Где заседает президент франции. "Битва добра и зла" во Франции: как это было. Лидеры президентской кампании

Сначала президент республики избирался сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. В сентябре 2000г. В результате референдума было принято решение о том, что срок президентских полномочий не должен превышать пяти лет.

Президент республики избирается абсолютным большинством голосов. Если ее не получено в первом туре голосования, то в следующую за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся теми, что получили наибольшее количество голосов в первом туре.

В случае вакантности поста президента республики по какой-либо причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных Конституционным советом, запрошенная об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем Сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия - правительством.

В случае вакантности или если препятствие объявлено Конституционным советом окончательной, голосование по выборам нового президента происходит (кроме случая непреодолимой силы) не менее через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявили о своем решении быть кандидатом по меньшей мере за ЗО дней до названной даты умрет или у нее возникнут препятствия, то Конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то Конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре, до возможного снятия кандидатур, Конституционный совет объявляет о новом проведения всех избирательных операций; подобно она действует и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух оставшихся кандидатов для участия во втором туре.

Полномочия президента Франции.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. В то же время Конституция предусматривает взаимодействие президента и главы правительства: "Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11, 12,16,18, 54 и 61, контрасигнуватимуться премьер-министром и, в случае необходимости, - ответственными министрами". Согласно этому положению Конституции, формально-юридические полномочия делятся на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. На практике существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности премьер-министр назначается без контрассигнации.

Важнейшим личным полномочием президента Франции является право распускать Национальное собрание, ограничено лишь тремя условиями: во-первых, не может быть осуществлено роспуске течение года, следующего после предварительного роспуска, во-вторых, роспуск не может быть проведен во время действия чрезвычайного положения и, в третьих, роспуск не может быть осуществлен временным президентом республики, то есть председателем Сената, который занимает вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичной власти, не противоречит Конституции и отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Статья 16 Конституции позволяет президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, при которой он принимает все меры, продиктованных, по его мнению, обстоятельствами. Но в этой статье определяются два условия для введения чрезвычайного положения: 1) должна присутствовать одна из четырех требований - серьезная и непосредственная угроза или институтам республики, либо независимости нации, или целостности ее территории, или выполнению международных обязательств; 2) должен быть поднят нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее, когда захочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий делает право введения чрезвычайного положения грозной оружием в руках президента. Для такого введения глава государства обязан лишь получить "официальную консультацию" у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. их мысли учитывать совсем не обязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен стать парламент, но на практике он не реализует контрольных функций Правда, парламент в это время не может быть распущен, и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены определено нечетко, официального толкования этого термина нет.

Президент практически полностью, сверху вниз, формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Очень важно не урегулирован Конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы; это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной сфере президент реализует традиционное право главы государства - право помилования. Президент представляет вершину судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требует контрассигнации премьер-министра или министров, также достаточно значительной. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые ею, участвует в рассмотрении законопроектов правительства, назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент больший объем прав, чем если следовать букве закона. Так, вел принимает решения в сферах, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте есть "одноцветная" с президентом большинство. Президент время открыто вмешивается в компетенцию премьер-министра. Например, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, который составляет несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб назначаются лично президентом.

Президент Республики избирается всеобщими прямыми выборами. Срок полномочий Президента Франции составляет 5 лет, а одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков подряд.

Активное избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет и не ограниченные в гражданских и политических правах. Обязательным условием наличия активного избирательного права является внесение лица в список избирателей.

Кандидатом на выборах Президента может быть гражданин Франции, имеющий активное избирательное право и достигший 23 лет. Для регистрации кандидату необходимо получить поддержку не менее 500 выборных должностных лиц (членов Парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), представляющих не менее чем 30 департаментов или заморских территорий.

Выборы проходят по мажоритарной системе в 2 тура. Для победы в первом туре необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. При отсутствии победителя в первом туре во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, набравший голосов больше, чем его соперник.

