Колода игральных карт. Для всех и обо всем

Игральные карты известны во всем мире. Но вот где и когда они появились, не знает никто. Некоторые средневековые теологи считали их «дьявольской выдумкой», которую сатана изобрел, чтобы множить людские грехи. Более здравомыслящие доказывали, что этого не может быть, потому что изначально карты использовались для гадания и других магических ритуалов, то есть для познания воли Божьей.

В качестве доказательств приводились весьма любопытные свидетельства, которые наверняка будут небезынтересны всем, кто когда-либо брал в руки атласную колоду. По одной из версий, изобретение карт приписывалось древнеегипетскому богу Тоту — родоначальнику письменности, счета и календаря. С помощью карт он поведал людям о четырех составляющих мироздания — огне, воде, воздухе и земле, которые олицетворяют четыре карточные масти. Гораздо позднее, уже в средние века, евреи-каббалисты конкретизировали это древнее послание. По их утверждению, масти воплощают четыре класса стихийных духов: бубны — духов огня саламандр, черви — повелителей воздушных стихий сильфов, трефы — духов воды ундин и пики — владык подземного мира гномов.

Другие средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре «главные стороны человеческой натуры»: червовая масть олицетворяет любовь; трефы стремление к познанию; бубны страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное же разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинений, чередование взлетов и падений, внезапных неудач и удивительных везений отражает нашу жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. Отсюда и проистекает завораживающая сила азарта, таящаяся в них к вящему негодованию пуритан и ханжей всех времен и народов, в этом смысле с картами не сравнятся ни шахматы, ни домино, да и вообще никакие другие игры.

Впрочем, не менее любопытна и версия, согласно которой в картах якобы отражается... время. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, а не всем понятный джокер символизирует еще и високосный год. Четыре же масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму — в 12, короля — в 13, а туза принять за единицу, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, получим число дней в году. Ну а число лунных месяцев — 13 соответствует количеству карт каждой масти.

Если же спуститься с заоблачно-туманных высот мистики на почву реальности, то наиболее вероятными представляются две версии происхождения карт. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800-го года нашей эры. Другая же версия гласит, что карты появились в Китае в VIII веке в период правления Танской династии. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной империи не только для расчетов, но и для азартных игр. Помимо цифровых номинаций на банкнотах были изображены императоры, их жены, губернаторы провинций, что и обозначало достоинство той или иной купюры. А поскольку у игроков не всегда было достаточное количество банкнот, они применяли вместо них дубликаты, нарисованные на листках бумаги, которые в конце концов вытеснили из игр настоящие деньги.

Столь же неопределенно и время появления карт в Европе, хотя большинство историков сходится на том, что скорее всего их привезли с собой участники крестовых походов в XI-XIII веке. Правда, не исключено, что сей предмет азарта появился на нашем континенте в результате вторжения в Италию в X веке сарацин, как называли тогда арабов, у которых местные жители заимствовали карты. Во всяком случае, в 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточные игры во Франции.

В Европе арабский оригинал подвергся значительной переработке, поскольку Коран запрещал правоверным рисовать изображения людей. Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев—валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.

Самая ранняя из известных европейских карточных колод «Таро» (Иногда встречаются названия Тарот илиТарок — прим. ред.) была изготовлена в XIV веке в Ломбардии. В ней были четыре масти, изображенные в виде чаш, мечей, денег и жезлов или дубинок. Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца. Кроме этих 56 карт, она включала еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник, судьба, сила, палач, смерть, умеренность, дьявол, гостиница, звезда, луна, солнце, мир и судилище.

По мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века из колоды Таро постепенно исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Правда, остался шут, переименованный уже в наши дни в «джокера». Полные же колоды сохранились только для гадания.

Причин для этого было несколько. Во-первых — стремление отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Потом, правила игр с таким большим количеством карт были слишком сложны для запоминания. И, наконец, то, что до изобретения печатного станка карты размечали и раскрашивали вручную, и поэтому стоили они очень дорого. Поэтому в целях экономии колода «похудела» до нынешних 52 карт.

