Защита прав ребенка в российской федерации. Защита прав ребёнка в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации идет речь о том, что различий между взрослыми и детьми не существует. Каждый человек должен уважать права ребенка, так как он тоже выступает личностью и требует уважения.

Правовая защита детей производиться в любом государстве, и Россия не является исключением. В нынешнее, довольно сложное время, на одном из первых мест, должна стоять забота о подрастающем поколении.

Стоит отметить, что несовершеннолетние дети стоят в одном ряду вместе с беременными женщинами, престарелыми и инвалидами. Ведь они довольно часто подвергаются негативному воздействию окружающих их людей. Поэтому их права и законные интересы нужно защищать в обязательном порядке.

Согласно Декларации прав ребенка, каждый из них имеет право на гражданство, любовь, на понимание со стороны окружающих, на социальную защиту, а также на материальное обеспечение. Кроме того, когда ребенок закончил школу, он имеет полное право получить то образование, которое он желает, и родители не должны этому препятствовать.

За каждым ребенком также стоит право на участие, и причем активное участие в жизни общества, на саморазвитие и защиту. Также несовершеннолетние дети имеют полное право решать свое настоящее и будущее, размышлять, кем они будут в будущем и на кого учится.


Прававая защита детей заключается в первую очередь в том, чтобы оградить подростка от многих ситуаций. К примеру, дети в этом возрасте не имеют достаточного жизненного опыта, она беззащитны и беспомощны, обладают чрезмерной импульсивностью и повышенной эмоциональностью. Кроме того, они часто хотят подражать другим, и часто эти примеры для подражания не совсем позитивные.

Дети, особенно подростки, хотят привлекать к себе внимание, выделяться из толпы, но в то же время они боятся показаться слабыми и несамостоятельными. По сравнению со взрослыми, дети имеют совершенно другое чувство личной дружбы и групповой солидарности.

Правовые основы защиты прав ребенка указаны в Преамбуле к Декларации прав ребенка. Здесь указано, что ребенок в обязательном порядке нуждается в особой охране и заботе, которая включает правовую защиту, так как ребенок выступает как физически, так и умственно незрелой личностью.

Конечно, воспитание ребенка начинается в семье. Но в последнее время видно все чаще случаев, когда дети рождаются в незарегистрированных браках или их воспитывают матери-одиночки. Таким образом, во многих семьях значительно повышается уровень тревоги и страха за будущее детей.

Ведь те дети, которые воспитываются в неполных семьях, не имеют человека для подражания – мужчину, и в итоге они вырастают эгоистами. Специалисты утверждают, что во многих семьях дети развиваются не гармонично, у некоторых наблюдаются нервно-психические расстройства, связанные с переживаниями и стрессами.


В итоге, может появляться чувство одиночества и эмоционального отчуждения. Нормативно — правовая база защиты детей включает в себя конституциональное положение о защите государством детей и матерей. В нем указано, что супруги в семье должны быть равноправными и должны решать все вопросы по обоюдному соглашению. А главное то, что родители должны рассматривать ребенка как отдельного, самостоятельного субъекта права.

Кроме того, определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Этот пункт говорит о том, что с детьми ни в коем случае нельзя грубо и пренебрежительно обращаться, оскорблять их и эксплуатировать их в собственных целях.

Конечно, ребенка нужно приучать к тому, чтобы он помогал взрослым, но только по силе своих возможностей, непосильные обязанности подросток не должен выполнять. В противном случае, родителей обязательно должны лишить родителей их прав, а ребенок отправляется в детский дом, где он будет под присмотром специалистов, и ничто не будет угрожать его здоровью и жизни.

В Семейном Кодексе есть отдельная статья, которая посвящена различным правовым вопросам, касающихся воспитанию детей, которые остались без попечения родителей. Таких деток усыновляют благополучные родители, их также берут под опеку и попечительство, а также отдают в приемные семьи.

Родителей лишают родительских прав также тогда, когда они страдают алкоголизмом, совершают умышленное преступление против жизни и здоровья детей, а также тогда, когда взрослые не воспитывают ребенка и не выполняют главных обязанностей, которые касаются полноценного развития детей.


