Материал на тему: Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста. Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Детский страх: норма или патология?

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

Причины тревожного поведения

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Способы преодоления страхов

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

Характеристика тревожности у детей дошкольного возраста и методы ее диагностики


Диагностика тревожности у детей

Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. .

А.М. Прихожан определяет тревожность как "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" .

По мнению А.М. Прихожан, "закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая, в свою очередь, негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности" .

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследуя возрастную динамику тревожности, Лаврентьева Т.В. говорит о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.

Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры .

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит "угроза". Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту "уходя в мир фантазий". В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют 6ничегог общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя .

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. .

М. Кравцова по характерным проявлениям тревожных детей условно можно разделить на несколько групп, у каждой из которых свои признаки:

"Невротики". Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). Это наиболее сложная категория для психологической работы с ними, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Кроме того, в работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется терпение и уверенность в себе, чего обычно не хватает психологу детского сада.

Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова "психиатр", что не всегда соглашаются идти к нему на прием. Работая с этим типом тревожных детей, нужно, прежде всего, дать им возможность выговориться, почувствовать расположение к ним и интерес к их страхам. Необходимо также успокоить родителей, попросить их не заострять внимание на соматических проявлениях.

Задача психолога состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например "лупить" подушки, обниматься с мягкими игрушками.

"Расторможенные". Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Они могут стать нарушителями дисциплины, специально изображать из себя посмешище, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.

У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешному усвоению нового материала в садике, а затем в школе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны воспитателей, родителей и сверстников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

"Застенчивые". Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны. Боятся о чем-то спросить воспитателя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Не успокоятся, пока не сделают все, что пообещали. Охотно общаются с психологом, рассказывают о себе, выполняют задания.

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

"Замкнутые". Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы на занятиях, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Они как будто постоянно от всех ожидают подвоха.

В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами .


Диагностика тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Елена Герасимова
Тревожность и детские страхи у дошкольников

Тревожность и детские страхи у дошкольников .

По данным исследований, каждый второй ребёнок в том или ином возрасте испытывает страхи . Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребёнок уже многое видит и знает, но ещё не всё понимает, необузданная детская фантазия ещё не сдерживается реальными представлениями о мире.

Каждому детскому возрасту присущи так называемые "возрастные страхи ":

От 1 до 3 лет нередки ночные страхи ;

На 2-ом году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков , страх одиночества , страх боли ;

В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества , темноты и замкнутого пространства ;

В 5-7 лет ведущим становится страх смерти ;

От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребёнка является нормой, но если страхов много , то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребёнка . Так что же такое страх ?

Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.

Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка.

Типологические особенности дошкольников , испытывающих страхи , проявляются, прежде всего, в эмоциональной чувствительности, впечатлительности и эмоциональной ранимости.

Различают четыре типа ситуаций возникновения страхов у детей :

1. подражание;

2. психологическая травма;

3. система «наказание – вражда - вина» ;

4. возобновляющийся страх .

Давайте же знакомимся с ними конкретнее :

Ситуация подражания.

Подражание - это естественный процесс, при котором ребёнок перенимает многие страхи взрослых , в частности матери. Это страх приобретённый , а может быть вырождённым, если мама во время беременности перенесла сильный эмоциональный стресс. Мама, которая боится собаки или грома, бессознательно, не отдавая себе отчёта, передаёт страх своему ребёнку . Ребёнок, подражая маме в поведении, со временем испытывает те же опасения, которые возникают в таких случаях. Очень часто такому ребёнку достаточно увидеть, что мама встревожена , как он тоже начинает беспокоиться. Хотя взрослый человек себя может успокоить здравыми рассуждениями, а малыш, к сожаленью, ещё не нет.

Здесь же имеет место и другая причина, когда наоборот очень заботливая мать, предупреждает ребёнка, чтобы он не сделал себе больно, не поранился, тем самым постоянно излучая тревогу и опасения . Если всё время предупреждать ребёнка об опасности, то он ощутит её неотвратимость. Даже, если ребёнок не знает этой опасности, у него всё равно поселиться смутная тревога .

Ситуация психологической травмы.

Психологическая травма – это острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в сознании ребёнка. Такие эпизоды, как укус собаки или падение с лошади травмирует не только физически. Но и психически. То, что может наносить психологическую травму одному ребёнку, бесследно может проходить для другого. Эта травма надолго остаётся в эмоциональной памяти ребёнка.

Система «наказание – вражда – вина» .

Тут речь идёт не о каких-то особых страхах , а о глубинном базисе тех впечатлений, которые могут привести к страху . Когда родители кричат на малыша, им ясно одно, родители раздражены и на время утратили любовь к ним. Если на ребёнка постоянно кричат, угрожают, наказывают, то в нём постепенно накапливается вражда к родителям, и, как следствие ощущение вины перед ними. Ребёнок осознаёт, что у него появились враждебные чувства к людям, которых он любит. В итоге он понимает, что эту вражду нужно скрывать, поэтому и боится данного чувства. Как правило, такой ребёнок становится агрессивным по отношению к другим людям.

Другая причина такой системы – это неспособность выполнить приказ родителей. Наши чрезмерные требования к детям могут создать общую атмосферу страха в семье :

1. когда ребёнок опасается, что родители от него откажутся и перестанут любить;

2. Когда ребёнок начинает терять своё достоинство, а значит, ещё больше испытывает чувство вины.

Больно осознавать, что боишься того, кого любишь, поэтому дети неосознанно переносят свои страхи на другой объект , который по-своему поведению, напоминает человека, которого боится по-настоящему.

Детский страх может перемещаться с одного объекта на другой, на те вещи, которых раньше ребёнок не боялся совсем. Эта ассоциативная связь может быть очень далёкой и странной для нас .

Возобновляющийся страх .

Это те случаи, когда страх нас парализует и заставляет звать на помощь. Испугаться чего-то одного, значит бояться всего на свете. Ребёнок, который страшится укола , вскоре будет пугаться шприца, врача, врачебного кабинета и даже запаха больницы.

1. Повышение самооценки. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей и взрослых.

2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности , в которой ребёнок не хочет и не может признаться. Важно, привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы. Не надо сравнивать ребёнка с другими детьми, лучше сравнить его достижения с результатами, полученными им ранее. Не следует ребёнка торопить и подгонять с ответом, важно запастись терпением. При общении установить контакт глаз.

3. Снятие мышечного напряжения. С тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребёнком : поглаживать его, обнимать. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки , предательства. Очень полезны упражнения на релаксацию, массаж и просто растирание тела. Импровизированный маскарад, шоу (маски, костюмы и просто старая взрослая одежда) .

Симптомы тревожности у дошкольников ,

на которые следует обратить внимание.

1. Ребёнок стал чаще проявлять неуверенность в себе;

2. у ребёнка появились навязчивые движения (сосёт пальцы, грызёт ногти) ;

3. если ребёнок начал заикаться;

4. у ребёнка появилось ночное недержание мочи;

5. ребёнок стал более капризным;

В дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин возникновения тревожности и страхов у детей кроется в нарушении детско - родительских отношений, развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван :

Противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми;

Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными) ;

Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.

При доброжелательном отношении дети менее тревожны , чем там, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребёнка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Тревожность возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растёт. Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными , в связи с чем, имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов , не удовлетворены собой и своими действиями. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием, прежде чем оказывать помощь ребёнку, взрослый должен позаботиться о себе, т. к. высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. Родители должны помнить, что тревогу ребёнка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни : переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.

Какими же должны быть действия родителей, сформулируем несколько правил :

1. В этот период необходимо умереть свои требования к ребёнку;

2. Стараться не наказывать;

3. Не всегда обращать внимание на враждебность;

4. Относиться ровно и неизменно, доказывая свою любовь к нему;

6. Самим взрослым спокойно относиться к страху .

7. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов чаще выходить на природу.

8. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных : кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнёрские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребёнком.

9. Родителям тревожного ребёнка необходимо сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов) . Им следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях.

10. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания.

11. Не менее важно выработать единодушный подход к ребёнку воспитателей и родителей.

12. Помните, что душевный контакт с ребёнком – лучшее лекарство!

Желаем Вам успехов!

Библиография.

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Академия развития, 1996.-208

2. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей,

начинающих посещать детский сад . //Ж. «Психологическая наука и

образование», 1998 г., № 2.

3. Психолог в детском дошкольном учреждении : методические рекомендации в практической деятельности/под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

4. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности . //Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.

5. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка : советы психолога– родителям. - Москва : Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.

6. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети . /Ж. «Дошкольное воспитание » ,1996 г., №4.

В нашем непростом мире очень актуальна проблема детской тревожности. Она проявляется уже в дошкольном возрасте и часто встречается у младших школьников. Тревожное состояние, безусловно, нельзя оставлять без внимания, потому что это сигнал того, что в жизни ребёнка что-то идёт не так. Это мешает социальной адаптации, негативно влияет на все сферы жизни мальчика или девочки, в том числе на интеллектуальное и физическое развитие.

Психологическая природа тревожности, её различные аспекты у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психология определяет тревожность как склонность человека переживать эмоциональный дискомфорт, предчувствовать опасность и ожидать негативного исхода событий. Это состояние могут переживать как взрослые люди, так и дети, начиная с дошкольного возраста. Такие ребята живут с ощущением беспричинного страха. Как правило, это не уверенные в себе мальчики и девочки с заниженной самооценкой. Они боятся внимания к своей персоне (из-за возможной насмешки и обиды), ведут себя примерно как дома, так и в детском коллективе. Но эта внешняя скромность и дисциплинированность на самом деле носит защитный характер - обусловлена стремлением избежать неудачи.

Ребёнок, проявляющий тревожность в дошкольном возрасте, и в младшей школе будет переживать подобное состояние. Ведь, период обучения всегда эмоционально насыщен: расширяется сфера событий, которые способны потенциально вызвать беспокойство (контрольная работа, диктант, ответ у доски и пр.). В связи с этим уместно вспомнить пресловутый кризис семи лет - возраст адаптации к новой роли ученика.

Отметим, что периодически тревогу по какому-либо поводу испытывает и совершенно нормальный с психологической точки зрения ребёнок. Разница в том, что такое состояние у него чётко обосновано, имеет вполне объяснимую причину. Более того, нормальный уровень тревожности необходим для адаптации и полноценной жизнедеятельности.

Причины тревожного состояния

Причины, которые провоцируют развитие у детей тревожности, можно классифицировать на две основные группы.

  1. Нервно-психическое состояние ребёнка. Здесь играет важную роль наследственный фактор (малыш перенимает характерную черту одного из родителей), характер и темперамент мальчика или девочки (впечатлительность, ранимость, мнительность), родовые травмы и перенесённые заболевания (в том числе болезни матери в ходе беременности).
  2. Внешние факторы. Прежде всего, это атмосфера в семье, стиль воспитания ребёнка (гиперопека либо, наоборот, отсутствие заботы, отчуждённость со стороны родителей). Немаловажную роль играет также обстановка в детском саду или школе.

Что касается дошкольников, то тревожность малыша часто вызывает непоследовательный воспитатель, эмоционально неуравновешенный, у которого постоянно меняются требования. В результате такого поведения педагога у ребёнка появляется растерянность, он не может решить, как ему поступить в конкретной ситуации.

Мощный стрессовый фактор - смена детского коллектива. Это влечёт за собой неуверенность в себе, необходимость устанавливать новые контакты со сверстниками.

Смена детского коллектива - мощный стрессовый фактор, провоцирующий тревожность у ребёнка

Ещё одна вызывающая тревогу ситуация - повышенная ответственность: малыш боится не оправдать надежды взрослых (родителей и воспитателя) и быть отвергнутым (по его мнению).

Отдельная тема - школьная тревога. Первоклассник попадает в абсолютно незнакомую среду с новыми нормами и правилами. И если один быстро осваивается с новой обстановкой, то у другого адаптация затягивается. Ребёнок беспокоится, что плохо ответит у доски, заработает плохую оценку, не понравится учителю и одноклассникам. Кроме того, для современной школы характерны чересчур большие нагрузки.

Школьную тревогу часто испытывают дети, которых слишком рано отдали в первый класс (не все шестилетки психики готовы к этому важному этапу в жизни).

Многие неадекватные родители заставляют сына или дочь непременно стать отличником, считают его умнее других: на этой почве они могут постоянно конфликтовать с учителем и другими родителями. Встречается и обратная ситуация, когда ребёнка недооценивают и считают бездарем.

Формы проявления и виды

Детская тревожность может проявляться в открытой и закрытой форме. В первом случае это состояние очевидно. Во втором - маскируется ленью, апатией, мечтательностью либо, наоборот, агрессивностью. В фантазиях малыш легко разрешает свои конфликты. И если у обычного ребёнка они связаны с реальностью, то у тревожного происходит полный отрыв мечты от жизни. Агрессия же направлена на то, чтобы вызвать боязнь со стороны окружающих и загнать вглубь свои собственные страхи.

Агрессия - один из способов замаскировать тревожность

Помимо общей повышенной тревожности у ребёнка, выделяют её конкретные виды. Это ситуативная тревожность, всегда связанная с каким-то моментом в жизни. К примеру, переживание, связанное с посещением кабинета врача, или боязнь самостоятельно ходить в магазин (малыш готов отказаться от шоколадки, лишь бы не покупать её самому).

Подобные состояния часто остаются у человека на всю жизнь, лишь немного сглаживаясь со временем.

Младшего школьника также может тревожить конкретная ситуация в школе, например, мальчик или девочка панически боится отвечать у доски, в то время как спокойно выполняет самостоятельную работу. В более старшем возрасте этот страх ослабляется и может исчезнуть совсем.

Сепарационная тревога - это сильное беспокойство, вызванное разлукой с домом или родителями. В раннем возрасте (год-полтора) это вполне нормальное состояние: беззащитный малыш боится расстаться с теми, кто о нём заботится. Со временем эта боязнь проходит (как правило, к двум годам), но иногда она остаётся. Чаще всего подобные приступы случаются, когда родители собираются на работу или же по делам. Помимо этого, малыш может сильно переживать по ночам, когда он спит в отдельной комнате.

Даже короткие расставания с мамой становятся для малыша трагедией

Диагностика

Опытный педагог (будь то воспитатель или учитель) уже в первые дни знакомства с ребёнком способен понять, что он страдает повышенной тревожностью. Сделать окончательный вывод помогут наблюдения во время занятий и в ходе режимных моментов.

Конечно, уровень тревожности - это не анализ крови и не показатель артериального давления. Это психологическое понятие, которое не измеришь каким-либо прибором. Распространённый способ психоанализа состояния ребёнка - общение с ним и наблюдение. Также сделать выводы помогает беседа с родителями и педагогом.

Для определения уровня детской тревожности психологи также используют различные тесты, которые, в основном, сводятся к перечню вопросов, на которые малыш должен ответить. Также это может быть ситуация выбора одного из предложенных вариантов. Важнейший этап тестовой диагностики - правильная интерпретация результатов.

Заслуживают внимания следующие эффективные методики.

Тест на тревожность у детей, разработанный Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки

Данная методика подходит для детей 4–7 лет и нацелена выявить степень эмоциональной приспособленности ребёнка к конкретной жизненной ситуации, а также позволяет оценить характер взаимоотношений малыша с взрослыми и сверстниками.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков (они имеют два варианта - для девочек и мальчиков). Каждое изображение - эпизод из жизни, хорошо знакомый ребёнку. Черты лица на рисунке не прорисованы, и задача малыша - подобрать необходимый по ситуации вариант (к каждой карточке прилагаются улыбающееся и печальное детское личико).

Рисунки испытуемому предлагаются в строго определённом порядке, при этом не задаётся дополнительных вопросов.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Затем психолог на основании полученного протокола производит количественный и качественный анализ. Вначале вычисляется индекс тревожности малыша (ИТ) по формуле:

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

высокий уровень тревожности ИТ выше 50%
средний уровень тревожности ИТ от 20 до 50%
низкий уровень тревожности ИТ от 0 до 20%

Качественный анализ предполагает рассмотрение каждого ответа ребёнка: психолог делает вывод об эмоциональной реакции в конкретной ситуации (особенно показательны одевание, еда в одиночестве, укладывание спать в одиночестве и пр.).

Как показывает практика, обычно наивысший уровень тревожности вызывают ситуации взаимодействия «ребёнка плюс ребёнок». И наоборот, отношения «ребёнок плюс взрослый» и моделирование привычных повседневных действий имеют более низкий показатель.

Фотогалерея: образцы рисунков для проведения теста Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки

Карточка для вопроса № 1 Карточка для вопроса № 2 Карточка для вопроса № 3 Карточка для вопроса № 4

Видео: дети проходят тест Тэмпл-Амен-Дорки

Тест Г. Лаврентьевой, Т. Титаренко

Методика предлагает ряд характеристик тревожного ребёнка (подходит для разного возраста).

  1. Не может долго работать, не уставая.
    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
    5. Смущается чаще других.
    6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
    8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
    9. Руки у него обычно холодные и влажные.
    10. У него нередко бывает расстройство стула.
    11. Сильно потеет, когда волнуется.
    12. Не обладает хорошим аппетитом.
    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
    14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
    16. Часто не может сдержать слезы.
    17. Плохо переносит ожидание.
    18. Не любит браться за новое дело.
    19. Не уверен в себе, в своих силах.
    20. Боится сталкиваться с трудностями.

Эти вопросы задаются родителям или педагогу, который хорошо знает ребёнка. Чтобы узнать уровень тревожности, необходимо подсчитать количество утвердительных ответов.

Шкала явной тревожности cmas

Методика можно проводить с младшими школьниками в группе либо индивидуально. Ученику предлагаются 53 предложения, описывающие ситуацию или переживание. Каждое из них имеет два варианта ответа: верно и неверно. Выбор должен быть быстрым (время проведения теста - не более 25 минут).

  • 1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
    2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
    3 Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
    4 Ты легко краснеешь.
    5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
    6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
    7 Ты очень сильно стесняешься.
    8 Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
    9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
    10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
    11 В глубине души ты многого боишься.
    12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
    13 Ты боишься остаться дома в одиночестве.
    14 Тебе трудно решиться на что-либо.
    15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
    16 Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.
    17 Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
    18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
    19 Тебя легко разозлить.
    20 Часто тебе трудно дышать.
    21 Ты всегда хорошо себя ведешь.
    22 У тебя потеют руки.
    23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
    24 Другие ребята удачливее тебя.
    25 Для тебя важно, что о тебе думают другие.
    26 Часто тебе трудно глотать.
    27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
    28 Тебя легко обидеть.
    29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
    30 Ты никогда не хвастаешься.
    31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
    32 Вечером тебе трудно уснуть.
    33 Ты очень переживаешь из-за оценок.
    34 Ты никогда не опаздываешь.
    35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
    36 Ты всегда говоришь только правду.
    37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
    38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
    39 Ты боишься темноты.
    40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
    41 Иногда ты злишься.
    42 У тебя часто болит живот.
    43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
    44 Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
    45 У тебя часто болит голова.
    46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
    47 Ты иногда не выполняешь свои обещания.
    48 Ты часто устаешь.
    49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
    50 Тебе нередко снятся страшные сны.
    51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
    52 Бывает, что ты врешь.
    53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

Для интерпретации результатов нужно знать ключи.

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8–9 лет
девочки мальчики девочки мальчики
1 0–2 0–3 0 0–1
2 3–4 4–6 1–3 2–4
3 5–7 7–9 4–7 5–7
4 8–10 10–12 8–11 8–11
5 11–14 13–15 12–15 12–14
6 15–18 16–18 16–19 15–17
7 19–21 19–21 20–22 18–20
8 22–25 22–24 23–26 21–23
9 26–29 24–26 27–30 24–26
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более

Полученная шкальная оценка позволяет сделать вывод об уровне тревожности школьника.

Рисуночные тесты

Кроме того, уровень тревожности у ребёнка можно выявить с помощью рисуночных тестов, что особенно актуально в работе с дошкольниками. Данная методика основана на проецировании на бумагу своих переживаний и представлений. Малыш нарисует то, что он считает важным, а второстепенные моменты оставит без внимания. Рисунок - это зашифрованное в образе послание.

Один из таких тестов – «Рисунок семьи». При интерпретации психолог отмечает, все ли члены семьи изображены, их размер. Важно то, чем заняты люди: общим делом либо каждый сам по себе.

Рисуночный тест оценивает размера и расположение фигур, цвет и чёткость линий

Другой тест – «Моя группа» (или «Мой класс»): мальчик или девочка должны изобразить то, чем он занимается в детском саду, то, за что он любит туда приходить. Если у малыша доверительные отношения с педагогом и сверстниками, то он изобразит их на своём рисунке (причём, яркими красками и чёткими линиями). В случае же наличия психологических проблем дети часто рисуют одно только здание учебного заведения, то есть школу или детский сад мальчик или девочка воспринимает как нечто чужое и безликое.

Признаки повышенной тревожности у детей

Повышенная тревожность у ребёнка проявляется в виде распространённых симптомов.

  1. Ухудшение соматического здоровья. У таких ребят часто болит голова и живот, возникают простудные заболевания, у них может без видимой причины повышаться температура, особенно по утрам, когда нужно собираться на занятия или в детский сад.
  2. Необычные физиологические реакции в стрессовых ситуациях. Малыш может краснеть или бледнеть, ощущать дрожь в коленках, мышечное напряжение, головокружение, тошноту и пр.
  3. Странное поведение на занятии и отказ от выполнения заданий. Если у дошкольника или ученика что-то не получается, он может заплакать или же просто в сердцах бросить ручку, сопровождая свои действия эмоциональной репликой. На вопросы тревожный ребёнок может отвечать молчанием либо говорить наугад. Причём, такая реакция наблюдается даже если школьник выучил урок.
  4. Рассеянность, невнимательность во время занятий в детском саду или школе. Ребёнок неспособен выделить ключевую задачу, пытается охватить вниманием сразу все элементы. Частая отвлекаемость обусловлена стремлением избежать моментов, вызывающих беспокойство. Такие ребята также могут мечтать на уроке: ведь, свои мысли не вызывают у них тревоги.
  5. Тревожность очень часто сопровождается нарушениями сна.

Повышнная тревожность обязательно отражается на соматическом состоянии ребёнка

Психологическая характеристика тревожного ребёнка

Тревожный ребёнок отличается постоянным плохим настроением, подавленностью. Он почти никогда не улыбается либо желает это неискренне с грустным выражением глаз. Мальчик или девочка часто плачет, обижается без видимой причины. Малыш любит проводить время в одиночестве, не идёт на контакт со сверстниками. Самооценка беспокойного ребёнка, как правило, неадекватна: завышена либо занижена.

Среди тревожных детей можно выделить отдельные психологические типы:

  • невротики (имеющие соматические проявления в виде заикания, тиков, энуреза и пр.);
  • расторможенные (внешне активные дети с замаскированными страхами);
  • застенчивые (тихие, безынициативные ребята, плачущие из-за мелочей);
  • замкнутые (неприветливые, угрюмые дети, избегающие взрослых и сверстников, не интересующиеся учёбой).

Методы коррекции

Повышенное беспокойство у ребёнка - это серьёзная проблема. И у психологов существуют специальные программы коррекционной работы с такими детьми, которые подразумевают групповые либо индивидуальные занятия. Такая деятельность призвана сформировать у малыша навыки поведения в сложных ситуациях, научить его справляться со своим беспокойством, расслабляться.

Игровая терапия

Коррекция детской тревожность может успешно осуществляться методом игротерапии.

  1. «Разрывание бумаги». Психолог предлагает ребёнку без объяснения правил порвать бумагу. Сам он проделывает при этом то же самое, бросая куски с центр комнаты. Когда куча становится достаточно большой, малышу предлагается поиграть с ней, энергично подбрасывая фрагменты.
  2. «Игра с секундомером» (развивает навыки самоконтроля). За определённое время мальчик или девочка должны выполнить задание: построить башенку из кубиков либо раскрасить трафаретный рисунок. За быстро выполненную работу выдаются фишки. Со временем такая игра усложняется - психолог нарочно отвлекает ребёнка.
  3. «Представь, что ты это можешь». Предлагается воображаемая ситуация - малыш должен изобразить то, что у него вызывает трудности (например, представить, что он умеет завязывать шнурки и показать, как он это делает). В результате исчезает боязнь неудачи.
  4. «Волшебный ковёр» (игра нацелена на снятие напряжения, скованности). Малышу предлагается маленький «волшебный» коврик, который может превращаться в дом, кроватку, больницу, магазин и пр. Психолог берёт на себя роль мамы и придумывает сюжетно-ролевую игру.
  5. Игровые дыхательные упражнения типа «Надуй воздушный шарик», «Кораблик и ветер», «Дудочка» и пр. (помогают снять мышечные зажимы).

Сказкотерапия

В последнее время в практической психологии популярен метод сказкотерапии. Ещё в древности люди поняли, что сказка лечит душу и учит жизни. В такой форме легче увидеть свою проблему и принять её. Слушая вымышленную историю, малыш усваивает правильную модель поведения, причём на бессознательном уровне.

Психологами разработаны терапевтические сказки на все случаи жизни. Тревожного, боязливого, не уверенного в себя ребёнка следует познакомить с волшебной историей Ольги Хухлаевой «Сказка о воронёнке». Городская ворона однажды снесла яйцо. Через какое-то время оттуда вылупился маленький Воронёнок, нескладный и беспомощный. Но для мамы он, конечно же, был самым умным и красивым. Пришла весна - время, когда Воронёнок должен был научиться летать. Мама посадила его на краешек гнезда и предложила прыгнуть вниз и взмахнуть крыльями. Но птенец уполз в середину и тихо заплакал. Мама огорчилась, но не стала ругать сыночка. Через какое-то время соседские воронята уже хорошо летали, а герой по-прежнему боялся. И вот на помощь пришла старая мудрая ворона. Когда птенец сел на край гнезда, он толкнула его вниз. Испуганный Воронёнок камнем падал на землю, но вдруг он раскрыл рот и каркнул, а затем взмахнул крылышками и понял, что летит. На другой день мама устроила в честь повзрослевшего сына большой праздник, куда пригласила много лесных гостей.

«Сказка про подсолнечное семечко» (также Ольги Хухлаевой) способна помочь тревожным детям, страдающих от одиночества и страхов. Действие происходит на огороде. Там, в подсолнухе, живёт дружная семья семечек. Однажды налетел ветер, и семечкам пришлось расстаться: одних унесло, другие сами выпрыгнули из корзинки, а третьих поклевали птицы. Один из уцелевших малышей грустил - боялся покинуть свой родной дом, так как боялся неизвестности. Братья и сёстры же смеялись над ним. И вот настал день, когда семечко осталось в корзинке совсем одно. Ему стало очень одиноко. Наконец, оно набралось решимости и прыгнуло вниз. Ветерок бережно отнёс его на мягкую землю. Оказывается, здесь было тоже уютно. Утомлённое семечко заснуло и пробудилось по весне. Теперь это уже был прекрасный зелёный росток. Его окружали братья и сёстры. Они называли героя смелым молодцом и гордились им.

Проблему тревожности затрагивают также сказки «Случай в лесу», «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок в лесу».

Арт-терапия

Облегчить состояние беспокойного ребёнка поможет арттерапия. Так, популярна методика «Нарисуй свой страх». Ребятам предлагается создать на бумаге соответствующий образ, а затем рассказать о нём. Психолог при этом помогает наводящими вопросами: как зовут существо, где оно живёт, чем питается, есть ли у него друзья, кого оно боится. Интересно, что некоторые дети изображают учителя или воспитателя, сверстников, а кто-то - сам себя.

Такой рисунок помогает преодолеть барьер в сознании - малыш создаёт образ того, о чём он старается не думать. Затем изображение можно уничтожить любым способом (порвать, сжечь, запереть в шкафу и пр.). Другой вариант терапии - сделать страх дружелюбным или смешным (нарисовать ему забавные ушки, добрые глазки, косички, бантики, воротничок и пр.). И тогда он, конечно же, уже не будет вызывать беспокойство ребёнка.

Так приятно порвать свой страх на мелкие кусочки

Тревожность у детей с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями (ДЦП, ЗПР)

Иногда тревожность является сопутствующим состоянием при каком-либо заболевании у ребёнка. Так, дети с синдромом ДЦП из-за двигательной несостоятельности ощущают постоянное напряжение и неуверенность в себе. Каждую непривычную ситуацию они воспринимают как потенциальную угрозу и реагируют на неё крайне беспокойно. Патологическая тревожность ведёт к страхам, робости, даже апатии. Иногда, наоборот, такое состояние выливается в агрессию в целях самозащиты.

Детей с ЗПР очень волнует их особое положение в школе, отношение со стороны учителей и сверстников. Они переживают безысходность своего положения. По сравнению с нормально развитыми детьми такие ребята более пугливы (это следствие недостаточно сформированных процессов возбуждения), у них также может проявляться чувство гнева.

Влияние родителей на тревожных малышей

Безусловно, степень тревожности у малыша зависит от психологического состояния, характера и поведения его родителей. Подобный подход к жизни часто перенимается от мамы или папы.

Усилению беспокойства сына или дочери способствуют следующие факторы.

  1. Завышенные требования взрослых, часто употребление слов «ты должен», «ты обязан» (ребёнок оказывается в ситуации хронической неуспешности).
  2. Частые упрёки (порождают боязнь и чувство вины перед родителями).
  3. Сдержанность мамы или папы в проявлении чувств (при этом присутствуют постоянные предостережения, предчувствие беды, которая может случиться с ребёнком).
  4. Недоверие (сыну или дочери указывают, с кем дружить, проверяют карманы и пр.).
  5. Отсутствие теплоты и привязанности между членами семьи (каждый имеет свои увлечения, круг интересов и пр.).

Частые упрёки со стороны родителей порождают тревожность и чувство вины

Сильным стрессом для ребёнка является развод родителей. В данной ситуации малыш, как правило, оказывается с мамой, которая сама испытывает эмоциональную перегрузку и чувство несостоятельности. Женщина часто меняется: становится возбуждённой, агрессивной, стиль воспитания становится авторитарным. У неё не хватает времени на сына или дочку, и у ребёнка закономерно возникает чувство тревоги, отверженности и одиночества.

  1. Самые близкие люди ребёнка, прежде всего, должны понять и принять состояние малыша. Необходимо постоянно интересоваться его мыслями и чувствами, ситуациями из школьной или детсадовской жизни. Ведь, выход из трудного положения всегда легче найти вместе. Малыш должен знать, что ему есть к кому обратиться за помощью.
  2. Если ребёнок не желает открыто говорить о своих трудностях, то можно попробовать обыграть ситуацию через сюжетно-ролевую игру с куклами и попробовать разные варианты развития событий.
  3. Чтобы уменьшить тревожность ребёнка, нужно создавать условия, при которых ему не будет так страшно. Например, если сын или дочь боится совершить покупку в магазине, то нужно сделать это вместе, что бы показать, что в этом нет ничего страшного.
  4. Тревожного дошкольника или ученика стоит заранее подготавливать к важным событиям, например, если ребёнок долго не ходит в детский сад по причине болезни, то мама может заглянуть в группу, поздороваться вместе с малышом с другими детьми, дружелюбно поговорить с воспитателем в присутствии сына или дочки. Кроме того, никогда не нужно преувеличивать трудности, например, школьнику подчёркивать, какая сложная его ждёт завтра контрольная.
  5. Маме или папе полезно рассказывать о своём прошлом опыте: как они сами в детстве справлялись со своими тревогами.
  6. В любой ситуации нужно стараться выделять плюсы, например, низкая оценка за диктант - это важный опыт: школьник теперь знает, на что ему обратить внимание.
  7. Недопустимо сравнивать своего ребёнка с другими детьми: сопоставлять неудачи можно только с его собственными достижениями.
  8. Родители должны учить сына или дочь расслабляться, выплёскивать свои негативные эмоции через рисунки, занятия спортом и пр. Кроме того, трудно переоценить значение телесного контакта: в течение дня нужно многократно обнимать ребёнка, целовать его, ласково поглаживать по голове.
  9. И самое главное, мама и папа должны проанализировать своё собственное поведение, ведь, у оптимистичных родителей и дети вырастают оптимистами.

Тактильный контакт очень важен в любом возрасте для преодоления психологических проблем

Что касается сепарационной тревоги в раннем возрасте, то лучше свести расставания с малышом к минимуму. Оставлять его следует только с людьми, которых он хорошо знает. Если же родители вынуждены пользоваться услугами няни, то кроха сначала должен привыкнуть к ней: вначале пусть они поиграют в присутствии мамы или папы.

Работая с тревожными детьми, педагог должен уделять им особое внимание, не допуская ошибок, которые усугубят состояние дошкольника или ученика.

  1. Воспитателю или учителю начальных классов очень важно создать в детском коллективе климат доверия и безопасности. Он должен безусловно принимать каждого ребёнка вне его способностей и успехов. В то же время следует подталкивать ученика или воспитанника к пониманию своих трудностей и дальнейшему развитию.
  2. Замечания по отношению к ребёнку не должны быть публичными, в то время как похвалы стоит озвучивать при всём детском коллективе. Также недопустимы сравнения с другими детьми.
  3. Тревожным ребятам очень важна стимулирующая помощь педагога - уверения в том, что у него обязательно всё получится. Мотивацией для тревожного ребёнка может стать просьба сделать педагогу приятное (например, «порадуй меня своим рисунком» или «мне нужна твоя помощь для организации выставки»).
  4. Беспокойного дошкольника или ученика не следует торопить, при необходимости нужно повторить объяснение условий работы, акцентировать правильность выполнения отдельных деталей.

Методическая и научно-популярная литература на тему детской тревожности

Проблему детской тревожности подробно изучали российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди них В. Астапов, Л. Костина, В. Мухина, А. Прихожан, В. Ветрова, А. Петровский, А. Спиваковский, Д. Эльконин, З. Фрейд, К. Роджерс.

Так, А.М. Прихожан в своей книге «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» знакомит с результатами многолетних исследований. Психолог подробно рассматривает причины беспокойного состояния, формах проявления тревоги в соответствии с возрастом и особенностями психики ребёнка, знакомит со способами преодолеть переживаний.

Костина Л в своей работе «Игровая терапия с тревожными детьми» раскрывает роль игровых методов в психокоррекционном процессе. Автор детально описывает конкретные приёмы, предоставляет готовые программы.

В издании Астапова В.М «Тревожность у детей» исследуется роль тревоги в поведенческих расстройствах ребёнка, способы преодоления таких состояний. Пособие будет интересно психологам, а также детским психотерапевтам.

Тревожность - одно из распространённых переживаний ребёнка, которое крайне негативно сказывается на всех сферах его жизни. Её могут вызывать внешние факторы либо особенности детской психики. Задача же родителей и педагогов - выявить такое состояние на раннем этапе и попытаться преодолеть его всеми доступными способами. Помочь могут откровенные беседы или же нестандартные методы психотерапии. В любом случае главное - окружить мальчика или девочку атмосферой любви и взаимопонимания.

Нам, взрослым, зачастую кажется, что нашим малышам и волноваться-то в жизни не о чем. Какие проблемы у дошколят могут быть? И огорчения у них сугубо детские, несерьёзные. И радости такие простые, незамысловатые. Но, оказывается, не всё так безоблачно и с дошколятами. Эмоции в их жизни играют такую же важную роль, как и в нашей. Если не более значимую. Ведь от того, положительный или отрицательный эмоциональный фон преобладает в повседневной жизни вашего карапуза, зависит формирование его, как личности. Именно в этом возрасте закладываются основные черты характера. И от того, насколько благоприятными будут условия существования ребёнка в семье и в социуме, чаще всего зависит, какой из него вырастет человек. Открытый, отзывчивый, коммуникабельный. Или замкнутый, немногословный, агрессивный. Тревожность у детей дошкольного возраста. Именно так, обобщённо, принято называть комбинацию из нескольких эмоций. И именно эти эмоции, если малыш будет испытывать их очень часто, способны помешать становлению его внутреннего «я». Что же психологи подразумевают под термином «тревожность»? И как с ней бороться, если её симптомы вы заметили у своего ребёнка?

Что такое тревожность?

Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции

По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать.

То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное без внимания.

Это значит, что что-то в жизни маленького человека, однозначно, идёт не так. И если вовремя не разобраться в причинах, вызвавших подобный психологический дискомфорт, в будущем придётся столкнуться с преодолением таких проблем у ребёнка, как неуверенность в себе, всевозможные комплексы, фобии, страхи.

Беспокойство, тревога, страх. Именно эти состояния (сменяющие одно другое и переходящие друг в друга) и принято считать тревожностью.

Изучали её многие психологи, и каждый определение тревожности трактовал по-своему. Суть же всех определений и трактовок такова.

Тревожность – это сложное сплетение чувств, индивидуальная психологическая особенность, выявляющаяся в склонности человека впадать в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в различных ситуациях, и даже в тех, которые никак не располагают к возникновению подобных эмоций.

Психологи выделяют два вида тревожности: ситуативную и личностную

Диагностика

Ребёнок может бояться или тревожиться в определённых жизненных обстоятельствах, прямо или косвенно провоцирующих к этому. Что вполне закономерно. Такая продуктивная, адекватная тревожность называется ситуативной . У детей дошкольного возраста доминирует именно она.

Но бывает и такое, что малыш испытывает чувство беспокойства, не зависимо от ситуации, а подобное состояние становится его спутником в любом роде занятий. То здесь уже вполне можно диагностировать симптомы тревожности личностной .

Когда ребёнок не способен адекватно оценить свои силы, свою реальную успешность, свой внутренний потенциал, он начинает опасаться неудач в любом деле. Из-за этого волнуется, боится и тревожится в какой бы то ни было жизненной ситуации.

Случается, конечно, и наоборот. Слишком низкий уровень тревожности у малышей приводит к тому, что они не могут реально оценивать опасность. Отсюда - и другие неприятности.

Слишком высокий или, напротив, слишком низкий уровень тревожности у дошколят является признаком социальной дезадаптации – неадекватным эмоционально-чувственным проявлением. И с этим обязательно нужно бороться.

Тревожные дети, обычно, инфантильны, нерешительны, замкнуты

Последствия

С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.

Повышенная тревожность негативно влияет на . Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.

Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.

Перспективы, согласитесь, далеко не радужные. Тем не менее, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

У дошколят тревожность устойчивой чертой характера ещё не является. И процесс вполне обратим. При условии проведения соответствующих педагогических и психологических мероприятий.

Чаще всего тревожность развивается у детей, родители которых допускают погрешности в их воспитании

Причины её возникновения у дошколят

Для того, чтобы способы коррекции тревожности у ребёнка дошкольного возраста были подобраны правильно, первое, что нужно сделать, это выяснить причины её возникновения у малыша.

И начинать необходимо с изучения личностных взаимоотношений в семье, где воспитывается карапуз. Ведь чаще всего именно погрешности в воспитании ребёнка способствуют развитию у него неспецифических психологических реакций.

Но существуют и другие факторы, способные повлиять на появление у ребёнка признаков тревожности.

Предъявляя слишком высокие требования к своему малышу, родители провоцируют появление у него комплекса неполноценности

Преемственность поколений

Нередко невольными виновниками формирования в ребёнке чувства неполноценности и беззащитности перед всеми возможными, реальными или мнимыми, угрозами выступают сами родители, которые уже страдают повышенной тревожностью. Их методы воспитания, когда они пытаются оградить малыша от всего, что по их, мягко говоря, субъективному мнению, может ему навредить, никак не способствуют нормальному эмоциональному развитию карапуза.

Завышенные требования со стороны родителей (авторитаризм)

Такой подход к воспитанию детей практикуется, обычно, мамой-папой, которые сами не удовлетворены своей жизнью. И мечтают в ребёнке воплотить свои мечты, которые им не удалось реализовать самостоятельно. Либо же, наоборот, родители – лидеры по натуре – пытаются воспитать в малыше такие же качества, которые присущи им. При этом совершенно не делая скидку на то, что у их чада разительно отличается от их собственного.

Частые порицания, физические наказания

Негативный опыт общения ребёнка с окружающими откладывается в его памяти надолго. Именно этот опыт, впоследствии, заставляет малыша бояться повторения неприятных для него событий.

Частые конфликты в семье могут стать причиной развития тревожности у малыша

Гиперпротекция (гиперопека)

Вероятность того, что родители, чрезмерно опекающие своего кроху, воспитают ребёнка, безынициативного и тревожного, очень велика. Ведь уверенность в себе – это черта, которую необходимо развивать. А мелочный контроль, ограничения и запреты вряд ли могут способствовать её развитию.

Гипопротекция (гипоопека)

А вот мамы-папы, не достаточно ответственно относящиеся к воспитанию своего чада, уделяющие ему мало внимания, сдержанные в проявлении чувств, всем тем тоже рискуют пробудить в нём тревожность. Постоянно чувствуя себя ненужным и заброшенным, малыш уверится в своей неполноценности. Такие дети, обычно, не рискуют выделяться из общей массы, выполняют все распоряжения и считаются послушными. Казалось бы, что ещё нужно? Но подобное поведение – это не норма, а лишь защитная реакция, ширма, за которой скрывается натура с заниженной самооценкой.

Частые упрёки, запугивания, внушения чувства вины

Часто ли вы говорите своему ребёнку: «Ты плохой, уйду от тебя!», «Вот придёт дядя, и заберёт тебя!», «Сколько раз можно тебе повторять?» и т.п. Если такое случается, тогда не удивляйтесь. Вы сами формируете в малыше чувства страха, вины, неполноценности.

Карапуз чувствует себя ненужным и одиноким, испытывая недостаток родительского внимания

Эмоциональная отверженность ребёнка в семье

Когда в семье появляется второй ребёнок, старший малыш может испытывать ревность и чувствовать себя не у дел

Органическая, физическая неполноценность

Дошколята уже начинают сравнивать себя с другими детьми, оценивать свою внешнюю привлекательность. А ещё они стремятся подражать всему, что кажется им совершенным. Если по каким-то их собственным критериям они не вписываются в общепринятые рамки, велика вероятность возникновения у них различных комплексов, которые тоже играют немаловажную роль среди факторов, способствующих развитию состояния тревожности у дошколят.

Особенности темперамента ребёнка

И не следует забывать о том, что тревожность может быть одной из граней характера, темперамента малыша. Слабость, инертность нервной системы требуют к себе более профессионального подхода. Особенно, если при этом присутствует влияние ещё и вышеперечисленных факторов.

И вот ещё что примечательно. В дошкольном возрасте уровень тревожности у мальчиков и девочек несколько отличается. Дошколята-мальчишки более тревожны, чем девочки.

Тревога девочек больше связана с одушевлёнными предметами или абстрактными. Они боятся мышей и жуков, бандитов и хулиганов, ведьм и привидений. Мальчики более реалистичны. Они тревожатся из-за несчастных случаев и физических травм, своих проказ и наказаний за них.

При грамотно подобранной коррекции тревожности, это состояние у ребёнка останется в рамках ситуативного и не приобретёт личностный характер.

Способы преодоления

Методы коррекции тревожности у дошколят подбираются в зависимости от причин её возникновения. Обычно, это не один какой-то приём, а целая система мероприятий, которые проводятся в тесном сотрудничестве родителей с детским психологом и психотерапевтом.

Что же это за мероприятия?

  1. Прежде всего, психологи советуют родителям пересмотреть своё отношение к ребёнку и взаимоотношения в семье в целом. Если вы слишком опекали малыша, предоставьте ему больше свободы. Если были слишком строги и требовательны, постарайтесь смягчиться по отношению к карапузу. Если занимались решением своих проблем, позабыв о том, что у крохи они тоже могут быть, поспешите наверстать упущенное. Создайте дома атмосферу любви и взаимопонимания. И со временем вы увидите, что ребёнок начнёт оттаивать. Это обязательно произойдёт, ведь тревожность в дошкольном возрасте ещё не успела укорениться в сознании малыша. Не успела изменить его характер.
  2. Было бы хорошо завести : кота, собаку, хомячка, попугая. Не важно, какая зверушка это будет. Главное, чтобы вашему карапузу было кого опекать, оберегать, ласкать. Пусть ребёнок возьмёт на себя обязанности по уходу за своим усатым-хвостатым другом. Это повысит его самооценку в разы. Сделает кроху более уверенным в себе. Отвлечёт от страхов и тревог.

    песочная терапия . С помощью этих методов психологи диагностируют, раскрывают саму суть проблемы. И, отталкиваясь от полученных результатов, дают малышу и его родителям ключи к её решению. Не смотря на кажущуюся несерьёзность этих методик, они считаются мощными инструментами в борьбе с повышенной тревожностью детей в дошкольном возрасте. И не только с ней.

  3. Игра, как способ борьбы с тревожными состояниями, просто творит чудеса. Ведь наши дети именно в игре реализуют свой творческий потенциал, раскрываются, как личности, переносят в неё свои повседневные переживания, страхи, надежды. Так почему бы не использовать игру, чтобы показать ребёнку, как справляться с теми жизненными ситуациями, которые внушают ему беспокойство?

    С помощью песочной терапии успешно решаются многие проблемы психологического характера. Тем более что участвовать в сеансах может вся ваша семья

  4. Психотерапевт может порекомендовать крохе групповые занятия с такими же детьми, как и он. Может предложить релаксационные процедуры, дыхательную гимнастику, массаж и даже медикаментозное лечение. Его рекомендации будут зависеть от того, насколько уровень тревожности у вашего ребёнка высок. Выполняйте все предписания врача. Это обязательное условие достижения успеха в борьбе с тревожными состояниями у дошколят.

Пока тревожность не стала устойчивым свойством личности вашего ребёнка, привести её к допустимым нормам не так сложно, как тогда, когда она уже прочно укоренится в сознании малыша, станет его второй натурой и начнёт менять его характер далеко не в лучшую сторону.

Любите своих детей, уважайте в них личность, уделяйте им больше времени и своего родительского внимания, и они вырастут уверенными в себе и своих силах людьми

Профилактика

А чтобы у вас в дальнейшем не возникал вопрос «Как побороть тревожность у ребёнка дошкольного возраста?», вам не следует никогда забывать, что ваш любимый карапуз – личность. Стал он личностью в момент своего появления на этот свет, и ни минутой позже. Вот и относитесь к нему, как к личности. Нюансы же в ваших взаимоотношениях всегда подкорректирует любовь. Ведь она, как ни один врач, способна залечить любые душевные раны.

Видео «Черты характера. Воспитание детей»