Что же касается обозначения мастей, то из исходной итальянской системы с ее мечами — аналог будущих пик, булавами — треф, кубками — червей и монетами — бу-бей, позже выделились три: швейцарская с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая с желудями, листьями, сердцами и колоколами, и французская с трефами, пиками, червами и бубнами. Наиболее устойчивой оказалась французская система изображения мастей, которая после Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти повсюду.

За последующие 300 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, растений, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. В самом начале этого процесса в Германии масти изображались в виде ларцов для церковных пожертвований, гребня, кузнечных мехов и короны. Во Франции появились аллегорические фигуры Свободы, Равенства, Братства и Здоровья. Позднее приверженцы социализма даже пытались выпускать карты с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Впрочем, все эти «изобретения» оказались слишком искусственными и поэтому так и не привились. А вот с картами-картинками дело сложилось иначе.

Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века: Карл Великий, король франков, возглавлял червонную масть, пастух и певец Давид — пиковую, поскольку благодаря своим подвигам он стал легендарным древнееврейским царем; Юлию Цезарю и Александру Македонскому соответственно были отданы бубновая и трефовая масти.

Правда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий. Современные карты любовно, практически без изменений, хранят героические черты этого прославленного мужа в виде мудрого старца, укутанного в горностаевую мантию — символ богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти.

Изображение Давида изначально украшала арфа — как напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Но потом справедливость восторжествовала и Давид вновь занял свое законное место среди карточных царственных особ.

Хотя Юлий Цезарь никогда не был королем, он тоже вошел в венценосный ареопаг. Его обычно рисовали в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах Цезаря изображали с вытянутой рукой, словно он намеревается что-то схватить. Это должно было говорить о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством.

Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого была вложена держава символ монархии. Правда, на современных картах ее часто заменяет меч — как свидетельство его полководческих талантов. К сожалению, внешность трефового короля стала жертвой безжалостной моды и из мужественного героя с яростным взглядом он превратился в изнеженного царедворца со щегольской бородкой и элегантными усами.

Первой дамой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли претенденток на этот трон выступали Элисса, основательница Карфагена, в римской мифологии — Дидона, Жанна д"Арк, Елизавета I Английская, Роксана, Рахиль и Фауста. Однако долгожительницей оказалась героиня библейской легенды Юдифь, чей образ на протяжении веков кочевал из колоды в колоду.

Что касается дамы пик, то ее было принято изображать в виде греческой богини мудрости и войны Афины Паллады. Правда, тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам, олицетворявшим войну.

В XIV-XV веках художники не смогли прийти к согласию, кого избрать в качестве прототипа дамы бубен. Исключением была лишь Франция, где им стала королева амазонок, в греческой мифологии — Панфизелия. В XVI веке кто-то придал даме бубен черты Рахили, героини библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку, по преданию, она была женщиной жадной, ее амплуа в качестве «королевы денег» пришлось по вкусу широкой публике, и она утвердилась на этом троне.

Долгое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы треф. Иногда в колодах мелькали фигуры правительницы Трои Гекубы или Флоримелы, олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера. Но они не сумели утвердиться в этой роли. В конце концов французам пришла в голову мысль изобразить даму треф в виде этакой, как теперь говорят, секс-бомбы и назвать ее Аргиной (от латинского слова «регина» — «царственная»). Затея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. Больше того, все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя Аргина.

Первоначально в роли валетов выступали четыре безымянных рыцаря. Хотя название этой карты переводится скорее как «слуга, лакей», и у игроков эта фигура традиционно отождествлялась с искателем приключений, не всегда почитающим закон, но чуждым низкого коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует образу валета червей. Пытаясь подобрать для него достойный образ, французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, служившем в войсках Карла VII. Он был доблестным воином, храбрым, щедрым, безжалостным и язвительным. Некоторое время он состоял советником при Жанне д"Арк и сохранился в памяти потомков как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

Прототипом валета пик был Огиер Датский. Согласно историческим хроникам в многочисленных битвах его оружием были два клинка толедской стали, которые обычно рисовали на этой карте. В многочисленных сказаниях этот герой совершал многочисленные подвиги: побеждал великанов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, которая, обручившись с Гиером, даровала ему вечную молодость.

