Полезная информация при подготовке к сдаче егэ по биологии. Материал на тему: Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии
Государственный экзамен по биологии является альтернативным, то есть его выпускники сдают по выбору. В среднем биологию сдают 17% выпускников от общего числа участников (каждый пятый): те выпускники, которые планирует обучаться в высших учебных заведениях на программах подготовки по всем медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, а также биологов, психологов и некоторых других. После двух обязательных предметов (русского языка и математики), обществознания и физики по числу участников биология занимает пятое место. В 2011 году ЕГЭ по биологии сдавали 150 тысяч человек из 83 регионов РФ.
ЕГЭ по биологии состоит из 50, подразделяющихся на три группы, заданий.
I часть состоит из 36 заданий (А1–А36) с вариантами ответов, из которых необходимо выбрать верный. Выполнение таких заданий в идеале должно занимать 1-2 минуты каждое.
II часть состоит из 8 заданий (В1–В8): 3 из них требуют выбрать три правильных ответа их шести предложенных, 2 – установить последовательность различных биологических объёктов, явлений, процессов и 3 задания на установление соответствия между фактами. В содержании этих заданий ответ в готовом виде не сформулирован (за исключением заданий с множественным выбором). Его необходимо составить самостоятельно и записать, строго следуя инструкции, которая размещена в самом тексте экзаменационной работы.
III часть содержит 6 (С1–С6) заданий, которые предполагают развёрнутый ответ. Эти задания заслуживают особого внимания, именно они позволяют выпускникам продемонстрировать умения применять свои знания в нестандартной ситуации, логично строить ответ, содержащий определённые выводы, решения и обобщения. При выполнении заданий со свободным ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.
На выполнение ЕГЭ по биологии отводится 3 часа (180 минут).
При оценивании работы, важным фактором является степень трудности задания. Задание первой части оцениваются 1 баллом, второй – от 0 до 2-х, третьей – от 0 до 3-х. При правильном выполнении 36 заданий I части работы (А) можно получить 36 баллов, за верное выполнение 8 заданий второй части (В) – 16 баллов и наибольшим числом баллов оцениваются 6 заданий третьей части работы (С) – 17 баллов.
Ответы на задания первой и второй части проверяются с помощью компьютера, а третьей – специальной экспертной комиссией. К каждому заданию такого типа разрабатывается инструкция с «идеальным» правильным ответом, что помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и объективно его оценить.
В экзаменационную работу по биологии включаются задания, требующие знания материала за весь школьный курс. Около 70% от общего числа составляют задания по общей биологии, 15% – задания по разделу «Человек», и 15% – задания по другим разделам.
сайтпредлагает школьникам реальную помощь при подготовке домашнего задания по всем предметам школьной программы. Для каждого, прошедшего регистрацию на сайте, бесплатное пробное 25-минутное занятие . Занимайтесь бесплатно, выбирайте подходящий тарифный план и получайте быструю квалифицированную помощь.
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!
Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.
Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.
Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.
Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.
Проблема успешной сдачи ЕГЭ начинает беспокоить школьников за год, а то и за два до окончания ими 11-го класса. И неудивительно – ЕГЭ является не просто условием того, что вам вручат школьный аттестат на выпускном вечере, но и своеобразным ключиком, открывающим дверь в успешную взрослую жизнь. Не секрет, что поступление в высшие учебные заведения страны предполагает обязательное наличие сертификатов ЕГЭ по нескольким специализированным предметам. А ЕГЭ по биологии 2019 особенно важен будущим медикам, психологам, ветеринарам и многим другим.
Кому обязательно сдавать биологию?
В первую очередь данный предмет необходим ребятам, желающим добиться успеха в изучении различных отраслей медицины, ветеренарии, агрономии или химической промышленности, но в 2019 году сертификат ЕГЭ по биологии будет котироваться также и при поступлении на факультеты физического воспитания, психологии, палеонтологии, ландшафтного дизайна и др.
Биология – предмет, который нравится многим школьникам, ведь многие темы близки и понятны учащимся, а лабораторные работы в большинстве связаны с познанием окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес. Но, выбирая ЕГЭ по биологии, важно понимать, что на экзамен выносится достаточно большой объем материала, а для поступления на различные факультеты зачастую требуется также сертификат по химии, естествознанию или физике.
Важно! Полный перечень необходимых сертификатов ЕГЭ, позволяющий претендовать на бюджетное или контрактное обучение в том либо ином университете РФ можно узнать на сайте интересующего вас учебного заведения.
Даты проведения
Как и все остальные предметы, в 2019 году ЕГЭ по биологии будут сдавать в дни, установленные календарем ГИА. Проект этого документа должны утвердить в ноябре месяце. Как только даты экзаменов будут известны, мы первыми расскажем вам о том, когда состоятся испытания по биологии и другим предметам.
Приблизительно понять, когда могут быть назначены экзамены можно, ознакомившись с календарем прошлого года. Так, в 2018 году биологию сдавали в такие дни:
Основная дата |
Резервный день |
|
Досрочный |
||
Основной |
Для лиц, повторно допущенных для сдачи, также были установлены свои даты для проведения испытаний в апреле и июне.
Нововведения 2019 года
Хотя кардинальные изменения не коснутся ЕГЭ по биологии, некоторые изменения в билетах 2019 года все же будут.
Основным нововведением 2018-2019 учебного года станет замена 2-хбального задания 2-й линии (множественный выбор) на 1-бальное задание, предполагающее работу с таблицей. Таким образом, максимальное количество первичных баллов по предмету теперь составит 58 (на 1 балл меньше чем было в 2018 году).
В остальном же структура КИМ останется неизменной, что должно порадовать 11-тиклассников, ведь в процессе подготовки можно будет опираться на многочисленные материалы 2018 года, доступные в интернете.
Структура КИМов по биологии
Итак, зная уже, какие изменения произойдут в ЕГЭ по биологии, давайте подробнее разберем виды заданий и их распределение в билете. КИМ, как и ранее, будет включать в себя 28 заданий, разделенных на две части:
Предложенный формат КИМ позволяет оценить знания выпускника по 7 основным блокам:
Распределение заданий по уровням сложности будет следующим:
На выполнение экзаменационной работы по биологии в 2019 году будет отведено 3,5 часа (210 мин.) с учетом того, что экзаменуемый должен тратить на каждое задание 1-го блока в среднем не более 5 минут, а на каждое здание 2-го блока – от 10 до 20 минут.
Приносить с собой дополнительные материалы и оборудование, а также использовать их во время ЕГЭ по биологии запрещено!
Оценивание работы
За правильное выполнение 21 задания 1-го блока экзаменуемый может набрать максимум 38 первичных баллов, а за выполнение 7 заданий второго – еще 20, что в сумме составляет 58 баллов, что и будет соответствовать 100-бальному результату ЕГЭ.
Первый блок работы, при выполнении которого экзаменуемый заполняет таблицу ответов, проверяется электронным методом, а второй блок оценивается двумя независимыми экспертами. Если их мнение расходится более чем на 2 балла, к проверке работы привлекается 3-й эксперт.
Хотя результаты ЕГЭ уже давно не приравнивают к определенным оценкам по 5-тидбальной шкале, многие все же хотят знать, как они справились с заданием. Перевести результат 2019 года в школьную оценку можно будет по такой приблизительной таблице соответствия:
Для получения аттестата достаточно будет набрать 16 первичных (или 36 тестовыз) баллов, хотя такой результат и не позволит вступить в борьбу за бюджетное место в университете.
При этом проходной балл в ВУЗы колеблется в диапазоне от 65 до 98 баллов (не первичных, а уже тестовых). Естественно, что проходной порог московских университетов максимально приближен к верхней границе диапазона, что заставляет 11-тиклассников серьезнее относиться к подготовке и ориентироваться на 100-бальную отметку, а не минимальный порог.
Секреты подготовки
Биология - наука непростая, требует внимательности и понимания, а не просто механического заучивания. Поэтому подготовка нужна методичная и постоянная.
В базовую подготовку входит изучение терминологии, без ее знания сложно ориентироваться в биологии именно как науке. Чтобы облегчить запоминание, подкрепляйте теорию иллюстративным материалом, ищите снимки, графики, схемы, что станут основой для ассоциативной работы памяти. Также нужно ознакомиться с демоверсией КИМов, чтобы понять структуру экзамена по биологии.
Необходима практика решения заданий определенного типа. Систематически решая варианты, представленные на сайте ФИПИ, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.
Дата проведения ЕГЭ по биологии в 2019 году будет известна только в январе 2019 года.
Что проверяется на экзамене?
Для выполнения экзаменационной работы участнику ЕГЭ нужно уметь:
- работать со схемами, рисунками, графиками, таблицами и гистограммами,
- объяснять факты,
- обобщать и формулировать выводы,
- решать биологические задачи,
- работать с биологической информацией, с изображением биологических объектов.
Проверяются знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии:
- «Растения».
- «Бактерии. Грибы. Лишайники».
- «Животные».
- «Человек и его здоровье».
- «Общая биология».
В экзаменационной работе преобладают задания по общей биологии, в которых рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу относятся:
- клеточная, хромосомная и эволюционная теории;
- законы наследственности и изменчивости;
- экологические закономерности развития биосферы.
Именно такое полезное видео мы предлагаем вам посмотреть прямо сейчас:
Добрый день, уважаемые коллеги! Готовясь к выступлению думала, какой опыт я могу показать тем, кто из года в год готовит всех без исключения к ЕГЭ. Мой предмет выбирают чаще всего мотивированные дети. |
|
Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки… А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным. |
|
Один из факторов - время . Полноценная подготовка к ЕГЭ по биологии - это год серьезной ударной работы, лучше 2 года. Некоторые считают, что биологию можно зубрить, что задач в ней нет. Однако на экзаменах вам поможет только глубокое понимание, осмысление биологии. А задачи - и самые разнообразные! - встречаются в ЕГЭ, причем их формулировки часто неоднозначны. |
|
Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Ведь биология включает в себя ряд взаимосвязанных разделов - ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности.И весь этот непростой и содержательный материал в большинстве школ ученику предлагается чаще всего освоить при одном уроке в неделю. Однако парадокс в том, что и при 3-х часах в неделю времени на повторение материалов 6-8 классов в урочной системе нет. Спасают доп.занятия. |
|
|
|
|
|
РАССКАЗ ОБ ОПРНЫХ КОНСПЕКТАХ |
|
Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь почвы |
|
|
|
|
|
Широко использую рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения На одном слайде использую англоязычные и русскоязычные картинки, т.к. найти рисунки без подписей в интернете трудно |
|
При проведении контрольных мероприятий использовать задания, требующие составления схем, рисунков, пиктограмм и таблиц – многие используемые сейчас пиктограммы придумали бывшие выпускники Решать задачи на применение биологических знаний в различных практических ситуациях; Использовать задания, требующие четкого и лаконичного письменного ответа – задания С5 и С6. |
|
19, 20 | В учебные задания включать составление планов и конспектов параграфов учебника, планов ответов на вопросы. Для освоения техники тестирования, в процессе преподавания биологии необходимо широко использовать тестирование с разнообразными видами тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. При этом особое внимание уделять трудным видам тестовых заданий. Одной из проблем подготовки учеников к ЕГЭ по биологии является повторение программного материала по курсам «Ботаника», «Зоология» и «Анатомия и физиология человека», времени на повторение этих тем в 10-11 классе на уроках не выделяется, а так как материал ребятами пройден в 6-8 классах, есть вероятность того, что он основательно забыт. |
Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов.
Подобный подход к повторению давно пройденных тем позволяет, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках.
И, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ЕГЭ, промежуточная и итоговая аттестация в 10 и 11 класса проводится так же в форме ЕГЭ, во втором полугодии 11 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий
Зная любовь современных школьников к планшета и айфонам, я составила комплекты учебных пособий для просмотра именно в этих гаджетах.
Ряд рисунков вы видите на английском языке, это не ошибка. Я разбираю с ними на занятиях эти рисунки и схемы, а для отработки пусть они будут «Слепыми»
Ну и самое последнее, можно выучить и понять материал в учебниках, можно научится работать с таблицами, схемами и графиками, но нельзя говорить о биологии не владея визуальным представлением о ее объектах.
Сталкиваюсь постоянно с проблемой не знания внешнего вида разных биологических объектов (растений, животных из разных систематических групп) и т.д Решая эту проблему пытаюсь создать иллюстрированный словарь живой природы.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Особенности Подготовки К ЕГЭ По биологии Учитель биологии ГАПОУ МОК имени В. Талалихина Черкалина Ирина Алексеевна Москва, 2014 год
До ЕГЭ … дней
Разбор наиболее значимых и трудных вопросов и вопросов, на которые мало отводится времени в школьном курсе
Использование опорных конспектов
Сущность методики рисуночно-идеографического письма материал группируется в блоки можно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся кодирование учебной информации и умение читать опорные сигналы умение представлять материал, используя рисунки-сигналы, в развернутом виде
Ж Р Г П Ж КЛ Ж КЛ
Так выглядят записи в тетрадях
Вести словари биологических терминов 1. Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. 2. Центростремительный нейрон = чувствительный нейрон= афферентный нейрон
Идиоадаптация
Ароморфозы
Строение растения Вегетативные органы: корень и побег Генеративные органы: цветок, семя, плод
Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группои ̆ животных этого типа. ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ 1) медузы 2) коралловые полипы ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ А) обитание в толще морскои ̆ воды Б) обитание в полосе прибоя В) образуют колонии Г) не образуют колоний Д) имеют известковыи ̆ скелет Е) не имеют известкового скелета А Б В Г Д Е
ВЫБОР МНОЖЕСТВЕННОГО ОТВЕТА У пресноводнои ̆ гидры, медузы и кораллового полипа 1) тело состоит из двух слоёв клеток 2) органы состоят из тканеи ̆ 3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию 5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки 6) каждая клетка выполняет все функции живого организма
Най̆ дите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложении ̆, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. гидра Коралловый риф медуза
План составления конспекта по зоологии. Систематика Общая характеристика Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения Размножение Многообразие Значение