Инструктор по трудовой терапии в психиатрии. Виды работ, выполняемых в процессе трудовой терапии. Понятие трудотерапии как элемента физиотерапии

Страница 1 из 12

Библиотека врача
Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице
Издание второе, переработанное и дополненное
ИЗДАТЕЛЬСТВО "МЕДИЦИНА" МОСКВА - 1970
Л. Г. Яркевич

В работе «Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице» обобщены многолетние наблюдения по трудовой терапии во внутриотделенческих мастерских старейшей в Москве Психиатрической больницы № 3.
Методически разработано и популярно излагается, как правильно организовать лечение трудом внутри отделений, как во время лечебного труда надо правильно обращаться с больными, дана методика вовлечения в трудовой процесс труднововлекаемых больных (аутичных, заторможенных, депрессивных и т. д.).
Даны описания различных состояний больных, видов труда, наиболее показанных при этих состояниях; рассказывается, как правильно применять виды труда для оказания благотворного воздействия на больных. Подробно раскрывается роль трудинструктора в привитии больным трудовых навыков, в создании у больных установки на труд.
В работе показана трудотерапия как целенаправленная деятельность больных и как подготовка к дальнейшему трудоустройству психически больных.
Работа предназначена для работников трудовой терапии, как постоянное методическое пособие инструкторам и среднему медицинскому персоналу при организации и проведении лечебного труда больных внутри отделений.
В настоящее время подготовка инструкторов трудовой терапии является актуальным вопросом. Со времени применения психотропных средств роль трудотерапии и требования к ней возросли. Известно, что это лечение способствует более быстрому выходу больных из острого психотического состояния и тем самым более раннему вовлечению больных в трудовые процессы.
Поэтому очень важен опыт методически правильного вовлечения больных в трудовые процессы, опыт правильного проведения этого метода терапии. Обобщение этого опыта желательно сделать доступным широкому кругу трудинструкторов и среднему медицинскому персоналу.
Работа иллюстрирована рисунками и фотографиями изделий труда больных, а также иллюстрациями по методике хранения острых инструментов, рамок, досок и т. д. Работа снабжена материалами по документации этого лечения и списком литературы.

Предисловие

Работа Л. Г. Яркевич «Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице» является результатом обобщения многолетнего опыта автора по организации трудовой терапии в Московской городской психиатрической больнице № 3. Это является ценным качеством работы и определяет характер и задачи труда Л. Г. Яркевич: показать с большим знанием дела, как практически проводится трудовая терапия и каковы принципы и особенности ее организации в условиях психиатрической больницы. В работе отражены все существенные стороны этого процесса - подбор больных, подбор труда в зависимости от профиля отделения и состояния больного, подбор инвентаря для отдельных видов труда и наблюдение за тем, как больные пользуются им и т. д. Это дело очень серьезное в условиях психиатрической больницы и требует максимум внимания. Работа Л. Г. Яркевич может быть полезной не только для сестер-трудинструкторов, но и для врачей-психиатров.
Книга написана доходчиво и поэтому доступна широкому кругу читателей. Работа имеет много достоинств, показывает подробно весь процесс трудовой терапии, когда в практике лечения психически больных широко применяются новые психотропные средства. Это имеет немаловажное значение для трудотерапии при современных условиях лечения ввиду полного отсутствия учебной и методической литературы по трудовой терапии. Работа Яркевич несомненно восполнит этот пробел. Личными наблюдениями автор обобщает и богатый исторический опыт нашей больницы, имеющей славные традиции.
В Психиатрической городской больнице № 3 (бывшей Преображенской) родилась идея трудовой терапии. Лечение трудом в стенах больницы проводилось с 1811 г.