Первым валетом бубен стал Роланд, легендарный племянник Карла Великого. Однако позднее, без явных на то причин, его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере, именно этот герой сегодня ассоциируется с валетом бубен, хотя знаменитое благородство рыцаря де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету.

Валетом треф карточных дел мастера избрали самого сэра Ланселота, старшего из рыцарей Круглого стола. Первоначально он был самым ярким из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф лишился своего роскошного камзола, хотя в руках у него остался лук символ его непревзойденного мастерства лучника. Впрочем, в современном валете треф трудно узнать того могучего воина, который, будучи ранен в бедро стрелой, тем не менее сумел одержать верх над тридцатью рыцарями...
Такова галерея фамильных портретов, о которой не подозревает никто из игроков, беря в руки атласную колоду.

Версии происхождения карт

Современная колода карт — результат сложного развития этой старинной игры.

Времени точного происхождения карт не известно, также не ясно и место их изобретения. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, получившем известность в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Но в целом существует несколько версий появления карт. Помимо китайской, рассмотрим также индийскую и египетскую.

Китайские и японские карты слишком уж непривычны для нас и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. Затем у японцев появились четыре масти карт: они символизировали времена года, а 52 карты в колоде означали количество недель в году.

Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы», стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.

Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Появление карт в Европе

О появлении карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты относится к XV столетию и совпадает с появлением цыган на европейской территории. По другой — общая же известность карт, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) они были усовершенствованы в и тогда же получили свое теперешнее название.

Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Первое документальное известие о картах относится к 1379 году, когда в хронике одного из итальянских городов появилась запись: «Введена игра в карты, происходящая из страны сарацин и называемая ими «наиб».

Игра носила, по-видимому, военный характер, так как «наиб» по-арабски означает «капитан», «начальник». На арабских картах обозначались только цифры по той причине, что закон Магомета запрещал изображать человеческие фигуры. Поэтому скорее можно говорить не об изобретении карт французами, а об украшении фигурами уже существующих карт.

В карточных мастях не было единообразия. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки — в «черви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты быстро распространились во всех европейских странах, на их основе появились азартные игры, и потому вскоре стали предприниматься властями строгие меры для их запрещения. Несмотря на это, изобретались все новые и новые карточные игры. В Германии появились ремесленные цеха, занимающиеся изготовлением карт, улучшались способы их выделки.

В XV веке во Франции установили тот тип карт, который существует и поныне. Считается, что масти карт символизируют четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — меч, пики — копья, бубны — знамя и герб, червы — щит.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты соответствуют числу недель в году; 4 масти — это четыре времени года; в каждой масти 13 карт, столько же недель в каждом времени года; сумма всех очков 52 карт составляет 364, то есть число дней в году без одного.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера). Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы.

Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатания тогда еще не было, они рисовались от руки. Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство — указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт для увеселения короля. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Карты в России

В нашем отечестве карты появились давно, во времена Ивана Грозного. Уже при сыне Грозного, царе Федоре Иоанновиче, игральные карты в значительном количестве поступали в Россию в числе прочих европейских товаров. Карты были дорогостоящим и легко портящимся товаром, поэтому перевозили их в прочных дубовых бочках. Уже с начала 16 века карты стали обычным предметом торга по всей России, а карточная игра стала приносить ощутимый вред нравственности и правопорядку. В 1649 году Уложение царя Алексея Михайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление. До петровских времен карты в России были привозными.

Великий новатор Петр Первый перенял многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко. Но именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. Личное внимание и всемерная поддержка карточных мануфактур Петром объяснялись совершенно прозаическими причинами — измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговля игральными картами.

В течении всего 17 века игральные карты производились мелкими мастерскими в столицах и даже в провинциальных городах. Отдельные мастерские имели даже некоторый ассортимент видов производимых карт, впрочем, весьма скромный. Рисунок карт был незамысловат и практически не изменялся десятилетиями.

В царствование Екатерины Второй зародилась, а при Александре Первом претворилась в жизнь благая мысль о государственной монополии на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на дело благотворительное — на него содержалось Ведомство Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот. Непосредственное производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.

