Особенности и цели самопрезентации. Теории самопрезентации

Почему пост называется самопрезентация личности? Во-первых, потому, что мы будем говорить именно о презентации вас как личности, индивидуума другим людям (то есть презентуем именно характер и все что вместе с ним, а не что-то другое). Во-вторых слова «самопрезентация личности» нынче используются к месту и не к месту. Так что нелишне будет пролить на них свет, просто взглянув на вещи здраво. Вот этим и займемся.

Итак, что такое самопрезентация личности? Что такое понятно. А при чем здесь личность? Многие «психологи» (в больших-больших кавычках) даже не стараются отделить просто самопрезентацию от презентации личности, как будто уточняющее слово не меняет ровным счетом ничего. Так вот, если по полочкам:

Самопрезентация — это понятие общее, это любое представление себя окружающим.

Самопрезентация личности — это уже особый вид самопрезентации, который необходим в случаях, когда окружающим интересна именно наша личность (то есть характер, основные жизненные установки, цели, убеждения, идеалы). А это, как правило требуется в тех случаях, когда мы ценим своего собеседника и рассчитываем на долгое знакомство и сотрудничество.

Вроде с этим разобрались? Тогда переходим к главному — как провести эффективную самопрезентацию личности?

Советы, которые обычно даются для проведения личностной самопрезентации сводятся к нехитрым и не особо действенным приемам, которые были описаны в . В случае же самопрезентации личности такие приемы вообще не работают. Поскольку они построены на манипуляциях окружающими и никоим образом не связаны с вашим характером, всем, что входит в «личность».

Что нужно помнить при самопрезентации личности?

1. Лучше раз и навсегда забыть о грубых методах манипуляции.

Люди все равно разберутся что к чему. Постоянно манипулировать или очень трудно или практически невозможно.

2. Ваша самопрезентация не должна даже приукрашивать вашу личность — всего лишь подавать в нужном свете.

Причины аналогичны.

3. Вы должны презентовать именно свои личностные, глубокие качества.

Почему? Потому что вас все равно будут оценивать именно по ним. Не по степени прокачки навыков общения, а по тому, добры ли вы или наоборот, настойчивы или безвольны, живете в гармонии с собой или нет. Неплохо, если у окружающих сложится сразу верное представление о вашей личности — чтобы потом не было недопониманий и разочарований в вас.

4. Предыдущий пункт как бы не оставляет возможностей для собственно презентации себя. Но это не так. Запомните еще одно правило — оно работает. Презентовать свои личностные качества необходимо искренне, но через призму особенностей вашего собеседника (собеседников). Ваша задача — найти «точки пересечения» между вашими личностями и ненавязчиво их подчеркнуть.

Тут нет никакого противоречия. Личность может восприниматься очень по-разному в зависимости от того, кем она воспринимается. Ну, по-простому: доброго человека одни и будут считать добрым и хорошим, другие сочтут, что его доброжелательность — это подхалимство. Понятно? Поэтому в самопрезентации акцентируйте внимание на тех качествах собеседника (аудитории), которые сходны с вашими и помогут собеседнику лучше вас понять.

Такие «точки пересечения» можно обозначать в общении как совсем прямыми и нехитрыми способами (о, я обожаю порядок! — указывая на прибранный рабочий стол коллеги), так и более изящными и ненавязчивыми, которые должна вам подсказать интуиция в ходе разговора.

5. Будьте максимально открыты, чтобы те, для кого вы проводите самопрезентацию своей личности, чувствовали ваше настроение и могли оценить вашу искренность. Это действительно важно! Доверие — едва ли не основа любой самопрезентации.

Формирование и представление окружающим собственного желаемого образа изучают в рамках различных научных направлений. Понимание самопрезентации в них имеет выраженные особенности. Самопрезентация разными авторами рассматривается как:

  • – средство организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);
  • – форма социального поведения (Дж. Тедеши и М. Риес);
  • – средство поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд, М. Лири и Р. Ковальски; Д. Майерс);
  • – средство формирования образа "Я" и самооценки (Дж. Г. Мид и Ч. Кули);
  • – средство самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);
  • – прием устранения когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер и Л. Фестингер);
  • – реализация мотивации достижения или же избегания неудач (Р. Аркин и А. Шутц);
  • – создание состояния объективного самосознания в результате восприятия чужих оценок (Р. Викланд);
  • – следствие повышения мотивации в результате фокусировки внимания на себе (Г. Глейтман);
  • – проявление стремления к власти в межличностных отношениях (И. Джонс и Т. Питтман);
  • – личностная черта (А. Фестингер, М. Шериер и А. Басс, М. Снайдер);
  • – представление своих личностных качеств в связи с потребностью в доверительных отношениях (Л. Б. Филонов) или для установления взаимодействия (Р. Парфенов);
  • – воздействие на отношение окружающих (А. А. Бодалев), направление восприятия партнера по определенному пути (Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, Г. В. Бороздина);
  • – создание определенного впечатления и регуляция собственного поведения (Ю. М. Жуков);
  • – рекламная деятельность (А. Н. Лебедев-Любимов).

Одним из наиболее цитируемых исследователей в области самопрезентации является американский социолог И. Гофман. Его работа "Представление себя другим в повседневной жизни", опубликованная в 1959 г., ряд десятилетий была высокозначимой для многих исследователей феномена самопрезентации, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Теория И. Гофмана посвящена социальному взаимодействию и управлению производимым впечатлением в этом взаимодействии . Введя концепцию "социальной драматургии", И. Гофман описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. В этом спектакле мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. Представляемая маска-картина, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости – той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов, исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. Гофман впервые поставил вопрос о существовании в рамках одного и того же человека двух "Я": "Я" – для себя и "Я" – для других, подчиненных целям, преследуемым во взаимодействии. Впоследствии он пришел к заключению о существовании еще и третьего "Я" – "чистого", или "необработанного", проявляющегося в экстремальных ситуациях, например в тюрьме или сумасшедшем доме.

В работе И. Гофмана под названием "Face-work" (1955) речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего "лица". Они включают приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного . В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом "лицо" (Jace ) лишь отчасти является образом собственного "Я". Оно (face ) является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих.

В переводах произведений Гофмана на русский язык этот "второй образ" обозначают термином "имидж". Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит желаемому образу.

В контексте исследования социально-психологических факторов самопрезентации для нас представляет интерес термин "зона", которая определяется И. Гофманом как любая часть пространства, огражденная в какой-то степени барьерами для восприятия. По его мнению, удобно пользоваться термином "зональный фасад", обозначая место, где разворачивается действие.

Таким образом, самопрезентация человека в "зональном фасаде" – попытка создать впечатление того, что его поведение соответствует определенным стандартам. Когда некая деятельность происходит на глазах у окружающих, некоторые аспекты этой деятельности подчеркиваются, тогда как другие нивелируются. Существует также "задний двор", "закулисье" – скрытая зона, где можно не скрывать того, что на сцене неприемлемо. Здесь актер может расслабиться, сбросить маску и выйти из роли. Например, некоторые женщины могут по-настоящему почувствовать себя свободно только в присутствии подруг: перед мужчинами они всегда вынуждены притворяться. Высокопоставленные персоны должны иметь скрытую зону для частной жизни, чтобы сохранять ореол таинственности, которую могут разрушить неформальные проявления на публике. В каждом социальном слое можно заметить тенденцию разделения фасада и скрытой зоны. Фасад обычно, в отличие от заднего двора, хорошо декорируется, поддерживается в чистоте и порядке .

Встречаются зоны, которые могут использоваться и как фасад, и как скрытая зона в зависимости от времени и случая. Например, если в офисе нет посетителей, сотрудники могут снять пиджаки, ослабить галстуки, обмениваться шутками. Иногда для внутреннего пользования в офисах используется дешевая цветная бумага, чтобы подчеркнуть, что это только для собственных нужд.

Можно выделить и третью зону, обозначаемую как дальняя зона. Это не фасад и не задний двор. Фасад и закулисье служат успеху одного представления, а когда упоминается дальняя зона, то речь идет уже о другом представлении. Например, "тиран" офиса может быть мягок с домашними. Суть в том, что индивид разыгрывает представления перед разными аудиториями. И он должен контролировать строгое разделение членов одной и другой аудитории. Гостеприимная хозяйка приветствует каждого гостя в передней и демонстрирует свое особое отношение ни в коем случае не на глазах у других гостей .

Таким образом, И. Гофман выделяет две ограниченные зоны: зону фасада, где происходит или может происходить представление, и скрытую от зрителей зону. Как правило, если случайный наблюдатель врывается в скрытую зону неожиданно, "актеры" чувствуют, что они вынуждены разрываться между двумя реальностями. Результатом этого бывает смущение.

В подходе И. Гофмана фиксируется внимание на важных аспектах межличностного взаимодействия в контексте управления впечатлением – наличие определенной цели предъявления соответствующего образа и осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении .

Важным аспектом в самопрезентации, по И. Гофману, является драматизация. Представ перед окружающими, человек, как правило, включает в свою игру некие составляющие, призванные пролить свет и сделать ясными факты, которые до этого не были до конца понятными. Он должен так мобилизовать свою активность, чтобы в процессе представления выразить то, что он хочет донести до публики. В каждый момент времени ему необходимо быть уверенным, что аудитория верит в его искренность.

Появляясь перед другими людьми, в которых человек заинтересован (зрителями), он должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:

  • – чтобы вызвать желаемую реакцию;
  • – чтобы предстать "тем самым лицом";
  • – потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
  • – потому что этого требует социальная роль;
  • – потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
  • – чтобы прийти к "пониманию" и таким образом достигнуть своих целей .

Стоит отметить, что социально-драматургические построения И. Гофмана подвергались критике за гипертрофирование влияния социальных ролей, а также за преувеличение манипулятивной природы интеракций. Несмотря на это, они послужили фундаментом многих работ. Современные исследователи выделяют несколько теоретических направлений в исследовании самопрезентации, самовыражения и других феноменов, связанных с самопредъявлением личности .

Согласно И. Гофману, самопрезентация складывается из трех составляющих:

  • – тот, кто самопрезентуется (осознание целей самопрезентации, адекватность самооценки, уверенность);
  • – гот, кому самопрезентуются (его настрой, настроение);
  • – то, что самопрезентуется.

При этом автор выделяет ошибки самопрезентации: 1) потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.); 2) демонстрация неискренности, "переигрывание"; 3) неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации) .

В работах А. А. Бодалева, посвященных изучению особенностей восприятия и понимания человека человеком, во время формирования первого впечатления представляющий себя человек выступает в качестве объекта познания для других людей. Как субъекту человеку присуща гностическая способность, когда он проявляет какое-либо отношение (например, интерес) к другим участникам общения, стремление познать партнеров по общению. Но в то же время для своих партнеров по общению человек оказывается и объектом познания. Человек в роли объекта познания вызывает у познающих его людей определенное отношение. Подчеркивая "двойственную", пассивно-активную позицию человека в процессе общения, можно заметить, что своим поведением он воздействует на отношение к нему окружающих, так как он сам способен "творить мир" и активно влиять на ход общения. В свою очередь, имеющиеся у окружающих оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в большой степени обусловливают своеобразие того впечатления, которое этот человек у них вызывает. Человек, являющийся не только субъектом, но и объектом познания, предстает перед воспринимающими его людьми как индивид, как личность, как индивидуальность .

В свою очередь, Ю. М. Жуков в книге "Эффективность делового общения" рассматривает процесс самопрезентации в контексте делового общения и наряду с правилами коммуникативного этикета и согласования взаимодействия выделяет правила самоподачи. Самоподача – важное коммуникативное умение, проявляющееся в деловых коммуникациях, правилам которого необходимо учиться.

Согласно взглядам Жукова, самопрезентация выполняет как минимум две функции: создание у окружающих определенного впечатления и регуляция собственного поведения в критических ситуациях. Также автор выделил правила самоподачи – техники общения, используемые для достижения желаемых эффектов в процессе социальных коммуникации:

  • – правила составления текста сообщений;
  • – риторические приемы;
  • – правила пространственно-временной организации общения;
  • – приемы использования мимики и пантомимики, невербальных средств в общении и т.д.

В качестве техники самоподачи, но Жукову, можно обозначить выбор в процессе самопрезентации определенного образа в пространстве четырех дихотомий:

  • 1) домирование – субдоминантность (позиции "Ребенок", "Родитель", "Взрослый");
  • 2) контактность – дистантность (открытость для социального контакта);
  • 3) дружелюбие – враждебность (позитивное или негативное восприятие собеседника);
  • 4) активность – пассивность (роль ведущего или ведомого в ситуации общения) .

Обзор зарубежных и отечественных стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерием разделения является предлагаемый способ организации поведения коммуникатора .

К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана. В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным, или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой жизненный опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта.

К этой же группе относятся стратегии самозатруднения (Тайс, Джонес и Берглас) и похвала исполнения противника (Шеппард и Аркин), а также техники управления впечатлением Р. Чалдини, так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.

В эту же группу можно отнести дихотомии, разработанные Ю. М. Жуковым. Выбирая точку в четырехмерном коммуникативном пространстве, субъект, по сути, должен выбрать образ самопрезентации, например "доминантный, дистантный, враждебный, активный" или "доминантный, контактный, дружелюбный, активный", и построить свое поведение исходя из требований образа.

К этой группе относятся техники самоподачи Г. В. Бороздиной, которая делает акцент на целях самопрезентации в общении и взаимодействии. Г. В. Бороздина говорит о самопрезентации как об управлении вниманием реципиента с целью акцентирования его на определенных особенностях внешнего облика, поведения в ситуациях, которые "запускают" механизмы социального восприятия.

Каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним. Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе .

Затрагивая вопрос классификации самопрезентаций, стоит упомянуть различные ее виды. Так, Р. Аркин и А. Шутц, рассматривая самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач, выделяют по этому признаку "приобретающую" и "защитную" самопрезентаций. "Приобретающая" самопрезенгация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). "Защитная" самопрезентация – поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентаций) .

Также выделяют устную и письменную (например, резюме) самопрезентаций.

Пример 3.21

Структура резюме".

  • – социально-демографический блок;
  • – образование;
  • – опыт работы (знания, умения);
  • – владение английским языком и специализированными компьютерными программами.

Резюме должно быть информативным, но кратким, не превращаться в изложение автобиографии. Перечисление личностных качеств лучше опустить.

В своей работе И. Джонс и Т. Питтман предположили, что в основе самопрезентаций лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти . Они выделяют пять стратегий достижения власти (табл. 3.3).

Первая стратегия самопрезентаций называется старанием понравиться (ingratiating ). Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигает обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других.

Первый путь – просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект. Второй путь – похвалить достоинства и личность объекта. Третий путь – оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, повышает свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижает свои позиции в глазах наблюдателей. Примером могут служить следующие ситуации: а) молодой человек хочет понравиться девушке, а ее мама видит ситуацию в черном свете; б) девушка решает во что бы то ни стало получить расположение выбранного ею молодого человека, а его друзья не одобряют такого расклада вещей.

Самопродвижение (self-promotion ) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. По если старание понравиться – это попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться – это стратегия, цель которой – вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения – демонстрация своих знаний и умений.

Третья стратегия получения власти – запугивание (intimidation ). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. И, во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая стратегия достижения межличностного влияния – пояснение примером (exemplification ). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается в каком-то смысле самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Пятая стратегия – мольба (supplication ), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает потому, что в западной культуре широко распространена норма – заботиться о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха, кроме того, слабость не всегда привлекательна.

Техника, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднением (self- handicapping ). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества: 1) если человек провалится, это обеспечит ему оправдание; 2) если человек выиграет, это увеличит его успех. Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличить свои достижения, а люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений (например, это и есть причина того, что человек часто выпивает).

Таблица 3.3

Стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана

Стратегия

Старание понравиться (ingratiating )

Выражать согласие. Льстить.

Оказывать благосклонность

Казаться привлекательным (власть обаяния )

Хвастать.

Демонстрировать знания. Демонстрировать умения

Казаться компетентным (власть эксперта )

Запугивание

(intimidation )

Выдвигать требования. Угрожать неприятностями

Казаться опасным (власть страха )

Пояснение

примером

(exemplification )

Хвастать.

Демонстрировать свои достоинства

Казаться достойным подражания (власть наставника )

(supplication )

Демонстрировать слабость и зависимость (самозатруднение – self-handicapping )

Казаться слабым (власть сострадания )

В работе С. Р. Пантелеева и E. М. Зимачевой описаны определенные способы подачи субъектом информации о себе: "самодовольное", "рефлексивное", "самобичующее", "самооправды- вающее неприятие" . Выделены соответствующие им формы презентации образа "Я" и самоотношения, различающиеся по психологическому содержанию и степени эффективности "Я"-подачи другим. E. М. Зимачева описывает пять основных форм вербальной самопрезентации: 1) "социальная самореклама", направленная на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах других; 2) "нерефлексивное самоодобрение" – усилия субъекта направлены па самовосхваление и дискредитацию других при преобладании оценочного подхода, па содержание информации о себе; 3) "любящее самобичевание" – подчеркивание трудностей, проблем и апелляция к помощи; 4) "самооборона" связана со скрытым недовольством собой при раздражении в адрес других; 5) "согласованность образа Я".

Существуют и другие типологии самопрезентации. Например, В. В. Хороших выделяет следующие парные виды вербальной самопрезентации.

  • 1. По стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении выделяется естественный – защитный стиль самопрезентации (естественный характеризуется более полным участием в социальных интеракциях, защитный – поведением, направленным на избегание внимания, он связан с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях)
  • 2. По осознанности действий субъекта: осознаваемая (контролируемая) – неосознаваемая ("автоматическая") самопрезентация (в зависимости от значимости представления для субъекта или препятствия желаемой самоидентификации).
  • 3. В зависимости от условий самопредъявления: непосредственная – опосредованная самопрезентация (непосредственная характеризуется субъект-объектным взаимодействием, опосредованная характеризуется субъект-объект-субъектным взаимодействием).
  • 4. По способу предъявления информации: прямая – косвенная самопрезентация (прямая – представление информации о самом себе, косвенная – о субъектах и объектах, с которыми связан опосредованно).

Выделяется также успешная – неуспешная самоподача. Основными факторами успешности самопрезентации определяются характеристики, отражающие особенности социально-психологического взаимодействия человека с миром людей: социальная активность, потребность в идентификации с группой и общительность .

Вы замечали, какая просьба ставит в тупик большинство из нас? «Расскажите о себе». И вот мы уже мнемся, краснеем, ерзаем на стуле, закатываем глаза… Мало кто способен провести самопрезентацию на достойном уровне. Между тем вот вам 5 простых правил ее подготовки, которыми с порталом сайт поделилась Анастасия Тахтарова-Иванова , селфменеджмент коуч, тренер программ по управлению стрессом и энергией.

Если мы хотим, чтобы нас заметили и оценили по достоинству, нам просто необходимо научиться презентовать себя. Навык самопрезентации - настоящее искусство. Но это не дар свыше. Ему вполне можно научиться. Секрет прост: несколько правил и рекомендаций, некоторое количество усилий и времени, и вуаля - вы сделали это!

1. Привлечь внимание . В первую очередь самопрезентация - это рассказ. А рассказ должен быть увлекательным и не слишком длинным, от 3 до 5 минут.

Также стоит вспомнить принципы хорошего сторителлинга - слушателей надо заинтересовать, увлечь, заинтриговать. Если это уместно, можно начать рассказ с подходящей метафоры, чего-то неожиданного или даже немного провоцирующего.

2. Дать основную информацию - кратко, четко, ясно . Теперь, когда вы получили свою квоту внимания, можно переходить к основному блоку информации. Важно, чтобы она была емкой, представляющей сильные стороны вас как личности или вашего проекта, и довольно краткой, так как градус внимания слушателей быстро пойдет на спад. Если вы не знаете, с чего начать презентовать себя, для начала можно просто составить список своих достоинств, причем не обязательно только по заявленной теме. Из большого списка всегда легче выбрать нужное. К тому же кажущиеся не важными на первый взгляд качества при более детальном рассмотрении могут помочь выгодно подчеркнуть ваши достоинства.

Ведь главная цель самопрезентации - демонстрация своих сильных сторон и превращение слабых мест в преимущества . Вам могут задавать сложные вопросы, так что лучше заранее проработать возможные варианты.

3. Общаться с собеседником или аудиторией . Помните, что любая презентация - это продажа. Вы продаете себя, свои идеи, свою личность и убеждения, свои навыки, свой проект и т.д. А в чем успех хорошей продажи? Правильно, в коммуникации. Обращайтесь к тем, для кого вы говорите. Вовлекайте их в коммуникацию.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да». Потому что, однажды согласившись с вами, люди будут склонны согласиться и тогда, когда вы предложите им еще что-либо. Например, себя в качестве потенциального работника. Используйте это золотое правило продажи.

4. Будьте собой . Одри Хепберн, одна из самых искренних актрис Голливуда, однажды сказала: «Будьте самим собой - искренне, честно и всецело. Никто не справиться с этим лучше, чем вы». Это работает и в случае презентации себя. Люди чувствуют неискренность и, напротив, открываются в ответ на ваши настоящие, истинные чувства.

Презентовать нужно свою личность, внутренние качества. Пусть не идеальная, но ваша «изюминка» привлечет к вам симпатии людей. Возможно, попадающая в ожидания маска поможет вам на первых порах. Но когда-то ее придется снять. И последствия разочарования могут быть весьма болезненными.

5. Репетируйте заранее . Самый лучший экспромт - это заранее заготовленная речь. Поэтому тщательно готовьте свою презентацию. Лучше несколько раз отрепетировать ее перед зеркалом. А в идеале - записать на видео. Так при просмотре вам удастся увидеть себя со стороны и оценить более адекватно.

P . S . Если вы боитесь

Что делать в таком случае? Ну, для начала стоит напомнить себе, что волноваться в важные для себя жизненные моменты - это вполне нормально. В случае боязни публичных выступлений вам очень помогут техники присутствия, например, так называемые «позы силы». Если же вы страдаете от заниженной самооценки, то работать надо в этом направлении. И такая работа потребует времени.

Приучайте себя к мысли, что вы достаточно хороши . Нет, не идеальны, а достаточно хороши уже здесь и сейчас. Можете написать это себе на стикере и прикрепить его на зеркале, холодильнике и т.д. И тренироваться чувствовать себя именно так. Это будет сложно, поэтому для начала даже минуты в день - вполне достаточно.


Работайте со списком своих достижений. Его можно сделать таким подробным, каким позволит ваша память. Вы научились ходить и говорить? Скорее всего, да, раз читаете это. Значит, с двумя самыми сложными вещами в жизни справились. Вот вам и первая победа. И скорее всего, таких побед наберется немало. Лучше держать список под рукой. Когда чувствуете, что начинаете сомневаться в себе - перечитайте его.

Очень часто это простое действие оказывает почти магический эффект.

Презентация № 1

ДЕЛОВАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Знак зодиака – Телец (чем очень горжусь!). По профессии и по призванию – психолог. Имею два дипломированных образования, плюс никогда не заканчивающийся процесс самообразования и самосовершенствования (процесс этот, кстати, прекращать и прерывать не планирую). Веду активный и здоровый образ жизни, люблю спорт (не связанный с экстримом и риском для жизни). Вредные привычки отсутствуют. В порочащих меня связях замешана не была. По «местам не столь отдаленным» не проходила. Репутация безупречная. Прошлое «прозрачное». На пост президента не баллотировалась. В иностранной разведке не служила. Врагов нет.

Характер уравновешенный, и гибкий, темперамент представляет собой густой замес «сангвиника» с «флегматиком». Мировосприятие образное, визуалистичное. Ум пытливый, прозорливый. Выносливость крепкая, реакция быстрая. Личность ответственная, пунктуальная. Женщина общительная и коммуникабельная, но в связях разборчивая. Личное пространство отдаленное. Психотип – «слушатель». Самооценка высокая. Уровень амбиций вызывает уважение, но не зашкаливает. Взгляды на жизнь реалистичные и прагматичные. Стиль мышления и восприятия всего происходящего – оптимистичный. Люблю жизнь и людей. Чувство юмора всегда со мной. Жизненное кредо: «Все, что делается, все к лучшему»! Философское мировоззрение: «События своей жизни мы формируем своими мыслеформами». Натура целеустремленная. Я человек «золотой середины». В принятии важных решений не тороплюсь. Принцип – «кто не рискует, тот не пьет шампанского» для меня дискомфортен, но и «табуретку 77 раз измерять» не стану. Способна на задачу посмотреть с «третьей стороны», с легкостью отношусь к принятию и применению нестандартных решений. Натура творческая, преобладает мышление правого полушария. Порядочная, честная, склонна во всем искать компромисс. Стараюсь сближаться с людьми, обладающими такими же характеристиками. Держу большую дистанцию с личностями истеричными, импульсивными и гипер – ленивыми, а если уж такое общение неизбежно, то кропотливо и корректно выстраиваю свою психологическую защиту Люблю тесную дружную компанию, плохо себя чувствую в большой толпе. Задайте мне мой «любимый» вопрос: «А КАКИЕ У ВАС ЕСТЬ НЕДОСТАТКИ?» Отвечаю: «С недостатками, которые появляются, которые несут с собой ворох проблем, препятствуют общению с людьми, я сразу начинаю бороться, их искоренять (или сводить до комфортного минимума). В тоже время, к критике со стороны окружающих я отношусь ровно – прислушиваюсь, анализирую, но комплексы в себе не складирую и в обиду свое самолюбие не дам. Те качества, за которые меня может любить и уважать один человек, одновременно могут раздражать кого — нибудь другого, поэтому не считаю нужным данному пункту уделять много времени и оставляю тему «я и мои недостатки» на обсуждение окружающим». Вот такое легкая самопрезентация, не перегруженная самокритикой. Прошу любить и жаловать меня такой, какая я есть. Отсутствие проблем в общении со мной гарантирую. Презентация № 2 Я такой классный. Этим хотелось бы и закончить. Жаловался я тут подруге, что в прошлый раз на занятиях я писал речь, чтобы продать журнал Cosmo , а к этой субботе придется писать речь, чтобы продавать самого себя, она мне сказала, что готова меня купить и так, без всякой речи, так, что цель достигнута, меня уже купили. Но я все таки расскажу, о себе поподробней. Мне всегда хочется двигаться вперед, никогда не могу стоять на месте, заниматься одним и тем же, меня это угнетает. Поэтому если мы в этом, немного похожи, то станем хорошими друзьям. На этом пути – “постоянно вперед” будут встречаться события довольно грустные, но со мной вам будет не страшно, я всегда смогу вам показать, что не все так плохо, могло бы быть и хуже. И вы поймете, как вам все таки повезло и с ситуацией, и с другом. Несмотря на мой беззаботный характер, я легко справлюсь со всеми проблемами, благодаря общению с самыми разным людьми, я могу посмотреть на ситуацию с самых разных сторон, может быть это вовсе и не проблема. Я и вам помогу взглянуть на мир другими глазами. Способность к эмпатии делает меня отличным другом, я всегда смогу разделить с вами радости и печали, в любую погоду. Кстати, я очень люблю гулять в дождь или по морю ночью, так что зовите, я готов. Если сможете окружить меня комфортом, получите человека с искрометным и оригинальным чувством юмора, со мной будет весело. Желание делать и заниматься чем-то значительным подтолкнуло меня, 6 лет назад, к выбору будущей профессии – политологии. Так что, будьте рядом со мной, и вы увидите, что-то необычное и величественное. Благодаря моему широкому кругу интересов и кругозору, мы всегда сможем найти с вами тему для разговора, я ведь уже говорил, что меня всегда интересует все новое. поэтому если вам, например страшно прыгнуть с парашютом, то зовите меня, будем бояться вместе. А еще я страшно умен, хотя и тщательно это скрываю, не зря меня несколько раз привлекало в качестве аналитика министерство образования Калининграда. Не могу не сказать, я ведь очень ленивый, поэтому когда вам в очередной раз захочется ничего не делать, кричите, я разделю с вами это приятное чувство.

Презентация № 3

Самопрезентация

Я — психолог. Благодаря моим природным способностям, таким как быстрая обучаемость, хорошая память, работоспособность я на «отлично» окончила 8 классов школы и поступила в Медицинское училище. Мне очень нравилась выбранная мною специальность, так как по натуре я добрый, отзывчивый, небезразличный к чужому горю человек. Мне нравилось учиться, и я активно участвовала в общественной жизни, пользовалась заслуженным авторитетом однокурсников и, благодаря своим хорошим организаторским способностям, была избрана старостой группы. Учебу я окончила с красным дипломом.

Вышла на работу в детский сад, куда пошел мой маленький сын, старшей медсестрой. В коллективе у меня сложились хорошие. теплые взаимоотношения с сотрудниками, так как я контактна, доброжелательна, готова прийти на помощь.

Затем я призвалась на действительную военную службу, которую прохожу по настоящее время. Я успешно справляюсь с требованиями своей новой профессии, благодаря таким своим качествам, как выдержка, умение сохранять самообладание, способность концентрироваться, умение быстро и грамотно решать поставленные задачи, готовность брать на себя ответственность.

Я замужем и счастлива в браке. Я замечательная жена и мама. Я очень горжусь своей семьей, считая, что доверительные и близкие отношения между нами - результат моей любви, терпения, гибкости, женской мудрости. Я считаю себя привлекательной, обаятельной, женственной. Я прислушиваюсь к своим желаниям и доверяю своей интуиции.

Так как меня всегда интересовали вопросы о внутреннем мире человека и взаимоотношениях между людьми, я решила поступить в Московскую открытую социальную академию. Благодаря таким моим качествам как любознательность, работоспособность, трудолюбие, настойчивость я с красным дипломом закончила академию и получила специальность «психолог».

Я с уверенностью смотрю в завтрашний день. Сегодня я хочу посвятить себя тому, что мне действительно нравиться и по-настоящему интересно. В Балтийский институт психологии я пришла для того, чтобы приблизиться к своей мечте, получить практические навыки, наработать опыт, познакомиться с компетентными людьми. В будущем я планирую заниматься психологическим консультированием, и я четко представляю, что мне для этого нужно сделать. Я знаю, что я делаю и зачем, умею планировать и организовывать свое время, я ответственна, пунктуальна, хорошо обучаема, грамотно отражаю свои мысли устно и письменно, адекватно реагирую на критику. Самым главным своим качеством считаю то, что я всегда довожу начатое дело до конца.

О презентациях

Друзья! Позвольте рассказать Вам сказку, А может и не сказку, А может не простую, Но тоже хорошо. Сейчас я прочитаю басню, О том, как день ненастный, А может быть опасный, А может быть в раю. Как в Африке, как в Африке И в самом центре Африки. Там встретились животные, Рептилия и птица: И страус, черепаха, Хамелеон и еж. Поскольку дома им на месте Не сидится, То спорить они стали о том: То кто ж Из них и самый привлекательный? И самый респектабельный? А может и ругательный, А может и сосательный? Но тоже хорошо. Вот птичка прилетела И на песочек села. А может и не птичка, А может быть и слон. Чирикнула, подпрыгнула И хвостик подняла. И так она была красива и мила, Что песенку запела, А может, проревела, А может быть и хоботом С ушами затрясла. И страус, черепаха, Хамелеон и еж От страха задрожали, Попрятались, ну что ж. Вот страус головой В песок уткнулся. А еж в клубок колючий завернулся. Ушла в свой панцирь черепаха, Как в домик, в прочную рубаху. 00,Окраску поменял хамелеон. Не сразу скажешь: он или не он. А может быть, развеселились, А может, и запели, От радости, от радости Смеялись и галдели. Счастливые кружились в танце, А может и не в танце, А может, не тужили, А может, и дружили. И страус, черепаха, Хамелеон и еж. А может быть на тренинге, С психологом на тренинге Общались, разбирались На психологическом тренинге. И были они все в учебной ситуации По тренингу, по тренингу С названием «Презентация». Не плачьте, не грустите, И не смущайтесь даже. Так в жизни добиваются Все результатов важных.

Людям часто приходится рассказывать о себе: при поступлении в престижные учебные заведения, во время устройства на работу, в дружеской или неформальной обстановке, а иногда и без конкретной сиюминутной цели. Чаще всего самопрезентация проводится в устной форме; реже - в виде сопроводительного письма или раздела в анкете. Но в любом случае перед выступлением необходимо написать исходный текст - красиво и по возможности кратко.

Создать качественную презентацию самого себя не сложнее, чем , однако следует учитывать, что это более творческий труд. Автору придётся не только дать ответы на ряд стандартных вопросов, но и раскрыть собственную личность, вкратце описать предпочтения и убедить слушателей в своей неотразимости. Ниже будут приведены пошаговая инструкция по написанию самопрезентации и несколько небольших примеров удачных работ.

Что такое самопрезентация?

Как следует из названия, самопрезентация (ещё её можно назвать автопрезентацией) - это представление человеком самого себя. Автор презентации выступает в роли рассказчика, рассчитывая произвести на слушателя или читателя нужное впечатление.

Не существует явных разделений по временному предназначению самопрезентации. Поскольку повествование ведётся от первого лица и в принципе не касается личностей слушателей или читателей, оно может быть ориентировано:

  • на одного конкретного человека - при приёме на работу или персонализированных попытках ;
  • на нескольких определённых людей - при выступлении со сцены или первом знакомстве с коллективом;
  • на виртуальных получателей информации - если автопрезентация пишется для создания необходимого имиджа в будущем или выкладывается в открытый доступ.

Последнее особенно характерно для практики делового или неофициального общения в Интернете. Человеку, не имеющему цели привлечь внимание конкретного индивида или группы, значительно легче сделать небольшую презентацию и разместить её на своих страницах в социальных сетях или в профилях специализированных сайтов, чем рассылать ту же информацию всем желающим.

Когда нужно писать самопрезентацию?

Невозможно перечислить все случаи, в которых может понадобиться составить и провести автопрезентацию. Современная жизнь слишком изменчива и непредсказуема, а потому, чтобы не оказаться вдруг без нужных слов, имеет смысл написать небольшую универсальную заготовку заранее.

Чаще всего самопрезентацию требуется проводить:

  1. При поступлении в престижное учебное заведение . Особенно важна подготовка для взрослых людей, уже имеющих высшее образование. Вряд ли приёмная комиссия с чрезмерной строгостью отнесётся к презентации, составленной выпускником школы или лицом, ранее не пробовавшим свои силы в вузах.
  2. При устройстве на работу . Также достаточно мало распространённое в отечественных реалиях, но обычное для стран Запада явление. Чем более ответственную (и оплачиваемую) должность намеревается занять соискатель, тем серьёзнее нужно подойти к составлению текста. Его стилистика будет зависеть от профиля компании и бытующих в ней традициях.
  3. При знакомстве с новым коллективом . Тут представить себя, если того требует корпоративная этика, придётся и только заступившему на должность руководителю, и простому сотруднику. Выступления в подавляющем большинстве случаев проводятся в устной форме с кафедры, со сцены или непосредственно на рабочем месте. И начальнику, и работнику не стоит при общении с другими людьми использовать холодный деловой стиль.
  4. При поиске кредиторов или инвесторов . Как начинающему, так и опытному предпринимателю время от времени приходится искать заёмные средства или людей, готовых вложиться в очередной проект за обещание в будущем части прибыли. , способный заинтересовать будущих деловых партнёров или займодавцев, - дело сложное, но вполне привычное. А вот подготовить на письме грамотную автопрезентацию и после эффектно её подать - задача не менее важная и значительно более нестандартная. При выступлении перед будущими инвесторами и кредиторами или письменном к ним обращении следует особое внимание уделить своим прошлым коммерческим успехам, не стесняясь хвастаться: зачастую решение слушателей зависит от первого впечатления.
  5. При попытках получить , частных или государственных фондов. В отличие от предыдущей ситуации, речь идёт не о кредитах или инвестициях, а о безвозмездных денежных вливаниях: пожертвованиях, грантах или даже стипендиях. Чтобы получить нужную сумму, претенденту или просителю придётся как следует постараться, сделав автопрезентацию не только увлекательной и информативной, но и максимально убедительной.
  6. При неформальном общении . В компании друзей самопрезентация вряд ли понадобится: даже о новичке в коллективе гораздо красноречивее расскажут приведшие его друзья, чем собственное представление. Но если дело касается компании, состоящей из малознакомых или вовсе незнакомых людей, имеет смысл немного рассказать о себе, не увлекаясь при этом описанием успехов на работе и в бизнесе, а сконцентрировав внимание слушателей на интересных аспектах своей личности. Самопрезентация в неформальной обстановке проводится обычно в виде выступления, хотя, если общение началось в Интернете, может быть и письменной.
  7. При общении в Глобальной сети . Если взаимодействие, официальное или нет, продолжается в той же виртуальной среде, где и началось, каждому из желающих представить себя участников стоит подготовить небольшую самопрезентацию. Как правило, достаточно и текстового варианта, но, если позволяет время и есть технические возможности, будет вполне разумно записать небольшой информативный ролик о себе. Информация должна находиться в открытом доступе, чтобы с ней мог ознакомиться каждый желающий - иначе автору придётся постоянно заниматься рассылками, что не слишком удобно.

Ещё одна ситуация, в которой неплохо будет написать автопрезентацию, - восстановление доброго имени. Не имеет значения, пострадала репутация человека в результате клеветы или его собственных неосторожных действий; происшедшее надо исправлять, и чем скорее, тем лучше.

Разновидности автопрезентаций

Прежде чем приступить к написанию текста для автопрезентации, следует определиться с её направленностью, учитывая:

  • целевую аудиторию;
  • ситуацию, для которой проводится презентация;
  • число слушателей;
  • способ обращения к аудитории;
  • конечную цель.

Первые два пункта были рассмотрены в предыдущих разделах. Самопрезентация, какой бы специализированной она не казалась автору и как бы мастерски ни была составлена, должна быть строго ориентирована на аудиторию и полностью соответствовать ситуации - иначе все старания пройдут впустую.

В зависимости от численности аудитории все презентации делятся на:

  1. Приватные . Предназначены для одного или нескольких особо влиятельных людей. И текст, и выступление представляющегося должны быть выстроены так, чтобы привлекать внимание именно этой небольшой группы. Автопрезентация может содержать личные обращения, отсылки к обстоятельствам, известным обеим сторонам или объединяющим их, и, если позволяет обстановка, неформальные обороты.
  2. Камерные . В этом случае численность аудитории составляет от трёх до десяти человек. Автопрезентация в устном формате проводится в небольших помещениях или кабинетах; в письменном - путём целевой рассылки или общения в корпоративном чате. Хотя грамотно составленный текст может по-прежнему содержать личные обращения к одному или нескольким слушающим, увлекаться ими не стоит, как и разговорами об общих интересах.
  3. Публичные . Рассчитаны на широкую, разнородную и эмоционально плохо контролируемую аудиторию. Выступающему (или автору, если речь идёт о письменной автопрезентации) не стоит задерживаться на несущественных подробностях или заговаривать с кем-либо из зала - это пустая трата времени. Лучше всего сразу обратиться к фактам, как можно доходчивее представив слушателям или читателям свои интересы, плюсы, минусы и просьбы.

По способу общения с аудиторией автопрезентации можно разделить на:

  • Письменные - оформляются на бумаге или в виде электронного документа, рассылаются одному или нескольким потенциальным читателям;
  • Устные - человек, желающий представить себя, сам выступает перед публикой.

Важно : хотя первый вариант предполагает меньшие временные затраты, он не слишком удобен в плане обратной связи. Автор текста, пересланного адресату или размещённого в открытом доступе, не может оперативно отвечать каждому желающему задать вопрос или внести коррективы. Следовательно, высока вероятность упустить выгодное предложение или потерять возможность отреагировать на явную провокацию, что в итоге плохо скажется на репутации автора.

По конечной цели презентации делятся на:

  • Продвигающие. Предназначены для получения коммерческого эффекта, материальной или нематериальной пользы. К ним относятся выступления перед потенциальными инвесторами, кредиторами, жертвователями, благотворителями и другими лицами, имеющими нужную сумму денег и, возможно, готовыми с нею расстаться. При написании продвигающей презентации следует, если проект носит финансовый характер, делать упор на возможность слушателей получить прибыль (как часть будущего дохода или в виде возвращённого с процентами кредита) или совершить социально значимый поступок (помочь какому-либо фонду, благотворительной организации или конкретному нуждающемуся). Если речь идёт о нематериальной пользе, например продвижении по служебной лестнице или поступлении на работу, нужно дать понять слушателям или читателям, что они, сделав правильный выбор, получат грамотного целеустремлённого специалиста, перспективного учащегося и так далее - всё зависит от назначения самопрезентации.
  • Информационные . Создаются, когда необходимо донести до одного или нескольких читателей (или слушателей) важные сведения о личности, интересах, привычках или достоинствах автора. Обычно информационные презентации проводятся при знакомстве с коллективом или новой социальной группой, напрямую не связанной с получением выгоды. Составлять их, с одной стороны, проще, поскольку можно не заострять внимание на коммерческом компоненте текста; с другой - сложнее, ведь текст ориентирован не на быстрое получение желаемого, а на налаживание долговременных тёплых взаимоотношений.

Как сделать самопрезентацию о себе?

Вне зависимости от конечной цели, численности аудитории и её состава текст написанной правильно и красиво самопрезентации состоит из семи обязательных блоков. Их содержание и наполненность можно варьировать практически без ограничений, но составителю настоятельно не рекомендуется пренебрегать ни одной из частей - иначе презентаций будет выглядеть неполной или откровенно провальной.

  1. Первый блок любой самопрезентации - вступление. Его предназначение - показать читателям или слушателям, с кем они будут иметь дело в ближайшие несколько минут. Раздел должен включать в себя следующие данные:
    • фамилию, имя, отчество (или просто имя и отчество) обращающегося;
    • несколько приветственных слов;
    • небольшой комплимент аудитории в целом или нескольким слушателям по отдельности;
    • основные детали биографии рассказчика: где и когда он родился, учился, где работает, чем занимается и интересуется;
    • цель, с которой автор обращается к аудитории: получение кредита, инвестиций, новой должности, места работы, учёбы, намерение завязать дружеские отношения и так далее.
  2. Второй блок - род деятельности представляющегося. Здесь можно развить тему, обозначенную в первом разделе, подробнее рассказав читателям или слушателям о собственных профессиональных обязанностях и навыках. Грубейшей ошибкой будет плохо отзываться о своих настоящих или прошлых работодателях, клиентах или заказчиках. Даже если речь зайдёт о каждом из них в отдельности, необходимо придерживаться благожелательного или нейтрального тона, не впутывая аудиторию в свои жизненные проблемы. Не стоит концентрировать внимание на сложности, опасности работы и других негативных факторах: лучше найти более уместные способы дать читателям или слушателям понять, сколь ответственную должность выступающий занимает. Если целевая аудитория состоит из специалистов, достаточно перечислить свои должностные обязанности, сделав это по возможности не скучно. Если нет - тоже перечислить их, но снабжая каждый пункт небольшим пояснением.
  3. Третий блок - образование рассказчика. Где учился и каких в это время достиг успехов автор самопрезентации, будет интересно даже случайным слушателям, не говоря уже о работодателях и коллегах. Не имеет смысла начинать рассказ со школы: в отечественных условиях все они практически одинаковы, а разделение на «элитные» и обычные - простая условность. А вот институт или университет, давший рассказчику высшее образование, - уже достойная внимания тема. Как и прежде, не стоит заострять внимание на отрицательных воспоминаниях, связанных с учёбой. Они мало интересны слушателям или читателям и не несут никакой смысловой нагрузки. Гораздо лучше будет упомянуть об участии в различных олимпиадах, призовых местах в спортивных соревнованиях и, наконец, о получении диплома с хорошими отметками. Если выступающий устраивается на работу по профилю, важно рассказать и об успехах, достигнутых при прохождении преддипломной практики: зачастую они более важны, чем сам факт получения диплома.
  4. Четвёртый блок - достижения. Здесь можно или просуммировать ранее описанные успехи в учёбе и работе, или привести дополнительные факты. Они должны быть интересны аудитории, но не обязательно связаны с профессиональной деятельностью. Официальная часть закончилась на третьем блоке; далее продолжается знакомство автора с читателями или слушателями. Вполне возможно, им доставит удовольствие рассказ о спортивных победах, участии в крупных творческих проектах или о создании представляющимся благотворительного фонда. Ну а если интереса эти истории не вызовут - не беда, можно переходить к следующему разделу автопрезентации.
  5. Пятый блок - личные качества. Продолжая свободное общение с аудиторией, рассказчик может подробнее познакомить её со своими привычками, предпочтениями, достоинствами и даже, если это не повредит репутации, недостатками.

Совет : помня о том, что любая самопрезентация (даже в неофициальном кругу) рассчитана на первое знакомство, не следует сразу посвящать читателей или слушателей во все свои тайны. Вряд ли их заинтересует, что рассказчик не любит мыть посуду или лучше, чем кто-либо в округе, умеет гладить брюки. А вот о действительно важных ограничениях, например невозможности быть на связи по пятницам или подниматься вверх по лестнице, упомянуть нужно, если это связано с темой презентации. Как и в предыдущих случаях, следует концентрироваться на положительных аспектах: своих творческих, профессиональных, физических или интеллектуальных способностях, оставляя в стороне несущественное для взрослого человека. Хвастаться можно, главное - не слишком увлекаться и фантазировать и приводить аудитории действительно захватывающие подробности; тогда успех обеспечен.

  1. Шестой блок - подведение итогов с повторной формулировкой основной мысли:
    • работодателю следует ещё раз дать понять, какого замечательного специалиста он имеет возможность нанять;
    • приёмной комиссии - что в качестве учащегося рассказчик, уже обладающий рядом достижений, будет просто бесподобен и принесёт вузу добрую славу;
    • инвесторам или кредиторам - что дело действительно выгодное, и если они сейчас откажутся от возможности в него вложиться, в будущем такое решение обернётся упущенной прибылью и разочарованиями;
    • благотворителям - что, согласившись на просьбу автора, они совершат по-настоящему доброе дело, которое благоприятно скажется на репутации каждого из них;
    • будущим приятелям, друзьям или неопределённой (виртуальной) аудитории, что рассказчик - компетентный и приятный человек, заслуживающий доверия и уважения и ничего не имеющий против тёплых взаимоотношений с коллективом.
  2. Седьмой блок - заключительный. Рассказчику следует попрощаться с аудиторией, поблагодарив её ещё одним комплиментом и уверив в своей готовности ответить на любые появившиеся вопросы. Неплохо будет в заключение привести свои контактные данные (на письме) или рассказать, где и как слушатели могут пообщаться с заказчиком (при устном выступлении).

Самопрезентация о себе - образцы текста

Чтобы получить представление о правилах составления самопрезентации, начинающему автору полезно будет ознакомиться с тремя небольшими примерами: при устройстве на работу, общении с инвесторами и знакомстве со смешанной аудиторией.

Пример №1

Здравствуйте! Меня зовут Рыбаков Владимир Леонтьевич. Благодарю всех собравшихся здесь за возможность немного рассказать о себе. Для меня честь выступать перед столь приятной и компетентной аудиторией. Разрешите рассказать, почему я претендую на должность старшего разработчика отдела современных технологий.

Начну со своих профессиональных навыков и обязанностей. Я инженер-электронщик, стаж работы по специальности - более пятнадцати лет; на первую работу устроился сразу после окончания университета. Должностные обязанности - разработка электронных схем, проверка проектов подчинённых, изучение и адаптация зарубежных технологий и обучение молодых специалистов. За время работы участвовал в десяти конкурсах регионального и двух - федерального значения. Имею грамоты, награды и благодарственные письма.

Обучался последовательно в техникуме №23 Караганды и Университете электроники имени Володарского (Нижний Волочек). С первого курса принимал участие в олимпиадах и межвузовских спортивных соревнованиях. Имею диплом с отличием.

Увлекаюсь кулинарией и горнолыжным спортом. Имею сертификат кондитера-универсала, а также звание мастера спорта в соответствующем направлении.

Собран, организован, уверен в себе. Имею навыки долгосрочного планирования. Хороший организатор, о чём свидетельствуют рекомендательные письма с прошлого места работы. Предмет моей гордости - создание частного благотворительного фонда «Поможем, чем можем», действующего с 2015 года.

Прошу рассмотреть мою кандидатуру. Уверяю, что в случае положительного решения вы получите преданного и грамотного сотрудника, имеющего организаторские и производственные навыки.

С радостью отвечу на все возникшие у вас вопросы. Благодарю за внимание; было приятно перед вами выступать.

Пример №2

Добрый день, господа инвесторы! Меня зовут Андрей Васильевич, и сегодня я расскажу вам о своём новом проекте. Приятно вновь видеть знакомые лица, а всем, с кем ещё не имел чести познакомиться, - огромное спасибо за внимание! Тема моего выступления - производство аккумуляторов для пультов.

Теперь к делу. Я занимаюсь продвижением энергосберегающих самозаряжающихся батареек для телевизионных пультов уже на протяжении пяти лет. За это время были и успехи, и небольшие неудачи. Всё же мы смогли наладить производство и в прошлом году получили сертификат качества государственного образца.

Идея о производстве особых батареек для пультов возникла у меня ещё во время обучения в Институте имени Теслы, более десяти лет назад. Этой теме была посвящена моя преддипломная практика, а позже - и сам диплом, защищённый мною с отличием.

Сфера моих личных интересов совпадает с профессиональной: это внедрение в жизнь новых энергосберегающих технологий, которые в будущем сделают жизнь человека легче, а природу - чище.

Помогают мне в развитии проекта и личные качества: настойчивость и умение двигаться вперёд, несмотря ни на что. Я круглые сутки обрабатываю новую информацию и продумываю технологические схемы, чтобы сделать нашу с вами планету зеленее, а наш общий воздух - приятнее.

Предлагаю вам поучаствовать в финансировании моего нового проекта, с которым вы можете ознакомиться, заглянув в прилагаемые брошюры. Вы получите гарантированное вознаграждение уже через полгода после старта, а в дальнейшем сможете вновь вложиться в развитие бизнеса.

Искренне благодарю за внимание. Если есть вопросы, задавайте; с радостью пообщаюсь с умными людьми.

Пример №3

Всем привет! Меня зовут Алексей, и теперь я буду частью вашего коллектива. Мы пока незнакомы, но я уже сейчас чувствую к вам симпатию и не сомневаюсь, что мы подружимся. С этой целью я и расскажу немного о себе.

В настоящее время я работаю в НИИ Кардиоэлектроники имени Левковского. До того был практикующим врачом в Центральной Самарской больнице №1, а позднее преподавал в Медицинском университете того же города.

Его же я в своё время и закончил - с красным дипломом и несколькими благодарностями из интернатуры. Пока учился, участвовал в межвузовских соревнованиях по волейболу и спортивной гимнастике, а также нескольких олимпиадах по специальности и гуманитарным дисциплинам.

В свободное время занимаюсь спортивной ходьбой и вязанием. Ещё люблю читать книги и слушать классическую музыку. Не скажу, что добился хотя бы в одном из своих хобби заметных успехов; они просто приносят мне удовольствие.

Главное качество, которое ценю в себе, - дружелюбность. Надеюсь, сразу после окончания моего небольшого выступления вы сможете в нём убедиться.

Уверен, мы с вами найдём общие темы для разговора и сможем наслаждаться общением ещё не один год. Большое спасибо, что выслушали меня. Если есть вопросы, не стесняйтесь; буду рад поговорить с новыми знакомыми.

Как презентовать себя на 5 с плюсом - видео

Подводим итоги

Чтобы составить самопрезентацию о себе, необходимо определить её цель и решить, к кому она будет обращена. Текст должен зависеть от численности аудитории, намерений рассказчика, его профессионального и жизненного опыта. Презентация должна быть ёмкой, увлекательной, красиво и грамотно написанной.

Любая автопрезентация состоит из вступительной части, рассказа автора о своих достижениях, увлечениях и успехах, формулировки цели и заключения. Человеку, часто сталкивающемуся с необходимостью рассказывать о себе, рекомендуется заранее составить несколько универсальных образцов. В дальнейшем их можно свободно модифицировать, подстраивая под текущую ситуацию.