На что влияет группа здоровья у ребенка. Группы здоровья взрослого населения и детей: классификация

Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, - или, - данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.

Что это такое?

Что же подразумевается под термином группы здоровья?

Группа здоровья - условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.

Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых - терапевт.

Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.

Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.

У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых - 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?

Критерии здоровья

Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.

Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:


Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.

Первая группа

Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).

Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.

У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.

Вторая группа

2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.

Для детей подкатегории "А" характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.

Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.

2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).

Третья группа

Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).

Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.

У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.

Четвертая группа здоровья

Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.

Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.

При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.

Группа инвалидности

Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.

У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.

Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).

В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.

Поведение с представителями различных категорий

1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.

Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.

Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.

Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.

Приветствую вас уважаемые читатели, если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.

Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев “классификации ребенка” является уровень его здоровья.

Группы здоровья детей и их характеристика – о чем идет речь?

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает “требоваться” при поступлении в сад или школу.

Формирование групп здоровья

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

  • хирург;
  • глазной врач;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • дантист.

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Неужели ущемление прав?!

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Группы здоровья детей и их характеристика разработаны врачами-педиатрами исключительно в интересах самих детей!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради “облегчения жизни” педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в “подготовительную группу”. Не с целью разделить деток на “здоровых” и “не очень”, а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

А какие варианты?

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.

Первая категория

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Апгар: существует 5 критериев – дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, цвет кожного покрова. Каждый показатель может «получить» от 0 до 2 баллов. Выставляется такая оценка на 1 и на 5 минуте после рождения. Если на 1 минуте малыш получает от 0 до 3 баллов, или на 5 до 6 баллов, это значит, что ему нужна срочная реанимация.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Вторая категория

Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой “диагноз” выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. “Частые” – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις - воспоминание) - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная “компания”. Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Третья категория

Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно (“больна”). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая категория

Четвертая (4) группа здоровья у детей – это “промежуточная” стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой “компании” характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально “неправильную” систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе “обычных” сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Пятая категория

Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).

Группы здоровья и группы риска – есть разница?

Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых “больше возможностей” получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.

При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.

По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.

Определяем группу здоровья

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть “классифицирован” по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группа здоровья у детей – таблица по заболеваниям

Группа здоровья Хронические заболевания Острые заболевания Аномалии развития Функциональные отклонения Нервно-психическое развитие
1 (первая) Нет Редко (до 4 раз в год) Нет В норме
2 (вторая) Нет Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Есть В норме/слегка отстает
3 (третья) Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение Часто, с тяжелым течением Есть,
незначительное ограничение возможностей
Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология В норме/слегка отстает
4 (четвертая) Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания В норме/слегка отстает/ощутимо отстает
5 (пятая) Есть, тяжелые, с редкими облегчениями Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях. Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и “здоровые” элементы В норме, может быть незначительное или значительное отставание

Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.

Определение категории – важный этап. Нельзя “расслабляться”, даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно. Большинство заболеваний сегодня поддается лечению, но этим нужно заниматься – скрупулезно, долго, ежедневно. И тогда родительский труд будет вознагражден здоровьем ребенка.

Время чтения: 11 минут

Физическая составляющая здоровья определяет психическое и социальное благополучие ребенка, его гармоничное развитие, успех во взрослой жизни. Дефекты развития, наличие хронических заболеваний, врожденные аномалии требуют корректировки физических нагрузок и постоянного медицинского контроля. Комплексные медицинские осмотры позволяют оценить состояние физиологических систем организма, динамику патологии, чтобы определить группу здоровья у детей для организации общеукрепляющих занятий и реабилитационных мероприятий.

Что такое группа детского здоровья

В педиатрической практике понятие «группа здоровья у детей» – условное обозначение, которое используют врачи для оценки общего состояния организма. Вывод делается на основе комплексного осмотра узкими специалистами и участкового врача-педиатра. Заключение выдается на текущий момент, поэтому группа здоровья может меняться. Это зависит от динамики состояния.

Оценить и определить группу здоровья у детей разных возрастных категорий необходимо, чтобы в дальнейшем оказать своевременную медицинскую помощь или организовать наблюдение узких специалистов. Ее определение очень важно для детей, которые посещают образовательные учреждения. При диагностировании хронических заболеваний, наличия аномалий развития, назначается спецгруппа, в которой снижены требования и уменьшена физическая нагрузка.

Как определить группу здоровья ребенка

Определяют группы здоровья детей и подростков только квалифицированные врачи. Узкие специалисты, которые входят в состав медицинской комиссии, делают выводы после осмотра и дополнительных исследований. Все данные предоставляются педиатру, который на основе выводов комиссии, лабораторных анализов, критериев комплексной оценки здоровья, собственных наблюдений дает заключение. Группа здоровья у детей определяется с учетом данных о течении беременности и раннего развития.