Объявляются президентские выборы Правительством. Помимо истечения 5-летнего срока президентских полномочий выборы объявляются при вакансии президентского поста, образовавшейся в силу смерти или отставки главы государства, смещения Президента с поста, а также в случае установления обстоятельств необратимого характера, не позволяющих Президенту исполнять свои обязанности. Обязанности Президента Республики в период вакантности поста главы государства исполняет председатель Сената, лишенный, впрочем, права распускать Национальное собрание, назначать референдум и инициировать изменение Конституции.

Статья 68 Конституции Франции допускает смещение Президента Республики с его поста по решению, принятому Высокой Палатой правосудия . Фактически речь идет о своеобразной реализации процедуры импичмента главы государства. Основанием смещения Президента Республики служит "невыполнение им своих обязанностей, явно несовместимое с его мандатом".

Инициатива смещения и создания Высокой Палаты правосудия должна исходить от одной из палат Парламента и быть поддержана другой палатой. Решение о поддержке такой инициативы принимаются палатами большинством в две трети голосов от числа членов каждой из них. Окончательное решение Высокой Палатой правосудия принимается тайным голосованием бюллетенями и требует большинства в две трети голосов от числа членов Палаты. Решение Высокой Палатой правосудия о смещении Президента Республики с его поста вступает в силу немедленно.

Конституция Франции (ст. 67) освобождает Президента Франции от ответственности за действия, совершаемые им в этом качестве. На протяжении периода пребывания в должности Президент Республики не может быть вызван для дачи показаний в какой бы то ни было французский судебный орган или орган административной юстиции, а так же не может являться объектом иска и действий по сбору информации, следственных действий или судебного преследования. При этом течение всякого срока давности и срока для обращения в суд приостанавливается. Иммунитет от судебного преследования носит временный характер – исковые требования и производство могут быть возобновлены или возбуждены против Президента Республики по истечении месячного срока с момента прекращения его полномочий.

Иммунитет Президента Франции не освобождает его от ответственности перед Международным уголовным судом, на что прямо указывают положения статей 532 и 68 Конституции.

Основные полномочия Президента Республики вытекают из положений ст. 5 Конституции Франции, определяющей природу, основные задачи и функции данного института: "Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров".

Президент Франции одновременно является князем Андорры – одним из двух монархов этого княжества. Андорра – карликовое государство, расположенное в Пиренеях между Францией и Испанией. Соправителем Президента Франции, вторым князем Андорры является епископ Урхельский, глава одноименного диоцеза в Испании.

Президент Франции является гроссмейстером ордена Почетного Легиона, высшей государственной награды Франции.

Полномочия Президента Франции могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, требуется ли для их реализации контрассигнация Премьер-министра, и, в случае необходимости, ответственного министра.

"Личные", не требующие контрассигнации, полномочия Президента республики также можно разделить на несколько групп:

  • – во-первых, полномочия Президента как гаранта и арбитра – назначение законодательного референдума; право отказаться от подписания ордонанса; право назначения трех членов Конституционного совета и Председателя этого органа; право обращаться в Конституционный совет; полномочия Президента как гаранта независимости судебной власти, в реализации которых ему содействует Высший совет магистратуры;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с взаимодействием с другими институтами государства, такими как Парламент и Правительство. Президент Республики обращается с посланиями к Парламенту, назначает и смещает Премьер-министра, созывает заседания Совета министров, утверждает его повестку дня и председательствует на его заседаниях;
  • – в-третьих, это полномочия Президента по преодолению кризисов – право принять чрезвычайные полномочия, предусмотренное ст. 16 Конституции. Согласно данной статье "когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом".

Приняв соответствующее решение, Президент Франции информирует о нем нацию в послании. Характер чрезвычайных мер, предпринимаемых Президентом, согласно Конституции должен диктоваться "стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач".

