С каким звуком в дб взлетает самолет. Допустимый уровень шума в децибелах в квартире

Человеческий голос характеризуется двумя уникальными для живых существ формами проявления, к которым относятся пение и речь. Механизм доставки вещества голосообразования - воздуха, в общих чертах одинаков и при разговоре и при пении. При голосообразовании воздух доставляется легкими во время фазы выдоха и, поступая восходящей струей через бронхи и трахею озвучивается в гортани. Однако оформление голоса и включение его в разговорную речь или пение происходит различно, поскольку разные конечные цели этих голосовых феноменов требуют применения соответственных акустических принципов использования голосовой функции.

В случае речи на первом месте стоит задача формирования разговорных голосовых сигналов - фонем. Фонему можно рассматривать как смесь элементарных звуков различной частоты: некоторые из них хорошо слышимы, другие едва уловимы. Однако во всех случаях фонема характеризуется длительностью, силой и частотой. В момент произнесения фонема может изменяться по длительности и силе, но по частоте она остается неизменной.

Следует подчеркнуть, что движения нашего тела и сокращения наших собственных мышц генерируют звуки, которые мы можем услышать, если заткнем уши. Эти низкочастотные шумы близки к пороговым значениям для нашего слуха в диапазоне низких частот (наш слух невосприимчив ровно настолько, чтобы в обычных условиях мы этих звуков не слышали). Для человека оптимальными являются частоты от 200 до 4000 Гц. В этом диапазоне наши уши и голосовые связки исключительно приспособлены друг к другу для осуществления максимально эффективной обратной связи при помощи речи, причем полоса частот достаточно широка, чтобы мы могли использовать модуляцию частот в качестве носителя информации. Диапазон воспринимаемых ухом частот находится в пределах от 15-16 до 20 000 - 22 000 Гц. Наименее чувствительно ухо к низким частотам; например его чувствительность к тону в 100 Гц в 1000 раз ниже, чем к тону в 1000 Гц. Высокочастотная часть диапазона, доступного уху, удивительна. В детстве некоторые способны хорошо слушать частоты порядка 40 000 Гц. с. 110. Слух с участием костной проводимости играет важную роль в процессе речи. Когда вы напеваете с закрытым ртом, эти звуки в значительной степени слышны вам благодаря костной проводимости.

Если заткнуть уши пальцами, то такие звуки станут значительно слышнее. Таким образом, во время разговора и пения вы слышите два типа звуков - одни через костную проводимость, другие через воздушную. Естественно, что другой человек слышит только звуки, проводимые воздухом. В этих звуках некоторые низкочастотные компоненты колебания голосовых связок теряются. Этим объясняется, почему человек с трудом узнает свой собственный голос, когда он слышит его в магнитофонной записи.

"Принято считать, что звуки голоса образуются в следствии колебания голосовых связок. Колебания эти вызываются прохождением воздушной струи через голосовые связки на выдохе. Издавать звук на вдохе практически невозможно, немногие исключения как бы подтверждают это правило. На вдохе звук может возникать при зевании, при фокусах некоторых чревовещателей, также на вдохе звук и-и-и издает осел в своем всем известном крике << И-а, и-а, и-а! >> (звук а-а-а в этом случае издается на выдохе)" Как акустический феномен человеческий голос нельзя заменить ничем, даже самыми современными звукопродуцирующими установками. Голос человека может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может также кричать, стонать, имитировать различные звуки. По модуляции голоса мы можем судить о психическом состоянии человека, его возможных поведенческих реакциях в различных ситуациях.

Сила звука измеряется в единицах, называемых беллами - в честь А.Г. Белла - изобретателя телефона. Однако на практике используют десятые доли белла, т.е. децибелы.

Для сравнения приведем таблицу в децибелах:

Шепот, шелест листьев - 20-30

Тихая речь 30-40

Разговорная речь 40-60

Громкая речь. Кашель 60-70

Оркестр. Шум автомобиля 70-80

Крик. Шум поезда, мотоцикла 80-90

Водопад Ниагара. Шумный заводской цех 90 - 100

Орудийный выстрел 100-120

Шум реактивного двигателя 120-140

Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность в 120-130 децибелл. Звук такой силы вызывает боль в ушах.

В качестве курьеза хочется привести один из мировых рекордов из знаменитой "Книги рекордов Гиннеса". 125 децибелл- такую силу голоса продемонстрировала на соревнованиях 14 -летняя шотландская школьница, перекричав взлетающий самолет Боинг. имеет и другое значение, особенно актуальное в наше время: это наше с вами мнение, которое мы высказываем на выборах, голосуя за того или иного депутата. В немецком языке от слова Stmme - голос происходит слова Stimmung - настроение. От латинского слова sonare (звучать) происходит слово persona -маска, которая в античные времена закрывала лицо актера. Ее меняли в течение спектакля в зависимости от характера персонажа. Впоследствии слово persona приобрело значение персоны - юридического лица, человеческого индивидуума.

Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения между людьми. Когда мы говорим, мы вообще никогда не задумываемся над тем, как надо вдохнуть, как оформить рот, какое положение должен занять язык и т.п. Все происходит автоматически, бессознательно.

Произнесение звуков тесно связано с дыханием. Речь и пение это всегда - выдох. Процесс дыхания во время разговора имеет ряд достаточно существенных отличий от дыхания молчащего человека в спокойном состоянии. Эти отличия связаны прежде всего с временными изменениями во всех трех фазах дыхания: длина выдоха существенно удлиняется, пауза и возврат дыхания становятся очень короткими. Выше мы уже говорили, что логика сценической или вокальной фразы часто ведет к ликвидации паузы, а фаза выдоха, во время которой озвучивается воздушная струя, существенно удлиняется. Условия разговорной или музыкальной фразы в ораторской или сценической речи, а особенно пение может потребовать длительности выдоха в 15-25 сек. "В таких случаях, конечно, быстрый вдох не может осуществляться только через нос, а совершается одновременно и через нос и через рот, а иногда даже в основном через рот. Дыхание через рот во время пения вызвано необходимостью и не является особенным отклонением о гигиены дыхания, поскольку применяется кратковременно. В процессе речи почти в двое уменьшается число дыхательных движений, чем при обычном (без речи) дыхании. Процесс пения также ведет к сокращению общего количества числа дыхательных движений. Зато в обеих случая резко возрастает их интенсивность. В речи и пении увеличивается скорость прохождения воздушной струи, поскольку для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи и пения объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается примерно в три раза. Вдох (возврат дыхания) становится более коротким и глубоким, а выдох приобретает ещё более специфический характер. "Он становится активным, принудительным мускульным актом, поскольку особенно важную роль в нем играют мышцы брюшного пресса в сочетании с особым тонусом мышц таза и промежности. Это обеспечивает длительность выдоха и способствует увеличению давления воздушной струи, без чего невозможна ни речь ни пение.