Общие организационные вопросы

Прием больных на лечение трудовой терапией

За последние годы в области советского здравоохранения достигнуты большие успехи, в том числе в клинической психиатрии и лечении психически больных. В общем комплексе современного лечения психически больных с широким применением новейших психотропных лекарственных средств широко применяется и трудовая терапия, которая приобретает все возрастающее значение в актуальной проблеме социально-трудовой реадаптации и реабилитации больных.
Известно, что трудовая терапия в современной клинической психиатрии, как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, находит всеобщее признание. Трудовой терапии посвящен ряд научных исследований ведущих отечественных клиницистов-психиатров.
Рассматривая трудовую терапию как этап лечебной реадаптации больных, рациональное ее применение может быть обеспечено лишь в том случае, если при назначении лечебного труда будут тщательно учтены индивидуальные особенности личности больного наряду с клиническими особенностями проявления его заболевания. Известно, что сами больные в условиях стационара по-разному расценивают лечебный труд. Одни больные склонны считать лечебную мастерскую «артелью», и нередко отрицательно относятся к трудовым процессам и к инструктору по труду. Другие больные, наоборот, активно стремятся работать, чтобы доказать (по бредовым мотивам), что они «психически здоровы» и не хотят «даром есть хлеб». Поэтому врач, назначивший больному трудотерапию, а также инструктор по труду, знакомящийся со вновь поступившим больным, должны в доступной форме разъяснить ему, что трудовая терапия - один из видов необходимого для него лечения, которое может облегчить его состояние и ускорить выздоровление.
Первоначальная беседа врача и инструктора по труду с больным, которому назначен лечебный труд, очень важна, так как наш опыт наблюдения за больными показывает, что, если первое впечатление о необходимости участия в трудовых процессах y больного сложилось неправильное, его очень трудно в дальнейшем переубедить.
В личной беседе с инструктором по труду врач обычно обращает особое внимание инструктора на агрессивных и суицидальных больных и подчеркивает, что этим больным нельзя доверять острые, режущие или колющие инструменты.
Больных, назначенных врачом на трудотерапию, дежурная сестра отделения больницы должна ежедневно сопровождать в лечебную мастерскую под непосредственное наблюдение инструктора по труду. Инструктор должен активно и приветливо встретить больных, поздороваться с каждым из них, обращаясь к больному по имени и отчеству, указать место, предназначенное для работы, пока каждый больной не привыкнет к своему постоянному рабочему месту. При этом инструктор по труду и сам должен запомнить рабочее место каждого больного для осуществления систематического наблюдения за ним. Знание мест размещения больных в лечебнотрудовой мастерской помогает инструктору по труду избежать ошибок при раздаче инструментов для работы и лучше запомнить, что такому-то больному, который сидит всегда там-то, вручены нужные для его работы инструменты. Если больной, получив и передав инструмент другому, отрицает, что он получил инструмент, инструктору по труду также поможет зрительная память индивидуального размещения больных в мастерской, рабочее место, где именно он вручил данному больному инструмент. При этом пропавший инструмент должен быть найден немедленно!
Больного, вновь пришедшего в лечебную мастерскую, инструктор по труду, как правило, усаживает ближе к себе. Только понаблюдав за больным и достаточно полно ознакомившись с особенностями его болезненного состояния и поведения в условиях мастерской, инструктор может выделить такому больному рабочее место среди других работающих больных.
Одновременно инструктор по труду стремится заинтересовать больного в предпочтительном выборе вида труда с учетом его профессионально-трудовой направленности в жизни.
Индивидуальный подбор вида лечебного труда, соответствующего трудовым установкам больного, имеет немаловажное значение и повышает терапевтический эффект этого вида лечения психически больных.
При повторном поступлении больного в больницу для участия в трудовой терапии от инструктора также требуется неослабная бдительность, так как побывавшие дома больные часто неправильно, некритически расценивают свое болезненное состояние и при возвращении в больницу бывают крайне озлоблены: «Зачем опять заперли в больницу?». Нередко такие больные стремятся к побегу, скрывая это от врачей. В состоянии озлобления эти больные могут находиться продолжительное время и иногда проявлять агрессию по отношению к окружающим. Отношение инструктора по труду к повторным больным должно быть таким же бдительным, как и к первичным, острые инструменты им также доверять нельзя.
Инструктор по груду знакомится с каждым первичным больным, подробно и бережно расспрашивает его в непринужденной беседе, стремясь установить с ним простые, правильные отношения. Осуществляя в дальнейшем наблюдение за этим больным в соответствии с указаниями врача, инструктор решает, с какими больными рядом посадить вновь прибывшего за рабочий стол. В процессе беседы опытный инструктор устанавливает особенности отношения больного к лечебному труду, к тому или другому виду труда и к окружающим его лицам.