Дискуссии касательно того, насколько соответствует принципам демократии признание за Президентом Республики данного права, ведутся уже больше полувека. Критики этого права указывают на опасность злоупотребления главой государства этим правом, вплоть до возможности узурпации власти. Защитники данного права опираются на ограниченную конституционную практику его применения и на комплекс предохранительных механизмов, встроенных в положения ст. 16 Конституции.

Процедура роспуска Национального собрания требует от Президента всего лишь проведения предварительных консультаций с главами палат и Премьер-министром, никак не ограничивая главу государства в основаниях такого роспуска. Национальное собрание не может быть распущено:

  • – председателем Сената в период выполнения последним обязанностей Президента;
  • – в период, когда глава государства пользуется чрезвычайными полномочиями в порядке ст. 16 Конституции;
  • – на протяжении года со дня предыдущих выборов.

Полномочия Президента Франции, реализация которых требует контрассигнации, так называемые "разделяемые" полномочия, также образуют несколько групп:

  • – во-первых, это кадровые полномочия, связанные с назначением Премьер-министра и, по представлению Премьер-министра, министров. Кроме того, Президент осуществляет назначение на другие гражданские и военные должности. Часть назначений, например, членов Государственного совета, великого канцлера Почетного легиона, чрезвычайных послов, чрезвычайных посланников, старших советников Счетной палаты, префектов, представителей государства в заморских административно-территориальных образованиях и в Новой Каледонии, генералов, ректоров академий, директоров центральных административных ведомств происходит в Совете министров. Кроме того, конституционная реформа 2008 г. установила, что органический закон может определять перечень должностей, назначения на которые Президентом осуществляются после проведения публичных консультаций с профильными комиссиями Парламента, наделенными правом заветировать назначение в том случае, когда сумма голосов "против" в каждой комиссии составляет по меньшей мере 3/5 от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с подписанием ордонансов и декретов, принятых на заседаниях Совета министров;
  • – в-третьих, это полномочия по созыву внеочередных сессий Парламента;
  • – в-четвертых, это право назначения референдума в порядке положений ст. 88s Конституции – на референдум выносится проект закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого- либо государства в Европейский Союз и в Европейские сообщества;
  • – в-пятых, вопросы международных отношений и обороны. Президент, согласно Конституции, является главнокомандующим вооруженных сил, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Правительство Франции, согласно ст. 20 Конституции 1958 г., определяет и проводит политику Нации, в его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы;
  • – в-шестых, полномочия промульгировать законы, принятые Парламентом, включая право вернуть закон в парламент для повторного рассмотрения;
  • – в-седьмых, право помилования.

Содействие Президенту Франции в выполнении его конституционных полномочий оказывает целый комплекс вспомогательных служб и органов, так называемый "дом Президента". Ведущие позиции в этом комплексе удерживает генеральный секретариат главы государства, ответственный за основные аспекты организационного и информационного обеспечения деятельности Президента Франции, а также за обеспечение его взаимодействия с другими органами государства.

Большинство вспомогательных органов и служб размещено в официальной резиденции главы французского государства, в качестве которой еще с 1873 г. служит Елисейский дворец.

Завершая характеристику института Президента Франции, необходимо отметить, что созданная Ш. де Голлем и М. Дебре "президентоцентричная" модель организации институтов Пятой республики, где отношения между главой государства и главой правительства строились согласно принципам, высказанным Ш. де Голлем при назначении М. Дебре Премьер-министром: "Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь тем, что определю основные направления", "постепенно, под влиянием как политической практики “сосуществования” или “кохабитации”, так и конституционных реформ", эволюционировала в направлении более гибкого распределения как полномочий, так и политической ответственности в системе высших органов государства.

Парламент Франции организован как двухпалатное учреждение. Верхняя палата – Сенат – заседает в Люксембургском дворце, нижняя – Национальное собрание – во дворце Бурбон.

