Основные формы культуры общения: поведение, речь, внешний облик, Виды этикета. Культура общения и ее воспитание

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура речевого общения

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Культура речи и деловое общение

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации. Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

♦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.

♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

♦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи «говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и этикет

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы».

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.

Культура межнационального общения

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

Выделяют несколько трактовок понятия «культура межнационального общения»:

♦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

♦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

♦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

♦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает:

  1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
  2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
  3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера, таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:

Терпеть. И верить - все на свете
прекрасны - взрослые и дети,
коты, собаки и медведи,
и сослуживцы, и соседи.
Терпимость - Наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас.

Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт, как вежливость и тактичность.

Вежливость - черта характера, основное содержание которой составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Есть одна черта характера, проявления которой мы часто ожидаем от других, но гораздо реже демонстрируем сами,- это уступчивость. Правильное соотношение уступчивости и принципиальности- залог нормальных взаимоотношений.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них некоторые специфические умения, навыки общения.

К таким умениям можно отнести следующие. Прежде всего это способность человека изменять свои первые впечатления о другом при знакомстве с ним. В большинстве случаев эти первые впечатления возникают на основе довольно ограниченной информации-мы еще не знаем, каков наш новый знакомый «на самом деле», а только видим, как он выглядит. Поэтому внешность человека- физический облик, манера поведения, соответствие одежды, прически моде, специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему. По одежке встречают, по уму провожают. Однако умение перейти в оценке человека от «одежды» к «уму» свойственно далеко не всем.

Ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с восприятием и пониманием человека человеком, считают, что эталоны внешности, которые возникают в результате первых впечатлений, являются своеобразными «пусковыми механизмами» процесса интерпретации характера человека. В результате образуются так называемые «оценочные эталоны», или «оценочные стереотипы», т. е. определенный набор качеств, которые человек приписывает познаваемому человеку. Эти стереотипы, или эталоны, возникают под влиянием как собственного опыта человека, так и тех социальных норм, которые он усваивает при обучении, воспитании, воздействии средств массовой информации.

Очень большое влияние на восприятие и понимание человека человеком оказывает определенная установка. Это влияние отчетливо продемонстрировано в опытах, проведенных под руководством психолога А. А. Бодалева. Так, нескольким группам испытуемых показывали одни и те же фотографии неизвестных людей, ко с разной установкой, например фотография молодого человека в одних случаях сопровождалась установкой «герой», в других - «преступник». Испытуемые должны были дать «словесные портреты». О том, как повлияла установка, можно судить по следующим отрывкам из «словесных портретов» одной и той же фотографии:

«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый и непричесанный. Можно думать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (установка - преступник).

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (установка - герой).

Для сравнения приведем отрывок из протокола человека, на которого установка, заданная в эксперименте, не оказала влияния: «Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно, сжаты крупные выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (установка - преступник).

У каждого человека существуют различные по своему содержанию, объективности, обобщенности стереотипы, схематизированные, стандартные образы человека как представителя определенной социальной, профессиональной, национальной и прочих групп. Всем известен широко распространенный в прошлом образ ученого: рассеянного чудака, беспомощного в мелочах быта и т. п. И в настоящее время бытует много социальных стереотипов, которые искажают наше представление о характере, особенностях конкретного человека. Если в одних случаях они помогают общению (или, по крайней мере, не оказывают решающего влияния), то в других случаях могут существенно исказить представление о другом человеке, помешать верно понять и оценить его. По-видимому, стоит и сейчас прислушаться к мнению А. И. Герцена, который считал: «…Ничего в мире не может быть ограниченнее и бесчеловечнее, как оптовые суждения целых сословий - по надписи, по нравственному каталогу, по главному характеру цеха. Названия - страшная вещь».

Вообще следует сказать, что умение вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям. Людям подозрительным, недоброжелательным трудно бывает в обществе других. И, напротив, те, кто видит в людях (не абсолютно в каждом, разумеется) хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять - относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше. Еще А. С. Макаренко завещал подходить даже к самому изломанному обстоятельствами человеку с «оптимистической гипотезой».

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. У каждого из нас постепенно складываются свои убеждения о том, каким должен быть человек, какие качества, поступки мы считаем наиболее существенными. С этой точки зрения мы сознательно и неосознанно оцениваем не только себя, но и других людей. Одни из этих взглядов действительно принципиальны, соблюдать их в жизни и в отношениях с другими необходимо. Однако наиболее часто нарушения во взаимоотношениях даже близких людей появляются из-за того, что слишком большое значение придается малосущественным деталям: какой дорогой пойти, хороший или плохой фильм и т. п. Уважение к чужим привычкам должно формироваться с детства.

Для культуры общения. большое значение имеет, какой стиль отношений устанавливается между людьми: авторитарный, когда «власть» в общении принадлежит кому-то одному, или демократический, когда каждый имеет равные «права» в общении. В приятельских, товарищеских или дружеских парах (группах) отношения могут складываться по типу «лидер - ведомый». Как правило, лидер - это человек или более информированный, знающий, или более «умеющий» (инструментальный лидер), или имеющий большие организаторские способности. Во всех случаях -это более активный человек, принимающий на себя больше обязанностей или ответственности. Ведомый же - это человек, менее активный, но часто более эмоционально развитый, более чуткий и внимательный. Однако для авторитарного стиля характерно манипулирование со стороны лидера ведомыми, при демократическом же стиле каждый человек защищен в коллективе равными правами.

Некоторые ученые, характеризуя особенности межличностных отношений, вводят такое понятие, как «ритм общения» . Так, А. И. Титаренко считает, что потребность общения имеет свой ритм, свои перепады интенсивности: «Многие нравственные качества личности зависят от умения верно выразить этот ритм - свой и других людей, с которыми происходит общение. Назойливость и замкнутость, необщительность - как нравственно-психологические характеристики взаимоотношений людей - во многом зависят от ритма общения, в котором они находятся».

Для культуры общения большое значение имеет наличие у людей такого качества, как деликатность, которое глубже, чем просто воспитанность человека.

Учитель может разобрать с учащимися следующую моральную «задачу», предложенную в свое время А. П. Чеховым: «Предположим, в комнату, где сидит дружеская компания, входит женщина с заплаканными глазами. Как в этом случае поступит культурный человек?.. А как поступит не только культурный, но и деликатный человек?».

Для культуры общения имеет значение и определенный, соответствующий принятому в данном обществе способ выражения чувств благодарности, симпатии, соболезнования и т. п. Важно, конечно, сопереживать и сочувствовать другому, но не менее важно, чтобы этот другой мог догадаться о ваших чувствах.

Очень хорошо о настоящей, интеллигентной культуре общения сказал писатель М. Рощин:

Современный человек должен обладать определенной культурой и правильно вести себя на работе с окружающими его людьми: с посетителями (с центами), подчиненными и начальниками. Для этого он должен правильно разговаривать.

Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно слушает вас и искренне заинтересован в том, что ему рассказывают. Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • а). Обращаться к собеседнику только по имени;
  • б). Нужно уметь правильно разговаривать со своим собеседником;
  • в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;
  • г). Необходимо быть хорошим собеседником;
  • д). Тема разговора должна быть интересна и полезна вашему собеседнику;
  • е). Вы должны улыбаться людям.

Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.

В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для конфликта между ними. В этих ситуациях может победить одна из сторон, может быть найден какой-то компромисс, а может, приемлемое решение не будет найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения.

Обратимся к этим советам:

  • 1. Прежде чем начинать сложные дела со своим малоизвестным деловым партнером, необходимо изучить особенности его характера.
  • 2. Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.
  • 3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите ему, что он не прав.
  • 4. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
  • 5. С самого начала разговора придерживайтесь дружественного тона.
  • 6. Постарайтесь заставить своего собеседника сразу в начале разговора несколько раз ответить вам "да".
  • 7. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник, а вы слушайте внимательно, не перебивая.
  • 8. Постарайтесь убедить вашего собеседника, что данная мысль принадлежит именно ему.
  • 9. Искренне старайтесь смотреть на вещи не только со своих интересов, но с точки зрения вашего собеседника (делового партнера).
  • 10. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
  • 11. Взывайте к более благородным мотивам.
  • 12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
  • 13. Не бросайте вызов, задевая за живое. Выделим еще несколько пунктов о разговоре с человеком.
  • 1. Если вы хотите сделать замечание человеку, не оскорбив и не обидев его вам лучше начать с похвалы и искреннего признания достоинств вашего собеседника. Психологи установили, что неприятные вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.
  • 2. Если вы хотите указать человеку на допущенную им ошибку, не оскорбив и не обидев его, вы должны сказать об этом не прямо, а косвенно. Если не поступить так, то не приведет ни к чему хорошему. Он обидеться, так как это задевает его достоинство, у него испортится настроение и пропадет желание - что либо переделывать. Поэтому, всегда лучше дать хорошую оценку его труда, но затем можно сказать, почему он в данных условиях не удовлетворяет вашим требованиям. Результат будет прекрасным, человек все переделает в лучшем виде и не обидеться на вас, а главное - вы не убьете в нем желание трудиться.
  • 3. Если вы хотите покритиковать человека за совершенную им ошибку, не обидев и не оскорбив его, то вам необходимо сначала поговорить о собственных ошибках, а затем уже и "добраться" до него. Это нужно делать так, потому что, когда вы начинаете со своих ошибок вы даете понять, что он не одинок и другие тоже могут ошибаться. Что его ошибка почти объективная и ее легко исправить. Это не обижает человека, не вызывает желания немедленно все бросить и, главное, - не снижает его энтузиазма в работе.
  • 4. Если вы хотите заставить человека что-то делать, то вы не должны это делать в приказной форме, например как в армии. Потому что никто не любит, когда ему приказывают. Поэтому нужно предоставить человеку возможность самому выполнять работу, никогда не указывать, что делать, и, позволять ему учиться на собственных ошибка. При соответствующем контроле, но, не принимая за него решений. Такой метод и щадит самолюбие человека и пробуждает в нем ощущение своей значимости. Этот метод порождает в человеке желание сотрудничать, а не стремиться к протесту. Итак, в этих условиях приказания быть не может, но остаются вопросы, которые вы ему можете задавать.
  • 5. Если вы хотите объявить о каком-либо решении человеку, которое касается его лично, то вам следует начать с приведения соответствующей мотивации этого решения. Людям нельзя сразу объявлять о том или ином решении, которое непосредственно касается их лично, например, увольнение с работы, переводе на другую работу и т.п. Перед этим должна быть сообщена им соответствующая мотивация, которая объективно, не затрагивая чувств собственного достоинства, объяснила бы причины такого решения.
  • 6. Если вы хотите заставить человека творчески и продуктивно работать на своем участке, то необходимо проявить к нему внимание и выразить одобрение по поводу малейших успехов. Это вдохновляет людей совершать невероятное используя нереализованные ранее возможности. Вообще, человек в большинстве случаев использует незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. Этим вы будете стимулировать достижение успехов в работе.
  • 7. Если вы хотите помочь человеку стать лучше и если он сам хочет этого, то вам необходимо создать ему хорошую репутацию, которой в данный момент, может быть, он и не достоин. Психологи установили, что почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор, - прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать репутацию честного человека. Например, существует только один возможный путь исправления мошенника: обращаться с ним так, словно он является почтенным и честным человеком. Он будет непременно польщен этим. Если вы отмечаете в человеке что-то хорошее, чего пока за ним не замечалось, он обязательно будет стремиться к этому - в этом убеждены многие психологи мира.
  • 8. Если вы хотите, чтобы человек без принуждения сделал то, что вы ему предлагаете, и сделал бы это творчески, с полной отдачей интеллектуальных и физических сил, то вы должны уметь стимулировать его. В каждом конкретном случае это, видимо, должно происходить по-разному, но есть нечто общее - надо найти такие мотивы, которые удовлетворяли бы человека. Люди должны уметь выступать на сцене. Выделим по этому поводу несколько советов:
  • 1. Оратор должен говорить просто, понятно, как и в личной беседе.
  • 2. Оратор не должен смотреть поверх голов слушателей или на пол.
  • 3. В свое выступление нужно вкладывать душу.
  • 4. У оратора должен быть: привлекательный внешний облик, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд, приветливая улыбка.

Что такое культура общения? Это многоуровневое понятие, которое включает в себя большой спектр нормативных актов, приемов и механизмов, методов коммуникации и их правил, и тем самым влияет на качественную характеристику и уровень совершенства общения индивидуума.

Культура общения является также достаточно важным жизненным инструментом. Именно она позволяет субъекту не перемещать возникающие конфликтные настрои из профессионально-деятельной сферы жизни в личную эмоционально-волевую, что уже может прямо повлиять на межличностные отношения между участниками деятельности.

Культурность общения делает возможным понимание той или иной позиции оппонента индивидуума, снизить эмоциональное напряжение, ликвидировать неконтролируемый всплеск эмоций во взаимоотношениях в любой сфере жизни.

Речевая культура личности

Значительную роль в формировании и дальнейшем развитии человека как личности играет так называемая речевая культура личности. Отражением речевой культуры является язык и его система, поскольку именно в нем содержится и через него выражается реальная действительность и условия, что окружают индивидуумов, социальное и общественное сознание всех индивидуумов, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение.

Иными словами, язык – это практически хранилище всех культурных ценностей. Данную функцию она выполняет с помощью составляющих ее различных компонентов, таких как лексические и грамматические особенности, специфика устной и письменной манеры речи, фольклорные произведения вроде поговорок и пословиц.

Помимо этого, речь как таковая служит отображением развитости мыслительной деятельности, культурного и интеллектуального воспитания индивидуума. Также она представляет собой один из самых основных аспектов способности познать окружающую действительность, регуляции деятельности человека в социуме.

Более того, речь – это практически единственный, максимально оптимальный и эффективный вариант среди всех методов коммуникации, который для современного человечества является способом регуляции совместной целенаправленной деятельности. При чем это не зависит от того, в какой сфере жизни осуществляется данная деятельность.

Значимость понятия культуры общения для любого человека невозможно преувеличить. Именно благодаря ей осуществляется, в частности, познание различных профессиональных умений и навыков, происходит социальная адаптация в целом, культурное и всестороннее развитие, простейшее взаимодействие с другими людьми.

Способность индивидуумов к коммуникации являет собой не только важную эмоционально-психологическую и социальную связь, но также универсальный метод создания канала для обмена информацией разной степени важности. Результатом любой речевой деятельности субъекта принято считать текст, который и составляет выраженную информацию в устном или письменном виде.

Разумеется, эффективность выражения информации таким образом, а также возможность ее адекватного восприятия, зависит от ряда характеристик. К ним относят целостность текста, наличие определенной смысловой нагрузки, а также общая связность. Также большое значение имеет понятие о качестве речи индивидуума, которая играет большую роль в характеристике его речевой культуры.

Специалистами принято выделать культуру речи общественную, то есть общесоциальную, и сугубо индивидуальную. Что касается индивидуальной речи, то она является уникальной для каждого субъекта, а ее качество напрямую основывается на общем уровне эрудиции и развития данного человека в методах вербальной коммуникации. При этом индивидуальная речь одновременно является главным критерием выражения человеком его опыта и умений в рамках вербальной коммуникации.

Также стоит отметить, что индивидуальная речевая культура заимствует определенные положения из общесоциальной, перенимая часть некоторых штампов, феноменов, устоявшихся традиций. Вместе с тем индивидуальная культура речи в большей степени уникальна и разнообразна, в отличие от социальной. С данной позиции общественная вербальная культура рассматривается как своеобразная копилка. Она представляет собой отбор и хранение наилучших, то есть прижившихся в социуме, вербальных шаблонов, приемов, речевых оборотов и феноменов. Вместе с тем именно она содействует формированию понятия литературной классики и норм социального общения.

Таким образом, рассматривая общение посредством речи с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что оно является одной из множества психических форм человеческой деятельности. Коммуникация как таковая не является всего лишь взаимодействием между двумя личностями, ведь в ней также отображаются различные уникальные свойства психики каждого из участников общения, особенности их уникального темперамента, другие психотипические черты.

Более того, важно отметить тот факт, что личность любого человека получает мощный толчок к развитию исключительно в результате и взаимодействия с другими индивидуумами. Это подразумевает факт важности воспитания культуры речи. Данное воспитание заключается в грамотном овладении родным языком, обучение различным нормам, совершенствование культурных познаний и красноречия путем простого вербального контакта с людьми.

Воспитание культуры общения

Следует отметить, что в прогрессивном обществе воспитание культуры общения занимает одно из главенствующих положений в воспитании ребенка вообще, как в семье, так и в любой другой педагогической практике. В частности, именно грамотная культура воспитательного общения призвана сформировать у ребенка теорию и практику основ общей культуры коммуникации.

Не менее важно умение грамотно и правильно выстраивать свою речь со стороны родителей, поскольку именно их пример межличностной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания личностной речи, позволит развить в ребенке те качества, благодаря которым можно будет привить ему определенные культурные ценности в общении.

Выделяют целый ряд различного рода приоритетов, целей и задач, которые стоят в основе воспитания и формирования культуры речи.

Все они рассматриваются с точки зрения актуальности выработки следующих важных для индивидуума качеств:

  • Общительность как уникальная и устойчивая черта характера человека. Его склонность к взаимодействию с другими субъектами, активному обмену информацией.
  • Достаточно высокий уровень сугубо личных отношений.
  • Высокий уровень развития взаимоотношений в той или иной группе людей.
  • Эффективный уровень развития совместной деятельности в любой сфере жизни, например, профессиональной.
  • Повышение уровня академической успеваемости, что также заключается в повышении активности деятельности в обществе.
  • Развитие адаптивных способностей к разного рода деятельности и переключения между ними, например, игровой, учебной, трудовой.

Таким образом, культура речи и ее воспитание – это достаточно глубокий и многоуровневый процесс. Он включает в себе развитие отношений во всех сферах жизнедеятельности индивидуума, удовлетворение потребности в совместной деятельности, что сопровождается постоянным обменом информацией, создание некоторой единой системы и концепции общения и обмена сообщениями, а также достаточно выраженное, непрерывное восприятие и постижение другого человека.


Культура общения.

План:

Общие понятия культуры общения. 1

Внешний вид. 7

Одежда делового человека. 7

Жесты и движения 9

Деловая переписка, культура речи. 10

Деловое письмо 10

Телефонные переговоры. 13

Нормы поведения в ресторане 13

Культура общения за столом. 13

Беседа за столом. 15

Культура еды. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Использованная литература: 19

Общие понятия культуры общения.

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны . Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодоленные смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

1. Носители противоречий - оппоненты;

2. Возможности их определяются рангом:

Первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;

Второй ранг - группы и групповые цели;

Высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Выделяются различные виды общения.

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Профессиональные.

4. Общекультурные.

5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

Производственные;

Практико-бытовые;

Межличностно-семейные;

Научно-теоретические;

Научно-практические;

2. По форме контактирования:

Опосредованные (переписка].

3. По типу связи:

Двунаправленные (письмо];

Однонаправленные (книги].

4. По степени взаимодействия коммуникантов:

Высокая;

Удовлетворительная;

Незначительная;

Неудовлетворительная;

Отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам:

Негативный, совершенно превратно понят;

Нулевой, никак не можем понять друг друга;

Позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Правила культурного общения.

1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.

2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.

3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.

4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной].

5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.

6. Не говорите много - раздражает.

7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.

Как склонить человека к своей точке зрения.

1. Одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Чтобы избежать этих ошибок или сделать их минимальными, необходимо следовать социально-психологическим требованиям:

Иметь заранее подготовленный план беседы, а также достаточно знаний о проф. требованиях к конкретному рабочему месту и имеющихся данных о кандидате;

Снять напряжение с работника, расположить к откровенной доверительной беседе;

Стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику высказаться;

Говорить с человеком языком, понятным для него, избегать задавать прямые вопросы, использовать наводящие;

Стараться не отклоняться от основного направления беседы;

Оценивать работника только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные убеждения.

Стадии подготовки к беседе.

    Планирование времени для предстоящей встречи (ознакомление с анкетными данными, время для разговора, время для обдумывания и принятия решения] - 1 - 1,5 ч.

2. В каких условиях будет проходить беседа. При этом следует учесть:

Обеспечение конфиденциальности, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно;

Исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (тел. Звонки, появление сотрудников и т.д.].

3. Обеспечение наиболее благоприятной для собеседника обстановки (удобное место, доброжелательность и вежливость в общении].

При подготовке к беседе и составлении ее вопросника, который не должен быть большим, необходимо четко сформулировать основные вопросы. Руководитель должен подумать, как установить взаимное доверие при собеседовании, если человек сильно нервничает, переживает, особенно, если на одну должность существуют несколько претендентов.

Три способа психологического воздействия при публичном общении.

1. Заражение. Представляет собой бессознательную психологическую подверженность людей определенным состояниям (паника].

2. Внушение. Представляет собой эмоциональное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием внушения является авторитет. общения . Культура общения официанта с гостем проявляется... установка официанта на высокую культуру общения с посетителями. Культура общения с посетителем подразумевает...

  • Культура общения часть общечеловеческой культуры

    Контрольная работа >> Иностранный язык

    Курсу «Русский язык и культура речи» Культура общения – часть общечеловеческой культуры Выполнил студент II курса... : 6-76-94 Бакал 2007 Содержание: Культура общения ……………………………………………………………3 Особенности межнационального делового этикета……………………….12 ...