Свобода есть осознанная необходимость считал. "свобода" как "осознанная необходимость"

Судьба этого философа полна драматизма, а его имя стало своего рода символом логичности и рассудочности в европейской философии. Высшей целью этой науки Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) считал видение вещей с точки зрения вечности. А на его печати для писем была изображена роза с надписью наверху: «Caute» - «Осмотрительно».

Бенедикт Спиноза (Барух д"Эспиноза) родился в Амстердаме в состоятельной семье испанских евреев, бежавших в Голландию от преследований со стороны инквизиции. Хотя они и вынуждены были принять христианство, но втайне сохраняли верность иудаизму. Поначалу Спиноза занимался в школе еврейской общины в Амстердаме, где выучил древнееврейский язык, глубоко изучил Библию и Талмуд.

После этого он перешел в христианскую школу, где освоил латынь и науки - ему открылись античный мир, культура эпохи Возрождения и новые течения в философии, созданные Р. Декартом и Ф. Бэконом. Постепенно юный Спиноза стал все более отдаляться от интересов своей общины, так что вскоре вступил с ней в серьезный конфликт.

Глубокий ум, таланты и образованность юноши всем бросались в глаза, и многие члены общины хотели, чтобы Спиноза стал их раввином. Но Спиноза отказался в столь резкой форме, что какой-то фанатик даже покушался на жизнь будущего великого рационалиста - Спинозу спасло лишь то, что он вовремя сумел увернуться, и кинжал прорезал только его плащ. Так уже в юности Спиноза был вынужден защищать свою свободу, право на свой собственный выбор. В 1656 г. он был изгнан из общины, а его сестра оспорила его право на наследство. Спиноза подал в суд и выиграл процесс, но самого наследства не принял - ему важно было доказать только свои права. Он переехал в окрестности Амстердама и там, живя в одиночестве, занялся философией.

С 1670 г. Спиноза поселился в Гааге. Он научился шлифовать стекла и этим ремеслом зарабатывал себе на жизнь, хотя к этому времени уже был известен как интересный глубокий философ. В 1673 г. ему даже предложили занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, но Спиноза отказался, поскольку опасался, что на этой должности ему придется идти на мировоззренческие компромиссы, ибо, отказавшись от иудаизма, он так и не принял христианства. Он жил один и очень скромно, хотя имел много друзей и почитателей его философии. Один из них даже дал ему денег на пожизненное содержание - Спиноза принял подарок, но при этом попросил значительно уменьшить сумму. Умер Бенедикт Спиноза в возрасте 44 лет от туберкулеза.

Главным философским трудом Спинозы стала его «Этика». Он всегда считал себя последователем рациональной философии Декарта и его «геометрического» метода познания, предполагающего строгие доказательства любого утверждения. В «Этике» Спиноза довел метод своего учителя до логического предела - эта книга по манере изложения напоминает скорее учебник по геометрии. Сначала идут определения (дефиниции) основных понятий и терминов. Затем следуют очевидные, интуитивно ясные идеи, не требующие доказательства (аксиомы). И, наконец, формулируются утверждения (теоремы), которые доказываются на основании дефиниций и аксиом. Правда, Спиноза все же отдавал себе отчет, что философия вряд ли сможет полностью уместиться в столь строгих рамках, и потому снабдил книгу многочисленными комментариями, в которых и изложил собственно философскую аргументацию.

Главной идеей Спинозы, на которую «нанизана» вся его философия, является идея о единой субстанции мира - Боге. Спиноза исходил из декартовского понятия субстанции: «Субстанция - это вещь, для существования которой не нужно ничего другого, кроме нее самой». Но если субстанция является основой самой себя, то есть сама себя творит, то, сделал вывод Спиноза, такая субстанция дол-быть Богом. Это и есть «философский Бог», являющийся универсальной причиной мира и неразрывно (имманентно) связанный с ним. Мир, считал Спиноза, делится на две природы: природу творящую и природу сотворенную. К первой относится субстанция, или Бог, а ко второй - модусы, т.е. единичные вещи, в том числе, и люди.

