Невроз у ребенка: виды, причины, симптомы и особенности лечения. Виды неврозов у детей

Обновление: Декабрь 2018

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см.

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или . Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. .

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Неврастения

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. .

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз - внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными - канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения бо льших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап - проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап - ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап - далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап - совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» - это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

  • Арт-терапия

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

  • Гипноз

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями - повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства - стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет - не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет - не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет - до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты - витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия - , почечный чай
  • ноотропные препараты - ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению - в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. ), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде , электросон.

С будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет невроз у детей, симптомы этого состояния. Неврозом является функциональное психическое расстройство обратимого характера. Оно обусловлено продолжительными переживаниями, которые сопровождаются перепадами настроения, ощущением тревоги, нарушениями вегетативного характера, повышенной утомляемостью. В современном мире дети дошкольного возраста достаточно часто страдают неврозами. Важно, чтоб родители вовремя это замечали и делали все, чтобы помочь своему малышу.

Разнообразие неврозов

Сегодня у деток дошкольного возраста можно диагностировать один из несколько видов невротического состояния. Различаются они по причине возникновения, а также проявлениями характерной симптоматики.

  1. Неврастения. Характерны симптомы депрессии . Если рассматривать ребенка до шести лет, то у такого малыша возникнет необходимость в продолжительном сне, будут отсутствовать здоровый сое, интерес к игрушкам, радость от подарков.
  2. Истерия. Характерным является эгоцентризм и перепады настроения. У дошкольников наблюдаются судорожные задержки процесса дыхания, сопровождаемые эмоциональными перепадами и театральностью. Нередки случаи, когда истерия проявляется возникновением жалоб на или желудке (соматическое заболевание).
  3. Навязчивое состояние. Характеризуется возникновением страха, без видимой на то причины. Так карапуз дошкольного возраста может бояться насекомых. Проявлениями подобного состояния будут однообразные движения, которые повторяются, например, постоянное чесание затылка или притопывание. Сюда также относится нервный тик и .
  4. Энурез. Чаще всего подобное проявление возникает вследствие какой-либо травмы, как физического, так и психологического характера.
  5. Энкопрез невротического характера. Представляет собой непроизвольную дефекацию. Чаще встречается у мальчиков. Основной причиной является сильно строгое воспитание и частые конфликты в семье. Как правило, данное состояние сопровождается раздражительностью , частым плачем и энурезом.
  6. Пищевой невроз. Ребенок не способен нормально питаться, после приема пищи возникает рвотный рефлекс. Чаще всего к подобному состоянию приводит насильственное кормление. Родители заставляют малыша кушать, то, что он не хочет. Вначале возникает отвращение к конкретному блюдо, затем и к самому процессу приема пищи.
  7. Сон невротического характера. Для такого состояния характерно наличие , малыш может разговаривать во сне, часто просыпается.

Причины

Тяжелая обстановка в семье, частые скандалы — могут стать причиной развития невроза у ребенка

Факторами, которые чаще всего провоцируют невротическое состояние, являются проблемы в семье, в частности, характер взаимоотношений малыша с родителями.

Рассматривая причины неврозов у детей, следует выделять три основных группы.

  1. Социальные. К предрасполагающим факторам относятся:
  • проблемные отношения в семье;
  • авторитет одного из родителей (тирана);
  • определение ребенка, как личности.
  1. Биологические. К ним относят:
  • то, как малыш развивался внутриутробно, в частности гипоксия;
  • критический возраст малыша (до трех лет);
  • умственные или физические перегрузки;
  • хроническое недосыпание;
  • плохое питание;
  • наследственная предрасположенность к неврозам;
  • перенесенное заболевание, в частности инфекционного характера.
  1. Психологические. Относится:
  • негативное воздействие психологического характера на детскую психику;
  • частые стрессы;
  • психотравма. Невроз, возникший по такой причине, может перерасти в фобию.

Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности организма каждого ребенка, его психологическое состояние. Дело в том, что какой-либо фактор для одного карапуза может стать причиной развития невроза, тогда как для другого — останется незаметным.

К наиболее частым причинам относят:

  • развод родителей;
  • неправильное воспитание;
  • надмерная гиперопека;
  • переезд на новое место;
  • первое посещение детского сада;
  • семейные проблемы бытового характера;
  • сложные взаимоотношения родителей.

Болезнь может протекать по-разному и сопровождаться различными проявлениями, иметь разную продолжительность. Это будет зависеть от воспитания, особенностей темперамента, возраста малыша, его пола, типа конституции.

Наиболее подверженными являются такие детки:

  • с повышенной чувствительностью;
  • эмоциональные малыши;
  • детки из неблагополучных семей;
  • малыши, которые часто болеют, имеют слабый иммунитет;
  • карапузы, которые не умеют защитить себя;
  • ребята с лидерскими задатками;
  • детки с повышенной тревожностью, сильной впечатлительностью;
  • ребята с неустойчивой психикой.

Симптомы

Регулярный плач без видимой причины — первый тревожный звоночек

О том, что у вашего малыша возник невроз, может свидетельствовать наличие следующих признаков:

  • повышенная чувствительность в стрессовой ситуации;
  • зацикленность на конкретном конфликте;
  • плач без причины;
  • поверхностный сон, сонливость по утрам;
  • сильная обидчивость, ранимость;
  • снижение интеллектуальных способностей;
  • непереносимость яркого света и громких звуков;
  • повышенная потливость;
  • перепады артериального давления ;
  • нарушение аппетита;
  • сильные головные боли, возможно, ;
  • быстрая утомляемость;
  • кашель нервного характера;
  • недержание кала или мочи;
  • боли спазматического характера в желудке или сердце;
  • судороги;
  • нервные тики;
  • депрессивное настроение;

Диагностика

Рисунок является одним из методов диагностики психологического состояния ребенка

Для того, чтобы убедиться, что имеют место навязчивые неврозы у детей, необходимо отправиться на прием к неврологу или педиатру, иногда и к психологу. Для диагностики невроза понадобится следующее:

  • общение с родителями малыша, выяснение обстановки в семье, взаимоотношения между членами семьи, отношения малыша с ровесниками и родственниками;
  • обследование людей, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания карапуза, выявление возможных ошибок;
  • общение с карапузом — проводится в процессе игры, используя установленные вопросы;
  • наблюдение за малышом — врач следит за поведением крохи во время игры;
  • рисунок — ребенку дают задание изобразить что-то на бумаге, потом делают детальный анализ рисунка.

После данных этапов исследования малышу будет поставлен диагноз, в частности, выявлен конкретный тип невроза. По результатам будет разработан метод лечения.

К какому врачу обратиться

То, какой специалист будет заниматься лечением вашего малыша, напрямую зависит от причин, вызвавших невроз. В некоторых случаях имеет место комплексный подход и наблюдение сразу у нескольких специалистов.

  1. Вам потребуется невролог, если имеет место неврологическое нарушение. Могут назначать успокоительные препараты.
  2. Детский психолог поможет изменить микроклимат в семье крохи, подберет правильную модель воспитания.
  3. Психотерапевт поможет справиться с навязчивым состоянием, при необходимости проведет гипноз.
  4. Может понадобиться встреча с эндокринологом, иглотерапевтом, массажистом или рефлексотерапевтом.

Лечение

Если малышу будет назначена психотерапия, то она может быть представлена тремя видами:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • семейная.

Для деток дошкольного возраста наиболее актуальными являются ролевые игры, аутогенные тренировки и арт-терапия.

Важным является участие мамы с папой в процессе терапии.

Чтоб избавить малыша от невроза, понадобится:

  • составить распорядок дня;
  • соблюдать необходимый режим;
  • часто бывать на прогулках;
  • оптимальные физические нагрузки;
  • активная социальная жизнь;
  • в последнее время все большей популярностью пользуется катание на лошадях, общение с дельфинами.

Медикаментозная терапия

Прием лекарственных препаратов в высшей степени является второстепенным лечением, необходимым для снятия повышенной возбудимости и лечение того или иного симптома. Кроме приема медикаментов и психотерапии может добавляться физиотерапия.

  1. Комплексный подход особенно необходим при неврозоподобных состояниях. В таких случаях назначают дигидрационную и общеукрепляющую терапию, ноотропные препараты. Назначаются настои лекарственных трав, например, пустырника или валерианы.
  2. При наличии астенических симптомов назначают препараты кальция, витамины, липоцеребрин, заманихи, настойку китайского лимонника, Ноотропил, Пантогам.
  3. Если присутствует раздражительная слабость, назначают микстуру Павлова, которую сопровождают приемом настойки пустырника или валерианы.
  4. Если присутствует невротическое заикание, то могут назначить микстуру Павлова, периодическое использование седативных препаратов, электрофорез, бромид кальция, электросон.
  5. Невротический тик могут лечить применением Фенибута.
  6. При лечении энуреза применяют лекарственные травы успокоительного действия. Если имеет место неспокойный сон, то перед ним дают половинку Эуноктина в соответствии с возрастом ребенка.

Профилактика

Здоровая обстановка в семье во многом защищает малыша от развития неврозов

Родители должны преждевременно задумываться о необходимости создания оптимального психического климата в жизни своего ребенка. Для того, чтобы предостеречь возникновение неврозов, необходимо соблюдать следующие правила:

  • следуйте дневному распорядку;
  • правильно распределяйте время на спокойные и активные игры;
  • не перезагружайте ребенка, как в физическом, так и умственном плане;
  • активно занимаетесь процедурами , витаминотерапией, ежедневными зарядками;
  • избегайте стрессовых ситуаций, не ругайтесь на глазах у ребенка;
  • при возникновении каких-либо проблем внутри семьи — своевременно их решайте; при необходимости — обращайтесь к психологу;
  • если возникает необходимость — используйте средства для релаксации, например, купание в ванной с отварами успокоительных трав.

Теперь вам известно, что собой представляет лечение неврозов у детей. Очень важно не оказаться одним из тех родителей, которые закрывают глаза на психологические проблемы, возникающие в жизни ребенка. При появлении первых сомнительных признаков, необходимо сразу же обращаться за помощью к специалисту, не затягивать, не ждать, пока ситуация ухудшится кардинальным образом. Не стоит забывать о том, что проблемы психологического характера нередко приводят к возникновению заболеваний, в том числе и снижению иммунитета.

Неврозы у детей представляют собой функциональные расстройства центральной нервной системы. Нарушения возникают, чаще всего, после длительного переживания. Сопровождающими симптомами считаются сменное настроение, повышенная утомляемость. Маленького пациента беспокоит чувство тревоги и другие характерные признаки. Родителям необходимо знать, какие могут быть причины неврозов у детей, чтобы своевременно обратиться к квалифицированному специалисту.

Разновидность расстройств в детском возрасте

На сегодняшний день неврозывстречаются не только у взрослого человека. Нарушения возникают у детей тоже. Родители не обращают внимания на подобные явления, считая, что это очередные капризы малыша, которые с возрастом пройдут. Но это неправильный подход, необходимо разобраться в состоянии ребенка.

Классификация:

  1. Невроз страха. Появляется, когда малыш засыпает, возникает приступами, иногда сопровождается галлюцинациями. Чаще встречается, когда родители придумывают строгий образ в воспитательных целях, а чадо его боится.
  2. Невроз навязчивых состояний у детей развивается на фоне эмоционального напряжения. Делится на обсессивный и фобический. Ребенка посещают противоречивые мысли, которые пугают его.
  3. Депрессивный невроз. Нарушения развиваются в подростковом возрасте, когда молодые люди сталкиваются с заниженной самооценкой, нарушением сна, ухудшением аппетита. Ребенок больше времени проводит в одиночестве, для него это комфортная обстановка.
  4. Истерический невроз у детей развивается в дошкольном возрасте. Состояние, при котором ребенок падает на пол, бьется головой о твердые поверхности, с криком и воплями.
  5. Астенический невроз (неврастения) возникает в дошкольном или подростковом возрасте. Нарушения развиваются на фоне тяжелой школьной программы или после дополнительных нагрузок. Физически слабые дети чаще сталкиваются с подобными проблемами.
  6. Ипохондрический невроз.Развивается у подростков, которые боятся заболеть, они чрезмерно озабочены состоянием своего здоровья.
  7. Невротическое заикание. Нарушения развиваются после сильного испуга или серьезных психологических травм. Чаще с ними сталкиваются мальчики в возрасте от 2 до 5 лет.
  8. Невротический тик. Источником проблем являются психологические факторы или различные заболевания. Вместе с нарушениями возникает энурез и заикание.
  9. Невротическое нарушения сна. Ребенку тяжело уснуть, его тревожат кошмары и ночные страхи. Сон беспокойный, он может ходить или разговаривать при этом.
  10. Невротическое нарушение аппетита (анорексия), нарушения, развивающиеся в раннем и дошкольном возрасте. Подобными неврозами дети страдают после попытки родителей перекормить их или на фоне сильного психологического стресса.
  11. Невротический энурез. Неконтролируемый процесс мочеиспускания, возникает у детей в ночное время. Причиной может быть наследственность или факторы, травмирующие психику маленького пациента.
  12. Невротический энкопрез. Непроизвольное испражнение кишечника. Чаще страдают мальчики дошкольного возраста. Нарушения развиваются после психологического стресса или на фоне слишком строгих воспитательных мер.

Кроме того, у детей развиваются привычные патологические привычки. Они сосут пальцы, обкусывают ногти, раздражают руками половые органы, совершают ритмичные движения телом. Подобные нарушения развиваются у детей в возрасте до 2 лет, но могут проявиться и позже.


Основные источники детских неврозов

Причины, на фоне которых возникают неврозы у детей и подростков, разные. Среди них следует выделить основные:

  • биологические (наследственность, сложная беременность, пол и возраст пациента, заболевания, эмоциональная, физическая нагрузка и многое др.);
  • психологические (психическое состояние ребенка, индивидуальные его особенности);
  • социальные (семейные отношения, воспитательные меры).

В большинстве случаев основной причиной развития неврозов является травма психического характера. Она представляет собой сильное влияние на сознание ребенка, и для каждого она разная. В среднем, детский невроз развивается у мальчиков на 5 году жизни, у девочек на 6. И чем больше будет предрасположенность, тем выше вероятность того, что даже самая маленькая конфликтная ситуация негативно повлияет на ребенка.

Мало того, психологическая травма, полученная в раннем возрасте, может остаться надолго. Есть другие причины развития нарушений, к ним относится родительское воспитание, семейные неурядицы, сложные жизненные ситуации.

Неврозы у детей дошкольного возраста развиваются на фоне ослабленного организма. Это касается тех малышей, которые чаще болеют.

Клинические признаки

Родители, которые хорошо контактируют со своим чадом смогут заменить нарушения в поведении малыша. Первые симптомы невроза у детей – это серьезный повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Истерическое состояние


Ребенок в истерике

Развивается у детей, которые в семье единственные или у тех, кто является старшим. Причиной этому является неправильное отношение родителей. Ребенок привык, что взрослые выполняют любые его требования, как единственного и неповторимого. А когда обстановка меняется, он начинает капризничать, потому что не все происходит, как он привык.

Истерикавозникает в присутствии взрослого человека, так малыш пытается привлечь к себе внимание. Он кричит, шумит, бурно выражает свое нежелание принимать окружающую реальность. В дошкольном возрасте подобный признак, иногда вызывает удушье без видимой причины.

Дети по старше жалуются на болезненные ощущения в сердце, желудке, которые после приема препаратов не проходят. Это истерические проявления невроза. А подростки сталкиваются с параличом рук, ног и даже слепотой. Несмотря на выраженную клиническую картину врач отметит отсутствие неврологических признаков.

Неврастения


Неврастения у детей

У пациента появляется выраженная слабость, депрессивное состояние прогрессирует. Это происходит на фоне любой физической или умственной нагрузки. Школьники жалуются на усталость после занятий, успеваемость падает даже по любимым предметам. Подростки чувствуют головную и сердечную боль, и большинство из них уверены, что это неизлечимая болезнь.

Неврастения сопровождается различными нарушениями, что касаются ночного отдыха. Сон чуткий, иногда с кошмарами, бывает, что ребенку тяжело уснуть.

Невроз навязчивого состояния


Невроз навязчивого состояния

На фоне подобного невротического признака возникают различные страхи и движения, но причин для этого нет. Компульсивное состояние развивается на фоне необоснованных и эмоциональных страхов. Дети не просто боятся, они стараются не думать о возможном развитии событий.

У ребенка старшего возраста встречаются фобии сложной формы. Подростки часто боятся подхватить серьезное заболевание, которое приводит к смерти. Таким образом, избегают любой ситуации, в которой можно столкнуться с факторами заражения. Несмотря на подобные мысли они понимают, что это всего лишь страх, негативно влияющий на них.

Невроз навязчивых движений у детей – это индивидуальное явление для каждого из них. Нарушения сопровождаются постоянным почесыванием носа или затылочной части головы, шмыганьем или покашливанием, частым потиранием рук. Отдельно специалисты выделяют такие симптомы невроза, как тики. Они бывают местными или общими, ребенок будет хотеть сопротивляться такой реакции организма на психологические расстройства, но не сможет.

Дети младшего возраста чаще моргают обеими глазами. У школьников навязчивости сопровождаются подергиванием всех мышц лица. Для подростка – это работа практически всех мышечных групп.

Энурез и заикание


Заикание и энурез у детей

О таких формах невроза знают многие родители детей дошкольного возраста. Речь плавная, сформированная, при этом сохраняется необходимый темп. Но когда чадо переживает, волнуется, пытаясь преодолеть препятствие, он совершает некоторые движения, например, щелчок пальцами или различные жесты.

Лечение неврозов у детей, в частности заикания, требует помощи квалифицированного специалиста. В противном случае в школьном возрасте они столкнутся с еще большими проблемами. Заикание будет усугубляться его стеснением при выступлении перед всем классом.

Энурез развивается, если присутствует психологическая травма и нарушения процесса мочеиспускания. Ночное недержание мочи может быть единственным признаком развития невроза. Школьник или подросток, сталкиваясь с подобной проблемой, замыкаются в себе, что еще больше усугубляет ситуацию.

Методы лечения и профилактики


Психотерапевт работает с ребенком

Именно психотерапевт занимается устранением истинной причины развития расстройств. Он расскажет, как лечат детей от неврозов. Для этого применяются различные методики, среди которых гомеопатические лекарства, гипнотическое влияние, сказочная или игровая терапия. Иногда требуется вмешательство медицинских препаратов, каждый пациент – это индивидуальный подход.

Основное лечение детского невроза – это семейное благополучие, отсутствие ссор и конфликтов. Необходимо, чтобы дома царила веселая и радостная обстановка. Нельзя оставлять на самотек любые нарушения, связанные с поведением ребенка. Самостоятельно не пройдет, необходимо лечить чадо, используя смех и радость. Чем больше малыш будет улыбаться, тем быстрее он поправится.

Родители должны выбрать разумные меры воспитания, не стоит выполнять все прихоти малыша или строго ограничивать его во всем. Подобные действия приведут к развитию замкнутости и безвольности, что станет началом развития неврозов. Важно найти золотую середину.

Определить первые симптомы и лечение сможет квалифицированный врач. Родителям не стоит паниковать по каждому малейшему поводу, иначе ребенок будет расти с постоянными жалобами и ужасным характером. В данной ситуации равнодушие и жестокость по отношению к немустанут причиной развития страха, и как следствие, появление агрессивного состояния.

Важно! В основе эффективного лечения лежит нормальная и благоприятная обстановка в семье.
Квалифицированные психологи, прежде чем бороться с навязчивыми неврозами у детей, проводят свои тесты. Они учитывают все семейные обстоятельства и воспитание детей. Родителям следует не только строго придерживаться всех рекомендаций доктора, они должны осознать свои ошибки, изменить отношение к своим обязанностям.

Профилактика неврозов у детей требует от них соблюдать режим дня, рационально питаться, заниматься физкультурой и каждый день гулять на свежем воздухе. Современные специалисты для лечения используют музыку или животных

Неврозы у детей

Нервное расстройство или невроз - это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, и

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

Повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость,

Невроз — это реакция ребёнка на трудные ситуации, которые переживаются им очень болезненно, что отражается в первую очередь на поведении ребёнка. Распространенные формы невроза — это неврастения, истерические неврозы и неврозы навязчивых состояний .

Во-первых, стоит знать, что неврозы у детей — это обратимые расстройства психического состояния, без каких-либо искажений картины мира. Это означает, что если невроз вдруг появился, то от него следует избавляться и избавлять ребёнка. Вовсе необязательно с ним мириться и в дальнейшем мучиться! Опасность неврозов у детей кроется не в их тяжести, а в самом отношении к ним .

Видео: Детская неврология в медицинском центре "Колыбель Здоровья"

Многие родители порой просто не обращают внимания на первые симптомы неврозов у ребёнка и всевозможные нервные расстройства. Другие родители если и обращают внимание, то реагируют достаточно поверхностным образом (считают, что пройдет само). И только лишь незначительная часть принимает реальные действия с целью исправления сложившейся ситуации.

Симптомы неврозов у детей

Причиной неврозов у детей, как правило, считаются психические травмы, но имеет значение и генетическая предрасположенность. В большинстве случаев причиной невроза является неправильное воспитание ребёнка . В случае, когда ребёнку всё разрешено, и любые поступки вызывают у родителей исключительно восхищение, то у таких детей создаётся твёрдая уверенность в своей необыкновенности. Но проходит время, и ребёнок попадает в детский коллектив (сад, школа ), где в свою очередь хорошее отношение со стороны окружающих детей не даётся так просто — его надо заслужить. В результате этого у ребёнка появляются конфликты со своими сверстниками, из-за чего и формируется невроз.

Распространёнными симптомами неврозов у детей является: раздражительность , повышенная возбудимость, быстрая утомляемость. Также может снижаться аппетит, а сон становиться чутким. При волнении у ребёнка проявляются характерные симптомы — это повышенная потливость, похолодание некоторых конечностей. Ребёнка нервируют звуки и яркий свет, он жалуется на головные боли с шумом в ушах. При неврозе состояние ребёнка крайне неустойчивое: ребёнок может внезапно разрыдаться и так же быстро утихнуть.

При истерических неврозах у детей к вышесказанным симптомам добавляется истерические припадки (ребёнок падает на пол, громко кричит, барабанит ногами и руками).

Невроз у детей навязчивого состояния начинается со страха — фобии . К примеру, ребёнок сторонится ездить на лифте или же боится темноты, а также высоких зданий, собак, микробов, машин и прочее. Такие дети полностью уверены в том, что могут себя защитить при помощи своеобразных ритуалов: постучать по дереву три раза или плюнуть через плечо. Если же ребёнок считает, что он находится под угрозой, то начинает замыкаться в себе.

Лечение и профилактика неврозов у детей в первую очередь состоит в организации так называемого «отдыха » для нервных клеток. Следует строжайшим образом соблюдать режимы сна и питания, необходимо, чтобы ребёнок мог чаще находиться на свежем воздухе. Огромную роль при лечении неврозов у детей играет поведение родителей и прочих лиц из окружения.

Увеличенная тревога со стороны окружающих людей и преувеличенная забота с вниманием содействуют закреплению симптомов и условно-рефлекторной фиксации болезненного состояния ребёнка. Очень легко такое закрепление происходит во время истерии. Родителям в свою очередь стоит настоятельно доказывать необходимость исполнения ребёнком определённых мероприятий по лечению, а также некоторых требований , которые предъявляются к его поведению.

Не стоит баловать ребёнка на том основании, что он болеет. При лечении неврозов у детей следует не забывать, что при ослабленной нервной системе новые условные рефлексы с вновь образуемыми временными связями могут легко стать инертными и патологически крепкими. Симптомы, как отказ от приёма еды на почве созданного негативизма и тики, которые намного быстрее проходят когда они игнорируются, и крепко закрепляются при обращении внимания.

В особых случаях, когда трудную ситуацию для ребёнка не удается поменять, то следует обратиться за помощью к детскому врачу .

Лечение неврозов у детей в нашей клинике

Лечением неврозов у детей в клинике «Колыбель Здоровья » занимается врач-психотерапевт. Методик, которые способствуют избавлению невроза много, среди которых и медикаментозное лечение, а также гомеопатия (что немало важно). Особой популярностью пользуется игровая терапия, которая успешно практикуется нашими детскими врачами.

При лечении острых и продолжающихся неврозов у детей главное — это устранение той тяжёлой жизненной ситуации, которая инициировала патологические реакции, и тем самым вы сможете избавиться от гнетущего аффекта. На это наши опытные врачи-специалисты обращают внимание в первую очередь при лечении неврозов у детей дошкольного возраста.

Главное знать при лечении неврозов у детей, что никакое лечение не станет эффективным, если не изменить жизнь ребёнка. В случае если страхи и агрессии создают отрицательные эмоции, то смех и радость — формируют положительные эмоции. Смех у детей — это механизмом, стирающий ненужные стереотипы. Если вы хотите избавить навсегда от неврозов своего ребёнка, запишитесь на приём к нам, мы непременно окажем вам профессиональную помощь!