Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста. Подвижная игра как эффективное средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у
них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный,
шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы,
образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников -
волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее
характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий,
особенности движения различных транспортных средств служат основой для
развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном
случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом -
прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т.
д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном
имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами
игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и
взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих
определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность
воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила,
подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество
играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры
в разных условиях и с разными целями.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек,
зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли -
волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка,
исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться
быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок,
играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих
возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей,
это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к
согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять
способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети,
изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на
идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах
красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички
быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных
группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.
Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает
благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей
игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки
(подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов,
перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды
движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые
действия, необходимые для решения игровых задач.
Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения
детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча,
прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по
гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими
движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их
выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение
малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более
сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание
детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют
спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы
скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к
смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими
внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует
требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в
процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем
показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже
определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают
и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.
В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их
выполняет воспитатель.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к
сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные
компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок),
взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные,
основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п.
Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей
самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем
сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием
сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением
конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются
правилами.
Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий,
наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном
возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого
вида.
В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в
соответствии с простейшими правилами.
Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как
"Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном
направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где
педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же
время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только
малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель
во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков
движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять
элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на
ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где
расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где
звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют
от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в
соответствии с этим умения регулировать свои действия.
В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются
требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой
предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место
задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.
В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более
сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего
дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко
используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца",
"Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают
навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами,
кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в
таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.
Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так
широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется
тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям,
как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет
весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных
движений.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. – ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное и эмоциональное значение подвижных игр.

Наиболее характерной педагогической особенностью подвижных игр является широчайшая возможность проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, самостоятельности принятия решений, коллективности игровых действий, постоянного изменения условии игровой деятельности. Подвижная игра представляет возможность локализации целенаправленных воздействий на ребенка, их интеграции. Важнейшей особенностью подвижных игр является возможность гармоничного целенаправленного формирования телесно-двигательного и духовного компонентов физической культуры личности ребенка, его нравственных и двигательных качеств, развития двигательных способностей, физической подготовленности, построения здоровья.

Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.

Подвижная игра, ее сущность представляют собой для ребенка практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, в которой берет начало формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих.

В ходе игр дети не только приобретают, но и отражают уже имеющийся опыт осмысленных и целенаправленных телесных движений, закрепляют мыслями и действиями свои представления об изображаемых в ходе игры уже знакомых, прошедших событиях. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума.

Во все времена, в любых общественно-экономических формациях подвижные игры являлись и являются важнейшим средством подготовки подрастающего поколения к жизни в содружестве с обществом. Растущий ребенок наиболее полно развивается в условиях игры. Игры своим многообразием содержания одаривают детей новыми терминами и понятиями как языком общения, новыми ощущениями, способами восприятия среды, новыми представлениями о ней.

Образовательное значение подвижных игр заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности.

В играх развиваются способности в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, своевременной реакции ребенка на складывающуюся и состоявшуюся ситуацию, на постоянно меняющиеся условия игры, его оперативное мышление.

Системность применения подвижных игр позволяет эффективно осваивать так называемую школу движений, охватывающую специфику широчайшей сферы двигательной активности человека. Прежде всего — это различного рода перемещения человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

Важное образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые в различные времена года, в различных природных условиях, позволяющих ребенку по-новому представить себя, свои действия в разных проявлениях среды. Для играющих игры на местности являются прекрасным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности, умении применять эти знания.

Специальную образовательную функцию несут национальные народные подвижные игры, помогающие детям в познании их специфических особенностей и ценностей национальной культуры, входящих в нее обрядов, обычаев, традиций.

В процессе подготовки и участия в подвижных играх у детей формируются знания в соответствии с ролью, функцией каждого в игре, будь то игрок в поле, водящий, судья, организатор, помощник или руководитель. Это же следует отнести к постижению детьми правил игры, условий ее проведения, особенностей выявления победителей, к формированию способности разрешения игровых конфликтов. Все это создает реальные предпосылки для самостоятельной организации и проведения игры без участия взрослых на основе сформированных знаний, а также на основе предварительного целенаправленного решения образовательных задач, получения знаний об играх.

Воспитательное значение подвижных игр , прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. Особо следует отметить возможность формирования в ходе подвижных игр способности в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников. Воспитание у ребенка жертвенности собственными интересами ради интересов команды является существенной возможностью подвижной игры.

Подвижные игры сопряжены с чередованием положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство предопределяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности педагога осуществлять этот фрагмент воспитательной работы. Профессиональное руководство игровой деятельностью, поведением участников игры является важным условием формирования моральных, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Творчество, инициативность, смелость, решительность, рассудительность, настойчивость, организованность — есть те черты личности, которые в полной мере представляет возможность формировать подвижная игра. Участие в профессионально организованной подвижной игре способствует проявлению творчества, нахождению оригинальных, нестандартных ситуативных решений.