Двухпалатную структуру Парламент Франции сохраняет со времен Второй империи. Современный французский бикамерализм отражает потребность обеспечить представительство не только нации в целом, что обеспечивается формированием Национального собрания путем всеобщих прямых выборов, но и территориальные коллективы. Функция представительства территориальных коллективов возложена Конституцией Пятой республики на Сенат, а ее реализация обеспечивается способом формирования этой палаты. Кроме того, не подлежащий роспуску Сенат представляет собой элемент стабильности в институционной картине страны.

Депутаты Национального собрания Франции избираются на всеобщих прямых выборах по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной системы и двумя турами голосования.

Право голоса на выборах депутатов Национального собрания имеют достигшие совершеннолетия граждане Франции, пользующиеся в полном объеме гражданскими и политическими правами. Кандидатом на выборах может быть гражданин Франции, достигший 23 лет, пользующийся в полном объеме избирательными правами и не обладающий свойством неизбираемости.

Для избрания в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов, причем явка на выборах не должна быть меньше 25 % от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей.

Во втором туре голосования участвуют все кандидаты, получившие не менее 1/8 числа голосов от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал 1/8 и более голосов избирателей округа, то во втором туре участвуют два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

Срок полномочий Национального собрания составляет 5 лет. Предельная численность депутатов Национального собрания определена ст. 24 Конституции и составляет 577 депутатов.

Национальное собрание может быть распущено Президентом Республики .

Сенат избирается путем непрямых выборов. Он обеспечивает представительство административно-территориальных образований Республики. Общая численность Сената составляет 348 членов. Срок полномочий сенатора составляет 6 лет, а состав Сената каждые 3 года обновляется наполовину.

Кандидат в Сенат должен быть гражданином Франции, достигшим 30 лет, и обладающим полнотой избирательных прав.

Сенаторы избираются коллегией выборщиков общей численностью около 150 тыс. человек. Для выборщиков Сената действует принцип обязательного участия в голосовании, а сама коллегия по каждому департаменту включает в себя членов Национального собрания, депутатов региональных и генеральных советов, делегатов муниципальных советов и т. д.

Применяемая на выборах сенаторов избирательная система зависит от количества сенаторов, избираемых в департаменте. Если в департаменте избирается менее 4 сенаторов, то используется мажоритарная система абсолютного большинства. Если департамент посылает в Сенат 4 и более членов, то используется пропорциональная система с использованием метода наибольшего среднего.

Каждая из палат французского парламента возглавляется председателем.

Председатель Национального собрания избирается Палатой на весь срок ее полномочий и отвечает за организационное обеспечение ее работы, председательствует на заседаниях Национального собрания, выполняет целый ряд иных полномочий, предусмотренных Конституцией.

Руководство деятельностью палаты председатель Национального собрания осуществляет при содействии Бюро Национального собрания, коллегиального органа, в состав которого, помимо председателя Палаты, входят 6 заместителей председателя, 3 квестора и 12 секретарей.

Председатель Сената избирается после каждой ротации Палаты. Бюро Сената – коллегиальный орган, аналогичный по функциям Бюро Национального собрания. В состав Бюро входят, помимо председателя Палаты, 8 заместителей председателя Сената, три квестора и 14 секретарей.

В составе палат действуют партийные фракции и группы.

В каждой из палат действуют по три квестора. На депутатов (сенаторов), занимающих эту должность, возлагается административное и финансовое обеспечение деятельности палаты, как-то: управление персоналом палаты, ее вспомогательными службами и т. п.; определение режима использования зданий и помещений палаты; управление режимом доступа и безопасности палаты; управление финансами палаты.

Число постоянных комитетов, создаваемых в Национальном собрании и Сенате Франции для подготовки и обсуждения законопроектов, не может превышать восьми. В Сенате Франции в 2014 г. функционировали следующие постоянные комитеты: по экономическим вопросам; по международным делам, обороне и вооруженным силам; по социальным вопросам; по финансам; по культуре, образованию и связи, по развитию инфраструктуры, сферы услуг, городскому и сельскому планированию; по конституционным законам, законодательству, всеобщему избирательному праву и общему администрированию. Также на правах постоянного комитета работает комитет по европейским вопросам.

