Введение. Измерение -метод определения величины чего- либо с помощью разных измерительных приборов

Урок 1
БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ.
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Задачи: сформировать знания о биологии как о ком-плексной, фундаментальной науке; показать роль биологиче-ских знаний в современном обществе; сформировать знания об общих свойствах живых организмов, научить выделять общие свойства организмов.
Оборудование: таблицы с изображением различных форм жизни.
Ход урока
  1. Вступительное слово учителя. Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изуче-ние методического аппарата учебника, рабочей тетради, разъяс-нение требований, предъявляемых при подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей.
II. Изучение нового материала.
1. Что такое биология? Составте синквейн понятия «биология»
- Биология - наука о жизни . Название ее образовано путем соче-тания двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — слово, учение. Биология изучает проявления жизнедеятельности всех живых организмов — бактерий, грибов, растений и животных.
Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхож-дение и развитие организмов, их связи друг с другом и с нежи-вой природой.
Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества - оно обеспечивало людям выживание. Сведения о животных и растениях люди запоминали, передава-ли из поколения в поколение, позднее стали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, способы выращивания.
В 1802 г. французский натуралист Ж.-Б. Ламарк ввел в науку термин «биология». Биология наряду с описанием и системати-зацией широко использует аналитические и сравнительные, ис-торические и экспериментальные (в том числе моделирование) методы исследования и применяет их в комплексе. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специа-лизацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Далее демонстрируется схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.
Молекулярная биология
Биофизика
Цитология Биохимия
Морфология Гистология Биокибернетика
Биология
19 век
Ботаника Анатомия Эмбриология Биометрия
Зоология Физиология Генетика Радиобиология
Микология Систематика Селекция Бионика
Микробиология Палеонтология Эволюция Биотехнология
Антропология
Эволюционное учение Генная инженерия
Космическая биология
Ббиогеография

. Мир бактерий и вирусов изучает микробиоло-гия, строение и жизнедеятельность растений служат предметом бо-таники, сведения о животных собирает и систематизирует зоология, грибы изучает микология, а человека — антропология.
В частной микробиологии, частной ботанике, частной зоологии и частной микологии исследуются особенности строения и жизнедея-тельности каждого отдельного вида. В общих разделах этих дисцип-лин изучаются свойства, присущие всем организмам данной формы живого. Главные направления этих наук: морфология — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология — учение о функциях живых организмов; анатомия — наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систе-матика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), палеонтоло-гию (палеоботаника, палеозоология и др.).
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов — задача общей биологии. Эволюционное учение, пред-ставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности инди-видуального развития организмов, основы генетики и селекции яв-ляются предметом изучения общей биологии. К изучению этих об-ластей знаний мы и приступаем в этом учебном году.
В самых разных областях биологии все большее значение при-обретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками — физикой, химией, кибернетикой и др. Так воз-никли биофизика, биохимия, биокибернетика, бионика, радио-биология и др., каждая из них обладает своими методами исследо-вания, раскрывающими новые стороны организации и функцио-нирования таких сложных и совершенных саморегулирующихся систем, как живые организмы. Например, без знания физики не-возможно понять работу нервной системы организма, без знания химии — разобраться во множестве процессов, происходящих внут-ри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение био-метрии, позволило выявить статистические закономерности био-логических явлений и т.д.
Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее вы-воды имеют основополагающее теоретическое и прикладное (прак-

2. Биология - наука о живом мире.
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна-комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте-не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи-ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно-гих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ-ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко-продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования расте-ний и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси-хология, социология и др.
Беседа по?
- Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, в жизни каждого человека?
- Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
Основной задачей общей биологии является выявление и объяснение общих свойств и многообра-зия живых организмов, нахождение общих закономерностей в живой природе.
2. Разнообразие и общие свойства живых организмов.
Живой мир Земли представлен великим разнообразием жи-вых организмов - бактерий, растений, грибов, животных. Все это - уникальные формы жизни.
Жизнь - это способ существования открытых систем, обла-дающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и разви-тия на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеи-новых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.
Живые системы обладают рядом общих свойств и призна-ков, отличающих их от неживой природы.
- Какие же это свойства?
а) Единство химического состава . Все живые организмы со-стоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.
б) Клеточное строение . Все живые организмы имеют опре-деленную организацию, структурной и функциональной едини-цей которой для все организмов (кроме вирусов) является клет-ка.
в) Обмен веществ и энергозависимость . Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчи-выми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.
Живые существа извлекают, преобразуют и используют ве-щества и энергию из окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например в виде тепла.
г) Самовоспроизведение. При размножении живые организ-мы воспроизводят себе подобных, увеличивается их числен-ность.
д) Раздражимость. Для живых организмов характерна спо-собность отвечать на определенные внешние воздействия спе-цифическими реакциями. Любое изменение в окружающей сре-де является раздражителем, а реакция организма - проявлением раздражимости. Сочетания раздражитель - реакция могут накап-ливаться в виде опыта и использоваться в дальнейшем.
е) Адаптация . Живые организмы приспособлены к среде обитания. Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни, и называют адаптацией.
ж) Процессы роста и развития . В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных (идет дифференцировка клеток, образование тка-ней и органов, старение и др.) изменений.
з) Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Эволюция есть необра-тимое и направленное развитие живой природы, сопровождаю-щееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все то огромное многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции.
3. Биологические исследования.
Исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека. Сначала от этого зависела егожизнь.Людям необходимо было знать, какие из населяющих Землю живых организмов - растений, животных, бактерий,грибов можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственныхсредств или для устройства жилья, а каки е опасны или ядовиты. Люди ст ли изучать организмы более тщательно, собирали их, классифицировали сосетавляли списки растений и животных.
. Наука — сфера человеческой деятельности, духовное производство, направленное на выработку и систематизацию обьективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры .
Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык,теории, "законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные институты и др. Главное отличие естественных наук, таких как биология,физика, химия от гуманитарных, таких как искусствоведение ратуроведение, состоит в том, что в естественных науках для получения ответов на вопросы используется эксперимент. Эксперимент один из наиболее важных методов, применяющихся в биологии.
Что же такое метод?
Метод (от греч. « methodos » — путь, способ познания ния) — способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом
Методы исследования

Наблюдение Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Описателный Собирание и описание фактов
Сравнительный Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий
Экспериментальный Целенаправленноецеленаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления.
Исторический Выяснение закономерностей появления и развтития организмов
моделирование Изучение процессов или явления через воспроизведение его в виде модели.

Последовательность выполняемых действий (алгоритм) при проведении научного исследования:
III. Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования.
IV. Выдвижение гипотез.
V. Планирование хода исследования, выбор методики.
VI. Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.
VII. Обработка полученных результатов.
VIII. Анализ полученных результатов.
IX. Формулирование выводов.
X. Определение комплекса нерешенных вопросов.
Оформление итогов исследования.

III . Закрепление.
Задание 1. Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определе-нии жизни:
«Жизнь - макромолекулярная система, для которой харак-терна определенная иерархическая организация, а также спо-собность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регу-лируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».
Задание 2. Объясните, почему живые организмы назы-ваются «открытыми системами».
Задание 3. Чем отличаются процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе?
Домашнее задание: § 1,2 Провести исследование:

  1. Появление вредных привычек у подростков(курение, употребление тонизирующих напитков, сквернословие,)
  2. Появление приспособлений у животных и растений к тем или иным условиям.
  3. Когда люди ругаются - они крича, даже если находятся рядом друг сдругом.
  4. Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше и менее подвержены стрессам и сердечным приступам.
  5. Кошки, верблюды жирафы начинают ходить с левой ноги.
  6. Кошки никогда не мяукают разговаривая друг с другом.
  7. Кошка ловит мышей, но не обязательно для питания.
  8. Млекопитающие убивают друг друга по двум причинам(пища, опасность), а человек…….

Биология изучает живую природу, огромное многообразие вымерших и ныне населяющих живых существ, их строение и функции, происхождение, распространение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Биология (от греч. «bios» - жизнь и «logos» - наука) - это наука о жизни и ее закономерностях.

Методологической основой биологического познания являются законы и категории диалектического материализма.

Современная биология - комплексная наука, включающая ряд разделов. Ботаника и зоология изучают строение и жизнь растений и животных; цитология, гистология, анатомия - структуру и функции клеток, тканей и органов. Процессы, жизнедеятельности клеток и организмов исследуют физиология и биохимия; закономерности наследственности и изменчивости - генетика; индивидуальное развитие организмов - эмбриология; их историческое развитие - эволюционное учение. Наука о классификации организмов называется систематикой, наука об отношениях организмов и среды - экологией. В последние десятилетия больших успехов достигла молекулярная биология, изучающая химические основы жизни. На стыке биологии и физики сформировалась биофизика, исследующая физические процессы в живых системах.

Биология зародилась еще у древних греков и римлян, описавших известные им растения и животных. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - основоположник многих наук - впервые попытался упорядочить знания о природе, разграничив ее на «ступени»: неорганический мир, растение, животное, человек] В классическом труде древнеримского врача Гачена (131 - 200 гг. н. э.) «О частях человеческого тела» дано первое анатомо-физиологическое описание человека. В средние века составлялись «травники», включавшие главным образом лекарственные растения. В эпоху Возрождения интерес к живой природе усилился. Возникли ботаника и зоология. А. Везалий (1514-1564), давший научное описание строения органов и систем человека, У. Гарвей (1578 - 1657), описавший большей и малый круги кровообращения и его механизм, и другие ученые заложили основы анатомии и физиологии человека. Изобретение микроскопа в начале XVII в. Г. Галилеем (1564-1642) раздвинуло границы мира живых существ, углубило представление об их строении Р. Гук (1635-1703), М. Мальпиги (1628-1694), Сваммердам (1637-1680) и А. Левенгук (1632-1723) положили начало изучению клеток тканей. Левенгук впервые увидел под микроскопом бактерий, простейших и сперматозоидов.

Одно из главных достижений XVIII в. - создание системы классификации животных и растений (К. Линней, 1735). В начале XIX в. Жан Батист Ламарк в книге «Философия зоологии» (1809) впервые четко сформулировал мысль об эволюции органического мира. Ему принадлежит термин «биология».

Новые методы исследований, экспедиции в эпоху великих географических открытий обогатили биологию множеством новых фактов, что привело к ее дифференциации. В ботанике и зоологии обособились систематика, эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др.;

Среди важнейших достижений XIX в. - создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном (1838 - 1839), которая в 1855 г. была углублена Р. Вирховым, постулировавшим, что «всякая клетка возникает только от клетки». Вскоре Луи Пастер экспериментально доказал, что даже микроорганизмы не способны к самозарождению, что раньше считалось непреложным фактом. Были открыты закономерности наследственности (Г. Мендель, 1859). Подлинный переворот в биологии произвело учение Ч. Дарвина (1859), который открыл движущие силы эволюции, объяснил ее механизм и дал материалистическое толкование целесообразности строения живых существ.

Начало XX в. ознаменовалось рождением генетики. Эта наука возникла в результате переоткрытия К. Корренсом, Э. Чермаком и Г. де Фризом законов наследственности (обнаруженных Г. Менделем, но оставшихся неизвестными биологам того времени) и работам Т. Моргана, экспериментально обосновавшим хромосомную теорию наследственности.

В 50-е годы поразительных успехов достигли исследования тонкой структуры живой материи. Был решен вопрос о материальных основах наследственности, универсальных для всех организмов.

Для современной биологии характерна наряду с детальным изучением отдельных структур и организмов тенденция к целостному, синтетическому познанию живой природы, о чем свидетельствует развитие экологии.

История биологии - это не только история познания, но и история борьбы идей - материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Изучение проблемы сущности жизни, роли в ней химических и физических процессов, ее происхождения и развития; изучение происхождения и эволюции человека, соотношения биологического и социального в его природе доказывает материальное единство мира, воссоздает картину эволюции материи и форм ее движения. Данные биологии свидетельствуют о познаваемости живой природы, утверждают истинность диалектико-материалистического мировоззрения.

Биологические процессы совершаются на основе внутренних закономерностей существования и развития живого, но не направляются извне. Источником развития являются единство и борьба противоположностей: наследственность и изменчивость; интенсивность размножения и ограниченность жизненных ресурсов; взаимодействие генетической программы и факторов среды. Механизм развития связан с переходом количественных изменений в качественные: например, увеличение частоты мутаций - предпосылка возникновения приспособлений; изменение среды в процессе существования биоценозов ведет к их сменам. Направленность процесса развития подчиняется закону отрицания отрицания. Это подтверждают и биогенетический закон, и закономерности смен биоценозов, и возникновение жизни. Причинные связи бесконечны и непрерывны.

Биология не нуждается в божественной помощи для объяснения причин развития. Разработка материалистической теории эволюции внесла огромный вклад в борьбу с религией, опровергнув религиозные представления о природе, «божественном» происхождении жизни и человека.

Велико значение биологии и в решении практических задач.

Глобальной проблемой современности является производство пищи. Сегодня на Земле голодают и недоедают около 2 млрд. человек. Чтобы обеспечить хотя бы минимальные потребности человечества, необходимо резко увеличить, прежде всего, производство сельскохозяйственных продуктов. Эту задачу решают технологические науки: растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях фундаментальных биологических дисциплин, таких, как генетика и селекция, физиология и биохимия, молекулярная биология и экология.

На основе методов селекции, развитых и обогащенных современной генетикой, во всем мире идет интенсивный процесс создания более продуктивных сортов растений и пород животных. Важное качество новых сортов сельскохозяйственных культур - их приспособленность к выращиванию в условиях интенсивных технологий. Сельскохозяйственные животные наряду с высокой продуктивностью должны обладать специфическими морфолого-анатомическими и физиологическими признаками, позволяющими разводить их на птицефабриках, крупных фермах с электродойкой и стойловым содержанием, в клетках звероферм.

В последние годы широко распространилась биотехнология промышленного микробиологического синтеза органических кислот, аминокислот, кормовых белков, ферментов, витаминов, стимуляторов роста и средств защиты растений. Для получения более продуктивных форм микроорганизмов используются методы генной инженерии.

С помощью пересадки генов биологи работают и над созданием растений с контролируемыми сроками цветения, повышенной устойчивостью к заболеваниям, засолению почвы, способностью к фиксации атмосферного азота. Генная инженерия открыла исключительные перспективы биотехнологии, связанной с производством лекарств (инсулин, интерферон), новых вакцин для профилактики инфекционных заболеваний человека и животных. Теоретические достижения биологии, особенно генетики, широко применяются в медицине. Исследование наследственности человека позволяет разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней, связанных с генными (гемофилия, серповидноклеточная анемия, альбинизм и др.), а также хромосомными и геномными (ранняя смерть, бесплодие, слабоумие) мутациями и аномалиями.

В условиях растущего воздействия человека на природу одной из коренных проблем, разрешение которой требует усилий всего человечества и каждой личности, является экологизация деятельности общества и сознания человека. Задача состоит не только в выявлении и устранении отрицательных эффектов воздействия человека на природу - например, местного загрязнения среды какими-то веществами (этого в будущем можно будет избежать), но и, главное, в научном определении режимов рационального использования резервов биосферы. Негативные последствия хозяйственной деятельности, принимающие в последние десятилетия все большие размеры, стали опасны не только для здоровья человека, но и для природной среды в целом. Обеспечение сохранности биосферы и способности природы к воспроизведению - еще одна из задач, стоящих перед биологией.




  • Биология – это наука, изучающая живые организмы





ПИТАНИЕ

  • ПИТАНИЕ

  • ДЫХАНИЕ

  • РОСТ

  • РАЗВИТИЕ

  • РАЗМНОЖЕНИЕ

  • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

  • ВЫДЕЛЕНИЕ И ДР.











Задание на урок:

  • Задание на урок:

  • Напишите названия наук и кратко что изучает данная наука.

  • Образец:

  • Микология – грибы

  • Анатомия – строение организмов

  • Физиология – функции органов

  • Вирусология – вирусы

  • Бактериология- бактерии

  • Ботаника- растения

  • Зоология – животные

  • Цитология – клетки

  • Генетика – наследственность

  • Экология –взаимосвязи организмов в природе



  • Методы исследований в биологии



  • Наблюдение -(визуальное или с помощью приборов) и описание биологических объектов.

  • Можно наблюдать за:

  • Явлениями природы

  • Поведением животных и человека

  • Движениями тел и др.





  • Эксперимент (опыт) - метод получения новых знаний в контролируемых и управляемых условиях.

  • Примеры опытов:

  • Влияние разных удобрений на рост растения.

  • Химические опыты с веществами.





  • Измерение -метод определения величины чего- либо с помощью разных измерительных приборов.





  • Сравнение – нахождение сходств и различий между объектами.



  • Микроскопия – исследование клеток и ее частей с помощью световых и электронных микроскопов.







:

  • Знания в области биологии человек может применить :

  • для профилактики заболеваний (соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня и т. д.)



  • 2. при лечении заболеваний (на основе знаний о лекарственных растениях, об особенностях строения и физиологии органов и всего организма);



  • 3) при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;



  • 5) при занятиях физкультурой и спортом (знания о физиологии организма человека);



в общении с разными людьми

  • в общении с разными людьми



  • 9) во время активного отдыха (на рыбалке, во время сбора грибов, во время охоты и т д.);

  • 10) в природоохранных мероприятиях (знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).



  • 11) в биотехнологии – при производстве различных продуктов с помощью живых организмов.