Направление на ежегодный медицинский осмотр

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Диспансеризация предполагает осмотр узкими специалистами. Участковый врач-педиатр на основании их выводов и собственных наблюдений делает комплексную оценку физиологического состояния пациента. В состав медицинской комиссии входят:

  • хирург (выявление возможных нарушений осанки);
  • окулист (определение остроты зрения и его коррекция);
  • лор (выявление особенностей строения носоглотки, склонность к заболеваниям горла, носа, уха);
  • кардиолог (контроль работы сердечно-сосудистой системы);
  • невропатолог (выявление особенностей нервной системы);
  • стоматолог (проверка состояния зубов).

Что делать, если у ребенка выявлены функциональные нарушения или хроническое заболевание

Целью ежегодного профилактического осмотра является определение возможных функциональных нарушений и хронических заболеваний. При их выявлении комплексная оценка состояния здоровья не делается. Проводятся дополнительные исследования, уточняется диагноз. Только после этого педиатр дает комплексную оценку. Таков алгоритм действий врачебной комиссии при первичном выявлении патологий.

Классификация критериев

Существуют разработанные критерии здоровья детей, их классификация разнообразна. В педиатрической практике популярны 5 основных принципов, по которым определяют группу здоровья у детей:

  1. Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
  2. Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
  3. Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
  4. Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
  5. Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Группы здоровья детей и их характеристика

Комплексную оценку состояния здоровья проводят с 3 до 17 лет по специально разработанным критериям. Группа здоровья у детей обозначается римскими цифрами. Принадлежность к ней определяется не столько установленным диагнозом, сколько физическими возможностями, поэтому пациенты с одинаковыми заболеваниями могут находиться в разных группах.

Родители выражают обеспокоенность, когда группа здоровья у детей не соответствует нормальным показателям. Заключение врача об ее присвоении не является диагнозом. Медицинская градация такого типа дает комплексную оценку физического развития и возможность корректировать его в дальнейшем с учетом различных факторов, которые на него активно влияют.

I группа здоровья

Отсутствие анатомических дефектов и функциональных патологий. Пациенты практически здоровы и болеют редко. Выявленные функциональные отклонения в организме не влияют на общее физиологическое состояние и не требуют специальной медицинской коррекции. На момент осмотра они практически здоровы, имеют единичные отклонения в нервно-психическом развитии.

II группа

Фиксируются небольшие отклонения, снижена иммунная защита. Хронические заболевания отсутствуют, диагностируются функциональные нарушения. Выражена общая задержка физического развития: избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и другие дисфункции. Группа здоровья 2 у ребенка означает, что он часто болеет ОРЗ (более 4 раз в год). Велик риск развития патологических состояний, их переход в хроническое заболевание. Подгруппа 2а объединяет пациентов с факторами риска для развития заболеваний:

Подгруппу 2б характеризует наличие морфологических отклонений и функциональных нарушений. Новорожденным малышам характерны заболевания, которые они перенесли в первые минуты, часы жизни. После выписки из родильного дома патологии сохраняются, указывается группа риска. Педиатр составляет план наблюдений, проводит систематические обследования и профилактические мероприятия, при необходимости назначает лечение. Эти малыши часто болеют. За ними необходимо постоянное наблюдение в домашних условиях.

III группа

Хронические заболевания, которые характеризуются продолжительными периодами ремиссии. Редко случаются обострения состояния, которые проходят без осложнений основного заболевания. Маленькие пациенты имеют нормальное физическое развитие, но антропометрические показатели (рост, масса тела) ниже нормы. Группа здоровья 3 у ребенка является показателем отставания в психическом развитии.

IV группа

Присутствуют несколько хронических заболеваний. Одна или несколько болезней находятся в стадии субкомпенсации, присутствуют тяжелые пороки, патологические состояния. Сюда относят пациентов, у которых наблюдается ремиссия при постоянном поддерживающем лечении. Сюда относят пациентов с физическими недостатками вследствие перенесенных травм и операций.

V группа

Тяжелое хроническое заболевание, физические дефекты, нарушение функциональности жизненно важных внутренних органов. Сюда отнесены самые тяжелые пациенты, у которых часто случаются ухудшения состояния и приступы, после чего следуют осложнения. Основное заболевание требует постоянных лечебных мероприятий. Сюда зачисляют детей с инвалидностью.

Группы здоровья новорожденных

В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:

Критерии
1 Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности
Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени
Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия)
3 У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно
4, 5 Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация)

Что такое шкала Апгар

Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.

Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:

  • дыхание;
  • частота сердечных сокращений;
  • тонус мышц;
  • рефлексы;
  • цвет кожных покровов.

Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.

Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.

Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.

Рекомендации специалистов для разных групп здоровья

Развитие ребенка происходит в социуме, его физическая и социальная деятельность требует коррекции в зависимости от принадлежности к определенной группе здоровья. С этой целью медиками разработаны методические рекомендации:

  1. Учебная и физическая деятельность первой группы здоровья проводится по существующим общеобразовательным программам. При непосредственной организации деятельности учитываются возрастные особенности. С их учетом без ограничений можно выполнять нормативы, участвовать в разнообразных мероприятиях, посещать дополнительные образовательные и спортивные учреждения.
  2. Противопоказания для активных занятий второй группы не радикальны. Проводится закаливание, организуется правильное питание для коррекции веса, обязательны посильные занятия физической культурой. Рекомендовано участие в секциях общей физической подготовки. Полезны прогулки, игры на свежем воздухе. Разрешения врача требуется только для участия в мероприятиях с повышенной нагрузкой.
  3. Третья группа требует коррекции физических нагрузок, организация любой деятельности происходит по специально разработанным программам. Врач дает рекомендации и устанавливает ограничения. Особого внимания требует восстановление после нагрузки с помощью специального комплекса дыхательных упражнений. В ходе физической деятельности, которая происходит в низком и медленном темпе, обязательному контролю подлежит частота сердечных сокращений. Разрешение на участие в спортивных мероприятиях дает врач.
  4. Обучение в четвертой группе происходит по специальным программам в соответствующих учреждениях. Двигательная активность ограничивается, большое количество времени в режиме дня отводится на отдых. Обычные спортивные занятия противопоказаны, он посещает группу лечебной физкультуры.
  5. К составлению программ организации деятельности в пятой группе осуществляется индивидуальный подход, они утверждаются лечащим врачом. Двигательная активность значительно ограничивается. Большое количество времени отводится на отдых. Занятия лечебной физкультурой проводит квалифицированный специалист индивидуально.

Видео

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Разделение детей по показателям здоровья и развития нередко вызывает скептическое отношение родителей, которые считают подобный подход своего рода дискриминацией. Но специалисты уверены, что, если знать, с представителем какой группы приходится работать, это позволит лучше оценить состояние ребенка, оказать ему своевременную помощь.

Не стоит забывать и о том, что некоторым малышам недостаточно регулярного посещения врача и стандартного ведения в дошкольном или учебном учреждении. Только систематическая диагностика состояния таких ребят позволяет улучшить изначально заниженные показатели, повысить их шансы на здоровую и полноценную жизнь.

Диспансеризация ребенка и особенности присвоения группы

Чаще всего для детей, которые особо не выделяются среди своих сверстников, первая диспансеризация происходит перед зачислением в дошкольное учреждение. Она позволяет оценивать потоки поступающих и регулировать их. Ребенка в обязательном порядке осматривают хирург, офтальмолог, невропатолог, кардиолог, ЛОР, стоматолог. В случае необходимости сдаются анализы, проходятся дополнительные исследования. После того, как все этапы диагностики пройдены, педиатр делает заключение по состоянию здоровья и уровню развития малыша.

Совет: Не стоит относиться к постановке группы, как к приговору. Зачастую врачи придерживаются усредненных показателей и как бы выравнивают малышей. Если отношение к определенной группе не позволяет ребенку поступить в какое-то специальное учреждение (спортивную секцию, танцевальный кружок), стоит обговорить это с врачом.

Специалист либо пойдет навстречу, либо разъяснит создавшуюся ситуацию, либо посоветует особый режим, способный быстро скорректировать проблему.

При постановке окончательного «диагноза» педиатр руководствуется следующими факторами:

  1. История беременности, родов, последующего развития ребенка.
  2. Физические показатели, особенности работы систем и органов.
  3. Качество нервно-психического развития и особенности ответа на внешние раздражители.
  4. Уровень сопротивляемости детского организма внешним условиям.

Исходя из полученных данных, детей распределяют по группам. Они берутся за основу разработки графика посещения специалистов ребенком, проведения обязательных и специальных лабораторных исследований, установления уровня физических нагрузок.

Критерии определения принадлежности ребенка к определенной группе

Существует единая таблица критериев оценки состояния ребенка. При этом нужно учесть, что она распространяется на детей от 3 до 17 лет, поэтому в зависимости от тяжести заболевания, степени его развития и специфики, малыши с одним диагнозом, различного или одинакового возраста могут попадать в разные группы.

  • Первая группа здоровья. Сюда принято относить тех детей, которые очень редко болеют или не болеют вообще. Если и присутствуют отклонения, то они незначительны, не требуют коррекции и не влияют на общее состояние малыша. Функциональных или анатомических дефектов нет.
  • Вторая группа здоровья. Характеризуется общей незначительной задержкой развития, но без присутствия патологий. Заболевания случаются у такого ребенка не реже 4 раз за год. На восстановление после тяжелой болезни уходит о трех недель. В эту категорию автоматически попадают недоношенные, малыши с анемией, близорукостью, плоскостопием, астенией или ожирением. Риск возникновения патологии высок, существующее заболевание может перейти в хроническую форму.
  • Третья группа здоровья. Присутствует одно хроническое состояние, на момент осмотра пребывающее в стадии ремиссии, не характеризующееся сложным течением. Подразумевается частичное ограничение физической активности или обучения.
  • Четвертая группа здоровья. У таких детей имеется сразу несколько хронических состояний, некоторые из них находятся в острой форме. Затронутые патологией органы и системы изменены, что создает препятствия для полноценного труда или обучения. Корректирующая или поддерживающая терапия необходимы.
  • Пятая группа здоровья. Патология приводит к инвалидности. Хотя бы одно из имеющихся хронических состояний характеризуется существенным физическим недостатком, приводящим к нарушению нормальных функций организма. Представители группы не могут посещать общие детские и подростковые учреждения.

Для постановки 4 и 5 групп необходимо проведение дополнительных исследований, консультирование с профильными специалистами. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно будет начать проведение соответствующей терапии.

Особенности существующих групп и их связь между собой

Стремительное омоложение ряда болезней и неблагоприятные условия окружающей среды привели к тому, что детей, относимых в первую группу здоровья, становится все меньше. Самой многочисленной является вторая группа, на представителей которой обращено основное внимание врачей с целью профилактики ухудшения их состояния. Регулярно проводятся их осмотры, назначается корректирующая терапия и оздоровительное лечение. Обязательному диспансерному учету подлежат малыши из 3-5 групп.

Принадлежность к 3 группе подразумевает снижение активности, разработку индивидуального графика жизнедеятельности и составление специфического рациона. Малыши из 4 группы, ограниченные в большей степени, получают направления в специализированные учреждения, где посещают специальные занятия, растут и развиваются под строгим контролем профильного специалиста. Именно благодаря разработанной классификации у многих детей появляется шанс на существенное улучшение качества жизни, если не на полное выздоровление.

Группы здоровья, разработанные для классификации новорожденных

Перед тем, как выписывать маму и ребенка из родильного отделения, врачи оценивают состояние грудничка и опять же относят его к одной из групп здоровья:

  • Первая. Здоровые малыш и мама (учету подлежит гестоз первой половины беременности). Представителям этой категории нужно посетить педиатра в первые три дня после выписки, на 18-20 и 28-30 дни жизни грудничка. На втором месяце жизни достаточно двух посещений, далее – один визит в месяц.
  • Вторая А. У ребенка выражена недоношенность или физиологическая незрелость на фоне узкого таза матери, может быть отечный синдром первой степени.
  • Вторая Б. У грудничка легкая асфиксия на фоне кесарева сечения, многоплодной беременности, хронических заболеваний матери. У малышей со второй группой отсутствует угроза жизни, но работа его организма нуждается в поддержке в виде правильного питания, качественного ухода, регулярных осмотров, манипуляций, направленных на укрепление иммунитета. Таких детей нужно показывать педиатру в первые три дня после выписки, на 3 и 4 неделе после родов, на 28-30 день и далее не реже раза в месяц.
  • Третья. Ставится при тяжелой асфиксии, выраженной недоношенности, родовых травмах, внутриутробном инфицировании. Малыш нуждается в особом контроле. После выписки критическими считаются первые 24 часа. Далее грудничка показывают педиатру каждые пять дней в течение первого месяца.
  • Четвертая и пятая. Врожденные пороки или состояния декомпенсации, из-за которых у детей нет сил для самостоятельного восстановления после родов. В данном случае ребенка должен контролировать врач в условиях стационара.

Определяя группы здоровья, нельзя забывать о физиологических особенностях детского организма. Они проявляются в определенном возрасте и по внешним признакам могут быть похожи на патологию. Это связано с перестройками в системах и органах, поэтому не должно вызывать беспокойства родителей:

  1. Для грудного возраста характерна анемия, некоторые изменения в составе крови, аллергические реакции.
  2. Ранний возраст славится расстройствами в работе пищеварительной системы.
  3. В дошкольный период у ребенка могут отмечаться несущественные отклонения в работе нервной, опорно-двигательной, дыхательной, выделительной систем, ЛОР органов.
  4. Школьный возраст нередко сопровождается изменениями в работе сердца, не вызывающим ухудшения здоровья, проблемами со зрением.

Независимо от возраста ребенка, не стоит полагаться на собственные возможности в оценке его состояния. Лучше регулярно посещать педиатра и других специалистов по его рекомендации для осуществления качественного мониторинга работы систем и органов своего чада.