Если человек застрелился что с ним происходит. Душа самоубийц: что происходит после смерти, догадки и предположения. Эдвин Шнейдман о душе самоубийцы

Вопрос психологу

Доброго времени суток, уважаемые психологи ! Меня зовут Асель. Мне 28 лет. У меня есть младшая сестра, ей 23. Она два года назад вышла замуж. У нее есть ребенок. Недавно она приезжала с мужем в гости, она живет в другом городе. И когда мы с ней болтали перед сном, я узнала что у ее мужа многие родственники повесились. У моего зятя мама повесилась в 35 лет, хотя когда моя сестра выходила замуж, он говорил что его мама умерла от рака. Потом я узнала, что сестры матери моего зятя тоже повесились, 3 или 4 сестры. От этих сестер остались дети, все примерно 88-83 года. В этом году ушла из жизни одна из дочерей тетушек моего зятя. 23 года, замужем была, ребенок был. Тоже суицид через повешение. Извините, если сложно объясняю, но меня ужасно напугало положение моей сестры. Это какое то психологическое расстройство? При чем у всех этих тетушек и у этой девушки все было нормально. То есть у всех были дети, работа, муж, семья , и не скажу что они бедные, все они жили в достатке. И это идет по женской линии. Я ничего не стала комментировать при моей сестренке. Она счастлива, и я рада за нее. Но такое положение ее родственников со стороны ее мужа меня напугало. Это может как то повлиять на мужа моей сестры? Или на их детей? Это наследственно? Спасибо.

Асель, здравствуйте. Главной причиной суицида, является одно из сложнейших заболеваний человека - депрессия .

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Асель!

Самоубийство часто является следствием воздействия на человека текущих событий или обстоятельств его жизни.

Подтверждений предположения о наследственной природе суицида не существует.

Несмотря на то, что люди, пытающиеся покончить с собой, испытывали проблемы или обладали повышенной тревожностью, вовсе необязательно, что они страдали от психического расстройства.

Тем не менее больше чем у половины всех самоубийц (по данным исследований) такие расстройства имелись (в частности - расстройства настроения (депрессии), расстройства, связанные с употреблением алкоголя и шизофрения).

Все разговоры, угрозы самоубийства, попытки его осуществления являются своего рода «криком души», способом обратить на себя внимание окружающих.

С ув. Светлана

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Асель! Трудно сказать, почему люди выбирают такой способ ухода из жизни. В каждом случае своя причина. Я не думаю, что такое поведение передается по наследству, другое дело, что это может быть неким семейным сценарием выхода из сложных ситуаций, который закрепился в роду. Ваша сестра не имеет отношения к этому, так как это родственники мужа, а она относится к другому роду. Даже это не является главным. В роду мужа есть женщиины, которые так не поступали. Так что стоит обращать внимание именно на это. Если Ваша сестра счастлива, это хорошо. Эти факты сами по себе вызывают сожаление, но к Вашей сестре и семье не имеют никакого отношения. Если это вызывает у Вас повышенную тревогу , обратитесь к психологу очно. Удачи Вам!

Хороший ответ 0 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Асель! Согласна во многом с коллегами (не буду повторяться), только в том, что если у Вашей сестры все хорошо - и это замечательно! Другой дело, что Вы так восприняли - присоединились своими страхами к этой стороне??? Вы испугались? У Вас это запечатлелось?!! Вы стали тревожиться за свою сестру? В любом случае - это Ваше восприятие и ваши чувства, которые важно осознать и освободиться от них самостоятельно, или, обратится очно на консультацию. Тогда, своим спокойствием и миром в душе - Вы станете мыслями посылать своей сестренке счастье, любовь и благополучие, и поверьте, - это самое лучшее, целительное и сильное, что Вы можете сделать для себя и ее!!! Есть в психологии термин: «Самореализующиеся пророчества!» А это энергия, неважно, на чем Вы концентрируете свое внимание - на плохом или хорошем, поэтому, «Куда мы направляем свои мысли, туда и течет энергия!» Я предполагаю, что Вы теперь знаете - куда направлять свои мысли!!! Удачи и счастья Вам и Вашей сестре!!! С уважением Людмила К.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Асель!

Склонность к суициду является патологией личности, следствием так называемого депрессивного типа характера. Сам характер по наследству не передаётся, характер формируется в семье , а вот некоторые свойства нервной системы, располагающие к депрессивным состояниям, передаваться генетически могут. Для меня, как для специалиста по устройству психики человека, неудивительно, что несколько поколений в семье заканчивают жизнь суицидом. Депрессивный характер формируется из поколения в поколение и становится неким семейным, родовым посланием, законом жизни этой семьи , что ли. Депрессивная мама не научит свою дочь радоваться жизни НИКОГДА. Так что пугаться Вашей сестре одновременно и есть чего, и особо нечего. Свойства нервной системы, конечно, её дети от своего отца могут унаследовать, а вот характер её детей во многом в её руках (всё-таки в нашей культуре детей в основном воспитывают мамы). Так что не всё так страшно, на мой взгляд. Но зная всё это, Вашей сестре надо очень много внимания уделять именно тому, чтобы дети выросли не в депрессивной атмосфере, а в атмосфере любви , жизнерадостности и стремления к счастью. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

После потери близкого люди нередко жалуются на то, что в голову лезут мысли о самоубийстве. Почему так происходит? От чего психически нормальному человеку вдруг приходит совершенно нелепая мысль о добровольном уходе из жизни?

Человек, задумывающийся о самоубийстве, обычно не может логично обосновать свое намерение. Он может жаловаться на жизнь, которая якобы пропитана ложью, на отсутствие возможности найти в ней смысл, может говорить о том, что хочет избавиться от сильной душевной боли. То есть, он может говорить все, что угодно, но логично объяснить свое намерение, а также то, что можно получить, совершив суицид, он никогда не сможет.

В большинстве случаев, разговоры о невозможности найти смысл жизни или изменить ее к лучшему, остаются разговорами. Самоубийца, как правило, не предпринимает никаких попыток изменить жизнь к лучшему или найти ее цель. На интуитивном уровне он понимает, что жизнь возникла не сама по себе, и должен существовать Тот, Кто ее создал. Понимая, что распоряжаться жизнью может только Создатель, такой человек, тем не менее, не желает мириться с тем, что кто-то может управлять человеческой жизнью, и стремится возвратить свою жизнь обратно.

Нормальные люди после кончины близкого обычно пытаются осознать то, что произошло. Они искренне ищут смысл страданий, цель своего дальнейшего существования. Тот, кто не желает заниматься этим, думает так: «Нет, я не хочу ни в чем разбираться». И бросает священный дар – собственную жизнь — обратно Творцу. То есть, как вы видите, главным механизмом суицида является гордыня, которая мешает человеку смириться и во всем разобраться.

То есть, на самоубийство решается тот, кто слишком горд, чтобы признать могущество Создателя?

Да, чаще всего это происходит именно из-за гордыни, заносчивости человека.

Милость Божия простирается над всеми, но не все люди готовы воспринять ее. И, в первую очередь не готовы принять ее гордецы, которые думают, что их взгляд самый верный, что они незаслуженно страдают, что Бог им не поможет, что они сами все знают.

Можно ли оправдать суицидальное желание тем, что Бог попустил мыслям о суициде появиться в нашей голове? Примерно так: «Ну, раз мне Бог попускает, то всем до свидания».

«Ну, раз мне Бог попускает…» — это игра слов и лукавство. Такому человеку следует сказать: «Хорошо, подожди одну минутку, не убивай себя. Дай руку». А когда он протянет руку, надо сильно придавить ее дверью и не отпускать. Как только он начнет корчиться от боли и орать, чтобы ему отпустили руку, ответьте: «Ну, раз тебе Бог это попускает, родной мой, терпи. Почему ж ты тут не терпишь?». Он, конечно же, ответит, что не может терпеть и не готов к продолжению мучения. Тогда надо спросить его: «Как не готов? Ты же только что готов был по попущению Божию убивать себя, почему же не можешь по попущению Божию потерпеть боль от зажатой дверью руки?».

И, что интересно, раз он тут не готов терпеть, то, что же он будет делать ТАМ? Ведь, как только он добровольно откажется от дара жизни и попадет за границу этой реальности, визжать он будет в миллионы раз сильнее. И не пять минут, а, может быть, целую Вечность. И никакой дороги назад у него уже не будет. Другими словами, не «Бог попускает» суицид, а попускает дурная, глупая, злая, заносчивая воля самого человека.

Церковь утверждает, что на каждого человека ежедневно, ежечасно, ежесекундно изливается благодать Божия, и Господь окормляет каждого из нас Своим промыслом. Промысел Божий действует в отношении каждой личности. В Апокалипсисе есть такие слова: «Вот Я стою при дверях и стучу, кто откроет Мне, к тому Я войду и мы будем вечерять» (Отк., 3:20) . Это о том, что Христос постоянно стоит у дверей сердца каждого человека. Так что, если Христос не входит в наше сердце, значит, мы сами не хотим пускать его, потому что сердце занято совсем другим.

Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов*: «Мелкими земными страстями, заботами и земными попечениями нашими закрывается от взоров души величественная Вечность». Какие точные, правильные, проникновенные слова. Они стоят того, чтобы глубоко в них вдуматься.

Наши души и сердца плотно и крепко закрыты страстями, своеволием, гордостью, эгоизмом, самолюбием и желанием того, чтобы все непременно было по-нашему. И потому стук Христов в наше сердце мы не очень-то и слышим. Жизнь христианина как раз направлена на то, чтобы научиться слышать стук своего сердца и стук в свое сердце.

Некоторые горюющие заявляют, что готовы идти в ад вслед за самоубийцей. «Только бы быть с ним/с ней». Эти люди надеются на то, что в загробном мире они воссоединятся с близким человеком. И кое-кто даже делает «логический» вывод: чтобы оказаться в том же измерении, что и суицидент, надо тоже покончить жизнь самоубийством… Все мы знаем, что в Вечной жизни мы встретимся с умершими близкими. Но, возможны ли встречи в аду?

Церковь говорит, что самоубийцы после смерти попадают в ад. Ад — это состояние души, которая удалена от Бога. Нам, живущем в этом мире людям, очень трудно понять это состояние. ТУТ Бог присутствует всегда, и мы можем Его видеть, сообразуясь с нашими трудами, возможностями, желаниями. А ТАМ Бога вообще нет. Полная темнота без света. Можно ли искать друг друга в абсолютно непроницаемом для света месте?

За границей этой жизни суициденты могут испытывать миллионы видов страданий, они могут находится в совершенно разных состояниях. Страдания одной души могут быть совершенно не похожи на страдания другой души. Разве можно будет найти друг друга в этом мире страдания?

Кроме того, не секрет, что почти все люди, которые убивают себя сами — большие эгоисты. А, значит, и в аду эта черта характера у них сохранится. То есть, мы можем быть практически уверенны в том, что эгоисты будут заняты в аду только собой. Да и адские муки могут быть настолько страшными, что им будет просто-напросто не до встреч.

Святые отцы, кстати, тоже говорили по этому поводу, что «в раю все вместе, а в аду – каждый по отдельности»…

Батюшка, что еще можно посоветовать человеку, который собрался в ад, чтобы быть там вместе с близким, который совершил суицид?

Ему надо посоветовать сто раз подумать, прежде чем принимать окончательное решение. Если человек уходит ТУДА, считая, что ТАМ есть мир, то он должен знать, что светлый мир самоубийц не принимает. Так что, тем, кто собирается уйти в другой мир по собственному желанию, надо сказать: «Решать тебе. Но, прежде чем уходить, ты должен выяснить, какая ситуация в том месте, куда ты хочешь отправиться». Надо узнать, что там и как. Ведь мы выясняем ситуацию даже тогда, когда собираемся за границу на пару недель. Прежде чем принимать решение о поездке, мы сначала узнаем, что там за климат, какие деньги в ходу, кто главный. Мы это делаем, чтобы не получилось так, что мы приехали в плавках в страну, где мороз и пингвины.

Вот и с этим вопросом дела обстоят точно так же. Прежде чем убивать себя, выясни, что с тобой может произойти за чертой жизни. Потратьте некоторое время на выяснение, и после этого, скорее всего, желание отправляться в ад навсегда исчезнет.

То есть, Вы хотите сказать, что переживать горе надо спокойно, без истерики, с рассуждением и упованием на волю Божию…

Обычно тот, кто истерично демонстрирует свое горе, толком не верит в существование Вечной жизни. Он также не понимает значения и смысла этой жизни.

Далеко не всегда «сильные» чувства свидетельствуют о том, что человек сильно горюет. Бывает, что люди используют трагическую ситуацию, чтобы привлечь к себе внимание. Они начинают актерствовать, работать на публику (конечно, далеко не всегда, но и такие случаи – не редкость). Однажды в нашем храме мы отпевали молодого человека. На отпевании присутствовала его бабушка. Вы не представляете, что она творила в храме! Богослужение подходило к концу, приближалось время отпевания, в храм занесли покойника. Установили гроб, а рядом ей поставили стульчик. И тут начался такой спектакль, я даже описать не могу. Она билась в истерике, причитала, кричала, дергалась, и постоянно падала со стула, и в самом буквальном смысле задирала ноги. В конце концов, я подошел к ней и сказал: «Может быть, Вы успокоитесь?». После этих слов окружающие посмотрели на меня с недоумением, даже со злостью. Им даже в голову не пришло, что бабушка играет как ребенок. Вы когда-нибудь видели, как капризничает ребенок? Мама его на стульчик сажает, а он раз — сам падает со стула, чтобы его подняли, взяли на руки, понянчились. Понимаете? И эта бабушка вела себя точно также: ее сажают на стул, а она специально на другой бок падает. Семидесятилетний человек ведет себя как четырехлетний ребенок. Представляете? То есть, душевное развитие этой женщины осталось на уровне ребенка дошкольного возраста. Точно так же некоторые горюющие впадают в детское состояние.

Но, ведь многие горюют не на показ. Нередко люди на самом деле считают, что их жизнь закончилась со смертью близкого…

Конечно, некоторые люди не представляют своей жизни без умершего… В основном, это происходит тогда, когда смысл жизни заключается в жизни другого человека. С уходом этого человека уходит и смысл их собственного существования.

Нередко смерть близкого становится моментом, когда человек впервые задумывается о смысле своей жизни. Иногда эти мысли заводят его в тупик, он пытается судорожно отыскать смысл в происходящем, но, ничего не найдя (или не желая найти), приходит в ужас. И в этом кошмаре отсутствия истинного смысла жизни, ему кажется, что земная жизнь окончилась, что боль нестерпима, и остается только побыстрее убежать от нее. Именно в этом состоянии люди впускают в себя мысли о суициде…

Но ЖИЗНЬ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, если ее не заканчивать самостоятельно.

Здравомыслящий горюющий не должен убегать от настигшей его реальности. Он должен приложить все силы к тому, чтобы разобраться в вопросах жизни и смерти. И он обязательно разберется в них, если, конечно, он сам по-настоящему этого захочет. После этого боль обязательно ослабеет, а потом и вовсе пройдет.

Конечно, все мы люди, и я считаю, что поплакать после ухода любимого человека надо обязательно. Это абсолютно нормальная, естественная эмоциональная реакция на потерю дорогого близкого. Но нельзя доводить плач по усопшему до абсурда, нельзя превращать скорбь в непрекращающуюся истерику, которая потом может перейти в маниакальное состояние. А, самое главное, нельзя думать, что боль души можно вылечить тем, что убьешь тело. Это же не логично!

Некоторые форумчане называют мысли о самоубийстве «наваждением», «помрачением ума» и утверждают, что они ничего не соображают, когда находятся в этом состоянии. Они полностью лишены силы воли, кто-то руководит их мыслями и т.п. То есть, они время от времени впадают в совершенно неконтролируемое состояние. Что надо делать в таких ситуациях? Или это уже патология и надо обращаться за помощью к врачу?

Как вы знаете, на человека действуют две силы – сила Божественная, и сила бесовская. И силы эти всегда ведут непримиримую войну за души. Поэтому к каждому человеку, в зависимости от состояния его души, приближается (или не приближается) злой дух. А злой дух, как мы знаем из святоотеческого опыта, всегда тянет человека к смерти. Если злой дух видит душевную неустойчивость, уязвимость человека, которая часто бывает у переживающего горе человека, то он обязательно постарается сбить его с правильного пути.

От мыслей, которые лезут в голову помимо нашей воли, избавиться нелегко. Ведь человеку может казаться, что мысль пришла сама по себе. Обычно мы думаем так: «Мне пришла в голову мысль». А откуда она пришла? Мысль может быть как нашей, так и чужой. Чужие мысли, как правило, навязываются злыми духами. У человека всегда есть выбор – принять или не принять навязываемые ему извне мысли. Если мы не отвергнем их, то они начнут подходить к нам все ближе и ближе, и заставят нас сделать то, что нужно им, а не нам. Для того чтобы распознать эти мысли, суметь отличить их от своих, человек должен знать духовные законы. Чтобы понять духовные законы, надо захотеть их узнать, надо учиться. Именно к этому призывает Церковь.

Что делать тем, кто понимает чужеродность мыслей о суициде, но не может противиться им? Ведь очень часто бывает так, что ум понимает, но человек не находит в себе силы отвергнуть то, что считает злом…

Если человек болен и чувствует, что справляться с болезнью самостоятельно он уже не может, он, как правило, идет к врачу. То же самое относится не только к болезням тела, но и к болезням души. Если болит душа, обратись за помощью к Богу! Господь ждет нашего обращения, Он всегда готов предложить Свою помощь. Тот, кто не идет к Богу в самые тяжелые минуты своей жизни, подобен больному, который умирает, но не хочет принимать помощь врача, стоящего рядом.… Тут уж ничего не поделаешь. Нельзя заставить человека вылечиться насильно.

Есть еще одна категория горюющих, как правило, это люди неверующие. Они считают, что со смертью «все кончится» и нестерпимая боль, которая преследует их с момента смерти близкого человека, уйдет вместе со смертью физического тела. То есть, они воспринимают смерть как избавление от боли.

Потусторонний мир, в который не верят атеисты, объективно существует. Он существует в независимости от того, верит в него кто-то или не верит. Откуда у них такая уверенность, что со смертью физического тела все страдания закончатся? Смерть – это выход души человека из физической оболочки, тела. Но боль, которую они испытывают, носит душевный характер. Это же очевидно. Горюющие обычно говорят: «Болит душа». И им бы надо задуматься о том, что произойдет с их душой после смерти. Если душа выходит из тела и остается жива, значит, она может болеть и после смерти?

Как можно стремиться к расставанию с этой жизнью, не будучи уверенным в том, что нас ждет после смерти? Даже самый убежденный атеист должен спросить себя: «А вдруг ТАМ что-то есть?». Некоторые говорят: «Я уйду в небытие». Но откуда они знают, что ТАМ – небытие? У нас есть тысячи свидетельств, что ТАМ как раз бытие, а не небытие. Точнее, ТАМ – инобытие.

Прежде чем совершить решительный шаг, надо сначала убедиться в реальности небытия после смерти. Такие вещи надо знать точно, потому что обратной дороги уже не будет. Это слишком серьезное решение, которое надо принимать очень ответственно. Чтобы не получилось так, что душа человека вышла из тела, и, вместо того, чтобы попасть в небытие, она продолжает существовать в другом пространстве. Она может быть не согласна с этим, но сделать тогда уже ничего не сможет.

А если человека толкает к самоубийству депрессия, уныние?

Знаете, депрессия, как и многие другие психические расстройства и пограничные состояния — это не просто следствие греха. Это следствие неправильной жизни, неправильного образа мыслей, неправильного понимания жизни, которые приводят в состояние на грани порока. Порок — это страшная вещь. Чем отличается грех от порока? Тем, что грех можно совершать, а можно не совершать. Порок же является нравственным извращением, духовным недостатком, который уже стал частью природы человека.

Душевная мутация, вызывающая депрессию, может возникнуть тогда, когда человек постоянно унывает. Казалось бы: что тут такого? Сидит человек и унывает. Ну, не нравится ему, как у него идут дела. Любому из нас понятно, почему убийство называется смертным грехом. Понятно, что никто не имеет права лишать жизни другого человека. А уныние-то почему считается смертным грехом? А потому, что основной причиной уныния является гордыня. Человек страдает от завышенной самооценки, повышенных притязаний, он не видит себя настоящего, не видит собственных несовершенств. Даже если теоретически и признает их за собой, то где-то глубоко внутри убежден, что он — умный, красивый, достойный человек, достоин «царского пути», и его жизнь должна проходить по определенному сценарию.

И вдруг в жизни этого человека возникает нечто, что не согласуется с его сценарием. Человек с обычной, нормальной самооценкой понимает, что не все зависит от него, и смиряется с волей Божией. Человек с завышенной самооценкой начинает бунтовать, и этот бунт может выражаться в форме неприятия этой воли, обиды, чувства безнадежности и разочарованности. Такой человек нуждается только в реализации своего жизненного плана, и не желает слышать ничего о промысле Божием. Он не готов принять волю Господа.

Очень часто мысли о суициде возникают от отчаяния. Родственники самоубийц не могут вынести мысли, что они уже ничем не могут помочь своим близким, ведь Церковь запрещает молиться за них. Значит ли это, что самоубийцы навечно обречены на адские муки и нет никакой возможности помочь им, нет надежды на встречу в Вечной жизни?

Давайте уточним, что значит «запрещает молиться». Запрещены только поминовения во время официального богослужения. Но родственники могут, и даже обязаны поминать суицидентов в частной молитве. Они могут в любое время мысленно попросить Господа о том, чтобы Он облегчил учесть тех, кто по собственной воле ушел из жизни.

Горюющие родственники должны помнить о том, что умерший ждет конкретной помощи, которую мы – живущие в этом мире люди, можем оказать ему в любое время. Дела милосердия, милостыня и молитва способны творить чудеса. Если ты нашел страждущего, утешил его или помог каким-либо другим образом, считай, что ты помог своему умершему близкому.

Как еще можно помочь душе самоубийцы?

Сразу же после его кончины, в течение 40 дней, следует читать Псалтирь. Если по какой-то причине человек не смог прочитать Псалтирь сразу после смерти близкого, он должен начинать читать ее сразу же, как появится возможность. После этого надо читать акафист по единоумершему, тоже на протяжении 40 дней. Можно объединить чтение Псалтири и акафиста, например, утром вы читаете Псалтирь, а вечером – акафист.

Это очень действенная помощь умершему, и, если вы на самом деле любите его, потрудитесь ради спасения его души. Возможно, когда-нибудь он (а) придет к вам и скажет: «Спасибо тебе, ты мне так помог(ла). Я понял(а), что ты по-настоящему любишь меня».

Если хотите помочь душе близкого, измените свою жизнь. Именно это «вытаскивает» души близких из ада. Настоящая любовь всегда носит характер жертвенности, вот и вы попробуйте доказать на деле, что любите родного человека! Пожертвуйте ради него привычками, образом жизни. Разве это сложно, особенно для человека, который собирается «уйти за ним»? Ведь тот, кто задумывается о самоубийстве, готов обречь себя на вечные муки, а тут всего-то надо пожертвовать многими вредными желаниями и страстями в течении 365 дней. Поживите в это время так, как учит Евангелие.

А как Евангелие учит?

Чтобы это понять, надо его для начала прочитать. Можно прочитать не все четыре Евангелия, а хотя бы одно. Хотя лучше, конечно, прочитать все. И не просто прочитать на ночь глядя, а прочитать так, как положено читать Священное Писание. Оно не открывается тем, кто его читает лежа или в полуспящем состоянии.

Мой совет — во время чтения Евангелия, обязательно выписывайте фразы, которые вас особенно тронули, запали в сердце.

Мне вспоминается такой случай. У нас был один прихожанин, который мне однажды сказал в подобной ситуации: «Ну, я же не могу каждый раз вставать для того, чтобы записать мысли и цитаты из Евангелия». Он, оказывается, читал Евангелие лежа, чтобы быстрее заснуть! А ведь перед этим он утверждал, что сделал все «как Вы сказали». Хотя я ему говорил, что читать надо с благоговением. И что Писание не откроется человеку, который решил почитать его на сон грядущий, после того как он выпил пару бутылок пива в баре.

Перед чтением Евангелия лучше поставить в святой угол икону, зажечь свечку или лампаду. Затем, стоя, приступать к чтению. Перед этим можно также прочитать специальную молитву:

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение.

Для того чтобы понять смысл написанного в Писании, надо быть в состоянии определенного напряжения, надо сконцентрироваться и собрать всю волю. Прочитав Евангелие, выберите для себя 5-6 пунктов, по которым вы будете жить.

После этого вы будете приходить в храм, и говорить Господу: « Господи, я пока с Тобой еще не встречалась(ался), опыта общения у меня нет, но все вокруг говорят, что все-таки Ты существуешь, поэтому я, как разумный человек, хочу наладить с Тобой отношения. Тем более, что я очень люблю одного человека, и мне очень хочется помочь ему. И я меняю свою жизнь – перестаю ругаться, злиться, гневаться, сквернословить, осуждать. Обещаю не клеветать, умеренно кушать и т.д. — ради его спасения». Сами увидите, какая будет польза.

Евангелие – книга таинственная, полная мистической силы, которая открывает новые горизонты. Я сам читал ее уже тысячу раз, но, несмотря на это, каждый раз мне открывается что-то новое. Книга освящает того, кто с благоговением к ней прикасается, с благоговением ее читает. Читающий Евангелие должен определенным образом настроить свое сердце, чтобы Господь благословил его на понимание и осознание прочитанного, чтобы оно стало достоянием души и сердца.

В Евангелии содержится не только пища для ума — того ума, который мы обозначаем термином «рацио». Но и для другого, «главного» ума, которые святые отцы называли «нус». Это не тот рациональный ум, с помощью которого мы привыкли обрабатывать информацию. С помощью «рацио» можно усвоить все Евангелие, прочитав его от корки до корки. Люди с развитым рациональным мышлением часто становятся философами и богословами, которые при этом… не знают Бога.

С помощью «нуса» человек уясняет Божественные истины, Божественный свет, который освещает человека изнутри. Этот ум открывается по мере очищения сердца. Так что, сердце – это не просто орган, который перекачивает кровь. Сердце – это орган Богопознания. Бог познается сердцем. И «нус» находится в сердце человека. Знание, получаемое с помощью «нуса», является подлинным знанием.

Самое большое отличие между «рацио» и «нус» заключается в том, что знание, полученное с помощью «нус», меняет человека. А знание «рацио» может быть бесполезным интеллектуальным грузом, который не приносит никакой пользы. Интеллектуальное познание несовершенно, мы можем прекрасно знать содержание Священного писания, но при этом не понимать того, что там написано. Можно изучить все, но оставаться собакой по состоянию своей души.

Многие люди стремятся часто посещать кладбища, проводят возле могил, где покоятся тела их близких, все праздники. Они объясняют это тем, что там им «удобнее общаться» с усопшими, там они становятся «ближе» к ним. Приносят ли частые посещения кладбища какую-либо пользу умершим, или, наоборот, такие визиты вредят их душам?

Человек, стремящийся часто ходить на кладбище должен знать о том, что для информационного поля нет преград (и поэтому общаться с умершим на духовном уровне мы можем в независимости от того, где физически находимся). Если человек хочет проводить свое время на кладбище, то он должен ходить туда не просто так, а для того, чтобы думать о временной жизни, о Вечности, о Боге, Который сотворил оба мира. Если вы каждый день приходите на кладбище и думаете так: «Боже, ты сотворил эти миры, и почему-то Ты поселил нас в этот временный мир, зная, что мы потом отсюда уйдем и перейдем в Вечность.… Несмотря на то, что сейчас мы живем в этом временном мире, мы – люди – созданы вечными…», а после идете в кладбищенский храм и ставите там свечку за упокой души умершего, совершаете на кладбище литию (от мирян), то от такого посещения будет польза.

Самым большим счастьем для ушедшего из этого мира человека является лицезрение лика Божиего. Когда Он удаляется, то человек, не видя Его, чувствует истощение. И получается, своего рода, антиномия. С одной стороны, приближаясь к Богу, самоубийца чувствует [на фоне Божественной святости и чистоты] свое нравственное уродство, свою духовную некрасивость – то, что он сам сформировал своей неправильной жизнью. И тогда он хочет удалиться. Но, удаляясь, он опять страдает, потому что снова удаляется от источника жизни. И для него существует только один путь приближения к Богу. Этот путь лежит через раскаяние.

Если вы будете думать об этом на кладбище, тогда ходите туда хоть каждый день. Но нет абсолютно никакого смысла идти туда с бутылкой шампанского и петардами отмечать Новый год. Если вы хотите облегчить состояние усопшего, лучше помолитесь за него. Скажите: «Господи, если ему так хочется быть рядом с Тобой, я прошу Тебя о помощи. Помоги ему, облегчи, усмири его». И с таким намерением, с такой молитвой можно идти на кладбище в любой день, в любой праздник. Именно такие размышления и поступки являются «зовом любви». Только надо отличать истинную, христианскую любовь от всего остального. Вы понимаете, что «любовь» Ромео и Джульетты – это не совсем то, что я имею в виду.

Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Евангелие от Иоанна).

Ко всему надо походить трезво, в том числе и к тому, что происходит на кладбище. Не следует относиться к нему как специальному месту, где тебя могут слышать покойники. Это может привести к печальным последствиям. Представьте, что во время такого кладбищенского, немолитвенного «разговора с покойником» рядом пробегает белка и с треском ломает ветку. Человек, который думает, что он сейчас разговаривает с покойником, может запросто свалиться рядом с могилой от испуга. А люди потом скажут: «Как же она его любила…».Так что, общаться с умершими надо только через молитву.

Вы можете попросить о том, чтобы Бог дал знамение или знак — если это Ему будет угодно – о том, что дела, которые вы совершает от имени умершего, угодны Ему. Просите Бога о том, чтобы Он дал знать о том, что вы идете правильным путем, что ваши молитвы услышаны и от них есть польза.

Случалось ли Вам встречаться с людьми, которые правильно переживали смерть близкого?

Легче всего потеря переживается, конечно же, верующими. Я расскажу одну маленькую историю. В нашем храме, как вы знаете, многие мальчики служат в алтаре. И был у нас алтарником очень шустрый, подвижный одиннадцатилетний мальчик Глебушка. Однажды он в своем подъезде вместе с друзьями во время игры залез в шахту и сел в лифт. Лифт поднялся, и мальчика придавило насмерть. Мы похоронили его. Глебушка был у матери единственным сыном, она воспитывала его одна, холила, лелеяла. Конечно же, она горевала. Но горевала по-христиански. Молитва и надежда на встречу в Вечности помогли ей пережить горе. Эта женщина всегда разговаривала, и до сих пор разговаривает с сыном как с живым, потому что знает, что у Господа все живы.

Обратите внимание на ее отношение к смерти любимого сына. Она говорит: «Так, видимо, надо было, потому что было у него в характере что-то такое, что могло бы помешать ему спастись». Понимаете? То есть, когда взгляд на все земное перемещается в Вечность, и, когда мы начинаем понимать, что эта жизнь – всего лишь ступенька на пути к высшей жизни, тогда все обретает совсем другой смысл. И даже смерть принимает не такой ужасающий характер, потому что мы начинаем воспринимать ее как форму перехода в другое состояние.

Чтобы научиться так смотреть на смерть, надо верить в Бога, надо уметь беседовать с Ним, надо уметь слышать Его стук в свою душу и сердце.

Я привел только один пример настоящего христианского отношения к смерти, но, на самом деле их очень много.

Суицид – это тупиковое действие, которое приводит к катастрофе как самого суицидента, так и душу его умершего близкого. Самоубийца уже ничем не сможет помочь другому самоубийце, а их встреча в Вечности становится невозможной. Кроме того, суицид любого человека — это не только погибель его собственной души, но и огромные страдания тех, кто сопереживал, помогал, участвовал в жизни этого человека. Об этом обязательно надо вспоминать, когда липкие бесовские мысли о самостоятельном уходе из жизни лезут в сознание.

Если же, несмотря на все усилия, эти мысли продолжают идти в наступление, найдите молитву Животворящему Кресту («Да воскреснет Бог….»), внимательно прочитайте ее, и затем начинайте сосредоточенно молиться. Сами увидите, как бесовские мысли с позором начнут отступать. И вы станете победителем.

Конечно, тяжело давать какие-то советы людям, которые пережили такое горе, потому что никакие наши слова, насколько бы ласковыми, теплыми, сердечными они ни были, не смогут восполнить эту ужасную утрату. Это горе, когда уходит из жизни твой близкий. Самое страшное, если это происходит с ребенком. И пережить до конца, осознать, принять это, наверное, невозможно. Это боль, с которой человеку предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.

Часто окружающие стараются обходить эту тему стороной. И вовсе не из-за того, что боятся пошатнуть свое душевное равновесие или испортить себе настроение, а из боязни лишний раз задеть и разбередить рану.

Я уверен - человека никогда нельзя оставлять одного, без внимания, если он сам не ищет одиночества. Большинство из главных проблем современной жизни - как раз от недостатка общения и внимания друг к другу. Мы оказались совершенно неспособными уделять внимание друг другу и жить болью, бедой другого человека. И в этом наша печаль. Мы совершенно забыли один из главных принципов первой христианской общины, где не было чужих, где все были друг другу родные и боль и радость каждого были болью и радостью всей общины. Сейчас мы порой даже не знаем имя того, кто стоит и молится рядом с нами в храме (единственное, что мы о нем знаем, это то, что у него красная куртка, которая раздражает).

К людям, пережившим горе и боль утраты близкого человека, нужно проявить в десять раз больше любви, внимания, заботы, чем к кому бы то ни было. Это поможет, дай Бог, хоть немного сгладить боль.

И, конечно же, мы должны молиться друг за друга. Если это произошло с близкими людьми - нужно молиться за них! Если сам тот человек, с которым произошла эта беда, вам не чужой – нужно молиться за него! Потому что молитва - это то, что нас связывает друг с другом. Если мы отказываемся молиться за человека, значит, мы тем самым говорим, что он нам чужой, что мы его не любим. Тогда все наши выражения сочувствия - лицемерие. Никто и ничто не может запретить нам молиться.

Конечно, могут быть какие-то установки - традиции, сложившаяся практика, запрет священноначалия - которые ограничивают тот или иной вид богослужебного поминовения. Но не все так просто. Слава Богу, сейчас идет дискуссия по этому поводу. Здесь в принципе не может быть никаких штампов. Не может быть никаких окончательных законов и догм, регламентирующих молитву человека.

Во время бедствия спасают прежде всего тех, кто не может сам себе помочь: детей, стариков, инвалидов. А в Церкви получается так, что христиан отпевают, а самоубийцы остаются без церковного поминовения.

Я выскажу свою личную точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, - это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться.

Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.

Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином.

Формально мы ссылаемся на 14 правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что самоубийц нельзя отпевать. Надо сказать, что нынче мы очень свободно относимся к канонам, что-то оставляем, что-то не оставляем. И с легкостью можем найти канон, чтобы оправдать или же подтвердить то или иное суждение или поступок. Мы часто говорим о том, что в каноническом праве есть понятия «икономия» и «акривия». Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц - это как раз тот путь милосердия, икономии, по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно.

Известно множество случаев, когда люди покончили с собой, совершили этот страшный грех, ужасное преступление по отношению к своей душе и, конечно же, и к окружающим тоже - но при этом они были христианами. Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть - это таинство. Один Господь будет судить душу человека.

Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…

Я считаю, что это вопрос, находящийся в сфере пастырской ответственности, к которому нельзя подходить просто так, формально. Если принести доказательство психической болезни самоубийцы, то отпеть разрешат. «Разрешите отпеть сына, который покончил с собой». - «Принесите нам справку из психушки, что он был больной, тогда мы его отпоем». Так очень часто бывает.

Недавно ко мне приходил мужчина, у которого сын покончил с собой. Он не мог найти себе места, ходил за мной день и ночь. Он обратился к священноначалию. Ему сказали: принесите справку из психушки. И он отказался принести справку, потому что сын его был психически здоров. Он посчитал, что эта ложь тоже будет предательством - как и все, что произошло с сыном, он считал следствием предательства по отношению к нему. Я думаю, что это правильно.

Отпевали же Марину Цветаеву, отпевали еще очень многих других людей. Значит, кого-то можем отпевать. Если за кого-то походатайствовать, им в грех уже не вменяется. Если человек высокопоставленный, или справку от психиатра принести, или с архиереем договориться… А если к архиерею не пробиться, если ты живешь в Сибири и вообще в деревне и не знаешь, как поступить, значит, твой сын или дочь не будут отпеты…

В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.

Слава Богу, что у нас появился «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». На мой взгляд, он краткий, не до конца понятный, оставляющий немножко странное впечатление, но слава Богу, что он есть как некое начало. Это уже какое-то утешение родственникам, потому что молитва о упокоении нужна как душе самого человека, покончившего с собой, так и, прежде всего, родственникам. Потому что, когда уходит твой ребенок, в жизни не остается ничего, что могло бы восполнить эту утрату. А молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, повернуть их к Богу, побудить их переосмыслить свою жизнь.

Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать - тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.

А в чем родственникам искать надежду, утешение, если им не дали разрешение на церковное поминовение?

Я считаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы отпевание состоялось. Это в силах родственников. Нужно теребить батюшку, священноначалие просьбами, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Когда нам что-то нужно, мы способны горы свернуть. И если нам что-то нужно, мы должны говорить об этом день и ночь, кричать, просить, требовать, ходить, что-то еще. А если мы не молимся, если мы не просим - значит, нам это не нужно.

Если отпевание не случается по каким-то причинам (или же наоборот - случается), тогда опять-таки нужно понять, что само отпевание – это не амнистия, равно как и его отсутствие - не приговор. Это не единственное, что способно изменить жизнь человека в будущем, это не окончательный вердикт. Есть миллион примеров монахов-пустынников, которые не были отпеты. Есть множество святых, с телом которых после смерти поступили очень кощунственно. Я не сравниваю самоубийц с монахами-аскетами, но говорю о том, что отпевание не решает жизнь человека в вечности.

В конечном итоге, что такое отпевание? Священник при этом не сам совершает какое-то сакральное действие. Он от лица собравшейся общины произносит слова молитвы к Богу вслух. И если он не произнес их вслух, давайте мы все вместе соберемся и сами скажем эти слова. Да, конечно, я не ставлю знак равенства между келейной молитвой и церковным богослужением, вовсе нет. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему. Тебе самому надлежит молиться. Ты должен помнить об этом всю жизнь. Не то что - душа поболела, потом наконец-то отпели, земельку благословили, повезли на кладбище, высыпали там, и камень с души свалился. Ничего подобного. Всю жизнь нужно будет молиться за человека.

А лично молиться нам никто запретить не может. Молитва – это то, для чего нет ни времени, ни пространства, ни каких-либо иных границ. Если мы чувствуем связь с близким человеком, значит, мы должны за него молиться каждый день и час. Молиться о том, чтобы Господь простил ему все то, за что он сам не успел попросить прощения в этой жизни. Молиться, чтобы Господь простил ему этот грех, чтобы Он смилостивился над ним, чтобы Господь нас умудрил, как же поступать так, чтобы людям, которых Господь поставил на этой земле рядом с нами, мы могли чем-то помочь. Сила человека только в молитве. Молитва – это то, что связывает людей друг с другом. Ничто иное не способно восстановить эту связь.

Конечно, мы плачем. Потому что нам жалко… прежде всего самих себя. Это естественное человеческое качество. Но если нам не безразлична судьба души ушедшего человека, значит, мы должны за него молиться.

Мы верим в то, что по молитвам живых Господь меняет участь умерших. Церковь в своем богослужении очень ясно говорит об этом. В день Святой Пятидесятницы, на Троицу, в коленопреклоненных молитвах мы молимся «о иже во аде держимых». Значит, у нас есть твердая уверенность, что по молитвам общины Господь способен изменить участь этих людей. Так зачем же мы предвосхищаем суд Божий, говоря, что это невозможно? Тем паче мы должны молиться за самоубийц, предавая их душу, как и душу каждого человека, суду Божьему.

Есть такое распространенное мнение, что молиться за самоубийц - это значит, возможно, повредить себе. Это миф?

Конечно, это миф. Залезть в воду и спасать человека - это тоже навредить себе. Люди, которые в Крымске спасали других, вредили себе. В лучшем случае - воспаление легких, а в худшем - мы знаем примеры, что люди гибнут, спасая других. Чем угодно можно навредить себе, если очень трепетно к себе относиться. Мы себя часто носим очень бережно, боимся себя «расплескать». Ручку взять чернильную - пятно поставишь на штаны, тоже навредишь себе. Поэтому что уж говорить о молитве… Молиться за людей - кровь проливать, как говорил преподобный Силуан. Если тяжело себя чем-то обременять, в том числе и молитвой, то - забудьте и не думайте, берегите здоровье.

Что такое молитва? Прежде всего - разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом?

Навлечь на себя что-то…

Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя - это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит: «На каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом, - и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет».

Эту заповедь нам всем надлежит помнить. На каждый день и час молиться о том, кого Господь призвал от земли.

Каковы были причины ухода - давайте оставим это в руках Божиих. На том свете нас ожидает очень много сюрпризов. Мы встретим там того, кого совершенно не ожидаем встретить, и не встретим, может быть, того, в чьей загробной участи не сомневались. Поэтому оставим это на суд Божий. А Господь судит с любовью.

У нас не хватает любви. Мы слишком часто говорим о справедливости и о правде. Справедливость и правда - без любви пустые слова. Более того, наше понимание и справедливости и правды искажено без любви. Суд Божий очень сильно отличается от суда человеческого.

Мы много раз слышали истории, когда Господь в последнюю минуту спасал самоубийцу - веревка обрывалась или внезапно в гости кто-то заходил. И родственники тех, кто все-таки покончил с собой, недоумевают: почему одних спасает Господь, а других не спасает?

Не может быть никакого ответа, почему Господь поступает так, а не иначе. Почему Господь забирает людей в определенный момент, кого-то раньше, кого-то позже. Почему Господь допускает боль, страдания на этой земле. Мы можем, конечно, говорить: наверное, это произошло с нами, потому что так и так. Наверное, я сегодня поскользнулся и упал, потому что я утром спешил на работу и старушку через улицу не перевел. Мы можем найти какие-то объяснения, хотя все они будут весьма и весьма натянутыми. Конечно, слава Богу, что мы начинаем копаться в себе, искать ответы…

Единственно правильный ответ на все, что происходит, - такова воля Божья. Если бы мы могли объяснить решения Бога, мы сами бы встали на одну ступень с Богом - «я знаю все, я могу растолковать волю Божью». Мы не можем её знать.

Совершенно непонятным, неизъяснимым для человеческого ума и разумения, трудно принимаемым порой для сердца образом Господь ведет людей ко спасению и устраивает так, чтобы все было на благо для души. И нам нужно довериться Богу, вверить свою жизнь Богу: «Господи, не могу понять, не могу уразуметь, не понимаю, очень тяжело смириться, но верю Тебе, доверяю Тебе». Нужно довериться Богу и принимать все то, что происходит, именно с доверием Богу. С благодарностью, если можем вознести ее, но прежде всего - с доверием.

Необъяснимо, почему Господь так поступает. Что-то мы понимаем спустя какое-то время, что-то мы не понимаем на земле, а поймем в жизни вечной, но таков промысел Божий о каждом из нас. Не всегда нужно лезть в механику бытия. Все наши падения происходят от того, что мы не доверяем Богу.

А что значит «не доверяем»?

Нам все время хочется подкорректировать Его, мы не принимаем в своем сердце то, что с нами происходит.

Доверять - не значит плыть по течению. Очень часто бывает, что мы, православные, говорим: «Такова воля Божья. Значит, так Бог благословил», - и с радостью умываем руки. Особенно если это ложится на наши представления о том, как следовало поступить.

А нужно, не отказываясь от участия в своей жизни, принимать все происходящее - и скорби, и радости - твердо веря в то, что это от Бога. «Я это принимаю, Господи. Принимаю без ропота. Прошу, помоги мне, пожалуйста, это пережить, с этим жить, действовать в тех рамках, в том русле, которое Ты обозначил». Вот это есть доверие к Богу.

Многих родственников самоубийц гложет чувство вины, что не успели вовремя остановить, не разглядели, что с человеком творится что-то страшное. Как можно от этого чувства вины избавиться?

Никак. И не нужно искать избавления от чувства вины. Или же забудьте человека этого, вычеркните его из вашего сердца. Если мы чувствуем свою вину - это наша вина, и не нужно от нее отмахиваться. Господь сам исцелит, смягчит эту боль. Как-то затянется рана, Господь даст утешение. Но искать, как нам это забыть - это неправильно, потому что если такое произошло с человеком, то в этом есть вина каждого из нас.

Ничего не происходит просто так. Виноват не кто-то другой. Виноваты мы - те, кто жил рядом с этим человеком. В корне трагедии самоубийства всегда есть предательство, совершённое близкими людьми. Это мы не услышали, не захотели услышать, не увидели, не захотели увидеть, не оглянулись, не посмотрели, не спросили, не были рядом, не переспросили, отказали в любви, отказали во внимании. Любой отказ во внимании близкому человеку - это есть предательство по отношению к нему. Потому что мы все призваны дарить друг другу любовь, заботиться друг о друге. Господь пришел на землю в образе человека, Он всегда отвечает через человека и приходит к нам через человека.

Мы очень часто предаем друг друга. Все по-разному переживают предательство. Иногда утерлись и забыли, иногда не обратили внимания, иногда сердце наше поболело и отношения восстановились. А иногда происходит то, что изменить нельзя. Жизнь, к сожалению, нельзя написать на черновик, а потом переписать набело. Есть вещи - если мы совершили их сегодня, завтра мы их отменить не сможем. Или наоборот - если мы не совершили что-то сегодня, мы этого уже не сможем сделать больше никогда.

Поэтому с чувством вины придется жить всю жизнь. И надо жить и просить у Бога прощения за себя и за ушедшего человека всю жизнь. Очень важно помнить об этой ответственности.

Что еще родственники самоубийцы могут сделать для своего близкого, который покончил с собой?

Безусловно - добрые дела. Господь забрал кого-то из нас, а нас оставил на земле. Это тоже не просто так, чтобы мы ходили, небо коптили. Каково предназначение человека? А предназначение наше - любить и дарить свою любовь другим людям. Поэтому мы должны дарить любовь тем, кто остается с нами на этом свете. Помочь тем, кому мы можем помочь. И очень часто наша помощь, совершенно мизерная, ничего для нас не значащая, может облегчить, а порой и кардинально изменить жизнь другого человека. Для нас какая-то денежная сумма - мелочь, а кому-то эти деньги спасут жизнь сегодня.

К сожалению, не все можно решить при помощи денег. Нужно что-то глобальное от себя отдавать, причем и в материальном плане, и в моральном. В нравственном и физическом. Мое личное мнение, что Господь тем паче смилостивится над умершим, видя наши добрые дела, нашу помощь. Не зря же мы совершаем поминки, приглашаем убогих, больных, кормим их в память об ушедшем. Эта милость наша не Богу нужна, это душе человека. Господь принимает эту жертву.

Вспомним подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, как она приняла на себя юродство после смерти мужа. Для чего? Для того, чтобы облегчить посмертную участь внезапно умершего без покаяния супруга. А достигала она этой цели поступками милосердия, делами молитвы, посвящением себя всецело Богу.

Иногда советуют давать милостыню и мысленно говорить Богу, что это за такого-то.

Господь сам разберется. Милостыню нужно давать не за кого-то, а кому-то, потому что этот человек нуждается. Ему нужно дать, а Господь зачтет. На наш счет положит, на счет усопшего - у Бога свои счета. Видишь нуждающегося - вынь и дай.

Не думая о том, настоящий ли это нуждающийся?

Очень сложный вопрос, на который у меня нет собственного однозначного ответа. У нас масса аферистов, которые в том числе используют и детей. Конечно же, нужно иметь какое-то рассуждение. Не просто отдать рубль и тем самым откупиться, снять грех со своей души. Конечно же, нужно как-то давать тому, кто действительно нуждается.

Но лучше ошибиться в другую сторону, чем вообще не дать. Знаете, мы так редко подаем и отдаем, что наше разумение о том, что не тому дали, - такое лукавство, такая ложь! Мы сто раз прошли и не дали тому, о котором точно знаем, что нуждается.

Не зря в наших городах - у стен храмов, у эскалаторов, у станций метро - такое большое количество нуждающихся, нищих, убогих, увечных. Это одно из знамений нашей жизни. Господь так стучится в наше сердце.

Повешение относится к странгуляционной асфиксии, то есть к острому нарушению проходимости дыхательных путей, которое развивается при сдавливании трахеи, сосудов и нервных стволов в области шеи. Чаще всего это происходит в результате суицидальной попытки, либо может наступать случайно (например у детей во время игр, или при внезапной потере сознания и падением с ущемлением шеи между плотными предметами).

Повешение может быть полным, в том случае когда тело и ноги пострадавшего не имеют опоры, и неполным, когда какие-либо части тела могут опираться на твёрдый предмет (пол, мебель, земля)

Характеризуется странгуляционная асфиксия довольно быстро наступающими нарушениями газообмена, с повышением венозного давления в головном мозге. Это приводит к очень глубоким нарушениям со стороны мозгового кровообращения, диффузным кровоизлияниям в мозг, на фоне острой гипоксии (кислородного голодания) развивается состояние энцефалопатии.

Процесс умирания при повешении можно разделить на четыре стадии:

1. Сознание пострадавшего сохранено, отмечается глубокое и частое дыхание с непосредственным участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, быстро появляется синюшность (цианоз) кожных покровов. Учащается сердцебиение, повышается артериальное давление.

2. Сознание утрачивается, появляются судороги, возможно непроизвольное мочеиспускание и акт дефекации, дыхание становится редким.

3. Терминальная стадия, которая длится от нескольких секунд до двух-трёх минут. Происходит остановка дыхания и угнетение сердечной деятельности.

4. Агональное состояние. Вслед за остановкой дыхание происходит остановка сердечной деятельности.

Повешение, длительностью более 7-8 минут, считается абсолютно смертельным.

В зависимости от длительности асфиксии пострадавший может быть извлечен из петли еще с признаками жизни, либо уже в состоянии клинической смерти.

Наиболее характерным признаком повешения является наличие странгуляционной борозды на шее, обычно она бывает бледного или багрово-бурого цвета. Борозда прерывается в месте нахождения узлы и располагается обычно косо, то есть поднимается ближе к узлу. Кровоизлияния в кожу и мягкие ткани шеи, в самой борозде и по её краям - считаются признаками прижизненного возникновения борозды.

Даже если дыхание и сердцебиение сохраняются, сознание как правило бывает утраченным.. У пострадавшего может наблюдаться двигательное возбуждение, повышенный тонус мышц, возможны судороги, прикус языка, в склеры и конъюнктивы глаз возможны кровоизлияния, лицо отечно, багрово-синюшного цвета, шейные вены набухшие. Дыхание учащено, хриплое, артериальное давление повышено, сердцебиение учащено. Изменения, характерные для острой гипоксии, можно обнаружить и на ЭКГ.

Неотложная помощь при повешении заключается в следующем: Тело повесившегося надо быстро приподнять, не нарушая узел, и снять петлю. При отсутствии признаков биологической смерти необходимо сразу приступать к комплексу сердечно-легочной реанимации. Необходимо учитывать, что при повешении достаточно часто повреждается шейный отдел позвоночника, кроме того возможна рвота. Необходимо использовать кислородотерапию, антигипоксанты (мексидол), противосудорожные препараты в случае возникновения судорог. Борьба с шоком заключается в восстановлении объёма циркулирующей крови, вводятся гормональные препараты (преднизолон). После оказания неотложной помощи больной подлежит обязательной госпитализации в отделение реанимации, для дальнейшего интенсивного лечения и борьбы с возможными осложнениями.