В течении более 20 лет шло становление нового производства, пока русские карты не стали выпускаться на русской бумаге и в основном русскими мастерами. Директор Карточной фабрики А. Я. Вильсон стремился к некоторому улучшению внешнего вида карт, были разработаны новые рисунки. Императору Николаю Первому был представлен соответствующий доклад, на котором он, однако, собственноручно написал: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».

После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А. Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

Атласные карты

Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то «нерусскими». Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами в России. Кажется, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Но это не так — у этих карт есть автор, и появились они в России в середине 19 века.

За решение вопроса изменения и художественного оформления карт взялись достаточно серьезно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

Адольф Иосифович Шарлемань происходил из семьи обрусевших французов. Его отец Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) и брат Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Будущий академик живописи учился в Императорской Академии художеств по классу исторической и батальной живописи. В 1855 году Адольф Шарлемань за картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен большой золотой академической медали. Вместе с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, в которую отправился в 1856 году. В 1859 году Шарлемань пишет картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», за которую был удостоен звания академика живописи.

Возвратившись в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича. Работа для карточной фабрики стала одним из таких заказов. Кто знал, что это творение художника станет бессмертным!

Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Однако не только «технологичность» сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, «старые» рисунки имели своей первоосновою так называемую «северо-немецкую картинку», которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Редкий художник, поэт, писатель создает произведение, которое через какое-то время утрачивает авторство и становится просто народной песней, народной сказкой. Такая творческая удача выпала Адольфу Иосифовичу Шарлеманю, рисунки которого в виде игральных карт есть в каждом доме.

Современность

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») безраздельно царили среди простонародья.

На Западе «умственные» карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра…

Игральные карты - в первую очередь это не превзойденный инструмент развлечения. Всевозможные карточные игры, фокусы и трюки с картами, и не забудьте про гадание на картах. Все это по большому счету призвано развеселить нас, поднять настроение, помочь отдохнуть. Пусть и не на долго, мы окунаемся в нечто неизведанное нами до сих пор.

Хочется надеяться, что любители мира карт согласятся с таким описанием. Ведь обычная колода игральных карт - это все равно, что шкатулка полная секретов. Стоит только ее распечатать и головоломкам, загадкам, фокусам уже не будет конца. В этой маленькой коробочке спрятано столько секретов для пытливого ума, что их хватит на целую жизнь. А вся прелесть в том, что каждый способен обучиться (если захочет) этим карточным секретам.

И как всегда самый главный секрет, который возникает перед исследователем, карточной вселенной это - откуда и как?

Откуда взялись игральные карты и как они появились?

Вот если честно, знаете ли вы ответ? Во многих случаях можно услышать три варианта ответа.

Первый: игральные карты вышли из колоды карт Таро. Это общепринятое мнение и имеет право на существование.

Второй вариант: "Чтобы любить, знать не обязательно". Ну, что же вполне достойная фраза, чтобы уйти от ответа и сменить тему.

Ну и третий вариант, который приходилось слышать: "В общем - то нет, а кому это надо?" В общем – то отвечать вопросом на вопрос это дурной тон. Но все же…

Зачем знать историю возникновения игральных карт?

Знание это сила (власть, деньги, слава, успех - нужное подчеркнуть) И дело здесь не в обладании информацией ради самой информации. А в том, как этой информацией (знаниями) можно воспользоваться. Человек, обладающий углубленными познаниями в каком бы – то ни было вопросе, всегда производит впечатление эрудированного и образованного собеседника.

Даже короткий рассказ о происхождении игральных карт может сыграть свою роль. Покажет вас разносторонне развитой личностью и начитанным человеком, а не зацикленным только на игре картежником.

Или представьте, сколь удачно может вплестись история о происхождении игральных карт в ваше выступление перед публикой при показе фокусов. Заполнить паузу, развлечь зрителей во время смены декораций.

А если кто увлекается гаданием на картах, то всегда можно добавить немного мистики своим рассказом об игральных картах. В общем, были бы знания, а как их применить, хватит смекалки у каждого.

Так вот, собственно о происхождении игральных карт.

Прародительницей современных игральных карт, в том виде, в котором они нам знакомы сегодня, можно считать колоду карт Таро. Примерно в средние века 52 младших аркана были отделены обычными обывателями от основной колоды.

