Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания. Конспект семинара-практикума педагога-психолога для педагогов доу "путешествие в страну одаренных"

Ольга Баюн
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога»

Уважаемые педагоги !

1. Я рада Вас всех приветствовать здесь и тема нашего сегодняшнего собрания : «.» Семинар будет проходить в непринужденной обстановке, обладая отдыхательным характером. Я думаю об актуальности данной тематики долго говорить не нужно, все мы прекрасно знаем, что педагог находится в круговороте отношений : дети –родители – коллеги –администрация+внешние факторы (ФГОС) +собственная семья педагога . В связи с введением ФГОС от педагогов требуется использование в своей работе личностно- ориентированного подхода к ребенку, употребление проектных методик, владение другими разнообразными методами и приёмами, что в свою очередь требует сильных энергозатрат. Таким образом, очевидно, что по прошествии определённого количества времени, у педагога начнут проявляться признаки усталости, напряжённости, приводящие к психосоматическому нездоровью . Так как же нам сохранить наше бесценное психологическое здоровье ? Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «психологическое здоровье » (раздаются маленькие листочки с просьбой написать на них, а как вы сохраняете своё «психологическое здоровье » , делается «коврик» , где записи ранжируются по степени важности. Вывод : таким образом, мы с вами обозначили наши внутренние ресурсы, при помощи которых мы сохраняем своё психологическое здоровье и очень многое зависит от нас в этом деле.

2. А теперь мы с вами поподробнее остановимся на признаках психологического здоровья :

По определению «Психологического словаря » (под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г.) психологическое здоровье толкуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Психологическое здоровье имеет два признака :

1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление к золотой середине. Этот признак находит своё отражение во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности и до наших дней.

2. Эффективная адаптация – социальная, социально – психологическая и интрапсихическая (другими словами, это гармония с природой, людьми и с самим собой.

Данные признаки конкретизируются в критериях, которые позволяют оценить степень ПЗ данного конкретного человека, наличие или отсутствие таких черт как : выраженность критичности и самокритичность, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, чувство юмора, умение видеть позитив в сложных жизненных ситуациях говорят об уровне ПЗ педагога . (выдать анкеты или список признаков здоровья )

А сейчас, я предлагаю вам разделиться на 5 команд и изобразить портрет психологически здорового человека , а с другой стороны записать черты личности здоровой во всех отношениях (раздаются приготовленные маски с прорезями, спикер зачитает черты здоровой личности ).

Итак, мы разобрались каковы признаки здоровья и как выглядит здоровый человек , а теперь нам жизненно-необходимо узнать от чего зависит наше психологическое здоровье .

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют :

Внешние источники :

Незнание способов саморегуляции;

Снижение физической активности, сидячий образ жизни;

Нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники :

Высокая ответственность за жизнь и здоровье детей .

Внутренние источники :

Личностные особенности педагогов : неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

Интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;

Факторы, ослабляющие нервную систему : курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.

На мой взгляд, одну из основополагающих ролей в психологическом здоровье педагога , да и вообще, любого человека играют эмоциональная устойчивость и мастерство общения. Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов» , где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлинский) . Шаги, которые необходимо пройти для повышения эмоциональной устойчивости и налаживания межличностных отношений.

1. Повышение уровня информированности об эмоциональном мире человека и овладение способами вербального и невербального общения.

2. Изменение отношения к себе и к другим людям.

Итак, эмоция - это ощущение человека, возникающее в ответ на какое-либо событие. При этом тело также подключается – начинает учащенно биться сердце, дрожат руки и т. д. Человек впечатлился и начинает ощущать гнев, обиду, радость, печаль, счастье и т. д. Преподаватель Демид. Университета : «я изменила своё отношение ко многим людям, когда узнала такую вещь – эмоции включаются сами, контролировать появление эмоции мы не можем, но важно понять, что мы чувствуем». Т. о., контролировать эмоции мы не можем, но на то мы и существа социальные, чтобы контролировать внешние проявления эмоций, зная, что с нами происходит, какую эмоцию мы чувствуем. У детей эмоции возникают чаще и спонтанно. Воспитателю не всегда удобно, чтобы дети испытывали бурные эмоции, но природа эмоций такова, что за бурным периодом наступает спокойный, поскольку существует 3 закона эмоций :

1. Происходит событие или возникает какая – либо ситуация, человек начинает ощущать эмоцию

2. Наступает фрустрация, т. е. человек чувствует препятствие в связи с возникшей ситуацией.

3. Насыщение эмоции.

Чтобы произошло насыщение нужно усилить эмоцию, сделать это достаточно сложно. Если ребёнку мы можем позволить прокричаться, то взрослый не может себе этого позволить, но всё необходимо разрешить себе прочувствовать эмоциюнаедине с самим собой, дать себе возможность испытать эмоцию, прислушаться к себе, что и почему происходит внутри, полюбить себя таким со всеми своими эмоциями . При этом, если эмоция негативная и направлена на другого человека сверхважно выяснить для себя мирным путём причину поведения того человека, его мотивацию, его взгляд с кем возникло недопонимание, т. к. очень часто мы принимаем скоропалительные решения, неверные, не разобравшись в сложившейся ситуации, а затем получаем конфликт и сами же потом страдаем.

И сейчас мы с вами дадим себе возможность испытать положительные эмоции (рассчитайтесь на 1,2,3,4, раздаются притчи каждой группе, выбирается спикер, зачитывает для всех и делает общий вывод).

Вывод по эмоциям :

"Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ .

Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога , а также его психологического здоровья является его компетентность как субъекта вербальных и невербальных коммуникаций. Если у педагога отмечаются такие эмоциональные состояния как : эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряженность, то это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).

Невербальное поведение является индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности . Как многим известно, человек всего лишь 20% информации передаёт вербальным или словесным способом, остальное мы считываем с мимики, жестов. (Упражнение «Артист» - Накропина Е. А. ; упражнение «Подкрепление» - Юлия Олеговна и Ольга Михайловна).

Таким образом, чтобы лучше понимать друг друга важно внимательно относиться друг к другу, поддерживать друг друга эмоционально и тогда всё будет получаться.

Но и конечно же одним из важнейших факторов психологического здоровья является использование своих вербальных умений, т. е. умение разговаривать друг с другом. В психологии существует такой закон коммуникации :

Я---Он, Она, Они

То, что между ними, то есть - взаимоотношения, которые мы можем простроить за счёт коммуникации (это и есть вербальные способы общения) .

Для благоприятного общения необходимы некоторые условия :

1. Уважение друг к другу в процессе общения. Здесь наиболее важна интонация разговора. Человек слушает через интонацию голоса + визуальный контакт. Таким образом, мы подчеркнём человеку его значимость и своё расположение. Кроме того, некая информированность о жизни того, с кем мы общаемся также способствует налаживанию контакта, нахождение общих точек соприкосновения, интерес делами человека облегчает процесс взаимодействия и даже влияния друг на друга (например, можно поинтересоваться детьми или любимой собачкой и человеку будет приятно – таким образом, мы уважим собеседника).

2. Другая сторона вербального общения - это активное слушание – с помощью кивания головой, поддакивания мы транслируем человеку свою заинтересованность в разговоре.

3. Использование прямых инструкций для облегчения понимания того, что мы хотим от другого человека (пример со стулом – мы считали, что человек раздражён, а причину так и не поняли и пример с фразой : «не делай!» - ребёнок усваивает только вторую часть, т. е. -«делай!» ). Человеку проще высказать свои пожелания или требования прямо без намёков.

Упражнение «Пойми меня» (геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши цветные) .

Вывод : т. о., мы видим, что достаточно сложно договориться друг с другом и понять друг друга, хотя используем в своей речи простой русский язык. (по 20 раз сказали детям, а они не понимают, значит как – то не так мы доносим информацию и надо попробовать по-другому договориться).

Таким образом, мы увидели, что сложно оставаться здоровым во всех отношениях человеком в современных сложившихся условиях, но дабы облегчить жизнь и себе, и окружающим нас людям и сохранить своё психологическое здоровье нужно сделать всё возможное для того, чтобы :

1. Полюбить себя таким, какой я есть.

2. Относиться к окружающим так, как хотели, чтобы они относились к Вам.

И напоследок мне очень хотелось бы подарить вам замечательную сказку Эльфики (псевдоним, которая называется «Магазин счастья» .

Итог : будьте счастливы! Желаю всем найти свой магазин счастья и не пропустить ни одного чудного мгновения для своей Книги счастья.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Психологическое здоровье педагога

Разработан педагогом – психологом

МДОУ д/с №155 Баюн О. К.

Семинар - практикум

Создание психологического комфорта в группах детского сада
(семинар - практикум)

КРАВЦОВА ЛАРИСА

АЛЕКСАНДРОВНА,

педагог - психолог МДОУ - детского

сада компенсирующего вида №1

эл. почта detsadik -1@ yandex . ru

Введение

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизация российского образования (на период 2010г.) определяет приоритетные цели и задачи. Решение которых требует построение адекватной системы психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса. В качестве основных приоритетов выступают: личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и развитие его индивидуальности. В соответствии с этим детский сад призван обеспечить воспитанникам гармоничное взаимодействие с миром. Правильное направление их эмоционального развития, формирование добрых чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.

Взрослый человек не может быть безучастен к тому, что происходит вокруг. Поступки, предметы, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства переживания, радуют и огорчают. Несмотря на это, он может контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим. В отличие от взрослых ребенок выражает свои эмоции бурно и непосредственно. И не столько потому. Что у него слабо развит самоконтроль - у него нет жизненного опыта.

Основой для накопления ребенком положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе детского сада и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Каждый педагог должен в полной мере осознавать: чтобы ребенок в будущем безболезненно адаптировался к требованиям школьной, а затем и взрослой самостоятельной жизни, он должен обладать набором «компетентности», среди которых важную роль играет эмоциональная (способность выдерживать нагрузки, разочарования, не бояться новых ситуаций, уверенность в себе и своих силах). Однако сложившаяся практика показывает, что уровень знаний воспитателей об эмоциональной сфере дошкольников недостаточен, поэтому работу по формированию эмоциональной стабильности у детей следует начинать с обучения педагогов.

Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания сего потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;

совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;

обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками ведущим.

Основная часть.

Ход семинара.

2.1 . Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.

  1. Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем -то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Вопросы к педагогам:

Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

2) Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада».

  1. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К - красота

О - органичность

Ф - фантазия

Р - радость

- Что такое комфорт? Это - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)

- Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

2.2. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье - это совокупность нескольких составляющих.

Здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Не для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?

Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:

  • появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  • переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
  • проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоционально

неустойчивостью поведения, выходящих из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду.

Эмоционально - комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.

Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Именно от нас педагогов - зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество.

Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников. Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.

2.3. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. (Приложение 1 )

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

Познакомить воспитателей со стилями педагогического общения.

Наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога - психолога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы.(Приложение 3 )

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

2.4. Психологические речевые настройки, игры и упражнения, которые педагоги могут использовать в своей работе с детьми. (Приложение 4 ).

Предложить воспитателям проиграть некоторые игры и упражнения. В процессе выполнения этих упражнений педагог может увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который вам поможет снимать излишнее эмоциональное напряжение. Предлагаю памятку с комплексом упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала. (Приложение 5 ).

Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой - «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течении дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не менее 5 событий.

Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю..». это необходимо делать в течении трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте - это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая - то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

  • «Большой» - для меня было важным и интересным…
  • «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
  • «Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
  • «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
  • «Мизинец» - для меня было недостаточно..

заключительная часть.

Заключение

Данный семинар - практикум проходил в рамках нашего детского сада, в ходе которого были освещены теоретические и практические аспекты данной темы.

Семинар состоял из нескольких этапов, плавно переходящих из одного в другой. В начале семинара было проведено упражнение на снятие напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе, был дан психологический настрой. Педагоги получили информацию о психологическом комфорте детей в детском саду, ознакомились с результатами диагностического обследования детей в данном направлении.

В ходе практической части вниманию педагогов были предложены психологические игры и упражнения, которые они могут использовать с детьми в своей работе с целью создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, снятия напряженности, страхов, повышения самооценки у детей и т.д.. Было рассказано не только о правилах проведения данных игр, но многие из них проиграли сами педагоги. Взрослые на некоторое время представили себя детьми, а также смогли почувствовать их психологическое состояние.

В конце мероприятия было предложено несколько наглядных пособий для проведения психологических упражнений с детьми, педагоги получили памятки в виде буклетов и был подведен итог (рефлексия) с педагогами в нетрадиционной форме, т.е. на нарисованной ладошке участники семинара определяли на каждом пальце значимость того или иного этапа, проведенного семинара.

Подводя итоги, можно отметить, что цель и основные задачи данного семинара были достигнуты. Результаты данного мероприятия не сводится только к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет улучшение психологического состояния и получения импульса к дальнейшему саморазвитию, что гарантирует принцип оказания психологической помощи.

Таким образом, такая форма работы с педагогами положительно сказывается на повышении педагогической и психологической компетенции педагогов, стимулирует самопознание и самообразование, способствуя повышению качества образования в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе сада.

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов, помогает им сделать выводы.

Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течении рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

  1. Ребенок рисует только здание.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Если ребенок изображает себя стоящем на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире » в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя. с одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом жирная продавливающая бумагу штриховка похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше. если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.

Какие - то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие -то приведут к ложным выводам. Рисунок. например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием. с предстоящим визитом к врачу и т.д.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям дают готовые карточки с нарисованными 5 кружочками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

  1. закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
  2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
  3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
  4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
  5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный - возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый - радостное. приятное.

Желтый - теплое, доброжелательное.

Зеленый - спокойное.

Синий - грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый - тревожное.

Черный - печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю нужно немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Цветовая диагностика «Домики»

Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после 3 и 6 месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходят в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в детский сад?

Что Катя будет делать в детском саду?

Что Кате больше всего нравится в детском саду?

Что кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание:

  1. Резко негативная реакция на предложенное задание. отказ от участия.
  2. Негативная реакция.
  3. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета - коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.
  4. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявление нежелания общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.
  5. Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует. отмечаются вялые ответы на вопросы. ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада. так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый. серный, коричневый).

  1. Тревожная реакция.
  2. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляют нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравиться играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.
  3. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию. но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительность как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им больше внимания. Выбираются зеленый или синий цвет. Вначале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.
  4. Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравится поступки некоторых детей. Выбор домиков и действий детей сопровождается речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

  1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (Iи IIгруппы реагирования).
  2. Амбивалентное отношение . В эту категорию отнесены дети. у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (IIIи IVгруппы реагирования).
  3. Положительное отношение . данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (Vтип реагирования).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ «Атмосфера в моей группе».

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

  1. Какова атмосфера в моей группе?(общие впечатления)
  2. Почему я так думаю?
  3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
  4. Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

  1. С кем из детей у меня хороший контакт?
  2. Чем это объясняется?
  3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
  4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

  1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
  2. Чем это вызвано?
  3. Какие дети часто ссорятся между собой?
  4. Почему это происходит?
  5. Каких детей часто обижают?
  6. Почему это происходит?

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Психологические речевые настройки :

цель: создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

  • Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе, пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
  • Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. а для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
  • Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро.

А в нашей группе тепло, светло и весе, а весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки и т.д.

Например:

Упражнение «Шалтай - болтай»

цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Театр масок»

цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.

Под весёлую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова дракона», последний-«хвост дракона».

«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.

Упражнение «Гусеница»

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все в месте передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной

другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках таким образом, в единой цепи но бес помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту»

Упражнение «Зайки и слоники»

Цель : дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самоценки.

«Ребята, я хочу вам предложить вам игру которая называется «зайки и слоники».Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите когда заяц чувствует опасность что он делает? правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д.»

«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? А что делает зайки если видят волка?» педагог играет с детьми в течении нескольких минут.

«А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми.

Покажите,как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны.

А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? нет. Они дружат с ним и, когда его видят спокойно продолжают свой путь. Покажите,как.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Упражнение «Пресс - конференция»

Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс - конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

Рассказать известное стихотворение: а) очень быстро - с пулеметной скоростью; б) как иностранец; в) как робот; г) шепотом; д) медленно - со скоростью черепахи.

  • Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.
  • Попрыгать как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
  • Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.

Упражнение «Передай по кругу»

цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

Упражнение «Конкурс хвастунов»

цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

«Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»

После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего хвастуна. Можно обсудить. кому, что понравилось больше: рассказывать -хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.

Упражнение на релаксацию «Прикосновение»

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи. деревянные изделия, вата, что - нибудь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать дога

даться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

Игра «Театр»

Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.

Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

Сказка:

«Жила - была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? хвастается»

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. в это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать. (Что заяц делает неправильно? Что может случиться? как ему лучше поступить? (заяц ищет укромное место и прячется от охотников.)).

А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (следующие участники готовятся изображать новых героев.)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок -

Убедит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и … выбежал из - за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?

Упражнение «Ожившая строка»

Предлагаю воспитателям разбиться на 2под группы. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.

Варианты песенных строк.

- «Я люблю тебя, жизнь!»

- «Ты меня не любишь, не жалеешь..»

- «Дружба начинается с улыбки»

- «Мы едем, едем, едем в далекие края..»

- «Не уезжай ты, мой голубчик..»

- «Ты меня на рассвете разбудишь..»

- «Все пройдет и печаль и радость..»

- «Я возвращаю ваш портрет..»

- «Мы будем петь и смеяться, как дети..»

- «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую » строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую» строку показывает вся группа. Остальные - отгадывают.

Игра «Мешочки настроений» (см.фото)

цель : научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй -мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость. обиды, в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.

Игра «Коробочка примирения» (см. фото)

цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи - мирилки.

Игра «Секретики» (см.фото)

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

Буклет: «Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения» (приготовлен для каждого педагога)

ИГРА «Мешочки настроений»

цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения

Игра «Коробочка примирения»

цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Игра «Секретики»

цель: научить детей переключаться на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя. свести лопатки. улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом - левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
  3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком. я достойна самого лучшего».
  6. Положив на лоб левую ладонь. затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
  7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед - назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
  8. Руки на талии, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
  10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Библиография

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары - практикумы, тренинги, рекомендации / авт. - сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель. 2011. - 143с
  1. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.- сост. С.В. Терпигорьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
  1. htt:// osvita-ua/net/ school/technol/1266/ print/

Новый стандарт дошкольного образования существенно изменяет образовательную среду в детском саду, определяет место видам и формам использования психологических знаний в организации среды дошкольного учреждения. Особое место занимают создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и психическое здоровье детей. Поэтому на данном этапе развития системы дошкольного образования появилась потребность в организации психологического сопровождения внедрения образовательного стандарта на уровне каждого детского сада. Важной составляющей является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного прцесса.

Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Для решения педагогических проблем служат следующие психологические приемы, знание которых помогает воспитателю быть эффективным и компетентным в своей деятельности. Педагог, обладающий психологическими знаниями, использует их истолкования, понимания и отображения различных мотивов поведения воспитанника, его состояния, педагогических ситуаций, и т.п.

Психологический климат- это преобладающий в коллективе эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями, . Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

Социально-психологический климат - это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений. Эта сторона межличностных отношений выступает как связь психологических условий, способствующих или препятствующих взаимодействию взрослых с детьми или сверстников. Еще социально-психологический климат - это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это соединение эмоционального и интеллектуального - настроений, отношений, чувств детей.

Социально-психологический климат может быть благоприятный и неблагоприятный.

Вопрос: Какими характеристиками обладает благоприятный психологический климат в группе?

Признаки благоприятного социально-психологического климата:
в течение всего дня хорошее настроение детей;
свободное отправление детьми всех естественных потребностей,
доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
умение детей занять себя делом;
возможность уединиться;
со стороны взрослых отсутствие давления;
знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
желание участвовать в деятельности коллектива;
удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

Этот простой анализ психологического климата в группе детского сада. Разумеется, точной оценки он не дает, так как основан на наблюдении психического состояния. Но, по результатам этого анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной группе и определить средства его возможной коррекции.

Кроме того, вы можете использовать критерии оптимального уровня, как ориентиры в своей работе, к которым нужно стремиться.

Какие проблемы неблагоприятности психологического климата встречаются в вашей практике чаще всего?

Ответы с места

В каждом индивидуальном случае могут быть свои «слабые зоны», тем не менее можно выделить общие направления, по которым стоит работать в первую очередь

Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе.

3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы

Давайте познакомимся с практическими методами и приемами, которые помогут создать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Но для начала проанализируем, какие трудности существуют в работе воспитателя, что может мешать этой работе.

Назовите причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата

Основные трудности:
— недостаток психологических знаний
— нехватка времени, большая учебная нагрузка
— количество детей в группе

Каким образом можно преодолеть трудности, многие из которых не могут быть просто «отменены»? Необходимо использовать имеющиеся ресурсы,а также подобрать максимально эффективные методики и приемы, требующие небольшой подготовки.

Предметно-развивающая среда:
— зона уединения,
— зона художественного творчества (пластилин, бумага, карандаши, песок, вода и т.д.)
— зона физической активности (кегли, мячи, коврики)

Режимные моменты:
— утренний прием
— время до и после прогулки
— прогулка
— время засыпания и пробуждения детей
вечернее время
динамические паузы в течение дня

Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти правила можно разместить на видном месте и обращаться к ним в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение. Это могут быть, например, правила кота Леопольда или другого персонажа.

Предлагаю вам сейчас создать такие плакаты с правилами, ориентируясь на признаки благоприятного психологического климата. Учитывайте, что правила должны быть понятными детям, можно использовать рисунки, символы. Плакат должен привлекать внимание детей,быть красочным, но главное, — он должен «работать», то есть воспитатель использует его постоянно, оценивая поведение детей и постепенно приводя их к самостоятельности в оценке своих поступков.

Работа с плакатами (в подгруппах, ватманы, фломастеры), представление плакатов

Итак, вернемся к основным направлениям нашей работы:
Мы определили четыре направления работы, а сейчас я предложу вам способы и приемы работы по данным направлениям.

Приемы и упражнения проигрываются участниками (подгруппы)
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
— игры «Петушиные бои», «Бирюльки» (проиграть) и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток (проиграть))
— выплеск физической агрессии (сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячиков, мешочков с песком)

2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
— спокойные игры, рисование в зоне уединения (индивидуально)
— методики релаксации («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо» (проиграть), отдых на ковре или в кроватках перед сном в сочетании с расслабляющим дыханием)
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток)

3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы,
— игры на умение видеть вдругом хорошие качества «Волшебная труба» (проиграть), «Волшебный стульчик»
— игры на тактильные ощущения «Ласковые волны» (проиграть), «Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
— игры в парах («Проведи через препятствия») и подгруппах («Остров») (проиграть)

4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
— игры «Пианино», «Передай движение»,
— подвижные игры с правилами (на улице), игры с правилами (настольные и малой подвижности – в группе)
— игры на обучение осознанию и выражению эмоций («Психогимнастика», «Камушек в ботинке», «Азбука эмоций») (проиграть)
— чтение литературы (и специальных сказок) с обсуждением поступков героев
— индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах (в утреннее и в вечернее время).

Сейчас я предлагаю объединить все полученные знания и заполнить таблицу, в которой вы можете запланировать проведение приемов по формированию благоприятного психологического климата. Она пригодится вам и в практической деятельности.

Работа в подгруппах по заполнению таблицы

В завершение нашей работы хотелось бы коснуться еще одного аспекта. Когда мы с вами говорим о благоприятном психологическом климате в группе, то предполагаем зачастую благополучие именно детей. Но не стоит забывать, что и педагог – часть коллектива группы, со своими чувствами, ожиданиями, и проблемами. Именно педагог определяет и поддерживает тот или иной психологический климат, зависит от воспитателя очень многое, поэтому своему психологическому состоянию важно уделять внимание и время.

Все вы слышали о синдроме профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание - это синдром,который развивается на фоне стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания - опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьмии и чья деятельность связана с общением. Это большая тема и сегодня я лишь упомяну о ней. Но без здорового психологического климата в душе педагога невозможен благоприятный психологический климат в группе.

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в коллективе детей:
личностные качества воспитателя
профессиональные качества
ориентация педагогов на эмоциональный комфорт детей, это является следствием профессиональной и личностной подготовленности к действиям, которые формируют благоприятный психологический климат.

Название: Семинар для педагогов «Как создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду в ДОУ»

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида
Месторасположение: г. Мончегорск, Мурманская обл.

Семинар-практикум педагога психолога в ДОУ.
Тема: Психологические особенности детей дошкольного возраста
Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации индивидуального подхода к детям на основе возрастных групп.
Материалы: Таблицы «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для каждой возрастной группы, Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, атрибуты к игре «Ромашка».
Ход занятия:
Вступительная беседа:
Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Каждая образовательная программа построена с учётом определённых принципов. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой строится на основе следующих принципов:
· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка
· Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
· Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
· Творческая организация процесса воспитания и обучения
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка
· Уважительное отношение к результатам детского творчества
· Единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи
· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста
Соблюдение всех этих принципов возможно только в том случае, если педагог будет знать психологические особенности детей: как индивидуальные, так и возрастные. Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка происходит в процессе общения с ним. А вот о возрастных особенностях мы и поговорим сегодня.
Работа по заполнению таблиц:
Каждая возрастная группа получает таблицу «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» (Приложение 1) для своего возраста и, пользуясь Методическими рекомендациями к программе, заполняет её. Затем идёт обсуждение заполненных таблиц.
Игра «Ромашка»
Перед педагогами раскладывается цветок. На его лепестках написан вопрос. Каждый педагог тянет лепесток, готовится и отвечает на поставленный вопрос.
Вопросы на лепестках «Ромашки»
· Чем характеризуется год «большого скачка» (2 – 3 года) (основные изменения: интенсивное развитие речи, появление целенаправленности, начало осознания самого себя)
· Почему происходит «кризис трёх лет»? Назовите его симптомы. (Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независимым от взрослых, окружения. Его симптомы: негативизм – стремление всё делать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших; упрямство – он проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу; строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми; своеволие - всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых; протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам; деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям)
· Назовите характерную особенность детей четвёртого года жизни. (Это их стремление к самостоятельности)
· Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка в детском саду. (Хорошие, доброжелательные отношения с воспитателем)
· Какое новообразование появляется у пятилетнего ребёнка? (Появление произвольности – целью деятельности ребёнка являются не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением)
· Что означает психологическая подготовка к школе? (она включает в себя: формирование определённого отношения к учёбе в школе как серьёзной и социально значимой деятельности, т.е. мотивацию учения; обеспечение определённого уровня интеллектуального развития; развитие эмоционально-волевой сферы)
· Как ребёнок постигает социальный мир? (Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.)
Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья
Педагогам вручаются памятки (Приложение 2). Зачитывается и обсуждается содержание этих памяток.
Итог встречи
На сегодняшнем занятии мы попытались освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп. Эту информацию вам необходимо использовать в своей работе для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении детей. (Таблицы и памятки педагоги забирают с собой)
Приложение 1
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(ранний возраст 1,5 - 3 года)

Организация деятельности

1. Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми.

· Учить нормативным и специфическим действиям

· Обеспечить процесс обобщения

· Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным

2. Овладение ребёнком ходьбой

· Предоставить пространство для передвижения

· Создавать препятствия для преодоления их во время ходьбы

3. Развитие наглядно – действенного мышления

· Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности

· Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности

· Предоставлять материал для экспериментирования

4. Развитие речи

· Использовать просьбы и обращения к ребёнку

· Давать для прослушивания инсценировки детских сказок

· Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов

· Создавать речевые ситуации

5. Начало развития игровой деятельности

· Обучать различным действиям с игровыми предметами

· К концу третьего года вводить игрушки заместители

· Обогащать репертуар игровых действий с предметом

6. Развитие изобразительной деятельности

· Предлагать варианты дорисовывания предметов

· Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности

7. Развитие восприятия

· Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме

8. Развитие чувства самостоятельности

· Поощрять инициативу детей к самостоятельности

9. Развитие чувства гордости и стыда

· Не ругать детей

· Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним

10. Идентификация с именем и самооценка

· Поощрять инициативу ребёнка и положительно подчёркивать его достоинства

11. «Кризис трёх лет»

· Находить посильные поручения

· Поощрять самостоятельность

· Проявлять терпение к ребёнку

Приложение 2

в разных возрастных группах

(младший возраст 3 - 4 года)

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Игра – ведущий вид деятельности

· Обучать действиям с игрушками заместителями

· Разучивать различные игровые действия

· Развивать представление о том, во что можно играть с предметом и как

2. Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов)

· Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов

· В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов

3. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление

· Использовать механические устройства и игрушки

4. Начинает формироваться наглядно-образное мышление

· Знакомить с преобразованиями предметов

5. Формирование эгоцентрической пространственной позиции

· Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребёнка

6. Совершенствование воображения

· Использовать ситуации, развивающие воображение

7. Поведение носит ситуативный характер

· Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребёнок

Приложение 3

Организация работы с детьми дошкольного возраста

в разных возрастных группах

(средний возраст 4 - 5 лет)

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий)

· Знакомить с разными игровыми ролями

2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов)

· Использовать схематические изображения для их последующей детализации

3. Продолжает развиваться восприятие

· Давать задания на классификацию предметов поформе, величине и цвету

4. Совершенствуется ориентация в пространстве

· Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа

· Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого

5. Интенсивно развивается образное мышление

· Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем

· Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением

6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством)

· Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником

· Заложить традицию чтения книг

· Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов

· Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т.д.)

7. Моральное развитие

· Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной

· Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь

8. Дифференциация межличностных отношений

· Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении

9. Развитие образа «Я» и его детализация

· Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха

10. Начало формирования произвольного морального поведения

· Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка

· Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений

Приложение 4

Организация работы с детьми дошкольного возраста

в разных возрастных группах

(старший возраст 5 - 7 лет)

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений – реальные и игровые)

· Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей

· Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства

· Включать в игровую деятельность всех детей

2. Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах)

· Систематизировать представления о цветах и формах предметов

· Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры

3. Дальнейшее развитие образного мышления (решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу)

· Использовать наглядное моделирование различных ситуаций

· Знакомить с различными сторонами действительности

· Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств

4. Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций

· Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам

5. Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы)

· Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками

6. Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности)

· Предлагать задания творческого характера

· Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества

· Использовать в работе метод проектов

Приложение 5

1.Поддерживать у ребёнка положительную самооценк у. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться

2.Содействовать эмоциональному благополучию В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия

3.Помочь ребёнку осознавать свои эмоции Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»

4.Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу

5.Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением. Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время

Выступление педагога – психолога на семинаре – практикуме для заведующих ДОУ района. "Повышаем психологическую устойчивость и работоспособность".

Описание: Разработка является частью тренинга. Будет полезна для педагогов – психологов, воспитателей, учителей. Тренинг можно назвать оздоровительно-развивающим, так как участники выполняют ряд упражнений по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно. А игры создают веселую атмосферу, повышают сплоченность коллектива и восстанавливают работоспособность.

Тренинг: Повышаем психологическую устойчивость и работоспособность.

Цель: - снять напряжение и усталость, организация игрового взаимодействия участников семинара.
Задачи:
- Научить участников тренинга упражнениям на снятие напряжения и восстановление работоспособности;
- Создать в группе веселую и доброжелательную атмосферу;
- Активизировать творческую активность участников семинара, настроить на дальнейшую работу в группах.
Количество участников: 16 - 20 человек.
Содержание:
Психолог: Мы знаем, что с каждым годом увеличивается нагрузка на интеллектуальную, психоэмоциональную, информационную сферы педагогов. Поэтому необходимо повышать свою психологическую устойчивость и овладевать способами сохранения и восстановления работоспособности.
Я хочу показать несколько упражнений на эмоциональную саморегуляцию и повышение работоспособности.

1. Массаж ушных раковин
Захватите пальцами ушную раковину полностью и делайте круговые движения вперёд и назад. Уши горят? Значит, делаете всё правильно - 8 раз.
2. В течение рабочего дня при усталости и напряжении
Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. Сложите руки в«замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин.
Бодрость духа обеспечена.
3. И конечно улыбнитесь.
Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10-15 секунд.
А вот если у кого-то не очень получается улыбаться на пустом месте, то я предлагаю провести игру, которая гарантирует чувство радости на весь оставшийся день!
(Участники семинара уже были поделены на две группы предыдущим руководителем семинара).
Я предлагаю выйти одну группу в центр зала и построиться в шеренгу. Вторая группа пока остается на местах в качестве наблюдателей.
В нашей повседневной жизни большое место занимает общение – мы общаемся в быту и очень много общаемся на работе. И очень часто мы боимся или бываем неправильно поняты. И вот данная группа продемонстрирует свой опыт невербального общения!
Эта игра называется "Испорченный телефон - 1"
Цель игры: – установление эффективных способов межличностных коммуникаций в процессе передачи информации, вербальными и невербальными средствами общения.
Повернитесь, пожалуйста, все ко мне спиной. Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, игрушечную машинку, мяч и пр.) . Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий – четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условие: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить движения. Участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
Деловая игра "Испорченный телефон - 2"
Я приглашаю, участников второй группы. Суть данной игры: сейчас все участники, кроме одного, выйдут за дверь, а оставшемуся здесь участнику, я прочту некий текст, который он должен будет пересказать следующему участнику и т.д. В конце мы сравним итоговый результат с оригиналом. В этом упражнении можно пользоваться главным средством общения – речью.
Задача команде: «Передать текст с минимальными искажениями от одного участника игры к другому».
Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет первому участнику и наблюдателям из другой группы правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники и наблюдатели не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.
«Письмо»
Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.
Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».