Тема по самообразованию для логопеда в школе. План по самообразованию учителя-логопеда доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ детский сад «Березка»
С.В.Локотилова
Приказ № ______ от «____»___________20____г.
План по самообразованию
Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ
2018-2019 учебный год
Игрим 2018
Сроки разработки темы : с 2018 года по 2020 год
Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы .
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования .
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными организациями, сопровождающими развитие ребенка по теме.
Детский портал «Солнышко», «Мир педагога», « АПРель», «Портал ПЕДАГОГА», «Инфоурок», «Логопедия для всех», «Моя Югра»и тд.
Профессионально-педагогическая деятельность.
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование группы коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.
Начало учебного года
В теч. года
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.
В течение года
Консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада.
В течение года
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.
По плану ДОУ
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте.
В течение года
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
В течение года
Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной»
В течение года
«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.
В течение года
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника
В течение года
Семинар - практикум «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»
Май
«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики
В течение года
Подготовка и проведение ПМПК: обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год
Апрель
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо, Продленка.
В течение года
Наличие, ведение, обновление персонального сайта
Постоянно
В течение года
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
Начало года, регулярно
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2018 – 2019 учебный год
Сентябрь
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.
В течение всего периода
Разработка программы коррекции на учебный год.
Начало года
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.
В течение года
Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».
В течение года
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
В течение года
Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной».
В течение года
«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.
В течение года
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка
В течение года
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)
В течение года
Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет
Апрель
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.
В течение года
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо.
В течение года
Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции,
Постоянно
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.
Постоянно
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.
Постоянно
Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Логопедия для всех»,«Логопортал», «», «Открытый урок».
Регулярно
3. Изучение специальной литературы.
Изучение и размещение материалов на сайтах:Изучение периодических изданий, методической литературы.
Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».
План по самообразованию учителя-логопеда
на 2018 - 2019 учебный год
Индивидуальная тема самообразования:
«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».
Время работы над темо й: сентябрь 2018г – май 2019г
Источники самообразования:
методическая литература,
интернет ресурсы,
обмен опытом на базе МБДОУ,
Результат работы:
консультирование педагогов МБДОУ;
размещение методических разработок на сайте МБДОУ;
обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
План работы
Задачи
Формы и методы реализации
сроки
Планирование работы на учебный год
Определение темы самообразования.
сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
Изучение информации из различных источников по теме самообразования
Изучение методической литературы.
в течение года
Обзор информации в интернете.
Ознакомление с инновационными методиками по теме.
Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.
Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников
Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.
октябрь
Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.
Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по
развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.
в течение года
Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Обобщение педагогического опыта по теме
Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.
в течение года
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.
Написание отчета о проделанной работе.
Консультирование педагогов ДОУ по теме.
Публикация на сайте ДОУ.
Изучение методической литературы
Вопросы для изучения
Сроки
Литература
Формы отчетности
Программные требования к развитию связной речи дошкольников
август
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014
Методика формирования связной монологической речи дошкольников
сентябрь
Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.
Жукова Н.С. и др. логопедия.
Консультирование воспитателей
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.
октябрь
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.
Консультирование родителей
Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.
ноябрь
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982
Консультирование воспитателей
Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009
Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.
декабрь
январь
Изучение интернет ресурсов.
Оформление папки «Дополнительный материал»
Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования
февраль март
Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28
Оформление папки «Метод наглядного моделирования»
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -( )
Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.
Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников
апрель май
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005
Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2»
План по самообразованию учителя-логопеда
Фомичевой Натальи Николаевны
Тема : «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
Задачи самообразования:
Изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
Изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;
Изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;
Внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
Разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);
Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;
Освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.
Презентовать педагогический опыт.
Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.
Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:
Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедической группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.
Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.
В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.
2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.
3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
Этапы работы |
Виды деятельности |
Сроки выполнения |
Изучение и анализ литературы |
1. Гаргуша Ю.Ф., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г. 2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы . Журнал «Логопед» №5, 2008 г. 3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13), 2006 г. 4. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2006 г. 5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9), 2005 г. |
В течении года |
Изучение и анализ интернет-ресурсов |
Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы: 1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org 2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями . - www. human.perm.ru. 3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. |
В течении года |
Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями. |
Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. |
|
Самоанализ своей профессиональной деятельности. |
Отчёт по самообразованию. |
Предполагаемый результат и форма его представления:
1.Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.
2.Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.
3.Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.
4.Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.
Учитель-логопед ________________________ Фомичева Н.Н.
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Обоснование выбранной темы:
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель : повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по использованию игровых технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
- Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. | Октябрь. |
2. | Изучить и проанализировать: ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155 |
Октябрь. |
3. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года. |
4. | Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы. |
Сентябрь Октябрь. |
5. | Работа по плану проекта — Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» — Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке» — Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели) — Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» — Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) — Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед) — Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » — Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» — Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь — Май. |
6. | Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
|
В течение учебного года. |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь |
2. | Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск. Методическая разработка логопедического развлечения. Тема: Паровозик из «Игро-ленда» |
Ноябрь |
3. | Изготовление папки передвижки для родителей детей 3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика: «Котик Музик» |
Декабрь |
4. | НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » | Декабрь |
4. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. | В течение года. |
5. | Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» | Январь |
5. | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Февраль |
6. | Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
|
Февраль Март |
7. | Создание презентации по теме самообразования. | Март |
8. | Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
9. | Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение материалов на сайтах:
|
В течение года |
2. |
|
Октябрь Ноябрь Декабрь |
4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение опыта работы учителя-логопеда Матыкиной И.А. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Капитошка»
План по самообразованию учителя-логопеда
Курлыковой Веры Андреевны
Тема: «Формирование грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода
наглядного моделирования»
2014- 2017 г.
г. Абакан
Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»
Цель: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования.
Литератур а:
Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / Арушанова А. // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.
Бимеева О. А. Практические приемы коррекционной работы по исправлению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с ОНР. / Бимеева О. А. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 74-83.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.-144 с.
Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.
Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. - 3-е изд. М.: Айрис-пресс: Айриспресс дидактика, 2005. - 90, (1)
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г . Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Карнаухова Я.Б.// Логопедия сегодня: науч.-метод. журн. - 2011. - № 1 (31). - C. 63-65.
Коленченко А. Н. Специфика коррекционной работы, направленной на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии / Коленченко А. Н. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 13-24
Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. - 2-е изд., испр. и доп. - Мозырь: Содействие, 2007. -100с.
Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83.
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.
Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково- символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12.
Соловьева Н.В. Таблицы для звукового анализа слова: новые варианты традиционной методики. / Соловьева Н.В. // Логопед: науч.-метод. журн. 2008, № 8, с. 42- 55.
Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т.Б. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.50-53.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов. / Уварова Т.Б. // Логопед. - 2010. - №2. - С. 6-14.
Уварова Т.Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. / Уварова Т.Б. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №1. - С. 29-34.
Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
Ресурсы интернета:
2014-2015 уч.год
« »
Месяц
Содержание работы
Форма работы
Практические результаты
Сентябрь
Провести диагностику.
Октябрь
Изучение литературы по теме самообразования
Чтение книг, статей в журналах, посвященных методу игрового моделирования.
Конспект статей, книг по игровому моделированию
Ноябрь
Декабрь
Систематизация игровых пособий
Найти имеющиеся пособия по игровому моделированию.
Создание банка пособий.
Январь-
февраль
Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования грамматического строя речи
Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать.
Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями.
Март
Участие в республиканском конкурсе «Педагог дошкольной организации – 2015»
Разработать комплексно-тематическое планирование для формирования грамматического строя речи с использованием метода игрового моделирования, рассчитанное на 2 года.
Комплексно-тематическое планирование на 2 года обучения.
Апрель
Подготовка мастер-класса по теме самообразования.
Придумать имитационную игру, смоделировать игры, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс
Май
Написание статьи по материалам конкурсных заданий и проведенного мастер-класса
Статья
2015-2016 уч.год
« Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования »
Месяц
Содержание работы
Форма работы
Практические результаты
Сентябрь
Проведение диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Провести диагностику.
Анализ результатов диагностики.
Октябрь
Включение в занятия игровых пособий, схем, моделей согласно календарно-тематического планирования.
Провести занятия
Конспект занятий с элементами метода игрового моделирования
Ноябрь
Декабрь
Изучение новых статей в журналах
Изучить новую литературу
Добавление новых пособий в банк.
Январь-
февраль
Выступление на ГМО
Составить выступление
Сделать фотографии занятий, презентацию для выступления.
Март
Провести конкурс схем, пособий, моделей в ДОУ
Разработать положение, утвердить членов жюри
Добавить новые пособия в банк.
Апрель
Написание статьи по материалам конкурсных работ
Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике
Статья
Май
Проведение диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Провести диагностику.
Анализ результатов диагностики, корректировка календарно-тематического планирования на следующий год.
План работы по самообразованию
учителя-логопеда
на 2012 – 2013 учебный год.
Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы. |
||
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». |
||
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей. |
Декабрь-Февраль |
|
Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж» |
Ноябрь-Декабрь |
|
Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет». |
Разработать каталог статей |
Март-Апрель |
Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения. |
Продолжить разработку компьютерных презентаций |
Март-Апрель |
Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «» «Как правильно произносить звуки» |
Разработать презентации по артикуляционной гимнастике. |
Ноябрь-декабрь |
Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ. |
Ноябрь-май |
|
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий |
Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе |
В теч.уч.года |
Отчет по самообразованию
учителя-логопеда
за 2011 – 2012 учебный год.
Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ .
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.Формирование произносительных умений и навыков.Устранять дефектное звукопроизношение.Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
В рамках самообразования в течение учебного года:
Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.
Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.
Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».
Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.
Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».
Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.
Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»
«Как правильно произносить звуки».
Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука
Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.
Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.
Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.