Помощь ребенку при отставании в развитии. Просмотр полной версии

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

21.02.2008, 23:29

Мой сын, 2 г. 1 мес., заметно отстает в развитии от сверстников. Невропатолог в районной поликлинике по результатам обследования (см. ниже) сказала, что до трех лет его лучше не лечить, а только наблюдать; возможно, отставание – его особенность, и позже он нагонит. Прописала Эдас-306 для улучшения сна и энцефабол "для общего развития".

Несколько дней спустя ребенка осмотрели логопед, психолог и невролог из логопедического детского садика. Они подтвердили, что развитие мальчика не соответствует возрасту. Невролог нас отругала, сказала, что ребенок нелеченный и ему грозит умственная отсталость. Прописала курс из 20 уколов церебролизина по 1 кубику, 10 уколов витамина В6 по 1 кубику и занятия с логопедом. Цель – стимулировать развитие ребенка.

Почитав здесь на форуме темы об энцефаболе и церебролизине, мы с мужем решили их не давать, а ограничиться занятиями с логопедом. Кроме того, мы хотели бы тщательнее обследовать ребенка и попытаться выяснить причину отставания в развитии. Возможно, его действительно нужно лечить, и мы попросту теряем время. С чего нам лучше начать? Мы хотели бы показать ребенка опытному неврологу. Куда лучше обратиться? Может быть, имеет смысл определить его кариотип? На всякий случай прилагаем фотографии ребенка: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Что еще можно сделать в нашей ситуации?
Мы будем очень благодарны участникам форума за советы!

ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ:
Беременность и роды:
беременность 1я, наступила в 40 лет ("старая дева"), мужу 48 лет, токсикоза не было, принимала дексаметазон (гиперандрогения смешанного генеза), анализ на TORCH-инфекции выявил IgG к ВПГ и токсоплазме (виферон на 23 неделе), на 29й неделе лежала на сохранении (матка в тонусе, подозрение на ЗВУР, давали актовегин и магнезию в/в, КТГ – в норме). Роды на 39й неделе, без стимуляции, схватки начались в полночь, родила в 10 утра. Простой плоский таз. Эпизиотомия. Ребенок закричал после шлепка акушерки, 8/9 по шкале Апгар. Выписали из роддома на 5й день.

Антропометрические данные:
При рождении: 3250 г, 50 см, ОГ 35, ОГр 34
3 мес.: 5820 г, 61 см, ОГ 41, ОГр 39
9 мес.: 9300 г, 70 см, ОГ 44, ОГр 46
1 год: 9570 г, 77 см, ОГ 46, ОГр 48
1 год 9 мес.: 11200 г, 86 см

Развитие ребенка:
Научился сидеть – в 8 мес., ползать – в 11 мес., стоять – в 1 год, ходить – в 1 год 5 мес., бегать – в 2 года. Начал фиксировать взгляд на ярких игрушках – в 5 мес., гулить – в 6 мес., отзываться на имя – в 1,5 года. Ребенок веселый, озорной, любит шалости, в глаза смотрит, улыбается в ответ на улыбку. Много лепечет на своем языке, но очень редко обращает "речь" к взрослому. Исключение - подходит ко мне, тянет за рукав и зовет: "Мамамама". Если хочет пить – подает мне бутылочку, если качаться – тянет за штанину к качелям. Очень любознательный, активный, во всем принимает участие. Копирует какие-то действия взрослых (рвется мыть пол шваброй, пилить пилой), недавно начал повторять услышанные слова (редко). Выполняет многие просьбы (иди сюда, дай, нельзя и т.п.), но многих не понимает: например, если показать на что-то пальцем, он смотрит на палец, а не на предмет. Кладет кубик на кубик, мисочку в мисочку, закрывает банку крышкой, ставит в стакан карандаш, берет мелкие предметы двумя пальцами, нажимает кнопки, открывает завинчивающиеся крышечки. Оживленно реагирует на собственные фотографии и отражение в зеркале, но равнодушен к картинкам в книжках. Не показывает носик-глазки-ушки, не машет рукой "пока-пока", не собирает пирамидку. В возбужденном состоянии часто "танцует" на цыпочках и делает круговые движения кистями рук. Плохо засыпает (укачиваем). До 1,8 года спал всю ночь, а теперь просыпается часа в три, перелезает к нам в постель и еще 2-3 часа безостановочно крутится в полудреме. Иногда засыпает сам, но чаще расходится, смеется, плачет; тогда мы его укачиваем. Днем спит час – полтора. Даем ему ежедневно по 1 капле аквадетрима.

Результаты обследования в поликлинике:
ЛОР: слух в норме. На всякий случай направила к сурдологу.
Окулист: непостоянное косоглазие, глазное дно в норме.
Ортопед: Х-образные голени, плоско-вальгусная стопа.
Невропатолог: задержка психофизического развития.
Результаты ЭхоЭГ: Смещения срединных структур не выявлено, легкие гидроцефально-гипертензионные признаки, ширина III желудочка 4.38 мм, пульсация не более 50%.

22.02.2008, 20:55

Из перечисленных Вами препаратов ни один ребенку не нужен - они "не стимулируют и не лечат". Необходимы активные занятия с логопедом.
Показать опытному неврологу - это разумно. Тем более, что в Москве с этим проблем нет.
С уважением, Черебилло В.Ю.