Примечание: Первая книга о колоде Таро появилась в Венеции в 1575 году.

Со временем они потеряли связь со старшими арканами. И уже стали восприниматься как нечто само достаточное. Утратив свою таинственность и значимость в глазах обычного человека. Они мало, в чем изменились, дойдя до нашего времени. И все также как и тогда используются для карточных игр, при демонстрации фокусов и карточных трюков, гаданиях.

Сама же колода карт Таро берет свое начало в древнем Египте. И как утверждают специалисты, в области езотеризма содержит в себе тайные знания. Эти знания были зашифрованы с помощью рисунков. Чтобы передать будущим поколениям посвященных.

Примечание:Arcanum - в переводе с латыни означает тайна. А слово Таро – очень созвучно с древнеегипетским ”Ta-Rosh”- Путь Королей.

Вся эта теория возникновения игральных карт очень убедительна и имеет хорошо осмысленную и наглядную основу.

Но существует еще целый ряд интересных теорий, предлагающих свою версию происхождения игральных карт .

В конце девятнадцатого века Стюарт Кулин – американский исследователь, посвятивший много времени изучению истории возникновения игр сделал несколько интересных выводов. Которые касались истории возникновения игральных карт.

Согласно его исследованию первые карты на земле появились в древнем Китае. И хотя у них было большинство признаков современных игральных карт, для игры они годились мало. Это были полоски промасленной бумаги от двадцати до ста пятидесяти сантиметров в длину. И шириной в 1,25 см. На обороте всегда присутствовал, какой ни - будь рисунок.

Но уже тогда этот набор напоминал колоду. В нее входили восемь мастей: человек, рыбы, ворона, фазан, антилопа, звезда, кролик и лошадь. Каждая масть разделялась десятью полосками разной длины.

Самое раннее упоминание о картах присутствует в свитках из эпохи династии Тан, а это 600 год н.э. И это были уже карты сделанные из бумаги высокого качества. С более удобными размерами для удержания в руках. Кроме того, сами рисунки имели пометки, относящие их к той или иной масти.

На много позже иностранные путешественники и купцы завезут в Европу эти рисунки как восточную экзотику. Потом уже другие европейцы перекопируют эти рисунки на свои игральные карты. А далее время трансформирует их в королей, дам и валетов. Цифровые обозначения тогда располагалось на другой стороне карты. В виде кружков. Шесть кружков обозначало шестерку.

Примечание: Может именно от сюда, монахи Доминиканцы, взяли свою идею создания домино.

Другая теория возникновения игральных карт была опубликована профессором арабистики Томасом Хайдом в 1694 г. в научной работе под названием “Mandragorias” - Игра Мандрагора. Он привел несколько образцов в виде изрисованных бумажных и картонных овалов. Которые сильно напоминали тогдашние игральные карты. Также в этой монографии впервые прозвучало определение «китайские шахматные карты».

Очень интересна, наглядна и довольно убедительна теория возникновения игральных карт под номером три.

Ее автором стала Катрина Харгрейв американская исследовательница карточных игр. Она предположила, что именно Индия была тем местом, где зародились игральные карты. Произошло это в 800 году н.э. И это было не смешение карты-шахматы, а полностью обособленное явление.

В подтверждение своей теории она привела подробное описание индийских игральных карт того времени. Материалом для изготовления могла послужить древесноволокнистая или хлопчатая бумага. В редких случаях использовали слоновые кости.

Игра называлась «Ганджифа». Для игры использовали колоду, которая могла содержать от 8 до 10 мастей. Каждая масть имела десять цифровых карт и две специальные. Одна из этих особых карт содержала рисунок инкарнации индийского бога Вишну. А вторая особая карта иллюстрировала одну из историй во время этой инкарнации. Уникальность этих карт заключалась в их форме. Это были диски размером от 2 до 4 см.

На наш взгляд это наиболее внятные версии происхождения игральных карт , с не плохой доказательной основой.

Что делать дальше с этими знаниями, мы как всегда оставляем на усмотрение нашего уважаемого читателя. Может, кто ни - будь, захочет более детально изучить озвученные теории. И лично ознакомиться с работами упомянутых исследователей.

Или на пример во время спора о том, откуда взялись игральные карты. Если кто ни - будь, попытается сострить, указав на надпись “made in” с упаковки колоды. Будет не лишним показать разницу между острословием и остроумием подкрепленное хорошей осведомленностью в вопросе.

Вот так выглядит современная популярная колода карт. Создана она в 1860-1870х годах Адольфом Шарлеманем по заказу карточной российской фабрики. На основе популярных французских карт. Не каждый знает, что каждая фигура в колоде имеет свой прообраз. Но об этом позже.

Происхождение игральных карт

Колода обычных игральных карт произошла . В XIV – XV веках это было самое модное увлечение в Европе. А в пользование у европейцев среднего и низкого уровня пошли карты Младшего Аркана. Со временем их количество снизилось и вместо 56 карт стало 52. Куда делись 4 карты? В картах Младшего Аркана есть такие фигуры как Король, Дама, Рыцарь и Валет. Посчитали, что по градации иерархической лестницы и возрастной, Рыцарь и Валет не сильно-то отличаются, потому оставили лишь Вальтов. А так как игры бывают разные и по сей день, то и колоды все так же иногда использовали с 2,3,4,5 –ками, а иногда и без. Т.е. в колоде 36 карт. А теперь подробнее.

Первые переделанные игральные карты

В 1392 году шут французского короля Карла VI Безумного по имени Жакмен Грингоннер развлекал его частенько карточными играми. И, чтобы обрадовать его, создал свою собственную колоду на основе существующих. В качестве персонажей колоды он рисовал известных личностей. Эта колода очень напоминала современную, с одним лишь отличием: изначально там не было дам, были короли, рыцари и пажи. И еще шут нарисовал сам себя! Так появился джокер в колоде (созвучно с Жакмен). Хотя, возможно, шут в эту колоду перешел всего лишь со Старшего Аркана карт Таро. Все масти теперь были переименованы и изменены. Денарии карт Таро превратились в бу-бей, а затем в бубны, кубки (чаши) – в масть черви, жезлы - в кресты, а позднее в трефы (фр. пер. – клевер, трехлистник), мечи - в пики.

Итак, король червей изображён как Карл Великий, король бубен – Юлий Цезарь, трефовый – Александр Македонский, а пиковый – царь Давид. Т.е. эти карты были похожи на своих персонажей и подписаны, остальные нет.

Позже и валеты были перерисованы в известные личности. Валет червей – это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, известен как верный соратник Жанны д’Арк; бубновый валет – это Роланд, лучший витязь короля Карла Великого, из «Песни о Роланде», позже Гектор де Марэ, брат Ланселота и тоже рыцарь Круглого Стола; трефовый – Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре; пиковый – Ожье Датчанин, храбрый соратник Карла Великого.

Продолжнение следует...

До сих пор не известно время точного появления карт, кроме того, не известно также и место изобретения. Основываясь на одном из старинных китайских словарей, можно сделать вывод, что карты изобрели в Китае в начале XІІ века, в 1132 году они получили массовое распространение. Здесь же объясняется и выбранные масти и количество карт. Четыре масти - символизируют четыре времени года, 52 карты в колоде - количество недель в году.

В старинных китайских словарях упоминается о похожих на картежную играх, в которую играли еще до возникновения игральных карт в Китае и Японии. Однако вместо привычных карт были использованы для игры бумажные таблички, таблички из слоновой кости или дерева, на которых изображались различные фигуры. В средневековой Японии изготовляли такие своеобразные карты даже из раковин мидий. Украшали раковины изображениями цветов, пейзажей, бытовых сцен. Японские карты первоначально были использованы для обучения и утонченных забав образованных людей. С помощью этих карт игроки могли не только играть в различные игры, но и раскладывать пасьянс. Чуть позднее, в ХІІІ веке картами стали увлекаться и в Индии, и в Египте.

Но считать родоначальником карт Китай сложно, так как по другим источникам карты изобрели в Египте. А служили они, прежде всего, для гадания. Колода, изобретенная в Египте, состояла из 78 карт. Их украшали золотые таблицы.

Существует также предположение, что появление карт идет из Европы. Но и здесь имеется в наличии несколько версий возникновения карточных азартных игр. Основываясь на первой версии, можно прийти к выводу, что карты зародились в XV столетии, одновременно с появлением на европейских территориях цыган. Другой версией является получение картами общей известности в XIV столетии. По свидетельствам иезуита Менестрие известно, что малоизвестный живописец Жикомин Грингонер придумал и нарисовал карты для развлечения короля Франции в 1368-1422 годах Карла VІ. Известно, что Карл VІ был умалишенным и вошел в историю как Карл Безумный. Карты являлись для него единственным средством, благодаря которому он мог успокоиться во время приступов сумасшествия.

Во время правления Карла VІІ в 1422-1461 годах карты усовершенствовали. Именно тогда они и получили известный нам вид и название. Достоверно проверить эту информацию не представляется возможным, поэтому эти данные появления карт являются лишь гипотезами. Таких предположений достаточно много. Например, утверждают также, что зарождение карт произошло в ХІІІ веке, это утверждение имеет историческое документальное подтверждение. При царствовании Людовика Святого был издан указ, в котором говорится о запрещении карточных азартных игр во Франции, наказанием являлся кнут. Сохранился также итальянский манускрипт, датированный 1299 годом, в котором тоже упоминалось запрещение карточных игр.

А в Германии в 1260 году основали особый цех торговцев и фабрикантов игральных карт. В Испании запретил игру в карты Орден Калатрава в 1331 году. Подтверждением существования карт в Кастилии, можно судить по указу 1332 года короля Альфонса ХІ, возлагающем запрет на игры в карты. Существует и версия о том, что карты оказались занесены в страны Европы сарацинами (древний восточный народ). Эту версию подтверждает сохранившийся документ, который относится к 1379 году. В указанном документе говорилось о том, что в Витебро была введена игра в карты, которая происходит из страны Сарацин, и получила она название наиб .

Мусульман Востока и арабов называли сарацинами. Однако, судя по законам Магомета, о запрещении делать изображения человеческих фигур, эти древние карты не могли иметь изображения людей, которые мы привыкли видеть на картах сегодня. Предполагают, что родиной карт, на которых изображены фигуры людей, является Италия. Подобный древнейший экземпляр относится к 1485 году, и гравирован он на меди. Предполагают также и о более раннем возникновении карт в Европе после крестовых походов на мусульманские земли востока в 1096-1270 годах.

Древние карты, которые использовали для игры в Европе, были довольно дорогим удовольствием. Это объясняется тем, что не было возможности тогда использовать литографическое печатание, и все карты приходилось рисовать от руки. Из Италии карты привозили во Францию. Подтверждением этому может послужить историческое свидетельствование - указ счетной камеры, датированный 1390 годом, который отражает расход на приобретение карт для развлечения короля. Того времени карты были достаточно длинными, до 22 сантиметров, и очень неудобными для азартных игр.

Относительно появления карт в России, можно с большей долей вероятности утверждать о внедрении карточных азартных игр в XVII столетии. Уже в середине этого века карты получили широкую популярность. Однако увлечение карточными играми осуждалось, так как считалось путем к преступлениям и разжиганию страстей. При правлении царя Алексея Михайловича в 1649 году в "Уложении" говорилось о наказании игроков: их били кнутом, лишали пальцев рук путем отрубания. А в указе Петра І в 1696 году говорилось об обязательном обыскивании заподозренных в намерении играть, в случае обнаружения у них игральных карт, предполагалось битье кнутом. Такие суровые карательные меры были обусловлены возникшими издержками, в результате быстрого распространения азартных игр в карты. Однако, эти запреты и очень жестокие наказания не мешали многим игрокам. Кроме азартных карточных игр, были известны также коммерческие игры в карты, раскладывание пасьянсов и применение карт для демонстрации различных фокусов.

Более интенсивному развитию невинных карточных игр поспособствовал указ Елизаветы Петровны, датированный 1761 годов. В нем говорилось о разделении назначения и применения карт, при этом азартные игры запрещались, а коммерческие и карты для раскладывания пасьянсов - дозволялись. Предполагается, что карты получили широкое распространение в России благодаря польско-шведской интервенции в начале XVIII века. Однако достоверно точно путь проникновения в Россию карт не известен.