Исследования показали, что при пении относительно небольшое количество воздуха (1000 - 1500 см3) позволяет обеспечить выдоха, составляющую 15-20 сек. Этого вполне достаточно, чтобы исполнить самую продолжительную фразу вокального материала, длящуюся 18 сек.

"Важное значение при контроле за певческим голосообразованием имеют резонаторные ощущения. Каждый певец хорошо знает, что при пении у него начинают вибрировать грудная клетка и лицевая часть головы. Это дрожание принято называть грудным и головным резонированием. Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона << окрашивается грудным и головным резонированием>>. От ощущение резонирования звука в голове и груды получили свое название регистры голоса - головной и грудной. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, <<металличен>>, при грудном - насыщен.

Ощущение голоса << в маске >> - один из показателей правильной организации певческого звука.В системе трехфазного дыхания принято считать, что не только певческий, но и разговорный голос должен быть окрашен и грудным и головным резонированием. Вспомните, сколь "неприятно" звучит речь человека, каждый звук которой резонирует только в носу.

В оперных театрах всех стран по крайней мере в течение столетия амплуа оперных певцов определяются исполняемыми партиями: первые, вторые, третьи партии и хористы. Это разделение в известной мере связано с мощностью голоса. Действительно, все оперные залы можно разделить на несколько категорий по их кубатуре:

Голосам, мощность которых достигает только 110-120 дб, дают в подобных залах только вторые партии, но они все же могут обеспечить первые партии в залах 2-й категории. Таким образом, амплуа в оперных театрах находится в зависимости от мощности голоса и кубатуры помещения.

Вот как характеризует звук человеческого голоса Федор Иванович Шаляпин, в своей книжке "Маска и душа": "Звук должен умело и компактно опираться на дыхание, как смычек должен умело и компактно прикасаться к струне, скажем виолончели и по ней свободно двигаться. Точно так же, как смычек, задевая струну не всегда порождает только один протяжный звук, а благодаря необыкновенной своей подвижности на всех четырех струнах инструмента вызывает и подвижные звуки, - точно также и голос, соприкасаясь с умелым дыханием, должен уметь рождать разнообразные звуки в легком движении. Нота, выходящая из-под смычка или из-под пальца музыканта, будет ли она протяжной или подвижной, должна быть каждая слышна в одинаковой степени. И это же непременно для нот человеческого голоса. Так, что уметь << опирать на грудь>>, << держать голос в маске>> и т.п. - значит уметь правильно водить смычком по струне- дыханием по голосовым связкам, и это, конечно необходимо."

"Ведь все это очень хорошо - продолжает далее Шаляпин,-<< держать голос в маске>>, << упирать в зубы>> и т.п., но как овладеть этим грудным, ключичным или животным дыханием - диафрагмой, чтобы уметь звуком изобразить ту или другую музыкальную ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию? Я разумею интонацию не музыкальную, т.е. содержание такой-то ноты, а окраску голоса, который ведь даже в простых разговорах приобретает различные цвета. Человек не может сказать одинаково окрашенным голосом: << я тебя люблю >> и << я тебя ненавижу>>. Будет непременно особая в каждом случае интонация, т.е. та краска, о которой я говорю." (Шаляпин с. 80 -81).

"Наиболее важная особенность окраски звука - вторит Шаляпину болгарский фониатор И.Максимов- возможность путем включения эмоциональных звуковых элементов выражать психическое состояние индивидуума в самом широком смысле этого слова. Изменения окраски голоса могут очень точно отражать настроение, эмоции и убеждения говорящего соответственно их развитию и динамике изменений. Не напрасно Сократ сказал одному из своих учеников: << Говори, чтобы тебя видеть >>

"Качество голоса является зеркалом интеллекта и динамизма личности больного,- ссылаясь на исследования американских ученых, утверждает профессор Вильсон. Плохое качество голоса создает впечатление тупости и пассивности, а хорошие качества говорят о живом уме и положительной активности

"Профессор психологии британского университета в Манчестере Джон Коэн, пишут Плужников и Рязанцев,- недавно опубликовал результаты своих исследований скорости речи женщин и мужчин. Оказалось, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина 50; за 60 секунд - женщина 116, а мужчина - 112. Разница заметнее на отрезке времени в 2 минуты: женщины 214 слов, мужчины - 152 слова.

Человеческий голос обычно рассматривается по таким основным параметрам, как частота (тоновый диапазон) , сила, длительность и тембр, которые можно анализировать по отдельности. Для характеристики певческого голоса используется также такая особенность голоса как вибрато, т.е. периодическое изменение высоты и силы голоса, или иначе говоря ровную пульсацию (вибрацию).

В результате изучения вибрато акустиками было установлено, что звук голоса воспринимается нашим слухом как красивый, льющийся, в том случае, когда вибрация совершается со скоростью 6-7 раз в секунду. Если же пульсация совершается реже или чаще, то голос становится менее приятным

Однако реальный человеческий голос - это единый, неделимый комплекс. Последнее особенно проявляется в пении, где голос, переходя в тона различных регистров, изменяет также и свою окраску, что влечет за собой изменение остальных качеств, таких как интенсивность, тональность, длительность и, особенно, дополнительных гармоник, в своей совокупности, определяющих тембральную окраску голоса.

"После мутации естественное проявление мужского и женского голосов имеют разновидности, акустически зависимые от основных качеств голоса: тонового диапазона, силы и тембра. Если сила голоса и тембр до известной степени являются взаимозависимыми и в основе своей связаны с одним и тем же анатомо-физиологическим механизмом, то тоновый диапазон зависит от быстроты нервно-мышечных реакций, реализующихся в быстрых колебательных движениях голосовых складок.

Высота издаваемого звука, как известно, зависит от числа колебаний в 1 секунду (струны, мембраны, голосовых складки и т.п.) и измеряется в герцах (герц - одно колебание в секунду). Голосовые складки человека способны приходить в колебательные движения не только сразу всей массой, а также и по частям, именно поэтому голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 Гц и даже больше.

Тоновый диапазон т.е. пределы между самым низким и самым высоким звуком, который способен издать человеческий голос, определяется, обычно от 64 до 2700 Гц. При этом разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса.

W[ В американском городе Карсно-Сити уже свыше ста лет проводятся ежегодные конкурсы мастеров художественного свиста. На недавних соревнованиях победителем в разделе современных мелодий стал Джоэл Брендон. Его техника свиста не имеет себе аналогов в мире: если обычные люди свистят на выдохе, то Джоэл только на вдохе. Диапазон его возможностей составляет три октавы, а высвистываемые им ноты, удивительно чисты и благозвучны. Единственной его проблемой является полное отсутствие конкурентов, поскольку за более чем тридцать лет занятий свистом ему не встретился еще ни один человек, выступающий в его манере.

Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3 октавы. Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов - 35 полутонов (черных и белых клавиш фортепьяно), а женских - 38 полутонов. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 Гц - "фа" контроктавы) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 Гц), то получится, что человеческие голоса охватывают 6 октав.

Тенор- альтино, обладающий особенно высокими нотами, звучит легко и прозрачно;

На втором месте среди мужских голосов стоит баритон, рабочий диапазон которого от << ля>> большой октавы до << ля >> первой октавы. Лирический баритон- голос, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же иногда имеет типичный баритональный оттенок. Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических так и драматических партий. Драматический баритон - это голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низки по тесситуре.

Бас- наиболее низкий и мощный мужской голос - имеет рабочий диапазон от << фа>> большой до << фа>> первой октавы. Высокий бас - певучий голос светлого и яркого звучания, напоминает баритоновый тембр. Такие голоса называют баритональными басами. Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Низкий (глубокий, профундовый) бас, кроме густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса, обладает глубокими, мощными и низкими нотами.

Различают также ряд типов поставленных женских голосов. Сопрано- наиболее высокий женский голос, имеет рабочий диапазон от << до>> первой до << до >> третьей октавы. Колоратурное сопрано характеризуется легким, прозрачным звучанием, выраженной подвижностью. Голос колоратурного сопрано не достигает большой мощности, но обладает способностью нестись в зал, с исключительной чистотой и прозрачностью звучания. Лирико-колоратурное сопрано - голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению как колоратурных так и лирических партий. Лирическое сопрано не обладает такой степенью колоратуры, но мощнее и шире по звучанию, звучит светло и серебристо.

Лирико- драматическое сопрано - широкий лирический голос более насыщенного грудного тембра. Драматическое сопрано отличается мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром.

Сто лет назад слава Алисы Шоу, или как ее еще называли Маленькой Свистуньи была практически безгранична, каждая ее гастроль была сенсацией. Музыкальные критики захлебывались от восторга: "Неслыханно! Алиса Шоу свистит в пределах двух октав! Она владеет стаккато и трелями, тремоло и плавными переходами! Это не свист, а игра на невидимой волшебной флейте!".

Репертуар Алисы Шоу был безграничным: она исполняла все- от старинных баллад и народных песен до опер и инструментальных пьес; специально для нее писались музыкальные произведения.

Лондонские медики придирчиво исследовали ее голосовой аппарат и обнаружили, что секрет ее уникального дара таился в необычно высоком и узком небе, а также в искусном владении амбюшуром - умением правильно управлять мышцами рта.

Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне от << фа >> малой до << фа >> второй октавы.

Наиболее распространенный разговорный голос у мужчин - баритон, у женщин обыкновенно голос октавой выше. В классической музыке басы обычно используют наиболее низкий звук "ре" большой октавы - 72,6 Гц., а в церковной музыке встречаются и более низкие ноты. Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является "фа" третьей октавы (1354 Гц) из знаменитой арии "Царицы ночи" в "Волшебной флейте " Вольфганга Амадея Моцарта при исполнении стаккато.

Некоторые всемирно известные певицы, такие как, Лукреция Агуяри, Дженни Линд, Има Сумак, Жозе Дрла и другие, перешагнули за обычные пределы высоты женского голоса и достигли тонов << а3>>, <<с4>> (2069 Гц), а Эрна Зак и Мадо Робен - <> (2300 Гц), при этом их исполнение отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу. Подчеркнем, что Имма Сумак поет до сих пор, и поет прекрасно, а ей уже далеко за 80 лет.

Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения между людьми, особенно на расстоянии. Сила певческого голоса весьма существенна для исполнения произведений классического репертуара без микрофона. Разговорный голос имеет довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между <<пиано>> и <<форте>>. При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 Дб. При обычном разговоре в помещении площадью около 100 м2 сила голоса не превышает 40 Дб. Слабые голоса достигают уровня 25 Дб, а при вспышке гнева эта сила возрастает до 60 Дб. В помещении объемом 1000 м2 голос оратора должен обладать силой в 55 Дб, а на открытом воздухе - 80 Дб.

У певцов сила голоса сила голоса достигает значительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 Дб на расстоянии метра от поющего.Величина силы голоса в 130 Дб на расстоянии 1 м от ротового отверстия, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактической силе 160-170 Дб, развиваемой на уровне гортани. Подобные огромные величины силы с соответствующими интервалами интенсивности не могут быть достигнуты ни какими музыкальными инструментами с вибрирующими частями, из каких бы материалов ни был изготовлен механизм, имитирующий голосовые складки. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани, она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ - примерно 7 м/сек. При крике голос усиливается до 100 ДБ, а высота тона возрастает до 173-254 гц.

Голосовые мышцы - самые быстрые мышцы человеческого организма. Они обладают большой выносливостью и исключительной устойчивостью к значительно повышенному потреблению кислорода мышечной тканью. Подобно миокарду, с которым они имеют общее происхождение, грудным мышцам некоторых перелетных птиц голосовые мышцы в значительной степени способны к анаэробному метаболизму.

Речь понятна в том случае, если она громе окружающего шума на 6 ДБ. Расстояние между разговаривающими особенно важно на улице, где воспринимаемая громкость речи уменьшается на 6 ДБ при удвоении расстояния. Расстояние не столь важно при разговоре в помещении. При уровне шума ниже 48 ДБ люди говорят с громкостью в 55 ДБ при расстоянии между ними около 1 м. Когда уровень фонового шума равен 48-70 ДБ, громкость голоса увеличивается до 67 ДБ. При возрастании уровня шума на 1 ДБ (расстояние между собеседниками 1 м) громкость голоса повышается на 0,6 дб.

Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности. Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса.

Основная окраска детского голоса - его "серебристость". Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из "серебристого" с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, "металлический" оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6 -м году он равен септиме. Примерный диапазон голоса для мальчиков и девочек таков: в возрасте от 7 до 10 лет от << фа>> первой до << до >> второй октавы, т.е. равен почти одной октаве, у детей от 10 до 14 лет от <<до>> первой до << ре>> второй октавы. В возрасте от 10 до 15 лет диапазон голоса значительно расширяется - от <<си>> малой до << фа>> второй октавы. Следует отметить, что у подростков этого возраста он нередко выходит за пределы указанных границ и может быть равен двум октавам.

Исследования показали, что пение оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки.

Очень важно подчеркнуть, что одном из условий развития правильного, нормального голоса у детей является непродолжительное, негромкое пение в рамках возрастного диапазона. Поскольку в последнее время все больше и больше становится профессий, использующих голос в качестве основного инструмента (лекторы, ораторы, педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, артисты, дикторы и др.), то существенное значение приобретает профилактика заболеваний голосового аппарата. Система трехфазного дыхания, являясь, по - преимуществу, профилактической системой, ориентируется на комплексное, всестороннее укрепление всего дыхательного аппарата человека, в том числе и речевого аппарата, как составной части первого, на основе правильного, естественного, трехфазного дыхания.

Именно поэтому, первая часть книги, посвященная тренировке правильного дыхания построена таким образом, что, овладев первоначальными навыками правильного дыхания, т.е. начав укреплять собственно дыхательную мускулатуру, читатель постепенно переходит к тренировке речевого аппарата и диафрагмы.

Чтобы чувствовать себя комфортно и умиротворенно, человеку не требуется абсолютная тишина. Полное отсутствие звуков не принесет душевный покой, да и тишиной (в привычном понимании слова) такое состояние окружающей среды не является. Мир, наполненный едва уловимыми, часто не воспринимаемыми сознанием шорохами и полутонами позволяет отдохнуть от шума и суеты разумом и телом. Однако множество звуков разной силы и красоты наполняют жизнь людей, принося радость, поставляя информацию, просто сопровождая необходимые действия.

Как понять, что получая удовольствие не мешаешь другим и не вредишь себе? Как исключить раздражающее и негативное влияние со стороны? Для этого полезно знать и понимать установленные научно стандарты уровня шума.

Что такое шум

Шум - величина физическая и многозначная (например - цифровые шумы на изображениях). В современной науке этим термином обозначают непериодические колебания разной природы - звуковые, радио, электромагнитные. Прежде в науке в это понятие включали только звуковые волны, но затем оно стало шире.

Чаще всего под шумом подразумевают комплекс нерегулярных звуков разной частоты и высоты, а с точки зрения физиологии - любое неблагоприятно воспринимаемое акустическое явление.

Единица измерения шума

Измеряют уровень шума в децибелах. Децибел - десятая часть бела, который практически не применяется. Характеризует отношение друг к друг двух одноименных физических (энергетических или силовых) величин - то есть мощности к мощности, силы тока к силе тока. Один из показателей принимается за исходный. Он может быть просто опорным или общепринятым и тогда говорят об уровне явления (пример - уровень мощности).

Для несведущих в математике понятнее будет факт, что повышение любого исходного значения на 10 дБ для человеческого уха означает в два раза более громкий звук, чем начальный, на 20 дБ - в четыре раза и так далее. Получается, что самый тихий звук, слышимый человеком, в миллиард раз слабее самого громкого. Использование такого обозначения значительно упрощает запись, избавляя от множества нулей, и облегчает восприятие информации.

Бел берет начало от методов, использовавшихся для оценки ослабления телефонного и телеграфного сигнала в соответствующих линиях передач. Назван в честь американского ученого канадского происхождения Александра Грейама Белла, являющегося одним из первопроходцев телефонии, автором многих изобретений и основателем на данный момент крупнейшего в мире медиаконгломерата American Telephone and Telegraph Company, а также крупного исследовательского центра Bell Laboratories.

Соотношение цифр и жизненных явлений

Для понимания числового выражения уровня шума нужно иметь точные ориентиры. Без применения к знакомым жизненным явлениям цифры останутся абстрактными знаками.

Источник звука Значение в децибелах
Спокойное нормальное дыхание 10
Шелест листвы 17
Шепот/перелистывание газетных листов 20
Тихий шумовой фон на природе 30
Тихий (нормальный) шумовой фон в городском многоквартирном доме, звук накатывающих на берег волн спокойного моря 40
Спокойный разговор 50
Звуки в помещении не очень крупного офиса, зале ресторана, довольно громкий разговор 60
Наиболее частый уровень звука работающего телевизора, шум оживленного шоссе с расстояния ~ 15,5 метров, громкая речь 70
Работающий пылесос, завод (ощущение снаружи), поезд в метро (из вагона), разговор на повышенных тонах, детский плач 80
Работающая газонокосилка, мотоцикл с расстояния ~ 8 метров 90
Заведенная моторная лодка, отбойный молоток, активное дорожное движение 100
Громкий визг ребенка 105
Концерт тяжелой музыки, громовой раскат, сталелитейный завод, реактивный двигатель (с расстояния в 1 км), поезд в метро (с платформы) 110
Самый громкий зафиксированный храп 112
Болевой порог: цепная пила, выстрелы из некоторых орудий, реактивный двигатель, автомобильный гудок вблизи 120
Автомобиль без глушителя 120-150
Взлетающий с авианосца истребитель (на расстоянии) 130-150
Работающий перфоратор (в непосредственной близости) 140
Старт ракеты 145
Сверхзвуковой самолет - ударная звуковая волна 160
Смертельный уровень: мощный вулканический выброс 180
Выстрел артиллерийского орудия 122 мм 183
Максимально громкий звук, издаваемый синим китом 189
Ядерный взрыв 200

Воздействие шума на организм человека

Негативное воздействие шума на людей подтверждено многими исследованиями. В экологии даже сформировалось весьма красноречивое понятие «шумовое загрязнение».

Уровень шума свыше 70 дБ при долговременном воздействии с большой вероятностью вызывает расстройства центральной нервной системы, перепады артериального давления, головные боли, нарушение обмена веществ, сбои в функционировании щитовидной железы и органов пищеварения, ухудшает память, способность к концентрации внимания и, конечно, снижает слух. Шум, превосходящий 100 дБ, может привести к абсолютной глухоте. Интенсивное и длительное воздействие способно спровоцировать

Повышение среднего шума на каждые 10 дБ поднимает артериальное давление на 1,5-2 мм ртутного столба, риск получить инсульт при этом возрастает на 10%. Шум приводит к более раннему старению, сокращая жизни населения крупных городов на 8-12 лет. По оценкам экспертов, допустимый уровень шума в мегаполисах существенно превышен: на 10-20 дБ около железных и на 20-25 дБ вблизи средних автодорог, на 30-35 дБ в квартирах, окна которых не имеют звукоизоляции и выходят на крупные автотрассы.

Результаты исследований Всемирной организации здравоохранения показали, что 2% всех человеческих смертей стали следствием заболеваний, вызванных чрезмерным шумом. Опасность представляют и те звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом - более низкие или более высокие, чем человек способен слышать. Степень воздействия зависит от их силы и продолжительности.

Нормы уровня шума в дневное время

Кроме федеральных законов и возможно принятие местных законодательных актов, ужесточающих общегосударственный регламент. Российским законодательством предусмотрено ограничение уровня шума, отличающееся в дневное и ночное время, а также в будни и выходные / праздники.

В будни дневным временем будет промежуток с 7.00 до 23.00 - разрешен шум до 40 дБ (допустимо превышение максимум на 15 дБ).

С 13.00 до 15.00 уровень шума в квартире должен быть минимальным (рекомендуется полная тишина) - это официальное время послеобеденного отдыха.

В выходные и праздничные дни график немного меняется - дневные нормы действуют с 10.00 до 22.00.

Проведение ремонтных работ в жилых многоквартирных домах разрешено только в будни во временном промежутке с 9.00 до 19.00 с обязательным часовым перерывом на обед (помимо полной тишины с 13.00 до 15.00), а общая их продолжительность не должна превышать 6-ти часов. Завершить ремонт в квартире следует в течение 3-х месяцев.

  • производственные помещения - уровень шума до 70 дБ;
  • офисы открытого типа (перегородки между рабочими местами не доходят до потолка) - до 45 дБ;
  • офисы закрытого типа - до 40 дБ;
  • конференц-залы - до 35 дБ.

Можно ли шуметь ночью?

Во время сна слуховая чувствительность человека увеличивается почти на 15 дБ. По данным Всемирной организации здравоохранения, люди становятся раздражительными, если на них во сне воздействуют звуки всего лишь в 35 дБ, к бессоннице приводит шум в 42 дБ, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы от 50 дБ.

Ночным временем в будни считается часть суток с 23.00 до 7.00, в выходные и праздничные дни с 22.00 до 10.00. Уровень шума не должен быть более 30 дБ (допустимо превышение максимум на 15 дБ).

В исключительных случаях допускается нарушение установленных норм, к ним относятся:

  • поимка преступников;
  • действия, предпринимаемые при форс-мажорных обстоятельствах, во время внештатных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий;
  • проведение общегородских торжественных мероприятий с запуском фейерверков, концертами.

Измерение уровня шума

Можно ли самостоятельно определить количество дБ? Определить уровень шума очень просто самостоятельно, не имея профессиональных приборов. Для этого можно:

  • применить специальную программу для компьютера;
  • установить соответствующее мобильное приложение на телефон.

Правда, результаты этих измерений получится использовать только для личных нужд.

Для более точного исследования лучше воспользоваться предназначенной для этого техникой - шумомером (часто его же можно встретить под названием «измеритель уровня звука»). Однако если потребуется доказать нарушение норм для официального разбирательства, то придется вызвать специалиста с таким же прибором.

Существуют шумомеры 4-х классов точности и, соответственно, стоимости.

Чтобы наиболее точно определить, какой уровень шума в зоне проведения замеров, нужно учитывать, что прибор не следует использовать при температуре ниже -10 °C и выше +50 °C. Влажность в помещении не должна превышать 90%, а атмосферное давление находиться вне пределов от 645 до 810 миллиметров ртутного столба.

Куда обращаться, если надо замерить шум

Замеры могут провести представители судебно-экспертных организаций, но только на основании постановления суда. Исследования проводят представители Роспотребнадзора или аккредитованные им для этой деятельности сторонние организации. Помогут проектные организации, члены организаций строителей, работающих на принципах саморегулирования (СРО) - для законной деятельности строительных компаний вступление в такие некоммерческие объединения - обязательное условие.

Кому пожаловаться, если шум беспокоит

Можно обратиться в полицию - по дежурному телефону или вызвав участкового. В некоторых случаях, особенно когда речь идет о нарушениях уровня шума во время проведения ремонта, есть смысл вызвать представителей обслуживающей дом коммунальной компании. Иногда целесообразно обращение в прокуратуру. Также можно пожаловаться в Роспотребнадзор или органы санэпидемстанции.

Существуют разные уровни шума и его допустимые нормы, превышение которых представляет большую опасность для человеческого слуха.

Как измеряется шум?

Уровень шума, как и звуков, измеряется в децибелах (дБ). По закону РФ существуют установленные нормы, которые нельзя превышать. В дневное время - не более 55 децибел, в ночное - не выше 45 дБ. Это предельно допустимые значения, так как их увеличение негативно отражается на здоровье человека. В основном страдает нервная система, возникают головные боли.

Чем опасны высокие звуки?

Уровни шума могут быть разными. Одни не превышают установленных законом норм и не мешают жизнедеятельности человека. В дневное время допускается более высокий уровень звуков, но и он имеет свои рамки в децибелах. Если норма превышена, то человек может ощущать нервозность, раздражительность. Затормаживаются реакции, уменьшается производительность и сообразительность.

Шум свыше 70 децибел может привести к ухудшению слуха. Особенно громкие звуки сильно влияют на здоровье малышей, инвалидов и престарелых людей. Согласно исследованиям влияния шума на человека, реакция нервной системы на повышение допустимых норм звукового фона начинается с 40 децибел. Сон нарушается уже при 35 дБ.

Сильные изменения нервной системы происходят при шуме в 70 децибел. В этом случае у человека могут возникнуть психические заболевания, ухудшиться слух и зрение и даже измениться в негативную сторону состав крови.

Например, в Германии почти двадцать процентов рабочих трудятся при шуме от 85 до 90 децибел. И это повлекло за собой участившиеся случаи тугоухости. Постоянный шум, превышающий норму, влечет за собой как минимум сонливость, усталость и раздражение.

Что происходит со слухом под воздействием шума?

Длительный или чрезмерно громкий звуковой фон может повредить слуховой аппарат человека. Самое опасное при этом - разрыв барабанных перепонок. Соответственно, снижается слух или наступает полная глухота. В худшем варианте при громком взрыве, звуковой уровень которого достигает 200 децибел, человек умирает.

Нормы

Максимальный уровень шума в жилом помещении (в любое время суток) установлен согласно санитарным требованиям. Звук свыше 70 децибел и выше вреден не только для психологического, но и для физического состояния человека. На предприятиях шумовой уровень регулируется соответственно санитарным нормам и гигиеническим требованиям, установленным в Российской Федерации.

Оптимальным шумовым фоном считается значение в 20 децибел. Для сравнения: городской шум в среднем составляет от 30 до 40 дБ. А предельно допустимый для авиалайнеров - 50 дБ над землей. Сейчас на многих городских улицах шумовые уровни достигают от 65 до 85 децибел. Но самые распространенные показатели - от 70 до 75 дБ. И это при норме в 70 дБ.

Высокий уровень шума (дБ) - это 90. Он вызывает головные боли, повышает давление и т. д. К зонам с повышенным уровнем шума относятся жилые территории рядом с аэропортами, промышленными предприятиями и т. д. В местах строительства разрешенная норма повышенных звуков не должна превышать 45 децибел.

Основные источники шума - это автомобили, авиационный и ж/д транспорт, промышленные производства и т. д. Средний шумовой фон на дорогах крупных городов - от 73 до 83 децибел. А максимальный - от 90 до 95 дБ. В домах, расположенных вдоль магистралей, шум может достигать от 62 до 77 децибел.

Хотя по санитарным нормам звуковой фон не должен превышать днем 40 дБ, а ночью - 30 дБ. По данным Министерства транспорта, в зонах шумового дискомфорта в РФ проживает приблизительно тридцать процентов населения. А от трех до четырех процентов горожан находятся под авиационным звуковым фоном.

Уровни шума малой интенсивности от городского транспорта, который слышен в жилых помещениях, приблизительно равны 35 децибелам. Это не вызывает у людей физиологических сдвигов. При звуковом уровне в 40 децибел через десять минут начинается изменение чувствительности слуха. Под воздействием постоянного шума в течение пятнадцати минут ощущения возвращаются к норме. При 40 дБ немного нарушается продолжительность спокойного сна.

На заводских производствах, где работает пресс, на него устанавливается специальный глушитель. В результате шум снижается с 95 до 83 децибел. И становится ниже установленных санитарных норм для производства.

Но в основном люди страдают от автомобильного шума. В городах, где есть оживленное транспортное движение, звуковой фон несколько превышает норму. Во время проезда мощных грузовых автомобилей шум достигает максимального значения - от 85 до 95 децибел. Но в среднем в больших городах превышение допустимой нормы колеблется от 5 до 7 децибел. И только в частных секторах шумовая нагрузка соответствует принятым стандартам.

Технический прогресс вызывает увеличение искусственного звукового фона, который в этом случае становится вредным для человека. На некоторых производствах уровень шума в помещении достигает от 60 до 70 децибел и выше. Хотя нормой должно быть значение 40 дБ. Все работающие механизмы создают большой шум, распространяемый на большое расстояние.

Это особенно заметно в горной и металлургической промышленности. На таких производствах шум достигает отметки от 75 до 80 децибел. От взрывов и работы турбореактивных двигателей - от 110 до 130 дБ.

Что включают в себя санитарные нормы шума?

Санитарные нормы шума включают в себя много факторов. Измеряются частотные характеристики, длительность и время воздействия громкого звукового фона, его характер. Измерения проводятся в децибелах.

В основе норм заложены характеристики, какой уровень шума, воздействуя даже в течение долгого времени, не вызывает в организме человека негативных изменений. Днем это не более 40 децибел, а ночью - не выше 30 дБ. Допустимый предел транспортного шума - от 84 до 92 дБ. И со временем установленные нормы звукового фона планируется снизить еще.

Как определить уровень шума?

В ночное время избавиться от громкого шума довольно просто. Можно вызвать участкового или наряд полиции. Но в дневное время определить уровень шума намного проблематичнее. Поэтому существует специальная экспертиза. Вызывается специальная санитарно-эпидемиологическая комиссия из Роспотребнадзора. И исходящий шум фиксируется в децибелах. После замеров составляется акт.

Нормы шума при строительстве

При строительстве жилых домов застройщики обязаны обеспечить помещения хорошей звукоизоляцией. Шум не должен быть более 50 децибел. Это касается звуков, передающихся по воздуху (работающий телевизор, разговоры соседей и т. д.).

Сравнительные показатели допустимого шума

Кратковременное нахождение под воздействием громких звуков до 60 децибел для человека неопасно. В отличие от систематического шума, который нарушает нервную систему. Далее описаны уровни шума (в дБ) от различных источников:

  • человеческий шепот - от 30 до 40;
  • работа холодильника - 42;
  • движение лифтовой кабины - от 35 до 43;
  • вентиляция "Бризер" - от 30 до 40;
  • кондиционер - 45;
  • шум пролетающего авиалайнера - 140;
  • игра на пианино - 80;
  • шум леса - от 10 до 24;
  • стекающая вода - от 38 до 58;
  • шум работающего пылесоса - 80;
  • разговорная речь - от 45 до 60;
  • шум супермаркета - 60;
  • автомобильный гудок - 120;
  • приготовление на плите пищи - 40;
  • шум мотоцикла или поезда - от 90;
  • ремонтные работы - 100;
  • танцевальная музыка в ночных клубах - 110;
  • детский плач - от 70 до 80;
  • смертельный для человека шумовой уровень - 200.

Из списка видно, что множество звуков, с которыми ежедневно сталкивается человек, превышают допустимый уровень шума. Причем выше перечислены только естественные звуки, которых избежать почти невозможно. И если при этом добавляются дополнительные децибелы, то резко превышается установленный санитарными нормами звуковой порог.

Поэтому отдых немаловажен. После работы на производствах, на которых зашкаливает шумовой уровень, необходимо восстанавливать слух. Для этого достаточно бывать как можно больше времени в расслабляющих, спокойных местах. Для этого хорошо подходят выезды на природу.

Как измерить шум в децибелах?

Допустимый уровень шума можно измерить самостоятельно с помощью специальных предметов - шумометров. Но стоят они очень дорого. И фиксация уровня звуков производится только специалистами, без заключения которых акты будут недействительными.

Как уже упомянуто выше, агрессивное шумовое воздействие иногда приводит к разрыву барабанных перепонок. По этой причине слух ухудшается, иногда до полной глухоты. Хотя барабанная перепонка может восстановиться, но процесс это очень долгий и зависит от тяжести повреждения.

По этой причине рекомендуется избегать длительного воздействия шума. Периодически нужно давать ушам отдохнуть: находиться в полной тишине, ездить в деревню (на дачу), не слушать музыку, телевизор отключать. Но в первую очередь желательно отказаться от всевозможных портативных проигрывателей музыки с наушниками.

Все это поможет сберечь наш драгоценный слух, который будет всегда служить верой и правдой. Кроме того, тишина способствует восстановлению барабанных перепонок после травмирования.

Эксперты ВОЗ считают безопасным для здоровья звук в 85 дБ, действующий на человека ежедневно не более 8 часов. 25–30 децибел Такой уровень шума считается комфортным для человека. Это естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Кстати… По громкости это сравнимо с шорохом листьев на деревьях – 5–10 дБ, шумом ветра – 10–20 дБ, шепотом – 30–40 дБ. А такжес приготовлением еды на плите – 35–42 дБ, наполнением ванны – 36–58 дБ, движением лифта – 34–42 дБ, шумом холодильника – 42 дБ, кондиционера – 45 дБ. В доме не должно быть слишком тихо. Когда вокруг гробовое молчание, мы подсознательно испытываем беспокойство. Шум дождя, шелест листвы, перезвон подвешенных в дверном проеме колокольчиков, тиканье часов действуют на нас умиротворяюще и даже оказывают целебное воздействие.

Сборник ответов на ваши вопросы

KAKRAS.RUЕсли во время грозы вы увидели сильную молнию и через 12 секунд услышали первые раскаты грома — это значит, что молния ударила в четырёх километрах от вас (340 * 12 = 4080 м.) В приблизительных расчётах принимается — три секунды на километр расстояния (в воздушном пространстве) до источника звука. Линия распространения звуковых волн отклоняется в направлении уменьшения скорости звука (рефракция на градиенте температуры), то есть, солнечным днём, когда воздух у поверхности земли теплее, чем вышележащий — линия распространения звуковых волн изгибается вверх, но если верхний слой атмосферы окажется теплее приземного, то звук пойдёт оттуда обратно вниз и слышно будет лучше. Дифракция звука — огибание волнами препятствия, когда его размеры сравнимы с длиной волны или меньше ее.

Шумовое загрязнение: как защититься?

Для восьмигерцовой частоты, эти излучающие точки расположены на противоположной стороне земного шара, от источника электромагн. волн. На 14-герцовой — по треугольнику. Локальные, сильно ионизированные области в нижних слоях ионосферы (спорадический слой Еs) и плазменные отражатели — могут быть взаимосвязаны или пространственно совпадать. Как сохранить свой слух Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 децибелл может привести к частичной или полной потере слуха (на концертах, мощность акустических систем — может достигать десятков киловатт).
Так же, при этом могут произойти патологические изменения в сердечно-сосудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ. Реакцией на длительное и сильное шумовое воздействие является «тиннитус» -звон в ушах, «шум в голове», который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха.

Уровень шума.

Современная медицина считает громкие звуки одним из грозных врагов здоровья человека. В экологии существует даже понятие «шумовое загрязнение». Кроме слуховых расстройств, могут возникнуть сердечно-сосудистые заболевания, гипертоническая болезнь.

Нарушаются обмен веществ, деятельность щитовидной железы, мозга. Снижаются память, работоспособность. От шумового стресса появляется бессонница, пропадает аппетит. Высокий уровень шума может вызвать язвенную болезнь, гастрит, психические заболевания.

Шум через проводящие пути звукового анализатора влияет на различные центры головного мозга, в результате чего нарушается работа разных систем организма. По данным австрийского ученого Гриффита, шум становится причиной преждевременного старения в 30 случаях из 100 и укорачивает жизнь людей в крупных городах на 8–12 лет.

Норма шума в децибелах в квартире

Звук воспринимается как мучительный. Приводит к снижению слуха. При интенсивном воздействии шума в 95 дБ и выше возможно нарушение витаминного, углеводного, белкового, холестеринового и водно-солевого обмена. При силе звука 110 дБ возникает так называемое «шумовое опьянение», развивается агрессия.
Кстати… Мотоцикл, мотор грузовика и Ниагарский водопад – 90 дБ, перепланировка в квартире – 90–100 дБ, газонокосилка – 100 дБ, концерт и дискотека – 110–120 дБ. Согласно ГОСТам, производство с таким уровнем шума является вредным, работники должны регулярно проходить медосмотр. Люди, работающие в таких условиях, в 2 раза чаще страдают гипертонией.


Рабочим шумных профессий рекомендуется принимать витамины группы В и С. Если плеер включен на полную мощность, то на уши действует звук порядка 110 дБ. Высок риск развития тугоухости (глухоты).

В "хозяйстве" может пригодиться

Это «болевой порог», когда звука как такового практически уже не слышно, чувствуется боль в ушах. Кстати… Лидеры по созданию такого шума – аэропорты и вокзалы. Громкость товарного состава при движении составляет более 100 дБ.

Когда поезд подходит к платформе, уровень шума на перроне составляет чуть меньше – 95 дБ. Даже в километре от взлетно-посадочной полосы уровень шума от взлетающего или садящегося лайнера составляет больше 100 дБ. Уровень шума в метро может достигать 110 дБ на станциях и 80–90 дБ – в вагонах.

Не стоит чересчур увлекаться караоке. Уровень акустической нагрузки при этом превосходит допустимые пределы, достигая 115 дБ. После такого экстремального вокала слух временно снижается на 8 дБ. 140–150 децибел Шум практически непереносим, возможна потеря сознания, могут лопнуть барабанные перепонки.

403 forbidden

Однако, это далеко не так. В данном случае, такая мощность – это мгновенная мощность по импедансу. Упрощая все особенности гармонических колебаний – это мощность, возникающая при определённой частоте в чрезвычайно малый промежуток времени. Такое ещё называют «китайские киловатты». На самом деле мощность в сотни раз меньше.

  • Дизайн.

    Если система не выигрывает по громкости, она может победить по дизайну. В отличие от громкости, этот параметр измерить нельзя и он весьма субъективный.

  • Практичность. На данный момент, рекорд по громкости автомобильной аудиосистемы составляет более 180дб.


    Это является смертельным уровнем. Отсюда следует закономерный вопрос, зачем нужна такая система?

Как и в любых турнирах и конкурсах здесь есть и награды. Спонсируются такие мероприятия представителями компаний-гигантов аудиотехнической индустрии, вроде Pioneer, Alpine и другими.
Источники звука 0 Ничего не слышно 5 Почти не слышно 10 Почти не слышно тихий шелест листьев 15 Едва слышно шелест листвы 20 Едва слышно шепот человека (на расстоянии 1 метр). 25 Тихо шепот человека (1м) 30 Тихо шепот, тиканье настенных часов.Допустимый максимум по нормам для жилых помещений ночью, с 23 до 7 ч.(СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»). 35 Довольно слышно приглушенный разговор 40 Довольно слышно обычная речь.Норма для жилых помещений днём, с 7 до 23 ч.Подробнее читать в «Российской газете» 45 Довольно слышно обычный разговор 50 Отчётливо слышно разговор, пишущая машинка 55 Отчётливо слышно Верхняя норма для офисных помещений класса А (по европейским нормам) 60 Шумно Норма для контор 65 Шумно громкий разговор (1м) 70 Шумно громкие разговоры (1м) 75 Шумно крик, смех (1м) 80 Очень шумно крик, мотоцикл с глушителем, шум пылесоса (с большой мощностью двигателя — 2 киловатта).
Частотные диапазоны звука Поддиапазоны спектра звуковых частот, на которые настроены фильтры двух- или трёхполосных акустических систем: низкочастотный — колебания до 400 герц;среднечастотный — 400-5000 Гц;высокочастотный — 5000-20000Гц Скорость звука и дальность его распространения Приблизительная скорость слышимого, среднечастотного звука (частотой порядка 1-2 кГц) и максимальная дальность его распространения в различных средах:в воздухе — 344.4 метров в секунду (при температуре 21.1 по шкале Цельсия) и примерно 332 м/с — при нуле градусов;в воде — приблизительно 1.5 километра в секунду;в дереве твёрдых сортов — порядка 4-5 км/с вдоль волокон и в полторараза меньше — поперёк. При 20 °С., скорость звука в пресной воде равна 1484м/с (при 17° — 1430), в морской — 1490 м/с.

Профилактика вредного действия шума на организм человека начинается с его нормирования. Нормирование шума заключается в установлении безопасных уровней звука, превышение которых является угрозой жизни и здоровью населения, поскольку создает риск развития заболеваний связанных с неблагоприятным действием шума.

Нормируется по следующим показателям:

  • уровень звука (для постоянного шума);
  • эквивалентный уровень звука (этот показатель приравнивает уровень звука непостоянного шума за некоторый промежуток времени к определенному уровню звука постоянного широкополосного шума);
  • максимальный уровень звука (для непостоянного шума);
  • уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5 Гц, 63 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц, 8000 Гц.

Принципы нормирования шума в жилых и общественных помещениях и на рабочих местах отличаются друг от друга.

Нормирование шума в жилых и общественных зданиях и на прилегающей к ним территории

Для жилых помещений и помещений в общественных зданиях и учреждениях установлены допустимые уровни шума.

Допустимый уровень шума – это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Другими словами такой шум не только не заметен для человека, но и не вызовет абсолютно никаких физиологических эффектов со стороны организма. К такому шуму человеческому организму не приходится адаптироваться, а, значит, он не является стрессорным фактором.

Напомню, что критерий «заметности» шума, т.е. его субъективного восприятия, сам по себе не может определять какие либо нормы шума, поскольку к субъективному восприятию даже достаточно высоких уровней шума человек привыкает, но привыкания к шуму в физиологическом смысле не происходит. Утомление и физиологические эффекты, вызванные шумом, со временем накапливаются и могут вылиться в различные функциональные нарушения и заболевания, именно поэтому способность шума на известных уровнях вызывать появление таких эффектов определяет нормы шума наряду с его субъективным восприятием.

Если допустимый уровень шума не превышается, то это не беспокоит людей, находящихся в такой обстановке, создает комфортную атмосферу для выполнения повседневных дел, не вызывает утомления и способствует активному или спокойному отдыху.

При нормировании шума учитываются и различные состояния человека, как физиологические, так и вызванные различными заболеваниями, например, шум, который незаметен для бодрствующего человека, тем более, если он развлекается или занимается активным отдыхом, будет мешать человеку, который пытается заснуть, а значит, помешает нормальному течению сна и отдыху организма, что чревато для его здоровья. Поэтому для помещений, в которых люди могут находиться круглосуточно, установлены различные нормативы для дневного времени суток (с 7 до 23 ч) и для времени ночного (с 23 ч до 7ч).

Аналогично, шум, который не мешает здоровому человеку, может послужить причиной дискомфорта для человека больного. Поэтому для жилых помещений, и для помещений, приравненных к ним, нормы шума несколько выше, чем для палат больниц и санаториев.

В учебных помещениях допустимые уровни шума соизмеримы с нормами для жилых помещений, поскольку для того, чтобы сосредоточиться на учебном процессе какие либо отвлекающие факторы совершенно ни к чему.

Для общественных учреждений, в которых люди развлекаются, совершают покупки, получают какие либо услуги номы шума выше, чем для жилых помещений, учебных и лечебно-профилактических учреждений.

Установлены допустимые уровни шума и для общественных территорий.

Где установлены нормы шума для жилых и общественных помещений

Допустимые уровни шума установлены в специальных нормативных документах, которые регламентируют критерии безопасности и безвредности для здоровья человека различных факторов среды обитания и требования, обеспечивающие благоприятные условия для жизнедеятельности людей. Такими документами являются: санитарные правила (СП), санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), санитарные нормы (СН).

Все перечисленные типы документов являются обязательными для исполнения их требований гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами не зависимо от их принадлежности и вида собственности.

За неисполнение обязательных требований вышеуказанных нормативных документов предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Основным документом, устанавливающим допустимые уровни шума, является СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Кроме него нормы шума регламентируются в специализированных СП и СанПиН, например, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений» и т.д.

Методика измерения уровней шума в жилых и общественных зданиях изложена в методических указаниях МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.