Стоит отметить, что суд всегда в первую очередь рассматривает позиции ребенка и действует в интересах детей. Часто бывают и такие ситуации, когда между супругами отсутствует взаимопонимание и соглашение, тогда суд решает, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний ребенок после развода. И в этом случае, учитывается мнение ребенка, которому исполнилось 10 лет.

Социально-экономические условия, которые время от времени меняются в стране, также неотъемлемо влияют на характер межличностных отношений. Но какой бы сложной не была ситуация, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, чтобы повышенный уровень тревожности в стране не влиял на развитие ребенка.

Довольно часто бывает так, что с детьми обращаются агрессивно и жестоко в тех семьях, где родители, особенно матери, имеют психические расстройства. Поэтому они часто срываются на детях, не могут себя контролировать. В обязательном порядке мать должна пройти медицинское обследование, ее должны госпитализировать, чтобы исключить угрозу для здоровья ребенка.

Некоторые родители, материальное состояние которых оставляет желать лучшего, заставляют своих несовершеннолетних детей совершать различные мелкие преступления – кражи, разбои и другие криминальные поступки. Если ребенок скажет в суде, что его заставили родители, то они обязательно будут наказаны.

Конечно, бывают и такие случаи, когда подростки и дети старшего возраста совершают мелкие преступления. В этом случае они в судебном порядке должны ответить за свои поступки. Здесь закон, увы, не на их стороне, так как они его нарушили.


Если по каким-либо обстоятельствам родные и окружающие злоупотребляют своими правами по отношению к ребенку, он имеет полное право, если ему исполнилось 14 лет, подавать заявления в суд. Но если же это случиться в более раннем возрасте, он может обратиться в органы опеки и попечительства, которые находятся в каждом городе и или районном центре.

Главное – что должен помнить каждый ребенок – закон в большинстве случаях стоит на его стороне, поэтому не стоит ущемлять себя и жить, никому не говоря, под грубым отношением родителей. Он должен в обязательном порядке быть накормленным, духовно и морально развитым, а также ухоженным.

Не стоит бояться угроз родителей, так как они должны правильно выполнять свои обязанности, в противном случае они лишаются родительских прав.

В заключение стоит отметить, что правовая защита детей в России включает в себя защиту интересов ребенка, его прав и свобод, так как он нуждается в этой защите в силу своей неопытности.

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти - постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.

Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные понятия:

1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

3. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка, не заботятся о нем.

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

6. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

Донецкий филиал

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

Выполнила:

студентка 2-го курса,

специальности 030501.65

"Юриспруденция"

Ржевская Марина Викторовна

Научный руководитель:

доктор филофских наук, профессор

Гетманов Иван Петрович

г. Донецк

Введение

1. Права ребёнка в РФ

3. Защита прав ребёнка в суде

Заключение

Список литературы

защита право ребенок суд

Введение

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Нарушения прав именно данной категории населения приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Объектом исследования является защита прав человека.

Предметом исследования - защита прав ребёнка.

Задачи: 1) Выявить права ребёнка в Российской Федерации;

2) Определить основные проблемы детства;

3) Выяснить в каком порядке проходит защита прав ребёнка в суде.

Степень исследования. Защита прав ребенка - одна из самых важнейших тем в современном мире. Эту тему взяли во внимание такие научные деятели, как Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы, А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор и многие другие.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

1. Права ребёнка в РФ

ПРАВА РЕБЕНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

2. Основные проблемы детства в РФ

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

3. Защита прав ребёнка в суде

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке - судебном и административном. Применение того или иного порядка защиты имеет свои преимущества и зависит от конкретного нарушения прав ребенка. Эффективность защиты зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. При отсутствии таких механизмов правоприменительная деятельность, то есть реализация правовых норм, предусматривающих защиту, будет затруднена.

Право граждан на защиту в судебном порядке закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46),

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителя или иного законного представителя. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка.

Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка представляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители, приемные родители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, куда входят дела:

по определению места жительства детей при раздельном проживании их родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ);

по обеспечению права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно (ч. 2 ст. 66 СК РФ);

по защите права на общение с другими близкими родственниками (ч. 3 ст. 67 СК РФ);

по лишению родительских прав (ст. 70 СК РФ);

по восстановлению в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

по ограничению родительских прав (ст. 73 СК РФ);

по отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ);

по усыновлению ребенка (ст. 125 СК РФ);

по отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).

Косвенная судебная защита прав детей осуществляется с помощью норм семейного законодательства не относящихся прямо к семейному воспитанию ребенка. В их число входят дела:

по установлению отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ);

по установлению судом факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ);

связанные с оспариванием отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ);

по спорам о защите имущественных прав детей (ч. 2 ст. 60 СК РФ);

по установлению и признанию отцовства несовершеннолетним родителем (ч. 3 ст. 62 СК РФ);

по взысканию алиментов в судебном порядке (ч. 2 ст. 80 СК РФ).

Данный перечень исчерпывающим не является. Кроме того, косвенная защита прав ребенка может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Примерами в данном случае могут послужить нормы жилищного законодательства, касающиеся порядка передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядка приватизации жилых помещений, выселения без предоставления другого помещения лиц, лишенных родительских прав.

В последние годы в России широко распространена точка зрения о необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права детей, за пределы компетенции обычных судов, то есть о создании в России ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и других. В России, в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, имеют в виду главным образом защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в орбиту рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше внимания соблюдению права ребенка на жизнь и воспитание в семье, удалось бы избежать совершения несовершеннолетними многих правонарушений и преступлений.

Все аргументы и идеи обсуждаются с ребенком, и только в определенных случаях - с его родителями или опекунами. Обстановка в процессе скорее походит на доверительный разговор, чем на судебный процесс в российском его понимании. Возможность рассмотрения вопросов, как уголовного, так и семейного права одним судьей, уже знакомым с ребенком и его проблемами значительно повышает эффективность принятых судом решений. К сожалению, в России эти вопросы рассматриваются разными судьями. И если необходимость реформирования уголовной системы защиты прав несовершеннолетнего уже широко признана, то реформирование порядка и способов защиты семейных прав ребенка остается пока открытым. Для того, чтобы быть допущенными к работе в детском департаменте, голландские судьи должны иметь значительный опыт работы и пройти определенную подготовку. Имеет смысл ввести обязательную специальную подготовку и для российских судей, ведущих дела, затрагивающие права и интересы детей. Причем эта подготовка должна включать в себя помимо ознакомления с международными стандартами защиты прав детей и основы психологии ведения дела с участием несовершеннолетнего.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Федеральный закон об образовании.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

У российских детей, наконец, появился защитник их прав государственного масштаба. В этом году был учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в России, на должность которого 1 сентября был назначен Алексей Головань. Ранее правозащитник занимал аналогичную должность на уровне Москвы.

На сегодняшний день Уполномоченные по правам ребенка есть в 20 регионах России, институты омбудсменов действуют как самостоятельные органы, либо как подразделения института уполномоченного по правам человека.

Заключение

В данной работе я выявила права и свободы ребенка в РФ, попыталась обозначить основные проблемы детства в России, а также определила каким образом можно защитить права ребенка в суде.

Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов, во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

К сожалению, не всегда соблюдаются все правовые нормы в области защиты детства. Не смотря на то, что в нашей стране помимо проблем ребенка, существует еще масса нерешенных, особое внимание, по моему мнению, стоит уделять именно детям. Ведь дети - это наше будущее. И в зависимости от того, как мы их воспитаем и как к ним отнесемся, будет зависеть будущее нашей страны.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

3. Семейный кодекс РФ. Москва 2010

4. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ)

Научные статьи:

1. Мельникова Э., Ветрова Г. "Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция)"

2. Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы /Государство и право, 2004, №6.

3. А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор "Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика"

4. Смирнова Е.С. Проблемы защиты прав ребенка в рамках института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

5. Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / "Права женщин в России", 2002, № 2

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Разработка социальных стандартов защиты прав детей в послевоенные годы. Положения Всеобщей Декларации, касающиеся прав и интересов детей. Анализ социально-правовых механизмов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях в современном мире.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2013

    Проблемы защиты прав налогоплательщиков. Способы правовой защиты. Защита прав в арбитражном суде. Административный порядок защиты. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации. Возможность апелляций по результатам проверок.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Понятие и классификация прав ребёнка. Становление и развитие международной защиты прав ребёнка. Создание основ национального законодательства о правах детей в Республике Беларусь. Задачи органов опеки и попечительства. Правовое положение детей в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Правовое регулирование положения детей. Права детей в семье и проблемы их реализации. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей. Порядок и способы защиты прав детей в России. Деятельность детской прокуратуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Международная защита прав ребёнка. Охрана прав и законных интересов детей в отраслях российского права: конституционного, административного, семейного, гражданского, трудового, уголовного. Защита прав детей в дошкольном образовательном учреждении.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Исследование структуры и содержания правоотношения по воспитанию детей. Выявление особенностей механизма осуществления родительских прав. Разработка системы принципов осуществления родительских прав, способов защиты родительских прав обоих родителей.

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения, которые должны соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного зако­нодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ,

а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защи­ты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нор­мативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи; образование; здравоохранение; труд; социальное обеспечение; досуг; профилактику пра­вонарушений и др.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ, которая в юридическом статусе ювенальной юстиции могла бы обеспечивать права и законные интересы ребенка более эффективно.

Согласно проекту Федерального закона «Об основах системы юве­нальной юстиции» от 14 февраля 2005 г. под системой ювенальной юсти­ции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, дол­жностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осу­ществляющих на основе установленных законом процедур действия, наце­ленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Основным элементом ювенальной юстиции должен являться юве­нальный суд. Проект Федерального конституционного закона «О ювеналь­ных судах в Российской Федерации» также разработан, но до настоящего времени не принят.

В настоящее время в России под ювенальным судом подразумевает­ся уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, также под ним могут понимать суд общей юрисдикции, рассматривающий уго­ловные, гражданские и административные дела по обеспечению прав, сво­бод и ответственности несовершеннолетних.

Отсутствие в Российской Федерации соответствующей законода­тельной базы не позволяет рассматривать ювенальную юстицию и юве­нальный суд в качестве полноправных субъектов, пока они являются пред­метом для экспериментальной деятельности, обсуждений в научных кру­гах, законодательных органах и средствах массовой информации.

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О проку­ратуре РФ»). Целью деятельности прокуратуры РФ является обеспечение:

Верховенства закона;

Единства и укрепления законности;

Защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, пол­ностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы проку­ратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении за­конодательства (в том числе и законодательства, защищающего права ре­бенка).

В п. 4 ст. 27 «Полномочия прокурора» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здо­ровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и сво­боды значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нару­шение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В данном случае возраст пострадавших признается основанием для участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адво­катская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридичес­ким лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспече­ния доступа к правосудию.

Согласно ч. 3 ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвока­туре в РФ» юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершен­нолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. Вп.2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несо­вершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие за­щитника.

Формирование ювенальной юстиции предполагает повышение зна­чимости квалифицированной юридической помощи в сфере защиты прав ребенка. Создание специализированных ювенальных адвокатур позво­лит поднять деятельность по юридической помощи в охране прав детей на новую качественную ступень, и такие шаги в России уже предприни­маются: в Екатеринбурге создана ювенальная адвокатура, специализиру­ющаяся на делах с участием несовершеннолетних; в Ростове-на-Дону соз­даны адвокатское бюро «Ювенал» и Центр бесплатной правовой помощи молодежи.

Необходимость организации качественной защиты прав ребенка требует создания в России системы ювенальной юстиции, ювенальных судов, ювенальных прокуратур и ювенальных адвокатур в качестве обяза­тельных компонентов юстиции, позволяющих комплексно решать указан­ную проблему.

Важную роль в обеспечении защиты детей может сыграть институт уполномоченного по правам ребенка.

Впервые в мире уполномоченный по правам ребенка появился в на­чале XX в. в Швеции, в дальнейшем такая должность была введена в Ав­стралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской, Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге, Екате­ринбурге и Новгороде. В настоящее время уполномоченные по правам ребенка есть в Москве, Ленинградской области, Самарской области и вво­дятся еще в целом ряде регионов РФ на основе регионального законода­тельства. Основная функция уполномоченного по правам ребенка- слу­жить гарантом соблюдения прав ребенка.

На федеральном уровне только планируется введение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России и обсуждают­ся возможные кандидатуры.

Актуальность создания института уполномоченного по правам ре­бенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн детей-инвалидов, 5 млн наркозависимых детей, 2 млн неграмотных детей, каждый пятый ребенок находится в недопустимо пло­хих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных.

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В марте 2009 г. на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет ».

22 ноября 2011 г. вопрос о защите прав детей стал одной из основных тем на встрече премьер-министров России и Франции.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети - незащищенными.

По данным МВД РФ в 2009 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.

Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства », - подчеркнул министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Целью работы является изучение проблемы защищенности детей в российском обществе.

Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Калужской области.

Права ребенка и их защита

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства - законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

Право жить и воспитываться в семье;

Право на общение с родителями и родственниками;

Право на защиту;

Право выражать свое мнение;

Право на имя, отчество и фамилию;

Имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсманов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства.

Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.

Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от "негосударственного сектора": средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.

Кроме того, без поддержки обычных людей - каждого человека в отдельности - Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.

Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве - ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Защита прав детей в Калужской области

В рамках инспекционной поездки по Калужской области Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов проинспектировал Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие», Кондровский детский дом-школу, Полотняно-Заводский дом-интернат для умственно отсталых детей, приют для детей и подростков «Мечта», специализированный дом ребенка, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. Ф.А. Рау.

Цель поездки Павла Астахова и его «детского спецназа» - проверка жалоб, детских домов, приютов, больниц, спецшкол, домов ребенка.

В Калужской области сейчас проживают 164 540 детей. Из них 2 796 дети-инвалиды. В основном дети принимаются под опеку - всего в области принято 1 644 ребенка, в приемных семьях находятся 1 080 детей, усыновлены 1 403 ребенка (в том числе 332 - иностранными усыновителями). Институт патронатных семей в Калужской области популярностью не пользуется.

В области реализуется целевая программа «Право ребенка на семью 2010-2014 гг.» Каждый год в Калужской области выявляются сотни детей- сирот. Их число в 2010 г. уменьшилось в полтора раза (по сравнению с 2007 годом), но одновременно снизилось и число детей, оставшихся без попечения родителей, которые были устроены в новые семьи. В 2010 г. из детдомов были устроены в семьи 103 ребенка.

Сложнее всего устраивать в семьи ребят старше 10 лет, а это свыше двух третей (77%) от всех детей-сирот в области. Затрудняет этот процесс и наличие у детишек родных сестер и братьев.

В связи с этим Павел Астахов обратился к интернет-сообществу через свой микроблог в Твиттере: «В Региональном банке данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 1 января 2011 г. состоит 752 человека. Эти дети очень ждут свои новые семьи!»

В 2009 г. в Калужской области было 77 отказных детей, а в 2010 - лишь 46. По словам Павла Астахова в последние годы среди отказных детей преобладают дети, рожденные мигрантами и переселенцами с юга, из Средней Азии и Кавказа, а также цыгане и мулаты. Тогда как в анкетах по подбору ребенка кандидаты в приемные родители обычно указывают желательность «славянского происхождения/внешности ребенка».

Уполномоченный также обратил внимание на большую проблему Калужской области - детскую преступность. В 2010 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 1503 подростка-правонарушителя и 326 родителей. Это больше, чем в 2009 г., когда на учет были поставлены 1389 подростка 289 взрослых.

Особую тревогу вызвал чрезвычайно высокий рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так в Калужской области число преступлений в форме развратных действий с 47 в 2009 г. резко выросло до 253 в 2010 г.

Возможность повлиять на детскую преступность станет подписание соглашения «О порядке взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в Калужской области» руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области В.В. Ефременковым и Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области О.А. Копышенковой.

Цель соглашения - это объединение усилий ведомств в деле защиты детства. Стороны примут на себя обязательства по обмену информацией и оказанию взаимного содействия в деле защиты детей. Помимо этого предполагается возможность разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Под лозунгом «Поможем, подскажем, поддержим» 1 июня 2011 г., в Международный день защиты детей, в Калужской области состоялись благотворительные акции, проводимые под эгидой регионального Уполномоченного по правам ребенка.

Региональный детский омбудсман в своей работе руководствуется тремя принципами: "в любой ситуации главное - учитывать интересы ребенка", "все дети имеют одинаковые права", "права и обязанности родителей в отношении ребенка равны".

Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников также включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.

В рамках плана мероприятий этой компании были изданы памятки по правам и безопасности детей. Осуществлялось дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, в 2011 году был проведен семинар-практикум для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги