К понятию концептуальной системы. Краткий очерк истории химии

История любой науки представляет собой диалектический процесс, в котором разрешаются противоречия, в котором количественные изменения переходят в качественные. В истории химии последовательно возникают и развиваются четыре концептуальные системы: 1) учение о составе вещества; 2) учение о химическом строении вещества (структурная химия); 3) кинетические теории; 4) теории химической эволюции. Каждая концептуальная система включает в себя несколько теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, законами, методами и направленностью на решение определённых проблем.
Исторически первой концептуальной системой химии стало учение о составе вещества. В рамках этого учения решались две основные проблемы: 1) проблема химического элемента; 2) проблема зависимости свойств вещества от его химического состава. Уже в античной философии возникло представление о том, что всё многообразие веществ складывается из небольшого числа исходных элементов. Под элементами тогда понимались четыре стихии - вода, воздух, огонь и земля. Подобные представления оставались и в средневековой алхимии, где элементами называли такие свойства как горючесть, текучесть и т.п. В древнегреческой философии возникло и другое представление об элементах - как об атомах, мельчайших неделимых частицах вещества (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Но это учение было надолго забыто в химии, и на научной основе возродилось только в начале XIX века.
Первый шаг к научному определению химического элемента был сделан английским учёным Р. Бойлем в 60-х гг. XVII века. Бойль разделил понятия «сложное тело» (химическое соединение) и «простое тело» (химический элемент). Под элементом стали понимать предел разложения вещества на составные части. Первые попытки выделить элементы привели к возникновению целого ряда ошибочных теорий, таких, например, как теория флогистона. Считалось, что во время окислительных реакций вещества разлагаются на составные элементы с выделением невесомого элемента - флогистона. Соответственно, при восстановительных реакциях флогистон присоединяется к элементам. При всей ошибочности таких теорий они сыграли и положительную роль в истории химии. Противоречия, которые возникали в рамках этих теорий, стимулировали дальнейшие исследования. Во второй половине XVIII века Ломоносов и Лавуазье опровергли теорию флогистона и раскрыли роль кислорода в окислительно-восстановительных реакциях.
Вторая половина XVIII века отмечена успехами аналитической химии в поиске всё новых элементов. Качественным скачком в развитии учения о составе веществ стало формирование атомно-молекулярной теории. В 1803 г. Д. Дальтон обосновал атомистическое учение в химии, возродив на научном уровне представления, возникшие ещё в древнегреческой философии. Но подлинно революционным изменением, завершившим формирование учения об элементах, стало открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.
Периодический закон химических элементов стал очередной победой диалектического метода в естествознании. Во-первых, он раскрыл глубокие взаимосвязи, взаимопереходы в неживой природе, установил единство количественных и качественных характеристик элементов. Во-вторых, среди многообразных свойств элементов удалось выделить главные, определяющие, т.е. перейти от описания явлений к объяснению сущности.
Учение об элементах позволило развить представления о составе веществ. До сер. XIX века химия делала заметные успехи в объяснении свойств вещества, исходя только из его количественного и качественного состава. Но в середине XIX века такое объяснение обнаруживает свою ограниченность. Свойства органических соединений (явление изомерии) невозможно было объяснить только на основе их состава. Возникло противоречие между теорией и экспериментально установленными явлениями. Разрешая данное противоречие, в недрах учения о составе возникает следующая концептуальная система - учение о химическом строении веществ.

Каждая личность развивает свой уникальный и характерный лишь себе образ мира, мировоззрение (Weltanschauung). И понимание этой концептуальной системы и ее особенностей позволит специалистам сферы психического здоровъя организовать и реализовать психотерапию более компетентно и эффективно. Концепция «Концептуальной системы личности» – основная теоретическая основа «Концептуальной психотерапии».

От «образа мира» к «концептуальной системе личности»

Многозначное понятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитической психологии C.G. Jung. Образ мира, в его концепции, предстает динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира личности все новые очертания (Богпомочева, 2006; с. 5).

Термин «образ мира» в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это – знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.» (Леонтьев, 1983; с. 254). В работах Е.Ю. Артемьевой образ мира представляется как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью (Богпомочева, 2006; с. 6). С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» (Богпомочева, 2006; с. 6). В отношении сущности образа мира, О.А. Богпомочева отмечает: «образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой» (Богпомочева, 2006; с. 6). При этом образ мира – «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру (курсив мой – Б.А.). По утверждению С.Д. Смирнова, образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением (Богпомочева, 2006; с. 6). По мнению Г.А. Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках (Богпомочева, 2006; с. 7).

Обобщая результаты высшеперечисленных исследований многоуважаемых коллег и собственных теоретико-практических, клинических исследований мы находим, что для данной, обсуждаемой научно-объективной действительности (образа мира), наиболее подходящей, на наш взгляд, является обозначение «концептуальная система личности» (Person Conceptual System ). А выбор данного терминологического обозначения объясняется тем, что понятие «концептуальная система личности» наиболее точно и комплексно отражает наше видение проблемы и сущность развиваемой нами концепции. И далее в данной работе я попытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции концептаульной системы личности, которая является основной теоретической основой Концептуальной психотерапии .

Сущность концептуальной системы личности

Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям . Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т. д. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция «карты мира» развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная «карта мира», на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также «опытом», или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что «карта (субъективное, ограниченное восприятие) – не территория (действительность)», т. е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).

Продолжая о природе КСЛ, следует отметить, что это понятийная система, феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомерная ментальная карта всего того, что находится внутри – и вне «Себя» , участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическим содержанием и активностью. КСЛ это «Свой мир» личности где действуют свои законы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и цели жизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества, вселенной и т. д. Это «мир» где каждый объект (предмет, явление, ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл и назначение, это «мир» где личность сама устанавливает причинно-следственные связи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальность личности.

Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания и деятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктом активности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть сама личность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии – «…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти»…», ибо мы и есть это бытие . «Мир бытия, в котором мы находимся, – это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (Рубинштейн, 1957; с. 269).

В отличии от дифференцированной, объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальных психических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный, комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности. Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психология или психология субъектного познания мира, т. е. объективный взгляд на внутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта . Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношении удовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципам индивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер, 2002; Роджерс, 1999). «Индивидуальность», «субъективность» и «холистичность» – основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можно также добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности: «Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждая самопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом» (Хабермас, 1989; с. 36).

Многоуважаемая И.Г. Малкина-Пых излагая в одном из своих работ понятие «модель мира», в принципе характеризует ее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г. Малкина-Пых следующее: «Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. «Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к тем переживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).

И естественно, что КСЛ опредляет не только поведение человека но и в определенной мере целеобразование и потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить, что взаимосвязь и взаимовлияние последних является диалектической. С этой точки зрения уместно высказыванеие В.Е. Кемерова, о том, что: «Мировоззрение личности оказывается как бы геометрией социального пространства, определяющей вектор вероятного поведения индивида в той или иной ситуации» (Кемеров, 1977; стр. 166).

Генезис и реконструкция концептуальной системы

КСЛ, несомненно, не может являтся прирожденной данностю, а организовывается и развивается паралельно с развитием личности, в результете активного взаимодействия с окружающей средой в предметной деятельности, в общении. Еще византийский богослов 4 в. Василий Великий заметил, что некая реальность способна генерировать иную реальность, закономерности существования которой не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. ( Маслова , 2007; стр. 172). В этом отношении КСЛ именно та реальность, которая «порождается» объективной действительностю, и особенности которого (КСЛ) проявляются уже в детском возрасте – определяя сущность и направленность восприятия социальной действительности и познания вообще (Бегоян, 2008; 2009b; 2009c).

В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира, свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптации постепенно интернализирует то что «вне его». Посредством восприятия, перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенно интернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляя это через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром, в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образ мира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого – «существуют не созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействие человека с внешним материальным миром» (Рубинштейн, 1957; с. 354).

Как было отмечено чуть выше, процесс генезиса, конструкции и реконструкции КСЛ происходят паралелльно развитию личности, в процессе адаптации. L. Wittgenstein (1889–1951) – австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета, aвтор термина «картина мира», утверждал, что: «решение встающей перед тобой жизненной проблемы – в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичность жизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае ты должен изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет и проблематичное» (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитие личности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования и постоянного корректирования «модели мира», концепции бытия. Однако для личности его образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективная реальность. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечает: « «Я» и для самого себя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, а как конкретная реальность человека» (Рубинштейн, 1957; стр. 267).

Исследование концептуальной системы личности

КСЛ это многомерное психическое целостное, неделимое пространство которое включает в себя Я-концепцию. Это своего рода соединение Я-концепции и «Не-Я-концепции» (все кроме Я) личности. Образ мира есть по существу гештальт, каждый элемент которого тоже по природе является гештальтом, точнее неким гештальт-концептом, и следовательно принцип исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическими основами наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которые сделала наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые так хорошо описаны в книге В.П. Руднева «Прочь от реальности: Исследования по философии текста» (Руднев, 2000; стр. 9). Ниже излагаем их же:

1. Объективная действительность шире любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человека богаче его дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр. 72). Этот принцип был доказан К. Godelв теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).

2. И поэтому, для того чтобы адекватно описать какой-либо объект действительности, необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания. Это – принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором в квантовой механике (Бор, 1961), а затем перенесенный на любое научное описание (Лотман, 2000). Однако стоит добавить, что для решения данной проблемы – адекватности – в исследовании КСЛ руководствуются Трехлокусным подходом который подразумевает описание и интерпретирование объекта в 3х разных понятийно-семантических системах (Бегоян, 2009e).

3. Невозможно одновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это – расширенное понимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга, доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты и импульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философский аналог этого принципа был сформулирован L. Wittgensteinв его последней работе «О достоверности»: «Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо, чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать «принципом дверных петель»» (Руднев, 2000; Стр. 9).

Для исследования – для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ – в рамках Концептуальной Психотерапии (Conceptual Psychotherapy ), исползьуется метод Теория Системы Реальностей Личности (TPRS The Theory of а Person Reality System ) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки «сценария развития» КСЛ можно использовать метод «Анализ планов» (Plan Analysis ) разработанный F. Caspar(Caspar, 1995; Casparetal., 2005).

Концептуальная система личности и психотерапия

В заключенни хотелось бы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообще терапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболее точно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретировать его мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценку проблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г. Малкина-Пых пишет: «Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои соотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной терапевтической ситуации . Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте (курсив мой – Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны, и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).

В биодинамической концепции J.Н. Masserman модель мира предстает под именем «концепции действительности» – выявление которой, согласно J.Н. Masserman, является первой задачей психотерапии, так как именно «концепцией действительности» и ориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватное поведение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подход J.Н. Masserman весьма оправдан и применим в рамках Концептуальной Психотерапии . Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей Концептуальной Психотерапии является Концептуальный Психонализ (Conceptual Psychoanalysis ) главной задачей которого является выявление особенностей КСЛ («концепция действительности» – J.Н. Masserman; «образ мира» – А.Н. Леонтьев) клиента.

Список литературы

1. Адлер А. (2002) Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.

2. Бегоян А.Н. (2008) Феномен «воображаемого партнера» – игра или галлюциноз? // Психология – наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30–31 октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.С. Обухова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 543 с.; с. 40–43.

3. Бегоян А.Н. (2009a) Образ мира и система реальностей личности // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции, 3 марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. – Невинномыск: НИЭУП, 2009. – Том II: психология. – 2009. – 541 с.; с. 69–72.

4. Бегоян А.Н. (2009b) Конструирование ребенком альтернативной / желаемой реальности // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23–25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н. В. Гришиной – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 360 с.; с. 14–16.

5. Бегоян А.Н. (2009c) Феномен «воображаемого партнера» // «ЕВРАЗИЯ» научно-методический журнал, # 1–2 (2–3), 2009, с. 13–18, Ереван (на армянском).

6. Бегоян А.Н. (2009d) Античнофилософские истоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – Вып. 4. – Т.3. – 155 с.; с. 141–145.

7. Бегоян А.Н. (2009e) Проблема исследования личности: терхлокусный подход // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая 2009: В 2 т. Т.1. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2009 – 448 с.; с. 70–72.

8. Бергер П., Лукман Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: «Медиум».

9. Богпомочева О.А. (2006) Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование, #4, 2006 .

10. Бор Н. (1961) Атомная физика и человеческое познание. – М.: Издательство иностранной литературы.

11. Гейзенберг В. (1989) Физика и философия. М.: Наука.

12. Гейзенберг В. (2005) Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука.

13. Грицанов А.А. (2002) (сост. и гл. науч. ред.) История философии. Энциклопедия, Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.

14. Даллакян К.А. (1998) Воля как феномен энвайронментального отношения, Уфа: «Талер».

15. Кемеров В.Е. (1977) проблема личности: методология исследования и жизненный смысл, М.: Политиздат.

16. Леонтьев А.Н. (1983) Избранные психологические произведения: В 2‑х т. Т. 2‑М.: Педагогика.

17. Лотман Ю.М. (2000) Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума // Лотман Ю.М. Семиосфера. – С.-Петербург: «Искусство–СПБ».

18. Малкина-Пых И.Г. (2008) Справочник практического психолога, М.: Эксмо.

19. Маслова В.А. (2007) Поэтический текст как возможный мир и виртуальная реальность // Текст. Язык. Человек: материалы І V Международной научной конференции , 15 – 16 мая 2007 г., Мозырь : В 2 ч. Ч. 1. / Отв. ред. С.Б. Кураш, В.Ф. Русецкий. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина».

20. Налимов В.В. (1979) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука.

21. Налимов В.В. (2003) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. 3‑изд. Томск‑М.: Водолей.

22. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. – К.: «София», 2000. -224 с.

23. Перлз Ф. Теория гештальттерапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 384 с.

24. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: практикум по гештальттерапии, М.: 1993, – 240 с.

25. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1999.

26. Рубинштейн С.Л. (1957) Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР.

27. Руднев В.П. (2000) Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. – М.: «Аграф».

28. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, 1989, с. 35–40.

29. Bandler, R. & Grinder, D., The Structure of Magic Vol. 1 , Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975.

30. Caspar, F. (1995). Plan Analysis. Toward optimizing psychotherapy. Seattle: Hogrefe-Huber.

31. Caspar, F., Grossmann, C., Unmussig, C., & Schramm, E. (2005). Complementary therapeutic relationship: Therapist behavior, interpersonal patterns, and therapeutic effects. Psychotherapy Research, 15 (1–2), 91–102.

Химия –наука у превращении веществ, которое сопровождается изменением их состава и строения.

Свойства вещества зависят от:

Элементарного и молекулярного состава;

Структуры молекул веществ

Термодинамических и кинетических условий, в которых находится вещество.

Уровней химической организации вещества.

Концептуальная система в химии - система взаимосвязанных теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, понятиями, законами, методами и проблемами. Теорию концептуальных систем развития химии создал и развивал русский химик и философ В. И. Кузнецов совместно с другими химиками, историками науки, философами.

Выделяют четыре концептуальные системы:

Учение о составе.

Структурная химия.

Учение о химическом процессе.

Эволюционная химия.

Каждая концептуальная система химии включает несколько теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, законами, методами и проблемами.

В развитии химии происходит не смена, а последовательное появление концептуальных систем.Развитие химии в настоящее время происходит параллельно как на каждом из четырех уровней, так и путем подъема с нижних уровней на высшие, то есть от одной концептуальной системы к другой.

Первая концептуальная система: Учение о составе

В рамках этого учения решались две основные проблемы: проблема химического элемента и проблема зависимости свойств вещества от его химического состава. Основной постулат учения о составе состоит в том, что свойства вещества определяются его составом, то есть тем, из каких химических элементов и в каком их соотношении образовано данное вещество. Объектом учения о составе является вещество как совокупность атомов.

Вторая концептуальная система: Структурная химия

Структурная химия, появление которой относят к первой половине XIX-го века, исходит из постулата, что свойства вещества определяются структурой молекул вещества, то есть не только составом, но и порядком соединения атомов между собой и их расположением в пространстве. Основным объектом структурной химии становится молекула как единое целое. С появлением второй концептуальной системы химия превращается из науки аналитической в науку синтетическую.

Третья концептуальная система: Учение о химическом процессе

Учение о химическом процессе, начало формирования которого относят ко второй половине XIX-го века, базируется на постулате, что свойства вещества определяются его составом, структурой и организацией системы, в которой это вещество находится. Зарождение новой концепции химии связано с появлением экспериментальных фактов, указывающие на невозможность объяснения химических реакций только на основе особенностей состава вещества и структуре его молекул. Свойства веществ в общем случае зависят и от концентрации реагентов, от внешних условий и окружающей среды, в которых находится система, и от наличия в системе веществ (катализаторов, растворителя, примесей, и т. п.), стехиометрически не участвующих в химической реакции. Предметом изучения в рамках этой концептуальной системы является вся химическая кинетическая система, для которой само вещество, его состав и структура его молекул рассматриваются как подсистема, как часть системы. Многие эмпирические понятия получают теоретическое обоснование в рамках статистической механики и термодинамики, химической термодинамики, химической кинетики и теории каталитических реакций. Создание учения о химическом процессе позволило решать вопросы управления химическими реакциями и процессами, создать новую химическую технологию.

Четвертая концептуальная система: Эволюционная химия

Четвертая концептуальная система, эволюционная химия, еще только формируется и связана с включением в химическую науку принципа историзма и понятия времени, с построением теории химической эволюции материи. Эволюционная химия изучает процессы самоорганизации вещества: от атомов и простейших молекул до живых организмов. Одним из первых открытий, которые относят к эволюционной химии, является эффект самосовершенствования катализаторов в реакциях, исследованный в работах американских химиков А. Гуотми и Р. Каннингем в 1958-1960 гг. В 1964-1969 гг. советский химик А. П. Руденко, учитывая это открытие, создал теорию саморазвития открытых каталитических систем. В работах немецкого химика М.Эйгена была развита теория гиперциклов, объясняющая объединение самовоспроизводящихся макромолекул в замкнутые автокаталитические химические циклы. Теория гиперциклов является биогенетической теорией химической эволюции и происхождения жизни. Нобелевский лауреат Жан-Мари Лен, основатель супрамолекулярной химии, ввёл понятие «самоорганизация» и «самосборка» для описания явлений упорядочения в супрамолекулярной химии. Супрамолекулярной самосборкой является процесс спонтанной ассоциации двух и более компонентов, приводящий к образованию супермолекул или полимолекулярных ансамблей, происходящий за счет нековалентных взаимодействий. Это процесс был описан при изучении спонтанного образования неорганических комплексов (двойных геликатов), протекающего как процесс самосборки. Наиболее известным проявлением самосборки в живой природе является самосборка молекул нуклеиновых кислот, матричный синтез белков.

29. Химическая связь и причины ее образования (молекулярная, ковалентная, ионная, металлическая)

При взаимодействии атомов, между ними может возникнуть химическая связь. В результате образуется устойчивая многоатомная система. Чем прочнее химическая связь, тем больше энергии нужно затратить для ее прочности.

Условием образования химических связей является уменьшение потенциальной энергии системы взаимодействующих атомов. При взаимодействии атомов, электроны которых имеют одинаково направленные спины, энергия возрастает. В этом случае химическая связь образоваться не может. Если спины разнонаправлены, то потенциальная энергия взаимодействия атомов изменяется по 2ой кривой.Д – величина энергии, которую нужно затратить на разрушение этого взаимодействия. Физической причиной понижения потенциальной энергии при уменьшении расстояния является притяжение электронов к ядрам обеих атомов. По типам связи все взаимодействия делят на межмолекулярную,ионную, ковалентную и металлическую. 1)Молекулярный тип связи образовался при переохлаждении некоторых газов и органических веществ. Межмолекулярные взаимодействия определяются силами Ван-дер-Ваальса. Основой силы В-д-В составляют Кулоновские силы взаимодействия между Кулонами и ядрами. Кулоновское взаимодействие зависит от расстояния между атомами, от ориентации молекул, от взаимодействия молекул. Силы Ван-дер-Ваальса не имеют направленного характера. Это означает, что взаимодействие направляется одинаково и с увеличением расстояния уменьшается. Более сильное межмолекулярное взаимодействие возникает,если одни из электронов водорода. Когда атом водорода связан с сильным электроотрицательным электроном, то электронная пара смещается к ядру электроотрицательного атома. Атом водорода при этом принимает положительный заряд. Водородная связь тем прочнее, чем электроотрицательность выше и тем меньше размеры атомов.

2)Ковалентный тип связи характерен для углерода,кремния, германия. Ковалентный тип связи обеспечивается электронами, имеющие противоположно направленные спины. Эта образовавшаяся электронная пара принадлежит 2ум атомам. Прочность связи тем больше, чем в большей степени перекрываются взаимодействующие электронные облака. Атомы электронов, которые имеют высокий потенциал ионизации и, вступая во взаимодействия, достраивают свою электронную оболочку электронами соседних атомов. Каждая межатомная связь осуществляется парой общих электронов. Ковалентная связь характеризуется жесткой направленностью, т.к. перекрывание облаков возможно только при взаимной ориентации этих систем. Различают 2 вида ковалентной связи: полярную (гетерополярную) и неполярную ( гомеополярную).В случае неполярной связи электронное облако распределяется в пространстве симметрично относительно ядер обоих атомов. В случае полярной связи электронное облако смещается к атому с большей электронной отрицательностью. Ковалентные кристаллы имеют высокую твердость, высокие температуры плавления и испарения.

3) Ионная связь возникает из-за электро статического взаимодействия противоположно заряж. Ионов. Ионны могут быть простыми (состоящие из одного атома) простые ионы облад. «+» зарядом, легче образуют из атомов элементов с низким потенциалом ионизации (Они расположены слева). Ионы так же бывают сложные, например анионы ОН, катионы NH4. Образованы отрицательно заряженных ионов характерны для атомов неметаллов, которые присоед. Примером Ионного типа связи может служить связь м/у щелочным металлом и галогенном.(Пр. NaCl) Ионная связь не имеет напрвления. Это объясняется тем, что электр. поле уменьшается с увеличением расстояния по одному и тому же закону. Во всех направлениях равнозначно сферичной симметрией. Ионная связь не обладает насыщаемостью. Каждый ион взаимод. не только с ближними, но и с теми которые расположены относительно далеко. Превращение атома в пожит. заряж. ион (и в отриц. зарядах) приводит к изменению их размеров., т.е. при образ. А-е=А+ размер уменьшается, при А+е=А- размер увеличивается

4) Металлический тип связи возникает из-за обобществления валентных электронов в большом числе атомов металла, имеющих малый потенциал ионизации. Металлическая связь не имеет направления. Свободное перемещение электронного газа определяет высокие электро и теплопроводящие свойства металлов. Энергия этой связи определяет свойства материалов (веществ).Температура плавления тем выше,чем связь прочнее и наоборот чем прочнее связь, тем выше температура плавления. Чем выше прочность связи, тем вещество прочнее. Чем выше прочность связи, тем вещество более упругое.