Подвижная игра соревновательного коллективного характера содержит в себе возможности проявления целеустремленности, упорства, решительности на пути достижения обусловленного игрой результата. Важно, чтобы у ребенка формировались и обостренное чувство необходимости индивидуальных игровых действий, и чувство целесообразности в конкретный момент игры именно коллективных усилий в достижении цели. Присущее соревновательной подвижной игре соперничество, вероятное, но нежелательное проявление игровой агрессивности не должны выступать причиной появления неприязни к соперникам. Педагогу важно антиципировать, предвидеть возможность появления игровых эксцессов и своевременно их устранять, а по возможности предупреждать.

Воспитательное значение подвижных игр заключается в объективной оценке каждым игроком его роли в содержании и организации игры. Педагогическое мастерство организатора подвижной игры заключается в создании представления о несомненной важности каждой роли участника, о каждой выполняемой функции в организации и ведении игры. Успешное ролевое, функциональное участие в игре должно непременно сопровождаться определенным поощрением и педагогом и партнерами. В то же время негативные характерные проявления должны сопровождаться адекватной оценкой, неодобрением и, прежде всего, партнерами по команде, что по воспитательному воздействию более эффективно, чем иногда мнение одного педагога.

Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижные игры способствуют развитию двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, выносливости, координированности (ловкости). Примечательно то, что специфика спортивных игр позволяет развивать двигательные качества одновременно и комплексно. Многообразие подвижных игр позволяет развивать силу во всех ее проявлениях посредством введения в содержание игры элементов, связанных с демонстрацией статической силы, собственно силы и скоростной силы.

Содержание большинства подвижных игр строится на активных темпо-ритмовых изменениях двигательных действий, на условиях быстрого и даже мгновенного ответа на зрительные, звуковые, тактильные раздражители, сигналы. Обусловленные содержанием игры нетипичные перемещения в пространстве, задержки или остановки перемещений, другие действия с предметами и без них, ускоренные локомоции, ходьба, бег, передвижение прыжками, спринтерские перемещения на короткие дистанции являются блестящим средством развития быстроты.

Для развития выносливости и ее силовой, скоростносиловой разновидностей применяются подвижные игры, в содержание которых вводятся целенаправленные по характеру упражнения, многократно и активно повторяемые в процессе игры,

Гибкость — наиболее трудно развиваемое двигательное качество в подвижных играх. Для ее целенаправленного развития необходимо проявление творчества педагога, руководителя, которое связанно с введением в содержание игры упражнений, направленных на проявление активной и пассивной подвижности в суставах, определенные усилия по достижению ее активного максимума. Это, прежде всего, наклоны вперед, назад, в сторону, повороты туловища, ног в различных исходных положениях, с отягощениями различного характера и без них, применение различных снарядов и приспособлений.

Развитие ловкости, координированности движений наиболее благоприятно в процессе занятий подвижными играми. Это обусловлено характерной спецификой множества подвижных игр, основанной на постоянно и быстро меняющихся условиях выполнения двигательных действий, смене их характера.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается в их широкой содержательной возможности комплексного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и нервную системы. Известно, что активная мышечная деятельность напрямую влияет на процессы метаболизма в организме, активизацию белкового, углеводного, жирового и минерального обмена веществ, развитие функций желез внутренней секреции организма ребенка.

Особое развивающе-оздоровительное значение подвижных игр определяется их влиянием на формирующуюся нервную систему ребенка. Игра как таковая, и тем более подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Эмоциональный фон игры во многом зависит от характера и величины двигательной нагрузки, которая должна быть оптимальной, вполне достаточной для превалирования положительных эмоций. В то же время планируемое увеличение нагрузки, ее интенсификация являются эффективными средствами адаптации организма ребенка к усложненным условиям функционирования организма, его приспособляемости к социальным и природным факторам среды.

Важно знать, что специфика подвижных игр ограничивает возможность точного регулирования нагрузки на организм ребенка. Это обусловлено тем, что содержание игры едино для всех участников, как и условия ее проведения. Вместе с тем каждый ребенок — индивидуальность, по-своему воспринимаемая специфическое воздействие игры. Стандартизированная игрой физическая нагрузка может вызвать неоднозначные функциональные реакции у разных детей, включая как положительные, так и отрицательные. В этой связи эффект игры зависит от профессиональной подготовленности педагога, руководителя, с развитой способностью как управления нагрузкой, так и оперативного, личностно-направленного контроля ее воздействия на ребенка. В ином случае последствия недостатков в планировании динамики нагрузки, ее организации могут привести ребенка, да и группы детей, к нервным срывам как следствию воздействия отрицательных эмоций.

Исторически сложившиеся отношения общества к двум основным составляющим жизнедеятельности — интеллектуальной и телесно-двигательной предопределило проблему и прошлого и настоящего столетия. Это гиподинамия — острая телесно-двигательная недостаточность растущего организма ребенка. Именно широкое, массовое и во всех доступных формах использование подвижных игр призвано оказывать благотворное воздействие на ликвидацию дефицита двигательной активности детей.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается в их применении в перерывах между уроками, после уроков. При этом следует учитывать принцип оптимальной нагрузки на организм ученика в сочетании с гигиеническими требованиями к занятиям физическими упражнениями.

Подвижные игры являются признанным целебным средством лечебной физической культуры в медицинских реабилитационных учреждениях, ценностью адаптивной физической культуры для детей с ограниченными функциональными возможностями.

Инна Атаджанова
Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах

Актуальность.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

2-ая младшая группа.

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку», большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя группа.

Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили», от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна, но при усложнении игры можно вводить второго водящего (например: «У медведя во бору» - два медведя).

Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в те-чении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.

Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения - это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания по нарушению правил делаются по окончанию игры (например: тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят).

Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с не-большой группой сверстников.

Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

Старшая группа.

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы», появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство по проведению подвижной игры» Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность.

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Картотека игр и эстафет для детей разных возрастных групп Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка и игры являются первым и наиболее.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Основы методики подвижных игр при проведении
уроков физического воспитания

Введение……………….……………………………………………………………………...……2

I. Теоретические основы методики подвижных игр.…………………..……….……...........2

II. 1. Методика проведения подвижных игр...…………………………….............................3

2. Характеристика подвижных игр...……………………………………….…….…...……..6

3. а). Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развития скоростно-силовых качеств………………………….………….......... 7

б). Игры и упражнения, которые оказывают содействие технике бега и развития скорости...……………………………………………………………………………………....... ..9

в). Игры и упражнения, которые оказывают содействие технике легкоатлетических метаний и развития необходимых двигательных качеств …………………………........ 11

г). Игры и упражнения, которые оказывают содействие изготовлению

выносливости...…………………………………………………………………..…....... 13

ІІI. Результативность методики подвижных игр в легкой атлетике…………..…............15

Заключение………………………………………………………………........................… 15

Использованная литература...…………………………………………………….……... 16

ВВЕДЕНИЕ.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и обороне нашей Родины. Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению оздоровительных задач.

Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера - в детские и юношеские года. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания.

Каждый народ, в зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их, выполнения, которые потом составили своеобразные системы физического воспитания.

Исследования богатейшего педагогического опыта использования народных игр помогают определить закономерности, связанные с изменением социально - экономических факторов жизнедеятельности общества, создавая предпосылки для пополнения современной теории и практики физического воспитания адекватными элементами педагогики. Однако, несмотря на указанную актуальность, исследования исторических, теоретико-методических, педагогических аспектов становления и развития народных игр, уделялось маловнимания. Такое положение существенно обедняет эффективность развития педагогической науки и не оказывает содействие формированию полноценной национальной системы физического воспитания.

Следует отметить что, несмотря на соответствующий уровень сложившихся подвижных игр, процесс их развития постоянно продолжается. Свидетельством этого есть постоянное пополнение сокровищницы народных подвижных игр, забав и развлечений новыми элементами. В связи с этим, изучение традиций и внедрения адекватных подвижных игр в современную практику учебно-воспитательной работы будут оказывать содействие не только культурному возрождению, а и формированию полноценной системы физического воспитания, повышению эффективности воспитательного процесса в целом.

Учитывая выше приведенное, особое значение приобретает также проблема исследования особенностей функционирования народных подвижных игр в современных условиях.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали О.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значения игре придавал выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она является упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Подчеркивал, что игра может воспитывать качества будущего работника и гражданина. О.М.Горький считал игру ценным средством воспитания не только физического, а и умственного. указывая на ее связь с социальной средой, которое окружает ребенка. Он говорил. что игра путь детей к познанию мира. в котором они живут и который постоянно изменяется. Ведь для детей игры - это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера. В игре заложены неисчерпаемые возможности для изучения психологии учеников. Подвижные игры, ведут начало именно из народной физической культуры, которая включает те виды подвижной активности и методы их, использование, которые исторически сложилось среди определенного сообщества людей с целью биологического, психического, эстетичного влияния на естественное развитие человека, его приспособление к окружающей среде, подготовки к трудовой деятельности и военного дела.

Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.

II . 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Подвижные игры следует выбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально волевые качества и, укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила, что является проявлением сознательной дисциплины. В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо знаком с педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр доступны детям различных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности.

Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным ранее. Это поможет закрепить навыки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для того, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят, из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке - игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов как:

  • умение доходчиво и интересно объяснить игру;
  • размещение игроков во время ее проведения;
  • определение ведущих;
  • распределение на команды;
  • определение помощников и судей;
  • руководства процессом игры;
  • дозирование нагрузки в игре;
  • окончание игры;

Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его доброе видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако, для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активность. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команд, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:

  • с помощью расчетов;
  • фигурной маршировкой;
  • по указанию руководителя;
  • по выбору капитанов, которые поочередно набирают себе игроков;

Все способы распределения на команды надо применять соответственно характеру и условий проведения игры, а также состава игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей - помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.

Помощники и судьи назначаются из учеников, освобожденных по состоянием здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка конкретной игры противопоказана. Если таких учеников нет, то помощников и судей назначают из числа игроков.

Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

  • наблюдение за действиями учеников, игроков;
  • устранение ошибок;
  • показ правильных и коллективных приемов;
  • прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
  • регулирование нагрузок;
  • стимулирование необходимого уровня максимальной активности на протяжении всей игры;

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучшее действовать в том или ином случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва, а игроки в это время остаются на своих местах. Объяснять ошибку, нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, в отдельности анализируют ту или другую ситуацию и объясняют специальные действия. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки, более сложной, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корректировать вес и количество предметов, усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.

Окончание игры может быть своевременной (если игроки получили достаточное физическое и эмоциональное погрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие у учеников. Во избежание этого, педагог должен уложиться во время, отведенный для игры. После окончания игры необходимо подбить итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей. Как уже отмечалось, подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть - игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников.

Характерными видами движений для этих игр есть ходьба, бег с несложными дополнительными упражнениями. Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнение тех или других движений.

Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершении его с хорошим настроением. Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения с использованием подвижных игр.

Игры на местности относятся к подвижных, вместе с тем они отличаются от них как содержанием, так и задачами, которые решают, а также условиями, методикой проведения. Они происходят в разнообразнейший местах на обычной местности, в лесу и.т.д. Почти все игры, которые проводятся на местности, предусматривают наличие у детей определенной подготовки, знаний и навыков. Среди детей игры на местности пользуются большой популярностью, вызывают в них удовлетворение и, развивая такие полезные качества как инициатива, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, одолевать определенные препятствия, связанные с использованием условий и задач игры и т.п.. Игры на местности предусматривают соревнования в виде командного первенства. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Во время этих игр они быстро определяются, прыгают, делают перебежки, переползают. Другие игры более спокойные. К ним, например, можно отнести ориентирование на местности, переход к заведомо определенному маршруту с помощью компаса и др.

Каждую игру на местности надо подготовить заранее, для чего в первые дни пребывания на спортивных сборах детей необходимо ознакомить окружающей местностью, запрещенными местами в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п.. С этой целью следует провести несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен провести подробное обследование местности, наметить исходные пункты групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, то есть способы передвижения, маскировка, ориентирование по карте, способы поиска, пользование компасом. Тренер или несколько тренеров должны подготовить судей - посредников, которые хорошо знают ход игры, ее задачи, умели всегда оценить и найти правильный выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи - посредники сами не принимали участие в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроков и вместе с тренером определяли победу той или другой команды. Судьи - посредники должны иметь нарукавную повязку или другой знак, который выделял бы их среди игроков. Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться заранее определенными сигналами. После окончания игры тренер вместе с всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей (группы или команды), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи и судей - посредников, которые успешно справилось с своими обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание. Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывного изменения условий деятельности. Действия играющих подчинены правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы - некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Так же командные игры разделяются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты).

Командные игры различаются и по форме участия играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается на их делении по подвижным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением; с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналами). Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерные свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Подростковый возраст - период бурного развития организма ребенка. Игры для учеников 10-14 лет заметно отличаются от игр младших школьников. Количество игр значительно уменьшается, а содержание их усложняется. Эти изменения поясняются особенностями возрастного развития. В связи с большими перестройками в организме подростка, несколько замедляется непрерывное усовершенствование его двигательных функций. Поэтому в каждой части тренировки нужно подавать разнообразные подвижные игры, которые оказывают содействие повышенной двигательной деятельности на все части тела.

3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ УСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ И РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ.

a). ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ.

  1. “ПОЛУЧИТЬ МЯЧИК“.

Инвентарь - мячик, шнурок.

Основная цель - усвоение ритма выполнение последних трех шагов и отталкивание. Организация. Подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить очередность выполнения упражнения.

Проведение . Ученик выполняет три шагу разбега, отталкивается одной ногой и старается затронуть рукой подвешенного на шнурке мячика. Высота, на которой подвешенный мячик, постепенно увеличивается. Для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик, нужно на шнурке каждых пять сантиметров завязывать узелок. Для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным считается прыжок, если ученик затронул рукой мячик. На каждой высоте выполняется одна попытка.

2. “ ОТТАЛКИВАНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ В ЗОНАХ “.

Место проведения

Инвентарь - планка для прыжков в высоту.

Основная цель - научиться отталкиваться и приземляться.

Организация . Провести с обеих сторон от планки, в яме для приземления и на секторе, на всю ширину ямы по три - четыре линии. Расстояние между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать. Первая от планки линия, с обеих сторон, проводится на расстоянии 40-50 см, и имеет наибольший порядковый номер, вторая - на единицу меньший и т.д.

Например,: первая от планки линия имеет номер 3, вторая №2, третья №1 и т.д. Учеников поделить на две команды и выстроить с обоих сторон от ямы в колону по одному. Строят учеников через одного: один ученик с одной команды, второй - из другой. Прыгают сначала все ученики с одной стороны, а потом из второго. Тренер наблюдает по месту отталкивания и приземление, сразу подсчитывает очки, которые набрал каждый ученик. Подсчет очков проводится так: ученик отталкивается из второй линии, которая имеет порядковый номер 2 - получает два очка, приземляется тот же ученик на линию, которая имеет номер 3, - получает трех очка. Складываем очки за отталкивание и приземление. В примере ученик набрал пять очков.

Командное первенство определяется путем подсчета всех очков, которые набрали участники команд.

3. “ КТО ВЫШЕ “.

Место проведения - сектор для прыжков в высоту.

Инвентарь - планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.

Основная цель - изготовление опыта соревнований и привычки идти на риск.

Организация . Принимают участие две команды. Участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает для себя высоту, которую будет одолевать, и заявляет об этом тренеру. Тем временем, каждый участник одолевает только одну высоту. Каждой команде присваивается цвет. Ход командной борьбы отображается на стойках для прыжков цветным мелом (по цвету команды). Отметки одного цвета делаются на одной стойке, а второй - на второй.

Проведение. к началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. На каждую заявленную участником высоту дается три попытки. За каждую взятую участником высоту команде начисляются очки, которые отвечают взятой высоте.

Например: минимальная высота 100 см оценивается в одно очко, 105 см оценивается в два очка, 110 см оценивается в три очки и т.д. Таким образом, каждая следующая высота, которая поднимается через пять сантиметров, оценивается на одно очко больше предыдущей.

Та команда, которая набрала больше очков, выиграет первое место.

4 . “ БЕГ ФЛАЖКОВ “.

Место проведения - сектор для прыжков в высоту.

Инвентарь - два флажка разного цвета, по одном на команду. Линейка длиной с делениями через каждые пять сантиметров.

Основная цель - участие в соревнованиях.

Организация - Принимают участие две команды. Все участники имеют порядковый номер.

Два помощника, по одному с каждой стороны устанавливают планку на соответствующую высоту.

Техника и способ прыжка не оцениваются. Оценивается лишь результат прыжка.

Проведение. Ученики прыгают поочередно за порядком своих номеров: первый номер черных, первый номер белых и т.д. На каждую высоту разрешается делать одну попытку.

Ход командной борьбы освещается на линейке с помощью двух флажков. Осуществляется это так:

от нулевой пометки флажки переставляются на столько сантиметров, сколько за прыжок получит участник. Чем выше высота, тем более начисляется очков участнику.

Например: высота 100 см - одно очко, 105 см - два очка, 110 см - три очка и т.д.

Выиграет та команда, флажок которой передвинулся на большее количество см.

б). ИГРЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ ОВЛАДЕНИЮ ТЕХНИКОЙ БЕГА И РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ.

1. “ БЕГ С МЯЧИКОМ “.

Место проведения - игровая площадка, футбольное поле.

Основная цель - научить бегать по дистанции.

Инвентарь - большой или маленький мячик.

Организация . Начертить дугу, позади которой размещены две и больше команды игроков, которые выстроенные в колону по одном. Двое ведущих, назначаются из учеников, один из них находится за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого, расстояние между двумя ведущими может быть произвольной и зависит от возраста, роста и подготовки учеников.

Проведение. По сигналу тренера ведущий, что находится за дугой, передает мячик второму ведущему, катя его по земле. Участники по одному с каждой команды бегут за мячиком.

Команда - представитель которой первым дотронется до мячика, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участия в игре.

Выиграет команда, которая в сумме набрала больше очков.

2. “ ДЕНЬ И НОЧЬ “.

Место проведения -беговая площадка, футбольное поле.

Основная цель - развитие внимания, реакции, ловкости, скорости.

Инвентарь - флажки которыми, размечается площадка.

Организация . По середине площадки, размеченной флажками, вычерчивается линия, на которой выстраиваются шеренги, каждая команда в отдельную шеренгу, спиной один к другому, игроки двух команд. С обеих сторон средней линии на расстоянии 20 метров размечается по одной линии. Одна команда называется “День“, а вторая “Ночь“.

Проведение. Тренер, который находится сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называет команды: “ День “, “Ночь “, “День “, “Ночь”, игроки в настоящее время стоят на местах и слушают внимательно. Называя несколько раз команды, тренер после небольшой паузы неожиданно для игроков громко называет одну команду. Игроки названной команды мгновенно убегают от игроков второй команды за финишную линию, а игроки другой команды настигают их. Настигать игроков разрешается до финишной линии. Игрок, который настигает игрока команды, которая убегает, и затронул его рукой, получает для своей команды одно очко. Догонять можно лишь одного игрока.

Игра продолжается несколько раз подряд. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.

Примечание. Тренер должен так руководить игрой, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз.

3. “БЕГ ПО ПРЯМОЙ ДОРОЖКЕ ВДОГОН“.

Место проведения - беговая дорожка, футбольное поле.

Основная цель - развитие реакции, ловкости, скорости.

Инвентарь - флажки.

Организация . Размечаются три параллельных линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5-7 метров одна от второй, есть стартовыми линиями. Третья линия - финишная, находится на расстоянии 15-20 метров от ближайшей стартовой линии. Участники делятся на две команды, например, красных и синих. Команда красных находится на одной стартовой линии, команда синих на второй.

Игроки команды, которые находятся на стартовой линии, расположенной более близко к финишной, занимают одно из положений (сидя, лежа), а игроки, расположенные на другой стартовой линии, занимают положение высокого или низкого старта.

Проведение. За сигналом тренера игроки обоих команд начинают бежать. Задача игроков, которые стартуют из первой от финиша линии - быстрее добежать к финишу, не дав себя догнать игрокам другой команды, которая стартует на первой линии. Настигнутым считается игрок, если его затронули рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает одно очко.

Игру проводят несколько раз.

При проведении следующего забега игроки меняются местами.

Выиграет команда, которая набрала больше очков.

4. “ БЕГ НАВСТРЕЧУ С ОСТАНОВКОЙ “.

Место проведения - беговая дорожка.

Основная цель - развитие скорости, изготовление умения ускорять и замедлять бег.

Инвентарь - флажки для разметки места проведение игры.

Организация . На расстоянии 20-25 метров от стартовой линии размечаются столько параллельных линий, сколько игроков в команде. Расстояние между линиями один метр.

Проведение. За линией старта в колону по одном выстраивается несколько команд, каждому участнику присваиваются порядковые номера. Бегуны стартуют из высокого или из низкого старта. За сигналом тренера первые номера бегут к первой линии и, наступив на нее ногой, возвращаются кругом и продолжают бежать в обратную сторону. Прибежав за стартовую линию они касаются рукой игроков под вторым номером, которые в свою очередь бегут к второй линии и наступив на нее, возвращаются за линию старта описанным способом и затрагивают игрока под номером три и т.д.

Повторяется игра парное количество раз.

При втором забеге игры первые номера бегут к последней линии, которая находится дальше от стартовой линии, вторые номера бегут до линии на одну ближе, третьи бегут еще более близкое расстояние и т.д. Последний бегун в команде бежит к первой линии.

В любом забеге определяются мест участникам. За первое место - одно очко, за второе - два очка и т.д. Выиграет та команда, которая набрала наименьшее количество очков.

5. “ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ “.

Место проведения - беговая дорожка стадиона.

Основная цель - воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости.

Организация . Размечается две стартовых линии на расстоянии 20-30 метров одна от одной.

Две команды, поделившись на две половины (в каждой половине должно быть одинаковое количество игроков), выстраиваются за линию старта в колону по одному. Одна половина команды выстраивается за одной, а вторая за второй стартовой линией.

Игроки команды имеют одинаковые номера. В одной половине команды - четные, во второй - нечетные. Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. За сигналом стартуют первые номера, которые бегут к вторым номерам и касаются их, рукой. Прикосновенье рукой является командой для бега вторым номерам, которые бегут к третьим номерам, третьи к четвертых и т.д. Выиграет команда, которая первой заняла свои начальные места.

в). ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ УСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ

МЕТАНИЙ И РАЗВИТИЯ НЕОБХОДИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.

  1. “КТО ЛУЧШИЙ “.

Место проведения -футбольное поле, ровная площадка достаточных размеров.

Инвентарь - теннисные мячики.

Основная цель - научиться далеко и метко метать мячики.

Организация . Размечается коридор шириной в 9 метров и длиной, которая превосходит самый дальний бросок мячика учениками на 5-10 метров. С одной стороны коридора шириной 1-2 метра проводится стартовая линия, от которой ученики будут метать мячик. От стартовой линии на расстоянии минимального за длиной броска мячика, на всю длину и ширину коридора размечаются квадраты размером 3 на 3 метры. Все квадраты нумеруются. Нумерация квадратов осуществляется так: все три квадрата первого ряда имеют первый номер, квадраты второго ряда имеют второй номер, и т.д. Каждый квадрат оценивается в очках. В наибольшее количество баллов оценивается средний квадрат, боковые квадраты оцениваются одинаковым количеством очков. но меньше среднего квадрата. Каждый следующий квадрат оценивается большим количеством очков от предшествующих.

Например: средний квадрат первого ряда оценивается в два очка, а боковые квадраты первого ряда оцениваются в одно очко.Средний квадрат среднего ряда оценивается в четырех очки, а боковые квадраты среднего ряда оцениваются в два очка и т.д.

Из числа учеников выделяются два помощника. Один помощник находится за коридором возле квадратов и называет квадрат, в котором приземлился мячик. Второй помощник исполняет обязанности секретаря, записывая сколько очков, набрал каждый ученик.

Соревнования могут проводиться на личное или командное первенство. Если проводятся командные соревнования, класс делится на две или трех команды, все участники команд имеют порядковые номера. Какая команда начинает метать первой, определяется жеребьевкой.

Проведение. Каждый ученик имеет одну попытку. Бросок засчитывается и начисляются соответствующие очки, если мячик приземлился в одном из квадратов. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.

2. “ КТО ЛУЧШИЙ СНАЙПЕР И СПРИНТЕР“.

Место проведения

Инвентарь - мячи для игры в ручной мяч и 10-12 булав или кеглей.

Основная цель - научиться метко метать мяч.

Организация. Начертить на земле два круга диаметром от 5 до 8 метров, которые находятся один от другого на расстоянии от 15 до 20 метров. Игрокам запрещается заходить в эти круги. В каждом круге расставленные булавы или кегли. Площадка делится на две части и на каждой его половине находятся игроки одной команды. Количество игроков произвольная. Эта игра очень интенсивная, и потому желательно поделить учеников на несколько групп, и проводить встречи между ними поочередно в короткое время.

Проведение. Цель игры состоит в том, чтобы проникнуть на половину соперника и сбить мячом булавы. Бежать с мячом, держа его в руках, не разрешается, его можно лишь передавать из рук в руки.

Игра может проводиться на время продолжительностью 5-6 минут или к тому времени, пока одна из команд не собьет у соперника все булавы.

3. “ МЕТАНИЕ В ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ “.

Место проведения - ровная площадка, футбольное поле.

Инвентарь - три флажка для разметки площадки, мячик для игры в ручной мяч.

Основная цель - научиться метко метать мячик.

Организация . Разметить треугольник с длиной сторон 10-15 метров. Возле любой из вершин треугольника игроки выстроены по одном. Все игроки имеют порядковые номера. Мячик находится в руках у игрока под первым номером. За сигналом ведучого игрок, у которого мячик в руках. начинает бежать первой. Как только он сделал 2-3 шаги, начинает бежать игрок под первым номером из группы, которая выстроенная возле следующей вершины треугольника. Игрок, у которого мячик, передает в движении игроку, который начал бежать второй. Если второй игрок получил мячик, бег начинает игрок под первым номером из группы. что выстроенная возле третьей вершины треугольника. Если он пробежал несколько шагов нему передают мячик. Бегают игроки по сторонам треугольника.

Игра проводится к тому времени, пока все игроки не возвратятся на свои производные места.

ТОЛКАНИЕ ЯДРА.

  1. КТО СИЛЬНЕЕ ”.

Место проведения - футбольное поле, ровная площадка.

Инвентарь - два флажка для разметки площадки, набивной мяч весом 2 или 3 килограмма, в соответствии с возможностями учеников.

Основная цель . Заинтересовать учеников к толканию ядра.

Организация . Размечаются флажками две линии на расстоянии одна от одной на длину обычного броска мячика, выполненного слабым по подготовке учеником из числа участников игры.

В игре принимают участие две команды, расположенные за двумя линиями, одна напротив второй. Все участники команды имеют порядковые номера, а также каждая команда имеет свой порядковый номер.

Проведение. Жеребьевкой устанавливается команда, которая первой вступает в игру.

Участник первой команды под номером первым толкает набивной мяч на площадку второй команды. Участник под первым номером второй команды в свою очередь толкает мяч на площадку первой команды, но он должен выполнить толкание из места приземления мяча. Второй номер первой команды толкает мячик на площадку соперника с тем же условием. Игра продолжается таким образом до тех пор, пока одна из команд не оттиснет другую команду на ее территории так далеко, что последняя уже не сможет перетолкнуть набивной мяч за границы своей площадки.

2. “ТОЛКАНИЕ МЯЧИКА В ОБРУЧ “.

Место проведения - небольшая площадка.

Инвентарь - гимнастический обруч, набивной мяч.

Основная цель - научиться толкать мяч под правильным углом.

Организация. Подвесить обруч на высоту 2,5-3 метра над землей. На расстоянии 3-4 метров от места, над которым находится подвешенный обруч, провести линию от которого будут толкать мяч. Одна команда становится за этой линией, а вторая занимает место на второй стороне от обруча на расстоянии 3-4 метры от него.

Проведение. Ученики одной команды поочередно толкают мячик, так, чтобы он пролетел через обруч. Ученики второй команды в настоящее время, подают мяч ученикам, которые его толкают. После того как все ученики сделали по одной попытке, команды меняются местами. Каждое попадание в обруч оценивается в одно очко. Ученик, который не попал в обруч, или задевал ободок, штрафуется одним очком.

Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.

3. “ТОЛКАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ “.

Место проведения - ровная площадка.

Инвентарь - две стойки, резиновые бинты, ядро или набивной мяч.

Основная цель - отрабатывание толчка и усвоение оптимального угла толкания ядра.

Организация . На двух стойках натянуть резиновый бинт на высоте три метра (максимальная высота над землей). На расстоянии трех метров от одной стороны стойки разместить зону для приземления ядра. Ширина зоны 20-40 см. Всего две зоны и они нумеруются. Принимают участие две команды, все члены которых имеют порядковые номера.

Проведение. Ученики обеих команд по очереди толкают ядро или мячик через натянутый резиновый бинт (высоту, на которой натянут резиновый бинт, выбирают в соответствии с возможностями учеников). За номером зоны в которой приземлится ядро, определяется количество очков, которые получает участник. Каждому участнику предоставляется три попытки. Очки начисляются за лучший результат. В случае, если ядро пролетит под резиновым бинтом, очки не начисляются.

г). ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ ВЫРАБОТКЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

1. “ ЧЕРЕДОВАНИЕ ХОДЬБЫ И БЕГА “.

Место проведения - беговая дорожка.

Инвентарь - флажки для разметки дорожек.

Основная цель - научить учеников перемещаться шагом и бегом с разной скоростью.

Организация . Беговая дорожка по ходу делится поперечными линиями на несколько равных по длине отрезков. Длина отрезка может быть в границах от 40-50 метров. Каждый отрезок имеет свой порядковый номер. Ученики делятся на группы по 4-5 человек в каждой команде.

Проведение. Первый отрезок одолевается медленной ходьбой, второй отрезок проходят ускоренной ходьбой, третий отрезок медленно пробегают, а четвертый - с ускорением.

По сигналу группы поочередно выходят на линию старта, которая находится в начале виража и начинают движение, если группа, которая стартовала перед ними, преодолеет первый отрезок.

Тренеру надо следить, чтобы скорость движения во всех группах была одинаковой и постоянно сохранялась между ними одинаковое расстояние. После небольшого отдыха упражнение повторяют. Количество повторений произвольное и зависит от возраста и подготовки учеников.

Организация и проведение повторных упражнений такое же самое, как в первом упражнении. Отличие есть лишь в длине отрезков: каждый следующий отрезок длиннее предыдущего на 10-20 метров.

2. “ПООЧЕРЕДНЫЙ СТАРТ ГРУППАМИ“.

Место проведения - беговая дорожка.

Инвентарь - флажки для разметки дорожки, секундомер, свисток.

Основная цель - усвоение равномерной скорости бега.

Организация. Беговая дорожка стадиона по ходу делится на несколько равных по длине отрезков.

Тренер или его помощник с секундомером и списком становится в центр беговой дорожки и через определенный промежуток времени подает свисток. За установленное время группы бегунов должны пробежать один отрезок дистанции. Такое время устанавливается путем деления общего времени, запланированного на определенную дистанцию на несколько отрезков, которые составят эту дистанцию.

Например, чтобы пробежать 500 метров за 2 минуты, нужно пробежать 50 - ти метровый отрезок за 12 секунд. Таким образом, через каждых 12 секунд нужно подать сигнал.

Проведение. Группы бегунов (по 3-5 человек) согласно своим порядковым номерам по сигналу тренера выходят на старт. За первым свистком стартует первая группа, за вторым - вторая и т.д. За каждым следующим сигналом стартует поочередно одна группа, а все другие, что стартовали впереди, должны завершить пробегание очередного отрезка.

Таким образом, по сигналу тренера дается старт группе и одновременно проверяется скорость бега всех других групп, которые стартовали впереди. Если какая-то команда не успела преодолеть отрезок за установленное время, или преодолела его раньше, бегуны должны внести поправку в скорость бега, ускоряя или замедляя его. Такой контроль скорости бега группы проводится до того момента, пока все группы не завершат пробежку запланированной дистанции. После отдыха упражнение можно повторить. Количество проведения упражнений и длина дистанции зависит от возраста и подготовки учеников.

  1. ”КОМАНДНЫЙ СКОРОСТНОЙ БЕГ“.

Место проведения - беговая дорожка.

Инвентарь - флажки для разметки дорожки, секундомер.

Основная цель - проверка умения бегать с равномерной скоростью.

Организация. Группу разделяют на две команды (например, на белых и черных). Ученикам сообщают, на какую дистанцию будет проводиться бег, и указывают время, за которое они должны ее пробежать.

Например, дистанция 500 метров и время 2 минуты. Учеников знакомят с местом старта и финиша.

Проведение. По сигналу тренера или его помощника дается сначала старт одной команде и после того, как она закончила бег, стартует вторая команда. После пересечения финиша всей командой объявляется время, за которое она пробежала дистанцию.

Для определения команды - победителя нужно найти разность между запланированным и показанным результатом.

ІІІ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОДВИЖНЫХ ИГОРЬ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ.

Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игры у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастных групп. Тренировочный процесс в легкой атлетике, в который не включаются подвижные игры имеет однообразный характер, в то время как включение подвижных игр имеет разностороннее влияние на тренировочное обучение. Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, которые развивает легкая атлетика, расширяет кругозор детей, влияет на психологическое состояние, воспитывает нравственно-волевые качества, оказывает содействие соблюдению дисциплины, раскованности и приносит пользу в повседневной жизни.

Благодаря подвижным играм дети могут достигать хороших результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, а и физические, которые помогают достичь желаемых результатов. Кроме того, подвижные игры отлично стимулируют детей к восприятию и обучению, помогая более заинтересованно осваивать определенные стандарты, необходимые в легкоатлетической тренировке.

Занимаясь подвижными играми, дети совершенствуют свое телосложение: укрепляются мышцы спины, верхних и нижних конечностей; корректируется осанка, походка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Народные подвижные игры, как важная, составная часть воспитательной системы, тесно связанны с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики.

В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.

Ведь подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей.

Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, и непрерывных изменений и условий деятельности.

Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.

Почти на всем протяжении жизни человек тесно связан с игрой, причем в период самого активного формирования - в детские и юношеские года игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка.

Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не во всех детях, в особенности на первых порах, одинаковая склонность к сближению. Одни дети общительные, другие закрытые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение - не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны основываться на доброжелательности, уважении к одноклассникам, товарищам.

С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все полнее иразнообразнее, движения формируются гибкими, пластическими. В связи с требованиями, предъявляемыми человеку высоко автоматизированной работой, особенно значительным является развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой “ручной умелости”, сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает возрастным особенностям подрастающего организма и потому оказывает благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания.

Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем несравнимые средства закаливания и укрепления здоровья.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Беляева Л.В «Подвижные игры» - Учебник для институтов физической культуры. 4-е переработанное и дополненное издания. Г. «физ-ра и спорт» 1974 г.
  2. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств.
  3. Приступа С, Слимаковський О, Лукьянченко М. “Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика”. Дрогобыч вид. ”Измерение” 1999г.
  4. Пермяков А.А. «Внешние школьное физическое воспитание подростков», 1989г.
  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 24.02.2019 12:19

You have no rights to post comments