Практически за несколько десятилетий карты трансформировались достаточно сильно, прежде чем превратились в современные. Древние карты имели различие по цветам, каждая масть имела свое объяснение:
- зеленая - символизировала энергию и жизненные силы воды, которая дает жизнь, но в то же время может нести катастрофы; средневековые карты этой масти имели знак жезла или палки, которые позже упростили и заменили черными пиками;

Желтая - символизировала интеллект, созидание нового, делового успеха; в графике она имела обозначение монеты, солнца, золотого бубенчика или же огня и зажженного факела; впоследствии - это ромб, бубны;

Голубая - символизировала простоту и порядочность, бескорыстное служение; знаком этой масти в картах служили рисунки желудя с голубым колечком, скрещенные мечи и шпаги; отсюда впоследствии возникли кресты, трефы;

Красная - символизировала красоту, радость и удовольствие; также красный был символом духовности и начала; карты с такой мастью имели в изображениях кубки, чаши и сердца, как символ милосердия; после они заменены на изображение лишь сердца, червы.

Изменилось со временем и количество карт в колоде. На сегодняшний день колода состоит из 52 карт, вместо древних 78. Карты по прежнему широко используют не только для игр, но и для гадания. Символическое толкование значения карт частично сохранилось. Количеству недель в году соответствует количество карт в колоде - 52; времена года - это четыре масти; учитывая то, что каждое время года имеет по 13 недель, то и каждая масть тоже имеет по 13 карт. Следующие вычисления немного сложнее. Каждая карта имеет обозначение очков, 1-10, карты валет, дама и король также имеют соответствующее количество очков, 11-13. Таким образом, если сложить все эти очки, то в результате получится 91 - это количество дней в каждом времени года. Если же найти сумму очков четырех времен года (четыре раза по 91), то получается 364 - количество дней в году без одного дня.

Фигурных карт, в результате изменений, в карточной колоде осталось лишь три - это король, дама, валет (фараон, сивилла, всадник). Возможно добавление в колоду и еще одной карты - Джокера, которая соответствует шуту больших арканов. Королей, дам и валетов в XIV веке стали изображать как легендарных героев древности. Короля червей, например, стали изображать в виде короля франков Карла Великого, а короля пик - в виде древнееврейского царя Давида, королем бубен стал Юлий Цезарь, а королем треф - Александр Македонский. То же касалось дам и валетов. Для того, чтобы шулера не смогли сделать на обратной стороне карт какие-то условные обозначения, в начале XVII века при Генрихе ІІ Валуа стали на обратную сторону карт наносить крапленый мелкий пунктирный рисунок.

Современный вид двухголовых карт, когда одна половинка карты как бы изображает другую, появился в XVII веке в Италии. Но широкое применение такого изображения в повседневном обиходе карты получили лишь в середине XIX века.

Сохранились и необычные итальянские карты, которые были выполнены на меди с помощью гравирования. Такие карты производились в Падуе, Флоренции или Венеции в конце ХV столетия. Эти работы приписывают известным граверам - Мантеньи либо Финигуэрру . Карты на меди отличаются довольно тонкими и необычайно красивыми узорами и рисунками, отличной гравировкой, единственным недостатком этих карт можно назвать несколько бледную печать. Размеры этих карт составляли 9 сантиметров в длину и 3,5 сантиметра в ширину (для сравнения: китайские карты имели размеры 3,5 дм и в ширину, и в длину).

Наилучшей художественной выделкой отличались карты изготовленные в Италии. Карты Испании никогда не имели подобного качества исполнения. В Италии одной из первых азартных карточных игр была изобретена игра под названием ломбер. Позже, в измененном виде эта игра появилась и во Франции и России. Название игры произошло от названия столов, предназначенных для игр в карты. Пристрастие к карточным играм в Испании было не меньшим, чем в Италии. Испанцы изготовляли свои первые карты из пальмовых листьев.

Карты и азартные карточные игры прошли долгий путь прежде чем стали легализованы и популярны во многих странах мира. Если раньше карты были развлечением для богатых, то сегодня - это страсть для всех желающих. Азартные игры сегодня не оставляют равнодушными никого.