Палатами могут создаваться также временные комитеты и комитеты, включающие в себя членов обоих палат (объединенные комитеты).

Палаты французского Парламента заседают отдельно. Исключением являются заседания Парламента, собираемого в формате Конгресса. Конституция Франции предусматривает, что в этом формате Парламент Франции собирается для принятия решения о пересмотре Конституции (ч. 3 ст. 89), для заслушивания обращения Президента Республики (ч. 2 ст. 18), для утверждения закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого-либо государства в Европейский Союз (ч. 2 ст. 885).

Парламент Франции работает сессионно. Ежегодная сессия парламента продолжается с октября по июнь включительно, а число дней пленарных заседаний каждой из палат за период сессии в обычных условиях не должно превышать ста двадцати.

Особенности французской конституционной модели "рационализированного парламентаризма" обуславливают ограниченную законодательную компетенцию парламента этого государства, предметный перечень которой содержит ст. 34 Конституции Франции. Согласно положениям данной статьи "закон устанавливает нормы, относящиеся к:

  • – гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; к свободе, плюрализму и независимости средств массовой информации; к обязанностям, касающимся граждан лично и их имущества и обусловленным задачами национальной обороны;
  • – гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности лиц, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;
  • – определению тяжких преступлений и правонарушений средней тяжести, а также полагающихся за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых категорий судебных органов и статуса судей;
  • – базе налогообложения, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

  • – порядка выборов в палаты Парламента, в собрания местного уровня и в представительные органы для французов, проживающих за пределами Франции, также условий осуществления выборных мандатов и должностей членами совещательных собраний административно- территориальных образований;
  • – создания категорий публичных учреждений;
  • – основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;
  • – национализации предприятий и передачи собственности на предприятия из государственного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

  • – общей организации Национальной обороны;
  • – свободного самоуправления административно-территориальных образований, их полномочий и их ресурсов;
  • – образования;
  • – сохранения окружающей среды;
  • – режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств;
  • – трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения".

Приведенный перечень может быть расширен органическим законом.

В целом же принимаемые Парламентом Франции законы можно разделить на семь категорий.

Во-первых, это конституционные законы, которыми изменяется и дополняется Конституция Республики.

Во-вторых, это органические законы, принимаемые по предусмотренному Конституцией перечню вопросов и соблюдением особой процедуры, включающей обязательную проверку их положений на соответствие Конституции Конституционным Советом Республики.

В-третьих, это так называемые "обычные" или "текущие" законы – наиболее многочисленная группа законодательных актов.

В-четвертых и в-пятых, это, соответственно, финансовые законы и законы о финансировании социального обеспечения, особенности принятия которых Парламентом Франции определяются органическими законами.

В-шестых, это программные законы, которыми определяются цели деятельности государства в какой-либо сфере (образование, здравоохранение и т. п.).

В-седьмых, это законы, которыми дается согласие на ратификацию международных договоров.

Соотношение полномочий Национального собрания Франции и Сената в законодательном процессе позволяет отнести верхнюю палату Парламента Франции к категории так называемых "слабых" палат, в связи с тем что за некоторыми исключениями принятие закона при разногласии палат относительно его положений возможно без согласия Сената, т. е. в редакции Национального собрания.

Основой статуса французского парламентария служат положения ст. 27 Конституции Франции, устанавливающие, что "любой императивный мандат недействителен. Право голосования члены Парламента осуществляют лично. Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата".

Режим парламентского иммунитета и индемнитета членов Парламента Франции определяется положениями ст. 26 Конституции:

  • – ч. 1 устанавливает невозможность подвергнуть французского парламентария преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении им своих обязанностей;
  • – положения ч. 2 ст. 26 устанавливают объем и пределы иммунитета французских парламентариев: "член Парламента в случае преследования его за совершение тяжкого преступления или правонарушения средней тяжести может быть подвергнут аресту или иной мере, связанной с лишением или ограничением свободы, только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или правонарушения либо в случае вынесения окончательного приговора".

Условия несовместимости мандата члена Национального собрания и Сената устанавливаются органическим законом и включают в себя, в частности, пребывание на других выборных должностях в органах публичной власти (исключая должности председателей регионального и генерального совета и мэров), пребывание на невыборных должностях в органах публичной власти, состояние в органах управления государственных и отдельных категорий негосударственных корпораций и т. д. Ограничения касаются также осуществления парламентариями определенных видов деятельности.

Детали процедуры роспуска были охарактеризованы выше.

По Конституции 1958 г., президент является центральным должностным лицом в системе органов государственной власти (и не только исполнительной).

Президент вместе с правительством возглавляет систему органов исполнительной власти государства. Такая формулировка, закрепленная в Конституции Франции, выражает дуализм исполнительной власти: она принадлежит Президенту и Правительству совместно – Правительство может заседать под руководством Президента (Совет министров) или Премьер-министра (кабинет).

В этой модели организации исполнительной власти, наиболее явно проявляется сущность смешанной республики .

Следует отметить, что президент благодаря значительным полномочиям может влиять и на другие ветви государственной власти (и прежде всего законодательную ).

Статус президента определен разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место президента в системе органов власти определено через его функции:

Функции Президента Франции

Такие функции, в общем, обычны для республик с «сильными президентами » (и президентских и смешанных республик). Глава государства здесь, условно говоря «возвышается» над иными ветвями государственной власти, своим арбитражем обеспечивая их нормальное функционирование, разрешая конфликты между ними.

Такое положение, однако, не означает особого положения президента, принцип разделения властей естественно сохраняется и функционирует – глава государства не превращается в диктатора, сосредотачивающего в своих руках всю власть. Деятельность президента осуществляется строго в рамках закона.

Порядок избрания: президента обычен для данной формы республик. Президент избирается путем прямых выборов населением страны, помажоритарной системе смешанного типа . Порядок выборов, а общих чертах определен ст.7 конституции:

ПЕРВЫЙ ТУР

Применяется мажоритарная система абсолютного большинства .

Поскольку в этом случае избрать президента в один тур сложно, второй тур почти обязателен (все французские президенты избирались во 2 туре ).

ВТОРОЙ ТУР

Здесь используется мажоритарная система относительного большинства.

Во втором туре участвуют два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом.

Правовой статус президента Франции вполне обычен:

Требования к кандидату

Требования к кандидату на должность президента традиционны:

    Гражданство Франции;

    Обладание избирательным правом;

    Возраст 35 лет;

Срок полномочий

Срок полномочий президента также вполне обычен– 5 лет.

Ранее (до 2000 г.), срок был большим – 7 лет, такое положение делало французских президентов «долгожителями » выделяя их статус по сравнению с другими странами. Теперь срок полномочий ничем не отличается от других государств

Возможность переизбрания

Конституция не устанавливает никаких ограничений на переизбрание одного лица. Теоретически это возможно сколько угодно раз.

Однако на сегодняшний день, ни один из президентов не избирался более чем на два срока

Полномочия Президента – как и свойственно республикесмешанного типа , объем полномочий достаточно велик. Все их можно подразделить на 2 группы:

Полномочия, осуществляемые Президентом самостоятельно

Полномочия, на которые требуется контрасигнатура Премьер-министра

    Представляет страну в международных отношениях, заключает договоры

    Право роспуска Национального Собрания

    Право введения в стране чрезвычайного положения

    Назначение Премьер-министра, иных министров и других высших должностных лиц государства.

    Передача на референдум законопроектов

    Председательствовать на заседаниях Совета Министров

    Право обращения в Конституционный Совет

    Главнокомандующий вооруженными силами страны.

    Право помилования

    Созыв Парламента на внеочередные сессии

    Подписание нормативных актов принятых СМ

    Назначение на часть гражданских и военных должностей

    Назначение дипломатических представителей

Ответственность: как и во всех президентских республиках, политической ответственности перед Парламентом нет. Юридическая ответственность – традиционно в форме импичмента.

Специфическая черта импичмента во Франции - для его осуществления есть особый орган политической юстиции – Высокий суд правосудия.

Американское издание Slate констатирует, что для Франции наступил «исторический день», поскольку кандидаты двух политических партий, десятилетиями доминировавших в местной политике, не вышли во второй тур выборов президента страны. Речь идет о социалистах и правых голлистах, которые после окончания Второй мировой становились правящими силами.

Кандидаты же от новых сил — «Народного фронта» и «Вперед!» — получают поддержку примерно равного числа французов. По предварительным данным, у Ле Пен 21,5% голосов, у Макрона — 23,7%.

По мнению The Wall Street Journal, в связи с выходом во второй тур Ле Пен и Макрона «глобализм и будущее Европы становятся определяющими ценностями». Собственно, голосование во втором туре и будет своеобразным референдумом: за или против радикальных предложений Ле Пен о твердой миграционной политике, выходе из еврозоны и разрыве с Евросоюзом.

Ее соперник, в свои 39 лет ни разу не избиравшийся ни на один политический пост и лишь небольшое время проработавший в правительстве Франсуа Олланда, не предлагает ничего определенного — кроме усиления сотрудничества в рамках ЕС, в первую очередь с Германией, которой он обещает высокую финансовую дисциплину.

Таким образом, на момент начала новой двухнедельной кампании у Франции есть простой выбор. Или попытаться решить проблему с эмигрантами, безопасностью, угрозой терроризма и обязательствами перед Брюсселем — то есть пойти примерно тем же путем, что выбрали американцы прошлой осенью, проголосовав за Дональда Трампа. Или же не только сохранить, но и усилить курс на единую Европу и перспективы экономического процветания в ее рамках.

Последнее, по всей видимости, будет иметь принципиальное значение — эксперты пугают, что победа Ле Пен приведет экономику страны к рецессии, а Евросоюз к распаду.

Французское издание Le Figaro называет борьбу между двумя кандидатами «новым землетрясением». Сложившуюся ситуацию уже сравнивают с аналогичной кампанией 2002 года, когда ее отец Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур. Тогда его оппонент президент Франции Жак Ширак призвал других кандидатов объединить своих сторонников вокруг его кандидатуры во втором туре. Благодаря поддержке широкого фронта Ширак получил рекордные 82,06% при 17,94% процентов у Ле Пена.

С подобным же призывом к избирателям выступил и Эммануэль Макрон: «Начиная уже с этого вечера я должен пойти дальше и объединить вокруг себя всех французов», — сказал он в своем обращении по итогам голосования.

Кандидат от Социалистической партии Бенуа Амон, набравший в районе 7% голосов, уже поддержал своего бывшего сопартийца. Так же поступил один из главных оппонентов Франсуа Фийон, выдвинутый «Республиканцами». Он набрал около 19%, однако часть его популярности основывалась также на достаточно жесткой — пусть и более мягкой, чем у Ле Пен — правой риторике, позиции в отношении мигрантов, а также, например, в отношении к России и санкциям.

За несколько дней до выборов Фийон призвал решить проблему Крыма на международной конференции, которая бы признала его новый статус.

Таким образом, нет гарантий, что весь электорат «Республиканцев» перейдет к Макрону. То же касается и электората четвертого лидера гонки — Жан-Люка Меланшона, получившего также больше 19% голосов. Руководство Коммунистической партии Франции, поддерживавшей крайне левого кандидата, призвало своих членов и сторонников проголосовать против Ле Пен во втором туре выборов, при этом не призывая голосовать за Макрона. Однако Меланшон привлекал своих сторонников радикальной критикой Евросоюза, что роднит его позицию с Ле Пен.

Главной интригой выборов будет вопрос, сможет ли Макрон привлечь к себе электорат экс-премьера Франсуа Фийона, который набрал 19% в гонке. Есть предположение, что Фийон может начать агитировать за Макрона, чтобы помочь ему победить Ле Пен, которую обозреватель CNN Питер Клуппе называет «кошмаром для Европы».

Издание Slate отмечает, что Макрону придется тяжело в борьбе с Ле Пен, и называет его «малоопытным центристом». Небольшой опыт работы в правительстве социалистов у Макрона есть, однако он вышел из этой партии и не располагает собственной политической структурой.

На стороне Макрона сыграет определенный «административный ресурс» Европы. Ему оказывают поддержку лидеры стран ЕС. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что уверен в победе Макрона на выборах. Макрон также получил неформальную поддержку от бывшего президента США Барака Обамы — они разговаривали по телефону за несколько дней до выборов.

Однако главным козырем Макрона остается радикальный имидж его соперницы и ее партии. Французы в большинстве не готовы видеть крайне правых во главе государства. Для Ле Пен же, активно занимавшейся собственной «раздемонизацией» по ходу кампании, сейчас единственным выходом, по всей видимости, остается ответная демонизация оппонента.

The New York Times цитирует советника и соратника Ле Пен по партии Флориана Филиппо, называвшего Макрона «кандидатом банков», выступающим против интересов народа и губящим линию «Национального фронта» на протекционизм.

Руководитель франко-российского Аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен, впрочем, уверен, что у Ле Пен нет никаких шансов на победу.

«Вероятно, она попытается зазвать на свою сторону электорат Фийона и Меланшона, но их избиратели не придут на второй тур и явка будет ниже», — прокомментировал «Газете.Ru» эксперт.

Дюбьен считает, что во втором туре Макрон обойдет кандидата-националиста со значительным отрывом.

«Макрон наберет от 60%, но Франция раскололась, и ему будет намного сложнее управлять страной, — прогнозирует Дюбьен. — Он попытается собрать людей справа и слева, но все зависит от того, что будет на парламентских выборах. Франция переходит к парламенту из четырех блоков, в котором ультраправые, правые, центристы и левые. Сами блоки непримиримы, а вероятность их сближения довольно низка».

«Макрон ожидает, что волна поддержки на президентских выборах приведет к такой же волне на выборах парламентских», — рассказал «Газете.Ru» Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Однако еще до парламентских выборов президент постарается закрепить поддержку населения, приняв ряд указов, считает эксперт. Это будет сделано вне зависимости от того, победит Макрон или Ле Пен, поскольку в популистской тактике эти политики схожи.

«Прежде всего, это будет укрепление системы безопасности во Франции, — добавил Рубинский. — Безусловно, будут шаги по морализации политической системы, то есть кампания по борьбе с коррупцией. Как показала нынешняя кампания, среди электората большой запрос на этическую политику. И, конечно, будут приняты меры по бюджетной экономии. Это для сегодняшней Франции самое главное».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», выборы во Франции не завершатся вторым туром президентского голосования. «Будет еще и своеобразный третий тур — парламентские выборы, а также четвертый — когда профсоюзы выйдут на улицы, если будут проведены реформы выравнивания соцобеспечения в государственном и частном секторах. Такие попытки были предприняты еще в 1995 году. Тогда вся страна встала в забастовках».

Президент Французской Республики
Président de la République française
Официальная резиденция Елисейский дворец
Назначалась избирается на прямых выборах
Срок полномочий 5 лет, не более 2 раз подряд
Должность появилась 20 декабря
31 августа
16 января
Первый в должности Луи-Наполеон Бонапарт
Должность упразднена 2 декабря
11 июля
Сайт elysee.fr

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами