Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками. Что изучает педагогика

Педагогика представляет собой одну из древнейших гуманитарных наук, на протяжении тысячелетий реализовывая социализацию личности ребенка, адаптацию ее к требованиям общества, обеспечивая, таким образом, выживание и развитие человечества как биологического вида. В центре внимания научной области – все многообразие личностного и профессионального развития, все аспекты воспитательной, образовательной, обучающей деятельности личности, причем, как личности ребенка, так и личности взрослого.

Следует отметить, что, несмотря на то, что воспитание сопровождало человечество на протяжении всей истории его зарождения и эволюции, педагогика как наука выделилась из философии лишь XVII столетии, когда в области накопился достаточный базис. Выдающийся философ Френсис Бэкон в процессе исследования методов научного познания разделил педагогику и философию, а Я. А. Коменский выдвинул первую дефиницию и создал первую педагогическую систему.

Подходы к дефиниции педагогики

Несмотря на длительную историю существования педагогической науки, единого мнения в отношении ее предмета так и не сложилось. Трудности дефиниции обусловлены синтезным характером научно отрасли, тем фактом, что она находится на стыке множества наук гуманитарного характера, привлекая в сферу педагогических исследований достижения других научных областей, развиваясь вместе с другими научными направлениями.

В различные периоды своего развития педагогика понималась по-разному, включая следующие дефиниции:

  • наука о воспитании личности;
  • наука о педагогических системах, целенаправленных процессах педагогического воздействия;
  • процесс воспитания, направленный на социализацию личности, адаптацию к требованиям социума на конкретном этапе его исторического развития;
  • наука о целенаправленных процессах передачи опыта, знаний подрастающему поколению;
  • наука о целенаправленной, организованной, систематической, управляемой деятельности по формированию личности человека, методах, принципах, закономерностях передачи знаний.

Замечание 1

Следует отметить, что все приведенные дефиниции отражают отдельные аспекты педагогических процессов. В наиболее общем виде педагогика исследует, изучает, выявляет закономерности педагогической деятельности во всем многообразии ее проявлений, особенностей, аспектов. Педагогика как наука описывает, выявляет особенности, объясняет феномены педагогической деятельности, рассматривая их вместе с другими науками гуманитарного характера.

Педагогическая деятельность как сущность педагогики

Определение 1

Педагогическая деятельность в современной научной литературе понимается социально и личностно обусловленное, целенаправленное, управляемое приобщение личности к жизни в человеческом социуме

Другими словами, педагогика не может отожествляться исключительно с образовательно-воспитательным процессом, в результате которого у личности формируется система специализированных знаний, умений и навыков. Педагогическая деятельность носит целенаправленный характер, ориентирована на достижение ряда актуальных целей.

Таким образом, педагогика как наука направлена на исследование особой, личностно и социально детерминированной, характеризующуюся педагогическим руководством, педагогическим целеполаганием деятельность по приобщению личности к жизни социума.

Социализация как приоритетная функция педагогики

Другими словами, в центре педагогики – процессы социализации, процессы включения личности в общество благодаря усвоению и последующему воспроизводству личностью исторически накопленной культуры, социального опыта. Применительно к педагогике целесообразным представляется говорить о целенаправленной социализации.

Христос , были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя в качестве талантливых теоретиков и практиков педагогической деятельности. Возникновение педагогики как самостоятельной науки относят к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах удалось выявить специфику образовательной деятельности как особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, заслуживающих наименования науки.

С тех пор, постоянно осмысливая практический опыт образовательной работы и на этой основе расширяя и обогащая свое содержание, педагогическая наука стала дифференцироваться. Из ее состава начали выделяться отдельные специализированные отрасли или ветви педагогического знания.

Сегодня педагогика представляет собой весьма сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой собственный объект и предмет исследования.

В этой системе выделяются две основные части педагогической науки, различающиеся своими методами анализа образовательной деятельности.

История педагогики в хронологической последовательности рассматривает развитие практики и теории образовательной деятельности с древнейших времен и до наших дней. Основной дидактической единицей изучения здесь являются жизнь и творчество выдающихся мастеров педагогического дела, их идейное наследие.

Теория педагогики или общая педагогика в логической последовательности рассматривает содержание понятий образования, обучения, воспитания, образовательных технологий, в том числе компьютерных, а также системы управления образовательным процессом в целях обеспечения их высокого качества. Основной дидактической единицей здесь являются указанные выше ключевые понятия, составляющие основу категориального аппарата педагогической науки.

Объектом своего исследования различаются такие отрасли педагогической науки, как детская педагогика и андрогогика , т.е. педагогика взрослых. Специальной областью науки об образовании является дефектология , исследующая методы обучения людей, имеющих те или иные отклонения в умственном и физическом развитии.

Ряд острых проблем экономики и управления процессом предоставления образовательных услуг, улучшения их качества, соответствия установленным международным стандартам исследует недавно возникшая отрасль педагогики - наука управления образовательными системами, или образовательный менеджмент . Важнейшими проблемами образовательного менеджмента является разработка требований для аттестации, аккредитации учебных заведений, а также показателей для определения их рейтинга.

Обширной областью науки об образовании являются так называемые частные методики, разрабатывающие содержание и специфические организационно-методические проблемы изучения отдельных учебных дисциплин (язык, математика, физика, химия и др.) на основе категорий, формулируемых общей теорией педагогики.

Таким образом, современная педагогика представляет собой многоплановую науку, охватывающую различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки является необходимым условием эффективной образовательной деятельности.

Педагогика и другие науки

Педагогика так или иначе связана с множеством других наук. Прежде всего эти связи осуществляются через частные методики преподавания отдельных наук. Через них педагогика присутствует в каждой конкретной науке, поскольку немыслимо развитие ни одной из них без передачи результатов ее исследований другим людям.

Причем создание такой составляющей нередко оказывается делом весьма сложным. Как заметил выдающийся французский просветитель К. Гельвеций , трудно бывает прийти к какой-либо мысли, открытию, но еще труднее объяснить их другим. История науки знает, что, например, выдающийся немецкий философ И . Кант стал широко известен лишь после того, как некоторые ею последователи сумели популяризировать его труды, изложив их глубокое содержание доступным неспециалисту языком. Ту же мысль об огромной сложности объяснения научных открытий в шутливом тоне выразил А. Эйнштейн , отвечая на вопрос молодой корреспондентки о том, в чем состоит разница между временем и вечностью. «Дитя мое, ответил он, если бы у меня было время , чтобы объяснить эту разницу, то прошла бы вечность , прежде чем вы это поняли».

Будучи применены к любой науке, педагогические принципы и нормы, как правило, в значительной мере способствуют росту ее социального престижа, ускоряют темпы се развития. Но стимулируя развитие других наук, педагогика и сама в значительной степени зависит от них, особенно от наук, смежных с ней.

Эта связь обусловлена тем, то духовная сторона человека, на развитие которой преимущественно направлена наука об образовании, тесно взаимодействует с физической, телесной его стороной. Человек — существо двуединое, представляющее собой органическую целостность идеального и материального бытия. Причем эти два начала в человеке существуют всегда вместе и не могут существовать порознь. Поэтому, исследуя проблемы умственного и нравственного воспитания, педагогика, учитывая это единство, обязана взаимодействовать с рядом естественных наук, изучающих телесную составляющую человеческого бытия. Это прежде всего анатомия и физиология человека, санитария и гигиена. В противном случае педагогическая деятельность может принести не ожидаемую пользу, а непредвиденный вред, причем немалый. Так может случиться, если преподавание не будет учитывать, например, возрастных физиологических особенностей обучаемых или санитарно-гигиенические требования к организации процесса обучения.

Конечно, физиология и анатомия интересуют педагогику не столько сами по себе, сколько в качестве наук, изучающих материальную первооснову идеальной, психической жизни. Поэтому наиболее тесно и всесторонне к педагогике примыкает психологическая наука. Эти две дисциплины неслучайно рассматриваются как единый комплекс психолого-педагогических наук, как это делается и в настоящем издании. Но близость вместе с тем не исключает существенных различий между этими двумя науками. Если психология, как говорилось в первой части данного пособия, изучает внутренний, духовный мир человека, его интеллектуальные, эмоциональные и нравственные возможности, то педагогика исследует методы совершенствования этих качеств в процессе образовательной деятельности.

Но сами образовательные отношения, представляя собой одну из разновидностей социальных связей, существуют не в вакууме, не изолированно от общества, а в определенной социальной среде постоянно предъявляющей к образовательной деятельности тс или иные требования. Совокупность этих требований формулируется экономическими, политическими, другими общественными науками, которые, конечно, таким образом активно влияют на цели, содержание и методы обучения, на всю проблематику педагогической науки. Так, педагогика не может не учитывать выводы социологии , исследующей характер социальной структуры общества, особенности образующих его социальных общностей, групп и слоев, поскольку сама образовательная деятельность протекает в учебных группах, школьных и вузовских коллективах, т.е. в социальных группах особого рода, учет специфики которых на основе социологических методов является обязательным условием эффективности воспитания и обучения.

Как и для любой другой науки, базовое значение для педагогики имеет та философская система , на которую она опирается. Философия, как известно, является совокупностью наиболее общих знаний о человеке, его способностях, о его взаимоотношениях с другими людьми и природой, а также — в своей религиозной форме — о связях человека с Богом. Как гуманитарная наука педагогика, как и все другие научные дисциплины, использует эту философскую проблематику в качестве теоретической базы для осмысления своих основных категорий, особенно таких, как цели образования, исследовательские методы педагогической науки.

Именно под влиянием изменения философских установок могут пересматриваться вместе со всей совокупностью культурных ценностей и цели образовательной деятельности, а вместе с ними все содержание и методы обучения и воспитания, как это имело место в истории России дважды в течение одного столетия: сначала в 1917 г., а затем в 1991 г., когда вслед за резкой сменой философских парадигм с религиозно-идеалистической на атеистичес- ко-материалистическую и обратно, происходила и соответствующая переориентация всей педагогической парадигмы.

Новые возможности перед педагогической теорией и практикой открывают достижения современной информатики. Это наука об общих свойствах, строении и закономерностях информации, методах ее поиска, передачи, хранения, обработки и использования в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. Информатика неразрывно связана с применением компьютеров и включает в себя теорию кодирования различных данных, сведений, информации, разработку методов и языков программирования. Компьютерные технологии значительно увеличивают информационную базу учебно-воспитательного процесса, расширяют арсенал применяемых дидактических средств, создают дополнительные условия для совершенствования управления образовательным процессом в целом, улучшения его качества. Однако, ориентируя всех участников образовательной деятельности на активное использование новых технических достижений, современная педагогика исходит из того, что эти технические нововведения никогда не смогут заменить собой живое человеческое общение, которое всегда было и останется незаменимой основой воспитательной работы. Как печатный станок и книга в свое время не смогли заменить личность педагога, так и сегодня компьютер и дискета не смогут сделать это, оставаясь лишь вспомогательным средством для преподавателя, неизменно являющегося центральной фигурой всей педагогической деятельности.

Таким образом, современная педагогическая наука связана многими нитями с целым рядом других наук, что в значительной степени углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной. Конечно, на этом основании нельзя требовать от преподавателя, чтобы он имел глубокие познания в каждой из указанных наук. В этой связи К. Д. Ушинский подчеркивал: если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой.

Социальный статус педагогической теории и практики

Как педагогическая практика, так и педагогическая наука имеют для любого , государства, для отдельного человека первостепенное значение.

Подчеркивая эту высокую роль обучения, образования для отдельного человека, древнегреческий философ Аристотель говорил, что для человека необразованного любой встречный — судья и хозяин, а образованный человек — хозяин и судья себе и другим.

Вместе с тем и общества, государства, цивилизации, не создающие культуры, не сберегающие и не передающие ее в непрерывной образовательной цепи, обречены на угасание и гибель. Именно образование выполняет роль того основного стержня, на котором держится «связь времен», связь поколений, взаимодействие старого и нового, жизнь и развитие культуры.

Как показывают новейшие социологические исследования, потребность в качественном образовании по своей значимости сегодня опережает все другие человеческие потребности и права, включая даже такие, как право на труд, здравоохранение, владение собственностью и др. Без преувеличения можно сказать, что от уровня развития науки об образовании, постановки дела воспитания зависят во многом не только судьба отдельного человека, но и судьбы народов и государств, развитие науки и культуры в целом. Эта высокая социальная роль педагогической науки и практики обусловлена их активным воздействием на развитие любой науки, сферы культуры, поскольку существование и развитие каждой из них во многом зависит от возможностей передачи их достижений последующим поколениям людей. Без такой трансляции, которая и обеспечивается образованием, любая область науки и культуры, неизбежно лишаясь перспективы развития, преемственности, тем самым обрекается на угасание. Эта всеобщность, универсализм, общеприменимость педагогического знания иногда выражается определением педагогики как «прикладной философии», поскольку та и другая науки имманентно присутствуют во всех ветвях «древа познания».

Конечно, это универсализм разного рода. Философский универсализм обеспечивает единство понимания и исследования универсума, бытия, действительности в целом. Педагогический универсализм обеспечивает единые методы для передачи последующим поколениям людей накопленных духовных ценностей, их сохранение и непрерывное развитие.

Как бы высоко ни оценивалась роль для человека и государства этого вида социальной деятельности, вряд ли это можно будет назвать преувеличением.

Именно поэтому государство, его законодательные и исполнительные органы стремятся активно воздействовать на систему образования как через соответствующие отрасли права, законы об образовании, так и через специализированные государственные институты, министерства и ведомства.

Не остаются в стороне от образовательной деятельности и различные религиозные и другие общественные организации, часто создающие свои собственные образовательные системы.

Это участие государства и других структур может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие образовательных систем и педагогической науки. Поэтому в педагогической деятельности утвердилось понятие академических свобод, с помощью которых образовательные и научные учреждения отстаивают свое право противостоять чрезмерному вмешательству государства, церкви в развитие образовательных отношений, что конечно, возможно только в условиях демократических политических режимов.

Но, разумеется, отрицательное влияние на развитие образования оказывает и такая противоположная крайность, как самоустранение государства от участия в образовательной деятельности, его уход из системы воспитания, сокращение или даже прекращение его финансирования из государственных средств. Подобная линия, как показывает исторический опыт, чревата большими негативными и даже катастрофическими последствиями, она ведет к разрушению единого образовательного пространства, к упадку и гибели государства и народа.

Конечно, в любых условиях решающую роль в образовательном процессе играет личность самого воспитателя, педагога. Причем успех его деятельности зависит и от степени овладения основами педагогической науки, и от его собственной позиции, его способностей и талантов. Поэтому, определяя социально-профсс- сиональный статус работников системы образования, правомерно сравнивать их с деятелями искусства, писателями, художниками, артистами, успех которых зависит не только от уровня их профессионализма, но в значительной, если не в решающей степени, от врожденных способностей и таланта.

Рассмотренные выше категории, объект, предмет и методы выражают то всеобщее, общечеловеческое, что так или иначе присутствует в педагогике всех времен и народов. Вместе с тем национальные, региональные, цивилизационные системы образования, выражают тс особенные формы педагогической мысли, которые складывались в ходе человеческой истории в разные эпохи, в разных регионах и у разных народов. В педагогической науке, как и в других сферах деятельности, общечеловеческое имеет кон- кретно-историческое выражение. Об этих конкретно-историче- ских формах педагогической деятельности, и связанных с ними духовных педагогических ценностях речь пойдет в следующей главе.

Словарь

Социализация — усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе. Социализация происходит как в результате стихийного воздействия на человека всех факторов общественного бытия, так и под влиянием специально создаваемых социальных условий.

Образование — процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса.

Обучение — двуединый процесс преподавания и учения, имеющий своей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тссной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание — вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Самосовершенствование — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Педагогика — буквально дстоводство или детовождснис; наука об образовании, обучении и воспитании.

История педагогики — одна из базовых педагогических дисциплин, изучающая в хронологической последовательности процесс развития образовательной деятельности и педагогической мысли в тесной связи с современными педагогическими проблемами.

Теория педагогики — базовая педагогическая дисциплина, изучающая в логической взаимосвязи общие проблемы образовательной деятельности, обучения и воспитания, а также вопросы управления образованием в целях обеспечения его высокого качества. Основными компонентами теории педагогики является дидактика, или теория обучения и теория воспитания , как наука, специально исследующая проблемы формирования зрелой, всесторонне развитой личности.

Частно-методические педагогические дисциплины (частные дидактики) — комплекс педагогических наук исследующий проблемы обучения и воспитания, возникающие в процессе образовательной деятельности по конкретным учебным предметам.

9.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПЕДАГОГИКА. ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

9.2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

9.3. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

6.4. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9.5. РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

9.1. Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются "воспитание", "обучение", "развитие", "образование", "педагоги­ческий процесс" и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание -целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие "воспитание" употребляется в нескольких значениях:

    в широком социальном-как социальное явление;

    в широком педагогическом-как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

    в узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание-явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

    забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

    передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

    формирование определенного мировоззрения;

    психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание -деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но -в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по-разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский и другие считали, что человек формируется в результате комплекса воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.

Названные факторы активно воздействуют на личность в комплексе.

9.2. По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки.

I период - педагогические знания донаучного периода, система­тизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений . В современных условиях систе­му этих знаний относят к народной педагогике, основой которой являют­ся семейное и общественное воспитание, народное творчество, народ­ная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, за­поведях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II период - возникновение теоретических педагогических кон­цепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и поло­жениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в фило­софских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристо­теля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим), чей труд "О воспитании оратора" долгие годы служил основным пособием по пе­дагогике, по которому учили во всех риторических школах.

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия-теологии (Фомы Аквинского).

В эпоху Возрождения педагогические мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Раб­ле, М. де Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, де Фельтре, Э. Роттердам­ского.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. английским философом Ф. Бэконом, который в труде "О достоинстве и приумножении наук", перечисляя существующие науки, назвал педаго­гику как отдельную от философии науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с име­нем чешского ученого Я. Коменского, автора "Великой дидактики". В своих трактатах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения.

В период развития капитализма педагогические концепции разра­батывали ученые разных стран: во Франции-Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ж. Руссо, автор известного произведения "Эмиль, или о воспитании", в Швейцарии-И. Песталоцци, автор произведений " Лингард и Гертру­да", "Книга для матерей" идр., в Германии-А. Дистервег, автор выдаю­щегося труда "Руководство для немецких учителей". Основная идея про­светителей конца XVIII-начала XIX в. состояла в том, чтобы выделить главное в воспитании-создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.

Особый вклад в развитие педагогики как науки внес К. Ушинский. Его труды "О народности в общественном воспитании", "Человек как предмет воспитания" раскрывают классические педагогические идеи. Главные из них-познание закономерностей воспитания, процесс фор­мирования человека в человеке, гуманизм и демократизация системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока и др. По созданным им учебникам для начальной школы "Детский мир" и "Род­ное слово" обучались многие поколения.

III период - становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалек­тический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представ­ленный трудами таких известных современных педагогов и психологов,

как А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий, А. Пинкевич, М. Пис-трак, С. Чавдаров, Г. Костюк и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в кол­лективе средствами коллективного труда и т. п.

Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы (Н. Гузик, Е. Ильин, М. Щетинин, В. Шаталов). Они выдвину­ли идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирования интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индиви­дуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся -лич­ность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.

9.3. Современная педагогика прошла долгий путь развития и превра­тилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых насчитывается около двадцати,они опраются на структуру и принципы общей педагогики. Услов­но их подразделяют на общепедагогические и функциональные.

К общепедагогическим наукам относятся дошкольная педагогика; педагогика школы; социальная педагогика; превентивная педагогика; специальная педагогика (дефектология), которая изучает обучение и воспитание детей с определенными физическими недостатками: сурдо­педагогика - обучение и воспитание глухонемых; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей; олигофрено­педагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей. От­дельно стоит сравнительная педагогика - наука о сравнении систем педагогического образования в разных странах с отечественной систе­мой образования. История педагогики - наука об исторически обус­ловленных педагогических системах прошлого, о вкладе выдающихся корифеев педагогической мысли в сокровищницу мирового педагоги­ческого опыта.

Функциональными педагогическими н ауками являются педагогика высшей школы, в том числе техникумов и колледжей; педагогика про­фессионально-технического образования; военная педагогика; педаго­гика инженерная, медицинская, культурно-образовательная; педагоги­ка повышения квалификации и переквалификации специалистов, руко­водящих и рабочих кадров.

В последние годы получила развитие педагогика народоведения, в которой отражена система фундаментальных знаний о конкретном на­роде, особенностях его жизни и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, историко-культурном опыте, в том числе вос­питании, способе жизни, воспитании в семье. Педагогика народоведе­ния включает в себя этнографию, народную педагогику, изучение народ­ных нравственных и национальных традиций, обычаев, обрядов и т. п.

Как известно, объектом воспитания является растущий и развива­ющийся человек. Поэтому для педагогики исключительно большое зна­чение имеют ее связи с другими науками, изучающими человека в раз­ных аспектах: философией, социологией, этикой, эстетикой, экономикой, психологией, физиологией, генетикой, гигиеной, математикой и др.

Так, философские идеи помогают определить методологическую основу педагогики, исходные позиции в теоретических исследованиях. Социология, этика, эстетика, рассматривая воспитание как фактор обще­ственного развития, нравственного и эстетического прогресса, служат методологической основой для педагогических исследований.

Идеи психологии, физиологии, гигиены, генетики и других наук слу­жат основой для разработки конкретных педагогических проблем. На­пример, психологические идеи широко используются при разработке за­кономерностей развития личности, организации познавательной деятель­ности учащихся в учебном процессе. Физиология помогает раскрыть научные основы тех процессов, которые происходят в человеке под влия­нием внешних условий и способствуют формированию умений и навыков.

9.4. Педагогика как наука использует различные методы исследования, обогащает и совершенствует их. Метод научно-педагогического иссле­дования -это путь изучения и овладения сложными психолого-педаго­гическими процессами формирования личности, установления объектив­ной закономерности обучения и воспитания. Выделяют две группы ме­тодов: экспериментально-эмпирические и теоретические.

К первой группе относят методы наблюдения (в том числе косвен­ного), накопления научных материалов и научных фактов; метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего (уточняющего) и преобразую­щего эксперимента; метод естественных и лабораторных экспериментов, проводящихся на основе педагогической или дидактической гипотезы; метод тестов (проверяющих или диагностических заданий стандартной формы, стандартизованных и по вопросам, и по форме); метод анкетиро­вания - именного, анонимного, открытого и закрытого; интервьюиро­вание - обычное и формализованное; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов.

Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические (в том числе алгоритмические), граф-схемы (графическое моделирование); физическое, в частности элек­тронное, моделирование деятельности педагога, экзаменатора, совмест­ной деятельности обучающего и обучаемого; создание технических уст­ройств, с помощью которых возможно проигрывание дидактических ситуаций, осуществление соответствующего тренажа; использование ма­тематического моделирования, математических и социометрических ме­тодов исследования.

Организуя исследование, следует оптимально объединять комплекс методов, чтобы, с одной стороны, получить всесторонние знания о раз­витии личности, коллектива, а с другой - методы должны обеспечить одновременное изучение особенностей деятельности, общения и степе­ни информированности личности.

9.5. На современном этапе развития общества темпы обновления педа­гогических технологий значительно опережают знания активно рабо­тающих людей. В связи с этим сегодня любому специалисту, и особенно работающему с людьми, необходимо постоянно повышать и совершен­ствовать свои знания и тем самым поддерживать на должном уровне способность выполнять свои функции.

Велика роль педагогики как науки, решающей многие проблемы не­прерывного образования, и в период последипломного образования. Данный предмет помогает реализовать системный подход в управле­нии деятельностью как управленческого аппарата, так и работников. Это позволит совершенствовать умения и тем, и другим, классифици­ровать и группировать различные части трудовых процессов, исполь­зовать рациональные методики, оптимальные технологии планирова­ния, выполнения работы, а также осуществлять контроль за ее каче­ством.

Педагогика помогает повышать подготовку педагогических кадров региона, раскрывая формы, методы, новые технологии переориентиро­вания специалистов на современное видение учебно-воспитательного процесса, а также способствует созданию новых экспериментальных школ, лицеев, колледжей. Как предмет она является неотъемлемой час­тью процесса обучения в институтах по повышению квалификации или переподготовке кадров. Педагогика рассматривает подготовку и пере­подготовку специалистов как единое целое, раскрывает закономерно­сти, принципы, цели, знакомит слушателей с формами и приемами со­трудничества педагогов с обучающимися, раскрывает возможности для усовершенствования деятельности педагогов и постепенного достиже­ния более высокого уровня работы и совершенствования ее стиля. Рас­сматривая вопросы демократизации, гуманизации, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, педагогика способствует выработке новых подходов к системе непрерывного образования.

Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука - андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.

Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.

В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.

В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

      взрослому человеку, который обучается, - обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

      он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

      взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

      взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

      процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

      процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

В определении объекта и предмета нашей науки существует много неясностей и разногласий. Можно даже сказать - в этом деле сколько людей, столько и мнений. Наиболее распространенное определение объекта педагогики такое: объект педагогики - это воспитание. Но сразу же возникают разнотолки. Во многих случаях об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики - воспитание. Но само понятие «воспитание» имеет несколько значений. К тому же утверждают, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже совсем не то же самое, что воспитание. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко по этому поводу высказался так: «В настоящее время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление) (Сочинения. Т. VII. М., 1958. С. 402).

Чтобы избежать бесплодного спора о словах, нужно обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже - к тому, как это обозначить. В какой деятельности возникают педагогические факты?

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность - целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это - деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры».

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.

Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки . Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин - дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения.

Теперь можно подумать и о том, как назвать эту деятельность. По традиции можно было бы обозначить ее термином воспитание . Но беда в том, что термин неоднозначен. Различают по меньшей мере четыре его смысла (См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 7-8). Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.


Такая неопределенность приводит к недоразумениям. Всякий раз приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании. Например, получается, что воспитание во втором (широком педагогическом) значении включает в себя обучение и воспитание в третьем (узком) смысле.

Другая трудность заключается в наличии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, практическая педагогическая деятельность, педагогическая действительность, социализация, образование. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с определенными другими понятиями, как говорят, в определенном контексте.

Ближе всего по смыслу к приведенному выше обозначению того особого вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего.

Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое фактически отождествляет ее с приспособлением к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существующей жизни, быть, по знаменитому выражению И.В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить собственный вклад в существующий порядок, вплоть до его реформирования.

Однако значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от конкретных характеристик педагогической действительности. С другой - оно оставляет в тени то важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация , то есть становление личности. Именно личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни и творчество.

Ближе к рассматриваемой нами реальности понятие «образование». Это слово означает одновременно и общественное явление, и педагогический процесс. Оно не только вводит объект педагогики в общий социальный контекст, но и открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях. Так сделано, например, в Законе Российской Федерации об образовании, где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» Здесь оно трактуется так же, как воспитание в широком педагогическом смысле.

Положительной стороной такого выбора является то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае отпадает необходимость говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе может выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Есть и еще один довод в пользу термина «образование». У педагогов, пользующихся словом «воспитание» в широком педагогическом смысле (т.е. так, как употребляется «образование» в законе об образовании), возникают трудности в общении с зарубежными коллегами, особенно если разговор ведется на английском языке. А именно этот язык, как известно, служит в наше время средством международной научной коммуникации. На английский слово «воспитание» невозможно перевести так, чтобы сохранились все нюансы, о которых говорилось выше. Смысл можно передать лишь приблизительно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education - «образование»: attitude education, value education, т.е. образование (формирование) отношений, и «ценностное» образование, т.е. формирование у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, но он означает не столько «воспитывать», сколько «растить», «выращивать».

Таким образом, окончательного, общепринятого решения сегодня нет. Приводят свои аргументы и сторонники взгляда, согласно которому наиболее широким понятием, обозначающим педагогическую деятельность, а следовательно и объект нашей науки, должно быть «воспитание». Они ссылаются главным образом на традиции. Действительно, если по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, придется искать все это вне образования. Тогда замена термина будет выглядеть как ущемление его прав, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих эмоций интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, в свою очередь сводящемуся к основам науки. Но сегодня образование, а также и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств. Об этом сказано в следующих разделах этого учебника. Вероятно, возврату к традиции способствует и привычка к некоторым устоявшимся словосочетаниям вроде «коммунистическое воспитание» и т.п. Во всяком случае выбор остается за каждым педагогом. Это - дело его эрудиции, жизненного опыта, склонности к научному анализу.

С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно, и только оно является ее собственным объектом изучения.

Еще раз повторим, что главное - все же не слово, а то, что за ним стоит. В действительности изучается особый вид деятельности, для которого характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Это, однако, не означает, что слова, то есть категории, понятия науки, - что-то не очень существенное. Напротив, от того, что мы вкладываем в то или иное понятие, как мы его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете, эффективность всей научной работы. Мы лишь хотим подчеркнуть важность умения видеть за словом реальность, им обозначаемую.

Педагогика к экзамену

1 Педагогика как антропологическая наука , ее возникновение и развитие.

На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, социального, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания и обучения.

Предметом педагогики какнауки могут выступать педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.

2 теоритическая и технологическая функция педагогики

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

    описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

    диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

    прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

    проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В. В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

    преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

    рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

воспитание, обучение, образование .

Для определения указанных категорий будет использоваться межпредметное понятие – развитие. Развитие – это объективный процесс последовательных количественных и качественных внутренних изменений во всех сферах личности; ее взросление.Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие .Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Воспитание (в широком смысле) как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание (в узком смысле) – целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать у обучающихся систему качеств личности, взглядов и убеждений, мировоззрения, отношений, форм поведения.

Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого обеспечиваются усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения.

Образование (как система) – специально организованная совокупностьобразовательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, органов управления образованием, учебно-методическое обеспечение осуществляемого в учреждениях образовательного процесса, а также всех его участников.

Формирование – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

4 воспитание как явление общественной жизни исторический и классовый характер

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (ХIV–ХVI в.в.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С ХVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерий педагогических исследований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469-1536) в Голландии, Дж. Локка (1632-1704) – в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784) – во Франции, И.Г. Песталоцци (1746-1827) – в Швейцарии, И.Ф. Гербарта (1776-1841) и А. Дистервега (1790-1866) – в Германии, Я. Корчака (1878-1942) – в Польше, Д. Дьюи (1859-1952) – в США и др. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. В стиле и методах педагогической работы получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических наказаний в школах, преодоления средневековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятельности, отказа от «словесного воспитания», усиления нравственного воспитания, приближения образования к жизни, соединения обучения и воспитания с трудом, специальной подготовки учителей как профессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680), под наблюдением которого воспитывался в детстве Петр I. Он выступал против «врожденных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.

Педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765), Н.И. Новикова (1744-1818), Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910), П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др.

В период социалистического развития система образования строилась на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской (1869-1939), С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и др. В последние десятилетия XX в. интересные педагогические идеи активизации обучения, проблемного и развивающего обучения, педагогического сотрудничества, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и др.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

1.2.Отрасли педагогических знаний.

5 В систему педагогических наук входят:

1.Общая педагогика , исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности.

2.История педагогики , изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3.Сравнительная педагогика , исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4.Возрастная педагогика , изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

5.Специальная педагогика , разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.

6.Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности.

7.Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

8.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

9.Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.

10.Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

6 педагогика в решении проблем современного общества

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями. Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

Педагог, вооруженный осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Иногда педагог может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагога достоверными знаниями, помогает ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разрешению возникающих противоречий.

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себяряд более конкретных . К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового начала. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе

Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт. Учитель в узком смысле слова это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях. Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей растёт доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% -- "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".

7.Методология и методы педагогических исследований.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

праксеологическая (преобразовательная) функция – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

аксиологическая (оценочная)

аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки – реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

функциянормативного предписания – показывает «что должно быть и как»;

эвристическая (творческая) функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основные методологические подходы в педагогике:

    системный;

    личностный;

    деятельностный;

    полисубъектный (диалогический);

    аксиологический;

    культурологический;

    антропологический;

    этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).