмов, усложняются эпигенетические программы. Чем они сложнее, тем больше мутаций могут их нарушить, поэтому генетическое разнообразие должно снижаться. В итоге в сложных организмах якобы есть ограничение на количество нейтральных мутаций. Это, по мнению Хуана, позволяет объяснить, почему сапиенсы и неандертальцы отличаются в меньшей степени, чем разновидности шимпанзе.

С ног на голову

Хуан применил свою сомнительную теорию для пересмотра эволюции человека. Так, африканцы оказались ближе друг к другу, чем к остальным группам человеческого населения. Этот вывод противоречит африканской гипотезе, ведь если люди изначально жили в Африке, то их отдельным линиям ничто не мешало накопить большое количество мутаций. Кроме того, китайский ученый установил примерное время разделения основных евразийских человеческих популяций - около двух миллионов лет назад. Очень нескромная дата по сравнению с возрастом Митохондриальной Евы, но вполне вписывающаяся в мультирегионализм.

Хуан также предположил, что были две миграции из Африки: эректуса с предком неандертальцев и денисовских людей. И пришел к выводу, что современные африканцы ближе к последним, чем неафриканцы. Митохондриальную Еву он переместил из Африки в Восточную Азию.

Интересно, что эти выводы основаны на исключении из генетического анализа нейтральных мутаций, которые якобы из-за эпигенетических программ искажают истинную картину. Хуан создал новую версию молекулярных часов - «медленную», в которой учитываются изменения только в консервативных и с трудом меняющихся последовательностях ДНК. Неоправданно выбросив целый кусок данных, он буквально перевернул все с ног на голову.

Вот только китайский исследователь не учел другие возможные объяснения замедления молекулярных часов. Так, эволюционисты ссылаются на эффект времени генерации. Человек живет дольше обезьян, поэтому мутации в людях накапливаются медленнее.

Нельзя сравнивать темп мутаций у людей и у шимпанзе. Молекулярные часы следует применять на локальном уровне, то есть для оценки времени возникновения близкородственных видов. В рамках эволюции людей разница между неандертальцами и сапиенсами имеет значение. В более широких масштабах возможны грубые ошибки. Это лишний раз напоминает о том, как важно знать границы применимости научных инструментов.

Что касается Ши Хуана, то его статьи, в том числе та, где он впервые предлагает свою гипотезу, не прошли рецензирование экспертов. Хотя сторонники мультирегионализма поддерживают его, китайскому генетику приходится ограничиваться репозиториями препринтов, где он может беспрепятственно выкладывать свои черновики, не опасаясь серьезной критики со стороны экспертов в области антропогенеза.

«Исследования доисторического времени находится сегодня в кризисном состоянии, - написал Колин Ренфью в предисловии к своей книге Before Civilization («До цивилизации»). - всего мира уже поняли, что многое из написанного о доисторических временах в существующих учебниках, мягко говоря, неадекватно: многое из этого вообще абсолютно неверно. Ошибки, ясное дело, были ожидаемы, потому что обнаружены новые материалы при , а это вне всякого сомнения приведет к новым выводам. Но настоящим шоком стало то, что возможно было, в принципе, предвидеть еще несколько лет назад: все, что мы знаем о доисторической эпохе, основано на нескольких предположениях, и ни одно из них в настоящее время уже нельзя воспринимать как обоснованное».

Ренфью считает такие революционные изменения до такой степени опасными для фундаментальных взглядов на прошлое, что ученые теперь поневоле будут вынуждены склониться к новой парадигме и перейти к абсолютно иной структуре мышления.
К примеру, всех студентов, которые изучают древнюю историю, учили, что самые старые каменные монументы это , что первые искусно сделанные человеком места поклонения были обнаружены в Месопотамии, что металлургия, а также архитектура и другие науки и ремесла зародились на Ближнем Востоке, и именно оттуда цивилизация распространяла свое плодотворное и всеохватывающее влияние на Европу и Великобританию.

А сейчас, горько вздыхает Ренфью, для нас стало настоящим шоком узнать, что все эти предположения оказались неверными: «Мегалитические склепы в Западной Европе оказались старше пирамид… Впечатляющие храмы Мальты были возведены раньше, чем их каменные аналоги на Ближнем Востоке. Производство меди уже полным ходом шло на Балканах, тогда как в Греции об этом еще и не мечтали; то есть развитие металлургии в Европе шло абсолютно независимым путем. А известный был завершен, как представляется, когда Британия была в раннем бронзовом веке, задолго до начала Микенской цивилизации в Греции. В действительности, Стоунхендж, это замечательное и таинственное строение, возможно сейчас считать древнейшей астрономической обсерваторией мира. Традиционный взгляд на древнюю историю теперь опровергается на каждом шагу».

Наверно, нигде традиционные взгляды на древнюю историю не кажутся настолько противоречивыми и запутанными, как в области определения генетического предка современного человека. Тайна происхождения - это детективная мелодрама, в которой всплывает невероятное количество фантастических персонажей с фальшивыми ключами к разгадке, при этом каждый из них вначале кажется самым надежным и достоверным, но весьма скоро выясняется, что здесь, как ни прискорбно, достоверностью и не пахнет. Новые свидетельства указывают на то, что современный человек намного старше, чем предполагали академики, и что современные цивилизации развились намного раньше, чем допускалось ортодоксальными временными схемами. А после того как были обнаружены в южной Калифорнии следы человека, датированные 70 000 годом до н.э., тех людей, которые с упорством называют Америку Новым Светом, возможно в скором времени будет запросто называть интеллектуальными «тормозами».

Самая устоявшаяся теория происхождения человека, согласно которой считается «колыбелью цивилизации» и местом юности человечества Ближний Восток, уже находится под серьезными нападками: в Таиланде были обнаружены гораздо более древние металлические сплавы и гончарные изделия. Бронзовые артефакты, датирующиеся 3 600 годом до н.э., по выражению одного из экспертов, «бросают вызов всем предположениям относительно развития нашей современной культуры, существовавшим на протяжении долгого времени». Осколки керамики, которым на 600 лет больше, чем аналогичным образцам гончарного дела, найденным в Междуречье, свидетельствуют о том, что гончарное дело могло прийти на Ближний Восток из Юго-Восточной Азии, а не наоборот, как считалось на протяжении долгого времени.

Западные археологи стали зондировать слои в восточной Африке в поисках доказательств того, что именно оттуда происходили самые древние приматы, возраст которых между двумя и пятью миллионами лет. 1976 год, август — официальные лица Танзании объявили, что на озере Ндуту найден череп создания, которое можно считать «недостающим звеном». По словам одного из чиновников: «Этот череп замечателен тем, что он может быть эволюционным звеном между «человеком пекинским» и Homo sapiens (то есть собственно человеком), потому как обладает признаками, характерными для обоих видов».

Хотя «человек Ндуту» был найден вместе с предметами, возраст которых, по данным радиоуглеродного анализа, равнялся почти 500 000 лет, уже в июле 1976 года китайские ученые объявили о нахождении зубов и каменной утвари, доказывающих, что так называемый «человек из Юаньмо» жил в местах, где располагается современная провинция Юннань, больше 1,7 миллиона лет назад. Агентство New China News заявило: «Эта датировка увеличивает возраст человекообразного, обнаруженного в Китае, более чем на миллион лет». Журнал Red Flag («Красное Знамя», теоретический журнал компартии Китая) написал: «Теперь установлено, что время, когда обезьяна начала изготавливать инструменты, и «Пекинскую эру» эволюции человека отделяет друг от друга значительно больший период времени».

Иногда создается впечатление, что неоткрытые раньше «потерянные цивилизации» возникают из земли с невероятной частотой. 1976 год, 28 ноября — публичные исследования впервые начались в развалинах около местечка Ла Паз в Боливии. Карлос Онсе Сангинес, национальный директор по археологии Боливии, сказал, что культура Молло использовала трапециевидную форму архитектурных построек задолго до империи инков. Молло создали огромное царство в Андах за ХIII-ХIV веков до инков. Таким образом, хоть трапеция всегда рассматривалась как нововведение инков, в наше время не вызывает сомнений тот факт, что секрет величественных массивных зданий, которые столетиями являлись тайной для археологов, был открыт людьми гораздо раньше.


Итальянский археолог Пауло Маттаи выбрал Сирию местом охоты за своим доисторическим Шангри-Ла. На севере страны, которую на протяжении длительного времени считали всего лишь территорией кочевников-номадов, он со своей группой нашел почти 15 000 табличек в королевском дворце раньше неизвестного царства Элба. Таблички оказались записями исторических событий с 2 500 по 2 400 годы до н.э. и были написаны буквами, очень похожими на библейский еврейский алфавит, который не изменялся на протяжении нескольких последующих столетий.

Маттаи полагает, что таблички служат «доказательством существования нового мира, который соперничал с древними царствами Египта и Месопотамии» и представляют «важную новую главу в мировой истории».
В рамках проекта «Корозал», совместного предприятия Британского Музея и Кембриджского университета, с 1973 года проводились раскопки церемониальных центров майя. Одна из экспедиций проводила исследования возведенного ими монумента, на котором имеется самая старая из зарегистрированных дат, найденных в Новом Свете - «не поздней, чем первый век до н.э., а возможно - одним или двумя столетиями ранее».

Радиоуглеродный анализ обожженного дерева из Куэлло (Белиз) показал, что оно относится к 2 600 году до н.э. Исследователи считают, что такие данные сдвигают «возникновение поселений майя и самой цивилизации на полуострове Юкатан к III столетию до н.э., то есть на 1 700 лет раньше известных к настоящему времени».

Homo erectus, уже знакомые нам «пекинский человек» и «яванский человек», жили приблизительно 500 000 лет назад. Они считаются самыми древними нашими предками. После открытия, сделанного в Олдуваи Гордж в Танзании в 1960 году, начало эпохи «человека прямоходящего» сдвинулось назад более чем на миллион лет. После, в августе 1972 года, Ричард Лики и его молодой сотрудник Бернар Нгенео обнаружили в крутых склонах оврага, что находился на серо-коричневых пустошах к востоку от озера Рудольфа в Кении, осколки черепа. Эта находка также может расколоть любую известную форму ригидного мышления в отношении человеческой генеалогии.

«Нам надо или выбросить этот череп, или изменить наши теории о древних людях», - заявил Лики о находке возрастом в 2,8 миллиона лет, которую он предварительно идентифицировал как характерную для вида современного человека.
«Он попросту не вписывается ни в одну из прошлых моделей », - продолжил Лики в статье, опубликованной в National Geographic в июне 1973 года. На удивление крупная черепная коробка, по мнению Лики, «не оставляет камня на камне от точки зрения, что все более ранние останки должны быть упорядочены и отсортированы в соответствии с последовательностью эволюционных изменений. Представляется, что существовали разные виды древнего человека, у некоторых из них крупный мозг развился намного раньше, чем принято считать».

Исследователи из группы Лики назвали нашего неизвестного кузена «человеком 1470», по регистрационному номеру, присвоенному образцу Национальным музеем Кении.
«Было очевидно, что у черепа отсутствуют выдающиеся надбровные дуги - нависшие брови - характерные для Homo erectus, - сказал Лики. - А черепная коробка хотя и в три раза старше Homo erectus, имеет почти такой же размер. …В лаборатории д-ра Алана Уокера… были подтверждены наши предварительные оценки, равные 800 см3. Для сравнения, более поздние образцы черепов Homo erectus имеют объем черепной коробки от 750 до 1100 см3 (средний объем мозга современного человека около 1400 см3)».

Открытия Ричарда Лики убедили его самого в том, что могло существовать несколько моделей древнего человека - «географических или региональных разновидностей одного и того же вида». Лики убежден в том, что антропологи в один прекрасный день смогут «проследить путь останков древнего человека из Восточного Рудольфа, ни много ни мало, на 4 миллиона лет назад. Там, может быть, мы найдем доказательства существования общего с австралопитеками (почти людьми) предка и человека как вида».

1974 год, 17-18 октября — французско-американская экспедиция под руководством д-ра Карла Йохансона из университета Кейс Вестерн Резерв (Кливленд) вытащила из вулканической могилы человеческие останки, которым было 4 миллиона лет. Эта потрясающая эксгумация не только угрожает разрушить все современные теории происхождения нашего вида, но и реабилитирует Ближний Восток как место зарождения человека.

Йохансон вспомнил, как исследователи прыгали от возбуждения, найдя челюсть вымершего вида гиены, и в этот самый момент Алемнеу Асфью из Администрации Эфиопии по вопросам античности попросту взлетел на холм. «Он был настолько возбужден, что даже разговаривать не мог, - рассказывал Йохасон. - Он нашел небную кость и зубы человека, которым было больше трех миллионов лет».

Группа продолжила работу и нашла целую верхнюю челюсть, еще половину верхней и половину нижней челюсти, при этом все зубы оказались целые. Предварительная датировка показала, что фрагментам может быть 4 миллиона лет. Через пару дней Йохансон сказал: «Мы расширили наши знания человеческого вида почти на полтора миллиона лет».

Хотя эти останки были обнаружены в регионе Афар, в северовосточной Эфиопии, новые находки показывали на то, что местом зарождения человека, по мнению Йохансона, все-же была не Африка, а Ближний Восток. На поверхности вулканических осадков на берегах Хадара, притока реки Аваш, всего в 100 милях от Красного моря, где Африку и Аравийский полуостров когда-то соединял перешеек, были обнаружены останки возраст которых 4 миллиона лет.

«Маленький размер зубов в найденных челюстях подводит нас к гипотезе, что человек еще 4 миллиона лет назад ел мясо и, возможно, использовал для охоты на животных инструменты, вероятно, из кости, - сказал Йохансон. - Это также означает, что уже тогда должно было существовать определенное социальное сотрудничество и некие разновидности систем коммуникаций».

Журнал Science Digest (1975 год, февраль) написал: «Кости лежат на стратиграфическом уровне в 150 футах под вулканическим слоем, которому 3-3,5 миллиона лет. Таким образом, когда Йохансон заявляет, что костям почти 4 миллиона лет, этому можно доверять».

В то время как некоторые ортодоксальные археологи и антропологи окончательно запутываются в дискуссиях, стараясь вывести дату происхождения человека за пределы одного миллиона лет, находятся все новые эрратические находки, говорящие о том, что человек много старше. При этом находки эти появлялись и продолжают появляться, поколение за поколением. Вот письмо, которое было опубликовано в журнале Nature («Природа») 1873 г. 27 марта:

…Г-н Фрэнк Кэлверт недавно обнаружил неподалеку от Дарданелл нечто, что он рассматривает как окончательное свидетельство существования человека в период Миоцена. Г-н Кэлверт и раньше присылал мне кости и раковины из этого слоя, которые, по моей просьбе, были тщательно изучены Баком и Гуайном Джеффрисом. Теперь он обнаружил обломок кости, принадлежащий, возможно, динотерию или мастодонту. На выпуклой стороне этой кости вырезано рогатое четвероногое животное «с выгнутой шеей, ромбовидной грудью, длинным туловищем, прямыми передними ногами и широкими лапами». Он говорит также, что есть следы семи или восьми других фигур, которые, к сожалению, почти стерлись. В том же слое он обнаружил кремневые хлопья и несколько костей, сломанных так, словно из них пытались добыть костный мозг.

Это открытие говорит не просто о существовании человека во времена Миоцена; оно свидетельствует, что человек достиг определенного прогресса, как минимум, в искусствах. Г-н Кэлверт уверяет меня в том, что относительно геологического возраста слоя, в котором были обнаружены эти образцы, никаких сомнений не имеется… (Джон Лаббок).

Миоцен - это нижний слой Третичного периода, и геологический возраст его приблизительно 100 миллионов лет. Фрэнк Казинс в книге Fossil Man («Ископаемый человек») обсуждает человеческие останки, найденные в Италии, в Кастенедоло и Олмо, которые, похоже, являются дополнительным свидетельством существования человека в Третичном периоде.

1860 год — профессор Рагаццони, специалист по геологии и преподаватель Технического института в Бреши, обнаружил осколки свода черепа человека в слое отложений кораллинового мха времен оледенений эпохи Плиоцена (приблизительно 10 миллионов лет назад). Он начал искать дальше и обнаружил еще несколько фрагментов черепа. Когда он показал свои находки институтским коллегам, они были восприняты с величайшим недоверием.
Спустя 20 лет один из друзей Рагаццони, раскапывая ту же яму, в которой были обнаружены фрагменты черепа, нашел разбросанные останки двух детских скелетов. Их оставили на месте, чтобы профессор Рагаццони мог осмотреть и обследовать. Позже в том же слое был найден скелет женщины в скорченном положении.

1883 год — профессор Серджи, антрополог, навестил Рагаццони в Бреши и провел собственное обследование останков человека, найденных в плиоценовом слое в Кастенедоло. Фрагменты по-прежнему находились в материнской породе, в которой они были найдены, и профессор Серджи объявил: да, это останки двух детей, мужской и женский, сходные с современным типом человека.

Антрополог отправился вместе с Рагаццони к раскопу, из которого были извлечены столь любопытные останки. Там он самостоятельно произвел новый срез слоя. Он убедился в том, что Рагаццони никоим образом не ошибался в интерпретации своих находок. Говоря по другому, останки человека в действительности находились в нетронутых слоях эпохи Плиоцена, и они принадлежали виду, вполне соответствующему современному человеку.

1863 год — при строительстве железной дороги к югу от Ареццо, в верхнем течении реки Арно, выкопали котлован глубиной 15 метров. Это происходило как раз в то время, когда из земли извлекли череп в Олмо.
И. Коччи, куратор Геологического музея во Флоренции, рассказывал, что череп находился на глубине почти 15 метров, в отложении, которое образовалось на дне древнего озера. Синяя глина, в которой был найден череп, была оценена синьором Коччи как отложения эпохи раннего Плейстоцена. На том же уровне, что и человеческий череп, были найдены останки слона и ранней формы плейстоценовой лошади.

Существуют еще донельзя раздражающие всех сообщения о человеческих останках в угольных слоях. Если человек существовал в каменноугольном периоде, то есть в том, к которому относится формирование всех массивных угольных пластов, то нам придется говорить о том, что возраст предков современных людей исчисляется уже 600 миллионами лет. Вот пример из книги Отто Штуцера Geology of Coal («Геология угля»):

Останки животных встречаются в угольных пластах крайне редко. Животные, которые населяли огромные угольные болота, были земными формами, и тела их после смерти разлагались так же быстро, как животных, живших в первобытных лесах и торфяниках. В коллекции угля Горной Академии в Фрейберге есть загадочный череп человека, состоящий из бурого угля, смеси железа с марганцем и фосфатного бурого железняка, но происхождение его неизвестно. Этот череп был описан Карстеном и Дехенином в 1842 году.

Даже для самых рационалистичных ученых в скором времени станет ясно, что тайна нашего происхождения все больше запутывается, превращаясь в абсолютно безнадежную мешанину из противоречивых данных и сомнительных заявлений. Родовое дерево человека явно имеет большее количество ответвлений, чем предполагал любой из профессиональных антропологов. Кроме всего прочего, даже самые отважные и рискованные ученые понимают, что если их более консервативные коллеги решат просто отрубить ту ветвь, на которой он создал свою передовую теорию, то завоеванное им положение тут же обрушится.

В настоящее время мы можем проанализировать данные о происхождении человека, которые выглядят приблизительно следующим образом.
Среди ученых, занимающихся вопросами происхождения человека, существует соглашение: современный человек, Homo sapiens, стал доминирующим видом около 40000 лет назад, а на Земле он существует порядка 80000 лет.
Кроманьонцы, высокая, красивая доисторическая раса Европы, считается тем же видом, что и современный человек; она могла быть поглощена Homo sapiens.
Неандерталец, классифицируемый как Homo sapiens, существовал от 150 000 до 50 000 лет назад.
Были найдены другие останки разумных людей, которые свидетельствуют о большей древности вида. Они были найдены в Суанскомбе (Англия) и Штайнхайме (Германия); считается, что им 250 000 лет. По мнению некоторых исследователей, останкам, обнаруженным в Венгрии, 500 000 лет.

Останки, принадлежащие человеческому виду, но не в современной его форме Homo sapiens, называются останками человека прямоходящего, Homo erectus. В рамках этой классификации есть останки из Гейдельберга (Германия), возрастом в 350 000 лет; находки из Китая (синантропы) - 400 000 лет; останки с Явы (питекантропы) - от 400 000 до 700 000 лет.

Останки существ, которые не относятся непосредственно к человеческому виду, но являются человекообразными и, тем самым, входят в семейство гоминидов, возможно, могут находиться на линии эволюции, ведущей к современному человеку. Это австралопитеки, в том числе зинжантропы д-ра Луи Лики. Возраст - 1,75 миллиона лет. Д-р Лики также полагал, что «человек умелый» (Homo habilis) относится к гоминидам того же периода.

«Человек 1470» д-ра Ричарда Лики, которого он предварительно идентифицировал как принадлежащего к человеческому виду, имеет возраст 2,8 миллиона лет. Вероятней всего, большинством ученых, занимающихся происхождением человека, такая идентификация принята не будет.

Это же имеет отношение к эфиопскому эмигранту с Ближнего Востока д-ра Йохансона, так как тот еще старше - четыре миллиона лет.
Прогноз Ричарда Лики таков: однажды антропологи смогут найти общего предка «почти человека» и истинного человека, которому 4 миллиона лет. В настоящий момент такой точки зрения придерживается меньшинство.

1967 год, 13 февраля — журнал Newsweek написал: «Нет ничего более скудного, чем доказательства эволюции человека: коллекция из нескольких сотен окаменевших черепов, зубов, челюстей и других фрагментов. Физические антропологи, однако, оказались при чтении всех этих отчетов гораздо более изобретательными: версий древней истории человека ровно столько, сколько антропологов, их выдвинувших».

Newsweek суммирует несколько фактов, с которыми согласны почти все ученые: «Принятый возраст созданий, умевших стоять и имевших зубы, напоминающие человеческие - 1,7 миллиона лет… Первое появление гоминидов, семейства, отличающегося от обезьян, единственным выжившим членом которого является современный человек… относится к 1,4 миллиона лет назад».

Этот вопрос всегда волновал как учёных, так и простых людей. Многие учёные до сих пор посвящают изучению этого вопроса всю свою жизнь, так и не находя точного ответа. И хотя достоверно пока не знает никто, в научном мире приняли за основу теорию Дарвина, который считал, что человек эволюционировал от обезьяны природным путём. При этом до сих пор никто не нашёл такие доказательства происхождения человека от животных, которые являются полностью неопровержимыми.

Теория Дарвина

В современном мире теория Дарвина уже не имеет такую силу, как раньше, но всё же является основой для понимания того, откуда появился человек.

Вопрос о зарождении видов животных рассматривает такая наука, как биология. Происхождение человека является также вопросом, волнующим данную науку.

Британский биолог и геолог Чарльз Дарвин в 1859 опубликовал свою книгу под названием «Происхождение видов», которая является одним из самых знаменитых трудов в истории науки биологии.

В своей книге Дарвин изложил теорию, на основе которой сделал предположение об эволюции живых существ. Он считал, что живые существа на протяжении миллиардов лет эволюционировали путём природного отбора, то есть выживали сильнейшие и приспосабливались к новым условиям.

Затем в книге «Происхождение человека и половой отбор» попробовал обосновать теорию Жоржа-Луи де Бюффона, который предположил, что первые люди на Земле появились благодаря эволюционным процессам. После того как Дарвин опубликовал эту работу, её признали всем научным миром.

Потомки Дарвина, последователи его школы - дарвинисты, затем заявили, что человек произошёл именно от обезьяны. Данное мнение на сегодняшний день принято считать единственно правильным научным объяснением того, каким было происхождение человека. Научного опровержения этой теории до сих пор нет.

Учёные считают, что первые люди на Земле появились около 7 миллионов лет назад от древних обезьян. Разумеется, есть и антагонисты этого утверждения. Дальнейшая эволюция человека происходила очень сложным путём, оставляя право на жизнь только более совершенным видам.

Австралопитек

Первым звеном в эволюционной цепочке человека считается австралопитек. В Республике Чад были найдены останки этого вида, которым более 6 млн лет. Самый «молодой» австралопитек был найден в Южной Африке. С момента его смерти прошло не более 900 тыс. лет. Из всех найденных звеньев в эволюции человека данный вид просуществовал самый длинный промежуток времени.

Австралопитеки имеют ярко выраженные черты как человека, так и обезьяноподобного создания. Рост их был до полутора метров, а вес колебался от 30 до 50 кг. Отсутствие больших клыков говорит о том, что они не могли использовать их как оружие, следовательно, в большей степени питались растительной пищей, чем мясом. Крупных животных им убить бы не удалось, поэтому охотились на маленьких зверушек либо подбирали уже мёртвых существ.

Данные приматы умели использовать примитивные орудия труда, которые не нужно было изготавливать: камни, ветки и др. На основании этого австралопитека называют «человеком умелым».

Питекантроп

Жизнь первых людей на Земле явно была нелёгкой, учитывая слабую приспособленность к просто выживанию.

Первые останки человекообразной обезьяны данного вида были найдены на острове Ява, который находится в Южной Азии. Существовал данный вид на планете Земля примерно 1 млн лет назад. В тот же период полностью исчезли австралопитеки. Около 400 тысяч лет назад вымерли и питекантропы.

Благодаря найденным останкам, по которым удалось определить строение скелета, учёные предполагают, что данный вид почти всегда ходил на двух ногах, за что его прозвали «человек прямоходящий». Это удалось выяснить за счёт того, что бедренная кость такого примата очень похожа на человеческую.

Также при раскопках были найдены их орудия труда. Нельзя их охарактеризовать как мастеров этого дела, но питекантропы уже на то время понимали, что острые палки и камни более пригодны для охоты и разделывания пищи, чем необработанное дерево и булыжники.

Кроме этого, учёные полагают, что им удалось научиться мирно сосуществовать с огнём. То есть они его не так сильно боялись, как остальные животные, но самостоятельно добывать его ещё не умели.

Питекантропы ещё не умели разговаривать и общались с себе подобными приматами на уровне обычных древних обезьян.

Часто их связывают с ещё одной веткой эволюции - синантропами, которые существовали в это же время. Учёные считают, что они были схожи друг с другом и вели похожий образ жизни.

Неандерталец

Неандертальцы существовали в Европе и Западной Азии на протяжении сотен тысяч лет, они были изолированными от других веток человекообразных обезьян.

По большей части неандертальцы были хищниками и питались мясом. Для этого они имели огромные челюсти, которые при этом не выступали вперёд, как у более древних приматов. Охотились они даже на очень крупных животных: мамонтов, древних носорогов и др.

Объём мозга был такой же, как у современного человека, хотя учёные предполагают, что у некоторых групп особей он был даже больше.

За счёт того что они жили в ледниковый период, данные человекообразные обезьяны были хорошо приспособлены к выживанию в холодной среде. Кроме этого, они имели очень широкие плечи, таз, хорошо развитую мускулатуру.

Около 40 тысяч лет назад неандертальцы как вид человекообразных обезьян начали резко вымирать. А 28 тысяч лет назад не осталось ни одного живого представителя данного вида. Их вымирание связывают с ещё одним звеном в эволюции человека - кроманьонцами, которые могли на них охотиться и убивать.

Кроманьонец

Представителей данного вида именуют как «человек современный». Современный человек, особенно представители европеоидных рас, считается полностью идентичным поздним кроманьонцам.

Найденные останки кроманьонцев говорят нам о том, что представители раннего вида были ростом как высокий современный человек (около 187 сантиметров) и имели большую черепную коробку.

Кроманьонцы уже умели выражать свои мысли характерными звуками, что связывают с появлением речи. Они все делились на охотников и собирателей, при этом каждый использовал каменные орудия труда.

Более поздние представители кроманьонцев уже умело пользовались огнём, строили примитивные печи, в которых обжигали гончарные изделия. Учёные также предполагают, что они в данных целях могли использовать уголь.

Достаточно далеко они продвинулись и в создании одежды, которая как укрывала их от укусов диких животных, так и помогала сохранять тепло в холодные времена года.

Черта, которая отличает данный вид среди всех ранних человекообразных обезьян, - появление такого понятия, как искусство. Кроманьонцы жили в пещерах и оставляли в них различные рисунки животных или каких-то жизненных событий.

За счёт того что количество различных видов деятельности начало стремительно расти, всё больше отличий появлялось между руками и ногами. К примеру, всё больше развился большой палец на руке, которым кроманьонцам удавалось так же легко держать тяжёлые орудия труда, как и небольшие предметы.

Гомо сапиенс

Данный вид является прототипом современного человека. Появился он около 28 тысяч лет назад, о чём говорят находки самых древних людей.

Уже тогда наши предки научились выражать свои эмоции связной речью и всё больше совершенствовали социальную взаимосвязь друг с другом.

Различный климат и погодные условия влекли за собой и формирование разных черт той или иной расы, которая жила на разных континентах. Именно около 20 тысяч лет назад начали появляться три различные расы: европеоидная, негроидная и монголоидная.

Таким образом, в очень сжатой форме можно выразить эволюционную цепочку дарвинистов, которой можно описать происхождение человека.

Благодаря научным исследованиям установлено сходство генов человека с шимпанзе на 91%.

Опровержения теории Дарвина и учений его последователей

Несмотря на то что данная теория является фундаментом для всей современной науки о человеке, существуют и находки различных исследователей, которые опровергают принятое всем научным миром понимание того, откуда появились первые люди на Земле.

Найденные следы стоп, которым более 3,5 млн лет, доказывают, что на прямых ногах человекообразные особи начали передвигаться намного раньше, чем появился первобытный труд.

Эволюция человека, связанная с происхождением от обезьяны, неясна, если задать вопрос и про человеческие конечности. Почему у людей руки намного слабее ног, тогда как у обезьян всё наоборот? Что способствовало ослаблению конечностей, так как сильные руки явно полезней при охоте и другом труде, непонятно.

На сегодняшний день не найдены все звенья, которыми можно было бы полностью объединить древнюю обезьяну с современным человеком.

Кроме этого, существует ещё целый ряд непонятных вопросов и фактов, на которые нельзя ответить, используя всем известную научную теорию происхождения человека.

Религиозная теория происхождения человека

Каждая религия, которая сохранилась до сегодняшнего дня, говорит о том, что человек появился благодаря высшему существу. Приверженцы такой теории не верят во все доказательства происхождения человека от животных, существующих на сегодняшний день. К примеру, христиане говорят, что человек произошёл от Адама и Евы, первых людей, которых создал Бог. Также всем известна фраза: «Бог создал человека по подобию своему».

Независимо от вида религии, все они утверждают, что человек не появился на свет естественным путём, а является творением Всевышнего. Доказательства происхождения человека от Творца ещё никто не нашёл.

Креационизм

Есть такая наука, как креационизм. Учёные, которые занимаются ей, ищут доказательства теорий происхождения человека от Бога и подтверждения информации из религиозных книг.

Для этого они используют почти обоснованные научные расчёты. К примеру, они высчитали, что ковчег, который построил Ной, действительно мог разместить в себе всех животных (около 20 тысяч разных видов), без учёта водоплавающих существ.