Поскольку мир пронизан единой субстанцией, в нем царствует строгая необходимость, исходящая из самой субстанции, или Бога. Такой мир, полагал Спиноза, является совершенным. Но откуда тогда в нем страх, зло, несвобода? Спиноза отвечал на эти вопросы очень своеобразно. Да, человека влечет по жизни совершенная необходимость, но часто сам человек этого не понимает и ему становится страшно, возникает стремление противоречить необходимости, и тогда его душой овладевают страсти, он творит зло. Единственный выход - осознать эту необходимость. Отсюда его знаменитая «формула свободы»: Свобода есть осознанная необходимость.

По-своему Спиноза определил и человеческую добродетель. Поскольку мир совершенен, то он стремится сохранить себя. Поэтому, считал Спиноза: «Для нас действовать по добродетели означает не что иное, как жить, заботясь о самосохранении, руководствуясь разумом и собственной пользой». Правда сам Спиноза, судя по его биографии, не очень заботился о «самосохранении», его больше привлекала возможность разумно мыслить, ибо это означало для него «блаженство при высшем интеллектуальном познании», которое есть «не только добродетель, но и единственная и высшая награда за добродетель». Добродетель, считал Спиноза, несет награду в себе самой, делая возможным «рай» уже здесь, на земле.

Мудрые мысли

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя - 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 154 - 170 из 204

Свобода есть осознанная необходимость.


Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов и в возможности поэтому планомерно пользоваться ими для определенных целей. Это верно как о законах внешней природы, так и о тех, которые регулируют физическую и духовную жизнь самого человека …


Свобода… состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой…


Следовательно, уничтожение классов предполагает такую высокую ступень развития производства, на которой присвоение особым общественным классом средств производства и продуктов, - а с ними и политического господства, монополии образования и умственного главенства, - не только становится излишним, но и является препятствием экономическому, политическому и умственному развитию. Эта ступень теперь достигнута.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


. …случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью.


Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных «богов».


Совершение этого освободительного дела составляет историческое призвание современного пролетариата. Исследовать исторические условия и самое природу этого переворота и таким образом выяснить призванному к его совершению, теперь угнетенному классу значение его собственного дела - такова задача научного социализма, который является теоретическим выражением рабочего движения.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


Согласно буржуазному пониманию, брак был договором, юридической сделкой, и притом самой важной из всех, так как она на всю жизнь определяла судьбу тела и души двух человек. В ту пору формально сделка эта, правда, заключалась добровольно; без согласия сторон дело не решалось. Но слишком хорошо было известно, как получалось это согласие и кто фактически заключал брак.


. …созданные современным капиталистическим способом производства производительные силы и выработанная им система распределения благ находятся в вопиющем противоречии с этим самым способом производства, притом в такой степени, что преобразование способа производства и распределения, устраняющее все классовые различия, должно совершиться непременно, под угрозой гибели всего общества.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


Справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны.


. «Справедливость», «человечность», «свобода» и т. п. могут тысячу раз требовать того или другого; но если что-нибудь невозможно, оно в действительности не происходит и, несмотря ни на что, остается «пустой мечтой».


Среди женщин проституция развращает только тех несчастных, которые становятся ее жертвами, да и их далеко не в той степени, как это обычно полагают. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер.
(«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884)


Старик Гораций напоминает мне местами Гейне, который очень многому у него научился, а в политическом отношении был по существу таким же прохвостом. (о Генрихе Гейне в письме Карлу Марксу)


Стоимость, которую создает рабочий в течение 12-часового рабочего дня, не имеет ничего общего со стоимостью жизненных средств, которые он потребляет в течение этого рабочего дня и относящихся к нему промежутков отдыха.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.

Свобода – осознанная необходимость.