22.02.2008, 22:19

22.02.2008, 23:01

Большое спасибо за ответы. Гадости ребенку давать не будем. А как быть с витамином В6, который также прописала врач? Имеет смысл его колоть или тоже нет?

К сожалению, найти невролога - для меня проблема. Может быть, уважаемые участники форума посоветуют, куда или даже к кому нам стоило бы обратиться в Москве?

Имеет ли смысл также обратиться к генетику и определить кариотип ребенка? Или это уже избыточная информация?

22.02.2008, 23:05

Не надо ребёнка колоть. Это же больно.

22.02.2008, 23:26

Кстати, мой муж считает, что у нашего сына понижена чувствительность к боли.

22.02.2008, 23:30

Не повод, чтобы колоть ребёнка шприцами с ненужными препаратами.

23.02.2008, 00:14

Конечно, не повод. Это так, наблюдение. То есть вы считаете, что В6 тоже бесполезен? Хорошо, теперь мы по крайней мере знаем, чего делать не нужно: колоть ребенку церебролизин и В6 и поить его энцефаболом. Мы также знаем, что делать нужно: активно заниматься с логопедом (уже договорились) и показать опытному неврологу (надеюсь на помощь участников форума). За эти советы огромное спасибо! Но достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? С чего обычно начинают обследование таких непонятно почему отстающих в развитии детишек?

23.02.2008, 01:23

Ольга, вне темы, но к слову - запомните, как правило - колоть нужно только те препараты, которых не бывает в таблетках (а таких, раз, два и обчелся).
Исключение - ситуации, когда пациент объективно не может принимать лекарства через рот.
Но уж витамин В - то....

Больно - не значит хорошо.

23.02.2008, 12:13

достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? Достаточно. Любые уточнения и дополнения должны обсуждаться на приеме и доступно объясняться Вам. Родители должны понимать логику действий врача.

23.02.2008, 12:32

По другим сведениям, в Москве проблема с детскими неврологами, не назначаюшими всякую гадость типа актовегина и церебролизина. :(Знаете ли вы таких? Много ли таких в Санкт Петербурге?
Главное - не попадать в лапы "неврологам" центра "Прогноз".

И в Москве и в Питере грамотных неврологов много и при желании найти их не проблема. Конечно если идти к первому попавшемуся в ЦРБ, то может повезти, а может и нет. Лучше все-таки четко представлять к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:33

В Питере поликлинические невропатологи направляют в "Прогноз". :(

23.02.2008, 12:35

Во-первых, даже поликлинические абсолютно не все и не всегда. А во-вторых, я и говорю - лучше четко представлять куда и к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:41

А как пациенту получить нужное представление?

23.02.2008, 13:25

23.02.2008, 13:40

Нас невропатологи вообще никуда не направляют. В поликлинике говорят, что, раз ЭхоЭГ и глазное дно более-менее в норме, значит ребенок здоров. А в детском садике - что надо срочно лечить, только не говорят, что именно. Ну и как тут быть бедному пациенту? (риторический вопрос)

23.02.2008, 13:44

К сожалению в нашей стране не получится иначе как через коллег и по рекомендации. Отчасти можно по публикациям и работам. Все остальные критерии - имя, звание, вывеска и т.п. не пойдут. Все очень относительно.
Именно поэтому я и начала такую тему! Может быть, участники форума посоветуют врача в Москве, который занимается подобными детишками?

23.02.2008, 13:51

Я вообще совсем не уверен, что Вам нужен невролог. Отставание в развитии может требовать коррекции, в Москве есть много центров, где этим занимаются. См. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

23.02.2008, 15:56

Большое спасибо!

12.03.2008, 18:47

Мы побывали на очной консультации у невролога (Dr. W.N.). Он заключил, что в неврологическом статусе очаговых нарушений нет, и порекомендовал проверить ребенку слух (сделать аудиограмму), постоянно заниматься с логопедом/дефектологом и сходить на консультацию к генетику в Медико-генетический центр. Мы уже всюду записались, пока ждем...

12.03.2008, 19:34

Невролога зовут Василий Юрьевич!

12.12.2008, 19:09

Ребенку уже 2 г. 11 мес. Мы проверили слух в сурдологическом центре на Вернадского (норма). Занимаемся в Центре лечебной педагогики.

Со времени моего последнего поста мальчик подрос, окреп, стал гораздо лучше понимать обращенную речь, выполнять просьбы, научился показывать пальцем и вообще просить (жестами, мимикой и голосом), расстегивать молнию, кнопки и липучки "велькро", снимать варежки/носки/сандалии/шапку, надевать очки, застегивать сандалии с липучками… Легко залезает на стул, двигает стулья, чтобы с них дотянуться до навесных шкафов. Включает/выключает ТВ, воду, свет. Стал чаще имитировать действия взрослых. Полюбил смотреть мультики (выдерживает минут 15-20), слушать музыку. Ложится спать с игрушкой. Пьет из трубочки, пытается есть ложкой. На горшок не просится.
Что плохо: Много стереотипных движений (когда волнуется, танцует на цыпочках и машет руками), отсутствует речь (лепечет много и сложно, но слов почти нет: мама, папа, баба, дай, на, алло), с трудом засыпает (укачиваем 1-2 часа). И, самое главное, сильно отстает в психическом развитии.

Теперь вопрос: У ребенка подозревают синдром Ангельмана. Как известно, при нем часто бывают судороги. Зная, как сложно распознать проявления эпилепсии, я стала внимательнее наблюдать за ребенком. И вот позавчера ночью проснулась от всхлипываний. Сын лежал рядом на спине, неподвижный, руки на одеяле, с открытыми глазами, рот – скобочкой, из глаз текли слезы, он тихонько всхлипывал. Я начала его успокаивать, он чуть затих, не меняя позы, но минуты через три опять - скобочка, слезы и всхлипывания. Я стала его тормошить, и тут он уже заплакал в голос, повернулся ко мне, прижался, покрутился некоторое время и уснул. Потом я вспомнила, что наблюдала такую же сцену несколько месяцев назад. Утром проснулся как ни в чем не бывало. Может ли это быть проявлением эпилепсии? Если да, то какие исследования нам стоит провести?

22.01.2009, 13:39

Никто не ответил. Видимо, описанное мной странное поведение ребенка не похоже на какой-либо припадок. Ну и слава богу! С тех пор оно больше не повторялось, тьфу-тьфу-тьфу.

22.01.2009, 15:00

В Медико-генетическом центре на Каширке у ребенка взяли кровь на кариотип и синдром Ангельмана. Кариотип оказался без особенностей (46XY), и по синдрому Ангельмана аномального метилирования в 15q11.2 не нашли. Правда, не определяли мутацию гена UBE3A. Насколько я понимаю, при таком результате синдром Ангельмана у сына маловероятен. Мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, чтобы исключить этот диагноз (нормальная МРТ и аномальная ЭЭГ - важные критерии СА [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]).

Но только ради этого мучить ребенка не хотелось бы. Главное - понять, что с ребенком не так. Вдруг ОНО лечится! Поэтому мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, а затем пойти на очную консультацию к неврологу. Или сначала к неврологу, а потом ЭЭГ/МРТ? Мы были прошлой весной у Василия Юрьевича Ноговицына, и он написал, что "в неврологическом статусе очаговых симптомов нет".

22.01.2009, 18:46

Я не вижу в этом смысла. Что бы ни было на ЭЭГ и МРТ, на дальнейшую тактику это не повлияет. В пропущенном мной сообщении состояние на судороги не похоже.

22.01.2009, 19:06

Спасибо, Василий Юрьевич! Ради одного синдрома Ангельмана мы ЭЭГ делать не будем - по крайней мере, пока. Тогда что же нам делать дальше? Прийти к вам на очную консультацию? Если да, то что нужно иметь при себе?

09.02.2009, 20:39

Попробую переформулировать вопрос. Наш ребенок (сейчас ему 3 года) существенно отстает в психическом развитии, не говорит. Ни один врач, к которому мы обращались в поисках причины (педиатр, невролог, психиатр, генетик) не обнаружил у него явных патологий. Слух - в норме, зрение - в норме. В физическом развитии - небольшая моторная неловкость. Что еще мы можем предпринять для постановки диагноза? Кто нам может помочь в определении тактики обследования?

И еще один вопрос. Ребенок сейчас ходит на индивидуальные занятия с психологом и логопедом в логопедический детский сад четыре раза в неделю по 40 минут. Беда в том, что мальчик не может долго удерживать внимание, быстро отвлекается. Если что-то не получается – сразу бросает. Насколько я поняла из литературы, на Западе в таком случае используют стимуляторы типа метилфенидата. Из них в наших аптеках я нашла только клонидин (клофелин). Я про него прочла здесь: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] На этом же сайте ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) говорится об использовании в тех же целях фолиевой кислоты. Есть ли у наших врачей опыт использования клофелина и фолиевой к-ты при расстройствах внимания?

11.02.2009, 15:34

Неужели никто не ответит?

11.02.2009, 21:10

Вы должны понять, что врачи консультирующие на форуме еще и работают. У них есть и семьи, да и масса других забот. Консультации - это своего рода добровольное хобби. Поэтому Вам отвечают, когда есть свободное время и требовать быстрого ответа некорректно.
Теперь по сути - ребенку показаны развивающие занятия, занятия с логопедом. И терпение родителей. Невозможно дать ребенку "большую красную кремлевскую таблетку" и сразу вылечить от всего. Если бы такая возможность была - мы все были бы рады. Поэтому набирайтесь терпения и занимайтесь.

11.02.2009, 21:29

11.02.2009, 22:15

Точную причину задержки развития не всегда удается установить.
В любом случае лечение - логопед, развивающие занятия. Думаю Вам не стоит "упираться" в многолетние поиски возможных объяснений.

P.S. Если я не права, думаю, меня поправят.

11.02.2009, 22:38

Спасибо за ответ, Babulya! Я осознаю, что причину отставания в развитии удается определить не всегда. Но нередко все-таки удается, и иногда это позволяет вылечить ребенка или хотя бы понять его перспективы. А вдруг это как раз наш случай? Вот и упираюсь...

08.03.2009, 15:49

Добрый день! Оформляем сына (3 г. 1 мес.) на занятия в лекотеку. При оформлении невролог обратила мое внимание на то, что в 11 месяцев у ребенка на НСГ была обнаружена киста сосудистого сплетения слева. Размеры кисты в заключении не указаны. Скажите, пожалуйста, могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? Я прочла здесь, на форуме много тем о таких кистах. Везде сказано: если ребенок развивается нормально, то игнорировать. А что делать, если ненормально? Заранее благодарю.

08.03.2009, 16:38

Могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? ....

Нет, не могла.

08.09.2009, 19:44

У меня опять появились вопросы, если можно. Сыну сейчас 3 г. 7 мес., он по-прежнему не говорит и значительно отстает в развитии. Занимаемся в лекотеке. Диагноза нет.

1. Четырехлетнего сына моей знакомой, у которого похожие проблемы, психоневролог в Семашко направила на УЗДГ шейного отдела позвоночника. Обнаружили стеноз позвоночных артерий. Психоневролог сказала, что это и есть основная причина отставания ребенка в развитии и отсутствия речи. Направила к безумно дорогому неврологу в Гута-клиник. Скажите, пожалуйста, может ли стеноз позвоночных артерий вызвать/усугубить ЗПРР? Имеет ли смысл пойти тем же путем или это очередной «честный отъем денег»?

2. Имеет ли смысл массаж воротниковой зоны? Нам «прописал» его… психолог!

2. Возможно, не по адресу: Я очень хочу найти в Москве специалиста по АВА-терапии (Applied Behavior Analysis). Пытаюсь сама применять ее элементы – очень нравится! Занимаются ли у нас где-нибудь по этому методу? Или хотя бы его принятое русское название.

Заранее большое спасибо!

08.09.2009, 20:04

1. Нет. Отъем денег.
2. Нет.
3. Вот об этом не знаю. Возможно кто-то из коллег подскажет.

23.09.2009, 18:10

Добрый день, уважаемые консультанты! Мы опять вынуждены обратиться к вам за помощью. У Илюши (3 г. 8 мес., ЗПРР, аутичные черты, безречевой) с началом учебного года и после недавнего посещения поликлиники (вокруг визжащие дети) обострилась звукобоязнь. Он уже неделю то и дело зажимает уши руками, от любого шума – плачет. Он и раньше был чувствителен к звукам, а сейчас просто впадает в истерику. Мне кажется, он не столько боится звуков, сколько они ему неприятны, невыносимы. Такую реакцию вызывают не обязательно громкие звуки, а в основном высокие: визг детей и даже детские голоса, треск при разматывании скотча, грохот тележек в мебельном магазине. Боится он именно звуков, а не людей, например. Спокойно ведет себя в крупных магазинах, метро, автобусе, поезде, самолете… пока рядом не запищат дети.

Вопросы такие:
1. Можно ли считать «звукобоязнь» чисто психической проблемой? Или ее могло вызвать какое-нибудь заболевание ушей? Или неврологическое заболевание? К кому обратиться с этой проблемой?
2. Если это психическая проблема, то можно ли ее скорректировать? Эта боязнь очень мешает ему адаптироваться в детском коллективе, хотя со взрослыми он охотно идет на контакт. На Западе, насколько я поняла, применяют Auditory Integration Training. Есть ли у нас подобные методы? Томатис?
3. Поможет ли ребенку в такой ситуации успокоительное? Если да, то что можно давать?
4. Мы проверяли слух в государственном сурдологическом центре на проспекте Вернадского. Сказали, что норма. Но от знакомой я слышала, что там определяют только грубую патологию, а этого якобы недостаточно. Имеет ли смысл дополнительно проверить слух, например, в Центре аудиологии и слухопротезирования на Ленинском проспекте 123? У меня ощущение, что Илюша не всегда понимает обращенную речь (иногда кивает в ответ на вопрос, а потом оказывается, что он хотел чего-то совсем другого). Может быть, именно это и мешает ему заговорить?

Заранее большое спасибо!

24.09.2009, 11:42

Нужно показать детскому психиатру. Неврологические проблемы и нарушения слуха маловероятны.

30.09.2009, 12:09

Добрый день, уважаемые консультанты! Сегодня мы сходили к детскому психиатру в Центр психолого-медико-социального сопровождения на ул. Арх. Власова. Врач подтвердила наш диагноз (ЗПРР, аутичные черты), сказала, что ребенок очень тревожный и для снятия этой тревоги выписала тералиджен по 1/2 таблетки утром и вечером. Прочтя дома описание препарата, я обнаружила в противопоказаниях «детский возраст до 7 лет», Илюше сейчас 3 г. 8 мес.! Кроме того, в побочных действиях стоит повышение судорожной активности у детей, а нам даже ЭЭГ ни разу не делали.

Очень не хочется испытывать нейролептик на собственном сыне, поэтому вопрос такой: что нам делать? Отказаться от этой схемы лечения? Но психиатр сказала, что снизить тревожность и гиперакузию у маленьких детей можно только медикаментозно. Это правда? До похода к психиатру мы думали пойти на аудиоинтегративный тренинг (Томатис), т.к., как мне кажется, все Илюшины страхи проистекают из его гиперчувствительности: он боится неприятны ощущений, связанных с определенными звуками.

