Значение памяти в жизни человека. Виды памяти. Проектно-исследовательская работа «Память и ее значение в жизни человека

Проблема памяти человека до сих пор даже в своем основании остается нерешимой. Она носит комплексный характер. Неслучайно к решению проблемы памяти привлекаются такие науки как генетика, физиология высшей деятельности человека, психология.

На протяжении более 2-х тысяч лет господствовала Аристотелевская концепция понимания сущности памяти. В столь длительное период существования этой концепции объясняется не только громадным авторитетом Аристотеля, а тем что она не плохо согласовывалась с обыденном познанием, с повседневной практикой многих поколений людей.

Суть концепции Аристотеля состоит в том, что многообразные факторы, процессы ситуации воздействуют на душу человека оставляя отпечатки. Запечатлевались в ней (в душе).

Но стечением времени они исчезают подобно тому как исчезают записи на восковых дощечках, которыми пользовались древние греки. Продолжительное время психологи придерживались человеческой памяти, но обнаружили таких людей, которые обладали бесконечной памятью. Для них не существовало предела запоминания сложных задач. Для человека с такой памятью достаточно было прочитать книгу, несколько сотен страниц и, спустя несколько лет, полностью пересказать.

Вначале психологи полагали, что это отклонение физиологических процессов.

Впоследствии было доказано, что потенциально каждый человек обладает бесконечной памятью. В эксперименте было доказано, что когда человек находиться в глубоком гипнозе, то он передает информацию, что было с ним многие десятилетия назад.

Практика медицины подтверждает, что вся информация, которая поступает в мозг человека, сохраняется в его мозгу.

Таким образом забывание не имеет ничего общего с исчезновением записей на всех табличках. Оказывается, что всё, что человек видел сохраняется в мозгу человека, и работает. Теория информации говорит о том, что при передачи инф. по каналам связи она разрушается, возникает информационный шум, растет информационная энтропия.

Информация циркулирует а не просто храниться, обеспечивает нормальную работу не только мозга, но и органов чувств. хранит не только химический состав.

Но она не разрушается. ?Сознание человека –это безэнтропийный процесс. Тем не менее, остается вопрос, что же такое забывание. Забывание означает утрату путей поиска имеющейся информации, и не может быть точнее, означает возрастание трудности поиска информации. Хорошо известно, что дети имеют хорошую память. И это обуславливается сравнительно небольшим объемом информации, которую они получали в процессе своей жизни. Меж тем, как взрослый человек на много порядков объема информации, чем ребенок.

Нужно упорядочить поступающую информацию. И чем в большей степени она упорядочена, тем лучше память.

К 30 годам такой объем информации, который на несколько порядков превосходит весь объем научной информации, то возникает вопрос, а каковы те механизмы, которые обеспечивают хранение объема информации. Естественно было бы предположить, что таким хранилищем этой информации является синапсы и нервные клетки.

По последним данным в мозгу человека насчитывает 70 млрд. нейронов, т.е. нервная клетка. К тому же на 3 порядка больше синапсов. Причем это не просто совокупность элементов, а целостная система. Наука не знает более сложную систему, чем наш мозг. Расчеты показыв., что несмотря на всю сложность её недостаточно для сохранения поступающей информации. В связи с этим, ученые предложили рассматривать ДНК и РНК в качестве систем которые хранят не только генетическую информацию, но и та, которая поступает в мозг человека. В частности, в качестве такой системы стали рассматривать РНК. Однако эти попытки встретили сопротивление многих ученых. Дело в том, что в этой ситуации мы переходим на молекулярный уровень, где действует закон возрастания энтропии. Это реализуется в виде потока мутации, которые ведут к изменению свойств. Объем генетической информации в сравнении с той, которая имеется в мозгу человека, очень незначительна. Но если мы будем рассматривать молекулярные РНК и ДНК то соответственно на несколько порядков возрастают потоки мутации. Следовательно в психике человека должны происходить всякого рода метаморфозы. Таким образом, ученые отказались рассматривать ДНК и РНК в качестве носителя информации, которую …… накапливаем.

Исследования психологов выявили осень важный аспект роли памяти с точки зрения определенности личности. Оказалось, что личность человека сохраняется благодаря единству памяти. Однако это не исключает другие стороны дискретности, которая рассмотрена в ролевой концепции. Человек во время жизни вступает в разные отношения с окружающей средой и людьми, он может быть отцом.

Соответственно его поведение меняется по мере того, как изменяются те системы, в которые он включается. Сохраняется и единство личности. Иными словами изменение роли (т.е. поведение человека) это нормальное явление.

Но наука сталкивается и с не стандартными ситуациями, которые были описаны в художественной литературе. Речь идет о раздвоении личности. Исслед. психологами этой нестандартной ситуации дает возможность понять качественное разнообразие личности. Были исследованы многие случаи раздвоения личности. При этом каждый раз то или иное подобное явление имело причину. Так причиной может быть неспособность человека изменять свою роль. Его нервная система испытывает большие нагрузки. И тогда человек объявляет, что он не тот, за кого его принимают. Он забывает свое имя, фамилию и не брал новое имя, фамилию, говорил, чем он занимается. Резкий переход от одной личности к другой свидетельствует о том, что на уровне подсознания у человека происходит формирование противоположной личности.

Основополагающая роль памяти в жизни человека в том, что она создает ряд привычек, ассоциаций и шаблонов, которые делают его тем, кто он есть сегодня. Нравится человеку это или нет, но он-продукт своего прошлого.

Его настоящее формируется им, и будущее зависит от его опыта который сосредоточен в мозгах.

Процесс преобразования опыта

Процесс преобразования опыта в память состоит из трех шагов:

1.Приобретение: приобретение происходит, когда мозг получает и обрабатывает внешние раздражители. Когда читаете эту статью, ваш мозг начинает формировать нейронную сеть на основе информации, которую он получает.

2.Консолидация : большая часть информации, поступающей в мозг, теряется в кратковременной памяти, но часть ее становится долговременной памятью. Чтобы внедрить опыт в долговременную память, нейроны соединяются через пути, которые в совокупности образуют большие нейронные сети.

Это физические карты, которые материализуются как структуры в мозгу, представляющие память. Процесс укрепления этих путей для построения сети памяти называется консолидацией. То, как каждое воспоминание (будь то счастливое или болезненное воспоминание) консолидируется, зависит от различных факторов, в том числе от того, сколько внимания уделено событию, какое эмоциональное воздействие оно оказало и сколько чувств оно задействовало.

Если вы просто пропустите это исчезнет из памяти. Если сосредоточитесь на содержании и примените его, вы получите эмпирическую память, необходимую для консолидации знаний в вашем подсознании.

3. Извлечение и переосмысление : извлечение — это когда извлекается прошлый опыт из своего мозга и переносится в настоящее. Во время извлечения мозг активирует нейрон, который запускает другие нейроны в этой конкретной сети. Если часть активирована, например, виды, звуки или вкусы, которые испытали, освещаются остальные нейроны в этой сети. Например песня вызывает чувства к бывшей девушке. Это мозг, черпающий информацию из различных мест объединяет эти части в единую память, чтобы принести в сознание.

Эффективность каждого из этих шагов зависит от многих факторов, включая гены, здоровье, уровень стресса и системы убеждений, чтобы назвать несколько. Однако независимо от того, где сейчас находитесь, память пластична, поэтому ее можно заполнять.

Формирование опыта

Существует два типа памяти, которые формируются:

  • неявная (имплицитная)
  • явная (эксплицитная) память.

Что делали вчера вечером? Чтобы ответить на этот вопрос, мозг активировал нейронную сеть вчерашних событий и извлек эту карту информации, чтобы рассказать историю о том, что сделали вчера. Вы активно привнесли прошлое в ваше настоящее осознание. Это происходит, когда небрежно думаете или размышляете о прошлом. Сознательное направление вашего ума в прошлое известно как явная память.

С другой стороны, если вы отложите чтение, выйдете на улицу и сядете в машину, предполагая, что вы знаете, как водить машину, вам придется подумать об этом? Причина, по которой вы можете ездить с такой легкостью или ходить по дому, или даже знать, как ходить, если на то пошло, из-за неявной памяти. Неявная работает на автопилоте без человеческого мозга.

Когда вы вошли в этот мир беспомощным младенцем, эти воспоминания были ответственны за ваше превращение во взрослую жизнь. На самом деле, исследователи полагают, что в первые полтора года нашей жизни мы лишь неявно кодируем воспоминания и не нужен.

Три особенности неявной памяти заключаются в следующем:

  1. Не нужно использовать главное, сознательное внимание для создания.
  2. Когда неявная память возникает из хранилища, у вас нет ощущения, что что-то вызывается из прошлого. (Вы не думаете о том, как впервые научились ходить каждый раз, когда идете).
  3. Не требует участия гиппокампа (часть человеческого мозга).

Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство.

Существуют виды памяти у человека

Где формируется

Нейронные сети, которые формируют память, работают во многих различных областях мозга, но есть две области, наиболее активные в создании и хранении памяти: миндалина и гиппокамп .

Миндалина отвечает за неявную память, а гиппокамп отвечает за явную память . Это упрощение, но оно полезно для понимания двух типов памяти.

Учёные называют гиппокамп «главным сборщиком пазлов».
Гиппокамп собирает информацию, которую получает из нескольких областей мозга, чтобы произвести воспоминания, а также значения и эмоции для любого события. Это также помогает консолидировать информацию, хранящуюся в кратковременной, превращая ее в долговременную, которую человек может вспомнить в будущем.

Если спросить о событиях вчера гиппокамп буквально связывает вместе нейро распределенные кусочки неявной памяти. Сознательная активация превращает неявное в явное. Различные части мозга работают вместе, чтобы сформировать эти неявные воспоминания, такие как базальные ганглии, которые являются “центром привычки” мозга, но и миндалина в первую очередь отвечает за эту задачу.

Огромная роль памяти в жизни человека хранится в миндалине — центре страха мозга, чтобы помочь избежать будущей опасности. Миндалина запечатлевает опыт в неявной памяти. Это то, что делает миндалину центральным игроком в создании всех изученных страхов.

Роль миндалевидного тела в сохранении жизни, научившись бояться.

Миндалина не должна учиться тому, что делать; она учится тому, что делать в ответ на внешние условия.

Работа памяти человека

Большинство из нас думают, что роль памяти в жизни человека — это когда мы помним прошлое событие. Мы считаем, что она работает как видеокамера, точно фиксируя события, которые мы видим и слышим, чтобы мы могли рассмотреть и осмотреть их позже.

В действительности память подобна шпаклевке; она может быть сформирована всеми, кто ею обладает. Каждый раз, когда мы явно вспоминаем о каком-то событии, мы вспоминаем не само событие, а последнее действие.

Мы учимся, мы храним, мы извлекаем, и когда мы извлекаем в следующий раз, мы не извлекаем первоначальный опыт-мы извлекаем наш последний поиск. Другими словами, роль памяти в жизни человека при извлечении сформировать последующие действия.

Когда вы сознательно возвращаетесь назад во времени, чтобы вспомнить событие, память вызывается из гиппокампа, который работает с миндалиной и другими частями мозга, чтобы вспомнить свое прошлое.

Акт запоминания изменяет нейронную сеть этой памяти, создавая совершенно новую структуру нейронных связей. Поэтому каждый раз, когда человек думает о прошлом событии, «реальность» этого события меняется, исходя из текущего состояния бытия, текущего уровня осведомленности и настоящих условий. Поскольку хорошие и плохие воспоминания формируются сознательным воспоминанием о них, а не самим событием, изменение условий в мозгу во время отзыва может воссоздать нейронную карту воспоминаний и историй, которые они создают. при этом играет определенную роль.

Мозг не заинтересован в том, чтобы иметь идеальный набор воспоминаний о прошлом. Вместо этого данные поставляются с естественным механизмом обновления, что информация, занимающая ценное пространство внутри нашей головы до сих пор полезна. Это может сделать воспоминания менее точными, но это, вероятно, также делает их более актуальными для будущего.

Роль памяти в жизни человека на основе принципа нейропластичности ”используй или потеряй». Самосознание позволяет нам выбирать вид информации, которую мы хотим занять нейронной недвижимостью или стереть данные.

Мозг животных, возможно, уже давно пора обновить от примитивного образа жизни, к которому он все еще привык, но пока это не произойдет, мы должны активировать наш человеческий мозг, чтобы изменять и пополнять содержимое памяти. Как только мы делаем выбор сознательно путешествуя назад во времени мозг действует быстро.

Глава 1 Роль памяти в нашей жизни. Насколько это важно - хорошо все помнить?

Вся наша жизнь - это память, за исключением одного единственного момента,
который проходит сейчас и проходит так быстро, что это едва ли можно осознать.
Теннеси Уильяме

Сначала понимание!

Практически любой аспект нашей жизни связан с необходимостью что-то запоминать. Это происходит оттого, что в нашем мире все оценивается с точки зрения времени. Если бы мы не обладали памятью, то вся жизнь была бы бесконечным настоящим, свернутым до размеров од-ного-единственного мгновения, которое проходит в настоящий момент и исчезает в небытии. Без памяти у человека не было бы ни индивидуальности, ни опыта, ни возможности накапливать знания в процессе обучения. Память придает целостность нашим мыслям и поступкам, мы используем ее постоянно: размышляя, сравнивая, оценивая, выбирая, принимая решения или рисуя что-то в воображении. Все эти действия основаны на способности мозга накапливать ценную информацию и при необходимости обращаться к ней. Большинство из нас не осознает, какую огромную роль играет в нашей жизни память. Как и в случае со здоровьем, ее никто не замечает до тех пор, пока она не начнет давать сбои. И только тогда, когда человек обнаруживает, что его память не может удержать в себе все необходимое, он начинает интересоваться тем, как она работает и как можно улучшить ее работу. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Впрочем, совсем необязательно дожидаться тревожных симптомов - предотвратить ослабление памяти гораздо легче, особенно если необходимые для этого знания человек получает еще в школе или на работе. Те немногие, которые начинают самостоятельно заниматься улучшением памяти (например для продвижения по работе или просто для самосовершенствования) откроют для себя - как и вы, прочитав эту книгу - что ни в коем случае нельзя полагаться на чудеса пассивной памяти. Память будет работать хорошо, только если ее постоянно совершенствовать. Нужно приучить себя записывать воспоминания, развивая при этом чувственное восприятие, образное мышление и способности к наблюдению. Хотите, чтобы ваш мозг стал «феррари», а не «фордом»? Тогда внимательно прочтите эту книгу и начните регулярно заниматься упражнениями для развития памяти. Исследования показывают, что в повседневной жизни средний человек использует не более 10% возможностей мозга! Разве это не стимул для того, чтобы начать заниматься по программе, которая уже помогла улучшить память тысячам американцев всех возрастов и профессий?

Тренировки памяти предотвращают и уменьшают забывчивость в любом возрасте. Это то же самое, что вкладывать деньги в надежнейший из банков.

Что такое «вполне хорошая память»?

Вы слышали когда-нибудь выражение «вполне хорошие» родители, дети или родственники? Так обычно говорят те, кто хочет, чтобы что-то было совершенным, но не может этого достичь. Точно так же и с памятью - мечта обрести совершенную память (которой не существует в природе!) может стать для таких любителей всего исключительного источником огорчений. Даже у феноменальной памяти наблюдаются некоторые недостатки: как правило, люди с такой памятью могут в совершенстве запоминать только один специфический вид информации, например цифры. К счастью, большинство людей довольствуются тем, что запоминают то, что, им необходимо запоминать. Впрочем, это очень субъективное определение, и любой посторонний человек может его легко оспорить. В то время как вам кажется, что вы помните все необходимое, он может вполне справедливо указать, что вы забываете некоторые важные вещи (в то время как вы попросту не посчитали в какой-то момент, что их нужно запомнить!). Особенно четко это проявляется на рабочем месте, где ваше выборочное внимание может пропускать некоторые необходимые для работы вещи и, следовательно, не откладывать их в памяти. Итак, первым шагом на пути развития памяти должно стать определение объективных критериев ее работы, а также развитие способности запоминать всю важную информацию.

Идеальная память - вещь недостижимая, поэтому не стоит и мечтать о ней. Давайте сосредоточимся на более реалистичной цели: сделать свою память лучше, чем она есть сейчас. Вы не поверите, как далеко можно уйти по этому пути. Сначала узнайте, что могут делать люди с превосходной памятью, а потом проверьте на себе - если вы примените их техники запоминания, то будете способны на то же! Вот как все просто. Сражайтесь с забывчивостью постоянно и используйте для этого все виды оружия - от простых зрительных «подсказок» до специфической организации информации и мнемонических систем.

Понять, что нужно делать, - еще далеко не все. Улучшить память может только постоянная тренировка.

Как бы вы оценили свою память?

Самооценка редко бывает точной, так как слишком субъективна и зависит от эмоций. Если вы не доверяете своей памяти, то будете видеть в ней одни только недостатки. Чем старше становится человек, тем серьезнее он относится к недостаткам памяти, которые раньше не замечал. Классический пример: вы идете в комнату, а войдя, совершенно не можете вспомнить, зачем вы сюда пошли. Вы идете назад - так, на диване оставлена книга. Вы читали, и вам понадобилась записная книжка! Это случается абсолютно со всеми. Но только в 20 лет вы сразу же позабудете об этом, справедливо заметив: отвлекся, с кем не бывает. В 40 вы начинаете мрачно думать: «Вот он, средний возраст...» В 60 лет такой же невинный эпизод заставит вас размышлять о болезни Альцгейме-ра. Наши суждения напрямую зависят от того, насколько мы озабочены именно этой проблемой. Вполне возможно, что в то время как вы жалуетесь на неожиданные провалы в памяти и вините во всем возраст, ваш сын воскликнет: «Папа, но ведь у тебя всегда была плохая память на имена, ты не мог запомнить, как зовут даже самых близких моих друзей!»

Чтобы получить более объективную оценку, нужно последовательно задавать себе вопросы: только так можно максимально точно определить, какие виды информации вы запоминаете хорошо, а с какими у вас проблемы. Попытайтесь выяснить для себя все сильные и слабые стороны вашей памяти, стараясь при этом рассуждать логически. Например, я всегда считала, что хорошо запоминаю людей, события, литературу, языки, но очень плохо помню цифры, и всегда имела проблемы с историей. Путем простого анализа я заключаю, что у меня нет склонности к математике, поэтому я не могу запомнить исторические даты. Интересно, а есть ли такие цифры, которые я считаю очень важными и поэтому хорошо запоминаю?

Конечно же, это цены! Мне нравится ходить по магазинам, я горжусь своей способностью купить качественный товар за меньшие деньги. Смотрите-ка, все вовсе не так уж плохо, как я привыкла считать! И если я прекрасно помню одни цифры, то наверное смогу победить и другие? Так трезвая оценка может укрепить веру в собственные силы и воодушевить на дальнейшую работу над памятью.

Когда люди жалуются на память, то как правило, они упоминают одни и те же вещи. Посмотрите на этот список. Вам тоже случалось цитировать его? Тогда попробуйте поспрашивать своих друзей или коллег по работе - увидите, они расскажут вам о себе практически то же самое. Почти все люди испытывают похожие проблемы с памятью, а это значит, что нужно винить не здоровье, а собственную леность, и начинать исправлять положение.

Я не могу запомнить:
- подробности;
- имена и лица;
- время встречи;
- куда кладу вещи;
- слова;
- то, что читаю;
- что я делал или говорил перед тем, как меня прервали;
- что мне рассказывают другие люди;
- места, где я побывал;
- инструкции и указания.

Проанализируйте свою память и внесите в этот список необходимые исправления или дополнения. Скорее всего, все ответы вы найдете в последующих главах этой книги. Однако для начала нужно уделить максимально большое внимание вопросам - именно они заложат основу вашего нового отношения к собственной памяти.

Современные представления о функционировании памяти

2.1 Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память -- это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,-- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями.

Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.

Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

Этническая идентичность - это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Можно сказать, что термин переживание лучше отражает смысл этого понятия...

Виды и функции эмоций

В процессе существование человека появилась особая форма проявления отражательной функции мозга -- эмоции. Они являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. Эмоция - нечто...

Воображение в юношеском возрасте

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы...

Жизненный путь личности

Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания...

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

Под эмоциями понимают, с одной стороны...

Представление и воображение в психологии

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи...

Психологические кризисы в жизни человека

Рассмотрев два вида психологических кризисов в жизни человека, можно заметить, что их основной функцией является потребность в переходе к принципиально новому состоянию от нынешнего. Метафорически это можно представить в образе костюма...

Психология эмоций, феноменология, подходы, исследования

Эмоции -- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности...

Психология эмоциональных состояний

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции - это элементарные переживания...

Смех и его роль в жизни человека

Для начала рассмотрим роль смеха в современном обществе. Во-первых, смех способен разрядить напряженную ситуацию, предотвратить конфликт, снять стресс. Ведь что такое стресс? Это результат каких-то переживаний, раздражения...

Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

В связи со всевозрастающим интересом к специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевой сфере. Еще в XIX-XX вв...

Физиологические основы поведения человека

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека - от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности...

Эмоции и их роль в жизни человека

Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека...

Эмоциональные состояния человека

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции - "особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами...

Тема: «Роль памяти в нашей жизни»

Данное занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов, можно провести на уроке риторики, словесности или на классном часе. Чтобы все ребята приняли участие в практических заданиях необходимо поделить класс на группы по 12 человек.

Цель: познакомиться с классификацией видов памяти, показать возможности их развития и зависимость качества учебной деятельности от свойств памяти, определить свой потенциал памяти, формировать умения тренировки памяти.

Задачи:

  • Образовательная – изучение особенностей памяти, ее тренировка;
  • Воспитательная – сотрудничество и сплоченность при выполнении заданий;
  • Развивающая – выполнение творческих заданий, ролевые игры;
  • Коммуникативная – умение слушать и слышать, выступать на публике, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Форма: практическое занятие.

Материалы:

  • толковые словари русского языка;
  • прозаические и поэтические тексты;
  • аудиозапись песни «В лесу родилась елочка»;
  • диагностические карты для самооценки памяти.

Время занятия – 1 час.

Ход занятия

I. Психологический настрой.

Для того чтобы учащиеся включились в работу предложить им игру- разминку: « Что изменилось?» Ребятам нужно встать в круг, выбрать одного игрока, который должен запомнить порядок построения одноклассников, затем на время его удалить из класса, а учащимся поменяться в кругу местами.

Задание: Напрягая свою память, выстроить одноклассников, чтобы получился первоначальный круг.

II. Теоретическая часть.

Учитель, давая оценку выполненному заданию, переходит на теоретическую часть.

Итак, что такое память? Почему одни люди помнят все и сохраняют информацию на многие годы, а другие с трудом заучивают стихи? Какова роль памяти в жизни каждого человека? Какие виды памяти существуют?

На эти вопросы на нашем занятии совместно найдем ответы.

Давайте обратимся к толковым словарям русского языка и найдем определение слову «память».

По словарю Ожегова, «память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, информацию о событиях внешнего мира» .

Теперь познакомимся с видами памяти:

  • По времени сохранения информации :
        • Оперативная (хранит информацию от нескольких секунд до нескольких десятков минут);
        • Кратковременная (сохраняет информацию 1-2 суток);
        • Долговременная (длительное хранение информации до нескольких лет).
  • По способу запоминания :
  • По форме :
        • Моторная (память-привычка);
        • Эмоциональная (память чувств);
        • Образная (ассоциации);
        • Словесно- логическая (при отгадывании ребусов, кроссвордов).

Процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение.

Сегодня на занятии вы проведете мониторинг своей памяти. Для этого вам предлагается карта - самооценки, в которую вы будете заносить баллы, диагностируя три вида памяти: оперативную, кратковременную, долговременную. Максимальный балл-3, минимальный – 0

Карта самооценки потенциала памяти

III. Практическая часть.

Оперативная память

Задание 1. «Снежный ком». Для выполнения этого задания учащиеся могут сидеть вокруг учителя .

Цель – определить потенциал оперативной памяти через слуховое восприятие, произвольное запоминание.

Задача – восстановить текст от предложения к предложению по цепочке всей группой, уметь слышать и слушать соседа.

Текст.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующие урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая пыль. Обширна и многообразна наша страна. Это полноводные реки, высокие горы с вечными ледниками. Широки знойные степи, непроходима сибирская тайга. Многолюдны и многочисленны города в стране нашей. На многих языках говорят люди у нас. Чудесные песни у нашего народа. (И. Соколов-Микитов).

Кратковременная память.

Задание 2. Ролевая игра «Оратор и эксперт»

Учащиеся делятся на пары, где один будет играть роль «оратора», а другой «эксперта».

Ораторам дается текст (тексты разных стилей и жанров), в течение 3-5 минут они его изучают, а затем произносят его перед аудиторией по памяти, Эксперты анализируют выступления оратора, оценивая по определенной схеме, называя все достоинства и недостатки. Если достаточно будет времени, оратор и эксперт могут поменяться заданиями.

Тексты для ораторов.

Текст 1.

Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжкие раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся моя жизнь связана с Ленинградом - в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием…(А. Ахматова )

Текст 2.

Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайших событиях новейшей истории. Его титло: спаситель Росси.

Его памятник: скала Святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы еще радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком? Мог ли он после ужасной битвы, где равен был неравный спор, отдать Москву Наполеону и стать в бездействии на равнинах Тарутинских? Нет! (А.С. Пушкин )

Текст 3.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да и светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Евангелие от Матфея)

Текст 4.

Все физическое стремится книзу: вода течет в долину, растительность сгущается вкруг вод, люди собираются туда же - внизу людность, вверху одиночество. Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут интересы духовные, как человек распределен: вверху голова, мысль, духовные стремления, внизу - желудок, животные стремления,- так вся природа построена в соответствии с этим двойственным делением живущего в ней человека. (С. Волконский )

Текст 5.

Нас воспитываю с пеленок в понятии добра, за нами следят свободные от повседневного труда зоркие очи родителей, к нам приставлены пестуны.

А у них не то. Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни. Будьте снисходительны! (Ф.Н. Плевако)

Текст 6.

Бездонное звездное небо. О, Фет, певец бездонности звездной! Зачем жестокое невежество разрушителей лишает меня даже духовной радости читать тебя! Не могу подумать о бездонной бездне звездной, чтобы не вспомнить того, кто сказал:

« Меж теми звездами и мною какая связь родилась»

Это общение с тысячами, с миллиардами светящихся молчаний поднимает ощущение одиночества до степени слияния с беспредельным космосом. (С. Волконский )

Схема анализа текста, воспроизведенного по памяти (для экспертов)

  1. Полнота передачи содержания:
  • Логика изложения.
  • Правильность речи.
  • Долговременная память.

    Задание 3. Восстановить текст известной с детства песни «В лесу родилась елочка» Зои Александровой и сравнить с оригиналом .

    Ребята могут ее вместе пропеть, а затем прослушать аудиозапись и сравнить.

    Текст песни «В лесу родилась елочка»

    1. В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла,
    Зимой и летом стройная,
    Зеленая была.

    2. Метель ей пела песенку:
    «Спи, елочка, бай-бай».
    Мороз снежком укутывал:
    «Смотри - не замерзай».

    3. Трусишка-зайка серенький
    Под елочкой скакал.
    Порою волк, сердитый волк,
    По лесу пробегал.

    4. По лесу, лесу частому
    Под полозом скрипит,
    Лошадка мохноногая
    Торопится, бежит.

    5. Везет лошадка дровеньки,
    А в дровнях мужичок
    Срубил он нашу елочку
    Под самый корешок.

    6. Теперь она нарядная
    На праздник к нам пришла,
    И много- много радости
    Детишкам принесла.

    После каждого задания ребята заносят себе баллы в карту самооценки и подсчитывают общее количество баллов.

    IV. Итоги занятия:

    Анализ диагностирующих таблиц.

    Если ученик набрал за три задания:

    Ребята делают выводы по самооценке памяти, определяют роль памяти в жизни. Учитель дает советы, как развивать память.

    Советы для улучшения работы памяти:

    • Концентрация внимания.
    • Создание ассоциаций.
    • Запоминание основных мыслей.
    • Повторение.

    Дополнительный материал для занятия:

    Указ Петра 1 в 1720 г.

    «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была»

    «Память – сокровищница красноречия» Квинтилиан.


    Список литературы

    1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999

    2. Львов М.Р. Риторика (учебное пособие для учащихся 10-11 классов). М.,1995

    3. Ожегов С.И, Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка. М., 1996

    4. Праздник в семье: У ребенка день рождения//Сост Москаленко Н.И, Шило Т.Н. Минск., 2000