Истории демосфен. Демосфен - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

У этого термина существуют и другие значения, см. Демосфен (значения).

Демосфен
греч. Δημοσθένης
Род деятельности:

политик , дипломат и оратор

Дата рождения:

384 до н. э.

Место рождения:

Q3411612?

Страна:

Древние Афины

Дата смерти:

322 до н. э.

Демосфен на Викискладе
Произведения в Викитеке

Демосфе́н (греч. Δημοσθένης ; 384 г. до н. э., Афины - 322 г. до н. э.) - знаменитый оратор Древнего мира.

Юность

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая карьера

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве. Жан Леконт дю Нуи

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром.

Вскоре Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлёкший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Битва при Херонее, в 338 году до н. э., положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Демосфен не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрёл этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.

Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию.

Гибель

Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал «охотников на людей» под предводительством Архия.

Здесь Демосфен, окружённый людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322 г. до н. э.). Плутарх хвалит Демосфена, что он, хотя и пытался вымолить себе жизнь, но вовремя раздобыл и применил ядовитое зелье, спасся под защитой высшего алтаря, вырвавшись из рук наёмников и посмеявшись над жестокостью Антипатра.

Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. На цоколе статуи была вырезана надпись

Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей

Одной из достопримечательностей Канцы является мраморный лев; о нём говорят, что он был частью гробницы Демосфена и относится к IV веку до нашей эры.

Наследие

Демосфен

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике, понятой в духе её критики Платоном, как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем. В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς , «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Считаете ли вы, что стать великим оратором может только человек, обладающий выдающимися способностями и яркой внешностью? Вы сказали «Да»? Спешу вас уверить, в истории красноречия существует яркий пример, ораторское искусство Демосфена, который заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Вы, наверно, слышали о чудаке, который набивал себе полный рот камней, шел по берегу моря и громко цитировал тексты с камнями во рту? Таким представляется греческий оратор Демосфен современникам.

А что еще нам известно?

  • Известно ли вам, дорогие читатели, что Демосфен, будучи выходцем из богатой зажиточной семьи, не имел средств, чтобы получить достойное образование? И это не помешало ему овладеть в совершенстве ораторским искусством.
  • Известно ли вам, что Демосфен рос слабым и хилым ребенком, часто пропускал занятия в гимназии по причине болезней? И это не помешало ему работать с утроенной энергией, чтобы воплотить свою мечту в реальность, стать оратором.
  • Известно ли вам, друзья, что дебют греческого оратора был неудачным, юноша был буквально освистан публикой? Тем не менее, спустя несколько лет Демосфен становится сильнейшим мастером красноречия своего времени, слава о нем разливается далеко за пределами Греции.

Детство Демосфена

Великий греческий оратор жил в Афинах в 384 – 322 гг до н.э. Отец Демосфена был владельцем оружейных мастерских, где работали несколько десятков рабов, после своей смерти он оставил сыну довольно солидное состояние.

На момент смерти отца мальчику было 7 лет, его сестре – 5, поэтому все завещанное имущество временно перешло в руки опекунов, до совершеннолетия детей.

Опекуны распорядились наследием оружейника по-своему: большую часть обманом присвоили себе, завещательные бумаги постарались уничтожить и скрыть, а данное умирающему отцу обещание заботиться о маленьком Демосфене и его матери напрочь позабыли.

Когда будущему мастеру искусства слова исполнилось 18 лет, он вынужден был довольствоваться небольшой горстью серебряных монет количеством в половину таланта и отцовским домом с десятком голодных рабов.

Стоит ли говорить, что на образование будущего кумира публики опекуны также не соизволили выделить денег? Есть информация, что Демосфен посещал образовательную школу для бедных, а также брал уроки ораторского искусства. По одним источникам, его преподавателем по риторике был Исей, по другим – Исократ.

Когда незадачливые опекуны пришли и заявили, что не заплатят за обучение мальчика ни копейки денег, наставник Демосфена только улыбнулся в ответ и продолжил заниматься со своим учеником. Уж очень ему по сердцу пришлись любознательность и трудолюбие молодого Демосфена.

Почему провалилось первое выступление?

Первые тексты речей Демосфен писал для других, в основном это были судебные речи. Наконец, оратор решился выступить самостоятельно на одном из публичных собраний. Под свист и улюлюканье толпы покидал он трибуну, публика не дала ему договорить речь до конца, заглушая его выкриками и смехом.