И еще один вопрос. Всю беременность я принимала дексаметазон (по 1 табл. в день). К сожалению, слишком поздно узнала, что это было бессмысленно и даже вредно, поскольку дексаметазон проникает сквозь плаценту. Мог ли дексаметазон нарушить работу надпочечников плода и привести к тревожности и гиперакузии? Я еще во время беременности читала о подобном, если на ошибаюсь, на сайте ЦИР. Правда, статья там была очень эмоциональная и без единой ссылки на литературу. Так что не знаю, как к ней относиться. Может быть, нам все-таки стоит проконсультироваться с эндокринологом?

14.11.2009, 15:14

Уважаемые модераторы, можно ли пригласить в эту тему детских психиатров? Или мне лучше дублировать свое последнее сообщение в разделе "Психиатрия"? Спасибо!

14.11.2009, 23:59

Добрый вечер!
Про лечение: формально я должен с Вами согласиться - раз до 7 лет нельзя, так нельзя. Проблема в том, что очень многие нейролептики, особенно последние, современные, так называемые "атипичные" (тералиджен, кстати, не из их числа) не одобрены в нашей стране для применения в детском возрасте из-за недостаточного количества исследований. За рубежом эти же препараты могут широко применять у взрослых и детей, они объективно лучше переносятся, а потому понятно должны бы в первую очередь применяться в детском возрасте, но в российских анотациях стоит - "не рекомендован для применения до 15 лет" и точка. Какой-нибудь аминазин (первый изобретенный нейролептик, часто плохо переносимый) можно с 6 месяцев, а более безопасный новый, только с 15 лет... Это по поводу того, что написано про возраст.
Про сам тералиджен. Действующее вещество в нем Алимемазин. Препарат под этим названием разрешен с 1 года жизни. Считается, что этот препарат обладает хорошим противотревожным эффектом. Этот препарат довольно широко применялся за рубежом для лечения нарушений сна.

В одной из тем Вы написали, что водили ребенка в Центр лечебной педагогики. Сейчас продолжаете?
С уважением,
Осин Елисей

15.11.2009, 16:59

Большое спасибо за ответ! Насчет возраста понятно.

В ЦЛП мы сейчас не ходим, т.к. у нас всего один свободный день в неделю. Илюша просто не потянет такую нагрузку. Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.

И еще несколько вопросов, если можно:

1. Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно. Где лежит истина?

2. Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак. А нейролептики (Рисперидон) применяют для коррекции поведения при выраженной агрессии, вспышках ярости, психозах. Но ничего этого у Илюши и близко нет! Нас, родителей, даже немного беспокоит полное отсутствие у него агрессии.

3. И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Заранее большое спасибо!

15.11.2009, 17:55

Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно.

Одно другому никак не противоречит. Смотрите, диагнозы, которые ставят Вашему сыну не говорят собственно о болезни с началом, течением, концом. Это измененное, нарушенное, необычное развитие, но именно развитие. При этом развитии наблюдаются некоторые явления, которые с одной стороны могут быть проявлениями нормальных возрастных изменений, с другой стороны - проявлениями нарушенного развития.
Поэтому фармакологическое лечение в этом случае - это не лечение корня проблем (как, например, назначение антибиотиков при пневмонии), а лечение внешних нежелательных проявлений, симптомов.
Как и при всяком развитии что-то появляется и будет появляться новое, а что-то будет уходить. Например, тревога при расставании с родителями - это нормальное возрастное явление на первом году жизни, на третьем оно уже уходит. Желание отделиться и делать, и думать не так родители - нормальное явление подросткового возраста. У взрослых оно проходит, говорят, что взрослый человек - это тот, кто делает что-то даже если этого хочет его мама.

Подобное наблюдается и в случаях с особенным развитием детей. Так например стереотипность в деятельности, "необращенность" к другому в речи, тревожность часто с возрастом значительно уменьшаются и, если и проявляются, то по-другому, совсем не так как в детстве.

И здесь уже стоит другой вопрос - давать или не давать это симптоматическое лечение? Ответ зависит только от степени выраженности этого симптома. Если, например, из-за тревожности пугливости ребенок не может ходить на занятия, не может войти в новое помещение, а каждое занятие превращается в попытки успокоить ребенка - то да.
Если симптом не выражен, если он проявляется именно как некоторая особенность - то нужно думать.
Иными словами, если особенность сильно мешает ребенку и окружающим, то есть смысл на нее воздействовать, если нет - то нет. Судя по тому, что Вы пишите, мешает.

Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак.

И нейролептики тоже. Флуоксетин (прозак) в России обычно не назначают, его тоже нельзя давать маленьким детям (по инструкции).

И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Теоретически - может повлиять. Сильно зависит от дозы. В детском возрасте целесообразно небыстро повышать дозу препарата.

15.11.2009, 17:59

Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.
Я думаю, что у психиатра были основания рекомендовать Вашему ребенку именно медикаментозную терапию.
Это не тяжелая артиллерия, не пугайте себя. Это лекарственные средства.

17.11.2009, 15:03

Большое спасибо! Едва ли у психиатра могли быть такие основания. Она видела ребенка от силы пять минут, четыре из которых разговаривала со мной. Просто она сказала мне, что корректировать тревожность у маленьких детей можно только медикаментозно. Я в этом усомнилась и стала задавать вопросы здесь. Теперь с этим багажом пойду к ней за разъяснениями:)

Еще раз огромное спасибо!


В моем круге общения достаточно людей с детьми. Редко о ком из детей родители или знакомые не говорили, что он отстает от других детей. У кого-то не выговаривается буква «Р» в 6,5 лет, два мальчика в 3,5-4,5 года не говорят более 3 слов, моя дочка не пошла в год, а в 2 не катается сама с горки.
В каждом случае, как я считаю, нужно понимать причины такого отставания. В зависимости от них и реагировать на то или иное свое беспокойство по поводу умений ребенка. Не разобравшись в истинных мотивах волнующего родных поведения или неумения чада, можно своими стараниями навредить ребенку.

Причины



Порой предпосылки к отсталости ребенка в развитии закладываются еще на стадии беременности мамы: недоразвитие или поражение мозга, центральной нервной системы в этот период, в момент родов или уже после рождения.

Это возможно из-за длительного токсикоза, вредных привычек, приема противопоказанных лекарств мамой, ее инфекционных или хронических болезней, перенесенных в период беременности. Травмы во время родов,
болезни малыша до 2-х лет могут быть причиной для недолжного развития.

Также для естественного развития ребенка важны такие факторы как спокойная психологическая обстановка в семье, своевременное удовлетворение потребностей ребенка, безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, чувство безопасности его пребывания где-либо и прочее.

Большинство мам может возразить, что у нее половина из списка выше была в наличии, но ребенок вполне нормальный. Тогда вы либо не считаете это проблемами, либо еще не увидели их, либо не хотите их видеть, либо вам повезло.

Что считать проблемой?



Обычно родители, бабушки или дедушки считают неверным то, что, по их представлению, происходит не так, как они хотели бы. И тогда начинают волноваться и искать методы устранения в развитии ребенка.

Моя дочь не ходила до 1,2 года, физически здорова. Моя мама говорила, что дочка отстает от сверстников. Я, со слабой спиной, потому что меня научили ходить за ручки, чтобы в яслях удобнее воспитателям было, имела иное мнение. И моя дочь ползала на прогулках вплоть до 1,2 года, а порой и после этого возраста.

Если бы я планировала свою дочь водить в ясли с 1 года, то ее неумение ходить было бы для меня проблемой. Но я не собиралась отдавать дочь в ясли и потому не считала, что у моей дочери отставание в развитии. Через 2 месяца бабушкина проблема по поводу прямохождения дочки, рассосалась.

В 2 года дочка все еще каталась на горке только со мной. Она не общалась со взрослыми, пугаясь их, и не подходила к детям на площадках. Для бабушки дочери и моих знакомых налицо снова проблема - ребенок несоциализирован: «Нужно, чтоб общалась». А это была тревожность.

Но в сад я дочку водить не планировала, поэтому для меня проблемы не было. Я не считала нужным подгонять и давить на дочку своим обучением, считала, что раз не делает – значит, еще не готова. Я предпочитаю дать вырасти дочери естественным образом.

Примеры, когда дети идут «не в ногу» со сверстниками



Далее, приведу пример еще одного малыша. Ему 4,5 года, физически вполне здоров и очень развит. Но он говорил максимум 3 понятных слова, остальное – молчание или громкий крик. В 2 года он сам уже играл в простую игру на компьютере, его дедушка думал, что растет вундеркинд.

Когда ребенку исполнилось 3 года, семья потеряла папу. Мама в депрессии, горе объяло дом. Трагедия не могла не отразиться на мальчике, внимания мамы было немного. Мама и так была не особо разговорчива, а после смерти мужа и подавно. Сама мама своего ребенка понимала прекрасно и без слов.

Затем мама малыша, немного оправившись от горя, занялась им: старается читать книги непоседливому сыну, общается с ним, встречается с другими мамами и их говорящими детками. Ребенок теперь говорит достаточно понятных слов, стал все более общительным, прогресс очень заметен.

Еще один сын моей подруги в 3,5 года тоже практически не говорил. Подруга давно мечтала выйти на работу, дабы почувствовать себя реализованной. И, как только, это удалось сделать – стала водить малыша в садик.

У них дома были постоянные истерики по поводу непонимания подругой ее мальчика. Конечно, в саду истерик меньше не стало. Логопед отказался заниматься с ребенком до исполнения 4-х лет, обосновав это тем, что до этого возраста у дитяти еще физически речевой аппарат мог и не сформироваться.

Зато невропатолог, к которому отвела моя подруга своего малыша, приняла его на консультацию и выписала множество медицинских препаратов для улучшения кровоснабжения мозга. К 4,5 годам мама стала лучше понимать своего сына, поскольку он начал говорить. Подруга довольна.

Правда, лично я не уверена, что ее сын не стал бы точно также говорить, не принимай он этих всех таблеток, микстур и уколов.

Девочка 6,5 лет, которую готовили к школе, не умела писать и произносить букву «Р» в словах. Родители считали это неудобным для школы. И стали действовать. Букву «Р» за полгода у разных логопедов поставили так, что девочка рычала эту букву в словах получше амурского тигра.

С письмом пришлось потрудиться самим. Девочке оно никак не давалось, занимались по прописям, а это было ребенку скучно и совсем не занимало ее внимания. Каждое утро она должна была написать по 2 страницы прописи. Затем стали писать в тетрадях, буквы выходили кривые, менялись местами.

Трудом и потом, ценой отношений мамы и дочки к школе она писала хорошо. В классе же только 4 ребенка умели писать, остальных обучали практически с нуля. Мама жалеет то время, а главное, свои нервные клетки и дочери, что так спешила научить ее навыку, считая это отсталостью в развитии.

Варианты решений при отставании детей



Если наследник или наследница физически здоровы, то, по-моему, в зависимости от желания и терпения родителей, ему можно помочь развиться в волнующих родителях областях жизни двумя способами:

  • 1. Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
  • 2. Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению. При это считаю важным заметить, что выбор специалистов и их метод – это отдельная тема, достойная для разговора, ибо все должно быть на благо ребенка. Потому стоит подойти к этому основательно, расценив возможный вред от некоторых методов, вроде медицинских вмешательств и препаратов.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей», как вышло в случае с девочкой 6,5 лет в примере выше. Стресс от давления также может затормаживать развитие. Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.

Если диагноз на всю жизнь



Аутизм отличается психологическими особенностями ребенка. Можно считать это болезнью, а можно считать ребенка просто другим и не сравнивать с остальными детьми.
Ценить его индивидуальность, учитывать личные особенности и участвовать в жизни со своим ребенком, помогая ему адаптироваться в этом мире. Вы - его путеводитель, надежная защита и опора. Очень советую посмотреть фильм «Звездочки на земле», он очень проник мне в душу по этой теме.

Если физически ребенок не очень здоров, то, скорее всего, это скажется и на его психологическом развитии. Тому примеры детей, страдающих детским церебральным параличом, причиной которых зачастую бывают нефизиологические роды.

И даже в таком случае можно помочь ребенку, не сильно прибегая к медицинским препаратам. Есть остеопаты, надежность и действо методов которых я опробовала на себе и дочери. В случае с ДЦП они также приносят ощутимые результаты, судя по отзывам людей, посетивших остеопатов.

Одна моя знакомая работает в реабилитационном центре, занимающимся диагностикой, профилактикой, реабилитацией и лечением детей с отклонениями в нервно-психической, двигательной сфере, это включает в себя и лечение детей с ДЦП, ППЦНС.

При работе она находится в тесном контакте с детьми, обучая их необходимым навыкам. Особенно ее радуют положительные сдвиги у детей. Они происходят у всех, даже у самых тяжелых. Для таких деток существенна каждая малость: стал лучше держать голову, улучшилась опора на ручки, стал эмоциональнее...

То, что для нас естественно - для них невероятно трудно. А родители бывают разные: неверящие в успех или сомневающиеся. Как сказала моя знакомая, хочется, чтобы родители были сотерапевтами, а не наполняли занятия скепсисом. Потому работа с родителями для них едва ли не на первом месте.
Ведь вера, безусловная любовь и поддержка мамы для ребенка важна в первую очередь, будь он здоров или, тем более, болен. Он - индивидуальность, непохожая на других, он такой один! Материнская любовь творит чудеса! Тогда и развитие вашего ребенка не заставит себя ждать.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Задержка в развитии - симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. Следует отметить, что задержка психоречевого развития может иметь наследственную этиологию. В некоторых случаях в зависимости от этиологического фактора и общего состояния здоровья ребёнка - это необратимый патологический процесс. Ранняя, и соответственно своевременная, диагностика нарушения довольно затруднительна. Однозначно, при первых же проявлениях клинической картины у ребёнка следует срочно обращаться за медицинской помощью, а не игнорировать симптом или предпринимать попытки устранить его самостоятельно.

Этиология

Что касается этого патологического процесса, то здесь нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки в развитии имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина - задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).

Задержка развития речи (ЗРР) может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:

  • травмы головы или новообразования в головном мозге;
  • патологии нервной системы;
  • инфекционные недуги, которые перенесла мать во время беременности;
  • нарушение слухового восприятия или полная глухота;
  • социальная неадаптированность;
  • если взрослые не стимулируют развитие речи у ребёнка – по звукам или неправильно выговариваемым словам они понимают смысл сказанного и реагируют на это. В таких случаях ребёнок просто не будет стараться говорить правильно, так как достигает нужного результата сразу же.

Как правило, задержка речевого развития у детей определяется до трёх лет. Если до этого возраста малыш не научился выговаривать верно, не имеет определённого словарного запаса, который оптимален для его возраста, то требуется консультация психолога, невролога и логопеда.

Задержка психического развития (ЗПР) может быть обусловлено как патологическими, так и социальными факторами. К первым следует отнести:

  • поражения центральной нервной системы ребёнка в период формирования. В таком случае наблюдается задержка развития плода (ЗРП) со всеми вытекающими последствиями;
  • вредные привычки матери - курение, употребление алкоголя и наркотических средств, частые стрессы и сильное нервное напряжение;
  • инфекционные заболевания (чаще всего к такому симптому приводит , );
  • заболевания с наследственной этиологией;
  • аутоиммунные патологические процессы;
  • нарушение функционирования сенсорного восприятия информации (зрение и слух).

К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие:

  • частые психологические травмы;
  • педагогическую запущенность ребёнка;
  • ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.

Как правило, дети с задержкой психического развития замкнуты, не любят подпускать к себе чужих людей, в том числе и своего возраста. Такой диагноз ставится в младшем дошкольном и школьном возрасте, когда ребёнок начинает общаться с другими детьми.

Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию:

  • эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера;
  • бытовая или химическая (характерна для детей на первом году жизни);
  • ЗВУР, которые имеют хромосомную природу – , ;
  • инфекционные заболевания;
  • последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода);
  • недуги генетической природы.

Не исключение в этом случае и социальные причины - дефицит ухода и питания, частые и педагогическая запущенность ребёнка.

О задержке полового созревания можно говорить тогда, когда у мальчиков к 14 годам и у девочек к 13 годам отсутствуют возрастные изменения. Возникновению симптома предшествуют следующие факторы:

  • хромосомные нарушения;
  • онкологические процессы, которые приводят к неправильной выработке гормонов;
  • перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • неполноценное питание.

В некоторых случаях задержка полового развития может наблюдаться у девочек, которые с раннего возраста занимаются спортом – постоянные физические нагрузки изменяют естественные физиологические процессы.

Симптоматика

Для каждой формы задержки развития характерна своя клиническая картина. Задержка речевого развития характеризуется следующими признаками:

  • в первые месяцы жизни малыш не гулит;
  • дети в возрасте года не откликаются на своё имя;
  • ребёнок не распознаёт картинки в книгах, не может выполнить простейшее поручение взрослых;
  • в возрасте 2–3 лет ребёнок не произносит простые предложения и осмысленные фразы;
  • ребёнок реже других детей задаёт вопросы.

Нарушения в психомоторном развитии проявляются следующим образом:

  • отсутствует сосредоточенность на ярких предметах или звуках (дети с двухмесячного возраста);
  • отсутствует эмоциональный интерес к новым предметам, нет двигательной активности;
  • резко отстаёт формирование лепетной речи;
  • к 12 месяцам ребёнок не понимает обращённой к нему речи;
  • после 15 месяцев наблюдается бесцельная активность;
  • после двух лет нет словарного запаса.

Патологические процессы в психическом развитии имеют следующую клиническую картину:

  • замедленное, часто неточное восприятие;
  • поверхностное, нестойкое внимание;
  • нарушение образного и абстрактного мышления - ребёнок не может выразить свои мысли;
  • ограничение словарного запаса, нарушение речи.

Нарушения в развитии полового созревания проявляются только к 13–15 годам и имеют следующие признаки:

  • у девочек к 14 годам нет месячных и отсутствует увеличение молочных желез;
  • у мальчиков к 14 годам не развиты половые органы;
  • к 15 годам нет лобковых волос.

Проявление любого вида задержки в развитии требует консультации у профильного медицинского специалиста.

Диагностика

Программа диагностики может включать следующие методы:

  • стандартные лабораторные исследования (забор крови и мочи);
  • определение уровня гормонов крови;
  • иммунологические исследования;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • психологические тесты;
  • консультации у смежных специалистов (зависит от типа задержки в развитии и текущей клинической картины).

Лечение должен назначать только врач, самостоятельно что-либо предпринимать в таких случаях не следует, так как можно только усугубить состояние.

Лечение

Что касается медикаментозной терапии, то она будет сугубо индивидуальной, так как будет зависеть от первопричинного фактора. Практически всегда лечение включает работу ребёнка и родителей с или . Если речь идёт о нарушении речевого развития, то обязательны консультации и занятия у . В более сложных случаях врачи рекомендуют постоянное обучение ребёнка в специализированных учебных учреждениях, где для них адаптирована программа.

"Дети" сайт рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.

Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова , а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова , консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова .

Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано "Руководство по развитию детей от рождения до трех лет", которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в "Дневнике развития детей от рождения до 7 лет". Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование "Дневника развития ребенка" для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.

ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на "Дневник развития детей от рождения до 7 лет", которые можно оставить в комментариях.


Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала сайт , что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.

Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.


Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети "выстреливают" в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз "аутизм" в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

Ребенок 1-2 года

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. Имеет плохой аппетит.
  2. НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
  3. НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
  4. НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
  5. НЕ следит за движущимися предметами.

  1. НЕ отвечает на свое имя.
  2. НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.

  1. НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
  2. НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.

Ребенок 2-3 лет

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ играет в подвижные игры.
  2. Неуверенно двигается, часто падает.
  3. НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
  4. Плохой аппетит.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ отвечает на свое имя.
  2. НЕ общается с детьми и взрослыми.
  3. Ребенок сосет большой палец руки.
  4. У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
  5. НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  1. Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
  2. НЕ реагирует на других.
  3. НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
  4. НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
  2. НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
  3. НЕ отвечает на простые вопросы.
  4. НЕ выражает словами свои потребности и желания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет

Эмоции:

  1. Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
  2. Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
  3. Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
  4. Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.


Общение:

  1. Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
  2. Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.

Движение:

  1. Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую "выбрал" мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
  2. Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.

© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии