Психопрофилактика с использованием методов психотерапии. Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами Понятие психопрофилактики, ее виды

Один из основоположников отечественной терапии, Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача.

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную .

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с общей профилактикой и предусматривает комплексную участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мер, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.) , так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Согласно рекомендации ВОЗ, во вторичной профилактикой подразумевается само лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжном, хроническом течения.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исхода психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных с психиатрических больниц.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановления работоспособности человека, перенесшего заболевания. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза, с успехом применяются с профилактической целью соли лития.

Адаптация - это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на или устранение возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основные принципы реабилитации:

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать различные меры воздействия от биологического лечения к различным видам психотерапии и социотерапия, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;

3) единство психоциальних и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер в другие (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо-и социотерапевтични).

В процессе реабилитации выделяют три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса) - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима, в который активизирует;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) - начинается в стационаре и продолжается в внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсацией социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) - сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).

Психотерапия - это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским - воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
Психотерапия - является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия считает купирование психопатологической симптоматики, за счет чего считается достижение

внутренней и внешней гармонизации личности.

Виды психотерапии:

I. Общая - это комплекс действия психологических факторов на больного любого профиля с целью повышения его мил в борьбе с болезнью.
II. Частная (специальная): - рациональная (индивидуальная)
- Аутогенная тренировка (АТ) (индивидуальная, групповая)
- Гипноз (индивидуальная, групповая)

1. Групповая

1) собираются терапевтические группы, больным читаются лекции, а затем обсуждаются;
2) группы типа «интервью» - больные свободно обсуждают свои проблемы,
выражают глубоко личные сведения о себе;
1) трудовые группы - общение в процессе труда;
2) общество «анонимных алкоголиков» - собрания, дискуссии;
3) групповая терапия с родственниками

2. Индивидуально – психологическая

Опосредованная косвенная психотерапия (placebo - терапия).
В рамках placebo - терапии (лат. Placebo - кажется, представляется), расценивается как косвенное (Косвенное) внушение, суггестия реализуется, когда терапевтические возможности предоставляются реальном предмета или явлению, не имеющих предоставляемых им возможностей; placebo понимается как фармакологически индифферентное вещество, имитирующее лекарственное средство.

В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Общепринятой классификации методов психотерапии не существует, однако, как и в медицине в целом, обычно принято делить методы на симптоматические и патогенетические.

Симптоматические методы психотерапии (логическое убеждение, внушение, релаксация и др.) ориентированы на устранение или ослаблении отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения.
Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологические механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, - это неврозы, психосоматические расстройства.
К симптоматической психотерапии, которая предусматривает активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия . Она направлена на логическое убеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предусматривает различные варианты разъяснительной психотерапии. Убеждения - (персуазия) - процесс замены (изменения, перестройки, трансформации) ранее сформированных убеждений под влиянием дополнительной или разъяснительной информации, полученной из различных источников и в разных обстоятельствах. Лечение убеждением - это лечение информацией, которая поступает в связь и взаимодействие с представлениями, которые есть у больного.
Сторонником лечения убеждениям был швейцарский невропатолог Дюбуа, который детально разработал метод и давший ему название рациональная психотерапия (от лат. Ratio - разум). Термины "лечения убеждениям" и "рациональная психотерапия" является синонимами.

Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть.

К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Под внушением, либо суггестией, понимаются информационные воздействия, которые вызывают ощущения, воображения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также влияют на вегетативные функции.
Внушаемость - это своеобразное качество психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической его оценки.
Основные требования к психотерапевту - авторитарность (директивность).

Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта - суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно выполняют дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента.
Противопоказанием к использованию суггестивных методов являются психозы. Основным осложнением суггестивной психотерапии сегодня признается ятрогения.

Гипнотерапия или гипносуггестивной психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
Под гипнабельностью понимается свойство центральной нервной системы, которое позволяет достигать измененного состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.

Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышением восприятие факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport - связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии.

В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны.

В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии:

- Сонливость -возникает сонливость и расслабление;

- Гипотаксия (каталептическое) - наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость;

- Сомнамбулизм - полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.

В любой стадии гипнотического состояния должен поддерживаться рапорт.
Гипносуггестивной психотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Индивидуальное проведение позволяет дать конкретные установки, созданные для больного, что повышает эффективность психотерапии. Групповой гипноз используется преимущественно в пределах санаторно-курортной сети.

Аутогенная тренировка (от греч. Autos - сам, genos - происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Методика проведения аутогенной тренировки.

Выделяют две степени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) низкая степень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания,

2) высокая степень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.

Показания и противопоказания к аутогеннгой тренировке.

Аутогенная тренировка (АТ) наиболее эффективна при лечении неврозов и соматоформных расстройств, нарушении адаптации и психосоматических заболеваниях.

Отмечается хороший результат при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндоартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, спастических болях в желудочно-кишечном тракте, язвенной болезни.

АТ включается в комплексное лечение алкоголизма и наркомании, для устранения абстинентного синдрома и формирования установки.
Противопоказания для АТ являются состояния неясного сознания и бред, особенно бред отношения и преследования. Не рекомендуется АТ при острых соматических приступах и вегетативных кризах.

Показания, осложнения и противопоказания к рациональной психотерапии.
Убеждение является составной частью не только любой формы психотерапии, но и любого контакта врача и пациента в каждой клинике. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, убеждает его принять личную ответственность за свои поступки и активную роль в управлении своей жизни.
Рациональная психотерапия в качестве одного из элементов входит во все виды психотерапии, без нее затруднено начало каждого из них.
Осложнений и противопоказаний нет.

Показания и противопоказания для проведення гипносуггестии .

Показаниями для гипноза могут быть: сильные головные боли, которые не подлежат снятию анальгетиками при невралгии тройничного нерва, сильные головные боли другой этиологии, фантомные боли. Есть результаты при лечении гипнозом атипичных форм бронхиальной астмы, приступов стенокардии, гипертонической болезни I и II стадии, неврозов, некоторых форм кожных заболеваний. Успешно применяется гипноз при лечении алкоголизма, наркомании, в акушерской и стоматологической практике.

Противопоказаниями для гипнотерапии следует считать в острой стадии, тромбозы, инсульт, III стадию ГБ, гипертонический криз.

Применения, осложнения и противопоказания психоанализа.

Психоанализ как психотехника может быть использована как информативная процедура для широкого круга патологии, требующей психотерапевтического лечения. Традиционно считается, что психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.

Показания, осложнения и противопоказания нейролингвистического программирования (НЛП).

В целом, при несомненных заслугах НЛП в плане попытки ассоциации нейро-лингвистических методик и психотерапии, НЛП не может быть рекомендовано к широкому применению в клинической практике; в психиатрии использование метода возможно только в клинике невротических расстройств.

Применения, осложнения и противопоказания арттерапии.
Под атр-терапией понимается использование (средств) искусства как терапевтического фактора. Терапия творческим самовыражением может использоваться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (с теми, кто страдает алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять весомое место в системе реабилитации психически больных.

Терапия творчеством противопоказана лицам с тяжелой депрессией и суицидальными мыслями, поскольку в обстановке одухотворенного творчества может усугубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.

Показания и противопоказания для проведення гештальт - терапии.
Гештальт-терапия используется в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной, групповой терапии, в учреждениях (в школах, больницах, предприятиях). Этот подход используется для тех кто испытывает трудности перед проблемами (конфликт, прерывание отношений, одиночество, траур, безработица). В настоящее время большую распространенность получил этот метод в бизнес-консультировании. Перлз называл этот метод "терапией нормального человека".

Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях .
Выделяют три вида психологической помощи:

1. Психологическое консультирование

2. Психокоррекция

3. Психотерапия

Под психологическим консультированием понимается проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психологической диагностики (интервью, эксперимент и др.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций, а также процесс обучения навыкам психологической защиты и средствам нормализации своего эмоционального состояния.

Психологическая коррекция базируется на консультировании, которое предполагает целенаправленное активное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо личностных аномалий. Психокоррекция это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, которые не являются оптимальными для нее.

Психотерапия - является видом активного психологического воздействия на пациента, который имеет психопатологические симптомы и синдромы и находится в состоянии кризиса, фрустрации, стресса.

Человек - это существо социальное, и ему не выжить вне пределов знакомой среды. Конечно, известны случаи когда люди попадали в дикие условия и жили рядом с животными, добывали пропитание, но при этом человек всегда стремится к полноценному общению, хочет чувствовать себя частью коллектива, ощущать свою принадлежность к тому или иному классу.

К сожалению, та среда, которая так необходима для нормального развития и существования человека, играет и другую роль - выступает в качестве катализатора и возбудителя различных расстройств психологического плана. Профилактика негативных психологических состояний направлены на то, чтобы свести воздействие вредных факторов, оказывающих негативное воздействие на психику к минимуму и устранить возникшие симптомы того или иного расстройства.

Психологическая профилактика душевных расстройств особенно необходима в таких крупных стрессогенных мегаполисах, как Москва!

Зачем нужна психопрофилактика?

Жители современных мегаполисов практически во всех промышленно развитых странах систематически подвергаются воздействию таких неврозогенных факторов, как перенаселённость, транспортные проблемы, страх попасть в аварийную ситуацию, информационные проблемы, ухудшение экологии, низкое качество питания, высокий уровень преступности, проблемы межнационального общения, подавление индивидуальности человека и стрессовый характер процесса развития.

В настоящие дни почти, каждый человек, проживающий в многомиллионном городе имеет невроз, тревожное расстройство, сниженный фон настроения, жалобы:" я ничего не чувствую, не получаю удовольствие, жизни имеет пресный вкус и т.д." Время в огромном городе летит быстро! Люди не успевают даже задуматься, как пробегают месяцы, меняются числа в календаре с бешеной скоростью, жизнь наполняется различными страхами, жизнь не удается созерцать! И, чтобы предотвратить дальнейшее развитие душевного заболевания необходимо регулярно проводить психологическую профилактику личного психического аппарата.

Психопрофилактика является течением в общей психологической профилактике (душевного) здоровья человека, а значит, она связана с целым рядом медицинских и общественных наук и необходима всем. Известно, что проще предупредить заболевание, нежели его лечить. Однако, если процесс уже запущен, психопрофилактика способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации.

Психопрофилактика нацелена на работу с нормальными, здоровыми людьми, а также воздействие на тех членов общества, у которых имеются какие-либо заболевания психического плана.

Профилактика психических расстройств хороша тем, что позволяет предупредить развитие отдельных соматических (телесных) заболеваний, возникновений респираторных расстройств, сердечно-сосудистых и кожных заболеваний, факторов в возникновении метаболических и эндокринных расстройств и в возникновении болезней суставов и скелетных мышц, функций полового аппарата и их нарушения. Случается, что человек страдающий от снижения жизненного тонуса, при этом жалуется на боли в области сердца, скачки давления, онемение конечностей. В такой ситуации первым делом обращаются к специалисту по сердечнососудистой системе. Тот выписывает лекарства, отправляет на процедуры, но симптоматика не исчезает. А все потому, что причиной проблем является не сердце, а душевное расстройство! Поэтому грамотные доктора всегда направляют пациента к психоаналитику, чтобы тот оценил состояние пациента и сделал свои выводы - возможно, нужно совершенно иное лечение - не тела, а души (в переводе «психология» - это наука о душе).

Психопрофилактика - раздел медицинской (клинической) психологии, который разрабатывает и внедряет в практику ме­ры по предупреждению психических за­болеваний, их хронизации, способству­ет реабилитации психически больных.

Понятие «психопрофилактика» тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (осо­бенно психогигиены и первичной психопрофилактики) до­вольно условно. Главным отличием яв­ляется разная направленность этих двух дисциплин: психогигиена – раздел медицинской (клинической) психологии, имеющий целью сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья пу­тем организации надлежащей природ­ной и общественной среды, соответству­ющего режима и образа жизни; психопрофилактика на­правлена на предупреждение психичес­ких расстройств.

Отличие психогигиены и психопрофилактики также состоит в объекте их исследования и практическо­го применения: психогигиена направле­на на сохранение психического здоровья; психопрофилактика охватывает область субкли­нических и клинических нарушений психики.

Проблемам психопрофилактики в той или иной мере уде­лялось внимание с давних времен. Од­нако начало систематизированной пси­хопрофилактической деятельности в оте­чественной психиатрии обычно связывают с именем И.П. Мержеевского, который на Первом съезде психиатров поднял вопрос о «социальной этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве слу­чаев являются следствием неблагоприят­ных социальных условий, таких как вой­ны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С.С. Корсаков выдвинул идею «государственной психиатрической профилактики», которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпиде­миями, алкоголизмом, наркоманией, охра­ну здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирую­щего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. Психопрофилактика выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков.

Согласно классификации ВОЗ, выде­ляют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика - мероприятия, предупреждающие возникнове­ние нервно-психических расстройств.

Первич­ная психопрофилактика складывается из двух компонентов:

Общие меропри­ятия, направленные на повышение уров­ня психического здоровья населения;

Специфические мероприятия, включающие раннюю диагностику психических нарушений;

Вторичная психопрофилактика - мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на умень­шение патологических проявлений, об­легчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Общей задачей вторичной психопрофилактики является сокращение числа патологических нарушений.

Третичная психопрофилактика (психореабилитация) – мероприятия, способствующие предуп­реждению неблагоприятных социаль­ных последствий заболевания, рециди­вов и дефектов, препятствующих трудо­вой деятельности больного.

Как и психогигиена, психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими медицин­скими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, пе­дагоги, социологи, юристы, военнослужащие. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида психопрофилактики.

Так, для первичной психопрофилактики особенно значи­мы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с патогенными воз­действиями окружающей среды и деятельности, вызываю­щими те или иные нарушения психики; оп­ределение факторов риска, групп лиц с повышенной угрозой психического заболевания, а также си­туаций, несущих в себе угрозу вслед­ствие повышенного психического трав­матизма; организация психопро­филактических мер по отношению к этим группам и ситуациям.

Здесь важную роль играют такие дисциплины, как социальная, военная психология и др., позволя­ющие осуществлять превентивные меры в различных ситуациях военной службы.

Во вторичной психопрофилактике ведущую роль играет комплексная психотерапия. При третич­ной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в диффе­ренциации задач и методов психопрофилактики могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых прово­дится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической пато­логии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость или необратимость болезненных явлений; ведущее значение биологическо­го или социального фактора.

При предупреждении расстройств пси­хической деятельности, т.е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учи­тывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факто­ры, существующие в самом человеке, обус­ловленные его конституцией и личностными особенностями.

Здесь нужно иметь в виду три аспекта: лично­стный; межличностный; средовой.

При разработке психопрофи­лактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении исполь­зоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые сле­дует стимулировать, усиливая сопротивле­ние организма и личности болезни и ком­пенсируя ее последствия.

Психиатры всего мира озабочены ростом нервно-психических расстройств. В связи с эти разрабатываются различные меры по профилактике этих заболеваний. Согласно классификации ВОЗ 1983 года психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третичную. В рамках каждого вида разрабатываются свои мероприятия по снижению нервно-психических заболеваний.

Первичная психопрофилактика

Это профилактика нервно-психических расстройств, которая включает в себя самые широкие мероприятия, такие как борьба с эпидемиями, травмами, психогенными воздействиями на здоровых людей психически больных. Сюда же включается воспитание детей и подростков, их своевременная и правильная профориентация, снижение у них нервно-психических нагрузок, предупреждение семейных конфликтов, психотерапевтические консультации и помощь в ситуации острых конфликтов в семье, на работе, с соседями и так далее.

Большое значение имеет предупреждение наследственных заболеваний, с этой целью создаются медико-генетические консультации, задача которых выявить возможные отклонения в нервно-психическом развитии плода и предупредить рождение больного ребенка.

В женских консультациях акушеры-гинекологи рассказывают беременным женщинам о вредном воздействии на центральную нервную систему (ЦНС) ребенка алкоголя, наркотиков, психотропных средств, курения и так далее. Не меньшее значение для рождения психически здорового ребенка имеет и правильное ведение беременности и родов – это профилактика различных токсических воздействий на ЦНС ребенка, обусловленных течением беременности, и родового травматизма. Значение для нормального нервно-психического развития имеет раннее выявление у ребенка аномалий развития и их лечение.

Профилактика и лечение любого тяжелого острого, хронического заболевания является одновременно и психопрофилактикой. Особое значение такая профилактика имеет для онкологических больных.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика – это своевременное выявление и лечение психических нарушений и заболеваний. Большую роль играет применение эффективных методов лечения, лекарственных препаратов, длительная поддерживающая терапия, исключающая возможность рецидивов.

Такие больные должны постоянно наблюдаться психиатром. Правильное наблюдение за ними, своевременное противорецидивное лечение является вторичной психопрофилактикой.

Психиатры должны хорошо знать бытовые, семейные условия таких больных для того, чтобы вовремя погасить конфликт и предупредить обострение психического заболевания .

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение тяжелых для больного и окружающих социальных последствий заболеваний. Так, тяжелыми последствиями для самого больного являются его инвалидизация, невозможность работать, адаптироваться в социальной среде, тяжелое течение психического заболевания.

Для окружающих последствия также могут быть значительными. Если не адаптированный в обществе больной живет в семье, то в ней создается тяжелая психологическая атмосфера, которая может привести к развитию психогений (неврозов и реактивных психозов) у членов семьи. И здесь третичная психопрофилактика смыкается с первичной.

Наконец, большое значение имеет предупреждение противоправных действий у психически больных. По данным статистики больше всего противоправных действий совершают больные шизофренией , что говорит о недостаточно качественном проведении третичной психопрофилактики.

В рамках третичной профилактики психических заболеваний важную роль играет правильное и своевременное назначение больным медикаментозного и психотерапевтического лечения, а также физиотерапевтических процедур, лечебной гимнастики, водолечения и так далее.

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Являясь частью общей профилактики - деятельности, направленной на предупреждение заболеваний, психопрофилактика нацелена на конкретные психические расстройства. Решение многих общепрофилактических задач является вкладом и в психопрофилактику. Так, полное выявление и раннее активное лечение начальных форм сифилиса привели в нашей стране к исчезновению таких психических заболеваний, как и сифилис мозга; с ликвидацией многих инфекционных заболеваний не стало и соответствующих инфекционных психозов. Дополняя общепрофилактическую деятельность, психопрофилактическая работа нацелена на то, чтобы в трудных для организма условиях, например в условиях уже развившегося общего соматического или инфекционного заболевания, предотвратить возникновение психических нарушений или их последствий. Вполне очевидно, что разработка проблем всегда предусматривает и психопрофилактику.

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий систему мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение психических заболеваний. Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов: медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.; анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения; ранняя диагностика психических заболеваний; санитарно-просветительная работа: организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров (см. Диспансер), дневных и ночных стационаров, а также и домов отдыха. Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной - наукой об укреплении психического здоровья, являющейся одновременно и средством предупреждения психических заболеваний. Для психопрофилактики важное значение имеют благоприятные условия всестороннего развития способностей, а также возможно более полное удовлетворение духовных и материальных запросов личности. В предупреждении психических заболеваний наряду с общесоциальными условиями большую роль играет правильное воспитание, а также наличие нормальных внутрисемейных и трудовых отношений.

В соответствии с установкой Всемирной организации здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную работу с больным, препятствующую его инвалидизации в случае психического заболевания.

Первичная психопрофилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и общественных организаций. Вторичная и третичная психопрофилактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Содержанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специалистов психиатров, психологов, дефектологов, социологов. Эффективность зависит от характера заболевания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенсаторных возможностей организма, особенностей ведения больного, его лечения и многих условий, сопутствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоящем, а где - о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обычно определяет частоту и характер будущих осложнений для организма человека и его социальной адаптации.