Психическое здоровье и факторы, влияющие на психическое здоровье. Категория психического здоровья. Норма и патология психических процессов. Факторы риска для здоровья и возникновения заболеваний

Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы. Эти факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

В настоящее время не вызывает сомнениягенетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств, эпилепсии.

Например, риск заболеваемости шизофренией для общей популяции составляет 0,7- 1 %, а у монозиготных близнецов -40- 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27-60%. Риск развития эмоционального расстройства возрастает до 24-30%, если болен один из родителей, и до 35-44%, если больны оба.

Изучение генеалогическим методом (изучением родословных) семей лиц, страдающих психическими болезнями, убедительно показало накопление в них случаев психозов и аномалий личности. Увеличение частоты случаев болезни среди близких родственников было установлено для больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом (МДП), эпилепсией, некоторыми формами олигофрении. Суммарные данные приведены в таблице.

Риск заболевания для родственников психически больных (в %)

При генетическом анализе важно учитывать клиническую форму заболевания. В частности, наследственный риск заболевания шизофренией во многом зависит от клинической формы болезни.

Результаты клинико-генетических исследований помогают определить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Установление факта наследственного предрасположения помогает также в дифференциальной диагностике эндогенных (наследственных) расстройств психической деятельности и заболеваний экзогенной (в результате внешних причин) этиологии. Решить эту задачу без данных клинико-генетического исследования часто бывает затруднительно. Примером могут служить трудности дифференциального диагноза микроцефалии с умственной отсталостью, которая может возникать как в результате моногенной рецессивной мутации, так и под влиянием интоксикации плода при алкоголизме матери, при применении матерью тератогенных лекарственных препаратов, при воздействии рентгеновского облучения. Медицинская генетика не ограничивается изучением роли наследственного фактора при психических заболеваниях и частоты наследственных болезней. Она подвергает исследованию также закономерности, которым подчиняется их распространение в группах населения (популяции) в различных географических местностях, регионах, у лиц разных национальностей и во многих других группах, которые обусловливают сохранение и изменение генотипа того или иного заболевания при смене поколений.

Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеютличностные особенности. Например, у тревожного по характеру, склонного к сомнениям индивида при психотравмирующем событии легче могут развиться состояния навязчивых страхов или тревожной депрессии.

Существует понятие «невротизм», которым определяется степень эмоциональной стабильности - от обидчивости, раздражительности, переменчивости настроения на одном конце спектра до уравновешенности на другом. Эти личностные переменные генетически обусловлены. Говорят также об «эмоциональной силе», подразумевая под этим термином ровный темперамент и способность личности легко справляться со стрессами и неблагоприятными жизненными ситуациями. Низкий уровень «эмоциональной силы» характерен для людей пассивных, с повышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать неприятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, эмоционально лабильных. Такие лица, сталкиваясь с жизненными трудностями, имеют больший риск развития психического расстройства.

Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.

В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18-24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие - удел пожилых и старых людей. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст.

Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность - тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.

Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение.

Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Например, убийство детей - как защита их от грозящей беды или как орудие мести супругу - чаще встречается у женщин.

Женщины в большей степени склонны признавать заболевание, высказывать психологические жалобы и запоминать психопатологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.

Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состояниемфизического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 - 50 % больных соматическими заболеваниями.

Важное влияние на психическое здоровье оказываютсоциальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические.

Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Ребенок, лишенный социальной среды, не может стать полноценным человеком, он не овладевает речью, не имеет представления о правилах социального поведения. Поскольку человек живет в обществе, он должен подчиняться его законам и реагировать на изменения, происходящие в социальной жизни.

Из всех социальных факторов семья - главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов поведения в различных ситуациях.

Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости в первую очередь сказываются на психическом здоровье ребенка. Это объясняется хрупкостью его психики, незрелостью эмоций и бурным реагированием на негативные события. Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией, у него начинают появляться поведенческие нарушения, формируется стереотипная патологическая реакция на стресс, которая в последующем, во взрослом состоянии, обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, различными психосоматическими заболеваниями.

Дефицит родительской любви нередко ведет к развитию у ребенка депрессий. Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание).