Данное высказывание восходит в древнегреческую античность, а точнее к философии стоиков, которая возникла в Афинах около 300 года до н.э. О. Б. Скородумова отмечает, что стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека. Так, пишет она, убеждённые в том, что мир детерминирован ("закон судьбы совершает своё право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость"), они провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства". Своего рода их философия провозглашает внутреннюю свободу человека, от каких либо внешних ограничителей, но так ли это?

Здесь нам следует понимать свободу воли человека, то есть возможность выбора, равно как и у Спинозы: свобода представляет собой осознанную необходимость или потребность. В самом общем смысле свобода воли - это отсутствие давления, ограничения, принуждения. Исходя из этого, свободу можно определить следующим образом: свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Это общее определение, построенное на противопоставлении и сущности понятия оно пока не раскрывает.

Ход рассуждений Б.Спинозы таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли - иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Только умудренное меньшинство, способное на путях разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех причин с единой субстанцией, постигает необходимость всех своих поступков, и это позволяет таким мудрецам превратить их аффекты-страсти в аффекты-действия и обрести тем самым подлинную свободу. Если свобода нашей воли - только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода - "свободная необходимость" - возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

Смысл данной идеи в том, что свободным чувствуешь, делая что-то независимо от чьей-то воли. Очень часто приходится напрягаться и выполнять нечто совсем нежелательное. Но это только если ты не считаешь это правильным и нужным сам. То есть чем больше ты осознаешь смысл своих действий, тем легче они тебе даются. Осознание ведет к освобождению духа.

Жизнь в обществе накладывает на каждого человека ограничения (отказ от части личных свобод) ради устойчивого функционирования или прогресса самого общества. В этом случае ограничения с лихвой искупаются новыми возможностями, то есть увеличением свободы. Своего рода свобода каждого из индивидуумов заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Таким образом, свободный человек есть человек, осознанно принимающий ограничения своих возможностей (ограничения своей личной свободы), необходимые для существования общества, которое своим существованием ещё больше увеличивает свободу человека. Своего рода возникает противопоставление: ограничение свободы приводит к ее увеличению, так как ее сознательное ограничение необходимо для нормального существования социума.

Следует понимать, что понятие свободы, так или иначе, трансформировалось в человеческой культуре с течением времени. К примеру, в ряд исторических периодов для человека понятие свободы была принадлежность к какой-либо корпорации, а противоположностью данного вида свободы было изгнание 1 . Также свобода различается по рассмотрению и в рядах регионов, так на востоке христианского мира индивидууму представляется свобода воли, а вот на западе его жизнь предопределена. Своего рода мы видим столкновение двух крайностей: волюнтаризма с одной стороны и фатализма с другой.

Сейчас свобода воспринимается совершенно иначе, она представляет собой возможность распоряжаться своим бытием и продуктами своего труда. С другой стороны она воспринимается, как возможность совершать выбор и возможность распоряжаться также нематериальными вещами: своими способностями и возможностями. В философии свобода рассматривается как необходимость. Но данная необходимость должна рассматриваться в совокупности с взаимосвязями индивида и других людей. Таким образом, мы увидим, что человек не может быть абсолютно свободным и не иметь каких-либо ограничителей, с другой стороны внутренняя жизнь человека абсолютно свободна, но внутренняя жизнь человека и внешняя сильно различаются. Жизнь в обществе, как мы уже отметили выше, накладывает ряд ограничений, а так как жизнь в обществе также является необходимостью, то следует отметить, что для осуществления одной потребности необходимо ограничивать другую. В качестве ограничителя выступает один достаточно простой механизм: свобода предстает нам как свобода выбора и за его осуществление необходимо нести ответственность.

Задание.

    Возможна ли неограниченная свобода в социуме?

    Какие статьи Конституции РФ гарантируют свободу?

    Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

1 Ярким примером такой свободы служат средневековые сословия, где человек имел четкую регламентацию прав и свобод. В то время как люди вне сословий были чуждыми и чужими.

Соответственно получается, что свобода заключается в добровольном сознательном следовании необходимости. В таком понимании свободы присутствует и позитивный, и негативный момент. Свобода противопоставлена произволу, но недооцениваются творческие возможности человеческой деятельности. Творчество – создание нового, в т.ч. и принципиально нового, изначально не заданного необходимостью. Человеческая деятельность постоянно приходит к тому, что необходимость должна творчески преодолеваться. Такое преодоление не означает, что необходимость отвергается и игнорируется. Напротив, успешное творческое преодоление всегда предполагает ее учет и переработку. Человек постоянно расширяет границы необходимости.

Современное понимание свободы может быть выражено следующим образом: это возможность выбора в рамках необходимости, либо возможность ее творческого преодоления.

Именно с возможностью свободного выбора вариантов человеческой деятельности связана проблема ответственности человека за то, что он выбирает. Под ответственностью понимают готовность принять как должное все последствия своего свободного выбора, в т.ч. и неблагоприятные для того, кто этот выбор осуществляет. В зависимости от источника ответственности, она разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ответственность – это ответственность перед внешними субъектами (природа, общество), а внутренняя – перед самим собой (совесть).

Журналистская деятельность относится к числу таких видов человеческой деятельности, для которых высокая степень свободы является обязательным условием их эффективности. Что касается необходимости, наиболее важную роль играет социальная необходимость (историческая необходимость). Журналистика – социально ориентированный вид деятельности. Предполагается, что журналист должен постоянно осмысливать социальную деятельность и искать для себя ответ на вопрос о том, что же в данный момент является необходимым для общества. Потребность в высокой степени свободы предполагает высокую степень ответственности за свое поведение.

Общефилософские основы журналистской деятельности требуют конкретизации при практической реализации в конкретном обществе в конкретный исторический период.

Саморегулирование журналистской деятельности.

1) Профессиональная этика журналиста

2) Принцип правдивости и объективности – главные профессиональные принцип журналиста

ŒОт греческого etos – обычай.

Этика – правила поведения человека в обществе.

Смежными с этикой понятиями являются понятия «мораль» и «нравственность».

Mores – нравы (лат.)

Эти слова часто используются как синонимы, но в строгом смысле их значения различаются.

Мораль – это общественные требования к поведению человека, то, чего ждет от нас общество.

Нравственность – то, как общественные требования усваиваются конкретным человеком, личностью и переходят в собственные установки и убеждения человека.

Понятие «этика» объединяет содержание понятий морали и нравственности. Любая этика содержит в себе рекомендуемые варианты поведения человека (поощрительная этика) и нежелательные (запретительная этика). Этические нормы и правила закрепляются в виде традиций и обычаев, соблюдение которых поддерживается обществом и не могут не фиксироваться не в каких письменных источниках. Если же письменная фиксация происходит, то как правило, это религиозные источники. Существует писанная и неписанная этика. Этические нормы не закрепляются в законодательстве и не подкрепляются возможностью принуждения и узаконенного насилия.

Действие общей этики распространяются на всех людей, независимо от сферы их профессиональной занятости. В некоторых профессиональных сферах возникает необходимость дополнения требований общей этики специальными требованиями (профессии с повышенной общественной значимостью, в т.ч. журналистика). Журналистику относят сюда потому, что СМИ имеют большую возможность для того, чтобы оказывать влияние на массовое сознание и на сознание конкретных людей.

Профессиональная этика журналиста – это общие принципы, а так же конкретные нормы и правила поведения журналиста при выполнении им профессиональных обязанностей, соответствующие требованиям общей морали. Начинает разрабатываться с начала 20 века. В 1901 году в Швеции был создан союз журналистов, и условием для вступления в этот союз было принятие разработанного этой организацией этического кодекса. Во многих странах активная работа по внедрению этических норм в профессиональную деятельность журналистов начинается с 20-х годов 20 века (Франция, США). В России первые попытки сформулировать правила журналистской этики относятся дореволюционному периоду, в советские времена этические проблемы периодически обсуждались, однако этический кодекс разработан не был. Это связано с тем, что журналистская этика имеет реальное значение только в демократическом обществе, где журналистам предоставляется достаточно высокая степень свободы. В авторитарном обществе журналистика подчинена государственной власти и руководствуется этическими нормами журналисты могут лишь в ограниченном масштабе. Не случайно журналистскую этику относят к саморегулированию журналистской деятельности.

Действующий кодекс был принят в 1994 году союзом журналистов России. Помимо национальных этических кодексов с середины 20 века разрабатываются международные этические принципы журналистской деятельности. В середине 1950-х они были приняты международной федерацией журналистов «декларация правил поведения журналиста». В этой декларации определяются основные принципы журналистской деятельности, и предлагается принимать их за основу при разработке национальных этических кодексов.

Международные принципы журналистской деятельности:

1 принцип: уважение к истине, и к праву общества знать истину – главный долг журналиста.

2 принцип: основываясь на 1 принципе, журналист должен отстаивать право на свободной сбор и распространение информации, а так же на непредвзятое комментирование и критику.

3 принцип: сообщая о событиях, журналист должен использовать информацию, достоверность которой точно им установлена; журналист не должен скрывать важные факты или фальсифицировать источники информации.

4 принцип: журналист должен использовать добросовестные методы сбора информации.

5 принцип: журналист сохраняет тайну источника информации, предоставленную ему конфиденциально.

6 принцип: журналист должен сделать все от него зависящее, для того, чтобы исправить любые неблагоприятные последствия от распространения недостоверной информации.

7 принцип: журналист должен предвидеть возможные дискриминационные последствия деятельности СМИ для каких-либо общественных групп и предотвращать такие последствия.

8 принцип: журналист считает недопустимыми нарушениями профессиональной этики: плагиат, искажение информации, клевета, диффамация и ложные обвинения, получение взятки в любой форме, как за распространение, так и за отказ от распространения информации.

9 принцип: только журналист, соблюдающий все перечисленные требования, может считаться настоящим профессионалом.

Этический кодекс российского журналиста (кодекс профессиональной этики российского журналиста) предусматривает регулирование следующих отношений в сфере журналистской деятельности:

1) Журналист – аудитория

2) Журналист – источник информации

3) Журналист – персонаж его произведения

4) Журналист – коллеги

5) Отдельно оговариваются нормы, касающиеся соотношения журналистской деятельности с некоторыми другими видами деятельности, а именно:

· Журналисту запрещается совмещать свою профессиональную деятельность с работой в органах власти, с руководящей деятельностью в политических организациях, партиях, так же запрещается совмещение журналистской и рекламной деятельности.

· За нарушение профессиональной этики журналисты должны нести ответственность перед профессиональным сообществом, общественным мнением, а так же внутреннюю ответственность перед самим собой.

· Необходимость следовать этическим нормам обозначается понятием «профессиональный долг», а соблюдение их на практике – «профессиональная честь».

Журналистика как профессия.

1) Специфика журналистской профессии

2) Виды деятельности и специализации в сфере журналистики

3) Профессиограмма

4) Профессиональная организация журналистов

1)Профессия - вид трудовой деятельности людей,обладающих необходимыми для этого теоретическими знаниями и практическими навыками,которые приобретаются в ходе специальной подготовки и из опыта работы.Профессии складываются исторически в процессе разделения труда. Постепенно обособляются отдельные направления,возникает необходимость в наличии группы людей,которые обеспечивают данное направление деятельности. Социальная точка зрения. Профессия позволяе человеку включаться в общественную деятельносить,выполнять общественно полезные функции и получать вознаграждения. С точки зрения самого человека профессия позволяет обеспечивать себя средствами существования,а также является одной из главных форм самореализации человека в обществе.

Классификации профессий.

1. Человек живая природа. Сельскохозяственные профессии.

2. Человек неживая природа (техника).

4. Человек знаковые системы.

5. Человек произведение творческой деятельности.

Журналистика имеет коммуникативный характер. Соответственно,журналистика в первую очередь должна быть отнесена к третьему типу профессий. Однако журналистская информация распространяется в обществе в виде журналистских произведений. Поэтому ее следует отнести ее и к пятому типу. Как и любая другая профессия,журналистика предоставляет людям,занимающимся журналистской деятельностью определенные преимущества,но и несет в себе определенные угрозы.

2) Как и многие профессии,журналистская деятельность имеет комплексный характер. Журналистика объединяет несколько видов деятельности. Основные:авторская деятельность,редакторская деятельность,организаторская деятельность. Создание журналистских произведений,текстов,предназначенных для распространение через СМИ. Включают два этапа:познавательный и коммуникативный. Познавательная стадия подразумевает постоянное наблюдение за действительностью,поиск интересных тем,сбор и обработка информации по выбранным темам.

Редакторская деятельность подразумевает корректирование созданных журналистами произведений,их окончательную подготовку к СМИ. Редактирование включает в себя профессиональную корректировку текста ж. произведения и литературное редактирование. Уже получается правка произведений с точки зрения русского языка. Организационная деятельность предполагает участие журналиста в производстве информационного продукта в составе редакционного коллектива. В зависимости от занимаемой должности организаторская деятельность может иметь руководящий характер. Организаторская деятельность включает в себя организационную массовую работу редакции.

3) Помимо видов деятельности выделяются специализации. Относительно самостоятельные виды деятельности частного характера в составе более общего вида деятельности. Специализация выделяется по различным основаниям. Медийная класификация - по видам СМИ,в которых работает журналистика. Итак,выделяются следущие специализации:работник прессы. Журналисты делятся на литературных сотрудников и фотожурналистов. Тенденция конвергенции. Конвергенция это способность одного журналиста создавать сообщения для различных СМИ. Примерном конвергентной редакции служит РИА Новости. Часто бывает так,что журналисты специализируются на определенных направлениях. Ну и здесь можем выделить следущие специализации: политическая журналистика,экономическая журналистика,социальная журналистика,спортивная журналистика,светская журналистика.Жанровая специализация журналистики. Жанр - тип журналистского произведения. Информационные жанры,аналитические,художественно-публицистические жанры. Репертеры,аналитики,публицисты.

Публицистика - активное присутствие авторского начала,возможно,некоторые изх аналитических жанров,например,комментарии. Журналсит может быть интервьюером,или очеркистом,фельетонистом. Очеркист может писать только очерки,интервьюер - писать интервью и тд. Журналист может быть ведущим телевизионного ток-шоу политической тематики. Специализация разделяет познавательную и коммуникативную стадию на стрингеров и рерайтеров. Стрингеры - люди,которые специализируются на сборе информации. В журналистике используются не только журналистские профессии,но также смежные виды деятельности и обслуживающие профессии.

Профессиограмма - характеристика какой либо профессии.Профессиограмма может рассматривать профессию в теоретическом и практическом отношении. Профессия расматривается такой,какой она должна быть. Профессия описывается,как она есть,какова она на данном историческом этапе,в том числе учитываются отклонения от теоретической моделе профессии. Профессиограмма журналиста подразумевает рассмотрение профессиональной структуры личности человека,а также необходимых журналисту собственно профессиональных и личностных качеств.

1) Способности - склонности - убеждения

2) Личностные особенности

5) Ответственность

Способности - объективные предпосылки для осуществления проф. деятельности. Склонности могут порой противоречить способностям. Знания необходимые о своей профессии,широкие знания о действительности. Ответственность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - перед обществом,в том числе правовая и юридическая. Внутренняя - перед самим собой.

Описание журналистской профессии может включать в себя три группы профессиональных характеристик:

Демографические

Психологические

Моральные

Профессия журналиста связана с повышенной ответственностью,поэтому моральные качества имеют здесь важное значение. Способность к сопереживанию,сочевствию другим людям.

Всех людей,занятых в какой либо сфере проф. деятельности,называют профессиональным сообществом. Проф. сообщество журналистов,как и любое другое развитое проф. сообщество на сегодняшний день объединено в различные проф. организации. Проф. организации обычно называются профсоюзами,однако в нашей стране творческие организации называют творческими ассоциациями. Функции таких организаций шире,чем функции обычного профсоюза. Союз журналистов принимается как отдельные журналисты,так и частные ж. организации. Союз журналистов действиует на основе устава и программы,в которых должны определяться их функции. Эти функции можно обобщить следущим образом:

Объединение профессионального сообщества. Если журналист попадает в тяжелую ситуацию,ему помогает все сообщество.

Представительство интересов в отношениях с властью и общественностью

Взаимодействие с исполнительной и судебной властью

Профсоюзная функция. Защита прав и законных интересов журналистов как наемных работников.

Саморегулирование журналистской деятельности

Повышение профессионального уровня работы журналистов

Журналистские организации. В России главной организацией является Союз Журналистов России. Организация ведет свою историю с ноября 1918 года,тогда был первый съезд журналистов советской России. Руководит организацией с 1992 Всеволод Богданов. В структуре России отдельно выделяется профсоюз журналистов. Задача - разбирать конфликты,связанные с журналистской деятельностью.

Международная Федерация Журналистов существует с 1926 года. Эта организация объединяет журналситские организации из более чем ста стран мира,численностью около полумиллиона журналистов. Зовут начальника Эйден Уайт. Организация широко представлена в ООН,в ЮНЕСКО,в Международной Организации Труда,в Комитете по Правам Человека.

Международная Конфедерация Журналистских Союзов. Эта организация объединяет страны СНГ и Балтии.

Деятельность организаций в России часто подвергается критике. Основные положения.

Слабое влияние в профессиональном сообщесте

Слабое влияние в регионах,деятельность в основном сосредоточена в столице

Неспособность контроллировать ситуацию с соблюдением профессиональной этики российскими журналистами

Недостаточно независима от власти

Слабая возможность по защите прав журналистов как наемных работников

Проблема свободы журналистской деятельности. Общефилософский аспект проблемы. Политико-правовой аспект. Экономический аспект.

Общефилософский аспект журналистики предполагает рассмотрение основополагающих философских понятиях,связанных со свободой человеческой деятельности в целом. Свобода журналистики рассматривается в идеальном плане,то есть какой она вообще должна быть. Начинать нужно с понятия "свободы". Общефилософский аспект предполагает рассмотрение понятия свободы и соотнесение его со смежными понятиями - необходимость и ответственность. В бытовом понимании под свободой подразумевается отсутствие ограничений,возможность огграничений,возможность поступать по собственной воле. Такое понимание с философской точки зрения является неполным и не вполне правильным. В философии отстутствие каких либо ограничений объясняется понятием "произвол". Философы исходят из того,что человеческая деятельность всегда связана с ограничениями,многие из которых не зависят от сознательной воли человека. Все возможные ограничения можно разделить на три группы:

Естесственные (накладываются на чел. деятельность законами природы и имеют объективный характер)

Социальные (накладываются законами общества и имеют объективно-субъективный характер)

Личностные (их накладывает человек сам на себя,его потребности,стремления,интересы,характер субъективный)

Все ограничения,с которыми может сталкиваться человеческая деятельность,объединяются в философии понятием "необходимость". Правильное понимание свободы возможно только при сопоставлении ее с необходимостью. По началу отношения свободы и необходимости понимались следующей философской формулой - свобода это осознанная необходимость

Свобода - осознанная необходимость. Свобода заключается в добровольном,сознательном следовании необходимости.В таком понимании свободы присутствуют и позитивные,и негативные моменты. Позитивный момент:свобода противопоставляется произволу. Негативный момент заключается в том,что недооцениваются творческие моменты в деятельности человека. (Творчество - создание нового,принципиально нового;того,что изначально не задано необходимостью.) Человеческая деятельность постоянно приходит к тому,что необходимость должна творчески преодолеваться. Напротив,успешное творческое преодоление всегда предполагает ее учет и переработку. Нельзя человеку получить возможность летать. Преодолевая необходимость,человек постоянно расширяет ее границы. Современное понимание свободы может быть выражено следующим образом:это возможность выбора в рамках необходимости,либо возможность ее творческого преодоления. Именно с возможностью свободного выбора,вариантов человеческой деятельности связана проблема ответственности человека за то,что он выбирает. Под ответственностю понимают готовность понимать как должное все возможные последствия своего свободного выбора,в том числе и неблагоприятные. В зависимости от источника ответственности,она разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ответственность - ответственность перед внешнимми субъектами,внутренняя - перед самим собой. Журналистская деятельность относится к числу таких видов человеческих деятельностей,для которых высокая степень свободы является обязательным условием эффективности. Что касается необходимости - главную роль играет социальная она же историческая необходимость. Предполагается,что журналист должен постоянно осмысливать социальную действительность и искать для себя ответ на вопрос о том,что же в данный момент является необходимым для общества. Здесь предполагается и ответственность перед обществом,и ответственность перед самим собой,как профессионалом и человеком.

Общефилософские основы журналистской деятельности требуют конкретизации,практической реализации,в конкретном обществе,в конкретный исторический период времени.

Абстрактные философские понятия должны переводится в конкретные юридические нормы,которые можно применить для регулирования деятельности СМИ в обществе. Важно учитывать не только правове нормы регулирующие журналистскую деятельность но и особенности их использования в условиях конкретного общества,потому что иногда правовые нормы применяются неадекватно или остаются декларативными. Бывает,что правоприменительная практика сильно отклоняется от юридической нормы.

Три основных концепции исторически сложились в политике,свободе журналистской деятельности.

Авторитарная концепция. Основывается на следующем положении. Свободой журналистской деятельности могут пользоваться только те социальные силы,которые осуществляют в обществе власть. Остальные общественные силы либо вообще не допускаются к журналистской деятельности,либо их журналистская деятельность подвергается контролю со стороны государственной власти. Могут использоваться те средства,которые ограничивают оппозиционных СМИ. Например,административное давление,учреждение государственных СМИ,экономическое давление на СМИ,через владельца,но владелец лоялен государству,и тд,вплоть до силового воздействия. Традиционно госконтроль над ж.д обозначается термином "цензура". Цензура может осуществляться открыто,для чего создаются соответствующие гос. органы,либо неофициально. Степень государственного вмешательства в деятельность СМИ во многом определяется жесткостью реализации авторитарной концепции. Мягкий авторитаризм допускает существование оппозиционных СМИ и в меньшей степени регулирует журналистскую деятельность. Жесткий авторитаризм национализирует СМИ. Реализация авторитарной концепции рано или поздно порождает противодействия со стороны тех социальных сил,чья деятельность ограничена. В результате формируется концепция свободы журналистики.

Концпепция свободы журналистики. Впервые эта концепция была сформирована в обществе в 17 веке. Исходное положение этой концепции:все существующие в обществе социальные силы должны иметь равный доступ к свободе журналистской деятельности. Реализация данной концепции предполагает соблюдение трех основных условий. Все социальные силы должны иметь возможность высказывать свои идеи публично. Право высказаться должно быть предоставлено всем,кто есть в обществе. Все граждане должны иметь возможность ознакомиться с представляемыми публично идеями. Полный доступ к информации. При соблюдении первого и второго условий автоматически обеспечивается общественный прогресс,потому что из представляемых публично идей,общество всегда будет выбирать наилучшие. Концепция свободы журналистики основывается на идеи философии и просвящения,на идее приоритета разума в общественной жизни и оппозитивной природе человеческого разума.