Второй раз креститься. Можно ли креститься без крестных взрослому? Что такое крещение? Почему оно называется таинством

Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Крестильный набор для девочки имеет, как ряд общих черт, так и ряд отличий от такового для младенца мужского пола. Самой главной его частью является, конечно же, нательный крестик, который малышке дарит ее крестный отец. Но помимо него необходим и комплект соответствующей крестильной одежды, в который входит косыночка, платьице и полотенце (крыжма). Оно необходимо для того, чтобы завернуть крошку после окунания в купель. Крестильные наборы для девочек нередко украшаются вышивкой и другими декоративными элементами. Но следите, чтобы их не было много. Это может создать неудобство и для девочки, и для крестных во время Крещения. Крестильный набор для мальчика, как правило, более сдержанный в декоре и состоит из крестильной рубашечки, шапочки и опять же, полотенца-крыжмы. И, само собой разумеется, нательного крестика. Иногда крестильные наборы дополняются еще и пинетками. Приобретая крестильный набор для мальчика, обращайте внимание, чтобы все вещи были максимально удобными. Это актуально, как для одежды для девочки, так и для мальчика.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия ) (имя ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь ». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб (а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь », складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

Почему в алтарь вносят только мальчиков?

В принципе и мальчиков туда не должны вносить, это лишь традиция. Шестой Вселенский собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря… (). Известный канонист еп. дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц».

Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

Даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы регулярно приступать к и святого . Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Каким православным именем назвать младенца?

Право выбора имени ребенка принадлежит его родителям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В святцах имена расположены в календарном порядке.

Нет однозначной церковной традиции выбора имен – часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя, но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память.

Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой стороны, – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, – это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». () Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее.

Укрепляться в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Крещение возможно для человека любого возраста в любой день года.

В каком возрасте лучше крестить ребенка?

Крестить человека можно в любое время от первого и до самого последнего его вздоха. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не являлось обязательным правилом.

Удобнее всего крестить ребенка в течении первых месяцев от рождения. В это время малыш еще не отличает маму от «чужой тети», которая будет держать его на руках во время Крещения, да и «бородатый дядя», который все время будет к нему подходить и «что-то с ним делать», не страшен для него.

Дети постарше уже достаточно осознанно воспринимают действительность, видят, что их окружают незнакомые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испытывать тревогу по этому поводу.

Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?

Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на Церковь случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало.

Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями.

Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет.

Могут ли родители присутствовать на Крещении?

Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет.

Когда совершается Крещение?

Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка.

Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?

Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры. Цель Крещения - соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански.

После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, Крещение не будет иметь никакого смысла.

К Крещению необходимо готовиться: как минимум внимательно ознакомиться с данными огласительными беседами, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».

Было бы просто замечательно подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях. Многие священники делают очень правильно, исповедуя оглашенных перед Крещением.

Можно ли крестить во время поста?

Да, можно. Более того, в прежние времена посты служили подготовкой не только к определенному празднику, но и ко вступлению в Церковь новых членов, т.е. к Крещению оглашенных. Таким образом в древней Церкви крестили в основном накануне больших Церковных праздников, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохраняются в особенностях богослужений праздников Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы.

В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Священник не только может, но и должен отказать человеку в Крещении, если тот не верит в Бога так, как учит веровать Православная Церковь, поскольку вера – непременное условие для Крещения.

Среди оснований для отказа в Крещении может быть неподготовленность человека и магическое отношение к Крещению. Магическое отношение к Крещению – это желание с его помощью защититься от сил зла, избавиться от , получить всевозможные духовные или материальные «бонусы».

Крестить не станут лиц в нетрезвом состоянии и ведущих аморальный образ жизни вплоть до их покаяния и исправления.

Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?

Подобная ситуация встречается довольно часто. Крестить второй раз человека не нужно – крестить можно только один раз. Но можно дать человеку новое имя. Сделать это вправе любой священник просто исповедовав человека и причастив его с новым именем.

Сколько раз можно креститься?

Однозначно - один раз. Крещение – есть духовное рождение, а родиться человек может только единожды. В Православном Символе Веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторичное крещение недопустимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.

Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?

У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. Нравоучительная. На собственном примере, показать крестнику человеческие добродетели – любовь, доброту, милосердие, и другие, чтобы он возрастал настоящим добрым христианином.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.

Вы решились стать крестным, но не соответствуете требованиям? Сделайте так, чтобы это стало поводом для того, чтобы начать двигаться в этом направлении. Для начала прослушайте огласительные беседы в храме или на специализированных курсах организуемых в вашей епархии. Затем прочтите на выбор Евангелие от Марка или от Луки. Выберите сами - первое короче, второе понятнее. Найти их так же можно в Библии; точнее - в Новом Завете. Тщательно ознакомьтесь с текстом Символа веры – во время Крещения один из крестных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко времени Крещения Вы знали наизусть молитву «Отче наш».

После Крещения углубляйте и расширяйте свои знания по Библейской истории, молитесь дома и участвуйте в церковных богослужениях – так вы постепенно приобретете практические навыки христианина.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Первоначальное наименование крестных – восприемники. Такое название они получили потому, что «принимали» крещаемого от купели; при этом Церковь как бы делегирует им часть своей заботы о новом христианине и научении его христианской жизни и нравственности, поэтому не только обязательно присутствие крестных во время Крещения и их живое участие, но и их сознательное желание принять на себя такую ответственность.

Могут ли стать крестными представители других религий?

Однозначно нет. В Крещении восприемники свидетельствуют о Православной вере, и по их вере младенец принимает Таинство. Одно это уже делает невозможным представителей других религий становиться восприемниками при Крещении.

Кроме того крестные берут на себя обязанность воспитывать крестника в Православии. Представители других религий не могут выполнить этих обязанностей поскольку для нас христианство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.

Возникает вопрос: а могут ли тогда стать крестными представители других христианских конфессий, например католики или лютеране? Ответ отрицательный – не могут по тем же причинам. Восприемниками при Крещении могут стать только православные христиане.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Для Крещения понадобится крестильный набор. Как правило это нательный крестик с цепочкой или тесемочкой, несколько свечей, крестильная рубашка. Крестик можно приобретать и в обычных магазинах, но тогда следует попросить священника его освятить. Понадобится полотенце или пеленка, чтобы завернуть и вытереть малыша после купели. По неписаной традиции для мальчика крестик приобретает крестный отец, а для девочки – крестная мать. Хотя этого правила не обязательно придерживаться.

Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?

Один. Как правило одного с ребенком пола, то есть для мальчика – крестный, а для девочки – крестная. Возможность меть для ребенка одновременно и крестного отца и крестную мать является благочестивым обычаем. Иметь более двух восприемников не принято.

Как выбрать крестных для ребенка?

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в христианском воспитании воспринятого от купели. Степень знакомства и просто приязненность отношений тоже важны, но это не главное. В прежние времена забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве крестных ближайших родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой причине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко становились восприемниками. Тем не менее это не возбраняется, а сейчас становится все более частым явлением.

Может ли беременная женщина стать крестной матерью?

Может. Беременность не является препятствием для восприемничества. Кроме того, если беременная женщина сама хочет принять Таинство Крещения то она вполне может это сделать.

Кто не может быть крестным?

Несовершеннолетние; иноверцы; душевнобольные; совершенно несведущие в вере; лица в нетрезвом состоянии

Что крестные должны подарить крестнику?

Этот вопрос лежит в области человеческих обычаев и не касается духовной жизни, регулируемой Церковными правилами и канонами. Иными словами – это личное дело крестных. Можно и вовсе ничего не дарить. Однако думается, что подарок, если таковой все же будет иметь место, должен быть полезным и напоминать о Крещении. Это может быть Библия или Новый Завет, нательный крестик или икона святого, в честь которого назван ребенок. Вариантов много.

Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крестным будет только тот, который воспринимал ребенка от купели. Однако в некотором смысле так можно поступить. Проведем параллель с обычным рождением: допустим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отказываются от него, не выполняют своих родительских обязанностей и не заботятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усыновить и воспитать, как родного. Этот человек и станет, хоть и приемным, но родителем в подлинном смысле этого слова. Так же и в рождении духовном. Если настоящие крестные не выполняют своих обязанностей, и есть человек, который может и хочет взять на себя их функцию, то ему следует получить благословение на это у священника и после этого начать всемерно заботиться о ребенке. И «крестным» при этом его тоже можно называть. При этом вторично Крестить ребенка нельзя.

Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?

Однозначно нет. Между крестным родителем и крестником возникает духовное родство, которое исключает возможность вступления в брак.

Сколько раз человек может становиться крестным?

Столько, сколько посчитает возможным. Быть крестным родителем очень ответственно. Кто-то может осмелиться взять на себя такую ответственность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, возможно, и десять. Каждый сам для себя определяет эту меру.

Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чувствует, что не готов нести ответственность за ребенка, то будет честнее и перед родителями и перед ребенком и перед самим собой сказать об этом прямо, нежели стать формально крестным и не выполнять своих обязанностей.

Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Никаких канонических препятствий к этому нет.

Есть процессы необратимые. Например, отрезало человеку ногу поездом. Что делать? Что ни делай, а новая нога не вырастет, необходимо как-то приспосабливаться жить уже без нее, искать какой-то протез или костыли. Пример хоть и грубоватый, зато понятный. Можно и помягче: ударил звонарь в колокол — назад звук не вернешь, как в пословице «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Как очередное доказательство профанации таинств церковных (беззаконное совершение их над людьми неподготовленными), задали мне недавно в очередной раз вопрос: «А можно второй раз покрестить (правильно — окрестить) ребенка, нам крестный не нравится?»

Это при том, что перед тем как окрестить ребенка, его родители и крестные должны знать «Символ веры». Это краткие, состоящие из 12 предложений, основные догматы веры: о Боге, в Которого человек верует, и о Церкви, к которой он желает присоединиться. В десятом предложении «Символа веры» есть такое утверждение: «Исповедую едино крещение…»

Отвечая на вопрос о том, можно ли креститься второй раз другим именем, я говорю, что, конечно, можно окрестить ребенка и второй раз, но после того как вы этого же ребенка и родите повторно, еще раз. Ведь это тоже процесс необратимый. Даже если крещеный человек откажется от веры, а потом, допустим, опомнится и захочет вернуться в Церковь, его второй раз не окрестят, а присоединят обратно к Церкви через покаяние, так как процесс крещения необратим.

Поэтому, выбирая крестных, помните — это раз и навсегда, и руководствоваться должно не тем, будет ли он дарить подарки на именины, а воцерковленный ли он человек, сможет ли он выполнить свои обязанности и научить ребенка основам веры. А если уж так случилось, что крестного по уважительным причинам необходимо заменить, то можно обратиться к священнику, он подскажет, как выйти из этой ситуации. Например, при крещении могут находиться не только восприемники (крестные), но и сколько угодно свидетелей, на кого-то из их числа можно возложить функции крестных, прочитав молитву об усыновлении.

По Требнику необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, только разновременно.

В крайнем случае допускается крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного. Обычай не допускать отца на крещение собственного ребенка не имеет никакого канонического основания. Мать крещаемого допускается на крещение своего ребенка, если над ней прочитана молитва 40-го дня. Мать и отец подростка или взрослого крещаемого, безусловно, могут присутствовать при совершении таинства и молиться за своего сына или дочь.

Если же неизвестно достоверно, крещеный человек или нет, то таинство Крещения совершается с оговоркой: «аще не крещен есть». В случае крайней нужды, например, из-за опасности смерти тяжелобольного ребенка, крещение может совершить мирянин —мужчина или женщина. Он должен быть верующим христианином и правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия имярек ) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение).

Игумен Герман (Скрыпник)



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Можно ли второй раз креститься, спрашивают люди, которые не уверены в том, что сохранили благодать Таинства Крещения. Возможно, такое стремление появляется у человека, когда он чувствует, что отпал от учения Православной Церкви. В этом случае требуется его искреннее покаяние и участие в исповеди. Исключением может быть только тот факт, когда мы точно не знаем, был ли крещен этот человек. Во время советской власти многие люди крестили своих детей тайно, так как опасались гонений. Они всячески старались скрыть этот факт. Если они не вели церковную жизнь, не причащали своих деток и не водили их в церковь, то когда эти дети вырастали, они часто точно не знали, били ли они крещены. Крестить человека дважды нельзя, поэтому чтобы не совершать Таинство Крещения два раза, священники во время Крещения человека о котором неизвестно, был ли он крещен или нет, произносят дополнительную фразу. Они говорят: «Аще не крещен». Это значит «если не крещен», то тогда крещается раб Божий или раба Божия, — и называют имя человека, — во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь. Правила Крещения предполагают, что это Таинство является полным и совершенным. Поэтому оно может совершаться только один раз в жизни человека.

Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

– Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

– Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Кто может быть крестным?

– Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые. Они должны быть крещеными и верующими. Крестные родители одного ребенка в будущем уже не могут вступить друг с другом в брак, потому что являются духовными родственниками.

Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

  1. дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);
  2. люди безнравственные и безумные (душевнобольные);
  3. неправославные;
  4. муж и жена – у одного крещаемого;
  5. монахи и монахини;
  6. родители не могут быть восприемниками своих детей.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

– В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец – после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Можно ли креститься в 50 – 60 лет?

– Креститься можно в любом возрасте.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Некоторые спрашивают, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога? Не лучше. Ведь в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и может поэтому быть участником святых Таинств. В том числе и Таинства Евхаристии — причащаться Святых Христовых Тайн.

У каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители. Тем более крестные должны быть у детей, потому что их крестят по вере родителей и восприемников.

Сколько раз нужно креститься при входе в храм и при выходе из него?

Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза. Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви. Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением. Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).

Надо ли предварительно записываться на Крещение?

Записываться заранее не нужно.

С собой необходимо иметь :

  • Свидетельство о рождении ребенка
  • Свидетельство о прохождении огласительных бесед
  • Крестильную рубашку, пеленку
  • Крестик
  • Полотенце
  • Для взрослых крещаемых и больших детей (кто уже ходит): купальник и резиновые тапочки.

Последнее время многие «захожане» задают один и тот же вопрос: можно ли креститься со вторым именем? И это, как правило, не Рустэмы и Тимуры, которых так или иначе нужно крестить с другим именем (ведь нет таких имен в святцах), а вполне себе обычные Иваны и Марии. Бывают и вариации вопроса: можно ли креститься повторно или поменять имя, данное в Крещении. Причина этого явления очень простая: в интернете сейчас очень распространены советы разных «белых магов» и прочих оккультистов о борьбе с порчей путем… перекрещивания.

Начнем с примеров. Вот какие «полезные советы» дают в интернете для тех, кто хочет креститься сам или крестить ребенка. Нельзя крестить ребенка сразу после отпевания в храме, нельзя вытирать воду, которая выплеснулась на пол во время Крещения, нужно позвать на Крещение четное количество гостей. Эти и многие другие советы мы читаем как на самых разных эзотерических сайтах, так и на вполне благопристойных сайтах для молодых родителей.

«Скорее всего, вам откажут проводить ритуал, если вы откроете всю правду. Так что вам придётся слукавить»

Но самым выдающимся советом является следующий: «Если вы возьмёте себе при Крещении иное имя, порчу вам сделать станет значительно сложнее, поскольку «адрес изменился»». Читаем дальше: «Абсолютное большинство церковных батюшек не одобряют идею повторного крещения и скорее всего откажутся проводить ритуал, если вы им откроете всю правду. Так что вам придётся слукавить и сказать, что Крещение будет проводиться впервые. И сразу же называете только то новое имя, которое вы подобрали! Если у вас потребуют официальный документ (например, паспорт) для проверки имени, просто идите в другую ».

То есть для того, чтобы креститься с другим именем, нужно соврать! И соврать в храме. Давайте дадим оценку этому совету с точки зрения православия: человек пытается отгородиться от порчи путем совершения магического действия. И чтобы обряд точно «подействовал», советуют совершить грех, советуют соврать в храме. Как мы знаем, лукавому нужна одна жертва – человеческий грех. И эту жертву надо принести лукавому.

Всё это напоминает советы, как «правильно» гадать на святках: надо украсть свечу в храме и т.д. То есть для того, чтобы лукавый ответил на твои вопросы, нужно совершить грех воровства. Ну или любой другой грех. Главное – грех. Главное – принести жертву дьяволу.

Православие знает только один способ изменить имя – монашеский постриг. Но это способ только для тех, кто очень сильно хочет изменить свою жизнь.

Подробнее я уже писал о выборе имени для Крещения и не буду повторяться.

Крестите еще раз

Есть и еще одно, совсем страшное проявление «борьбы с порчей» – это попытки креститься повторно. Логика этих «полезных советов» та же самая: если на имя при Крещении навели порчу, то надо поменять его. Лучше всего путем второго Крещения. Напомню одно интересное выражение: «дьявол – обезьяна Бога». То есть дьявол как бы пародирует всё то, что делает Господь. В традиционном православном понимании Крещение – это начало новой жизни, второе рождение человека от «воды и Святого Духа». Дьявольская пародия на Крещение – второе крещение – ставит перед собой одну цель: решить какие-то житейские проблемы. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни » ().

Христианин крестится в смерть Христову с тем, чтобы с Ним пострадать в жизни и потом воскреснуть. Господь Сам призывает своих учеников взять на себя Его иго: «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (). Обратите внимание: мы верим в Крещение как призыв следовать за Христом непростым, но верным путем. А «второе крещение» – это попытка креститься ради решения проблем земных. То есть настоящий сатанинский путь.

И в заключение напомню один момент из житий древних святых. Многие мученики первых веков на вопрос об их имени говорили, что имя им христианин, и это имя для них самое главное в их жизни. Настолько важное, что они шли ради него на смерть, а уж никак не пытались сменить его ради получения земных благ.

протоиерей Дионисий Свечников

В последнее время в адрес сайта приходит множество писем от людей, интересующихся возможностью повторного крещения. Такое желание обычно мотивируется несколькими причинами. Люди искренне верят, что повторное крещение может избавить от наведенной порчи, сглаза, родового проклятия, решит жизненные и даже финансовые проблемы. Порой жажда повторного крещения мотивируется желанием поменять имя. Многим мнится, что если они при крещении получат новое имя, которое «будет знать только Бог», то это избавит их от магического воздействия. Враги будут «колдовать на старое имя» и поэтому все их заклинания и наговоры будут «пролетать мимо». Но иногда причиной для повторного крещения высказывается весьма благая, на первый взгляд, цель. К примеру, некоторые люди, крещенные в детстве и ведущие греховную жизнь, вдруг приходят к вере в Бога. Им кажется, что повторное крещение смоет этот «греховный нарост» на душе и очистит от всего плохого. Думаю, что самое время подробно разобраться во всех этих суевериях и рассмотреть их с позиции канонов и традиций Православной Церкви. Что я и постараюсь сделать в статье, предлагаемой вниманию читателей.

Начну по порядку. Для начала необходимо определить, откуда берется у людей желание креститься повторно. Мотивацией для повторного крещения являются откровенно оккультные верования. Порча, сглаз, родовое проклятие, венец безбрачия, приворот и т.д. – это оккультная терминология, широко используемая всевозможными магами, колдунами, экстрасенсами, целителями и прочими деятелями оккультных наук. Поэтому вполне логично было бы заявить, что и вера в «очищающую силу» повторного крещения навеяна как раз этими «сердобольными товарищами», желающими за определенную плату решить все проблемы своих клиентов. Мне неоднократно приходилось беседовать с людьми, пришедшими в храм с желанием повторно креститься. На мой вопрос, для чего это им нужно, как правило, следует ответ, что на необходимость данного действия им указал экстрасенс (гадалка, маг, колдун и т.д.). Однажды мне пришлось видеть рекламу на одном из российских телеканалов, в которой одна оккультистка утверждала, что повторное крещение – это самое сильное средство от порчи и сглаза. Думаю, что этих фактов вполне достаточно, чтобы понять, что суеверие о повторном крещении имеет однозначно оккультное происхождение.

Разобравшись с источником суеверия, стоит дать ему оценку с позиции церковных канонов и традиций. Согласно вероучению Православной Церкви, крещение – это одно из семи церковных таинств, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Само по себе повторное крещение невозможно. Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. Оно необходимо человеку для спасения, ибо «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (). Христос ясно говорит в Евангелии: ««кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (). Спаситель говорит о вере в Бога. Иного значения этот евангельский отрывок не имеет и не может иметь. Ведь, отправляя апостолов на проповедь, Христос учит их: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (). Таким образом, на основании слов Самого Спасителя, необходимым условием для принятия крещения является вера в Троицу, а вовсе не оккультная вера в крещение, как в решение всех проблем. Крещение вовсе не решает житейские и финансовые проблемы и не является «орудием» для снятия порчи.

Так зачем же оккультисты посылают людей на крещение? Ведь посылают не только крещеных людей на повторное крещение, но и некрещеных на первое крещение. Однако смысл от этого не меняется. Не секрет, что для привлечения людей оккультисты широко используют православную атрибутику – кресты, иконы, ладан, церковные свечи, православные молитвы. Для чего это им нужно? Ответ очевиден. Не каждый человек пойдет к гадалке или экстрасенсу, если тот скажет ему примерно такие слова: «Я занимаюсь черной магией, нахожусь в непосредственном контакте с бесами, а тебе, чтобы получить помощь от меня, нужно служить дьяволу». Для того, чтобы привлечь клиента, необходимо прикрыться чем-то святым, не вызывающим в человеке никакого подозрения. И даже выдать себя за святого! Это залог успеха, ибо человек всегда тянется к святому, божественному. Приходит человек к экстрасенсу, а у него весь дом заставлен православными иконами, висят лампады, воскуряется фимиам, горят церковные свечи, а сам служитель черного культа, увешанный крестами и даже епископскими панагиями, с блаженным лицом ведет прием клиентов. Порой приходится сталкиваться с людьми, которых оккультисты посылают в храм за свечами, ладаном, иконами. Трудно бывает переубедить этих людей в том, что они тяжко согрешают, идя на поводу у гадалок и экстрасенсов. Ведь посылают их в храм Божий, а не в сатанинское капище. К сожалению, вразумить удается немногих, т.к. для большинства из этих людей посещение гадалок и экстрасенсов становится обыденностью и даже нормой жизни, а мнение самих оккультистов – непререкаемым авторитетом. Это плоды духовной безграмотности. Ведь обращение к оккультистам – это обращение к дьяволу. Занятие оккультизмом – это общение с бесами и служение им. Священное Писание изобилует моментами, ясно говорящими о грехе обращения к оккультистам. Еще в Ветхом Завете было запрещено обращаться к таким людям или самому заниматься магией и колдовством под страхом смертной казни. Вот, что говорит Писание: «Не ворожите и не гадайте» (), «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (), «Ворожеи не оставляй в живых» (), «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (), «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (), «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов … ибо они пророчествуют вам ложь» (Иерем. 27:9-10). А вот, что сказано об их участи после смерти: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь - в озере, горящем огнем и серою» (), «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (). Таким образом, оккультизм – это богопротивное и богомерзкое дело, а обращение к оккультистам – это несомненный грех. Печально, но многие люди этого совершенно не понимают, ибо духовно безграмотны. Поэтому и не могут различить обман, завуалированный под святыню.

А что же на самом деле представляет собой использование оккультистами освященных предметов? Для них прикрытие православной атрибутикой – это кощунственное действие, за которое, как они верят, дьявол даст особую силу. Церковные свечи, ладан, иконы и другие освященные предметы используются оккультистами в магических ритуалах, а вовсе не по прямому их назначению. Иногда, для завершения магического ритуала, человеку предлагается отнести заговоренную свечу в храм и поставить ее там. Трудно представить себе более кощунственное действие. Человек, идущий на поводу у оккультистов и исполняющий их поручения, является фактическим участником и совершителем магического действия. Но для него это действие преподносится оккультистами как некое благо, божественное откровение, однозначная помощь от Бога. Стоит ли говорить, что это далеко не так. Но если одни оккультисты ограничиваются только осквернением освященных предметов, то другие идут дальше и посылают своих клиентов участвовать в церковных таинствах. Как правило, это бывают таинства крещения, причастия и соборования. Интересно то, что церковные таинства преподносятся как некие ступени на пути к полному достижению конечной цели, предлагаемой оккультистом. Ступени, следующие за церковными таинствами – продолжение «работы» оккультиста. А фактически – это осквернение святыни, осквернение таинства, совершенного в Церкви. В этом и лежит основа оккультного «учения о повторном крещении». Зато цель, достигаемая повторным крещением, может быть какая угодно. Начиная от снятия порчи, сглаза и родового проклятия, исцеления от болезней, вплоть до решения всех житейских и даже финансовых проблем. Но если церковные таинства действительно могут помочь человеку исцелиться от духовных и телесных болезней, то действия оккультистов никак не могут привести к этому, ибо не может быть от лукавого чего-либо доброго. От «лечения» у оккультистов многим людям становится только хуже, начинают прогрессировать те болезни, которые пытались излечить при помощи оккультных методик, в острой форме проявляются хронические болезни, дремавшие десятилетиями, появляются и совершенно новые, порой неизлечимые болезни.

Как я уже сказал, креститься посылают как крещеных, так и еще некрещеных людей. Иногда, узнав о желании человека креститься повторно, удается отвратить его от совершение столь тяжкого греха. Но ради достижения цели некоторые идут на обман и крестятся повторно. Порой сами оккультисты дают своим клиентам наставление не говорить о том, что они уже крещены. Налицо явное греховное действие как самих оккультистов, так и их посетителей. Помимо этого, у человека, пришедшего на крещение, пусть даже и не наученного обмануть священника и еще не крещеного, складывается неправильное, искаженное мнение о таинстве крещения (впрочем, как и о других таинствах). Такому человеку, не без участия оккультиста, мнится, что крещение обязательно избавит его от всех проблем, исцелит от болезней, снимет порчу, сглаз, принесет удачу, и даже вмиг озолотит. Воцерковленному же человеку совершенно ясно, что это далеко не так, а крещение не является лекарством от всех болезней и не ведет к решению всех описанных проблем. Но в том-то и дело, что воцерковленные люди практически никогда не становятся клиентами оккультистов. На их удочку «святости» попадают невоцерковленные люди, черпающие знания о церковных таинствах, канонах и традициях не из Закона Божия и катехизиса, а из бульварных, оккультных газет и журналов и телепередач вроде «Битвы экстрасенсов».

Таким образом, рассмотрев «учение о повторном крещении» с позиции православной веры, приходим к выводу, что данное желание или действие греховно, ибо является добровольным принятием дьявольского внушения, а с позиции церковных канонов просто недопустимо. Помимо этого, повторное крещение не избавляет человека от вышеуказанных проблем, не решает его житейских и финансовых трудностей, а наоборот, как действие явно греховное и кощунственное, скорбей и забот только прибавляет.

Из оккультного «учения о повторном крещении» вытекает и мнение о том, что смена имени гарантирует человеку тщетность усилий колдунов и магов, наводящих на него порчу, сглаз и т.д. Можно даже сказать, что они взаимосвязаны. Не буду выяснять, что появилось раньше – «курица или яйцо», но припоминаю, что с просьбой поменять имя люди стали обращаться в храмы намного раньше, чем с просьбой о повторном крещении. В чем же состоит суть этого оккультного верования о пользе смены имени? Оккультисты утверждают, что имя человека используется в магических обрядах. Это действие, как видимо, схоже с поименным поминанием христиан во время богослужений. Священник, принося бескровную жертву, совершая молебен или панихиду, поименно поминает живых или усопших членов Церкви, молясь об их здравии или упокоении. Думается, что аналогичное действие совершается оккультистом во время магических ритуалов. Но, вместо призывания Бога в молитвах, здесь призывается дьявол. Это могут быть простые заговоры с использованием имени человека, либо гораздо более сложные по своей структуре магические обряды и ритуалы, вплоть до человеческих жертвоприношений.

Согласно древним магическим повериям, при помощи имен можно подчинить себе духов или же избавиться от их воздействия. Именно эту формулу несет в себе чтение заговоров, которые содержат имена падших духов. Читая заговор, человек входит в непосредственное общение с бесом, призывает его по имени. И если заговор читается «на какого-либо человека», т.е. с произнесением его имени, то, согласно тому же магическому верованию, возможно установление контроля над человеком или определенное магическое воздействие на него. По сути, человек или оккультист, читая заговор или проводя определенный магический ритуал, просит беса, имя которого он призывает, воздействовать на человека, в отношении которого совершается магическое действие. Это действие лежит в основе всех магических ритуалов. Вполне логичным было бы предположить, что именно такой «прием» применялся бесами в отношении Господа Иисуса Христа, которого они называли по имени. Эта «уловка» явно не имела никакого действия, ибо бесы не имели никакой власти над Спасителем, а, наоборот, просили не мучить их: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня» (). Из евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого мы знаем, что бесы, по повелению Спасителя, вышли из несчастного человека и вошли в свиное стадо, которое тут же бросилось с обрыва в море: « И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что без особого попущения Божьего бесы не могут даже в свиней войти, не говоря уже о человеке. Без попущения Божьего бесы не могут ни войти в человека, ни выйти из него, ни даже причинить ему какой-то вред. Поэтому знание имени не может дать власть над человеком. Соответственно, и оккультное учение о смене имени нужно признать несостоятельным. Пусть у человека будет хоть десять имен, но знание их всех не дает над ним никакой власти, если не будет на то попущения Божия. Православному христианину, живущему по заповедям Божиим, находящемуся под благодатной защитой церковных таинств, не страшны никакие порчи, сглазы, родовые проклятия и прочая оккультная гадость. Его хранит Сам Господь! А если увлекаться подобными верованиями, то Господь, действительно, может попустить скорби, болезни и многие проблемы. Поэтому православный христианин должен отрицательно относиться к любому оккультному учению, ибо оно является бесовским. « Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (Кор. 6:14-15). Православный христианин не должен быть подвержен бесовским учениям!

Но интересно, почему именно в храм посылают оккультисты своих клиентов? Ответ прост. Согласно традиции Православной Церкви, имя нарекается человеку на восьмой день от рождения. Для этого священником читается специальная молитва на наречение имени. Т.к. эта добрая традиция сейчас незаслуженно забыта, а многие люди просто не знают о ее существовании, эта молитва читается непосредственно перед крещением. В Православной Церкви также существует благочестивая традиция наречения имени ребенку в честь кого-либо из святых угодников Божиих. Этот святой считается небесным покровителем человека, к которому он будет прибегать за молитвенной помощью в течение всей своей жизни. В последовании утренних молитв, которые каждый православный христианин читает, восстав от сна, находится молитва о призывании святого, имя которого носишь. Думается, что каждый воцерковленный православный христианин с особым усердием молится своему святому. Обо всем этом не могут не знать оккультисты, учащие о пользе смены имени. Поэтому и отправляют людей в храм. Наречение имени является обыденным действием священника во время крещения. Но наречение имени происходит только раз в жизни, также как и единожды происходит крещение.

Что же получается, когда человек попадает под воздействие оккультного «учения о смене имени»? По сути, человек пренебрегает не только своим именем, которое дали ему родители, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. Вместо того чтобы в сложные моменты своей жизни призвать на помощь своего небесного покровителя, человек начинает бегать по гадалкам и экстрасенсам в поисках «волшебной палочки», которая вмиг избавит от всех проблем. А на самом деле, «учение о смене имени» несет в себе ту же кощунственную функцию, что и «учение о повторном крещении». Но от оккультистов, действующих по наущению дьявола, другого ждать и не приходится. Жаль, что многие люди попадают под их тлетворное влияние. Как я уже сказал, все это плоды духовной безграмотности.

Другим плодом духовной безграмотности некоторых людей является желание повторного крещения ради благой, на первый взгляд, цели. В начале статьи я уже привел один пример, когда некоторые люди, крещенные в детстве, но долгое время жившие в грехе и в определенный момент пришедшие к вере в Бога, желают повторно креститься для того, чтобы избавиться от рабства греха и очиститься от греховной скверны. Что ж, желание очень хорошее и похвальное. Купель крещения, действительно, омывает все грехи человека, который, раскаявшись в своей греховной жизни, выражает желание жить во Христе. Для него крещение и становится таинством, очищающим от греховной скверны и дающее возможность для новой, духовной жизни. А уже крещеный православный христианин, для того чтобы очиститься от своих грехов, должен прибегнуть не к повторному крещению (которое вообще недопустимо ни при каких обстоятельствах), а к другому спасительному церковному таинству – таинству покаяния, исповеди. Во время исповеди человеку прощаются его грехи, Дух Святой действует в этот момент на него. А священник, по обетованию Божьему «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» () читает особую разрешительную молитву над человеком. Через исповедь согрешивший человек продолжает (или начинает) свой путь к Богу.

Хочется напомнить читателю, что повторное крещение для православного христианина невозможно ни при каких обстоятельствах. Это спасительное таинство совершается раз в жизни и является рождением для духовной жизни во Христе. Ну, а как ее проживает каждый из нас, пусть судит Господь. Дай Бог нам всем разума для понимания Его святой воли и различения бесовских козней, коих в современном мире великое множество!

Последнее время многие «захожане» задают один и тот же вопрос: можно ли креститься со вторым именем? И это, как правило, не Рустэмы и Тимуры, которых так или иначе нужно крестить с другим именем (ведь нет таких имен в святцах), а вполне себе обычные Иваны и Марии. Бывают и вариации вопроса: можно ли креститься повторно или поменять имя, данное в Крещении. Причина этого явления очень простая: в интернете сейчас очень распространены советы разных «белых магов» и прочих оккультистов о борьбе с порчей путем… перекрещивания.

Вредные советы

Начнем с примеров. Вот какие «полезные советы» дают в интернете для тех, кто хочет креститься сам или крестить ребенка. Нельзя крестить ребенка сразу после отпевания в храме, нельзя вытирать воду, которая выплеснулась на пол во время Крещения, нужно позвать на Крещение четное количество гостей. Эти и многие другие советы мы читаем как на самых разных эзотерических сайтах, так и на вполне благопристойных сайтах для молодых родителей.

Но самым выдающимся советом является следующий: «Если вы возьмёте себе при Крещении иное имя, порчу вам сделать станет значительно сложнее, поскольку «адрес изменился»». Читаем дальше: «Абсолютное большинство церковных батюшек не одобряют идею повторного крещения и скорее всего откажутся проводить ритуал, если вы им откроете всю правду. Так что вам придётся слукавить и сказать, что Крещение будет проводиться впервые. И сразу же называете только то новое имя, которое вы подобрали! Если у вас потребуют официальный документ (например, паспорт) для проверки имени, просто идите в другую церковь».

То есть для того, чтобы креститься с другим именем, нужно соврать! И соврать в храме. Давайте дадим оценку этому совету с точки зрения православия: человек пытается отгородиться от порчи путем совершения магического действия. И чтобы обряд точно «подействовал», советуют совершить грех, советуют соврать в храме. Как мы знаем, лукавому нужна одна жертва – человеческий грех. И эту жертву надо принести лукавому.

Всё это напоминает советы, как «правильно» гадать на святках: надо украсть свечу в храме и т.д. То есть для того, чтобы лукавый ответил на твои вопросы, нужно совершить грех воровства. Ну или любой другой грех. Главное – грех. Главное – принести жертву дьяволу.

Церковь против Крещения со «вторым именем» просто потому, что не верит в порчу. Мы, православные люди, верим в то, что Господь посылает нам только то, что необходимо в нашей жизни. Да, зачастую это бывают какие-то испытания и скорби, но они нужны для нашего спасения.

Если православный христианин живет нормальной духовной жизнью, если он регулярно причащается, исповедуется, постится и т.д, то никакая порча его не возьмет. В Евангелии есть следующие слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). То есть нельзя быть «средним», не хорошим и не плохим. Если человек не со Христом, если он не живет церковной жизнью, то он становится противником Христа. Если современный человек не заполняет свою жизнь Богом, не ставит Его во главу угла, то в его жизнь приходит лукавый и с удовольствием поселяется в ней. И если нет духовного опыта, нет жизни со Христом и во Христе, то человек начинает «защищаться» от лукавого всякого рода магическими действиями. Борется с порчей и вешает подвеску или амулет, а потом доходит и до таких крайностей, как Крещение со вторым именем.

Бороться с порчей «магическими способами» – это то же самое, что заливать костер бензином или лечить диабет сахаром.

Поменять имя

Еще одна печальная вариация борьбы с порчей и привлечения удачи – это желание поменять имя. Для православной традиции характерно понимание, что святой, в честь которого назван человек, – это пример для подражания в духовной жизни. Крестили в честь миссионера – должен стараться проповедовать, крестили в честь преподобного – проявлять смирение и воздержание в своей жизни. Но суеверие искажает и это. Некоторые люди считают, что если крестили в честь мученика – значит, всю жизнь будешь мучится. Хочешь избежать этого мучения – меняй имя. Обратите внимание: не меняй жизнь, а меняй само имя. Иди по пути наименьшего сопротивления – этот призыв в высшей степени странен для христианина, к которому обращены слова Спасителя: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

Православие знает только один способ изменить имя – монашеский постриг. Но это способ только для тех, кто очень сильно хочет изменить свою жизнь.

Подробнее я уже писал о выборе имени для Крещения и не буду повторяться.

Крестите еще раз

Есть и еще одно, совсем страшное проявление «борьбы с порчей» – это попытки креститься повторно. Логика этих «полезных советов» та же самая: если на имя при Крещении навели порчу, то надо поменять его. Лучше всего путем второго Крещения. Напомню одно интересное выражение: «дьявол – обезьяна Бога». То есть дьявол как бы пародирует всё то, что делает Господь. В традиционном православном понимании Крещение – это начало новой жизни, второе рождение человека от «воды и Святого Духа». Дьявольская пародия на Крещение – второе крещение – ставит перед собой одну цель: решить какие-то житейские проблемы. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4).

Христианин крестится в смерть Христову с тем, чтобы с Ним пострадать в жизни и потом воскреснуть. Господь Сам призывает своих учеников взять на себя Его иго: «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Обратите внимание: мы верим в Крещение как призыв следовать за Христом непростым, но верным путем. А «второе крещение» – это попытка креститься ради решения проблем земных. То есть настоящий сатанинский путь.

И в заключение напомню один момент из житий древних святых. Многие мученики первых веков на вопрос об их имени говорили, что имя им христианин, и это имя для них самое главное в их жизни. Настолько важное, что они шли ради него на смерть, а уж никак не пытались сменить его ради получения земных благ.