Трудотерапия - один из видов восстановительной терапии - способствует реабилитации пациентов с различными физическими и психическими нарушениями посредством использования посильного труда.

Понятие трудотерапии как элемента физиотерапии

Трудовая терапия - составная часть физиотерапии - использует трудовые процессы с лечебной целью. Физиотерапевтические процедуры помогают устранить или уменьшить физические недостатки путем укрепления мышц, увеличения объема движений в суставах и улучшения координации. В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей применяют специальные виды труда с определенным объемом движений и участием определенных групп мышц. При этом могут быть использованы тренажеры и спортивный инвентарь (гантели, мячи).

Специалисты по трудотерапии обучают пациентов навыкам самообслуживания и выполнения повседневных дел. Так, например, людей с ампутированной рукой учат самостоятельно одеваться и готовить пишу. При этом могут быть задействованы специальные приспособления, облегчающие жизнь инвалидов в домашней обстановке.

Трудовая терапия используется для лечения психических болезней и заболеваний , сопровождающихся снижением интеллектуальных способностей. Занятия рисованием и музыкой помогают таким больным раскрыть свой творческий потенциал и найти способ самовыражения. Помимо этого, пациентов обучают социальным навыкам для облегчения отношений с другими людьми, а также воспитывают в них самостоятельность и уверенность в собственных силах. Особое внимание на занятиях по трудотерапии уделяется выработке умений и навыков, необходимых для выполнения повседневных дел, таких как приготовление пищи, уборка квартиры, поход за покупками.

Учитывая особенности людей с физическими недостатками, им предоставляются консультации по переоборудованию помещений и оснащению их приспособлениями, позволяющими облегчить жизнь инвалидов в домашних условиях.

Специалисты по трудотерапии оказывают практическую помощь и эмоциональную поддержку в обществах и социальных службах, созданных для людей с ограниченными возможностями.

Положительный эффект трудотерапии

При переломе конечности, сопровождающемся временной утратой трудоспособности, пациенту прежде всего назначают физиотерапевтические процедуры .

Трудотерапия показана больным, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, например артритом, или перенесшим серьезные травмы головы или грудной клетки. На занятиях их обучают пользоваться специальными приспособлениями, облегчающими труд на работе и дома.

Занятия по трудотерапии при участии и помощи врача позволяют снять состояние напряженности и беспокойства у психических больных. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают их от болезненных переживаний.

Трудотерапия

Симферополь, 2013

Трудовая терапия (трудотерапия)

Трудотерапия (лечение трудом) применялась на практике русскими врачами-клиницистами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым и др. Это активный метод восстановления трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Трудотерапия нормализует психику больного, стимулирует функции пораженной системы (органа) и является важной составляющей в общей системе реабилитации больных. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и огороде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др.

В настоящее время трудотерапия приобретает важное значение в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты трудотерапии должны располагаться вблизи зала для ЛФК, бассейна, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудотерапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специально оснащенных кабинетах (мастерских и пр.).

Применение трудотерапии в системе реабилитации зависит от клинических особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вторичных патологических изменений в тканях опорно-двигательного аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Методика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной системы, позвоночника у больных развиваются тяжелые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты трудоспособности больными является не только тяжесть повреждений и заболеваний, но и несвоевременно и нерегулярно проводимое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также неполное использование всех средств реабилитации, предназначенных для восстановления и развития временно утраченных функций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить полностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслуживанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии : восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного.

При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его течения, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (операций), которые могут привести к закреплению порочного (ненужного для данной профессии) двигательного стереотипа.

Основные факторы (аспекты) трудотерапии (по материалам экономического и социального департамента ООН) следующие: восстановление двигательных функций, рабочих навыков и обучение повседневным видам деятельности; изготовление (совместно с протезистами) простейших приспособлений, помогающих выработать навыки самообслуживания; определение степени восстановления профессиональной трудоспособности.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом

Занятие трудом - это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом - использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения (функциональный дефект), подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: посредством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Выделяют три группы трудовых операций (упражнений): трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.).

При значительном движении двигательной функции руки (рук) используют специальные приспособления для ее поддержки при выполнении работы (лямки, подвешивание и пр.). Подбор упражнений проводится на основе динамической анатомии, физиологии труда. Кроме того, трудовые процессы (упражнения) назначают с учетом профессии больного, его возраста, функциональных нарушений и др.

Общеукрепляющая трудовая терапия является средством повышения физической работоспособности. Под влиянием трудовых занятий улучшается психоэмоциональное состояние больного и функция опорно-двигательного аппарата.

При постельном режиме больным назначают работу по вязанию, плетению, лепке, шитью, рисованию и др.

Ходячие больные в состоянии заправить кровать, убрать помещение, территорию, они могут работать в мастерских, цветочных оранжереях и т.д.

Производственная трудовая терапия связана с работой на различных станках (ткацких, деревообрабатывающих, столярных, картонажных и др.). Она дает возможность ориентировать больного на работу по прежней специальности или получение новой специальности.

В ходе трудотерапии больной приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для пациента создаются условия, близкие к производственным, проверяется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).

Периоды трудотерапии

Первый период (2-4 нед.) - от момента операции до снятия гипсовой лонгеты. С 2-3 дня рекомендуются активные и пассивные упражнения и выполняются облегченные трудовые процессы здоровой конечностью и пальцами травмированной руки, свободной от иммобилизации.

Второй период (3-4 нед.) - после снятия швов и гипсовой лонгеты. Расширяется комплекс ЛФК и трудовых операций, требующих активного участия травмированной руки.

Третий период (6-12 мес. и более) - после выписки из клиники на протяжении всего периода восстановления поврежденного нерва. Трудовая терапия, ЛФК и массаж (самомассаж, криомассаж) проводятся длительное время в поликлинике и в домашних условиях.

Главными в комплексе движений являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье, повязывание платка и др.), уборка помещений, работа в саду (огороде) и др. Рекомендуются также плетение, вышивание, лепка, вязание, изготовление картонных игрушек, разборка мелких деталей, рисование, машинопись, столярные работы (работа рубанком, полировка деревянных поверхностей) и др.

Трудовая терапия должна быть дифференцированной на разных этапах реабилитации. По подбору упражнений и нагрузке она подразделяется по величине нагрузки (интенсивности выполнения манипуляций), подбору манипуляций и пр.; по достигаемому освоению манипуляций (движений); по локализации воздействий на опорно-двигательный аппарат.

Нагрузка в дозировании трудовых процессов (навыков) осуществляется подбором веса рабочего инструмента, исходным положением (позой), продолжительностью выполнения манипуляций, подбором захвата рукоятки инструмента, специальными приспособлениями к инструментам и бытовым приборам (ложка, бритва и др.).

В процессе трудовой терапии осуществляется постепенный переход от пользования инструментами, облегчающими вовлечение больной конечности в работу, к обычным инструментам. Для удержания руки в удобном положении применяют подставки, приспособления для фиксации предплечья, инструментов и пр. В трудотерапии используют различные виды манипуляций с инструментами, на стендах и пр., способствующих восстановлению объема движений в суставах, силе мышц рук, выработке тонкой координации движений пальцев и повышению их чувствительности.

Введение

1. Понятие о трудотерапии

2. Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

3. Трудотерапия при депрессивных состояниях

4. Трудотерапия при двигательной заторможенности

5. Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы

Введение

«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.

1. Понятие о трудотерапии

Трудотерапия, трудовая терапия лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

1) соответствие человеческим потребностям;

2) целевой характер деятельности;

3) мощное воздействие упражнения;

4) мобилизация активности, внимания и т.д.;

5) необходимость приложения усилия, напряжения;

6) широкие возможности компенсации;

7) преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

8) включение в жизненно полезный ритм;

9) результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

10) благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

11) рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

12) коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.

2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме

Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.

Пример. Больная шизофренией (галлюцинаторно-параноидальная форма) чувствовала в себе присутствие посторонних «существ», боролась с ними прижиганием горящей сигаретой, била себя кулаком, кричала. С помощью метода наблюдения в течение трех часов работы и трех часов отдыха, было установлено, что количество реакций больной на галлюцинаторные «раздражители» снижалось более существенно при поливе огорода (38 случаев) и прополке (83 случая), чем в условиях отдыха – при починке белья (289 реакций).

Вывод

При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда – подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.

3. Трудовая терапия при депрессивных состояниях

Пример. Больная З. (52 года) находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозом шизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала в постели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Летом начала трудотерапию во время беседы говорила, что все кругом давит, что не хочет видеть людей, свет, поэтому закрывает голову полотенцем. Просила не называть ее по имени, ибо она этого не достойна. Долго отказывалась от всякой работы. Какую работу ей предложить? Работать в поле – нельзя, жарко, состояние и без того тяжелое. Клеить пакеты? Это не отвлечет от тягостных переживаний. Вязать, вышивать - не умеет, нужно учить, продуктивный труд отодвинут надолго. Оказалось, что больная умеет прясть (на «самопряхе»). Для нее специально привезли в больницу «самопряху». Это работа живая, динамичная, знакомая и при этом индивидуальная, нет необходимости общаться с другими людьми. 14.04.1950г. - качество работы низкое, затем постепенно улучшалось. 16.04.1950 г. - тяготится бездельем: «Я жду-не дождусь, пока мне дадут работу, мне тяжело без работы, даже грудь разрывается». На восьмой день повязывает голову платком, а не полотенцем. Глубокая тоска уступает место ровному настроению. Работает все время без перерыва, адекватно реагирует на происходящее вокруг. Через некоторое время встал вопрос о ее выписке. Больная просит помочь вернуть ей ее домик, занятый на время болезни родственниками. Стала целеустремленной, активной, поехала в Красноярск добиваться помощи от прокуратуры.

4. Трудотерапия при двигательной заторможенности

Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном труде по наружным работам под руководством медсестры. В психическом состоянии замечены некоторые улучшения. Но когда его включили в состав бригады больных (12-15 человек), состояние больного резко ухудшилось, опять проявляется агрессия, застывает в одной позе. Коллективная работа оказалась непосильной. Перевели в бригаду из четырех человек - поведение улучшилось. Но опять наступило ухудшение, когда к нему прикрепили в качестве партнера активного, хорошо работающего больного.

Вывод

Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду.

Психологи делают вывод о том, что в трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается.метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д.

Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность. Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий.

5. Трудотерапия при олигофрении

Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы - конфету, игрушку.

трудотерапия реабилитация психический больной


Заключение

Таким образом, ознакомившись с общими и некоторыми частными аспектами трудотерапии при психопатологии, можно сделать общий вывод, состоящий в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.

Список литературы:

1. Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. - М.: Медицина, 1964. – 164 с.

2. Греблиовский М.Я. Трудовая терапия психически больных. – М.: Наука, 1966.- 253 с.

3. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высш. уч. зав. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

5. Рябинова Ф.С. Эффективность трудовой терапии при психических заболеваниях. – Л., 1971. – 236 с.

Размещено на /


Введение

Понятие о трудотерапии

Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

Трудотерапия при депрессивных состояниях

Трудотерапия при двигательной заторможенности

Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы


Введение


«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.


1. Понятие о трудотерапии


Трудотерапия, трудовая терапиялечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

соответствие человеческим потребностям;

целевой характер деятельности;

мощное воздействие упражнения;

мобилизация активности, внимания и т.д.;

необходимость приложения усилия, напряжения;

широкие возможности компенсации;

преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

включение в жизненно полезный ритм;

результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.


2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме


Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.

Пример. Больная шизофренией (галлюцинаторно-параноидальная форма) чувствовала в себе присутствие посторонних «существ», боролась с ними прижиганием горящей сигаретой, била себя кулаком, кричала. С помощью метода наблюдения в течение трех часов работы и трех часов отдыха, было установлено, что количество реакций больной на галлюцинаторные «раздражители» снижалось более существенно при поливе огорода (38 случаев) и прополке (83 случая), чем в условиях отдыха – при починке белья (289 реакций).

Вывод

При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда – подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.


3. Трудовая терапия при депрессивных состояниях


Пример. Больная З. (52 года) находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозом шизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала в постели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Летом начала трудотерапию во время беседы говорила, что все кругом давит, что не хочет видеть людей, свет, поэтому закрывает голову полотенцем. Просила не называть ее по имени, ибо она этого не достойна. Долго отказывалась от всякой работы. Какую работу ей предложить? Работать в поле – нельзя, жарко, состояние и без того тяжелое. Клеить пакеты? Это не отвлечет от тягостных переживаний. Вязать, вышивать - не умеет, нужно учить, продуктивный труд отодвинут надолго. Оказалось, что больная умеет прясть (на «самопряхе»). Для нее специально привезли в больницу «самопряху». Это работа живая, динамичная, знакомая и при этом индивидуальная, нет необходимости общаться с другими людьми. 14.04.1950г. - качество работы низкое, затем постепенно улучшалось. 16.04.1950 г. - тяготится бездельем: «Я жду-не дождусь, пока мне дадут работу, мне тяжело без работы, даже грудь разрывается». На восьмой день повязывает голову платком, а не полотенцем. Глубокая тоска уступает место ровному настроению. Работает все время без перерыва, адекватно реагирует на происходящее вокруг. Через некоторое время встал вопрос о ее выписке. Больная просит помочь вернуть ей ее домик, занятый на время болезни родственниками. Стала целеустремленной, активной, поехала в Красноярск добиваться помощи от прокуратуры.


4. Трудотерапия при двигательной заторможенности


Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном труде по наружным работам под руководством медсестры. В психическом состоянии замечены некоторые улучшения. Но когда его включили в состав бригады больных (12-15 человек), состояние больного резко ухудшилось, опять проявляется агрессия, застывает в одной позе. Коллективная работа оказалась непосильной. Перевели в бригаду из четырех человек - поведение улучшилось. Но опять наступило ухудшение, когда к нему прикрепили в качестве партнера активного, хорошо работающего больного.

Вывод

Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду.

Психологи делают вывод о том, что в трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается.метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д.

Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность. Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий.


5. Трудотерапия при олигофрении


Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы - конфету, игрушку.

трудотерапия реабилитация психический больной


Заключение


Таким образом, ознакомившись с общими и некоторыми частными аспектами трудотерапии при психопатологии, можно сделать общий вывод, состоящий в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.


Список литературы:


Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. - М.: Медицина, 1964. – 164 с.

Греблиовский М.Я. Трудовая терапия психически больных. – М.: Наука, 1966.- 253 с.

Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высш. уч. зав. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

Рябинова Ф.С. Эффективность трудовой терапии при психических заболеваниях. – Л., 1971. – 236 с.

Размещено на

Похожие рефераты:

Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев

Общая характеристика шизофрении, ее этиология и онтогенез. Психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению. Психологические особенности больного шизофренией. Существенная группа симптомов в диагностике. Медикаменты как основные средства лечения.

Реабилитация больных. Эриксоновский гипноз. Нейролингвистическое программирование. Гештальт-терапия. Групповая психотерапия. Эмоционально-когнитивная терапия. Поведенческая, антикризисная психотерапия. Трудотерапия. Работа психокоррекционной группы.

Цель работы – изучение эффективности и переносимости препарата коаксил (тианептин) при лечении психогенных депрессий у больных пожилого возраста.

Метод наблюдения. Метод опроса. Лабораторный эксперимент. Методы построения простых и сложных теоретических объектов. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда.