Стиль руководства как одно из направлений психологии малых групп и организаций. Психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словесного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматическ

Лекция 2. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ПСИХИАТРИИ.

Терапия любого психически больного включает комплекс медицинских мероприятий:

Обследование

Постановка диагноза

Оказание при необходимости экстренной помощи (алкогольный делирий, кататоническая форма шизофрении)

Проведение курсовой терапии с использованием различных медикаментозных средств

Психотерапии,

Физиотерапии

Социотерапевтических мероприятий, направленных на его социально-

психологическую коррекцию и реабилитацию.

Выделяют несколько направлений терапевтических подходов в психиатрии.

Психотерапия - комплексное психологическое воздействие врача на психику больного. Основным инструментом врача является слово. Психотерапия охватывает всю область общения врача и больного. Врач любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое воздействие. Умение беседовать с больным, чтобы проникнуть к нему в душу и завоевать доверие, необходимо врачу-психиатру. Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Основу всех психотерапевтических воздействий составляют внушение и разъяснение, предлагаемые в различных соотношениях и последовательности.

Рациональная (разъяснительная) психотерапия - метод воздействия на больного путем логически аргументированного разъяснения. Проводится обычно в форме диалога между врачом и пациентом. Цель такого собеседования -разъяснение причин и характера заболевания, его возможных исходов, необходимости назначенного лечения, исправление неверных представлений пациента о своей болезни. Прежде чем в чем-то убеждать больного, врач должен его терпеливо и внимательно выслушать, ибо это имеет огромное значение для установления эмоционального контакта между врачом и пациентом.

Суггестивная терапия - внушение различных мыслей, включая неприязнь

и отвращение (например, к алкоголю). Внушение принимается больным без логической переработки и критического осмысления. В момент внушения пациент воспринимает информацию пассивно, без размышлений. Влияние оказывается в основном нa эмоциональную сферу. Внушение осуществляется как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна. Внушение в состоянии бодрствования проводится либо в индивидуальном порядке, либо коллективно. Для проведения внушения необходимы соответствующие условия: изолированное от шума затемненное помещение, удобные кресла (чтобы больной расслабился). Большое значение имеет мимика, движения, речь врача, его внешний вид.

Самовнушение -внушение самому себе представлений, мыслей,

чувств, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта.

Гипноз -лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического сна. Перед началом лечения больному объясняют сущность метода, чтобы он не боялся, не напрягался во время сеанса. Каждый сеанс состоит из трех этапов: усыпление, собственно внушение, выход из гипноза. Число сеансов на курс лечения -10-15. Можно проводить сеансы гипноза с группой больных. Для этого подбирают пациентов с одинаковой патологией и проблемами.

Семейная психотерапия -лечебное воздействие, направленное на урегулирование межличностных отношений в семье больного. Используется для профилактики и лечения неврозов, реабилитации психически больных после выписки из стационара с целью создания благоприятного микроклимата в семье.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Классификация социальных объединений в психологии. Изучение теории группового поведения. Анализ понятия и структуры малых групп. Особенности изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии. Социально-психологические явления в малой группе.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Теоретические основы проблемы влияния стилей руководства на удовлетворенность работой коллектива. Стиль руководства. Классификация стилей. Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на удовлетворенность работой его подчиненных.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2006

    Понятие руководства и лидерства. Типология стилей руководства. Основные теории (подходы) в происхождении лидерства. Этапы и функции руководства. Метод управления как способы воздействия руководителя на подчиненных, обеспечивающих координацию их действия.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    История становления и задачи социальной психологии. Классификация и характеристика социальных групп, понятие руководства и лидерства. Профессиональное становление субъекта труда. Теория детерминации преступного поведения. Проблемы личности в политике.

