О пакистано-индийских отношениях. Кашмирский вопрос в отношениях Индии и Пакистана. Досье

ИНДИЯ И ПАКИСТАН. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ МЕЖДУ НИМИ

Индийско-пакистанские отношения представляют собой сложную смесь национальных предрассудков, возбужденной психики, ущемленного самолюбия и откровенного соперничества. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188 В конечном счете, противоречия между Индией и Пакистаном упираются в межрелигиозную индо-мусульманскую рознь. Как отмечает видный отечественный индолог Л.Б. Алаев, история взаимоотношений индусов и мусульман имеет, отнюдь не только историческое значение. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же после своего появления. Первыми ислам принесли арабские торговцы, бывавшие на берегах Малабара и в портах Гуджарата. Несмотря на покровительство, оказываемое мусульманским миссионерам, индусские раджи юга Индии сами ислам не принимали, так как он был для них заморской верой торговцев и моряков (как известно, индуизм не поощряет плавания в море - "черных водах" (кала пани). Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22 Ко времени появления в Индии мусульманских миссионеров исконная индийская религия насчитывала уже две с половиной тысячи лет развития. Индуизм эволюционировал из политеизма и пантеизма, сохранил множество архаических черт и великое многообразие божеств. Индуизм, как справедливо отмечает известный петербургский востоковед И.Ю. Котин, сложное и многогранное явление, с трудом поддающееся описанию и анализу методами западного религиоведения.

Наряду с индуизмом в Индии существовали так называемые "шраманские" учения, возникшие в VI-V вв. до н.э., т.е. учения бродячих проповедников - буддизм и джайнизм. Возникшие как альтернатива брахманизму и не сумевшие вытеснить его, эти учения стали религиями отдельных групп населения (хотя сами индусы их понимали как секты в индуизме), и ко времени прихода мусульман их лучшие дни были уже в прошлом. Все три индийские религии, взаимодействуя друг с другом, формировали культурное единство при локальном разнообразии форм и политической раздробленности. Они служили нуждам общества, освящая обычаи, регулируя социальные отношения, в меньшей степени они подходили нуждам государственного управления и сильной централизованной власти. Идеи ненасилия, подчинения воинов-кшатриев жрецам и советникам - брахманам, увлечение оторванными от жизни философствованием в политической и даже военной теории вели к ослаблению государственной власти во многих княжествах Северной Индии и к потере ими оборонного потенциала. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. МГИМО (У). М. 2005. С. 437

В VIII в. мусульмане сумели подчинить одну из областей исторической Индии Синд (нижнее течение реки Инд), а с конца Х в. грабительские походы в Северную Индию начали султаны мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой, практиковались насильственные обращения, массовые казни и т.д. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - Северо-Западной Индии и Бенгалии. Исламизация Пенджаба и Синда вполне логична, поскольку именно в этот район из-за пределов страны накатывались все новые волны мусульман. Тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось на рубеже XII-XIII вв., когда в Северной Индии возникают первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками. Власть мусульман постепенно распространилась на другие регионы, и к XIII в. они доминировали почти во всей Индии.

Результатами взаимовлияния двух религий в период Средневековья стали: в индуизме - развитие идеи о едином Боге, оживление мистических направлений - бхакти (букв. - любовь к Богу), возникновение сикхизма; в исламе - восприятие индусских праздников (холи, дивали), проникновение кастовых представлений. Фактически, возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. С. 437 Большинство исследователей склоняются к утверждению, что индусско-мусульманский синтез происходил в средние века, однако не был завершен, о чем свидетельствуют события конца XIX в. - второй половины ХХ столетия, которые развели две общины.

Новым стимулом к эволюции индусско-мусульманских отношений стал колониальный период, на начальных этапах которого единение индийских индусов и мусульман сохранялось. Мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были наиболее враждебно настроены в отношении англичан.

Наиболее ярким свидетельством стихийного единения индусских народных масс и мусульман стало Сипайское восстание 1857-1859 гг., которое, однако, не поддержали европеизированная индусская местная элита.

В начале XIX в. начало формироваться новое самосознание индусов. Видными мыслителями стали Р. Рая (1772-1833), Д. Сарасвати (1824-1883), Св. Вивекананда (1862-1902) и мн. др. проповедники, чьи взгляды сочетали просветительские и религиозно-реформаторские черты. Это движение получило название "религиозной реформации индуизма" и сыграло двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, став идеологией национально-освободительного движения и обеспечив ему религиозное обоснование (например, в деятельности М.К. Ганди). С другой стороны, она противопоставила конфессии друг другу, в конечном итоге, привела к длительному и кровопролитному конфликту. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации (например, Хинду Махамандал, Хинду сабха и др.). В начале ХХ в. в среде экзальтированной религиозно-мыслящей молодежи начали возникать первые террористические организации (Анушилон шомити и Абхинав Бхарат). В.Д. Саваркар обосновал идеологию хиндутвы - интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента.

Параллельно во второй половине XIХ в. развивалось Мусульманское "возрождение". Основателем мусульманского культурного движения стал сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898). В нем существовали направления: радикальные, антианглийские, террористические.

В 1885 г. был образован Индийский Национальный Конгресс, чьи ежегодные конференции должны были преодолеть негативные процессы формирования двух общинной структуры страны. Оба движения получили массовое распространение и широкий общественный резонанс, отражая идеи и взгляды, которые бурно эволюционировали в индийском общественном сознании.

Роль англичан в процессе постепенного размежевания между индусами и мусульманами нельзя отрицать, но не следует и преувеличивать. Бесспорно, английская администрация была крайне заинтересована в расширении своей социальной базы в Индии, вследствие чего мусульманские образованные круги оказались союзниками британским властям в условиях поднимающего голову национализма, получившего индуистскую окраску.

Показателем промусульманской политики англичан в конце XIX - начале ХХ вв. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги - партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман".

Мощным давлением мусульманского лобби было продиктовано решение вице-короля Индии лорда Керзона разделить огромную провинцию Бенгалия на западную и восточную части. От этого выиграли англичане, получившие более компактные административные единицы, а также мусульмане, ставшие на одной из территорий большинством и имевшие право на соответствующие квоты в управлении ею. Решение лорда Керзона вызвало общенациональное недовольство. Англичанам пришлось пойти на уступку этим силам и отменить раздел провинции. Однако англичане оценили опасность индийского национального движения и увидели в мусульманском общинном движении своего надежного союзника в деятельности по ослаблению националистов. В 1906 г. на конференции мусульманских общественных и культурных организаций под председательством Вакур ул-мулка в Дакке было объявлено о создании всеиндийской Мусульманской Лиги. Активное вовлечение партии в политику началось с Первой Мировой войны. Тогда МЛ стала массовой организацией, крупнейшей после ИНК, работавшей среди мусульман, секуляристской партией мусульманских "культурных националистов". Ислам воспринимался ими скорее как часть культурного наследия, отличающая их от индусов, нежели жесткая монотеистическая религия, предписывающая строгое следование определенному образу мысли и эталону поведения.

В 1916 г. в Лакхнау на объединенном съезде двух партий был подписан пакт о совместных действиях Мусульманской Лиги и ИНК в борьбе за права населения Индии и за его более широкое представительство в создаваемых колониальными властями совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций. Инициатором совместной сессии ИНК и МЛ стал М.А. Джинна (1876-1948) - будущий "отец Пакистана".

Мухаммад Али Джинна родился в семье катхиварского купца из исмаилитской общины ходжа, в среде которых была популярна традиция "сокрытия" - "такийа", т.е. сокрытие принадлежности к секте. М.А. Джинна получил образование в христианской миссионерской школе в Карачи, продолжил образование в Лондоне, вед адвокатскую практику в Бомбее, был личным секретарем одного из основателей ИНК парса Д. Наороджи. Женился на дочери парса-миллионера, одного из основателей города Бомбея Диншоу Петита. До 1917 г. Джинна участвовал в деятельности ИНК и был направлен в Лондон его представителем. Однако, с 1912 г. он состоял также в рядах МЛ. Совместный съезд ИНК и МЛ в Лакхнау стал переломным для Джинны, после чего он больше занялся делами Мусульманской Лиги. Очевидно, что Джинна не был классическим образцом мусульманина (некоторые современники утверждали, что он любил выпить и употреблял в пищу свинину), скорее, он использовал ислам, который отличал его от индусов и обеспечил ему значительную поддержку братьев по вере. В ИНК М.А. Джинне терял позиции в силу противостояния его амбициям амбиций других лидеров Конгресса, прежде всего, Дж. Неру.

Основной причиной усиления индусского и мусульманского коммунализма стал общий процесс развития идентичности, охвативший конфессиональные и этнические общности, касты. Многие деятели крайне националистической Хинду махасабхи также состояли в ИНК. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Б.Г. Тилак (1856-1920) и его сторонники из фракции "экстремистов" ИНК. Недолгим периодом относительного согласия индусов и мусульман стали 1911-1924 гг., когда ИНК и МЛ действовали организованно и единым фронтом, даже поднимался вопрос об их слиянии. (Этому способствовал приход к руководству МЛ новых людей, среди которых наиболее известным стал "посол индусско-мусульманского единства" М.А. Джинна).

Важным фактором стало также и развернувшееся в это время массовое подлинно всенародное движение под руководством М.К. Ганди. Однако после того, как ИНК принял гандизм как идеологию и тактику, М.А. Джинна дистанцировался от него, поскольку расценил это как смещение политики к религии и индуизацию политической партии. Более того, так как Джинна был либералом - конституционалистом, он считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Появилась идея о "двух нациях" в Индии - индусской и мусульманской, наиболее ярким пропагандистом которой и стал М.А. Джинна. Именно эта идея служила обоснованием создания государства индийских мусульман - Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория двух наций" работает не на них и противопоставили ей обратную теорию: в Индии существует лишь одна нация - индусская, а неиндусы - это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Фактически, как справедливо замечает индийский дипломат В.П. Датт, индусский и мусульманский коммунализмы были двумя сторонами одной медали, один питал другого. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 191, 199

После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года нахождения ИНК у власти на уровне провинций показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман, были приняты проиндусские законы, вследствие чего участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу, хинди стал обязательным, изучение урду и арабской литературы было отменено. Все это побудило Мусульманскую Лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых ИНК.

26 января 1930 г. по решению ИНК был отмечен День Независимости, а вскоре по инициативе Махатмы Ганди вся Индия оказалась охваченной движением гражданского неповиновения. Поддержавшие кампанию лидеры МЛ были испуганы перспективой передачи власти индийским националистам. Такой переход власти означал для мусульман Индии потерю многих социальных позиций. Индусы составляли большинство населения страны, политической элиты, были монополистами в области банковского бизнеса и в промышленности. Слабая и не готовая к конкуренции мусульманская политическая элита проигрывала бы и в парламентских играх более опытным индийским националистам.

В 1930 г. с идеей создания государства индийских мусульман выступил выдающийся индийский поэт и философ Мухаммад Икбал. Через десятилетие 22-24 марта 1940 г. на сессии Мусульманской Лиги в Лахоре была принята резолюция, требовавшая образовать в северной части Британской Индии два независимых мусульманских государства - на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провинция, Белуджистан, Кашмир), другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама). 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства - Пакистана.

Чувства соперничества, страха и опасения в индо-мусульманских отношениях в Британской Индии сохранились после ее раздела и образования двух независимых государств - Индии и Пакистана. Особенно остро это выразилось в кашмирском споре, с которым, так или иначе, увязываются большинство взаимных претензий Индии и Пакистана, поэтому большинство двусторонних событий рассматриваются в кашмирском преломлении.

Возможность сохранения единого государства - преемника английского владычества и способность индусов и мусульман к совместным действиям убывали по мере приближения Дня независимости. К моменту получения независимости две крупные религиозные общины боялись и ненавидели друг друга больше, чем англичан. Индия и ее лидирующая партия ИНК вынуждены были согласиться с формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что реальной альтернативой могло бы быть либо сохранение британского господства, либо начало широкомасштабной гражданской войны в регионе.

  • 25 мая 1947 г. последний генерал-губернатор Британской Индии лорд Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принять решение о будущем княжеств до 15 августа 1947 г., при этом он призывал учитывать "географические факторы" и "пожелания народов". Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23 В июле того же года лорд Маунтбеттен, отправившись в Кашмир на отдых, беседовал с махараджой Кашмира Хари Сингхом, убеждая его присоединиться к одному из доминионов. Махараджа, мечтая о независимости, стремился поддерживать одинаково равные отношения с Индией и Пакистаном.
  • 14 августа 1947 г. английская колония Британская Индия получила независимость и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз, который с января 1950 г. был провозглашен Республикой Индия.

В соответствие с "планом Маунтбеттена" основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения различных районов страны. Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - образовать новое государство Пакистан. В состав Пакистана вошли две части - Восточный (Восточная Бенгалия) и Западный.

Территория Джамму и Кашмира, расположенная в одном из самых живописных районов Центральной Азии, занимает уникальное геополитическое положение, в связи с чем контроль над ним имеет важное значение. Площадь Джамму и Кашмира составляет чуть более 222 тыс. кв.км, население его в 1941 г. составляло около 4 млн чел., из которых 77% являлись мусульманами, 20% - индусами, 2,2% - сикхами, а остальные - буддистами, христианами и джайнами. Этот красивый и благодатный край стал главным предметом спора между Индией и Пакистаном. Махараджа Кашмира Хари Сингх и почти вся правящая верхушка были индусами. Пакистанское руководство, со своей стороны, пыталось всеми силами предотвратить вхождение Кашмира в состав Индии, мотивируя это тем, что 77% населения Кашмира исповедовало ислам. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия. исламизация индийский мусульманин межрелигиозный

Расчленение единой хозяйственной структуры Британской Индии нанесло огромный ущерб экономике обеих частей некогда единой страны. Раздел ее по религиозному признаку привел к трагическим столкновениям на религиозно-общинной почве. Взаимное переселение - индусов из Пакистана в Индию, и мусульман из Индии в Пакистан - исчислялись 17 млн чел. Первая индо-пакистанская война разразилась сразу же, как только объявили о создании двух доминионов Индийского Союза и Пакистана и закончилась разделом Кашмира на две части. Отношения между двумя странами омрачились трагическими событиями периода раздела Индии на многие десятилетия, и такое положение продолжает сохраняться в настоящее время. В итоге эта вражда вылилась в эскалацию вооружений (в том числе - ядерных), три полномасштабные войны - в 1947-1949, 1965, 1971 гг. и серьезный Каргильский кризис 1999 г., поставивший оба государства и весь мир на порог ядерного конфликта.

Литература

  • 1. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188-199
  • 2. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434-437
  • 3. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22
  • 4. Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23

В течение 200 лет Индия была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Великобритания была вынуждена предоставить независимость своему самому большому колониальному владению Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из тогда ещё единой Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий Индии индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице короля Индии лорда Луиса Маунбеттена, предусматривал создание двух государств доминионов британской короны Индийского Союза и Пакистана (через несколько лет оба доминиона Индия в 1950, а Пакистан в 1956 году отказались от этого статуса). Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану.

Произошел также раздел двух провинций Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Закон о независимости Индии, принятый британским парламентом, вступил в силу 15 августа 1947 года.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию.

Наиболее остро стал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии махараджа княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо западной провинции Пакистана, а затем и так называемые «пакистанские добровольцы», и 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства «Азад Кашмира» («Свободного Кашмира»).

В итоге магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети площади княжества попала под контроль администрации «Азад Кашмира», а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая война между Пакистаном и Индией. Формально конфликт начался из за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы – пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между ними развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года в Ташкенте премьер министр Индии и президент Пакистана подписали Ташкентскую декларацию, согласно которой стороны договорились об отводе войск на позиции до начала конфликта.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть и сформировалось государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, согласно которому, стороны обязались «уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года». Линия прекращения огня подверглась уточнению и уже в декабре 1972 года была переименована в линию контроля. Однако за пределами точной демаркации осталась гряда Салторо и ледник Сиачен, что впоследствии привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией в 1984 году.

С середины 1980 х и до конца 1998 года индо пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года между ними наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала поездка на автобусе премьер министра Индии Атала Бихари. Ваджпаи в город Лахор в Пакистане в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую Декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

2 февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14 16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств, завершившаяся безрезультатно. Мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи в ноябре 2008 года между этими странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засели в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывали сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств разделяет линия контроля.

После теракта в Мумбаи внутри Джамму и Кашмира сохранялась напряженная ситуация, происходили периодические теракты, сопровождаемые захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо пакистанской границы.

25 февраля 2010 года в Нью-Дели состоялась встреча замминистра иностранных дел Пакистана Салмана Башира с индийской коллегой Нирупамой Рао, положившая начало возобновлению официальных контактов между двумя странами, прерванные после терактов в ноябре 2008 года. Главной темой встречи была проблема борьбы с терроризмом.

31 марта 2011 года в индийском городе Мохали лидеры Индии Манмохан Сингх и Пакистана Юсуф Раза Гилани встретились на матче по крикету между сборными Индии и Пакистана. Во время неформальной встречи стороны провели широкое обсуждение всех спорных вопросов и вновь согласились приложить все усилия, чтобы преодолеть существующие трудности в отношениях двух стран.

13 июля 2011 года в Мумбаи произошли три взрыва, в результате которых погибли около 20 человек и более 100 получили ранения. Среди возможных версий рассматривалась причастность боевиков группировки «Индийские моджахеды», которые имеют тесные связи с экстремистской группировкой «Лашкар-е Таиба», базирующейся в Пакистане.

10 ноября 2011 года на Мальдивских островах во время саммита стран-членов СААРК (Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества) премьер-министры Индии и Пакистана заявили о готовности открыть «новую страницу» в двусторонних отношениях по итогам встречи. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани провели получасовую беседу в присутствии ряда членов делегаций своих стран, а также побеседовали «с глазу на глаз».

Стороны заявили, что Нью-Дели и Исламабад готовы к развитию широкоформатного диалога, и выразили надежду, что следующий раунд двусторонних переговоров будет более продуктивным и конструктивным, чем предыдущие.

Материал подготовлен РИА-Новости на основе информации из открытых источников


Общая характеристика

ПАКИСТАН, Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. Образовалось в 1947 после раздела Индии. В современных границах существует с 1971. (Приложение № 1; № 2)

Исламабад. Население – 159,20 млн. человек (2004). Плотность населения – 184 человека на 1 кв. км. Городское население – 35%, сельское – 65%. Площадь – 796 095 кв. км. Высшая точка – гора Тиричмир (7690 м). Основные языки: урду (официальный), панджаби, пушту, синдхи, балучи (белуджский). Государственная религия – ислам. Административно-территориальное деление: 4 провинции и 1 федеральный округ. Денежная единица – рупия. Национальный праздник: День Пакистана – 23 марта. Государственный гимн: «Благословенна будь, священная земля...»

На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе – с Афганистаном, на северо-востоке – с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке – с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные районы Джамму и Кашмира – т.н. Азад Кашмир (т.е. Свободный Кашмир

ПРИРОДА

Рельеф местности. (Приложение № 3) В пределах Пакистана отчетливо выделяются две крупные орографические области – Индская равнина (западная часть Индо-Гангской равнины) и окаймляющие ее с запада и севера горы и возвышенности, принадлежащие к системам Иранского нагорья и Гиндукуша и Гималаев, образовавшихся в основном в эпоху альпийского орогенеза. Индская равнина возникла на месте обширного предгорного краевого прогиба, к которому приурочены немалые запасы природного газа и нефти. В горах обнаружены значительные месторождения бурого угля, хромитовой руды и других полезных ископаемых.

Индская равнина – одна из крупнейших аллювиальных равнин тропического пояса, протянувшаяся от подножий Гималаев до Аравийского моря на 1200 км при ширине до 550 км. Почти вся ее территория расположена ниже 200 м и отличается однообразным плоским рельефом. В ее пределах различают три части: северную – Пенджаб (или Пятиречье), образованную Индом и его пятью крупными притоками (Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж); Синд – среднее и нижнее течение Инда; и пустыню Тар, находящуюся к востоку от Синда. На севере равнины многочисленны конусы выноса обломочного материала, прорезанные реками. В Синде на междуречьях сохранились следы древней речной сети, свидетельствующие о большей обводненности равнины в прошлом. Дельта Инда образована несколькими действующими руслами, отмершими эстуариями и серией древних песчаных береговых валов. В пустыне Тар распространены дюны, барханы, песчаные гряды в сочетании с солончаками, такырами и солеными озерами в понижениях. Абсолютная высота этого района от 100 до 200 м. С юга пустыня обрамлена солончаковыми низменностями Большого Качского Ранна, заливаемыми морскими приливами и во время выпадения ливневых осадков.

Горы Пакистана представляют собой молодые складчатые хребты, сложенные кристаллическими сланцами, известняками, песчаниками и конгломератами. Наиболее высокие хребты расчленены речными долинами и ущельями и увенчаны снежниками. На крайнем севере в пределы Пакистана частично заходят осевые хребты Гиндукуша с вершиной Тиричмир (7690 м), являющейся высшей точкой страны. Восточнее расположен хребет Хиндурадж, юго-западное окончание которого отделено от пограничного хребта Спингар Хайберским проходом (1030 м) – важнейшим перевалом, используемым для сообщения между Пешаваром и Кабулом. На северо-востоке на территорию Пакистана заходят западные отроги Гималаев. На севере Пакистана между Индской равниной и горами расположено песчаниковое плато Потвар со средними высотами 300–500 м, окаймленное с юга Соляным хребтом (высотой до 1500 м). Западную часть Пакистана занимают плато и горы Белуджистана, представляющие собой юго-восточное обрамление Иранского нагорья. Средние высоты этих гор обычно не превышают 2000–2500 м. Таковы, например, вытянутые в субмеридиональном направлении и круто обрывающиеся к долине Инда Сулеймановы горы. Однако на севере этих гор имеются и более высокие отдельные вершины (до 3452 м). Меридиональный хребет Киртхар с крутыми, обращенными к долине Инда склонами почти доходит до побережья Аравийского моря и понижается от 2440 м на севере до 1220 м на юге. Горы Макран, состоящие из нескольких субпараллельных хребтов высотой до 2357 м, обрамляют с юга плато Белуджистана. С севера оно окаймлено пограничными горами Чагаи, где имеются потухшие вулканы. Далее к северо-востоку простирается хребет Тобакакар (до 3149 м), у его западной оконечности расположен перевал Ходжак (Болан), через который проходит стратегически важный путь из Кветты в Кандагар (Афганистан). В горах Пакистана нередки стихийные бедствия. Так, в высокогорьях часто сходят лавины, случаются селевые паводки, камнепады, ледниковые пульсации (сёрджи). Имеется ряд сейсмически опасных районов. В 1935 от землетрясения сильно пострадал город Кветта.

Климат Пакистана формируется под сильным влиянием муссонов. На большей части страны он тропический, на северо-западе субтропический, сухой и только в горах более влажный. Средние температуры января на равнинах 12,5–17,5 0 С, июля 30–35 0 С. В высокогорьях бывают морозы до –20 0 С и даже в летние месяцы случаются заморозки. Среднее годовое количество осадков на плато Белуджистана и в долине Инда менее 200 мм, в пустыне Тар – менее 100 мм, в Кветте – 250 мм, а в горах на северо-западе страны в наиболее благоприятных условиях 500–1000 мм. В Синде оно не превышает 125 мм, и возделывание сельскохозяйственных культур там возможно только благодаря хорошо налаженному орошаемому земледелию с использованием вод Инда. В предгорных районах на севере страны количество осадков возрастает до 300–500 мм, а в горах – до 1500 мм. Максимум осадков приходится на летний муссонный период. На равнинах Пакистана испаряемость в 15–20 раз превышает количество осадков, поэтому обычны засухи.

Почвы. На Индской равнине широко распространены плодородные аллювиальные почвы в речных долинах и полупустынные сероземы на междуречьях. В горных районах последовательно снизу вверх сменяются каштановые, бурые лесные, субальпийские и альпийские горные луговые и лугово-степные почвы. В межгорных понижениях Белуджистана распространены песчаные пустынные почвы и солончаки, на юге Синда – солончаки, а в пределах пустыни Тар – бесплодные пески.

Гидрология. Крупнейшей рекой Пакистана является Инд, бассейну которого принадлежит большая часть страны. Реки на западе - или бессточные, или имеют местный сток в Аравийское море. Главный приток Инда - Сатледж, собирающий воды основных рек Пенджаба (Чинаб, Рави, Джелам, Биас) и отдающий воду крупным оросительным каналам (Дипалпур, Пакпаттан, Панджнад). На крупных реках отмечается летнее половодье, обусловленное муссонными дождями и таянием ледников в горах

Растительность. Растительность Пакистана преимущественно полупустынная и пустынная, наиболее скудная - в пустыне Тар, где преобладают песчаные гряды, полузакреплённые ксерофитными кустарниками (акации, каллигонум…) и жёсткими травами. На равнине Инда естественная растительность - полупустыни и опустыненные саванны (чий, полыни, каперсы, астрагалы…), вдоль Инда и других рек - полосы тугаев, в дельте Инда и вдоль побережья Аравийского моря - местами мангровые заросли. На Иранском нагорье распространены полупустынные формации колючих подушковидных кустарников, в горах Белуджистана - редкие заросли фисташки и арчи. В горах на севере страны на высоте 1500-3000 м - отдельные участки листопадных (дуб, каштан) и хвойных (ель, пихта, сосна, гималайский кедр) лесов. В долинах вблизи селений - плантации финиковой пальмы, цитрусовых, маслин, фруктовые сады. Вдоль оросительных каналов часты насаждения шелковицы.

Животный мир.

Винторогий козёл - один из национальных символов Пакистана.

(Приложение № 4)

Животный мир Пакистана представлен индо-африканскими, центральноазиатскими и средиземноморскими видами. Из крупных млекопитающих в горах водятся леопард, ирбис, бурый и белогрудый медведь, лисица, дикие козлы и бараны, персидская газель; на равнинах - гиены, шакалы, кабаны, антилопы, джейраны, куланы, дикие ослы, многочисленные грызуны. Разнообразен мир птиц (орлы, грифы, павлины, попугаи). Много змей, в том числе ядовитых, в Инде водятся крокодилы. Из беспозвоночных распространены скорпионы, клещи, малярийные комары. Аравийское море богато рыбой (тунец, сельдь, морской окунь, индийский лосось), ракообразными (креветки) и морскими черепахами.

НАСЕЛЕНИЕ

Демография. Численность населения страны в 2004 оценивалась в 159,20 млн. человек, тогда как в 1901 на территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей. Следовательно, примерно за 100 лет произошло почти девятикратное увеличение населения. Средняя плотность населения в 1999 равнялась 184 человека на 1 кв. км, при максимальной плотности в Пенджабе и минимальной – в Белуджистане. Темпы демографического роста в 2003 составляли 2,01% в год. Ожидаемая продолжительность жизни – 61,3 года для мужчин и 63,14 – для женщин (2003). Пакистан пытался ограничить рост населения с помощью программы планирования семьи. В 1960-е годы правительство развернуло широкомасштабную кампанию по пропаганде противозачаточных средств, однако ими пользуются, по данным 1987–1994, лишь 12% супружеских пар.Коэффициент рождаемости в 2004 составил 31,22на 1000 человек, а коэффициент смертности – 8,67 на 1000 человек.

Миграция. С древнейших времен на территории нынешнего Пакистана происходили важные миграции населения. Во II тысячелетии до н.э. на Индостан с северо-запада вторглись арийские племена, которые принесли свой язык и новое общественное устройство. Тем же путем в 8 в. и позже сюда шли мусульманские завоеватели, вместе с ними распространялись их религия и культура. Несколько крупных миграций населения произошло в современную эпоху. С 1890 по 1920 британские колониальные власти переселили от 500 тыс. до 1 млн. пенджабцев из Восточного Пенджаба, находящегося сейчас в пределах Республики Индии, в Западный Пенджаб, т.е. на территорию современного Пакистана, для освоения земель, на которых незадолго до этого была создана сеть оросительных каналов. Массовое переселение беженцев происходило и сразу же после раздела получивших независимость индийских владений Великобритании в 1947. Примерно 6,5 млн. человек устремилось из Индии в Пакистан, а 4,7 млн. – в обратном направлении, т.е. в стране за год прибавилось 1,8 млн. жителей. Эта миграция затронула в основном Пенджаб: его покинули 3,6 млн. человек, на место которых пришло 5,2 млн. Большинство остальных беженцев осело в городах Синда, а менее 100 тыс. – в Белуджистане и у северо-западной границы. В 1970–1980-е годы многие пакистанцы покинули родину в поисках работы, и в 1984 примерно 2 млн. человек жили и трудились за рубежом, преимущественно в Великобритании и странах Среднего Востока. Однако в конце 1980-х годов шансы найти работу на нефтепромыслах Персидского залива понизились и началась массовая репатриация. Кроме того, в 1980-е годы гражданская война в Афганистане привела к переселению до 3 млн. человек в лагеря беженцев на территории Пакистана.

В самом Пакистане происходит постоянный отток сельского населения в города. В 1995 в городах проживало 35% населения страны.

Города. В составе населения крупных городов наблюдается значительная доля беженцев из Индии (мухаджиров) и их потомков. В 1951 в каждом из шести крупнейших городов беженцы составляют более 40% жителей.

Важнейший из городов – Карачи с населением ок. 9,2 млн. человек (конец 1990-х годов). Здесь преобладают говорящие на урду выходцы из Индии, важную роль играет прослойка беженцев-гуджаратцев, хотя и значительно меньшей численности. Сложились также крупные общины синдхов, пенджабцев, пуштунов и белуджей. Карачи был столицей государства до 1959, а в настоящее время является административным центром провинции Синд. Следующий по величине город – Лахор, столица Пенджаба, с населением более 5 млн. человек. В Лахоре, который многими рассматривается как средоточие интеллектуальной жизни страны, находится старейший Пенджабский университет, основанный в 1882. Фейсалабад (ранее – Лайалпур), выросший в колониальную эпоху в зоне орошаемых при помощи густой сети каналов земель, занимает третье место по численности населения (ок. 2,0 млн. человек), центр торговли сельскохозяйственными продуктами и мелкой промышленности. Четвертый по размерам город – Равалпинди на севере Пенджаба, насчитывающий ок. 1 млн. жителей. С 1959 какое-то время являлся столицей страны – до тех пор, пока в 13 км к северо-востоку от него не была отстроена новая столица Исламабад, куда в конце 1960-х годов были переведены правительственные учреждения. К другим большим пакистанский городам относятся Хайдарабад (795 тыс. жителей в 1992), Мултан, Гуджранвала и Пешавар.

Этнический состав и языки. Официальный язык Пакистана и язык межнационального общения – урду. На региональном уровне наиболее употребимы языки панджаби, синдхи, пушту (пашто), брагуи и балучи. В сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется английский.

На панджаби говорит примерно 51% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и сикхизм. На синдхи говорят ок. 22% пакистанцев. Пушту (15%) – язык пуштунов, живущих главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции, широко распространен также в соседнем Афганистане. Белуджистан – родина говорящих на балучи и брагуи.

Два важных для страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие на урду мухаджиры прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и осели преимущественно в городах, особенно синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь ок. 8% пакистанцев считают урду родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточена в Карачи.

Панджаби, синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и белучи – к иранской, а брагуи – язык дравидийской семьи, распространенной главным образом на юге Индии.

На языке балучи говорят 3% населения, на брагуи – 1,5%.

Религия. Государственная религия – ислам, его исповедуют свыше 97% жителей Пакистана (примерно три четверти составляют сунниты и одну пятую – шииты). Кроме того, насчитывается значительное число ахмадие. Они считают себя правоверными мусульманами, хотя правительство страны в 1974 отказалось признать членов этой секты приверженцами ислама. Христиане и индусы составляют примерно по 1,5% всего населения. Часть христиан представляют португальцы – иммигранты из Гоа, а часть – коренные жители. Индусы покинули территорию Пакистана после 1947, хотя некоторые из них продолжают жить в сельской местности в провинции Синд. В стране представлена малочисленная община парсов-зороастрийцев, говорящих на гуджарати.

В Индию, а... ... разнообразный набор сельскохозяйственных культур. 2. Сравнительная экономико -географическая характеристика европейской и азиатской частей России. Европейская... , Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана . Численность населения – величина непостоянная; она...

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Завоевание Индией независимости.

Развитие Индии и Паки­стана. После окончания Второй мировой войны Индия пережи­вала подъем национально-освободительного движения. Англий­ские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, со­четая методы его жестокого подавления выступлений с уступ­ками и действиями, направленными на раскол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств в 1946 г. власти установили систему выборов в Централь­ное законодательное собрание по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главными требованиями Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Дж.Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в прави­тельство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте вспыхнули погромы в индусских кварталах, в от­вет запылали мусульманские кварталы. Столкновения между индусами и мусульманами, перераставшие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о на­мерении предоставить Индии права доминиона при условии раз дела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Паки­стан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они всту­пят. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создать приемлемые усло­вия для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвине­ния в предательстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ган­ди был убит членом одной из религиозных индуистских органи­заций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. На следующий день провоз­гласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединилось к Индии. Первое правительство страны возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни географические рубежи, ни экономические связи между районами, ни нацио­нальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильная и сахарная про­мышленность. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Самая напряженная обстановка сложилась в княжестве Каш­мир. Оно должно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на запад Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индий­ские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-паки-станских войн 1965 и 1971 гг. В результате войны 1971 г. на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангла­деш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победу на всех вы­борах до конца 70-х гг. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграрная реформа, различные со­циальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца XX в. в стра­не начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, на борьбу за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра пере­шел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства были связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского движения (сикхи, та­милы). В конце XX в. ИНК переживал расколы и потерял моно­полию на власть. К управлению страной пришли представители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). В начале XXI в. ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парла­мент (премьер-министром стал М.Сингх).

Для политического развития Пакистана характерна неста­бильность. Большую роль в стране играла армия, часто совер­шавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны раз­вивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атом­ное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населе­ния продолжает жить в нищете. В начале XXI в. участились выступления с требованием усилить роль ислама в жизни обще­ства.

Развитие Китая в 50 - 70-е гг. XX в.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне в 1949 г. остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Ки­тайской Народной Республики (КНР). Народное правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство со­циализма. Была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Ки­тай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые тем­пы развития. Начался «большой скачок», представлявший со­бой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда - и десять тысяч лет счастья». В результа­те в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда пар­тийных деятелей. Для подавления их сопротивления с 1965 - 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была организована так на зываемая «культурная революция». Силами молодежи («хун-вэйбины» - красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обостри­лись отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооружен­ные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы поли­тики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, по­страдавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматри­вала преобразования в области промышленности, сельского хо­зяйства, культуры и перевооружение армии.

Современный Китай.

В течение 80 - 90-х гг. в Китае под ру­ководством компартии проводились серьезные реформы, рази­тельно преобразившие облик страны. Реформы начались с сель­ского хозяйства. Было распущено большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Постепенно решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась са­мостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. В Китай все шире проникал иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленного производства увеличился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экс­пансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения.

Успешное экономическое развитие страны (рост производ­ства от 7 до 15% в год), которую стали называть «мастерской XXI века», продолжается и в настоящее время. Свидетельства­ми достижений в экономике стали запуск в 2003 г. первого ки­тайского космического корабля с космонавтом на борту и раз­работка планов полета на Луну. По уровню экономического по­тенциала Китай вышел на второе место в мире, а по ряду по­казателей обогнал и США. Свои огромные успехи китайцы на­глядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пе­кине в 2008 г.

Политическая власть в Китае осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по ли­берализации в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г. была жестоко подавлена. Руководящей силой страны по-прежнему является КПК, заявляющая о «строитель­стве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: к Ки­таю были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. нормализовались отношения с СССР. Дру­жественные отношения установились у Китая с Россией, други­ми постсоветскими государствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как образовались государства Индия и Пакистан? Расскажите об их развитии.

    Как была создана Китайская Народная Республика? В чем со­стояли особенности развития Китая в 50-70-е гг.?

    Каковы направления и результаты реформ, проводимых в Ки­тае в конце XX - начале XXI в.?

    Сравните развитие Китая и Индии во второй половине XX -начале XXI в. Что было в их развитии сходного и в чем состоя­ли различия?

Всем привет!
Меня в последнее время интересуют сугубо геополитические вопросы. На уроке английского с англичанином по имени Дэвид (надо же) проживающим на Кипре затронули проблему индо-пакистанского конфликта. К стыду своему ничего про конфликт не знаю, да и вообще факт, что нынешний Пакистан это вчерашняя Индия обошел меня стороной. Обещаю, после индо-пакистанского конфликта напишу про котиков, а пока потерпите меня немного. Вопросы геополитики в свете последних событий чрезвычайно важны. Как мы можем спрогнозировать будущее, не зная настоящего и прошлого. Как понять, почему одни народы не любят другие. Вообще это и для планирования путешествий хорошо. Не зная про таджико-узбекский конфликт, нам было бы сложно планировать наш мега-трип в Узбекистан. Я с трудом представляю кого-то из вас на осле, путешествующей по Пакистану, но чем черт не шутит. Нас с Кариной на узбеко-российской границе я тоже до прошлого года с трудом воображала. Вообще, Узбекистан тема интересная, начну- ка я пожалуй писать узбекские заметки, Карина, ты должна мне помочь все освежить в памяти.
Ну а пока про Индию и Пакистан.

Не скрою, Пакистан меня больше всегда интересовал, чем Индия. Не знаю почему.
Конфликт, существующий между этими двумя странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Ему ровно столько лет, сколько независимой Индии и независимого же Пакистана. Ну, причина конфликта ясна (та же самая, что у Японии с Россией из-за Курил) - это спорная территория. Вся вакханалия вокруг территорий Кашмир и Джамма.
Пакистан, как государство, образовался только в 1947 году, после раздела Британской Индии. Согласно этому разделу - мусульманская территория отходила Пакистану, индуисты собственно Индии. Все бы хорошо, но камнем преткновения стали области Кашмир и Джамма. Дело в том, что население там преобладало исключительно мусульманское, а вот правители индусские (ставленники британских колонизаторов). И тут религия замешана, приверженцы ислама не очень хотели становиться индусами, потому возмутились. Конечно им же лучше среди своих. Ислам и индуизм - не только разные религии, но и абсолютно разные образы жизни. Религия религией, но и территорию терять просто так никому не хочется, говорят в Кашмире богатые водные ресурсы. Было несколько войн, территория постоянно «гуляла туда-сюда».
Согласно резолюции ООН 1949 года, примерно 60 % Кашмира перешли под контроль Индии, 40 % оказались под контролем Пакистана. Но это спорный вопрос. Там и после резолюции постреливали.
Настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай. - это выдержка из российской статьи, поэтому как бЭ мы тут типа в стороне. А не тут -то было. Везде, где есть дележ территорий, следует искать российский (или советский) след.
Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня военные поставки в Пакистан осуществляет США.а поставки оружия в Индию осуществляет Россия, но при этом Пакистан проявляет повышенный интерес к возможному военно-техническому сотрудничеству с Россией, а США делают попытки вытеснить Россию с индийского рынка вооружений - это, кстати, не я сказала, а выдержка из википедии.
Чем больше читаю подобных статей, тем больше не знаю чего же собственно бояться. Все мы на минном поле. Не знаем, откуда рванет. Наверное, да, про котиков, спокойнее читать и позитивнее. А еще, как сделать так, чтобы я не видела больше в своей ленте в ФБ как кто будет выглядеть через 50 лет? Или кто с кем родственные души? а?? Что за повальное увлечение? Все сошли с ума.

Чмок в носы, умненькие мои. В след. раз будет про котиков.