Вам интересно знать, почему освистали Демосфена? Тогда ответьте на вопрос, можете ли вы представить себе в качестве оратора человека:

  1. Сильно картавящего, жующего слова, проглатывающего их окончания?
  2. С тихим, еле слышным голосом, мямлю, задыхающегося на длинных предложениях?
  3. Сутулого, сгорбленного и забитого, боящегося поднять взгляд от носков своих ног?
  4. Человека с подпрыгивающей походкой, нелепыми движениями и нервно вздрагивающими при каждом резком звуке плечами?

Если соберете все эти черты в одну картину, то получите портрет оратора Демосфена. На первой неудаче тот не остановился, попытался выступить еще раз и снова был выгнан толпой.

Разговор с другом

По дороге домой расстроенный Демосфен случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира. Выслушав юношу, артист попросил его прочитать что-нибудь из греческих поэтов. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит абсолютно незнакомые слова.

С этой минуты Демосфен понимает, чтобы стать оратором, нужно научиться:

  • Четкому произношению;
  • Артистично держать себя на публике, контролировать свои жесты;
  • Вкладывать чувства в каждое слово речи;
  • Использовать для речи красочный и в то же время простой язык.

Что сделал Демосфен?

С этой минуты начинается титаническая работа будущего оратора над собой. Демосфен не сдался, он уединился в подземной комнате в своем доме и дал себе обещание не выходить на улицу, пока не станет мастером красноречия. Чтобы не было соблазна нарушить данное слово, он взял бритву и выбрил себе половину волос на голове.

Демосфеновская система упражнений:

  1. Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в рот острые черепки и камни, декламировал тексты и стихи.
  2. Чтобы сделать свой голос громким и зычным, он выходил на берег моря, когда шумел прибой, и перекрикивал морские волны.
  3. Чтобы добиться силы звучания голоса, юноша завел собачонку. В перерывах между занятиями он подражал собачьему рычанию.
  4. Для того, чтобы сделать свои легкие сильными и укрепить речевое дыхание, оратор взбирался быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя.
  5. Демосфен повесил в комнате большое зеркало, ежедневно он репетировал перед зеркалом речи, следя за своими жестами и выражением лица.
  6. Над плечом занимающегося был подвешен тяжелый и острый меч. Всякий раз, когда во время чтения текста плечо оратора нервно поднималось вверх, меч больно ранил. Так Демосфен избавился от вредной привычки и научился контролировать положение своего тела во время выступления.

Кем стал Демосфен?

Благодаря упорным занятиям, мастер быстро добился успехов на ораторском поприще. Его первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших его наследства. Процесс длился несколько лет.

Несмотря на все ухищрения, уйти от ответственности недобросовестным опекунам не удалось, греческий оратор добился их осуждения.

В дальнейшем популярность Демосфена как оратора стремительно набирала обороты. Тридцатилетний мастер слова становится ведущим политическим оратором, без его выступления не обходится ни одно народное собрание.

Наибольшую известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского, целью которого был захват и порабощение Греции. По свидетельству современников, даже сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого, если бы присутствовал на выступлении Демосфена – настолько речи мастера были убедительными и чувственными.

Каждую свою речь великий оратор тщательно готовит, добиваясь красоты выражений, изобретая яркие образы, оттачивая буквально каждое слово. Один из оппонентов Демосфена в суде даже бросил упрек оратору: «Твои речи пахнут маслом», имея ввиду, что текст выступления готовился несколько ночей при свете масляной лампы.

Ораторские приемы Демосфена

Древнегреческий мастер красноречия добивался убедительности выступлений, применяя свои излюбленные методы:

  1. Короткое и динамичное вступление, полностью захватывавшее внимание публики. Часто Демосфен включал во вступление краткое высказывание (сентенцию), которое потом объяснял и подкреплял примерами в самой речи.
  2. Прямое обращение к аудитории: «Граждане афинские!» присутствовало в каждой речи оратора.
  3. Нередко знаменитый оратор прибегал к помощи восклицаний: «Хорошо! Отлично» или: «Да нет же! Нет, нет! О, все боги!». С помощью этого приема он мастерски воздействовал на эмоциональное восприятие слушателя, манипулируя сознанием.
  4. , заданный оратором, заставлял аудиторию напрягать ум и внимание, быть соучастниками речи. Также Демосфен часто применял прием умолчания, когда определенное событие он не называл напрямую, а только делал намек, заставляя слушателя делать выводы самостоятельно.
  5. Излагал суть дела в своем выступлении мастер красноречия весьма динамично и увлекательно, с некоторой долей экспрессии. Он то прибегал к форме рассказа, то изображал сценку, имитируя ярый спор с противником, то драматизировал, обращаясь к богам, давая им клятвы, обращаясь к природе, правительству и к присутствующим на собрании.
  6. Для усиления воздействия на слушателей оратор часто использует в речах метафоры и антитезы (противопоставления). Необычно преподносит мастер прием олицетворения: неодушевленные предметы и абстракции в его речи «оживают» и вступают в разговор, доказывая правоту позиций оратора.

