Грамотная мотивация дошкольников. Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

КРУГЛЫЙ СТОЛ

СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ

В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место проведения: МБДОУ д/с №43

Разработала: Комалова Н.Л. зам.зав. поУРВ

Круглый стол предполагает равную работу всех участников заседания.

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в вопросе игровой мотивации детей в разных видах деятельности

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов о методах и приемах вовлечения детей в различные виды деятельности
  2. Повысить творческий потенциал педагогов
  3. Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы игровой мотивации детей

Введение:

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, ,

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение имеют игровые формы обучения и воспитания.

Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

I часть: Теоретическое обоснование проблемы

Что такое игровая мотивация?

Мотивация –(от лат. приводить в движение, толкать) 1.Побуждение к деятельности.

2. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения , используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?

Упрямство

Плохое настроение

Плохое самочувствие

Неинтересно

Трудно не по возрасту

Плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

Недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?

Следует использовать такие приемы:

На первом плане стоят эмоции . это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. например: педагог (во время сборов на прогулку. летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. а зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Практическое задание: (назовите и впишите свои варианты примеров в указанные графы схемы)

Словесная мотивация (только по словесному указанию, постановка проблемы) (прием соревнования, постановка проблемы, просьба, похвала-хула)

Предметно-действенная мотивация (внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия, с которым в дальнейшем ребенок будет действовать)

(письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочки, плакаты)

II часть: Практическое применение технологий

Работа в микрогруппах

Участники группы – выполняют роль воспитателя(лей), остальные педагоги – «дети». участникам группы предлагается самостоятельно выбрать любой вид деятельности дошкольников заданного возраста и обыграть выбранную ситуацию с педагогами-«детьми». От каждой группы – одна игровая ситуация.

III часть: Обмен опытом

Решение Педагогических задач

Уважаемые педагоги! Вспомните из своей практики ситуацию(одну), в которой дети поставили Вас в тупик (режимные моменты, занятия, праздник и т.д.). Как вы разрешали данную проблему?

Дать педагогам 5 минут для того, чтобы записать наиболее интересные моменты практикума.

Предложить педагогам создать брошюру «Полезные советы для взрослых. Как вести себя в нестандартных ситуациях»

формулировка советов общая для всех: «Если ребенок делает _____________, я ___________»

Заключение:

рефлексия, визуальное закрепление материала

ВИЗУАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(в незаполненные поля вставьте недостающие словосочетания)

  1. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это _____________.
  1. Обучение детей должно быть ____________________________________________________, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
  1. Цель мотивации – вызвать у детей ____________________________________________, создать ___________________________________________, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение ________________________________.
  1. Мотивация, основанная на прямом речевом указании - _________________________.
  2. Предметно-действенная мотивация подразумевает _____________________________________________________________________

Ответы:

Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это мотивация.

Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым , обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация, основанная на прямом речевом указании – словесная мотивация

Предметно-действенная мотивация подразумевает внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия


Название: Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу

Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ «Детский сад №67»
Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность

«Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить» — К.Д. Ушинский.

Сегодня, на этапе реализации ФГОС ДО слова К.Д.Ушинского звучат актуально и современно. По стандарту дошкольного образования построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации . Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.

Многие исследователи (В.С. Юркевич, А.Л. Венгер, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а формирование ее происходит только в совместной деятельности со взрослым или сверстником . Окончательный срок ее становления приходится на возраст начальной школы. Важно учесть то, что речь в этих исследованиях идет о детях с нормой развития. Специальный педагог (логопед, дефектолог),

работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и особые образовательные потребности (ОПП). Понимая, что у ребенка с ОВЗ все психические процессы развиваются замедленно, становится ясно, насколько актуальным становится проблема создания специального образовательного поля, в котором учитывались бы все особенности воспитанников данной категории.

Специфика коррекционно-развивающей работы требует от педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, деления детей на подгруппы. Основная задача педагога — сделать этот процесс более естественным, снять возможное эмоциональное напряжение, возникающее при делении на подгруппы, уйти от диктата. Мы пришли к выводу, что именно этот процесс (деление на подгруппы) может стать мотивацией к предстоящей деятельности при правильной его организации.

Предлагаем несколько шаблонов, которые могут наполняться любым содержанием, в зависимости от темы или коррекционно-развивающей задачи. Итак, вот готовые формулы или шаблоны практических способов мотивации при делении воспитанников на подгруппы:

  • «секретный конвертик»
  • «пароль» или «секретное словечко»
  • цветовая или другая любая другая символика
  • короткая дидактическая игра

Надо отметить то, что эти варианты разработаны для детей старшего дошкольного возраста, но наш опыт показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста.

Итак, рассмотрим первый шаблон «секретный конвертик». Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. Тематическая неделя «Моя семья». Учитель-дефектолог (или учитель-логопед) приходит в группу за своей подгруппой воспитанников. У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию, учитель-дефектолог (логопед) в рупор (скрученный трубочкой журнал) громко говорит (примерная речь):

Дефектолог (Д) – Внимание! Внимание! Срочное сообщение!Сегодня утром, я увидела в двери моего кабинета вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я с дождалась вас.

Воспитатель (В). — Удивительно! Но сегодня утром такой же конверт обнаружила и я.
Д.- Ребята, у меня есть идея. Я предлагаю разделиться, мы пойдем в кабинет и там узнаем, что в этом загадочном конверте, другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся в группу и поделимся секретами (в конвертах – ребусы со словом «семья»).

Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают что-то новое и интересное! С нашей точки зрения, правильная, хорошо продуманная мотивация не должна обрываться, мотивационный круг должен замкнуться. Желательно проговорить, что будет по возвращению в группу, а вернувшись, осуществить намеченное. Так, после занятия у учителя-дефектолога, дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по-разному, а слово зашифрованное в них одинаковое. Содержимое «секретного конвертика» может быть самым разным: ребус, разрезная картинка, ключик, цифра, буква…

Не менее интересный способ «пароль» или «секретное словечко». Здесь вновь необходима помощь воспитателя группы.

Образовательная ситуация (фрагмент). Утром воспитатель, встречая детей, каждому шепчет на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы, говорит, что обо всем узнают позже. Например, изучая тему «овощи и фрукты», воспитатель утром, говорит ребенку либо слово, обозначающее овощ, либо слово, обозначающее фрукт. Перед занятием дефектолог приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром, каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было слово, обозначающее овощи, а воспитатель держит корзину с фруктами и зовет всех детей, у которых «секретные слова» обозначают фрукты.

Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую лексическую тему.

Использование цветовой или другой символики — это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми, начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей.

Например, воспитатель, принимая утром детей, прикрепляет к одежде ребенка эмблемку, значок. На вопрос для чего это и зачем отвечает, что пока это секретик, но скоро вы все узнаете. Например, детям воспитатель прикрепил звездочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звездочку красного цвета себе, а дефектолог приходит в группу также с прикрепленной звездочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов.

С детьми младшего дошкольного возраста деление на подгруппы может проходить с привлечением какого-либо персонажа, игрушки. Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема «Домашние животные», вторая младшая группа. За несколько минут до начала занятия воспитатель предлагает детям поиграть и «превращает» их с помощью масок-шапочек в «котят» и «щенков». Затем в группу входит учитель-дефектолог с мягкой игрушкой (кошка) и говорит, что мама кошка пришла за своими «котятами» и зовет их поиграть. В это время воспитатель берет заранее приготовленную свою игрушку (собака) и аналогичным образом зовет детей своей подгруппы – «щенков»

Приведем пример мотивации при делении на подгруппы к занятию по формированию элементарных математических представлений или сенсорному развитию. Учитель-дефектолог приходит в группу с коробочкой в которой лежат круги синего и красного цветов.

Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП. Дефектолог — Ребята, посмотрите, что у меня есть (дети отвечают — кружочки). Верно, посмотрите, как их много. Но они непростые. Это ваш билетик на паровозик (показывает синию ленточку и говорит, что приглашает в синий паровозик ребят у которых синии билетик) «уезжают» к нему в кабинет. Воспитатель приглашает детей с билетиками красного цвета, чтобы поехать на красном паровозике.

Так еще до начала занятия, дети вспомнили, закрепили цвета, пробовали соотносить предметы по цвету. В данном варианте можно использовать и опираться на любые сенсорные эталоны, включать разнообразные коррекционно-развивающие задачи, в зависимости от возрастной группы и уровня развития воспитанников подгруппы.

Вариант использования короткой дидактической игры кажется нам также интересным, поэтому коротко опишем его.

Образовательная ситуация (фрагмент). За 3-5 минут до начала занятия учитель-дефектолог приходит в группу с «чудесным мешочком» (в мешочке геометрические фигуры) и проводит игру «Узнай, что в мешочке»

Д . — Дети, хотелось бы вам поиграть еще? Я приготовила для вас классную игру, но знаю, что и у Натальи Евгеньевны (воспитатель) есть что-то интересненькое, поэтому предлагаю разделиться на 2 команды- одна пойдет со мной, а другая узнает, что интересного для них есть у воспитателя.

Д .-Когда вернетесь в группу то расскажите друг другу чему же вы научились и поиграете в самую интересную игру.

Таким образом, мотивация, заданная вначале не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к другим видам детской деятельности.

Использование разнообразных способов мотивации дошкольников является мощными активизаторами детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать, догадаться, придумать. Такой подход к организации образовательного процесса, с нашей точки зрения, способствует созданию эмоционально-благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья, что особенно актуально для дошкольноков с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Который вместо передачи суммы знаний, направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Традиционные методы обучения и воспитания сменяются инновационными технологиями, которые направлены на совершенствование всей системы образования. Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В дошкольном возрасте важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы, а не умение читать и считать.

Для активизации формирования устойчивой мотивации к непосредственной образовательной деятельности мы используем следующие методы:

Игровые, наглядные, словесные и практические.

Игровые методы (Дидактическая игра, подвижная игра, воображаемая ситуация: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.)

Наглядные методы (Наблюдение и т.д.)

Словесные методы (Рассказ педагога и детей, пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах из детского опыта, творческие рассказы), беседа, художественное слово.)

Практические методы Упражнение, выполнение поручений, элементарные опыты, экспериментирование (с песком, водой, бумагой, магнитом, разными предметами).

Все эти методы используются в сочетании с приёмами:

Внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;

Показ (способов действий, образца);

Вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности), указание, пояснение, объяснение, беседа;

Проблемные ситуации.

ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей. Цель детского сада - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Это не работа с семьей, а одна из новых форм – социальное партнерство! В настоящее время сложились устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьей:

Педагогические гостиные, открытые просмотры в ДОУ разных видов деятельности, родительские собрания, мастер – классы, «Дни открытых дверей», круглые столы, исследовательские проекты, экскурсии, маршруты выходного дня, совместные досуги и праздники, спортивные соревнования и др.

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствует возникновению познавательной активности.

В нашем детском саду как форма взаимодействия детей, родителей и педагогов широко применяется метод проектов, который позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого воспитанника.

В практике дошкольного учреждения используются следующие типы проектов: исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые. Дети взаимодействуют группой, коллективом. Они учатся объединяться в пары, подгруппы, приобретают навыки сотрудничества, вместе обсуждают пути осуществления замысла, поэтапно планируют и согласовывают свои действия, распределяют между собой обязанности и задания, помогают друг другу, выбирают адекватные способы решения.

Исследовательская деятельность воспитанников организована в форме занятия –экспериментирования, работой в мини лабораториях, создания мини – музеев в группах, дошкольных мини – конференциях и других.

Для проектирования, в группах создано соответствующее предметно- познавательное пространство, где дети активно осваивают разные способы познания окружающего мира:

  • Материалы для сенсорного развития;
  • Природные объекты;
  • Инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений;
  • Наглядно-графические модели;
  • Системы условных обозначений: (наборы карточек и плакаты с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т.п.);
  • Иллюстрированные познавательные издания;
  • Дидактические и развивающие игры.

В ДОУ оборудована детская библиотека, включающая абонемент и читальный зал для дошкольников, класс ИКТ. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники пользуются компьютером, смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают электронные, развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Входе работы детского сада в социальном партнерстве с родителями, реализовались следующие проекты:

- «Знакомьтесь, Самовар»;

- «Лекарственные растения»;

- «Улицы нашего города»;

- «Зачем овощи и фрукты?»;

- «Животные в русских народных сказках»;

- «Магнит и его свойства»;

- «Поможем воде стать чистой»;

- «Если хочешь быть здоров!»;

- «Защитники Отечества» и другие.

Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы в формировании устойчивой мотивации к образовательной деятельности дошкольника. Коллектив ДОУ нацелен на дальнейшую работу в этом направлении.

Используемый материл:

http://www.docme.ru/

http://gigabaza.ru/doc/68842.html

Данные об авторе

Ханина Ирина Николаевна

Место работы, должность:

МАДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Умка", воспитатель

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Предмет(ы):

Педагогика

Целевая аудитория:

Воспитатель

Тип ресурса:

Другой тип

Краткое описание ресурса:

Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация - это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение - вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование - к недостатку мотивации, а недостаток мотивации - к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она — к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала - вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего.

Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности.

Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивацияспособствует актизизации детей в образовательной деятельности.

Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация - это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение - вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование - к недостатку мотивации, а недостаток мотивации - к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она — к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала - вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».

Качество обучения строится на «3 китах»:

  1. качество информации,
  2. качество преподавания,
  3. качество усвоения.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

  • Поощрять исследование окружающей среды
  • Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
  • Хвалить ребёнка за совершённые достижения
  • Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
  • По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
  • Стимулировать языковое и символическое общение

Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

А теперь рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка - подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня»

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» -

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую - либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким - либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Во время приема детей в группу в утреннее время воспитатель тоже мотивирует детей используя, минутки вхождения в день.

Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Приведенные мной минутки вхождения в день направлены:

На формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;

Снятие тревоги в период адаптации ребенка к

детскому саду;

Развитие осознанного, ответственного отношения к

режимным моментам;

Развитие самостоятельности и сотрудничества;

Повышение саморегуляции и самоконтроля;

Повышение общего эмоционального фона и

улучшение психологического климата в группе.

Цели:

  • Способствовать психическому и личностному росту ребенка;
  • Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;
  • Развивать навыки социального поведения;
  • Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;
  • Устанавливают положительные взаимоотношения между детьми.

«Здравствуй»

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

«Колокольчик»

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

Ритуалы начала образовательной деятельности

Начало образовательной деятельности должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.

Начало образовательной деятельности будет своеобраз-ным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, поже-лать друг другу что-то приятное и т.п.

Волшебный клубочек

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель пере-дает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «вол-шебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Доброе животное

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыха-нию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Прини-мающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или пред-ложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с деть-ми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Образовательной деятельности.

Ритуал конца о бразовательной деятельности (Звонит колокольчик)

Колокольчик звонит

Он ребятам говорит:

"Поскорее собирайтесь,

в путь - дорогу отправляйтесь!"

(дети встают друг за другом - они вагончики)

Дети, нам пора прощаться с петушком (по теме недели) и его семьёй помашем всем до свидания!

Загудел паровоз,

И вагончики повез;

Чох-чох, чу-чу,

Я домой вас укачу.

Паровозик увозит детей!


Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка


Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Дети трех пяти лет - самоутверждение и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Познавательные и соревновательные мотивы Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.


Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Средний и старший дошкольный возраст – стремление выиграть, быть первым. Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты ­ вали к ним симпатию, сочувствие.


1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает « открытия » сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост », терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.


Во - первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому - нибудь игровому персонажу. Во - вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … В - четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.


Технология деятельностного подхода (структура занятий) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология


1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать).


Достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся « под замками »; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не « потерять », обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56- летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь). Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать?) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.


Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.




Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, « иметь свой характер ».






ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬМЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это невыразимое, внутреннее присущее человеку, уникальное сочетание психических, биохимических отличий. Это внутренняя позиция человека. Это то сокровенное к чему мы не хотим допускать других людей. – это неповторимая психологическая атмосфера, которая создается вокруг человека в той или иной социальной группе, объективно существующая в субъективных оценках членов этой группы, отражается в их сознании и деятельности. Это тот психологический след, который оставляет человек после себя, та атмосфера, которую он создает своим присутствием. Метаиндивидуальность всегда имеет оценку, а человек ее вправе принять или нет.


Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в предметно – развивающей среде МКДОУ (в соответствии с задачами ФГОС)