Другим патогенным фактором для психического развития ребенка является ситуация социальной депривации, обусловленная разладом в семье, утратой близких людей или разлукой с ними. Социальная депривация приводит к задержке умственного развития, эмоциональным нарушениям в виде депрессий, эмоциональной холодности, снижению воли, истощаемости побудительных мотивов, повышенной внушаемости, нарушениям в сфере общения. Такие дети легко вовлекаются в антисоциальные и преступные группировки, склонны к токсикоманиям, сексуальной распущенности. Отмечено, что смерть матери или развод родителей достаточно часто провоцировали у детей развитие страхов.

Утраты и проблемы в детстве повышают восприимчивость индивида к стрессам и психическим расстройствам, но не ведут непосредственно к развитию определенного психического заболевания. Тем не менее дети, проживающие в неблагополучных семьях, испытывающие неблагоприятные воздействия окружающей среды, относятся к группе риска развития психического заболевания должны находиться в сфере внимания не только социальных работников или педагогов, но и психологов, психиатров.

Для взрослого человека семейные взаимоотношения также имеют немаловажное значение для психического здоровья. В семье с комфортным психологическим климатом, с эмоциональной поддержкой негативное влияние на личность жизненных событий смягчается.

Если в семье межличностные отношения носят формальный, безразличный характер, то наблюдается дефицит в эмоциональной сфере и отсутствие поддержки в проблемных ситуациях. Семьи данного типа являются факторами риска нарушений психического здоровья.

Если в семье наблюдаются конфликтные отношения, жестокое отношение к детям или супруге, то такая семья сама становится фактором развития психических нарушений.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.

Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.

Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.

Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, - они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне - к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60- 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.

Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств. Их влияние на психическое здоровье доказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения в экологически неблагоприятных регионах, в районах природных и техногенных катастроф. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС. Спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрессовому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидатора был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством.

Убедительных доказательств воздействия радиационного излучения на генетические последствия пока нет. Однако о влиянии фоновой радиации на появление умственно неполноценного потомства можно косвенно судить по результатам эпидемиологических исследований в регионах с длительно существующим повышенным уровнем радиации. В таких регионах (например, в Семипалатинской области) детей с умственной неполноценностью рождается в 3-5 раз больше, чем в среднем по стране.

При экологическом неблагополучии наблюдается сосуществование психических, соматических и неврологических изменений; сопряженность экзогенных (внешних) и психогенных (личностных) реакций.

Эффективность психической адаптации к воздействию средовых факторов напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Социальная активность, широкий круг коммуникативных связей положительно сказываются на эмоциональном состоянии, повышают способность противостоять стрессам. Социальную поддержку обычно ищут среди близких людей - членов семьи или друзей. Такую поддержку могут оказать и коллеги по работе. В конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения сопротивляемость стрессам оказывается хуже, чем при эффективном социальном взаимодействии и наличии психологической поддержки. Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин. Наличие социальной поддержки, в том числе со стороны социальных работников, значительно снижает степень влияния негативных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту модель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка помогает сохранить положительную самооценку, оптимизм в отношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невротических и эмоциональных реакций. Важно, чтобы степень социальной поддержки коррелировала с масштабом негативных жизненных событий.

Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными. К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Жизненные события могут выступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).

Социально-психологические факторы находят отражение в клиническом оформлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью, - это спидофобия, радиофобия, идеи воздействия нейротропным оружием, у детей часты страхи, отражающие столь широко демонстрируемые теперь фильмы-ужасы с роботами, вампирами, привидениями, инопланетянами и т.п. Одновременно встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого - порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы риска развития психических заболеваний.

2. Какова роль биологических факторов в психическом здоровье?

  • Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие
  • Виды стоимости предприятия. Факторы влияющие на величину стоимости предприятия. Понятие гудвилла
  • Влияние ингаляционных анестетиков, содержащихся в воздухе операционных, на здоровье персонала при длительном воздействии
  • Влияние на бухгалтерский баланс хозяйственных фактов Хозяйственные факты, не влияющие на валюту бухгалтерского баланса

  • На здоровье и хорошее состояние организма оказывает влияние множество факторов, и те из них, которые вызывают плохое здоровье, инвалидность, заболевания или смерть, известны как факторы риска. — это свойство, состояние или поведение, которое увеличивает появления болезни или травмы. Нередко говорят об отдельных факторах риска, однако на практике они не встречаются по отдельности. Они часто сосуществуют и взаимодействуют. Например, отсутствие физической активности со временем вызовет появление лишнего веса, повышенное давление и высокий уровень холестерина в крови. Эти факторы в совокупности повышают вероятность возникновения хронических сердечных заболеваний и других проблем со здоровьем. Старение населения и увеличение продолжительности жизни привели к росту долгосрочных (хронических) заболеваний и нарушений, требующих дорогостоящего лечения.

    Спрос на медицинское обслуживание возрастает, и бюджет отрасли оказывается под растущим давлением, которое она не всегда может выдержать. Важно, чтобы мы, являясь членами общества и пользователями услуг систем здравоохранения, понимали причины и факторы риска болезней и принимали активное участие в доступных программах профилактики и лечения, позволяющих экономить денежные средства.

    В целом, факторы риска можно разделить на следующие :

    • поведенческие,
    • физиологические,
    • демографические,
    • связанные с окружающей средой,
    • генетические.

    Рассмотрим их более подробно.

    Виды факторов риска

    Поведенческие факторы риска

    Поведенческие факторы риска обычно относятся к действиям, которые совершает человек по своему усмотрению. Поэтому такие факторы могут быть устранены или уменьшены изменением образа жизни или привычек поведения. В качестве примеров можно привести

    • курение табака,
    • злоупотребление алкоголем,
    • образ питания,
    • отсутствие физической активности;
    • долговременное пребывание на солнце без надлежащей защиты,
    • отсутствие ряда вакцинаций,
    • незащищенные половые контакты.

    Физиологические факторы риска

    Физиологические факторы риска связаны с организмом или биологическими особенностями человека. На них могут оказывать воздействие наследственность, образ жизни и многие другие факторы. В качестве примеров можно привести

    • повышенный вес или ожирение,
    • высокое артериальное давление,
    • высокий уровень холестерина в крови,
    • высокое содержание сахара (глюкозы) в крови.

    Демографические факторы риска

    Демографические факторы относятся к населению в целом. В качестве примеров можно привести

    • возраст,
    • подгруппы населения в зависимости от рода занятий, религиозной принадлежности или уровня дохода.

    Факторы риска, связанные с окружающей средой

    Факторы риска, связанные с окружающей средой, охватывают широкий круг явлений, таких как социальные, экономические, культурные и политические факторы, а также факторы физического, химического и биологического характера. В качестве примеров можно привести

    • доступ к чистой воде и санитарным условиям,
    • Риск — это вероятность причинения вреда или нанесения травмы в результате лечения, проводимого в клинической практике или в рамках исследования. Вред или травма могут быть физическими, а также психологическими, социальными или экономическими. Риски включают развитие побочных эффектов лечения или прием препарата, чья эффективность ниже стандартного лечения (в рамках испытания). При проведении испытания нового медицинского препарата могут возникнуть побочные эффекты или другие риски, не предвиденные исследователями. Такая ситуация наиболее характерна для начальных этапов клинических испытаний.

      Проведение любых клинических испытаний сопряжено с рисками. Участники должны получить информацию о возможных преимуществах и рисках до принятия решения об участии (см. определение информированного согласия).

      " target="_blank">риски на рабочем месте,

    • загрязнение воздуха,
    • социальная среда.

    Генетические факторы риска

    Генетические факторы риска связаны с генами человека. Ряд болезней, таких как муковисцидоз и мышечная дистрофия, вызваны «генетическим строением» организма. Многие другие болезни, такие как астма или диабет, отражают взаимодействие генов человека и факторов, связанных с окружающей средой. Ряд заболеваний, например, серповидно-клеточная анемия, чаще встречаются у представителей определенных подгрупп населения.

    Глобальные риски смертности и демографические факторы

    В 2004 году количество смертей по какой бы то ни было причине во всем мире составило 59 миллионов человек.

    В таблице ниже приведены десять самых распространенных факторов риска, которые вызвали большую часть смертных случаев в 2004 году по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Все шесть ведущих факторов риска, находящихся в начале этого рейтинга, связаны с потенциальным развитием продолжительных заболеваний, таких как болезни сердца, диабет и рак.

    Таблица: Данные ВОЗ о 10 главных факторов риска, вызывающих смертность, по состоянию на 2004 год
    Место Фактор риска % от всего количества смертей
    1 Высокое артериальное давление 12.8
    2 Курение табака 8.7
    3 Высокое содержание глюкозы в крови. 5.8
    4 Отсутствие физической активности 5.5
    5 Повышенный вес и ожирение 4.8
    6 Высокий уровень холестерина 4.5
    7 Незащищенные половые контакты 4.0
    8 Употребление алкоголя 3.8
    9 Дефицит массы тела у детей 3.8
    10 Задымленность помещений в результате использования твердых видов топлива 3.0

    Факторы в вышеприведенной таблице расположатся по-другому, если принять во внимание доход и другие демографические факторы.

    Доход

    Для стран с высоким и средним уровнем дохода самыми важными факторами риска являются те, что связаны с долговременными заболеваниями, тогда как в странах с низким уровнем дохода гораздо больше распространены такие факторы риска, как неполноценное питание детей и незащищенные половые контакты.

    Возраст

    Факторы риска для здоровья также меняются в зависимости от возраста. Ряд факторов риска, таких как неполноценное питание и задымленность помещений из-за использования твердых видов топлива, воздействуют почти исключительно на детей. Факторы риска, действующие на взрослых, также заметно меняются в зависимости от возраста.

    • Незащищенные половые контакты и вещества, вызывающие зависимость (алкоголь и табак) являются причинами большинства болезней у молодых людей.
    • Факторы риска, вызывающие продолжительные заболевания и онкологию, действуют в основном на людей более зрелого возраста.

    Пол

    Факторы риска для здоровья по-разному проявляются у мужчин и женщин. Например, мужчины подвергаются большему риску пострадать от факторов, связанных с веществами, вызывающими зависимость. Женщины нередко страдают от недостатка железа во время беременности.

    Сокращение воздействия факторов риска

    Сокращение существующих факторов риска и их воздействия может значительно улучшить уровень здоровья и увеличить продолжительность жизни людей на много лет. Это позволило бы сократить расходы на здравоохранение. Информационный бюллетень проекта SCORE можно рассматривать в качестве примера тому, каким значительным бывает воздействие существующих факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей.

    Справочная литература

    1. World Health Organisation (2009). Global health risks: Mortality and burden of disease attributable to selected major risks . Geneva: World Health Organization.Available from: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/global_health_risks/en/
    2. Australian Institute of Health and Welfare (2015). Risk factors to health . Retrieved June 23, 2015, from http://www.aihw.gov.au/risk-factors/

    Приложения

    • Информационный бюллетень Проект SCORE
      Size: 234,484 bytes, Format: .docx
      В этом информационном бюллетене проект SCORE рассматривается в качестве в примера, насколько значительным является воздействие факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей, и какие активные действия может предпринять человек для сокращения воздействия этих факторов риска на свое здоровье и самочувствие.

    • Факторы риска для здоровья и возникновения заболеваний
      Size: 377,618 bytes, Format: .pptx
      Узнайте больше о факторах риска для здоровья и возникновения заболеваний.

    Факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска — это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.

    Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

    Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

    Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный кровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. При этом нередко происходит потенцирование итогового результата, когда общее негативное влияние оказывается больше, чем просто сумма отдельных вкладов. Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д.

    Первичные и вторичные факторы риска заболеваний

    Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.

    Перечислим основные первичные факторы риска:

    • нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность и т. д.);
    • повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия;
    • неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);
    • неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);
    • неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднолоступность медицинской помощи).

    Понятие медицинской профилактики

    С понятием факторов риска тесно связано понятие «профилактика в медицине». Профилактика означает предупреждение, предохранение. Этот термин широко распространен во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

    Выделяют профилактику первичную и вторичную. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, вторичная - предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

    Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и , которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.

    Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. В последствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII-XIX вв.

    В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

    С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

    Средствами медицинской профилактики являются:

    • пропаганда ;
    • организация и проведение профилактических прививок;
    • периодические и целевые медицинские осмотры;
    • диспансеризация;
    • гигиеническое воспитание и т. д.

    Акцент должен делаться на первичной профилактике, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

    Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике. Приоритетными из них должны стать программы формирования установки на здоровый образ жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации. Именно с ними должны контактировать специалисты по социальной работе в плане профилактики заболеваний.

    ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

    Уровень психического здоровья зависит от взаимодействия факторов, которые подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

    Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

    В настоящее время не вызывает сомнения генетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств (маниакально-депрессивный психоз), эпилепсии. Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеют личностные особенности.

    Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

    К биологическим факторам , повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относятся возраст, пол, физическое здоровье.

    Возраст. В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся:

    -младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов темноты, животных, сказочных персонажей;

    -подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе, связанные с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства;

    -период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

    Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18-24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

    Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения. Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность - тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение. Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 - 50 % больных соматическими заболеваниями.

    Социальные факторы.

    Из всех социальных факторов семья - главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка. Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости сказываются на психическом здоровье ребенка.

    К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны. Депрессии чаще возникают у представителей среднего и низших социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств. Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с отсутствием социальной поддержки. Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, - они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств.

    Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными.

    К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Социально-психологические факторы - это жизненные события (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.), которые находят отражение в клиническом проявлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого - порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

    Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции.

    Норма и патология психических процессов.

    Понятие «психическое здоровье» и «психическая норма» не идентичны. Понятие нормы необходимо для точного диагноза / заключения . Но с понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

    Норма - это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое - статистическое содержание нормы: это уровень функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Второе - оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека или состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы - субъективного, произвольно устанавливаемого норматива. Норматив принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми (например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п.). Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.

    Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.

    В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные, социальные и индивидуальные нормы.

    Функциональные нормы - нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) или возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

    Социальные нормы - нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.

    Индивидуальная норма - норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

    Важнейшие критерии отнесения к вариантам нормы:

    Психологическая понятность;

    Отсутствие чрезмерной фиксации, не соответствующей требованиям деятельности или потребностям

    Нет нарушения социального функционирования и возможна коррекция;

    Относительно целесообразный характер;

    Определенные периоды.

    Необходимо также оценивать характер изменений в динамике, соотносить с особенностями личности.

    Вопросы, касающиеся границ между психической нормой и патологией, до настоящего времени изучены не полностью. На начальных (доклинических) этапах заболевания изменения психики часто носят транзиторный, синдромально не очерченный характер. Отсюда возникли такие понятия, как «предболезнь», «донозологические психические нарушения», которые характеризуются отсутствием четких границ между психологическими реакциями и психическими нарушениями, между нормой и патологией личности.

    Большинство людей можно отнести к людям, имеющим предболезненные психические расстройства или донозологические нарушения и т.д. и рассматривать их как непатологические проявления. К ним относятся неспецифические, чаще всего астенические феномены, акцентуации характера и расстройства личности, неврозы и неврозоподобные состояния.

    При наличии патологии психических процессов с целью сближения особенностей диагностического мышления врача и клинического психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений, были выделены патопсихологические синдромы. Впервые такую попытку предпринял в 1982г. И.А.Кудрявцев, а в 1986г. В.М.Блейхер описал ряд патопсихологических регистр-синдромов, которые имеют как бы обобщающее значение, их характеристика более близка к нозологической , а их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Клинический психолог может оперировать в своих диагностических заключениях таким набором патопсихологических регистр-синдромов, как:

    Шизофренический. Характеризуется нарушением целенаправленности мышления и смыслообразования (резонёрство, соскальзывание, разноплановость и др.), эмоционально-волевыми расстройствами (уплощение и диссоциация эмоций, гипо- и абулия, парабулия и др.), развитие аутизма, отчужденности и т.д.

    Олигофренический. Складывается из примитивности и конкретности мышления, неспособности к формированию понятий и абстрагированию (или значительному затруднению этого), дефиците общих сведений и знаний, повышенной внушаемости, эмоциональных расстройств, затруднённости/неспособности к обучению.

    Органический (экзо- и эндогенный) . Складывается из нарушений памяти, распада системы прежних знаний и опыта, симптомов снижения интеллекта, операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщений), неустойчивости эмоций (аффективная лабильность), снижения критических способностей и самоконтроля (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга - церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и т.д., истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).

    Психопатический (личностно-аномальный). Складывается из неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа ("аффективная логика"), нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт, эмоционально-волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов (в клинике ему соответствуют акцентуированные и психопатические личности, обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).

    Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует биполярное аффективное расстройство и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

    Психогенно-психотический (в клинике - реактивные психозы).

    Психогенно-невротический (в клинике - неврозы и невротические реакции).

    Факторы среды: семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна 1. патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. 2. Чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность. 3. Формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил - ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью - отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Вызывает глубокий внутренний конфликт у ребенка, может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей - привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности. Следующее явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры - предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание. Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. поэтому важно, чтобы родители умели предоставить подростку права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью. Бодров три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь - это чувство собственного предназначения и собственных возможностей.. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе.