Лозунг Эстонии: "Мы - крепость, Россия - враг". Эстония — нацизм вместо интернационализма


24 февраля состоялись очередные торжества по поводу дня эстонской независимости. Впервые в новейшей истории страны традиционные шествия националистов не имели явной русофобской поступи. Скорее наоборот – всех жителей страны настойчиво приглашали на одну сторону политических баррикад, отринув былые обиды и обвинения.

Таков гибридный эффект миграционного кризиса в ЕС: десятки государств Евросоюза изо всех сил противостоят нашествию беженцев. Не смущаясь отсутствием смуглых переселенцев в пределах собственных границ. С активным надрывом работая на перспективу сбережения малых народов Европы от больших народов Азии и Африки.

В конце 2015 года на улицах финских городов появились гражданские патрули в черных куртках с надписями «Soldiers of Odin» . Название взято из скандинавской мифологии, причём дохристианской. О́дин – верховное божество и царь-жрец, смиренный волхв и бог победы, повелитель валькирий, покровитель бесстрашных воинов и властитель Валгаллы. Его имя внушает ужас неистовым боевым буйством, копье Одина никогда не промахивается, восьминогий конь втаптывает в прах любых супостатов…

Финские Солдаты Одина открыто заявили об антимигрантской направленности своего патрулирования. Понаехали тут басурмане, понимаешь, шагу не пройти. С удивительным проворством филиалы «Soldiers of Odin» появились в Норвегии, Швеции и в прибалтийских странах. На официальной основе, с регистрацией новых общественных объединений, уплатой членских взносов, медийными мероприятиями, уличными шествиями и т.д. С целью выдавливания неправильных иностранцев из Северной Европы – цивилизованным образом или как получится.

В Финляндию за 2015 год действительно прибыло 38.000 мигрантов. В Швецию – около 180.000, рекордный показатель концентрации беженцев относительно местного народонаселения. В Норвегию в 2015 году приехало около десяти тысяч человек из беднейших и разрушенных регионов планеты. Миграционный фактор стал доминирующим в демографии королевства – за последние 10 лет доля афроазиатского населения Норвегии возросла в 10 раз, с 1 до 10 %. Кстати, только норвежские патрули Солдат Одина моментально спровоцировали ответные действия. Мусульманская молодежь Осло организовалась в свои патрули. Столкновения между патрульными пока маловероятны по веским географическим причинам. «Одинцы» патрулируют небольшие норвежские городки, их визави – норвежскую столицу.

В Эстонию и Литву за весь 2015 год приехало десятка два мигрантов из новой европейской волны-миллионника. Латвия официально приняла шесть человек.

Появление «Soldiers of Odin» в Прибалтике – акт заблаговременного давления на сомнительных иностранцев. Аналог общеизвестного предупреждения на трансформаторной будке или ЛЭП. Гостеприимное «Не влезай – убьет!», оформленное для наглядности молнией. Или двумя, с рунической стилизацией и факельными маршами. Как получится. У эстонских одиносолдат, у их командиров в гражданской форме одежды получается весьма своеобразно.

В пылу борьбы с отсутствующими мигрантами они готовы примириться с присутствующими российскими «агентами»!

Радикальные, националистические и консервативные силы Эстонии (политические и околополитические) демонстрируют нелюбовь к новым иммигрантам вкупе с симпатией к русскоязычному населению. По крайней мере, на словах. Основные тезисы данного симбиоза таковы:

«Мы живем под одной крышей и должны дружить».

«Мы все европейцы и чужаки нам не нужны».

«Беженцы-мигранты не будут работать, они лентяи и проходимцы».

«Иностранцев будут содержать на пособия и пенсии за наш счет».

«Нам самим работы (жилья, школ, льгот, перспектив) мало».

«Не желаем ухудшения криминальной обстановки, существования чуждых Европе обычаев и традиций».

«Не позволим сделать из Таллинна аналог Могадишо».

«Среди новых пришельцев множество боевиков халифата, преступников, насильников и террористов».

«Давайте отправим всех чужаков назад, в пекло войны и нищеты. Будем активно их жалеть в комфортных европейских условиях».

Еще несколько лет назад националисты Эстонии, Латвии и Литвы незваными пришельцами именовали собственных соотечественников русского происхождения. Называли их потомками оккупантов, наследниками угнетателей местного населения, проводниками имперской политики. Радовались внедрению уникального статуса «неграждан», бредовым искам о финансовых компенсациях к РФ, очередному глумлению над памятниками советской эпохи.

Сегодня эстонские правые и ультраправые распространяют воззвания к своей целевой аудитории… на русском языке! В том числе весомые политические силы – консерваторы из Народной партии и активисты Партии народного единства: «Речь идет о сохранении эстонской государственности, эстонской культуры, эстонской идентичности.… Наша цель – сплотить людей всех национальностей, Эстонии необходим референдум об отказе от принудительной иммиграции…»

Страх перед квотированным распределением беженцев оказался сильнее выдуманных ужасов о русских «оккупантах».

Бронзовый советский солдат не полезет под юбку эстонской женщине – собственно, как и любой адекватный житель или гость этой страны вне зависимости от своей национальности, расы, вероисповедания.

Для прохождения в парламент, для желаемого итога антимигрантского референдума крайне важны голоса русскоязычных граждан Эстонии. Коих насчитывается 25 % всего электората – и это весьма активно голосующая часть.

Новый эстонский национализм ситуативен. Главная цель текущего момента – поставить законодательный барьер миграционной политике ЕС. Предотвратить революционный демографический сдвиг в маленькой Эстонии. Где численность этнических эстонцев неумолимо сокращается при нулевой иммиграции. За годы восстановленной независимости – с 963 до 895 тысяч человек. Для этой цели все средства хороши – и театрализованные парни в куртках с именем скандинавского бога, и ласковые реверансы в адрес русскоязычных соотечественников, и угрозы уроженцам неевропейских стран.

На планы размещения войск НАТО в Эстонии креативность местного национализма не распространяется. Как и удивительные высказывания президента страны о невозможности построить процветающую Эстонию по причине… физического соседства с Россией! Норвежцы с финнами явно не в курсе занимательной политической географии от Т. Х. Ильвеса. Накануне сложения президентских полномочий (в августе 2016) главе государства позволительны русофобские выпады. Амбициозным националистам приходиться думать о политическом будущем в поиске ситуативных союзников.

P.S. К практике тюремного заключения за злободневные политические шутки (!) всегда можно вернуться после выборов и референдумов. 25 февраля 2016 года суд Курземского района Риги приговорил жителя Латвии к шести месяцам тюрьмы за ироничную сетевую петицию о присоединении страны к РФ. Надо было шутить о вхождении Латвии в США, вместо камеры получил бы медаль с почетной грамотой, если не кресло в парламенте…

Дата создания: 30/01/2011

Прибалтийский коллаборационизм во Второй мировой войне - военное и политическое сотрудничество с немецкими оккупациоными властями в Прибалтике во время Второй мировой войны .

Участие прибалтийских коллаборационистов в холокосте

Литовские батальоны

Литовские батальоны принимали участие в карательных акциях на территории Литвы, Белоруссии и Украины, в расстрелах евреев в литовском г. Верхние Панеряй, в девятом каунасском форте, где от руки гестапо и их подсобников погибло 80 тысяч евреев, в шестом форте (35 тысяч жертв), в седьмом форте (8 тысяч жертв).

Литовские националисты (отряд под руководством Климайтиса) в течение первого каунасского погрома , в ночь на 26 июня, уничтожили более чем 1500 евреев.

2-й литовский батальон «Шумы» под командованием майора Антанаса Импулявичюса был организован в 1941 году в г. Каунасе и дислоцировался в его пригороде - Шенцах. 6 октября 1941 года в 5 часов утра батальон в составе 23 офицеров и 464 рядовых отбыл из Каунаса в Белоруссию в район Минска , Борисова и Слуцка для борьбы с советскими партизанами. С прибытием в Минск батальон перешёл в подчинение 11-го полицейского резервного батальона майора Лехтгаллера. В Минске батальон уничтожил около девяти тысяч советских военнопленных, в Слуцке пять тысяч евреев. В марте 1942 года батальон выбыл в Польшу и его личный состав использовался в качестве охраны концлагеря Майданек .

В июле 1942 г. 2-й литовский охранный батальон участвовал в депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти.

В августе-октябре 1942 года литовские батальоны располагались на территории Украины: 3-й - в Молодечно, 4-й - в Сталине, 7-й -в Виннице, 11-й -в Коростене, 16-й - в Днепропетровске, 254-й - в Полтаве, а 255-й - в Могилеве (Белоруссия).

В феврале-марте 1943 года 2-й литовский батальон участвовал в проведении крупной антипартизанской акции «Зимнее волшебство» в Белоруссии, взаимодействуя с несколькими латышскими и 50-м украинским шуцманшафтбатальонами. Помимо уничтожения деревень, подозреваемых в поддержке партизан, производились расстрелы евреев.

3-й литовский батальон принимал участие в антипартизанской операции «Болотная лихорадка „Юго-Запад“», проводившейся в Барановичском, Березовском, Ивацевичском, Слонимском и Ляховичском районах в тесном взаимодействии с 24-м латышским батальоном.

Персоналии:

  • Литовский фронт активистов
  • Амбразявичюс, Юозас
  • Кубилюнас, Пятрас
  • Шкирпа, Казис

Латвийские националисты

Основная статья : Латышский легион СС

"...Сталинградский пример стал доказательством того, что германский народ с достоинством умеет сносить удары судьбы.

Почти всюду, где это было возможно, население уходило вместе с германскими частями, занимавшими новые позиции. Даже кавказцы предпочитали оставить родные горы, чем опять испытать власть советского режима. Это значит, что все люди, вкусившие раз свободу, ни за что больше не хотят вернуться в большевистское царство рабства и полного попрания человеческой личности. Русские люди всеми силами должны противиться большевизму, который произвел самые сильные опустошения как раз в русском народе. Наш народ давно уже стремится к иной жизни, и теперь, когда перед ним предстала возможность построить свое будущее на иных началах, он с оружием в руках будет отстаивать свое право. Русские рабочие, занятые на германских заводах, и крестьяне, сдающие свои нормы на военные нужды, стремятся к одной цели - к жизни в мирной стране, где народ не будет эксплуатироваться государством в колхозах и порабощаться стахановской системой, предъявляющей рабочему непосильные требования...".

Подразделение латвийской вспомогательной полиции, известное как команда Арайса , уничтожило в концлагерях и тюрьмах, расположенных на территории Латвии около 26 тысяч евреев , преимущественно в ноябре и декабре 1941 года. В то время она насчитывала примерно 300 человек( , ).

В 1942-1944 гг. на территории Ленинградской, Новгородской, Псковской и Витебской областей действовало несколько крупных латышских полицейских формирований, которые участвовали в карательных операциях «Болотная лихорадка»(Чуев С. «Проклятые солдаты» ) и «Зимнее волшебство» совместно с литовскими и украинскими шутцманшафтбатальонами. В результате операции «Зимнее волшебство» только на территории Псковской и Витебской областей было убито более 15 тысяч человек.

Около сорока массовых расстрелов было произведено латышскими коллаборационистами в районе населенного пункта Жестяные Горки Батецкого района Новгородской области.

Персоналии:

  • Бангерскис, Рудольф
  • Цукурс, Герберт

Эстонские коллаборационисты

В Эстонии была сформирована коллаборационистская администрация во главе с Х. Мяэ (т.н. Самоуправление Эстонии ).

Из числа местных жителей были образованы «отряды самообороны» («Омакайтсе»), которые к ноябрю 1941 уничтожили более 7 тысяч человек, преимущественно эстонских коммунистов и бойцов истребительных батальонов НКВД. Отдельные подразделения «Омакайтсе» вместе с немецкими Айнзацгруппами и Зондеркомандами принимали участие в расстреле 929 уничтоженных эстонских евреев (большей части еврейской общины Эстонии, численность которой составляла около 4.5 тыс. человек, удалось эвакуироваться во внутренние регионы СССР; 500 эстонских евреев были депортированны органами НКВД в Сибирь за 7 дней до начала ВОВ). При участии отрядов самообороны было также уничтожено около 12 тысяч советских военнопленных в районе Тарту. .

К марту 1942 в составе вермахта на восточном фронте действовало 16 эстонских подразделений.

В 1944 году была была сформирована 20-я эстонская дивизия войск СС, закончившая свой путь в мае 1945 в Чехословакии. Солдаты дивизии носили нашивки с эстонскими национальными цветами и изображениями трех львов. Несколько тысяч эстонских добровольцев воевало в составе дивизии войск СС «Викинг». (Уильямсон, Г. «СС - инструмент террора» ).

Эстонские полицейские батальоны принимали участие в охране концлагерей, созданных на территории Эстонии (Вайвара , Клоога , Ягала, Лагеди) для советских военнопленных и привезённых из некоторых европейских стран евреев. Эстонские полицейские батальоны также действовали в Польше (Лодзь , Пшемысл, Ржешов, Тарнополь) и на территории Псковской области, куда была вывезена часть эстонских евреев. 37, 38, 40, 286, 288-й батальоны эстонской полиции проводили антипартизанские операции в районах Пскова, Луги, Гдова, а также в Белоруссии. 658-й эстонский батальон участвовал в карательных операциях против мирного населения в районе Кингисеппа и Керстово (Ленинградская область), во время которых были сожжены деревни Бабино, Хабалово, Чигиринка и другие . Согласно выводам действовавшей под эгидой бывшего Президента Эстонии Леннарта Мери международной Комиссии по расследованию преступлений против человечности, 36-й эстонский полицейский батальон возможно принимал участие в расстрелах примерно тысячи евреев в 15 км от Новогрудка (Белоруссия), а также участвовал в охране гетто и конвоировании евреев к месту казни. Данные обвинения пыталались опровергнуть журналисты эстонских газет Eesti Päevaleht и Eesti Ekspress, которые в своих статьях ссылались на следственные материалы НКВД-МГБ и на результаты расследования деятельности 36-го батальона, проведённого Полицией безопасности Эстонии.

Персоналии:

  • Мяэ, Хяльмар
  • Ангелус, Оскар
  • Тииф, Отто
  • Улуотс, Юри

Примечания

Литература

Документы
  • Латвийские коллаборационистские формирования на территории Белоруссии, 1942 - 1944: Сборник документов / Сост. А.Р. Дюков, В.В. Симиндей и др. М.: Фонд «Историческая память», 2009. 360 с.
  • Повседневность террора: Деятельность националистических формирований в западных регионах СССР. Кн. 1: Западная Украина, февраль - июнь 1945 года. - М.: Фонд «Историческая память», 2009. - 230 с.
Книги
  • Уильямсон Г. «СС-инструмент террора», Смоленск, 1999
  • Чуев С. «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха.» М., «ЯУЗА», «ЭКСМО», 2004.
  • «История Латвии. ХХ век», Рига, «Jumava», 2005.
  • Gerlach, C. «Kalkulierte Morde» Hamburger Edition, Hamburg, 1999

ЭСТОНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ ПОЛУЧИЛИ ПОДМОГУ

Если бы я не был весьма низкого мнения об умственных способностях эстонских политиков, то подумал бы, что антиэстонские акции и высказывания в Москве заказываются и проплачиваются ими.

Российские националисты дружно пришли на помощь «фашистам» из Таллина и, похоже, действительно позволят им выпутаться из крайне неприятной ситуации, в которую те сами себя загнали.

На чем построена государственная пропаганда Таллина? На двух очень простых идеях. Во-первых, на том, что маленькой Эстонии постоянно угрожает огромная Россия, которая мечтает ее поглотить, раздавить, уничтожить. Тут речь даже не о государственной независимости, а просто о выживании. Тут не до политической корректности - на минуту зазеваешься, и нет тебя!

Во-вторых, эстонские политики терпеливо объясняют собственным соотечественникам и соседям по объединенной Европе, что русские - это дикие люди, не способные жить и вести свои дела по-цивилизованному. А потому они и не могут быть включены в «нормальный демократический» процесс, им нельзя давать гражданские права, с ними невозможно вести диалог - ни внутри собственной маленькой страны, ни на международном уровне.

На международном уровне оба тезиса вызывают скорее недоумение. В Западной Европе к русским относятся гораздо лучше, нежели, например, к американцам, а главное, очень трудно объяснить минимально образованному европейцу, что страна, давшая миру Толстого, Достоевского, Мейерхольда и Тарковского, является варварской «азиатской» окраиной, населенной полудикими скифами. Что касается рассказов об ужасах «азиатчины», то они почему-то не вызывают сочувствия у присутствующих японцев.

Однако эстонские политики продолжают доказывать свою правоту, ссылаясь на личный опыт. «Вы с ними не жили, - терпеливо объясняют они западным коллегам. - Толстой, Чехов, «Лебединое озеро» - это все было давно, это культура для интеллигенции. А вокруг дикий азиатский народ, который эту культуру вообще не знает».

Помню, как в 1990 году, когда уже определилась позиция официального Таллина в отношении русскоязычного населения, я сцепился с интеллигентной эстонской дамой, происходящей из партийной номенклатуры (на тот момент являвшейся одним из лидеров Народного фронта). Собственно, я всего лишь апеллировал к столь любимой собеседником Западной Европе. «Посмотрите на Финляндию, - напоминал я. - Ведь шведов там не более десяти процентов, они тоже потомки завоевателей. Но шведский язык имеет государственный статус, а сами шведы являются равноправными гражданами и патриотами республики». - «Как вы можете сравнивать? Шведы же цивилизованный народ, а русские - дикари!»

С Бронзовым солдатом, однако, само эстонское правительство показало себя, мягко говоря, не очень цивилизованно. Комментарии западной прессы были очень осторожными, но даже правые, консервативные издания не проявляли особого энтузиазма в отношении действий Таллина. Политики в лучшем случае отговаривались словами про внутренние дела. Назвать это одобрением было бы не совсем точно. Если, например, человек гадит в собственной квартире, это его собственное дело, но симпатии такое поведение не вызывает.

Россию в Западной Европе сегодня не любят. Среднестатистический обыватель во Франции к русским относится, конечно, лучше, чем к американцам или полякам, но все же заметно хуже, чем к немцам, аргентинцам и даже англичанам. Однако Балтийские страны в лучшем случае не вызывают никаких эмоций. В худшем случае - отрицательные.

После массовых волнений в Таллине возникла уникальная возможность для того, чтобы радикально изменить положение русскоязычного населения республики, да и вообще политическую ситуацию. Общественное мнение в Западной Европе склонялось на сторону протестующих, а организованное давление на власть изнутри неизбежно должно было бы привести к падению правительства. Умеренные эстонские политики были готовы воспользоваться ситуацией, принеся в жертву кабинет Ансипа ради возможности вернуть власть при поддержке русскоязычного населения. За эту поддержку пришлось бы платить серьезными уступками в области гражданских и социальных прав.

Однако этот сценарий, казавшийся практически неизбежным еще неделю назад, сегодня если не сорван полностью, то как минимум отсрочен. Причем не на месяцы, а, возможно, на годы.

Волна шовинистических и - давайте говорить честно - откровенно черносотенных, фашистских по идеологии выступлений, прокатившаяся по России, стала политическим козырем эстонского правительства. Вот она, «азиатчина», вот она, «русская угроза», вот пример того, как маленькая Эстония подвергается давлению огромного и грубого соседа. Вот основание для того, чтобы требовать помощи Евросоюза и вмешательства НАТО. И ведь придумывать ничего не надо. Не надо лгать, достаточно только правильно подобрать цитаты, смонтировать видеокадры и предъявить «реальные факты».

Националисты по обе стороны границы обливают друг друга грязью, но играют в одну общую игру. Игра эта на самом деле никак не связана с российско-эстонскими отношениями. Таллин волнуется вовсе не из-за мистической русской угрозы - его волнуют непростые отношения с соседями по объединенной Европе, проблема местных русских и не в последнюю очередь куча нерешенных социальных проблем у самих эстонцев. Но националистическая истерия внутри и призывы о помощи, обращенные вовне, помогут на какое-то время продержаться у власти, ничего не меняя. Нужно создать ситуацию переправы, а тогда уж положение коней будет гарантировано.

К востоку от Нарвы националистическая истерия органически вписывается в общую ситуацию политической борьбы предвыборного года. И крупные политтехнологические проекты, и мелкие группки получили возможность громко заявить о себе, покрасоваться перед камерами, отчитаться перед спонсорами за разворованные деньги. Чем больше истерики, тем меньше отчетности. Тем более дело святое - борьба с «фашизмом».

Жаль только, лозунги русских и эстонских националистов похожи друг на друга, как будто списаны под копирку или надиктованы одним и тем же учителем.

Старейшая эстонская газета Postimees опубликовала передовую статью, где рисовала для своих читателей портрет русского выродка, угрожающего европейской цивилизации древнего Таллина. «Конечно, городские мостовые уже не первый раз за долгую историю испытывают набег варваров. Однако с последнего подобного случая прошло все же 66 лет, и это пришлось на военное время. В мирное историки такого не припоминают.

Тогда, в 1941 году, «победители», чьи потомки буянили давеча на улицах города, безжалостно покинули Таллин, отдав его немцам, оставив совершенно разграбленный и горящий город. Через четыре года они вернулись, предали земле чертову дюжину гробов в центре города и воздвигли монумент какому-то неизвестному солдату. Они даже не знают, а всего лишь предполагают, кого же они там похоронили.

Полсотни лет вокруг памятника устраивали комедии, чтили память неизвестных захороненных и даже ставили несчастных подростков в пилотках с ружьями охранять весь этот балаган. Газопровод, который десятилетиями отапливал воздух и впоследствии еще зажигали по заказу престарелых ветеранов. Эти старички и ходили туда погреться после майских праздников, выпить водочки да иногда немного поплясать.

Газеты всегда публиковали цветные фотографии, напоминавшие странную клоунаду, в которой участвовали женщины с бородой или танцующие медведи, увешанные экзотическими бубенцами. Даже полиция безопасности, стоящая через дорогу, иногда отбирала в свой ежегодный альбом какую-нибудь хорошую фотографию с этих праздников».

Мило, не правда ли? Когда в русском переводе статья была размещена в Интернете, зазвучали протесты. Мол, переводчик некорректно перевел эстонское слово patt как «выродок», а правильнее все же было написать «хулиган». После короткой филологической дискуссии переводчик извинился и слово исправил. Только вот смысл статьи от этого не изменился ничуточки.

Между тем с нашей стороны можно подобрать цитаты и покруче. Вот, например, как одно из националистических движений призывало своих сторонников выйти на митинг «против Эстонии и смерти»:

«Работа - это рабское делание того, что указывает хозяин, а свободный труд - это самодостаточное явление. Мы знаем, что Война - это Отец всех вещей. Русская Вещь - результат труда. Труда как войны. И труд в своем свободном волевом утверждении сливается с войной. Настоящий труженик - это русский воин, а настоящий русский воин - труженик. Труд - это постоянная война со смертью и энтропией в утверждении настоящего. Поэтому труд - это война.

Лозунги мероприятия:

Труд - это Война!

Живая Россия против мертвых эстонцев!

Труд побеждает Смерть!

Наш сапог свят!

Слава русскому труду - восстанию в Таллине!

Нет такой страны Эстония!

Будем убивать врагов России!

Танки на Таллин!

В Эстляндской губернии Российской империи беспорядки!

Переименуем Таллин в Сталин!»

Лозунги настолько явно списаны с текста романов Дж. Оруэлла «Звероферма» и «1984», что возникает подозрение - не издевались ли авторы листовки над своими сторонниками? Не было ли это сознательной пародией? Однако участники подобных митингов книг Оруэлла не читали. Они вообще, кроме «Протоколов сионских мудрецов», ничего не читают, а потому воспринимают подобные тексты безо всякой иронии.

Творчество московских интеллектуалов, пытающихся изящно совместить постмодернизм, фашизм и освоение гуманитарных грантов, находит отклик в стихийных инициативах провинциальных черносотенцев. 2 мая на дверях одного из ярославских кафе появилось объявление: «Эстонцам и собакам вход воспрещен». Да еще на фоне георгиевской ленточки…

Опять, разумеется, бессознательная цитата из «Зверофермы» Оруэлла, но тут уже просто совпадение. Житель Ярославля, отправивший в рассылку эту фотографию, недоумевает: «Нечто подобное я видел из хроники про Третий рейх, только там про евреев писали… Теперь вопрос: чем наши доморощенные кухонные националисты лучше эстонских?»

Конечно, ничем не лучше, но кое в чем и хуже. Потому что когда фашистские идеи провозглашаются людьми, марширующими в залатанных мундирах легионов СС, это более или менее логично. А вот когда такие же точно идеи пытаются прикрыть ленточкой ордена Славы, который давали за разгром тех самых дивизий СС, это уже двойной позор.

Люди, под предлогом защиты Бронзового солдата вывешивающие фашистские (надо назвать вещи своими именами) плакаты, фактически участвуют в разрушении памятника вместе с эстонскими «гробокопателями». Ибо они покушаются не только на бронзовую статую, но на самый смысл войны и Победы, на идеалы, ради которых наши люди сражались и гибли в Отечественную войну, на то, чем народ России и других бывших советских республик по-прежнему может гордиться перед лицом Европы и всего мира.

Люди, выступившие под антиэстонскими лозунгами, как правило, считают себя лояльными гражданами России и лояльными сторонниками нынешней власти. Однако обращает на себя внимание то, что и методы, и идеология антиэстонской кампании повторяют методы и идеологию аналогичных кампаний национал-большевиков, проводившихся несколько лет назад. Надо думать, что функционеры НБП сейчас просто локти кусают. В «Другой России» в рамках принятых ими на себя обязательств им никак невозможно бросать камни в посольство Эстонии или призывать к истреблению всех «чухонцев». А как хочется! Но приходится приносить дань политкорректности, уступая любимую поляну другим игрокам.

Между тем напрашивается вопрос: в чем все-таки разница между игроками, выступающими за «официальный» и «оппозиционный» лагерь, - неужели только в наличии разных спонсоров? Или все же в разном видении будущего страны?

К счастью, националистическая истерия за неделю, прошедшую после майских праздников, с обеих сторон несколько выдохлась. Если посмотреть эстонский «Живой журнал» на английском языке (где, собственно, эстонцы переписываются с русскими и иностранцами), то обнаруживается, что далеко не все представители коренного населения в восторге от политики своей власти. А русские жители Эстонии вполне способны разъяснять свои взгляды, аргументируя их не только лозунгами и эмоциями, но и убедительными доводами. Самое поразительное в этой переписке то, что, похоже, многие эстонцы только после апрельских событий узнали о многочисленных фактах дискриминации своих русских соотечественников. Они изумляются, не верят, а потом, поняв, что им говорят правду, погружаются в глубокое меланхолическое раздумье и надолго исчезают из сети.

Вполне возможно, что многим коренным гражданам Эстонии сейчас стыдно за многолетнюю практику дискриминации и - что, быть может, еще хуже - игнорирования своих соотечественников, говорящих на русском языке. Точно так же, как и в России многим стыдно за хамские выходки и расистские призывы, которые пытались оправдать «защитой прав соотечественников».

В основе национализма - комплекс неполноценности и неуверенность в своих силах. Идеологов независимой Эстонии понять можно: у них проблемы и с прошлым и с настоящим. Трудно придумать великую историю, когда ее практически нет. А для того чтобы гордиться сегодняшним днем, нужны достижения, которых тоже не слишком много. Но у России, по крайней мере, с историей все в порядке. В истерику впадают только те, кто в глубине души презирают собственную страну и наше общество ничуть не меньше, чем анонимные авторы статьи из Postimees.

Ведь если мы действительно считаем себя великой нацией, то и действовать надо соответственно. Красиво и с достоинством.

Как известно, нынешняя Эстония находится на переднем фронте борьбы западного мира с Россией. Впрочем, такое поведения эстонских начальников вполне логично. Оно стало следствием политической русофобии, которая была и остаётся краеугольным камнем политики Эстонии со времён обретения независимости. С просьбой рассказать о том, что творится в этой бывшей советской республике, мы попросили одну нашу читательницу.

Она проживает в Эстонии уже не один десяток лет. Звать её Анастасия Григорьева. Оговоримся сразу, это псевдоним. Женщина, согласившись на интервью, попросила не называть её настоящего имени, так как опасается преследования со стороны властей Эстонии, которые, по её словам, чрезвычайно мстительны и вполне могут «отыграться» как на самой героине, так и на её семье...

— Скажите, Анастасия, а как вообще судьба занесла вас в Эстонию?

— Это было очень давно, ещё в советские годы. Я вышла замуж за штурмана дальнего плавания, чей корабль был приписан к Таллинскому порту... Знаете, тогда меня, человека выросшего в средней полосе России, Эстония очень поразила. И эти черепичные остроконечные крыши, как из сказок Андерсена, и шпили куполов эстонских церквей, и узкие улочки и переулки, вымощенные булыжником. Да и над самим Таллином веяла какая-то благость тихого нешумного города — жило там тогда не больше 300 тысяч жителей.

Да, нам с мужем было поначалу трудно. Но отнюдь не по причине национального притеснения, а в силу понятных житейских обстоятельств, связанных с началом самостоятельной жизни. Я долгие годы работала в чисто эстонском трудовом коллективе, и ни разу, пока не наступила государственная независимость, не ощущала на себе дискриминацию.

— Неужели тогда всё было так идеально?

— Иногда в общественных местах нам шипели вслед: «Вы не дома! Убирайтесь к себе в свою Россию!» Однако этим шипением, кстати очень редким, всё и ограничивалось. Ведь все мы находились под защитой сильного государства, которое к тому же стремилось сделать из Эстонии одну из самых развитых республик Союза, своего рода эталон социалистического развития.

Республике создали мощный торговый и рыболовецкий флот, за счёт союзного центра развивали животноводство, молочное хозяйство, чья продукция пользовалась спросом во многих странах мира. Строились заводы, работавшие с новейшими технологиями, выстроили мощный Ново-таллинский грузовой порт, прокладывались шоссейные трассы, каких не было в других частях страны. В Таллине как грибы росли новые жилые районы — очередей на квартиры практически не существовало.

Всё это создавалось главным образом руками русских людей, которых власть привлекала в республику разными способами. Вербовали в бедных псковских и новгородских деревнях, направляли в Эстонию по комсомольским путёвкам, кто-то сам приезжал в поисках лучшей жизни. Все они внесли весомый вклад в развитие Эстонии, которая после 1991 года решила вытереть о них ноги.

— Интернациональный дух советской эпохи рухнул в один момент?

— В общем-то, да. Как только Эстония приобрела самостоятельность, стало складываться ощущение, что многие эстонцы решили выместить на нас всю свою неизвестно на чём основанную злобу. Резко обострились отношения в трудовых коллективах, словесные стычки на национальной почве проходили в общественном транспорте, на рынках, в больницах. Нас стали обзывать «оккупантами, мигрантами, Ваньками, не помнящими родства».

— Эти настроения были характерны для всех эстонцев без исключения?

— Нет, конечно. Есть немало эстонцев, кто нам сочувствовал и сочувствует поныне, понимая всю гнусность и лживость антироссийской пропаганды. Но, к сожалению, не эти люди сегодня определяют политику государства.

Понимаете, эстонский национализм был взращён не в народной среде, а в среде интеллигенции, поднявшей свой голос в перестроечные годы. Эти люди прорвались к власти и с тех пор сделали русофобию официальной идеологией. Ведь легче всего объяснить любые экономические и политические неурядицы происками неких внутренних врагов в лице русскоговорящих граждан.

Русских сильно урезали в правах — в один день лишили прописки и дали временный вид на жительство. Помню, что творилось у ворот службы миграции, когда толпы русских людей пытались получить этот вид! Очередь занимали с вечера, выстаивали ночи напролёт. А утром чиновники выбрасывали в толпу с десяток номеров, не больше. Многим приходилось выстаивать по неделе!

Но даже получив вид на жительство, мы столкнулись с другими проблемами. Надо было ещё и получить разрешение на ту же работу, где многие до того трудились годами, — эстонские начальники могли выбросить человека на улицу без всяких объяснений. Начались массовые увольнения русскоязычных граждан из государственных органов власти, из правоохранительных структур, из систем образования и медицины.

Самые большие сложности возникли у тех из нас, кто захотел получить эстонское гражданство. Правительство для русских определило в этом плане следующие приоритеты: лица, проживавшие в Эстонии «до оккупации» (то есть до 1940 года); лица, внесшие большой вклад в культурное развитие Эстонии (артисты, журналисты, спортсмены и так далее). Но квоты здесь очень ограничены — речь прежде всего шла о лицах, которые в перестроечные годы исправно голосовали за националистическую партию «Эстонский национальный конгресс»; при голосовании люди получали специальные карточки, которые после получения независимости стали своеобразным пропуском для получения гражданства.

Из-за этих приоритетов без гражданства осталось 99,9 процента русскоязычного населения. Правда, ещё можно было сдать государственный экзамен по языку. Но хитрость здесь состоит в том, что эстонский язык относится к финно-угорской группе — в нём 14 падежей, нет женского и среднего рода, есть и ещё множество подобных грамматических нюансов, просто непонятных нам, славянам. Поэтому взрослому русскому человеку овладеть эстонским языком практически не представляется возможным.

Однако даже если вы научились прекрасно говорить по-эстонски, вас всё равно завалят на экзамене. Поскольку вам станут задавать такие вопросы, на которые далеко не каждый коренной эстонец сможет ответить. К примеру, одну мою знакомую спрашивали: сколько полос на национальной юбке у эстонских женщин, какие птицы водятся на таком-то эстонском болоте? И так далее, в таком же духе.

Словом, эстонские власти делали и делают всё, чтобы как можно меньше русских получили гражданство. Хотя за взятку в этой стране можно всё — чиновники торгуют паспортами, ответами на экзаменационные вопросы. Где-то за 200 — 500 долларов гражданство можно получить без особых проблем. Чем сегодня и пользуются всякого рода проходимцы и жулики чуть ли не со всего СНГ.

— А вы сами получили гражданство?

— Нет, хотя очень хорошо владею языком и всегда глубоко интересовалась культурой и традициями Эстонии. Я — по духу и воспитанию русский человек, поэтому приняла гражданство России. Таким, как я, запрещено занимать ответственные должности на государственной и иной службе, работать в крупных фирмах, принимать участие в выборах. Даже для тяжёлых физических работ правительство издало негласное распоряжение — выше бригадира русского не поднимать. Сейчас мы занимаемся в основном мелким и средним бизнесом — торговля на рынках, автомойки, небольшие мастерские — тем и кормим себя и свои семьи.

— Ощущали ли вы все эти годы поддержку со стороны нашего Российского государства?

— Увы, я считаю, что в 90-е годы Россия нас бросила. Помню, когда подписывался межгосударственный договор между Россией и Эстонией, в республику приехал Ельцин. Мы подготовили петицию, где указывалось, что в договоре ничего не сказано о правах русскоязычного населения, о положении бывших советских военных. Наши представители ждали Ельцина на аэродроме, откуда он должен был улетать в Москву. Но напрасно: Ельцин с эстонцами напился на банкете, в невменяемом состоянии погрузился в автомобиль и отправился в Ригу, на встречу с латвийским президентом.

Господи, все эти так называемые российские либералы, кроме омерзения, у меня никаких иных чувств не вызывают! Как-то приехал в Эстонию известный журналист Юрий Щекочихин. Он побывал на пьесе в Русском драматическом театре. Там к нему обратились с просьбой поднять в российских СМИ тему положения русских людей в Прибалтике. Но в ответ Щекочихин талдычил о том, что всё здесь нормально, нам надо смириться, что «это демократия» и т.д. А затем поспешно куда-то ретировался со своими эстонскими друзьями...

С приходом Путина ситуация изменилась в лучшую сторону. В российском посольстве активизировали выдачу российских паспортов, военным пенсионерам регулярно выплачивают приличные, по нашим меркам, пенсии, организуют для нас праздники, вечера, решают с эстонскими властями возникшие проблемы. Посольство — это наш островок, отдушина, где можно ничего не бояться. Спасибо за это посольским работникам!

— Как вы думаете, почему эстонские власти снесли памятник освободителям Таллина — известного Бронзового солдата?

— Понимаете, этот памятник советским воинам стал для нас, русских, местом встреч, нашего единения. Каждый год 9-го мая толпы людей стекались к монументу — море цветов, горят свечи, слёзы на глазах всех присутствующих. Эстонские власти это очень нервировало. Они — ещё до варварского сноса — уже несколько раз «реконструировали» это место: убрали вечный огонь, сняли надгробную плиту с именами павших освободителей, перекопали сквер. Какие-то мерзавцы не единожды пачкали памятник краской, вандалов до сих пор «ищут»...

Была и ещё одна причина убрать монумент.

У республики всё чаще стали возникать проблемы с экономикой. Здесь нет больше никакой промышленности. Распродан весь когда-то мощный рыболовецкий флот. Заводы точного приборостроения, электротехники приватизированы и перестали существовать. Фактически угроблено сельское хозяйство. Страна, когда-то производившая отличнейшую мясо-молочную продукцию, теперь завозит продовольствие из-за границы!

В первые годы независимости Эстония ещё сохраняла какой-то лоск за счёт распродажи государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России, но теперь и этот финансовый ручей высыхает. Страна начинает жить исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, но и там начинают проявлять недовольство и всё чаще задают нашим правителям вопрос — а когда вы сами научитесь зарабатывать деньги?

Именно поэтому в головах политиков и начинают рождаться различные бредовые идеи. Например, о финансовых претензиях к России за якобы причинённый в годы «оккупации» ущерб. Под такие, отдающие настоящей шизофренией требования, начинают подводить и идеологическую платформу, вроде сноса памятников «оккупантам».

Впрочем, рядовым эстонцам дурить голову становится всё сложнее. Они видят, к чему привёл их суверенитет, и поддерживают своих правителей «ногами» — в массовом порядке эмигрируют в США, Канаду, в европейские страны. Эстонские газеты с тревогой начинают писать о вымывании эстонцев с родных земель.

Но разве из благополучной страны люди стремятся уехать?!

Подготовил Вадим Андрюхин, главный редактор

P.S . Как говорится, «свято место» пусто не бывает. Вместо советского интернационализма, вместо Бронзового солдата эстонская власть, подобно прочим балтийским республикам, в настоящая время культивирует местечковый национализм. И нередко этот национализм превращается в пропаганду самого настоящего нацизма! В качестве характерного примера хочу привести статью политолога Юрия Рубцова, опубликованную на сайте «Русский мир Запорожья» ещё в 2011 году:

В Эстонии год 70-летия начала Великой Отечественной войны Советского Союза стал знаменательным, прежде всего, для радикально-националистических и неонацистских сил: едва наступило 22 июня, как там взялись отмечать годовщины вступления гитлеровских войск в те или иные эстонские города…

Первым это сделали в южноэстонском городке Вильянди. Организаторы из Сакалаского общества военных Эстонии не устают повторять, что германское вторжение летом 1941 г. принесло «освобождение Эстонии от советского строя». По словам организатора торжеств Яаники Крессы, «после прихода немцев для эстонцев положение снова нормализовалось… Мы просто хотим поблагодарить всех оставшихся солдат и сказать, что они поступили правильно, борясь с большевизмом».

Эстафету подхватил славящийся своей культурой и старинным университетом Тарту. Здесь с участием министра обороны Марта Лаара торжественно отметили 70-летие захвата местными «патриотами» здания, где располагается штаб-квартира возрождённой после многих десятилетий военизированной националистической организации «Кайтселийт»: с момента захвата началась ликвидация в городе советской власти и подготовка к вступлению в город гитлеровских оккупантов. Министр и главный капеллан Сил обороны Эстонии с помпой открыли на здании мемориальную доску.

На этом поклонники «победоносного вермахта» не остановились: торжества по поводу начала немецко-фашистской оккупации скоро докатились до Таллина, продвигаясь в том же темпе, что и нашествие гитлеровцев 70 лет назад.

Эстонский исторический музей предлагал посетителям экспозицию, посвящённую уроженцу Таллина Альфреду Розенбергу – рейхсминистру восточных территорий фашистской Германии, признанному Нюрнбергским международным трибуналом одним из главных военных преступников. На критику со стороны еврейской общины Эстонии, которая посчитала экспозицию героизирующей преступления нацизма, дирекция ответила, что Розенберг удостоился экспозиции как «известный житель Таллина».

Ещё один факт: в местечке Синимяэ на северо-востоке страны состоялся ежегодный слет бывших военнослужащих эстонской 20-й дивизии СС. Что отмечали здесь недобитые пособники гитлеровских нацистов и их сторонники из «Союза борцов за освобождение Эстонии» и «Общества друзей Эстонского легиона», а также их единомышленники из латышского объединения легионеров и движения «Латышские националисты»? Вспоминали, как они в 1944 г. сдерживали под Синимяэ наступление войск Красной Армии. И попутно распространяли неонацистские взгляды...

Как такое может происходить в европейской стране, входящей в ООН, официально признающей международно-правовые нормы по осуждению всех форм нацизма и ксенофобии, по уголовному преследованию военных преступников?! Центральные власти Эстонии обычно отговариваются своей непричастностью к подобным событиям, списывают их на инициативу местных властей и различных неформальных структур. Премьер-министр Андрус Ансип посчитал традиционные международные слёты ветеранов эстонской 20-й дивизии СС в Синимяэ «всего лишь» «гражданскими акциями памяти погибших во Второй мировой войне, схожими с теми, которые проходят по всей Европе». И подчеркнул: «Представители правительства в них не участвуют».

Такие отговорки выглядят издевательством. Разве не министр обороны Эстонии и одновременно идеолог радикального национализма Март Лаар открывал в Тарту памятную доску в честь карателей, на руках которых кровь тысяч и тысяч людей в Эстонии и России? Разве не он на официальном уровне пообещал добиться признания ветеранов 20-й дивизии СС «борцами за свободу», о чём с удовлетворением говорил на сборище легионеров в Синимяэ депутат парламента от партии «Союз Отечества и Республика» Тривими Веллисте – однопартиец Лаара?

И тот же Март Лаар сделал граничащее с паранойей заявление о том, что со стороны Москвы не исключена… агрессия, в случае которой эстонские партизаны готовы отразить нападение российских танков (?!).

«Уши» официального Таллина торчат за выступлениями неонацистов и ещё в одном случае. По распоряжению министра внутренних дел был запрещён въезд на территорию Эстонии Йохану Бекману, главе Финского антифашистского комитета, члену президиума Международного правозащитного движения «Мир без нацизма», который направлялся на Общественное собрание в память о жертвах нацизма и павших за освобождение Эстонии красноармейцах (оно состоялось в Синимяэ неподалёку от места слёта эсэсовских ветеранов и одновременно с ним). Зато почитателям и единомышленникам легионеров, прибывшим из Латвии, граница была широко открыта!

Однако даже если допустить, что все эти сборища и торжества по случаю побед германского вермахта – инициатива местных властей и «общественников», оправдывает ли это невмешательство руководства страны, судебных властей? И если такое невмешательство налицо, то разве это не открытое пособничество неонацистам?

Директор Центра Симона Визенталя, занимающегося расследованием преступлений нацистов, Эфраим Зурофф говорит: «Я хочу подчеркнуть, что проблема Эстонии с нацистскими преступниками состоит в том, что там нет политической воли, для того чтобы отдать этих преступников под суд». Э.Зурофф считает, что Эстония – прибежище для самых ужасных пособников Гитлера.

В самой Эстонии голос протеста подали лишь общественные организации – Еврейская община Эстонии, движение «Эстония без нацизма» (к слову, официально признанное экстремистской организацией) и некоммерческое объединение «Cписок Кленского». Последняя из них – организация, известная защитой прав российских соотечественников, выступила с заявлением, в котором обратила внимание властей и общественности Эстонии, а также России и Евросоюза на реальные угрозы для всего населения Эстонской Республики: «Это – усиление ультранационалистических и неонацистских настроений в Эстонии, радикализация экстремистски настроенной политэлиты страны». Молчать сегодня, заявляют Д.Кленский и его товарищи, значит дать согласие на газовые камеры XXI века. Мы знаем, что в 30-е годы ХХ века на Западе предпочли закрыть глаза на рост реваншистских и нацистских устремлений в Германии. В итоге это привело к самой страшной в человеческой истории войне.

Сегодня возникает опасность повторения пройденного. Попустительство Запада, а то и явная заинтересованность определённых его кругов дают возможность поднимать голову неонацистам в странах, политические режимы которых кичатся приверженностью к демократии и либеральным ценностям. Молчит Евросоюз, не слышно голоса его Парламентской ассамблеи, которая любит задавать «стандарты демократии» для России. Отстранённую позицию занимают и государства бывшей антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Великобритания и Франция, шесть с половиной десятилетий назад воевавшие с гитлеризмом и самим фактом участия в создании ООН выступившие гарантами борьбы с попытками возрождения нацизма.

Такое впечатление, что Департамент информации и печати МИД России, выступивший с заявлением в связи с очередными фактами героизации нацизма в Эстонии и рассчитывающий, что «преступное попустительство со стороны эстонских властей организации подобных мероприятий не должно остаться без внимания и принципиальных оценок со стороны партнеров Эстонии по Евросоюзу и НАТО, профильных международных организаций», стучится в закрытую дверь.

В НАТО и в Евросоюзе абсолютно не церемонятся с выбором средств давления на «недемократические» режимы вроде Ливии или Сирии, но напрочь не замечают возрождения нацизма в лагере «новых демократий» – в Эстонии и других странах. А стоило бы подумать, что ставка на неонацизм и русофобию непременно породит в этих странах своих доморощенных Андерсов Брейвиков – эстонских и прочих. А то и ещё что похлеще…

Начиная с 1990-х годов в Эстонии стало властвовать такое черно-белое, примитивное мышление. Нас стали убеждать, что мы стали западным обществом, мы вступили в ЕС и НАТО, мы западные люди, мы повернулись спиной к России, Россия нам больше не нужна.

У меня возникает вопрос: если ты в ЕС – это что, должно мешать быть в добрососедских отношениях с Россией? Почему у других европейских стран получается, а у нас нет? И в наших учебниках истории пишут: столкновение западной и восточной культур проходит на реке Нарове. А ведь почти 100 тысяч эстонцев жили в Петербурге в начале прошлого века. Они что, вернулись оттуда скифами? Они получили там основы европейской культуры.

За время стояния спиной к России у эстонской молодежи почти исчез русский язык. При этом есть идеологи и журналисты, которые хвалят нашу молодежь за это. Мол, это предмет гордости. Эстонец, который в начале прошлого века прочно знал три языка, сегодня знает в лучшем случае два. Второй английский, и то зачастую кое-как. Но ведь мы отличались от скандинавов именно тем, что знали русскую культуру. То есть сейчас мы потеряли то, в чем мы были сильны.

Реформа русских школ – это попытка иезуитским способом, под предлогом изучения эстонского языка, лишить огромное количество молодежи русскости. То есть мы хотим создать государство, где нет ничего русского. Неужели не ясно, что это будет вызывать протест и это может реально привести к созданию пятой колонны. Народ, который сам пережил русификацию, не понимает, что сейчас творит то же самое. И не умеет предвидеть, как это аукнется. Разве умное государство будет раскалывать общество? Нет, оно будет создавать общество, где все чувствуют себя своими. Мы этого не добились. Наоборот.

У нас стараются сделать так, чтобы все думали одинаково, хотя в нормальном обществе ценится разнообразие мнений. В результате мы превращаемся в деревенскую общину, где все пляшут и поют одинаково, и думают одинаково. Мы пришли к верноподданнической Эстонии, где нет возможности думать альтернативно.

Эдуард Тинн

Рассуждая о том, как выйти из тупика российско-эстонских отношений, профессор Эдуард Тинн коснулся новейшей истории Эстонии. По его словам, Эстония, как постсоветское государство, не могла выбрать скандинавскую модель развития, потому что надо было быстро догонять другие страны. В результате идеологи 1990-х годов остановили свой выбор на либеральной рыночной экономике, которая предусматривает низкие налоги, равновесие бюджета и скромные социальные выплаты. Все это должно привлечь в нашу страну иностранных инвесторов. На этом пути, как мы знаем, Эстония добилась определенных успехов. Внезапно случился кризис, и вот как описывает профессор Тинн нынешнее положение вещей: «общественно-политические дискуссии – такие же, как и 10 лет назад. Но ситуация изменилась. Продолжать так уже нельзя. Я четко вижу, что наш бизнес стал чиновничье-бюрократическим. Есть огромная европейская кормушка, и все смотрят: как бы из этой кормушки что-нибудь получить. Прямо скажу: нам не хватает смекалки, нам не хватает амбиций, то есть нужны новые идеи, новые концепции и новые люди. Надо признаться, что и Ансип, и Лаар – это вчерашний день. Но они вновь пришли к власти, и с этим ничего не поделаешь», - рассуждает Тинн.

Перейдя к основной теме дискуссии, Тинн первым делом упомянул кризис в эстонско-российских отношениях, наступивший после апреля 2007 года.

По словам Тинна, Ансип придумал защитную концепцию, что бизнес с Россией не так уж и важен для Эстонии, и что без России, в принципе, можно и обойтись.

«Получилось как в басне Крылова «Лисица и виноград». Виноград, мол, оказался кислый. Но российский виноград не обязательно кислый», - считает Тинн.

Как пример нормальных отношений с Россией Тинн привел Финляндию. По его мнению, эстонцы, как и финны, могли бы быть также доброжелательны к России, что обернулось бы только во благо дальнейшему развитию страны. По его словам, финны инвестируют огромные деньги в экономику России, весьма либеральны в вопросе выдачи виз, за что заслужили глубокое уважение со стороны россиян.

Также Тинн привел в пример Латвию, и призвал эстонских политиков не комплексовать из-за того, что Латвия пошла на сближение с Россией вследствие своего катастрофического финансового положения.

«Ясно, что нужно лучше использовать свое географическое положение. Санкт-Петербург исторически был «эстонским городом». Когда-то там жило 100 тысяч эстонцев. Однако сейчас мы игнорируем фактор своего географического положения, в отличие от финнов и латышей», - говорит Тинн.
«Поэтому я хотел бы пожелать своим соплеменникам стать последователями великого Канта и проявить «добрую волю» к своим соседям. Когда ты не желаешь своему соседу добра, когда ты радуешься проблемам соседа, ну кто будет с тобой серьезно работать?», – задается вопросом Тинн.

"День За Днем"