Правдивость и совершенство

Каждая речь Демосфена отличалась исчерпывающей аргументацией, краткими и точными высказываниями, блестящими и красноречивыми характеристиками. Оратору присуща аскетическая простота и предельная ясность изложения, подкрепленная эмоциональными и красочными образами.

Древнегреческий мастер уделял немало внимания теории риторики. Оратором, говорил Демосфен, не может стать человек лживый, речь выступающего должна соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству.

По утверждению Демосфена, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти, открытой вражды, угодничества, мести. Оратор является в первую очередь политическим и общественным деятелем, формируя сознание общественных масс, а значит, относиться легкомысленно к содержанию своих речей оратор не имеет право.

Среди всех представителей риторики античности Демосфен занимает первое место, его речи называют «мощными», великий римский отзывается о Демосфене как об истинном «совершенном ораторе».

Выводы

Ничто не предсказывало ораторскую славу Демосфену в детстве. Тем не менее, он добивается исполнения своей мечты вопреки всему, на глазах превращаясь из гадкого утенка (слабого и заикающегося подростка) в прекрасного лебедя, мастера красноречия всех времен и народов.

Успех Демосфена состоялся, благодаря его качествам:

  • Упорству и настойчивости;
  • Колоссальному трудолюбию;
  • Серьезному отношению к теории риторики.

Вы хотели знать главный секрет в овладении ораторским искусством? Этот секрет заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь труден и тернист, но он неизбежно приводит занимающегося на сцену, закрепляет за ним славу искусного оратора и осыпает аплодисментами восхищенных слушателей.

Друзья, желаете ли вы повторить успех Демосфена?

Творческих успехов вам, друзья. Не забывайте оформить подписку, чтобы вовремя получать информацию о новых публикациях блога. Жмите кнопку, делитесь статьей с друзьями и знакомыми.

До свидания! Ваш Юрий Окунев.

Разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки .

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая карьера

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве. Жан Леконт дю Нуи.

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского . Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции , горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду , поставил свои условия Фивам , избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром .

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес . Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин , явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею , всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов , посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа . Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий ; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею . Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Гибель

Наследие

Демосфен

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике , понятой в духе её критики Платоном , как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем . В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи . В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς , «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

См. также

Примечания

Литература

Сочинения Демосфена

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 7 томах (№ 238, 155, 299, 318, 346, 351, 374)
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 13 томах.
  • Демосфен . Речи . / Пер., ст. и примеч. С. И. Радцига. (Серия «Литературные памятники »). М.: Издательство АН, . 608 стр. 5000 экз.
  • Демосфен . Письма. / Пер. В. В. Вальченко. // ВДИ. 1981. № 2-3.
  • Демосфен . О предательском посольстве . / Пер. С. Ошерова. За Ктесифонта о венке . / Пер. Е. Рабинович. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит., 1985. С. 65-126, 211-280.
  • Демосфен . Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли, . (полный русский перевод речей и писем )
    • Т. 1. 1994. 608 стр. Переводы В. Г. Боруховича (XX-XXIV), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XXXVI), В. В. Вальченко (XXXV), Л. М. Глускиной (XXXVII-XL), Г. А. Тароняна (XXVII-XXXIV), А. Я. Тыжова (XXV-XXVI).
    • Т. 2. 1994. 544 стр. Переводы В. Г. Боруховича (LIX), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XLII, XLV-XLVII, XLIX-LII), В. В. Вальченко (LVI, LX-LXI; Вступления к политическим речам; Письма), Л. М. Глускиной (XLI, XLIII-XLIV, XLVIII, LVII), А. Я. Тыжова (LVIII), И. А. Шишовой (LIII-LV).
    • Т. 3. 1996. 624 стр. Переводы С. И. Радцига (I-XIX). (переиздание книги 1954 года)
  • До революции в России выходило множество переводов отдельных речей, особенно Олинфских (в основном «школьные издания»). Среди первых русских переводов:
    • Первая Демосфенова речь против Филиппа. СПб., 1776. 45 стр.
    • Речь Димосфена о венце. / Пер. Е. Пономарева. М., 1784. 148 стр.
  • Недавние английские переводы:
    • Goldstein, Jonathan A. (1968) . The Letters of Demosthenes. Columbia University Press.
    • Stephen Usher , Demosthenes, On The Crown. Warminster: Aris & Phillips, 1993. Pp. vi + 282. ISBN 0-85668-533-X . (рецензия)
    • Harvey Yunis (ed.) , Demosthenes, On The Crown. Cambridge Greek and Latin Classics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Pp. xiii & 314. ISBN 0-521-62092-9 . ISBN 0-521-62930-6 . (рецензия)
    • Douglas M. MacDowell , Demosthenes: On the False Embassy (Oration 19). Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2000. Pp. 368. ISBN 0-19-815303-1 . (рецензия)
    • Harvey Yunis (trans.) , Demosthenes, Speeches 18 and 19. The Oratory of Classical Greece, vol. 9. Austin, TX: University of Texas Press, 2005. Pp. xxix, 243. ISBN 0-292-70577-8 . ISBN 0-292-70578-6 . (рецензия)
    • D.M. MacDowell , Demosthenes: Against Meidias (Oration 21). Oxford: Clarendon Press, 1990. ISBN 0-19-814763-5 . (рецензия)
    • Victor Bers (trans.) , Demosthenes, Speeches 50-59. Austin, TX: University of Texas Press, 2003. Pp. 237. ISBN 0-292-70922-6 . (рецензия)
    • Ian Worthington (trans.) , Demosthenes: Speeches 60 and 61, Prologues, Letters. The Oratory of Classical Greece, Volume 10. Austin, TX: University of Texas Press, 2006. Pp. xxxv, 142. ISBN 978-0-292-71332-1 . (рецензия)

Античные источники

  • Плутарх . Избранные жизнеописания. М.:Правда, 1990, т. II.
  • Phillip Harding , Didymos : On Demosthenes. Clarendon Ancient History Series. Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 286. ISBN 0-19-928359-1 . (рецензия)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Мищенко Ф. Г. Демосфен. Жизнь Демосфена и его труды. Киев, 1894. 95 стр.
  • Жебелев С. А. Демосфен. Берлин-М., 1922.
  • Радциг С. И. Демосфен - оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.
  • Вальченко В. В. К проблеме подлинности демосфеновских писем. // ВДИ. 1981. № 2. С.229-249.
  • Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практике в Афинах IV в. до н. э. по судебным речам Демосфеновского корпуса. // Демосфен. Речи. В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 405-467.
  • Jaeger, Werner (1938). Demosthenes, the origins and growth of his policy. Walter de Gruyter Company. ISBN 3-11-002527-2 .
  • Tsatsos, Konstantinos (1975). Demosthenes. Estia (на греческом языке ).
  • Raphael Sealey , Demosthenes and His Time: A Study in Defeat. New York and Oxford: Oxford University Press, 1993. Pp. 340. ISBN 0-19-507928-0 . (рецензия)
  • Thomas Paulsen , Die Parapresbeia-Reden des Demosthenes und des Aischines. Kommentar und Interpretation zu Demosthenes, or. XIX, und Aischines, or. II. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1999. Pp. 566. ISBN 3-88476-345-8 . (рецензия)
  • Ian Worthington (ed.) , Demosthenes: Statesman and Orator. London: Routledge, 2000. Pp. xiv + 289 . ISBN 0-415-20457-7 . (рецензия)
  • Craig A. Gibson , Interpreting a Classic: Demosthenes and His Ancient Commentators. Berkeley: University of California Press, 2002. Pp. xii, 261. ISBN 0-520-22956-8 . (рецензия)
  • Pickard, A. W. (2003). Demosthenes and the Last Days of Greek Freedom 384-322 B.C. Gorgias Press LLC. ISBN 1-59333-030-8 .
  • Laurent Pernot , L’Ombre du tigre. Recherches sur la réception de Démosthène. Napoli: M. d’Auria, 2006. Pp. 355. ISBN 88-7092-260-X . (рецензия)

Ссылки

  • Полное собрание речей Демосфена в оригинале и английском переводе
  • Речь «Против Мидия» со схолиями (1831) (греч.)
Сначала Филипп подчинил Фессалию и укрепился в Северной Греции. Но это было только начало. Через некоторое время македонянам удалось захватить все афинские владения во Фракии, и они готовились к вторжению в Среднюю Грецию.

Такие быстрые успехи Филиппа облегчались еще и тем, что вся Греция была разделена на два лагеря ожесточенной борьбой между богатыми и бедными. Бедняки всюду открыто требовали раздела земли и имущества богачей. Богатые рабовладельцы смотрели на Филиппа и македонян как на своих спасителей от выступлений бедноты. Они предпочитали лучше подчиниться Македонии, чем отдать свои богатства народу. При македонском владычестве можно будет, думали они, спокойно владеть своим имуществом и рабами и не опасаться народных восстаний. Только простой народ и бедняки готовы были защищать родину и свободу от македонских захватчиков.

Демосфен сразу же понял, какую опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

В Афинах в это время власть была в руках сторонников Македонии. Во главе македонской партии стояли Евбул и известный оратор Эсхин.

Евбул был за мир "во что бы то ни стало, любой ценой" и нарочно закрывал глаза на опасность, грозившую со стороны македонского царя. Он желал успокоить народные массы путем раздачи народу доходов государственной казны (так называемые "зрелищные деньги").

Демосфен стал бороться против такого порядка и призывал народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. "Богатые, - говорил он, - бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.

Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались "Филиппинами" (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь "филиппикой").

После захвата Фракии Филипп стал угрожать Олинфу, самому крупному городу на Халкидике.

В Афины прибыли послы олинфян с просьбой о помощи. Демосфен горячо поддержал олинфян: он произнес в их пользу три речи в народном собрании. Однако помощь афинян запоздала. Царь Филипп захватил город, а жителей продал в рабство.

Затем Филипп предложил афинянам мир. Афинские послы - Филократ и Эсхин - во время мирных переговоров были подкуплены царем: несмотря на противодействие Демосфена, они заключили мир на невыгодных для Афин условиях. Вскоре после этого, не обращая внимания на заключенный мир, Филипп разгромил фокейцев - союзников афинян.

Тогда, наконец, афиняне стали готовиться к решительному отпору Филиппу. Демосфен был выбран первым стратегом и стал во главе государства. Бывшего посла Филократа обвинили в подкупе и измене. Филократ был заочно осужден на смертную казнь.

Затем Демосфен выступил против другого посла - Эсхина, обвиняя его в измене и подкупе. Эсхин искусно защищался и был оправдан незначительным большинством голосов.

Это было время наибольших успехов и славы великого оратора. Ему удалось укрепить флот - главную силу афинян.

Однако афиняне одни не могли справиться с грозным врагом, и поэтому Демосфен стал хлопотать об общегреческом союзе против Македонии. Во главе посольства он объехал ряд греческих государств, везде произнося страстные речи и побуждая греков к объединению. "Сила македонян, - говорил он, - в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас". Население греческих городов с восторгом принимало великого оратора, и вскоре Коринф, Мегары и другие города Пелопоннеса вступили в союз с афинянами.

Филипп между тем пристально наблюдал за действиями афинян. Пока велись эти переговоры об объединении, пришла грозная весть: войско Филиппа находится в Средней Греции, царь занял уже у границы Беотии крепость Элатею - важный пункт пересечения дорог в Фивы и в Аттику . Наступил решительный момент борьбы. Многое зависело теперь от того, на чью сторону станут Фивы - одно из сильнейших государств в Средней Греции.

Тогда Демосфен во главе афинского посольства прибыл в Фивы с предложением союза против Филиппа. Но там уже находились македонские послы (царь опередил его), которые, не скупясь на обещания, всячески отговаривали фиванцев от союза с афинянами. Однако Демосфен добился блестящего успеха. Его вдохновенные речи, в которых он призывал к мужеству и напоминал о славе и чести Греции, решили дело: фиванцы вступили в союз с афинянами против общего врага. Обе стороны стали готовиться к последней схватке.

Летом 338 г. до н.э. произошло роковое сражение при Херонее.

Армия Филиппа состояла из 30 тысяч пехоты и 2 тысяч всадников. Численность войска союзников - афинян и фиванцев - была несколько меньшей.

На рассвете оба войска выстроились в боевом порядке. Правым крылом македонского войска командовал сам Филипп, левым - его восемнадцатилетний сын Александр , будущий великий полководец; в центре стоял опытный военачальник Антипатр.

Началось яростное сражение. Долгое время военное счастье не склонялось ни в ту, ни в другую сторону. Первым решающего успеха добился Александр: его воины нанесли сокрушительный удар "священному отряду" фиванцев.

Наоборот, на правом крыле афиняне прорвали ряды македонцев и потеснили их. "За мной! - вскричал афинский стратег, - победа наша!"

Упоенные успехом, наступающие афиняне, однако, расстроили свои ряды. "Неприятель не умеет побеждать!" - сказал Филипп, который наблюдал с высоты за ходом боя. Он быстро перестроил свою фалангу и ударил на афинян. Афиняне дрогнули, и все греческое войско стало отступать.

Македоняне одержали решительную победу, несмотря на отчаянное сопротивление афинских гоплитов и неустрашимую храбрость фиванской фаланги ("священного отряда" из 300 человек, которые все погибли).

В этой битве афиняне потеряли 1000 человек убитыми и 2000 попало в плен.

Демосфен сражался рядовым гоплитом и отступил с поля боя вместе с войском. За это впоследствии оратор Эсхин обвинил его в трусости. Народ афинский, однако, не поверил клевете врагов великого оратора и поручил ему произнести надгробную речь в память бойцов, павших при Херонее, что считалось высокой честью.

Известие о поражении при Херонее произвело потрясающее впечатление на афинян. Немедленно собралось народное собрание, народ вынес постановление готовиться к осаде и перевозить женщин и детей из деревень за стены города; кроме того, кто-то предложил освободить рабов и дать право гражданства иностранцам для призыва их в армию. Пойти на такую крайнюю меру даже в столь опасный момент для родины афинское народное собрание не решилось.

Демосфен вместе со своими сторонниками организовал защиту города, поголовное вооружение граждан, починку стен и т. д.

Грозная опасность, к счастью, вскоре миновала; удалось заключить мир на сравнительно приемлемых условиях: афинянам был оставлен флот и главные владения; однако Афинский морской союз - основа их могущества - был распущен, и Афины должны были вступить во вновь организованный общегреческий союз во главе с Филиппом.

Херонейская битва решила судьбу Греции: греческие государства потеряли свободу и независимость, всюду власть переходила в руки богачей, сочувствовавших Македонии.

В Афинах подняли голову предатели, явные и тайные сторонники Филиппа. Они стали чуть ли не ежедневно возбуждать обвинения против Демосфена и других представителей народной партии.

Однако нашлись патриоты, которые неустанно трудились для восстановления мощи государства. Во главе их были Демосфен, Ликург и другие.

Ликург в течение четырех лет путем строгой экономии снова поднял государственные доходы до 1200 талантов в год. Демосфен заведовал "зрелищной казной", которая была теперь единственной поддержкой афинской бедноты. Афиняне стали, мало-помалу оправляться после страшного поражения.

Царь Филипп между тем собрал общегреческий съезд в Коринфе, где торжественно провозгласил создание общегреческого союза под руководством македонского царя.

В разгар приготовлений к походу Филипп был убит на свадьбе своей дочери в городе Эгах в Македонии, через два года после Херонейской битвы (336 г. до н.э.).

Демосфен получил сообщение о смерти Филиппа, когда народное собрание еще не знало об этом. Он явился в совет и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришло известие о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственную жертву, а убийцу царя наградить венком. Великий оратор пришел в тот день в народное собрание в праздничной одежде с венком на голове, хотя собственную его семью постигло большое горе: всего несколько дней назад скончалась его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя. Народ ликовал, надеясь сбросить македонское иго.

Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось движение против македонян и пробудились надежды на свободу. Афиняне послали посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в снощения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с Александром . Демосфен полагал, что с наследником Филиппа, мальчишкой и дурачком, как он называл Александра, справиться будет легко. Демосфен надеялся на успех восстания.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии и Фессалии и заставил греков в Коринфе признать себя вождем общегреческого войска для похода на Персию. Однако ему пришлось предпринять поход на север против трибаллов, которые угрожали границам Македонии.

Пользуясь отсутствием Александра, первыми восстали фиванцы, а за ними и другие греческие государства. Фиванцы осадили стоявший у них македонский гарнизон и многих воинов перебили.

Александр, разбив трибаллов, неожиданно появился с войском под стенами Фив. Город был взят и разрушен до основания. Пощадили только дом, принадлежавший знаменитому поэту Пиндару. Уцелевшие жители, числом около 30 тысяч человек, были проданы в рабство.

В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду. Однако ценой полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр потребовал только выдачи Демосфена и других противников Македонии.

Демосфен пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам. Себя самого и своих товарищей он сравнивал с собаками, дравшимися за народ, а Александра назвал волком. К счастью, внимание Александра было отвлечено приготовлениями к персидскому походу, и он не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.

Выступив в поход против Персии во главе 30 тысяч человек пехоты и 5000 всадников. Александр победил персов в сражениях при Гранике и Иссе (334-333 гг.); затем он наголову разгромил персидское войско при Гавгамелах (на берегу реки Тигр) и завладел Вавилоном и огромными сокровищами персидских царей.

(ок. 384-322 гг. до н.э.) древнегреческий политический деятель и оратор

Демосфен жил в трагическую для эллинов эпоху, когда греческие полисы вели войну за независимость. Он раньше других современников осознал, что Македонское царство несет смертельную угрозу свободе Эллады, и посвятил борьбе с Македонией всю свою жизнь. Демосфен и вошел в историю прежде всего как борец за свободу и демократию против тирании и чужеземного рабства.

Хотя он не принадлежал к числу великих мыслителей и в этом отношении его трудно сравнить с Платоном и Аристотелем, все-таки в его произведениях можно обнаружить определенную, оригинальную систему взглядов и принципов. Судебные речи Демосфена отличаются живостью повествования и умелой аргументацией, в политических же речах талант оратора и трибуна звучит еще более мощно.

Он в совершенстве владел приемами, которые были выработаны греческой ораторской школой, и умело сочетал их с искренним пафосом пламенного борца, - мастерски развивал основную мысль, каждый раз обращаясь к аудитории, привлекая ее внимание и включая в диалог, стремился взволновать слушателей и подчинить их своей воле.

Демосфен оказал большое влияние не только на риторику, но и на прозу. В последующие века его произведения внимательно изучались, а в период античности составлялись подробные комментарии к его речам. По ним учился ораторскому искусству и Цицерон. Демосфен служил эталоном политического красноречия вплоть до Нового времени. Например, в Англии в нем видели прообраз парламентского оратора даже в XVII веке.

Демосфен родился, по наиболее вероятным данным, в 384 году до нашей эры. Отец его умер, когда сыну было семь лет. Он оставил жене и детям - будущему великому оратору и его пятилетней сестре - значительное по тому времени наследство - деньги, дом в городе и две мастерские, где работали рабы: одну - оружейную, другую - мебельную. Но это наследство растащили недобросовестные опекуны, и когда в 366 году Демосфен достиг совершеннолетия, они отдали ему только дом с 14 рабами и небольшую сумму денег. Это заставило юношу подумать о том, чтобы заставить опекунов вернуть присвоенные деньги через суд. Готовясь к процессу, он стал учиться ораторскому искусству у лучшего специалиста по делам о наследствах - оратора Исея. Под его руководством юноша изучил основные начала права и судопроизводства.

Опекуны пускались на всякие уловки, чтобы уйти от ответственности, и Демосфену пришлось пять раз выступать на суде против них в 364 году до н.э., причем эти его речи сохранились до наших дней. Суд признал иск Демосфена справедливым. Но это было только моральное удовлетворение, так как вернуть растраченное не было возможности. Однако это первое выступление и проведенная для этого подготовка предопределили направление его дальнейшей деятельности.

После потери наследства Демосфена никак нельзя было назвать богатым человеком. Однако он сам впоследствии вспоминал, что получил воспитание и образование, какое давалось детям из почтенных и зажиточных семей. В его биографии говорится, что исключение составляло только физическое воспитание, в котором он отставал от своих сверстников из-за слабости здоровья.

Со временем, большей частью с помощью адвокатской практики, Демосфен поправил свое имущественное положение. Обретя самостоятельность, он занялся деятельностью так называемого логографа, т.е. адвоката, - стал писать речи для клиентов, которые в своих личных процессах нуждались в помощи опытного специалиста. В раннюю пору Демосфен занимался и преподаванием ораторского искусства. Но скоро такого рода занятия перестали его удовлетворять, и он решил посвятить себя политике.

Однако первые его выступления оказались неудачными, и он был освистан. Но Демосфен не пал духом и энергично принялся за работу над самим собой. Древние писатели рассказывают различные анекдоты о том, как он упорной работой победил свои природные недостатки и достиг высшего совершенства в ораторском искусстве. Тяжелая борьба, которую пришлось вести Демосфену с ранней юности, закалила его характер, развила в нем упорство и настойчивость, но вместе с тем породила нелюдимость и угрюмость. Первые политические речи оратора не привели к практическим последствиям, однако их слушали внимательно, и общественное мнение отнеслось к ним сочувственно.

В 351 году до н.э. Демосфен произнес свою «Первую речь против Филиппа», в которой уже открыто и решительно заговорил о серьезной опасности со стороны царя Филиппа II Македонского. До сих пор его политическая точка зрения не выделялась из ряда суждений его современников. Но теперь он убедился, что пассивность преступна, она может привести к пагубным последствиям и что ради мира нельзя жертвовать своей независимостью.

С этого и началась его продолжительная и упорная борьба против Филиппа, которая осложнилась тем, что в течение долгого времени его поддерживали лишь немногие соратники, в то время как народ, обманутый изменниками и предателями, оставался в бездействии. С этих пор вся жизнь Демосфена нераздельно связана с историей Афин и всей Греции вообще. Когда он начал свою борьбу, ему исполнилось 33 года, он был полон сил и энергии.

Демосфен был ответственным человеком и часто жаловался на то, как легкомысленно ведут себя члены народного собрания и судебных комиссий. Ради остроумной шутки афиняне готовы были сквозь пальцы смотреть на самые очевидные преступления. Демосфен не раз упоминает о том, как Эсхин имел шумный успех со своими речами о мнимых обещаниях Филиппа и как ему самому после этого не давали говорить и поднимали на смех представители промакедонс-кой партии, когда он пытался разоблачить обман Филиппа при заключении мира. Они высмеивали его за угрюмость и необщительность.

Но постепенно настроение афинян менялось, и Демосфен обрел сторонников в защите интересов Афинского государства. В то время как афиняне веселились и бездействовали, надеясь на мир, царь Филипп захватывал все новые города и области. Именно в это время Демосфен произнес замечательную по своей силе «Третью речь против Филиппа», где представлял его действия как открытую войну, а безнаказанность Филиппа - как величайший позор для всей Греции. Его пламенные речи стали называть филиппиками, и это слово дошло до наших дней.

Он требовал наказания изменников, призывал афинян спасти Грецию, выйти из состояния беспечности и самим взять на себя оборону отечества. Демосфен призывал сограждан отказаться от личных удовольствий и обратить зрелищные деньги на военные нужды, а государственные доходы использовать по их прямому назначению.

Эта речь произвела сильнейшее впечатление, и с этого момента Демосфен сделался руководителем всей афинской политики. Началась лихорадочная подготовка к войне. Демосфену удалось в это время провести закон, который был призван упорядочить постройку военных кораблей и тяжесть общественной повинности перенести с менее зажиточных на более богатых. Демосфен получил особые полномочия в качестве «ответственного за состояние флота».

Расчет Филиппа на молниеносный удар был расстроен. Демосфен торжествовал победу и говорил: «Если все вы одобрили и никто ни слова не возразил на это, то я не только заявил это, но и написал свое предложение, не только написал, но и отправился послом, не только отправился послом, но и убедил фиванцев, нет, - я прошел через все испытания от начала до конца и отдавал себя за вас решительно во всех обступивших государство опасностях». Весной 338 года до н.э. Демосфену был присужден в награду золотой венок, и это не вызвало никаких возражений со стороны его врагов.

Демосфену было поручено заведование зрелищными деньгами. В тот момент эта должность приобретала особое значение: дело заключалось не только в зрелищах, но и в том, чтобы дать материальную поддержку обнищавшему населению. Одновременно он принял на себя и некоторые другие обязанности. В середине мая 337 года до н.э. он был избран в комиссию десяти строителей стен. Демосфен не только потратил тут много личных сил, но и внес значительную сумму из личных средств, поскольку государственных денег не хватало.

Демосфен пользовался большим авторитетом в Афинах. Но он видел силу врагов, поэтому считал нецелесообразным поднимать восстание против македонцев и даже сам воздерживался от резких выступлений в их адрес, стараясь удержать от этого и своих сограждан. Однако его оппоненты из демократического лагеря постоянно ставили ему в вину такую пассивность. Как раз в это время случилось новое событие, которое жестоко отразилось на судьбе Демосфена. Это крайне неясная и загадочная история, которой постарались воспользоваться враги популярного деятеля, чтобы погубить его. Демосфена обвинили в том, что он якобы был платным агентом персидского правительства. Вскоре его изгнали из Афин.

Демосфен очень тяжело переживал свое изгнание, тем более что здоровье его и без того было слабое, а возраст перевалил за 60 лет. Правда, изгнание оказалось непродолжительным, но и возвращение на родину тоже было недолгим.

В это время в Афинах победила македонская партия, и Демосфену пришлось искать спасения бегством. Он успел скрыться на острове Калаврия, находящемся у берегов Ар-голиды, и там нашел убежище в храме Посейдона. Когда враги окружили храм и потребовали, чтобы Демосфен вышел к ним, он сделал вид, что уступает, но хочет написать записку своим домашним. После этого Демосфен закусил конец тростника, который употреблялся в качестве пера, и, наклонив голову, закрылся плащом. Враги смеялись над ним, считая все это признаком трусости. Но Демосфен спокойно вышел к ним, обратился к изображению бога Посейдона со словами, что уходит живой из его храма, не осквернив его подобно этим людям. Он имел в виду, что смерть в храме осквернит его. Едва переступив порог, он зашатался и упал мертвым. В тростнике для письма Демосфен носил при себе сильный яд. Это случилось приблизительно 12 октября 322 года до н.э.

Таков был конец этого стойкого борца за свободу и независимость Греции. Он сражался словом и в этом не имел себе равных. В 280 году до нашей эры афинское народное собрание в своем постановлении решило увековечить память великого оратора. Демосфену на площади была поставлена бронзовая статуя, и под ней начертана надпись:

Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум,

Сам македонский Арес греков бы не покорил.