    шпаргалка , добавлен 14.11.2011

    Теоретические аспекты исследования проблемы влияния личностных особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Экспериментально-психологическое исследование влияния личностных особенностей руководителей на стиль руководства.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2008

    Понятие управления в организации. Характеристика стилей управления. Типы руководства и руководителей. Этапы и методы, анализ и интерпретации результатов исследования стилей управления. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2012

    Понятие "стиль руководства" в психологии в отечественных и зарубежных подходах. Сущность и содержание конфликта, причины его возникновения и основные этапы протекания. Проблема повышения эффективности управления в психологии и пути ее разрешения.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

Способность воздействия на психику больного , сила внушения, излияния, доминирования осуществляемая ими вокруг, делала знаменитыми, наряду с их эрудицией, некоторых крупных врачей, иллюстрирующих историю нашей профессии, как Шарко, Дюбуа, Фрейд, Альварез и даже Аксель Мюнтэ. Такие качества должен прививать себе наряду с терпением и приветливостью, в рамках как можно более гуманной личности, и врач наших дней, если хочет быть достойным этого наименования. К сожалению, этими качествами ныне слишком пренебрегают. Это, однако, его долг вспомнить и об этой стороне своей подготовки и личности, такой полезной и теперь для хорошей практики (необходимой, как мы видели, для разрешения некоторых страданий психического происхождения).

Наряду с обычным психологическим лечением (малой терапевтики), доступной любому врачу-практику, можно прибегнуть еще к широкой гамме других, более специальных терапевтических средств: аутогенную тренировку, лекарственное лечение психолептическими средствами, гормональными и пр., внушение, гипноз, нарко-анализ, психо-анализ, лечение сном, трудовая терапия и пр. Они входят в область специалиста (к которым иногда следует прибегать). Некоторые из этих средств - особой тонкости и допускают массу оттенков и вариантов; только в аналитической психотерапии известны 10 методов (они рассматриваются в новой книге Форда и Урбана).

А теперь, один лишь пример из собственной папки психосоматической патологии, чтобы показать патогенную потенцию самого простого из неприятных чувст, душевного недовольства (банальное аффективное состояние, зачастую так тяжело выражаемое, так тяжело схватываемое, почти всегда неясное, но такое вредное во многих случаях) и чтобы проиллюстрировать самую обычную выразительную соматическую форму этой патологии.

Один из коллег, сильно перешагнувший зрелый возраст , пришел спросить моего мнения о здоровье своей супруги, в последнее время оставляющее желать многого. Речь шла о многих, но не ясных расстройствах: потеря аппетита, разные диспептические нарушения (вздувание, запор, чувство горечи во рту), ощущение предсердечной тяжести и сжимания с неясной иррадиацией вверх, ощущение онемения конечностей, головные боли пр. Коллега подозревал, что речь идет о преклимаксе.

Меня поразило, при первой встрече, лицо больной (тоже человек умственного труда): депрессивная, меланхолическая физиономия, с легкой, печальной, горькой улыбкой и взглядом, выражающем страдание, недовольство; лицо показывающее внутреннее сдерживаемое волнение.

Объективное обследование не выявило ничего особенного, за исключением выдающейся вегетативной лабильности депрессивного вида: пониженное артериальное давление, подчеркнутое в стоячем положении, дыхательная аритмия, сильный дермографизм, с запаздывающим появлением, но удлиненной продолжительностью.

Опрос, касающийся духовной , аффективной, половой жизни в таких условиях провести было трудно. Несколько заданных мною деликатных и осторожных вопросов не вызвали удовлетворительных ответов. У меня было впечатление, что они далеко не искренни.

Я поставил диагноз невро-вегетативной дистонии , без того, чтобы мог объяснить субстрат (эндокринный? психогенный?) и назначил адекватное лечение; также попросил скорого свидания.

После 10 дней лечения , положение не изменилось намного. Но за это время я узнал ряд важных вещей. Коллега мужа по работе дал мне несколько ценных сведений. Муж на работе очень вежлив, но дома он „небольшой тиран", говорит наставительно, под видом „приказов и распоряжений", сравнительно молчалив и выражает мало эффективности по отношению к жене; редко выходят вместе на спектакли, нет у них общей жизни социальных отношений, супруг чаще выходит в город сам или с группой коллег. Кроме того, хотя и приближается к 60-ти летнему возрасту, проявляет внимание, более чем любезное, одной молодой ассистентке, недавно поступившей на работу (о чем, кажется, узнала супруга).

Обладая этими сведениями , я попросил у супруга свидания с глазу на глаз. Деликатно, не вдаваясь в подробности и оставаясь в рамках общих понятий, я объяснил ему насколько могут быть вредны для жены отсутствие понимания, эффективности, близости (хотя бы душевной), и что вначат для хрупкой психики женщины несколько знаков внимания, несколько нежных жестов: их не следует оставлять на долю дон-жуанов (сила которых и состоит в умении использовать максимально это оружие) и не следует покидать их через несколько недель после женитьбы (а следует использовать постоянна для счастливой семейной жизни, и сохранения ее теплоты в течение многих лет).
Коллега выслушал меня без протеста и ушел не рассерженным.

Через три месяца оба супруга нанесли мне визит. С порога я узнал: что-то изменилось к лучшему. Лицо женщины сияло, лучилось, освещенное бодрой, открытой улыбкой, ясным, живым, оптимистическим взглядом. У нее больше ничего не болело, не было больше никаких расстройств. У супруга тоже был довольный вид, надутый,. как индюк, явно приписывал себе чудо исцеления. Собственно, оно так и было: он меня понял, изменил свое отношение, отказался от поздних галантных похождений и усвоил все мои советы, мысли, а именно, что женщина нуждается в привязанности, нежности, в ласке внимании, как цветок нуждается в воде, чтобы сохранить свежесть, пышность, цвета и распространять благоухание.

Сколько неясных страданий , особенно женских (но и мужских) можно было бы излечить просто, естественно таким лечением, согласием!
Сколько существ, изнуренных бесчисленными страданиями соматического вида можно было бы вылечить пониманием, согласием, улыбкой, цветком, нежным взглядом, лаской, деликатным словом, теплым пожатием руки!

Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента. Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента. Действительно трудно переоценить силу слова во взаимоотношениях врача и пациента. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь так же опасно как нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ЛЕКЦИЯ 7. СЛОВО ВРАЧА, ОТКРОВЕННОСТЬ С БОЛЬНЫМ, ЯТРОГЕНИИ.

  1. Влияние слова врача на процесс выздоровления пациента.

Действительно, трудно переоценить силу слова во взаимоотношениях врача и пациента. Оно играет исключительно важную роль, действует поистине волшебно. Словом можно вызвать не только функциональные изменения в организме, но и убить человека в буквальном смысле. Слово может иметь огромное психотерапевтическое значение, и слово может вызвать тяжелую ятрогению. Значение слова врача в лечении больного хорошо понимали еще в древние времена и часто использовали это. Прошли века, много методов забыты, многие из них потеряли свое значение, а слово в его целебном значении осталось в арсенале наиболее эффективных лекарственных средств. Ведь каждый лечащий врач независимо от специальности, хочет он того или нет, занимается психотерапией. Вряд ли нужно доказывать, какое уважение и доверие чувствуют пациенты к врачу, владеющему методом словесного убеждения. Однако в устах умелого врача слово лечит, в устах небрежного - ранит. Сила словесного убеждения не может сравниться с действием даже самых эффективных медикаментозных средств. Однако пользоваться словом надо осторожно, доброжелательно. Необходимо знать, что, кому и когда говорить. При этом стоит учитывать психологические особенности личности больного, его состояние, диагноз заболевания, о которых уже говорилось ранее.

Коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры, психолога или социального работника. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем, что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь так же опасно, как нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Интерес участников диагностического и лечебного общения формируется, как правило, на негативном эмоциональном фоне, вызванном тем, что поводом для встречи врача и пациента становится проблема или симптом. Отрицательные эмоциональные переживания входят в структуру любой проблемы или симптома, поскольку они сигнализируют о неких отклонениях или нарушениях в деятельности личности или организма.

Мотивы обращения к врачу бывают разными. Во-первых, человек может быть нацелен на обследование у врача с целью «исключить наличие расстройств и заболеваний». Он рассчитывает подтвердить собственную версию о том, что симптом обусловлен какими-либо внешними причинами и не требует медицинского вмешательства. Во-вторых, мотивация может быть противоположной – «проявление симптомов и подтверждения диагноза заболевания».

  1. Понятие психологической установки и ее типы.

Важную роль в процессе взаимодействия медицинского работника и пациента играют восприятие и понимание участников коммуникации друг друга. На эти процессы влияет, прежде всего, психологическая установка. Различают три типа установки на восприятие человека человеком: позитивная, негативная и адекватная.

При положительной установке происходит переоценка положительных качеств и способностей человека, что проявляется в повышенной степени доверия данному лицу, готовность принять на веру все его советы и разделить взгляды на то, что происходит. Часто позитивная установка на того или иного врача связана с мнением окружающих, его профессиональным статусом (профессор, врач высшей категории, народный целитель и др.).

Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека. Это выражается в недоверчивости, подозрительности.

Адекватная установка принимает во внимание возможность совмещения в одном человеке положительных и отрицательных качеств и свойств («Хирург-грубиян, но руки – золотые»).

Известны типичные искажения (эффекты) представлений о другом человеке, формирующихся под воздействием различных факторов.

  1. Эффект «ореола» характеризуется формированием мнения о личных свойствах и качествах человека на основании общих впечатлений о нем. Так, квалификация врача может восприниматься пациентом в зависимости от его "солидных манер", использование в языке научных терминов, которые фактически не могут быть признаками оценки его профессиональных знаний и умений.
  2. Эффект «последовательности» выводит зависимость суждений о человеке от сведений, предъявленных о нем в первую очередь. В рамках клинической психологии восприятие врача нередко строится на основании тех сведений, которые были получены пациентом, например, от соседей по палате.
  3. «Плацебо-эффект». Известно, что позитивная установка может быть связана с некоторыми внешними факторами. Так, она может быть обусловлена размеренной манерой врача говорить, неторопливо делать обход или манипуляции. Во время оценивания эффективности действия тех или иных лечебных препаратов позитивная установка основывается, иногда, на стоимости препарата («дорогостоящий - значит эффективный»), оформлении его упаковки, цвета и консистенции таблеток и др. На таком психологическом механизме построен так называемый «плацебо-эффект». Плацебо - это лекарства-пустышки, которые не имеют действующего вещества способного оказать терапевтический эффект. При назначении его в сопровождении с соответствующими инструкциями для формирования положительной психологической установки результаты терапии оказываются существенными даже по сравнению с подобным по форме, виду и консистенции лекарственным препаратом.
  4. Конфликты в системе врач-пациент.

Барьеры, которые иногда могут возникать при взаимодействии врача с пациентом, вызывают немало конфликтов.

Суть конфликтов в системе врач (медицинский работник) - пациент заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.

Л. Коузер распределяет конфликты на реалистичные (предметные) и нереалистичные (беспредметные).

Реалистические конфликты вызваны недовольством требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов. Такой тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может быть: неправильное представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, дерзость), проведение процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия пребывания в стационаре (грязь, шум, запах), неправильную диагностику или неправильное назначение терапии.

Нереалистичные конфликты имеют целью открытое выражение негативных эмоций, накопившихся обид враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Данный конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.

Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента есть этика и деонтология - учение о моральных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия. Кроме них, важнейшими считаются проблемы: врачебной тайны, эвтаназии, сообщение пациенту правильного диагноза его заболевания, патернализма, реконструкции личности при психотерапии и др.

Квалификация врача содержит в себе, как минимум, два качества. Во-первых, это уровень знаний и навыков, которыми обладает он; во-вторых, использование им в профессиональной деятельности моральных принципов. Ни в какой другой специальности нет такой взаимообусловленности этических и профессиональных качеств человека.

  1. Виды общения в системе врач-пациент.

Выделяют такие виды общения (С. И. Самыгин, Л.Д. Столяренко):

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, сопереживания и др.) - набор жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он оказывается в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, например, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач не имеет необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

Примитивное общение может происходить в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (листка нетрудоспособности, справки, формального экспертного заключения и др.). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача (например, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу после получения желаемого результата.

Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средство общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (например, у участкового врача на приеме).

Деловое общение - это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные различия. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неровным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Манипулятивное общение так же, как и примитивное, направленное на выгоду от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «иппохондризацией пациента». Суть его заключается в подъеме заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения веса выявленных нарушений.

Основным видом общения врача с пациентами была, есть и остается беседа, которая несет диалогическую функцию при сборе анамнеза. Она подчиняется определенным характеристикам.

Семь основных аспектов беседы:

  1. уважение личности пациента;
  2. предоставление пациенту психологической поддержки в трудных ситуациях;
  3. предоставление ему необходимой информации о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мероприятий);
  4. возможность выбора из альтернативных вариантов;
  5. самостоятельность пациента в принятии решений;
  6. возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента);
  7. включение пациента в процесс оказания ему медицинской помощи («терапевтическое сотрудничество»).

Построение терапевтического сотрудничества начинается уже на этапе беседы врача с пациентом, которая должна строиться, несмотря на такие психологические условия: изучение проблемы пациента закончить кратким резюме, в котором сформулировать эту проблему или жалобы, чтобы удостовериться, насколько правильно его поняли. Часто пациент при этом вносит весьма существенные дополнения или уточняет симптомы, обстоятельства, которыми он взволнован;

чтобы предотвратить недовольство пациента, нужно обязательно уточнить, что он ожидает от врача в отношении решения его проблемы. Иногда для этого достаточно объяснить пациенту, почему его беспокоят те или иные симптомы, насколько опасно его заболевание для жизни, оценить его прогноз. В других случаях пациенту необходимо, чтобы его состояние правильно оценивали его родные, и для него очень важно, чтобы врач переговорил с родственниками и тем обеспечил ему существенную психологическую поддержку;

для получения сведений во время беседы с пациентом и выяснения жалоб и анамнеза заболевания важно предоставить ему инициативу в разговоре, что создаст атмосферу доверия и улучшит контакт с пациентом.

  1. Приемы построения разговора с пациентом.

Задача врача сводится в направлении разговора в нужное русло, уточнении, детализации жалоб. К приемам, которые позволяют правильно строить разговор с пациентом для получения наибольшей информации, относятся: поощрения, рефлексия, объяснения, сопереживание, конфронтация, интерпретация и выяснения переживаний пациента.

Поощрение. Этот прием заключается в том, что врач своей мимикой, поведением, словами побуждает пациента сообщить больше, не конкретизируя сказанное.

Рефлексия. Повторяя слова, сказанные больным, врач побуждает его сообщить дополнительные подробности.

Объяснение. Иногда слова пациента и ассоциации, которые описываются ним, носят неконкретный характер. И если врачу сложно понять их суть, он может попросить пациента их уточнить.

Сопереживание. Врач словами, мимикой, поведением (может предложить пациенту воды, подать платочек, если он плачет) должен выражать свое сочувствие больному, его проблемам. Если во время беседы с врачом пациент излагает информацию, которая его смущает, которую он скрывает от других, врачу следует вести себя так, чтобы пациент смог почувствовать себя спокойнее и продолжить беседу. Эта информация иногда может сыграть решающую роль в понимании причины заболевания и планировании лечения.

Конфронтация (противопоставление). Если рассказ пациента или оценка им своих жалоб непоследовательны, то врач обращает на это внимание, выделяет и уточняет эти моменты.

Интерпретация (толкование). Врач делает выводы из слов пациента, чтобы уточнить, правильно ли он его понял.

Выяснение переживаний пациента. Кроме выяснения конкретных жалоб пациента, можно уточнить, как он относится к тому, или иному симптому или событию. Если пациент почувствует, что вы интересуетесь его чувствами так же, как и фактами, то он сможет сообщить полезную дополнительную информацию.

Сочувствие, сопереживание, терпимость - эти качества врача, как правило, оцениваются пациентом на одном уровне или выше, чем профессиональные. Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.

На заключительном этапе врач вновь усиливает свою активность, и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.

Для эффективной реализации любых внушений необходимы:

  1. Глубокий контакт с больным, приобретаемый не только в процессе общения, но и многостороннего использования материалов самооценок больного;
  2. Клинический анализ, ознакомление с социально-психологическим портретом пациента;
  3. Отдельные психотерапевтические методы и приёмы в процессе перестройки системы отношений личности;
  4. Изменение отношения не только к конфликтным переживаниям, но и к конкретным текущим житейским ситуациям;
  5. Координация личных и общественных интересов, нормализация межличностных отношений, взаимодействия с семьёй, людьми, обществом.

Основные принципы простого психотерапевтического лечения:

  1. Не переубеждать пациента в том, что «у него не могут быть те признаки, на которые он жалуется», а наоборот, ободряюще и понятно объяснить ему механизм возникновения этих признаков.
  2. При объяснении использовать легко понятные примеры из повседневной жизни.
  3. Подводить больного к решению конфликтной ситуации так, чтобы он сам, без подсказок и видимой помощи, но всё-таки незаметно руководимый, решил их.
  4. Проводить внимательное воздействие на личность пациента, прежде всего, в том смысле, чтобы вселить уверенность, что у него нет серьёзного заболевания, а всего лишь функциональное нарушение.
  5. Там, где это необходимо, привлекать к решению участвующих лиц, например, жену, детей, родственников, сотрудников и т.д.
  6. При необходимости направлять к психиатру.
  7. Не допускать ятропсихогений.

Ятропсихогения - это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом. Она представляет своего рода отрицательный плацебо-эффект, связанный с определёнными ожиданиями, опасениями и установками пациента в отношении болезни, врача и лечения.

Ятропсихогению могут вызвать:

  • Отсутствие доверительного контакта
  • Промахи в речи врача, особенно при первой встрече
  • Необоснованное употребление медицинской терминологии.

За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный ритуал: выписывать рецепт. Врачи знают, что зачастую один лишь бланк рецепта действует сильнее, чем прописанное лекарство, именно он может помочь больному избавиться от мучений. Лекарства обязательны не во всех случаях, а вера в выздоровление необходима всегда. Поэтому врач может выписать плацебо, когда поддержка и подбадривание принесут больше пользы больному, чем самые знаменитые и дорогие пилюли.

Плацебо - это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.

Исследования показали, что 90% людей, обращающихся за помощью к врачам, страдают от недомоганий, подвластных целительным силам организма. Врач видит, что его опыт и поддержка важнее прописанных лекарств, и он старается не мешать естественному процессу выздоровления. Чтобы пациенту было спокойнее и для некоторого терапевтического воздействия, врач может назначить плацебо.

Плацебо, следовательно, не столько таблетка, сколько процесс от зарождения веры во врача до полного включения в работу иммунной системы организма и всех его защитных сил. Процесс этот происходит не потому, что таблетка обладает каким-то магическим действием, а потому, что человеческий организм - лучший лекарь и аптекарь: самые удачные рецепты он «выписывает» себе сам.

Если пациент знает, что ему дают плацебо, то оно не окажет никакого физиологического эффекта. Это лишний раз подтверждает: организм человека способен трансформировать надежду на выздоровление в осязаемые биохимические изменения.

Плацебо доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Болезнь может поразить психику и повлиять на физическое состояние, или, наоборот, ухудшение физического состояния отразится на психическом равновесии.

Но плацебо эффективно не всегда. Считается, что успех применения плацебо прямо зависит от взаимоотношений врача и пациента.

Как доктор относится к больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно усиливает действие плацебо. Когда нет хороших человеческих взаимоотношений между врачом и пациентом, применять плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой в процессе под названием «плацебо».

Самая серьёзная проблема в наше время - это влияние на здоровье стресса. Нас угнетает не обилие идей, разногласий, мнений, а неумение разобраться, отделить важное от второстепенного. Мы страдаем от избытка информации, которую просто не в состоянии усвоить. В результате - хаос и неразбериха, множество сильных ощущений и недостаток настоящих чувств. «Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно» (Б. Пастернак «Доктор Живаго»). С этой точки зрения сомнительно, что плацебо (или какое- то другое лекарство) окажет эффект, если не будет у человека страстного стремления жить. Воля к жизни - окно в будущее. Она настраивает пациента на восприятие лечения.

Деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. В более узком смысле Деонтологией стали называть профессиональную этику медиков: соблюдение врачебного этикета, нравственные отношения «врач-врач, врач-пациент» и т. п.

Медицинская деонтология включает в себя:

  1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
  2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
  3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
  4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
  5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:
  • интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
  • интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
  • вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
  • врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Биоэтика (от др.-греч.  – жизнь и  — этика, наука о нравственности) - учение о нравствен ной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

5. Реализация этических начал в медицине включает:

  • информирование пациента о его правах;
  • информирование пациента о состоянии его здоровья;
  • гуманнее отношение к пациенту;
  • уважение человеческого достоинства пациента;
  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);
  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;
  • уважение автономии пациента;
  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;
  • проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);
  • хранение профессиональной тайны;
  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;
  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;
  • поддержание уважения к своей профессии;
  • уважительное отношение к своим коллегам;

уровнем эмпатии, которые имели контакт в течение двух недель с больными, положительное отношение к больным возросло по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось, либо наблюдалось ухудшение отношения к больному (Василькова, 2000).

  1. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Это модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного, т.е. модель острого, хронического и терминального состояния (инженерная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу). К ним относятся принципы современной биоэтики:

  • Принцип «делай благо!» - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи, нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.
  • Принцип «не навреди!» - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.
  • Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономии).

Уважение автономии пациента:

  • получение согласия на медицинское вмешательство;
  • уважение права отказа от получения медицинской помощи;
  • обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов);
  • традиционный медицинский патернализм, «суррогатное» принятие решения и его правила.
  • Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость). Проблема справедливости в русской философской тр адиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справедливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).
  1. Основные правила биомедицинской этики
  2. Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике . Элементы информированного согласия; компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. «Суррогатное согласие» для некомпетентного пациента. Информированное согласие некомпетентных пациентов.
  3. Правило конфиденциальности - врачебная тайна. Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. «Естественная», «обещанная» и «профессиональная» тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях й публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.
  4. Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
  5. Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание впечатление, если размышляет вслух, говорит больному обо всех возможных диагнозах, оставляет больного вследствие размышлений без лечения.

Л. А. Цветкова (1994) показала, что дам неуспешных врачей характерны следующие отрицательные особенности: низкая эмпатийность, заниженное отношение к людям как ценности, отрицательная направленность интеракции, игнорирование психологического состояния пациента, отсутствие отношения к пациенту как активному соучастнику лечения, отсутствие готовности прийти на помощь.

3. Ятрогения (от греч. iatros  врач, gennao  делать),  это такой способ обследования, лечения и проведения профилактических мероприятий, в результате которого врач причиняет вред здоровью больного.

Врач должен ответственно относиться к своим словам, которые не должны приводить к возникновению у людей психической ятрогении или психогении, неосторожными высказываниями или поведением медицинских работников, которые создают у больного представление о наличии у него какого-либо заболевания или особой тяжести болезни. Психогения означает психогенный механизм травматизации психического состояния человека, либо усугубления течения имеющегося заболевания, либо приводящей к заболеванию, обусловленному внешними влияниями и впечатлениями в результате неправильно проводимого медицинского просвещения, профилактических обследований и выявления симптомов различных заболеваний. Например, сказанная врачом фраза «это наследственное» вызывает у больного безнадежность, опасение, что и других членов семьи постигнет то же самое. Поэтому Карл Краус афористически выразил это так: «Наиболее распространенным заболеванием является диагноз». Иногда источником ятрогении бывают неясные высказывания врача. Присоединение ятрогении осложняет течение основной болезни, повышает вероятность развития новых, внутрибольничных заболеваний.

Расс тройства здоровья, возникающие в результате воздействия на пациента слов и действий врача, были известны уже медикам древности. Однако термин «ятрогения» получил широкое распространение лишь после опубликования в 1925 г. работы немецкого психиатра Бумке «Врач как причина душевных расстройств». Многие специалисты, особенно за рубежом, относят к ятрогениям нарушения, возникающие в результате не только неосторожных слов, но и любых действий врача (от осложнений неправильно проведенной манипуляции или процедуры до возникновения так называемой лекарственной болезни), т.е. любые отрицательные последствия медицинского вмешательства.

4. Медицинская этика (медицинская деонтология) раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

Профессиональная этика  это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (deon - долг; logos - наука, учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

неприкосновенности частной жизни как основы уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5585. Помощь психически больным и их лечение. Стратегия помощи психически больным 25.31 KB
Способность понять и оценить проблемы целенаправленной и всесторонней помощи, в которой нуждаются психически больные; знание положения о психиатрической помощи в ФРГ и ее наиболее серьезных недостатков; знание основ новой организации психиатрической и психотерапевтической помощи.
7736. ОБЩЕНИЕ И МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧА 30.06 KB
Психологические аспекты общения врача и пациента. Социально-психологический портрет личности врача. Известно что профессия врача имеет определенные психологические особенности. Психологизация труда врачей связана также с индивидуальными особенностями как пациентов так и самого врача с его личными качествами опытом авторитетом.
2875. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати. Похвала князю Владимиру 25.41 KB
Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона представляет собой интереснейший памятник отечественной религиознофилософской мысли т. Жданов обратил внимание на противопоставление Иларионом Нового Завета Ветхому как Благодати Закону и русской Церкви Византии. Кожинов попытался иначе интерпретировать мнение митрополита Илариона считая что весь пафос Слова направлен против Хазарского каганата.
1171. Лингвокультурологическая энциклопедия слова «товарищ». Русское слово в пространстве российской культуры 5.72 MB
Мир слов, окружающий нас, яркий, разнообразный, постоянно меняющийся. Нам сложно сейчас представить нашу жизнь без слова. Лев Успенский считает, что «всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими
4991. Вопросы медицинской этики в Записках врача В.Вересаева 13.99 KB
Записки врача это автобиография написанная от первого лица. Врачебное сообщество в массе своей не одобрило Записки врача Вересаева. О праве врача на клинический эксперимент нововведения О целесообразности публикации Записок Начиная с поступления на медицинский факультет а особенно в клинике перед героем Записок становились вопросы касающиеся медицинской этики которые не освещались классической врачебной этикой того времени.
20228. Разработка модуля для автоматизации работы школьного врача предприятия МОУ СОШ №2 г. Катав-Ивановска 362.85 KB
Используя диаграмму прецедентов и классификацию субъектов определить типы пользователей системы и для каждого типа пользователя определить доступные ему операции над объектами (т.е. описать какой пользователь какую информацию может просматривать, менять, удалять и при каких ограничениях).

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Это нельзя объяснить унизительной зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача и пациента несколько:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);
  • интерпретационная (убеждающий врач);
  • совещательная (доверие и взаимное согласие);
  • патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, - совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения (). Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом - ощущение поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” - или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза (), когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания - все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon - должное и logos - учение) - профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

  • сохранение врачебной тайны;
  • запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
  • преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько “редакций”, она лишь называлась по-разному - “Факультетское обещание” в дореволюционной России, “Присяга советского врача” - позднее.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди” . Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere (“прежде всего - не навреди”). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что “есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить”. Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств (подробнее об этом сказано в главе 2.6), негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов (глава 2.7), о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач - это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово “врач” происходит от всем известного “врать”, которое, правда, в старину имело совсем другое значение - “говорить”, “заговаривать”. Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования - у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают “стихийно”, это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны - это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству (“Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60%-я вероятность неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40%-ю вероятность выздоровления.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие - частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство - быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце - вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Порой возникают вопросы немедицинского характера. Например, известно, что медицина до сих пор находится в сложном финансовом положении. В государственных медицинских учреждениях зачастую не хватает лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая... И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок. Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще - биологически активную добавку, за некое вознаграждение - процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача. Принцип “больше продал - больше получил”, хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем - это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача. Но есть и другой путь: применение новейшей информации, касающейся квалифицированной синонимической и аналоговой замены препаратов, а также использование современных лекарственных средств и форм (раздел 2.2.1), улучшающих самочувствие, здоровье и качество жизни пациентов, приводит к укреплению авторитета врача и, как следствие, росту его социального положения. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.